Душа у животных

AysheЛента заметок группы: Животный мир

ВСЕ СОБАКИ ПОПАДАЮТ В РАЙ?

5 ноября´06 17:34 Просмотров: 13854 Комментариев: 0 Если есть рай, то в нём должны быть домашние животные. Их жизнь настолько переплетена с нашей, что распутать этот клубок не дано даже Архангелу.
Пэм Браун
В Рай принимают не по заслугам, а по протекции, иначе вы остались бы за порогом, а впустили бы Вашу собаку.
Марк Твен

Проскочила как-то тема о животных после смерти.Я заинтересовалась.Действительно,что ожидает наших питомцев после того,как они нас покинут?Встретимся ли мы ещё?
Религиозная жизнь человечества начинается с тотемизма — обоготворения животных.Во многих религиях мира ответ однозначен-все мы будем держать ответ перед Богом.Что касается христианства-ответ неоднозначен.Скорее напоминает домыслы.Но всё же…
Вечный вопрос
Печальные события всегда наводят на мысли о вечном. Это неизбежно. Каждый домашний любимец яркая личность, целый мир, и встает вопрос «А дальше?» Говорю по своему опыту: разум не принимает того, что все ушло навсегда и безвозвратно, какое бы атеистическое воспитание не было, и как бы не относился к официальной церкви. Точка зрения РПЦ по этому вопросу лично мне неизвестна, если узнаю, то напишу. Есть веское подозрение, что, так как животные не вносят пожертвования, то и рассматривать этот вопрос не стоит. Возможно, я не прав.
Я посмотрел западные источники. Оставив в стороне теологический вопрос разницы души и Духа, в принципе сходятся на том, что животные попадают в рай. Христианский. Насколько я знаю, все основные религии осуждают плохое отношение к животным.
Мне понравилась статья на одном из религиозных сайтов и я ее перевел. Выводы очевидны. Остальное вопрос личных взглядов и убеждений. Но все же хочется верить, что наши любимцы ждут нас где-то на другом конце радуги…
Есть ли душа у животных?
Вопрос задан ребенком, написавшим: «Попадают ли животные в рай? Я думаю, у животных есть душа. У них точно есть личности. Мы их так сильно любим, и когда они умирают, мы надеемся, что они перешли в лучший мир. Это нас успокаивает?»
У меня дома две собаки, кот, три кролика и птица, и я могу заверить, что каждое из этих животных личность. Но душа? Принятие концепции может изменить пищевой рацион миллионов людей, так как убивать существа, имеющих душу — варварство. И кроме того, все знают, что животные не такие умные как люди (их можно поработить, но они не зарабатывают на жизнь), у них нет цивилизации (у них нет войн), и, вдобавок, они зависят от людей (сколько видов исчезло за последние 100 лет?!).
Но есть ли у них душа? Обратимся к Священному писанию и посмотрим, что там.
Первое, нам надо посмотреть, что говорится о сотворении животных, а потом посмотреть, как обозначается душа на иврите. Словарь указывает, что nephesh chaya обозначает душу. В официальном переводе (King James Version) говорится, что человек был сотворен с живой душой, буквально nephesh chaya.
Хорошо, у человека душа есть, но как у животных.
И сотворил Бог рыб больших и всякую nephesh chaya (душу) животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую, по роду ее. (Бытие.21).
Рыбы и птицы явно имеют душу.
И сказал Бог: да произведет земля nephesh chaya душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. Бытие.24.
Очевидно, что душа есть и у остальных животных. Но если животные имеют душу, можем ли мы их есть? Поедание животных явно не входило в первоначальный Божественный замысел. В Бытие 1.29-30 Бог предписывает людям есть овощи, фрукты и траву сеящую семя, в то время как животные должны есть всю зелень травную. Животные не были сотворены в пищу ни нам, ни друг другу (см. Бытие 2.18-19, чтобы узнать, зачем они были сотворены).
У животных есть личность, душа, и они не были сотворены для наших гастрономических удовольствий. Но попадают ли они в рай?
Библия не особо описывает, что такое рай.Единственное, в чем мы уверены, это то, что это то место, где есть Бог, и что там есть животные. Животные в раю? Так говорит Библия. В разных местах неоднократно упоминаются лошади, Иоанн видит орлов, собравшихся вокруг трона Господня. Очевидно, Бог любит и животных. Животные показаны как часть рая, и, представляется наиболее вероятным, что, так как животные имеют душу живую, рай для них также открыт, так как они были частью мира с начала времен.
И если у них есть душа и они попадают в рай, почему люди относятся к ним так плохо, используя в пищу и пуская на обувь, куртки и так далее? Потому, что в отличии от животных, люди могут выбирать зло. Животные могут только выбирать оставаться животными. У нас есть выбор, что есть, бургер или спагетти? Новая фабрика или сохранение вида? Новый оттенок помады или жизнь подопытных обезьян?
Животные попадут в рай. Истинный вопрос… какова наша ответственность перед ними, как перед нашими сожителями в мире, сотворенном Богом?

Беседа со священником Владимиром Лапшиным
Беседа корреспондента журнала «Друг» (№ 2/95) со священником Храма Святых Бессеребренников Космы и Дамиана в Шубине, отцом Владимиром Лапшиным.
— Отец Владимир, что говорит Священное Писание об отношении человека к собаке?
— Вопрос, наверное, можно рассматривать с двух сторон. Ведь собака-это часть природы. Об отношении человека к живому миру можно прочитать в первой главе Библии. С одной стороны, Бог дал власть человеку над всеми животными. С другой — власть эта предполагает и ответственность человека перед Богом за все живое на Земле. Человек должен заботиться о всем мире, приумножать его богатства, чтобы все живое на Земле сохранялось и приумножалось. Одним словом, человек должен очень трепетно и заботливо относиться ко всему тварному миру. В послании Апостола Павла сказано: «Тварь (т.е. все, что сотворено — корр.) с надеждою ожидает откровения сынов Божиих… ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне». (Рим 8,19,22). Человек — дитя Божие, но нужно не только именоваться, но и быть им во всем, в том числе и по отношению к окружающему нас миру. Поэтому человек в ответе за всё, что происходит на Земле с природой. Лозунг Мичурина, призывающий не ждать милостей от природы, а взять их у нее, совершенно неэтичен. Наша цивилизация идет по неверному пути: «Это нам не надо, давайте это уничтожим, а это — надо, будем беречь». Есть масса примеров такого прагматичного подхода: неограниченный отстрел волков и, как следствие, вред для леса; уничтожение комаров при постройке Академгородка в Сибири и, как следствие, «болезнь» тайги. То, что творит человек с этим миром, просто ужасно.
— Выделяет ли Священное Писание собаку среди других животных?
— Нет. Библия не отделяет ее от других животных. В Библии не говорится о какой-либо дискриминации собаки, не содержится какой-либо запрет на нее. Правда, в Библии есть места (например, в послании Апостола Петра), где содержатся, казалось бы, нелестные слова о собаке: «многие грешники, обратившись в Христианство, вновь возвращаются к своим грехам, как пес возвращается на свою блевотину». (2 Петр. 2,22). Но это же не есть хула на животное. Да, это библейское выражение, вошедшее даже в поговорку, но, повторю, это не отрицательное отношение к собаке, ибо там же сказано, что «вымытая свинья идет валяться в грязи». Или вот в Евангелии говорится: «Не давайте святыни псам». Тут опять же нет отрицательного отношения к собакам! Просто все должно быть соразмерно. Нет, собака — это удивительное животное. Отец Александр Мень как-то сказал: «Собака — это вообще почти как человек». Кто еще из животных может так любить человека, быть таким верным другом? Я не могу вспомнить библейских, евангельских выражений, плохо говорящих о собаке или содержащих запрет на содержание ее в доме. Другое дело, что в прежние времена, когда уклад жизни людей был другим, собака, выполнявшая роль сторожа и пастуха, естественно жила во дворе, а не в доме. Сегодня же образ жизни человека изменился, но собака по-прежнему нам нужна во всех ее ипостасях, и мы, живя в городе, не можем держать свою собаку где-то вне квартиры, хотя в деревнях обычно их, как и раньше, держат в конуре во дворе. Вот, видимо, из таких чисто практических и традиционных соображений и появилось мнение, что собаку нельзя держать в доме. Нет и не может быть запретов на это. Я слышал, что некоторые священники отказываются освящать квартиру, где есть собака!
— Вы с этим не согласны? Вы считаете, что они не правы?
— Я не хочу и не могу их осуждать. Господь сказал: «Не судите, да не судимы будете!» Эти священнослужители, может быть, и руководствуются какими-то древними правилами, но религия -это не есть нечто застывшее. Церковь -это живой организм, и она постоянно обновляется, развивается, и многие правила сейчас практически устарели.
— Церковные Соборы не рассматривают вопросы изменения канонов?
— У нас какой-то суеверный страх перед правилами. Вот, например, протопоп Аввакум, глава русского церковного раскола, с одной стороны, был человек глубокой веры, а с другой — крайне консервативный, даже косный: «Не нами положено, пусть так и лежит во веки веков. За одну букву мы готовы идти на огонь». Мне кажется, что стремление ничего не менять, превратить Церковь в заповедник, в музей — неправильно. Все живое обновляется. Если нет обновления, нет и жизни, а Церковь и Вера наша — это жизнь. Поэтому я считаю, что собака вполне может быть в доме — часто она там просто необходима. Если же кого-то из ваших знакомых присутствие этого животного в комнате может смутить, то на время их визита можно вывести ее в коридор. Свою собаку я держу в комнате, так как живу в коммунальной квартире.
— Почему собаке нельзя входить в храм, а кошке можно?
— Потому что в принципе она — дворовое животное. Ведь ни лошадь, ни свинью вы в храм не поведете, а кошка — не дворовое, а домашнее животное, к тому же ее присутствие в храме носит функциональный характер: она ловит мышей. Кроме того, по поводу нахождения животных в храме есть свои каноны. И объясняются они не тем, что животные — чистые или не чистые, а сложившимися традициями. В храм по древним канонам не должен входить человек во грехе (он может находиться только в притворе), женщина в определенные дни. Храм — особое место, а дом — это дом. Напрасно некоторые пытаются разделить все на чистое и нечистое, Божье и не Божье. Это неверно. Главное — понять, весь мир — Божий, и разделить его нельзя. Только зло — не от Бога. Но кто может сказать, что собака — зло? Грех — не от Бога, опять же, кто может сказать, что собака — грех? Человек порой в своей жизни творит такое, что ни одному животному в голову не придет.
— Отец Владимир, как Вы считаете: есть ли у собаки душа?
— Ответ на этот вопрос может быть двояким: все зависит от того, что мы понимаем под «душой». Некоторые богословы считают, что человек состоит из трех частей: дух (то, что соединяет человека с Богом), душа (душевно-психическая жизнь, эмоции) и тело (плоть). В таком варианте можно сказать, что у животных, в частности у собак, душа есть (духа — нет, а душа — есть): они чувствуют отношение к себе, могут радоваться, тревожиться и т.д. Если же считать человека состоящим только из души и плоти и при этом под душой понимать дух, а под телом и плоть, и всю психическую жизнь, то можно сказать, что у животных души нет.
— Значит классических определений по этому поводу не существует? Попадут ли животные в Рай?
— Один великий человек, верующий и мыслящий, как-то выразился примерно так: «Зачем мне Рай, если там не будет моего кота!»(Ayshe: уточняю-Николай Бердяев)Такое утверждение может показаться кощунственным. Можно по-разному относиться к этому. Ведь Господь говорит: «Кто любит отца своего или мать свою больше Меня, тот не достоин Меня». Мы не можем осуждать этого философа. Он имел в виду совсем не то, что, ему не нужен Рай, а то, что Рай — это нечто, где человек реализуется во всей своей полноте, некое состояние человеческой души. Вот и любовь к животным — тоже часть человеческой души. Если Рай — этo что-то, где нет любви к животным, это не Рай. В церковной жизни всегда трудно к чему-то относиться однозначно, так как существуют разные мнения, традиции. Вот говорят, что нельзя собаку держать в доме, где иконы, входить с ней в храм. А с другой стороны, есть молитвы об исцелении домашних животных, скота.

Всё же надеюсь,что мы ещё встретимся.Мне не нужен рай,где не будет их-наших лучшех друзей.Думаю, ответ всё же здесь:
ЗА РАДУГОЙ
На самом краю небосклона есть место, называемое Мостом Радуги. Когда животное умирает, особенно если оно было очень любимо кем-то в этой жизни, оно попадает на Мост Радуги. Там бескрайние луга и холмы, по которым наши друзья могут бегать и играть все вместе. Там изобилие пищи, воды и солнечного света, и там нашим любимцам тепло и комфортно.
В этом краю все больные и старые животные превращаются в молодых и полных энергии; имевшие травмы и увечья снова становятся здоровыми и сильными. Время для них летит незаметно, если только мы вспоминаем о них в своих мечтах и снах. Животные там счастливы и довольны всем кроме одного — каждый из них ушел раньше и оставил в этой жизни кого-то очень дорогого ему.
На Мосту Радуги животные бегают и беззаботно играют все вместе, но приходит день, когда кто-то из них неожиданно останавливается и смотрит вдаль. Его глаза загораются огнем, а тело начинает дрожать от нетерпения. Вдруг он покидает своих собратьев, летит над изумрудно-зеленой травой, и ноги несут его все быстрее и быстрее.
Он заметил вас; и когда вы и ваш любимец наконец встретитесь, то крепко-крепко обниметесь, счастливые от того, что соединились и больше никогда не расстанетесь.
Он будет, одурев от счастья, лизать ваше лицо, ваша рука снова будет любовно ласкать его голову, и вы еще раз взглянете в преданные глаза своего любимца, так надолго покинувшего вашу жизнь, но никогда не покидавшего вашего сердца.
Теперь вы сможете пересечь Мост Радуги вместе…
Автор неизвестен…
Большое спасибо неизвестному автору

Каким образом животные могут страдать и радоваться, если у них нет души? Почему церковь более благосклонна к кошкам, нежели к собакам? Можно ли молиться о зверюшках?

О христианском отношении к братьям нашим меньшим

С этими распространёнными вопросами от наших читателей мы обратились к другу нашей редакции и бывшему рижанину — наместнику Свято-Георгиевского мужского монастыря в Гётшендорфе игумену Даниилу (Ирбитсу).

Всё своё свободное время (если, конечно, его таковым можно назвать) батюшка Даниил нынче посвящает обустройству при обители большого скотного двора и периодически поднимает людям настроение в сети Facebook, размещая там замечательные фотоотчёты об этом добром начинании.

— Идея создания монастырского скотного двора у нас появилась давно, можно сказать, с самого начала строительства обители, — говорит отец Даниил. — Но было много нюансов, которые не давали нашей мечте осуществиться. И вот время пришло.

Начали мы с разведения карликовых коз. Потом планируем купить овец, десяток кур, свиней и в идеале хотя бы одну корову. Смысл этой затеи — производство своей продукции. Молоко, яйца, сыр, сметану мы планируем изготавливать для себя сами.

Понятно, что мы, живущие в обители, стоим пока у истоков и должного опыта у нас ещё маловато. Но я уверен, что со временем придёт и такой опыт. Главное — не сидеть сложа руки и помимо молитвы трудиться на всех возможных монастырских послушаниях.

— Когда встаёт извечный вопрос «Есть ли душа о животных?», мнения священников сильно разнятся. А как считаете лично вы?

— В книге Бытия (первая книга Библии) сказано: «…и сказал Бог: да произведёт вода (и земля) душу живую по роду её. И появились рыбы, птицы, животные».

Следовательно, у животных душа, несомненно, есть. Только её природа отличается от природы души человеческой. Потому что человек получил душу от Бога: «И создал Бог человека из праха земного, и вдохнул в его лице дыхание жизни, и стал человек душою живою».

— Можно ли молиться о заболевших или потерявшихся животных? И к кому из святых лучше обращаться с подобными просьбами?

— Забота о животных — это неотъемлемая часть деятельности человека. А как может быть иначе — ведь они тоже живые, наделённые душой создания, способные страдать.

И нельзя забывать, что зачастую их страдания обусловлены именно деятельностью человека. Поэтому люди, конечно же, должны молиться о здоровье своих питомцев. Но такие молитвы концептуально должны отличаться от молитв о здоровье человека.

Человек страдает за свои грехи, а животное — за грехи человека.

К слову, в Германии нет бродячих животных. Каждая собака или кошка имеет своего хозяина, который за них несёт ответственность перед городом: он обязан вовремя делать профилактические прививки и следить за тем, чтобы животное было накормлено и не бросалось на людей. В противном случае хозяин будет нести административную ответственность.

Что касается молитв о животных — в истории христианства было множество святых, которые считаются покровителями животных, — они о зверюшках не просто заботились, но были наделены Богом даром исцеления братьев наших меньших. Среди самых известных из них — святые Косьма и Дамиан.

Но в любом случае, лучше всего обращаться в своих молитвах за помощью к Господу Богу. А то получается какое-то язычество: святые помогают своими молитвами, но подаёт просимое только Бог.

— А почему церковь благосклоннее относится к кошкам, нежели к собакам?

— Изначальное предназначение кошки — ловить мышей в доме, а предназначение собаки — охранять дом снаружи. Отсюда и отношение к ним различное. Оно не более или менее благосклонное, оно обусловлено только этим различием.

И это ложное мнение, будто церковь запрещает держать собак в домах, где есть иконы. Просто у собаки обязательно должно быть в нём своё место (кошку, как известно, приучить к своему месту нельзя), отличное от положения человека.

Во многих монастырях прекрасно уживаются и кошки, и собаки. Да и не только в монастырях. Как поётся в молитве: «Всякое дыхание да хвалит Бога!»

— Допустимо ли хоронить домашних любимцев на специальных кладбищах для животных?

— В Германии, например, такая практика очень распространена. Думаю, что это личное дело каждого хозяина своего питомца. Только не стоит из этого делать культ.

— Можете ли вы сказать, что животные, которые живут на территориях монастырей и храмов, как-то отличаются от своих собратьев? Ведь сказывается на них как-то и звон колоколов, и молитвенное пение!

— Несомненно, поведение животных, обусловленное поведением человека, живущего в монастыре, отличается от поведения животных, живущих в дикой природе или на городских улицах.

Монастырские питомцы практически никогда не бывают озлобленными, поскольку окружены особыми заботой и любовью.

А тот факт, что любое животное чувствует любовь, даже не оспаривается.

У нас в обители, кстати, есть свои особые любимцы — кошка Микки и кот Маус. Они удивительные создания!

— Вы согласны с утверждением, что о здоровье общества можно судить по отношению к детям, старикам и животным?

— Наверное, это самое верное утверждение. Ведь пожилые люди, дети и животные — это та часть нашего общества, которая не может самостоятельно заботиться о себе, постоять за себя. И уровень духовного состояния общества как раз определяется степенью его сострадания именно к таким категориям.

Если общество озлоблено, оно не умеет сострадать, не умеет любить. Напротив, в обществе, где живёт любовь, в первую очередь заботятся о тех, кто нуждается в этой любви, кто самостоятельно не может позаботиться о себе.

На мой взгляд, это и есть тот критерий, который должно применять к оценке состояния общества.

Святые покровители зверюшек

Святой Франциск (Почитается преимущественно в католических странах)

В день его памяти — 4 октября — в 1931 году был установлен Всемирный день животных.

Священномученик Афиноген

В давние времена в день памяти этого святого — 29 июля — крестьяне приводили к церкви животных, где священники читали над ними особое последование для их умножения и здравия.

Также считается, что православный святой Власий помогает скотоводам, а святые Флор и Лавр — коневодам, святой Василий — свиноводам, святой Никита — тем, кто разводит водоплавающую птицу.

Ещё среди покровителей животных — преподобные Сергий Радонежский и Серафим Саровский, которые при жизни приручали диких зверей и кормили их из своих рук.

==================

Следующий номер православного приложения «Воскресный день» выйдет в газете «Суббота» 7 мая.

Аллах Всевышний сказал в Коране:»… когда дикие звери будут собраны» (ат-Таквир 81/5).

«Все живые существа на земле и птицы, летающие на двух крыльях, являются подобными вам сообществами. Мы ничего не упустили в Писании. А затем они будут собраны к своему Господу» (аль-Анам 6/38).

Ибн Аббас (радыйаллаху анху) сказал: «Все, будет собрано к Аллаху Всевышнему».

Как следует из приведенных аятов, в Судный день, когда прозвучит звук трубы, животные, е как люди и джинны, будут собраны перед Господом миров.

Однако суть этого взаимного расчета животных нам неизвестна. Об этом ведомо только Аллаху Всевышнему. Поскольку животные не обладают волей в полном значении этого слова и разумом, то их расчет будет именно таким. Для животных не существует Рая или Ада, вознаграждения или наказания. Вечная жизнь после воскрешения присуща только людям и джиннам. Однако некоторые животные, которые были преданными друзьями праведников или погибли на пути истины, по воле Аллаха Всевышнего, попадут в Рай.

Например, в Рай попадут животные, которые были принесены в жертву ради Аллаха. Кроме того, в книге «Мишкатуль-Анвар», написанной имамом Мукатилем, сообщается, что в Рай так же попадут следующие десять животных:

1. Бык Ибрагима (алейхи салям).

2. Баран, который был принесен в жертву вместо Исмаила (алейхи салям).

3. Верблюдица Салиха (алейхи салям), которая была дана ему в качестве чуда.

4. Рыба, которая проглотила Юнуса (алейхи салям).

5. Корова Мусы (алейхи салям).

6. Мул Узейра (алейхи салям).

7) Муравей Сулеймана (алейхи салям).

8. Удод царицы Белкис.

9. Собака по кличке Китмир, принадлежавшая людям пещеры.

10. Верблюдица посланника Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) по кличке Касва.

Светлячок 1 год назадОтветить

Сколько религий, столько мнений. А еще, 51 год назад Собор святых Апостолов в Иерусалиме отменил ветхозаветное утверждение, что собака не чистое животное. Да и вообще само понятие — нечистое животное. Значит, даже Библия может пересматриваться и уточняться. Может и о душе животных все же еще раз хорошенько подумают и взвесят, послушают людей у которых живут животные не ради мяса и шкуры, а именно из-за потребности любить без всякой выгоды и меркантильности. Именно такие люди могли бы рассказать священникам не выдуманные истории о своих питомцах,которые буквально спасали своих хозяев от смерти , как физически, так и морально. И еще. В раю животные жили еще до появления Адама. Именно из-за грехопадения Адама и животные были изгнаны из рая . Это надо помнить . Мы даже здесь в долгу перед животными. Надеюсь, что Церковь и здесь когда нибудь честно разберется и животные займут достойное место в царстве Божьем. Конечно, я не буду утверждать, что душа животного такая же, как у человека. Но все же считать животное только биологическим отходом, которое призвано удовлетворять потребности человека — большая глупость и ошибка. Уверена, что придет день и час, когда человечеству будет очень стыдно и мерзко за свое отношение и свои действия по отношению к животным. Прпимерно так у нас вызывает отвращение и ужас, когда мы слышим о человеческих жестоких жертвоприношениях, о каннибализме, об ритуальных убийствах детей и людей и многое чего. И я все таки уверена, что у милосердного и любящего Бога для каждого живого существа найдется свое место рядом с ним. Сейчас такое место называется «За Радугой» или «На Радуге». Это место своего рода — рай для животных, особенно для тех, кто очень их любил и отдал частичку своей души. Но я уверена, что и для других животных, которые еще больше настрадались на земле из=за звериной жестокости человека тоже найдется райское место . Вот. как то так.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *