Душевность

    «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно» (1 Кор.2:14).
   Как это так? Почему «душевный человек не принимает того, что от Духа Божия», мало того: как он может почитать это «безумием»? И что значит «судить духовно»?
   На языке светском «человеком душевным» обычно называют того человека, у которого проявляются лучшие качества души – человека доброго, сердечного. Почему же такой человек может не принимать того, что «от Духа Божия» и даже почитать это «безумием»? Не учили ли нас еще с детства, что человек состоит из души и тела и что, хотя тело создано из земли, но зато душа – это высшее начало в человеке, она Божественного происхождения и стремится к Богу? Как же эта душа может быть чуждой Божию и не принимать то, что от Духа Божия происходит? Но вот и апостол Иуда, брат Господень, в своем соборном послании говоря о том, что «в последния времена появятся ругатели, поступающие по своим нечестивым похотям, которые отделят себя от единства веры», как бы в пояснение потом прибавляет: «это люди… душевные, не имеющие духа» (Иуд. 1:19).
   Что это за люди душевные? И почему Слово Божие относится к ним неодобрительно?
   Представление о том, что человек состоит из души и тела, – слишком элементарное, примитивное, а в действительности конструкция человека гораздо более сложна. Когда говорят, что человек состоит из души и тела, то обычно хотят этим выразить, что человек состоит не только из одного мертвого вещества, материи, но и из того высшего начала, которое эту материю оживотворяет, делает живой. «И стал человек душою живою», говорит книга Бытия (Быт.2:7), после того как Бог, создав человека из праха земного, «вдунул в лице его дыхание жизни». В этом смысле душу имеет и каждое живое существо, каждое животное. «И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую… и сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся… И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ея, скотов и гадов и зверей земных по роду их. И стало так» (Быт. 1:20-24). Следовательно, душой называется, в сущности, только жизненное начало в каждом живом существе – не больше.
   С этой точки зрения становится вполне понятным изречение Господа, которое без такого предварительного объяснения многим кажется непонятным и даже соблазнительным: «Кто хочет душу свою спасти, погубит ее, а кто погубит душу свою Мене ради и Евангелия, тот спасет ее» (Марк. 8:35). Под «душой» здесь разумеется жизненное начало в человеке, то есть что делает живым мертвое само по себе тело, но не больше, и весь текст приобретает такой, уже вполне ясный смысл: «Кто хочет жизнь свою спасти, то есть кто слишком дорожит своей земной жизнью, тот ее потеряет, а кто отдаст свою жизнь ради Христа и Евангелия, тот именно только и приобретает настоящую жизнь, не эту временную, земную, а вечную, будущую».
   Итак, представление о том, что человек состоит из тела и души, есть представление примитивное, далеко не исчерпывающее всей сложности конструкции природы человека. В послании апостола Павла к евреям мы находим более детализированное представление о составе человеческого естества. Апостол Павел говорит, что «Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдуостраго, оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечныя» (Евр. 4:12). Тут, как мы видим, различается «душа» и «дух». Это различие «душевности» и «духовности» в человеке мы находим и во многих других местах Священного Писания, почему Церковь и положила считать, что человек по своему естеству трехсоставен или трехчастен и состоит из: 1) духа, 2) души и 3) тела, причем высшее начало в человеке – это дух, а душа, хотя и выше тела, так как она невещественна, нематериальна, но она, по выражению нашего великого психолога и знатока духовной жизни епископа Феофана Вышенского, «вся обращена исключительно на устроение нашего временного быта – «земного» и «познания ея строятся только на основании того, что дает опыт окружающей жизни, и деятельность ея обращена на удовлетворение потребностей временной жизни» («Что есть духовная жизнь», стр.31). Поэтому душа есть низшее по сравнению с духом начало в человеке, и она тесно связана с телом и телесной жизнью, но сама вместе с тем служит как бы связующим началом между телом и духом, представляя собою как бы мост от тела к духу.
   Итак, человек трехсоставен. Что же представляет собой каждая из трех составных частей его природы?
   Тело создано Богом «из праха земного» (Быт. 2:7), и потому оно принадлежит земле: «Земля еси и в землю отыдеши» (Быт. 3:19), – сказано первому человеку. Телесная жизнь человека состоит в удовлетворении потребностей тела. Своей телесной жизнью человек ничем не отличается от прочих живых существ-животных. Потребности тела многоразличны в соответствии с разными органами тела, но в общем все они сводятся к удовлетворению двух основных инстинктов: 1) инстинкта самосохранения и 2) инстинкта продолжения рода.
   Оба эти инстинкта вложены Творцом в телесную природу всякого живого существа с вполне понятной целью – дабы это живое существо не погибло и не уничтожилось бы бесследно. Для общения с внешним миром тело человека наделено пятью органами чувств: зрением, слухом, обонянием, вкусом, осязанием, без коих человек был бы в этом мире вполне беспомощным. Весь этот аппарат человеческого тела необыкновенно сложен и премудро устроен, но сам по себе он был бы мертвой машиной, если бы его не оживотворяла душа.
   Душа дана Богом, как оживотворяющее тело начало, для того, чтобы управлять телом. Все действия, или, вернее, движения души столь многообразны и сложны, так переплетаются друг с другом, так изменчивы и зачастую трудно уловимы, что их для удобства принято разделять на три вида, три разряда: мысли, чувства и желания. Эти движения души изучаются особой наукой, которая называется психологией. В соответствии с разделением движений души на три части и психология обыкновенно делится на три отдела: 1) психология познания, 2) психология чувства и 3) психология воли. К области познания относятся воображение и память, коим пользуется рассудок для приобретения определенных понятий и знаний о вещах. Понятия и знания, приведенные мыслительным трудом в порядок или систему, дают ту или иную науку. Органом тела, с помощью которого душа производит мыслительную работу, является мозг.
   Органом чувства принято считать человеческое сердце. Это потому, что всякое чувство – радость или горе, скорбь или удовольствие, симпатия или антипатия, гнев или мирное расположение духа, покой или беспокойство – всегда отражается на сердце – усилением или ослаблением его деятельности. Сердце – мерило того, что нам приятно или неприятно, а так как человек, естественно, стремится к тому, что приятно и хочет избежать того, что неприятно, то сердце, естественно, является как бы центром жизни человека, центром, в котором вмещается все, что входит в душу совне и из которого исходит все, что обнаруживается душой вовне.
   Желаниями человека руководит воля, которая не имеет для себя вещественного органа в нашем теле, а орудия для исполнения ее предначертаний – это наши члены, приводимые в соответствующее движение тем или иным решением воли при помощи мускулов и нервов.
   Результат деятельности нашего ума и чувств, порожденных сердцем, оказывает то или иное давление на волю, и наше тело производит то или иное действие или движение.
   Таким образом, душа и тело тесно связаны друг с другом. Тело с помощью органов внешних чувств дает те или иные впечатления душе, а душа, в зависимости от этого, так или иначе управляет телом, руководит его деятельностью. Ввиду такой тесной связи души с телом эту жизнь нередко называют общим термином: «жизнь душевно-телесная».
   Однако необходимо все же различать: жизнь телесную, как удовлетворение потребностей тела, и жизнь душевную, как удовлетворение потребностей души.
   В чем состоит жизнь телесная, мы уже знаем. Она состоит в удовлетворении требований двух главных инстинктов: инстинкта самосохранения и инстинкта продолжения рода. Жизнь душевная состоит в удовлетворении потребностей ума, чувства и воли: душа хочет приобретать знания и испытывать те или иные чувства.
   Но жизнь человеческая далеко не исчерпывается удовлетворением потребностей тела и души. Тело и душа – это еще не весь человек, неполный человек. Над телом и душой стоит еще что-то высшее, то именно, что часто выступает в роли судьи и души, и тела и дает всему оценку с особенной, высшей точки зрения. Это высшее начало в человеке есть дух, который Божественного происхождения. Это та сила, которую вдохнул Бог в лице человека, завершая его творение. Душа есть и у животных, но она, согласно повествованию книги Бытия, вместе с телом была произведена землей: «И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ея, скотов, и гадов, и зверей земных» (Быт. 1:24). Душа человеческая во многом сходна с душою животных, но в высшей своей части она несравненно превосходит душу животных, а это зависит от сочетания души человека с духом, который от Бога.
   Что же это за дух и каковы его проявления?
   »Дух, – говорит еп. Феофан Вышенский, – как сила, от Бога исшедшая, ведает Бога, ищет Бога и в Нем одном находит покой. Неким духовным сокровенным чутьем удостоверяясь в своем исхождении от Бога, он чувствует свою полную от Него зависимость и сознает себе обязанным всячески угождать Ему и жить только для Него и Им («Что есть духовная жизнь»). «Ты, Боже, создал нас со стремлением к тебе, – говорил еще блаженный Августин, – и беспокойно наше сердце, пока не успокоится в Тебе».
   Каковы же проявления духа в человеке? Как и в чем они выражаются? Великий психолог и наставник духовной жизни епископ Феофан указывает нам три таковых проявления: 1) страх Божий, 2) совесть и 3) жажда Бога.
1. «Все люди, на каких бы они степенях развития ни стояли, – говорит епископ Феофан, – знают, что есть Верховное Существо Бог, Который все сотворил, все содержит, всем управляет, что и они во всем от Него зависят, и Ему угождать должны, что Он есть Судия и Мздовоздаятель всякому по делам его. Таков естественный символ веры, в духе написанный. Исповедуя его, дух благоговенствует пред Богом и исполнен страха Божия». 2. «Сознавая себя обязанным угождать Богу, дух не знал бы, как удовлетворить сей обязанности, если бы не руководила его в сем совесть». «Совесть указывает человеку, что право и что неправо, что угодно Богу и что неугодно, что должно и что не должно делать». Но совесть не только указывает должное, причем «за исполнение награждает утешением, а за неисполнение наказывает угрызением. Совесть есть законодатель, блюститель закона, судия и воздаятель». Недаром народ называет совесть «голосом Божиим» в душе человека. 3. Духу свойственно искать Бога, стремиться к соединению с Богом, жаждать Бога. Ничем тварным и земным дух удовлетвориться не может. Кто бы сколько ни имел земных благ, ему все кажется мало, все хочется чего-то большего. Эта вечная неудовлетворенность, всегдашнее недовольство показывает, что у нашего духа есть стремление к чему-то высшему, идеальному, как говорят, а потому ничто земное этого высшего и идеального заменить не может, и душа человека мается, не находя себе покоя. Только в Боге, в живом общении с Ним человек находит себе полное удовлетворение и успокаивается, приобретая высшее – благодушевный мир и спокойствие.   Итак, вот каковы проявления духа в человеке. Теперь ясно, в чем состоит и духовная жизнь в отличие от жизни телесной и душевной. Духовная жизнь состоит в удовлетворении потребностей духа, а потребности духа состоят в стремлении человека к Богу, искании живого союза, общения с Богом и желании жить по воле Божией.
   Так ли у нас, в наше время, понимают духовную жизнь? Наше время вообще отличается всякого рода маскировкой, фальшью, подтасовкой, извращениями и злонамеренными искажениями. Это и понятно. Ибо дух самоутверждающейся человеческой гордыни в совершенно обнаженном, явно открытом для всех виде очень непривлекателен, так же, как и сам отец его сатана, а потому этому духу необходимо маскировать себя, прикрывать себя разными благовидными личинами. Недаром же и сам сатана, по словам апостола, преобразуется «во ангела светла» (2Кор.11:14-15). В современных понятиях поэтому очень многое извращено и искажено до неузнаваемости. Так обстоит дело и с вопросом о духовной жизни. Современность игнорирует вовсе дух человека, как таковой, сливая дух с душой в одно, причем даже в современной научной психологии явления духовной жизни относятся к разряду душевной жизни: и религиозное чувство, и моральное чувство, и совесть – это будто бы функции все той же души, а так как душа материалистами отрицается и функции ее рассматриваются лишь как функции мозгового и нервного вещества, то и явления духовной жизни тоже оматериализовываются и рассматриваются как функции мозга, нервной системы и т.п. Получается грубейшая и нелепейшая профанация явлений душевной жизни. Явления телесной, душевной и духовной жизни весьма часто современным человеком вовсе не различаются, и получается смешение этих понятий и страшная путаница. Неудивительно поэтому, что когда мы слышим в нынешнее время выражение «духовная жизнь», то оказывается, что под понятием духовной жизни разумеется все, что угодно, но только не подлинное явление духовной жизни. К области духовной жизни относят не только науку, всевозможные открытия и изобретения, но даже кинематографию, театр, балет и чуть ли не цирк. Иными словами, «душевность» выдается за «духовность», и то, что относится к сфере всего лишь «душевной жизни», называют, по недоразумению, «жизнью духовной».
   Почему совершился этот подлог и почему жизнь духовная стала уделом лишь немногих избранных личностей?
   Да все потому же, что дух самоутверждающейся человеческой гордыни стал господствующим духом нашего времени. Подлинная духовная жизнь, то есть стремление человеческого духа к Богу, естественно, предполагает прежде всего живую веру в личного Бога и искреннее желание жить, руководствуясь голосом совести, а этого-то именно и нет у большинства современных людей. Как мы уже говорили, дух самоутверждающейся человеческой гордыни стремится на место веры в Бога утвердить веру в себя, а голос совести, как обличающий это заблуждение и вообще мешающий свободе действий в этом направлении, усыпить и подавить. Существование духа отрицается, игнорируется, на первый план выступает душа, то есть область ума, чувства и воли, и она-то, эта душа, низшее по сравнению с духом начало, занимает первое место в жизни человека. Поэтому такого человека Слово Божие и называет «душевным» человеком, утверждая, что ему духовное непонятно, область духовного ему чужда, а потому он не может понять и принять то, что происходит от Духа Божия.
   Но как бы человек ни подавлял в себе требования духа, они все же заявляют свои права. Дух рвется к Богу и, не находя выхода своим стремлениям под грубым насилием, которое чинит над ним самоутверждающаяся человеческая гордыня, он довольствуется, так сказать, «суррогатами», которые изобретает для его успокоения человеческая гордыня. Вместо подлинной религии какое-либо туманное философское учение, или теософия, или спиритизм, или еще что-либо подобное, а вместо церкви – храм науки, или театр, или балет, вообще что-либо из области душевной жизни, могущее увлечь собой человека. Эта подтасовка, подмена духовности душевностью, особенно характерна для нашего времени. Так, например, многие у нас в России в последнее время ходили, да и теперь ходят в церковь только для того, чтобы получить эстетическое наслаждение – послушать красивое пение. Нет спору, что эстетическое чувство – это, конечно, высокое чувство, ибо чувство прекрасного в душе человека – это отображение высшей Божественной красоты, но поскольку оно является бессознательным, безотносительно от сознательного влечения, стремления к Богу, оно все же относится только к области душевности и чуждо подлинной духовности. Вообще на высших своих ступенях душевные чувства настолько сближаются с духовными, что современному человеку бывает трудно их различить, и он «душевное» принимает за «духовное», и ему иной раз кажется, что он от этого «душевного» получает полное духовное удовлетворение, хотя это, конечно, только самообман, заблуждение. Мне признавался один весьма интеллигентный и развитый душевно, но, к сожалению, малодуховный человек, что он, слушая музыку, испытывает молитвенное настроение. Как отличить душевное состояние от подлинно духовного? Подлинно духовное состояние всегда вполне бесстрастно, оно настолько возвышенно, что как бы уносит человека от земли и не дает ему никаких телесных ощущений, а всякое душевное состояние, сколь бы оно высоко ни было, непременно вызывает те или иные телесные ощущения, как, например, усиленное биение сердца, приятное щекотание нервов или так называемые «мурашки по спине», которые особенно чувствуются любителями красивого пения, красивой музыки.
   Этой именно преобладающей «душевностью» современного человека и объясняется то, что настоящее строгое церковное пение, пение, удовлетворяющее лишь «духовности», для большинства даже, казалось бы, церковно-настроенных людей, кажется непонятным, скучным, и им не нравится. Взамен этого строго церковного пения у нас заводится в последние два столетия новое пение, пение итальянское, концертное, удовлетворяющее «душевности», а потому нравящееся современному человеку, погрязшему в тине «душевности». Точно так же не нравится современному человеку и древняя иконопись, так как духовное чутье его слишком неразвито для того, чтобы понять и оценить «духовную» красоту этих вполне отрешенных от земли священных изображений древности. «Душевному» человеку больше нравятся современные Мадонны, полнолицые и румяные, напоминающие более о здешней земной жизни, чем о возвышенном мире духовном. Так и во всем прочем, современный человек туп и глух к истинной «духовности» и чувствителен только к «душевности», которую нередко принимает за «духовность», называя даже официально в литературе, и прессе, и общественных выступлениях свою «душевную» жизнь жизнью «духовной».
   Почему так подавлена в нынешнее время жизнь «духовная» и почему на первый план выступила жизнь «душевная»?
   Мы уже сказали, что это сделал все тот же дух современности, дух самоутверждающейся человеческой гордыни, который задался целью вытравить представление о Боге из жизни современных людей и богом для себя сделал самого человека. Вся жизнь современных людей строится поэтому таким образом, что нет места для подлинной духовной жизни, и каждый ищущий духовности человек мечется в отчаянии, все больше и больше погрязая в тину душевности. Самый темп современной жизни, темп нервный, не дающий места уединенной самососредоточенности, не благоприятствует ведению духовной жизни. Современный человек – это как винтик или колесико в огромной машине нынешней материалистической культуры: он теряет свою личность, свою индивидуальность и подлинно, по меткому народному выражению, целый день, а нередко и ночь, «вертится как белка в колесе». «Время – деньги» – вот основной лозунг жизни современного человечества, а потому нет времени на то, чтобы углубиться в себя, самососредоточиться, прислушаться к движениям своего духа, к голосу своей совести. Этот темп жизни, нервный и бешеный, чрезвычайно утомляет, обессиливает человека, а потому не остается у него достаточно сил для непременной работы над собой, каковой требует духовная жизнь. Остается только желание как-то развлечься, отдохнуть, отвлекшись на время от этой гнетущей механизации жизни, а потому так распространились теперь всякие дешевые, легкомысленные увеселения вроде кино, танцулек и т.п. мест времяпровождения в свободное от работы и от занятий время. Это несомненный бич современности, разлагающий все здоровье в человеке, но это неизбежное порождение современной культуры человека, отрекшейся от Бога и сделавшей основой своей жизни дух самоутверждающейся человеческой гордыни.
   Все эти увеселения и развлечения действуют, как водка и кокаин, на современного человека, они еще более усыпляют в нем духовную жизнь, парализуют духовные движения, подавляют голос совести и все нравственные требования, и человек мало-помалу из области «душевности» спускается еще ниже – в область «телесности» и становится как бы «плотью бездушной», по словам Псалмопевца: «Человек в чести сый не разуме, приложися скотом несмысленным и уподобися им» (Пс.48:13). И исполняется на них грозный приговор Божий, изреченный еще современникам праведного Ноя, погибшим от потопа: «Не имать дух Мой пребывати в человецех сих… зане суть плоть» (Быт. 6:3). И, конечно, когда человек, созданный по образу и подобию Божию, отрекается от своего высокого достоинства и, становясь «плотию бездушною», «прилагается скотам несмысленным и уподобляется им», он сам изрекает смертный приговор. События последнего времени для нас лучшее доказательство, как губительно для человека забвение духовной жизни, подмена ее «душевностью» и ниспадение в область «телесности». Забвение Бога и провозглашение богом самого человека ведет к все большему и большему нравственному падению, а в результате к озверению и к самоистреблению.
   Поэтому ясно как белый день, что единственный путь спасения человечества от этой окончательной гибели – это путь духовной жизни, но не той «духовной» жизни, которую подносят современному человеку его культурные вожди, совершающие подлог и подмену «духовностью», а подлинной духовной жизни, проявления которой заключаются в стремлении человека к Богу, искании общения с Богом и желании жить по Его святой воле.

В первом приближении, как я это понимаю:
— что для тела полезно (но обычно неприятно), то духовно, а что приятно (но обычно не полезно), то — душевно.
Гармония жизни это — сбалансированное объединение полезного с приятным…
Далее:
— что требует трудовых затрат обычно духовно, а что валиться само в руки, то обычно душевно;
— духовность — это труд, зарабатывание благ, а душевность — это получка, получение заработанных благ.
Попытка же получить не заработанные блага, это в лучшем случае называется корысть (когда выклянчивают блага, побираются или просто «тянут одеяло на себя»). В России побираться всегда считалось последним делом. А в Индии многие религии даже запрещают давать милостыню… А в худшем случае это — насилие и вампиризм .
С другой стороны, предоставлять не заработанные блага, например, выплачивать не заработанные деньги, тоже является серьезным нарушение Этики. Не заработанные деньги портят человека больше чем недополученные.
Подавание милостины — это проявление душевности, полезно только слишком черствым, бездушным моралистам, для возрождения в душе душевности.
Все перечисленные виды отклонения от Этики являются г р е х а м и разной степени. Грехом считается также и принятие участие в лотереях, игра в казино, на игральных автоматах на деньги и на биржах, как получение денег не заработанных созидательным трудом…
— плоды духовности обычно не виднЫ, поскольку появляются и проявляются только в будущем и даже в далеком будущем, только во время «получки», а до получки, как известно, «еще надо дожить»! Поэтому духовность и ее плоды, как правило, не оче-видны_ А в данный момент их можно узреть (ощутить, пощупать) только через Веру, черпать их опыта предков и рода (изучая их опыт). Поэтому толковать ее исключительно сложно. А душевность — вот она на виду…
Поэтому часто и пытаются невидимую духовность толковать через понятную душевность. Но только больше запутывают дело…
— Дух — мужское начало, небо, синие энергии, а Душа — женское начало, земля, красные энергии.
— Духовность — небесное, а душевность — земное, физическое, телесное
— Духовность — отвечает за обеспечение возможностей, за теорию, а душевность отвечает за реализацию возможностей, за практику (но только в рамках предоставленных возможностей)
— За духовность отношений отвечает отец (муж, мужчина), за душевность отношений несет ответственность мать (жена, женщина). По этой причине на Востоке, где прекрасно знакомы с понятиями душевности и духовности, мужчин, например, за неудачные постельные отношения ответственности не несет. И не потому что не желает, а потому что он на это от природы не способен. Вопросами секса и сексуальной грамоты (при монастырях и императорах) занимаются исключительно женщины. Видимо поэтому там у них больше порядка в отношениях. А на Западе считается нормальным, когда сапоги тачает пирожник, а пироги печет сапожник. Отсюда и результат…
— Духовность как правило груба и горька как правда-матка, как горькое лекарство, а душевность чаще проявляется как сладкая ложь, как сладкое успокаивающее, веселящее вино…
— Духовность грустна, базируется на опыте прошлого, связана со старостью и мудростью, а душевность весела, связана с детством, с отсутствием опыта и переживаний, оптимизмом на будущее…
— Духовность чаще приходит через обиды, а душевность через похвалы…
Вот почему по Православию обижать — не грех, а обижатьСЯ грех!
Обижаясь на обиду, мы обижаемся на (Святого) Духа и его Духовность.
По этой же причине нужно молиться за обидчика (врага)
Вот первое что пришло в голову по этому вопросу.

ДУШЕВНЫЙ ЧЕЛОВЕК И ДУХОВНЫЙ ЧЕЛОВЕК
А. Душевный человек
Где бы человек ни находился: в разуме, чувствах или воле, — он является душевным. Где бы человек ни жил: в разуме, в чувствах или в воле, — он живёт в душе. Чем бы человек ни жил: разумом, чувствами или волей, — он живёт душой. Таким образом, нам очень легко определить, является ли человек душевным. Нам просто нужно посмотреть, не действует ли он разумом, чувствами или волей и не живёт ли он в разуме, чувствах или воле. Если он действует и поступает посредством одной из этих трёх частей или если он живёт в одной из этих трёх частей, то он является душевным.
Душевного человека люди часто называют хорошим человеком. Как правило, такой человек безупречен в их глазах. Если у человека ясный ум и он руководствуется им в своих действиях, то люди ценят это. Если у человека сдержанные чувства и он живёт в них, то люди одобряют это. Если у человека твёрдая воля и он полагается на неё, то люди хвалят это. Но если человек живёт в одной из этих трёх частей, то, хотя он и не живёт в грехе, он также не живёт в духе. Пусть в глазах людей он безгрешен и безупречен, в глазах Бога его дух закрыт и его духовное понимание притуплено.
Как-то раз в одной местности я познакомился с одним соработником. Его поведение было действительно очень хорошим, но он слишком много жил в разуме, поэтому ему было трудно понимать и постигать духовное. Всякий раз, когда я разговаривал с ним о служении Богу, я боялся, что он начнёт закатывать глаза. Когда я говорил с ним, он слушал и уже почти начинал понимать, но в этот момент он закатывал глаза и снова запутывался. Когда он закатывал глаза, это свидетельствовало о том, что его разум погружался в размышления. Он использовал только разум, чтобы размышлять, но он не использовал свой дух, чтобы чувствовать то, что Божье. Поэтому ему было очень сложно понять и ощутить духовные вещи.
Рассуждения часто бывают причиной трудностей и препятствий в духовных вопросах, с которыми сталкиваются братья. Многие братья часто пытаются разобраться в духовных вопросах с помощью рассуждений. Они думают, что могут понять духовное с помощью своего разума. Они не знают, что разум, будучи частью души, не способен понять дух. Человек, живущий в разуме, живёт в душе и становится душевным человеком, не способным понимать духовное.
Как разум создаёт трудности в духовных вопросах для братьев, так чувства создают препятствия для сестёр. Многие сёстры не могут понять или ощутить духовное из-за того, что они слишком погружены в свои чувства. В разных церквях я встречал многих хороших сестёр; они были полны энтузиазма и любви, они следили за своим поведением и были осмотрительны в своих поступках, но когда дело касалось духовных вопросов, они не ощущали и не понимали их. Объяснялось это тем, что они слишком много жили в своих чувствах и руководствовались ими в своих делах. Чувства — это, конечно, не грех, но чувства не давали им жить в духе, касаться духом того, что Божье, иметь духовное ощущение и понимать духовные вопросы. Чувства оказались для них ловушкой, которая не выпускала их из сферы души, так что они жили душой и оставались душевными людьми.
Кроме того, для многих братьев трудности и препятствия в понимании духовных вопросов возникают из-за их воли. Эта проблема бывает даже у некоторых сестёр. Их суждения и решения по поводу тех или иных вопросов во многом определяются их волей; поэтому, сами того не осознавая, они живут в душе, и у них нет духовного ощущения или понимания духовных вопросов.
В какой бы части души человек ни находился, ему очень легко действовать посредством этой части и жить в ней. Если человек, находящийся в разуме, сталкивается с какой-то ситуацией, для него естественно размышлять над ней снова и снова, рассматривая её с разных сторон. Человек, который находится в чувствах, неосознанно руководствуется своими чувствами в отношениях с людьми и при решении разных вопросов. Человеку с сильной волей легко руководствоваться своей волей — принимать твёрдые и непреклонные решения, — когда он касается разных людей и дел. Если человек легко и естественно живёт в той или иной части души, можно определённо сказать, что он принадлежит этой части. Если для человека естественно обдумывать, обсуждать, взвешивать и оценивать любой вопрос, то можете быть уверены, что перед вами человек, действия которого определяются его интеллектом; следовательно, этот человек находится в разуме. Если человек, сталкиваясь с какой-либо ситуацией, легко приходит в возбуждение, быстро переходит от смеха к слезам, если сейчас он счастлив, а через минуту подавлен, то не сомневайтесь: перед вами эмоциональный человек, который полон чувств. Если человек, сталкиваясь с ситуацией, легко разрабатывает план и принимает решение и его воля действует и функционирует без особых усилий с его стороны, то, несомненно, у него сильная воля и он находится в воле. Когда человек сталкивается с той или иной ситуацией, на первый план выходит именно та часть души, которая является в нём наиболее сильной и преобладающей. Если при решении разных вопросов какая-либо часть души человека оказывается ведущей, это доказывает, что он находится в этой части, и это также доказывает, что такой человек является душевным.
Б. Духовный человек
Если мы знаем, какие люди являются душевными, нам не трудно понять, какие люди являются духовными. Поскольку душевный человек живёт посредством разума, чувств или воли, то духовный человек так жить не должен. Поскольку душевный человек живёт не посредством духа, а посредством души, то духовный человек должен жить не в душе, а в духе. У духовных людей тоже есть душа; разум, чувства и воля в их душе могут быть даже сильнее и богаче, чем у обычных душевных людей, однако они не живут посредством этих душевных органов, и они не живут в них. Они живут посредством духа и в духе, и они позволяют духу быть господином и источником их действий и поведения. Дух в них занимает первенствующее положение; он является источником их поведения и отправной точкой их действий. Душа же занимает подчинённое положение. Хотя разум, чувства и воля в их душе тоже функционируют, они подчиняются правлению духа и направляются духом. Хотя они используют свой разум, чувства и волю, но, применяя эти органы души, они всегда следуют чувству духа. В отличие от душевных людей они не позволяют душе быть во всём господином, они не позволяют разуму, чувствам и воле души играть главную роль в водительстве и функционировании. Они отрекаются от первенства души и отказываются от водительства разума, чувств и воли. Тем самым они позволяют духу быть в них господином; они позволяют духу направлять всё их существо, так что они могут следовать чувству духа. Сталкиваясь с той или иной ситуацией, они не используют сразу разум, чувства и волю души, чтобы справиться с ней; они сразу используют свой дух, с помощью которого они касаются этой ситуации и ощущают её. Сначала они ищут в духе чувства от Господа в отношении этого вопроса. Коснувшись в духе чувства от Господа, они используют разум души, чтобы понять его, чувства души, чтобы выразить его, и волю души, чтобы осуществить его. Хотя они используют органы души, они не являются душевными людьми и не живут жизнью души. Они являются духовными людьми, живущими жизнью духа, а душа служит для них лишь органом, который они задействуют по мере необходимости.

Прочитайте план инфо-урока:

1.Лексическое значение паронимов духовный — душевный

2.Примеры словосочетаний с паронимом духовный

3.Примеры предложений с паронимом духовный

4.Примеры словосочетаний с паронимом душевный

5.Примеры предложений с паронимом душевный

6.Тесты

7.Ответы

1.ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПАРОНИМОВ ДУХОВНЫЙ — ДУШЕВНЫЙ

ДУХОВНЫЙ – интеллектуально-нравственный.

ДУШЕВНЫЙ — 1.Относящийся к душе. 2)Искренне дружелюбный.

2.ПРИМЕРЫ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ С ПАРОНИМОМ — ДУХОВНЫЙ

1)духовный мир

2)духовные начинания

3)духовная деятельность

4)духовное начало

5)духовная поддержка

6)духовная жизнь человека

7)духовные ценности

8)духовная культура

9)духовный опыт

10)духовная память

11)духовное богатство

12)духовное содержание

13)нравственное и духовное воспитание

14)нравственные и духовные силы России

15)духовные ориентиры

3.ПРИМЕРЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ПАРОНИМОМ — ДУХОВНЫЙ

1)Что же такое духовный мир личности?

2)Вопросы духовного и нравственного воспитания подрастающего поколения выходят в нашем обществе на первый план.

3)Как изменяется духовный мир героя на каждом этапе развития?

4)Духовное богатство народа очень тесно связано с народной педагогикой, нравственными проповедями.

5)Какова роль музеев в сохранении и распространении духовных ценностей?

6)Патриотизм-это высшее духовное состояние человека как личности.

7)Именно село является основой нравственных и духовных сил России.

8)Духовный человек — это тот, у которого дух доминирует над плотью.

9)Москва – духовный центр Руси.

10)Можно ли назвать духовную и общественную жизнь Сергия Радонежского подвигом?

11)Не наружность надо украшать, но быть красивым в духовных начинаниях. (Фалес)

12)Призвание всякого человека в духовной деятельности – в постоянном искании правды и смысла жизни. (А.П.Чехов)

13)Внутренняя сущность человека зависит не от обстоятельств, не от общественных условий, а от того, есть ли в нём высшее духовное начало… (М.Шатров)

14)Памятники культуры — это генераторы духовной энергии, вложенной в них теми людьми, которые их создавали, а также теми людьми, которые на протяжении многих веков им поклонялись. (Ф.Абрамов)

15)Милосердие состоит не только в вещественной помощи, сколько в духовной поддержке ближнего. Духовная же поддержка прежде всего не в осуждении ближнего, а в уважении его человеческого достоинства. (Л. Н.Толстой)

16)Библиотека, несомненно, центр духовной жизни школы.

17)Родители должны заботиться не только о физическом, но и о духовном развитии ребёнка.

18)Духовный мир каждого человека уникален.

19)Сильнее всего объединяет людей духовная близость.

4.ПРИМЕРЫ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ С ПАРОНИМОМ — ДУШЕВНЫЙ

1)душевные качества

2)душевная сила

3)сохранять душевное спокойствие

4)душевный покой

5)душевное состояние

6)душевный настрой

7)душевная песня

8)душевный фильм

9)душевные стихи

10)душевные муки

11)душевные терзания

12)душевные переживания

13)душевные волнения

14)душевное равновесие

15)душевный надлом

16)душевная трагедия

17)душевный комфорт

18)душевный дискомфорт

19)душевная драма

20)душевная щедрость

21)душевная боль

22)душевный подъём

23)душевный порыв

24)душевная теплота

25)душевное состояние героя

26)душевное здоровье человека

27)душевный контакт с близкими людьми

28)душевное тепло

29)душевный кризис героя

30)душевная красота простого человека

31)душевные слова благодарности

32)душевные поздравления

5.ПРИМЕРЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ПАРОНИМОМ — ДУШЕВНЫЙ

1)Лес вызывал у меня чувство душевного покоя и уюта: в этом чувстве исчезли мои огорчения, забылось неприятное…(М.Горький).

2)Доброта — это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

3)Как писатель показывает душевное состояние героя?

4)Каждый человек… пережил состояние вдохновения – душевного подъема, свежести, живого восприятия действительности, полноты мысли и сознания своей творческой силы. (К.Г.Паустовский)

5)Нравственность – правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе.

6)Счастье в душевном богатстве. (Д. Голсуорси).

7)Душевные переживания – переживания, волнующие душу.

8)Война – это тяжёлый, изнуряющий труд, физический и душевный. Люди переживают неволю, голод, увечья, смерть.

9)Пока будет жить матрешка, излучая истинную русскую красу, не угаснет и вера в наш умный, душевный, красивый русский народ, в нашу неповторимую родину.

10)Почему в минуты душевного волнения ты отправляешься в лес?

11)Душевный человек – это человек, любящий людей.

12)Типичный герой рассказов В.М.Шукшина – человек чудаковатый, душевный, отзывчивый в радости и беде.

13)Оптимизм – вера в успех, увлеченность, душевный подъем.

14)Сумел ли Есенин преодолеть душевный кризис 20-х годов?

15)Красота человека бывает не только внешней, но и внутренней (душевной).

16)Познав истинное горе, Петр выходит из душевного кризиса, и его музыка начинает звучать иначе.

17)Равнодушие к нуждающимся в помощи – это душевное уродство.

18)Великодушный – обладающий высокими душевными качествами, готовый бескорыстно жертвовать своими интересами для других; умеющий прощать других людей.

19)Это был высокий, крепкий, не слишком разговорчивый, но очень отзывчивый и душевный человек, хороший товарищ, работник и семьянин.

20)…А спокойствие – душевная подлость. (Л.Н. Толстой)

21)И скучно, и грустно, и некому руку подать

В минуту душевной невзгоды… (М.Ю.Лермонтов)

22)Наша память – это душевный и жизненный опыт, оплаченный дорогой ценой. (Ю. Бондарев).

23)А.А. Фет видел в природе источник таинственной и глубокой жизни, которая может быть доступна человеку лишь в мгновения высшего душевного подъёма.

24)Душевный комфорт основывается на доверии, простоте, открытости.

25)Он был душевным, религиозным человеком.

26)Беседа наша была душевной.

6.ТЕСТЫ

В одном из приведенных ниже словосочетаний НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Найдите ошибку и исправьте её. Напишите номер словосочетания и правильное слово.

1)сохранять душевное спокойствие

2) душевная боль

3)душевная память

4)душевное состояние

В одном из приведенных ниже словосочетаний НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Найдите ошибку и исправьте её. Напишите номер словосочетания и правильное слово.

1)духовные начинания

2)духовный покой

3)духовная деятельность

4)духовное начало

В одном из приведенных ниже словосочетаний НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Найдите ошибку и исправьте её. Напишите номер словосочетания и правильное слово.

1)душевная теплота

2)душевное состояние героя

3)душевные ориентиры

4)душевные поздравления

В одном из приведенных ниже словосочетаний НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Найдите ошибку и исправьте её. Напишите номер словосочетания и правильное слово.

1)душевное содержание

2)душевные муки

3)душевные терзания

4)душевные переживания

В одном из приведенных ниже словосочетаний НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Найдите ошибку и исправьте её. Напишите номер словосочетания и правильное слово.

1)нравственные и душевные силы России

2)душевная щедрость

3)душевный дискомфорт

4)душевное тепло

В одном из приведенных ниже словосочетаний НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Найдите ошибку и исправьте её. Напишите номер словосочетания и правильное слово.

1)душевные волнения

2)нравственное и душевное воспитание

3)душевное равновесие

4)душевный надлом

В одном из приведенных ниже словосочетаний НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Найдите ошибку и исправьте её. Напишите номер словосочетания и правильное слово.

1)духовные ценности

2)духовная культура

3)духовный опыт

4)духовный комфорт

В одном из приведенных ниже словосочетаний НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Найдите ошибку и исправьте её. Напишите номер словосочетания и правильное слово.

1)Как изменяется духовный мир героя на каждом этапе развития?

2)Духовный комфорт основывается на доверии, простоте, открытости.

3)Духовное богатство народа очень тесно связано с народной педагогикой, нравственными проповедями.

4)Какова роль музеев в сохранении и распространении духовных ценностей?

В одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Найдите ошибку и исправьте её. Напишите номер предложения и правильное слово.

1)И скучно, и грустно, и некому руку подать

В минуту душевной невзгоды… (М.Ю.Лермонтов)

2)Оптимизм – вера в успех, увлеченность, душевный подъем.

3)Патриотизм-это высшее душевное состояние человека как личности.

4)Сумел ли Есенин преодолеть душевный кризис 20-х годов?

В одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Найдите ошибку и исправьте её. Напишите номер предложения и правильное слово.

1)Родители должны заботиться не только о физическом, но и о духовном развитии ребёнка.

2)Духовный мир каждого человека уникален.

3)Сильнее всего объединяет людей духовная близость.

4)Духовный человек – это человек, любящий людей.

В одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Найдите ошибку и исправьте её. Напишите номер предложения и правильное слово.

1)Лес вызывал у меня чувство душевного покоя и уюта: в этом чувстве исчезли мои огорчения, забылось неприятное…(М.Горький).

2)Доброта — это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

3)Внутренняя сущность человека зависит не от обстоятельств, не от общественных условий, а от того, есть ли в нём высшее душевное начало… (М.Шатров)

4)Как писатель показывает душевное состояние героя?

В одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Найдите ошибку и исправьте её. Напишите номер предложения и правильное слово.

1)Душевные переживания – переживания, волнующие душу.

2)Именно село является основой нравственных и душевных сил России.

3)Война – это тяжёлый, изнуряющий труд, физический и душевный. Люди переживают неволю, голод, увечья, смерть.

4)Пока будет жить матрешка, излучая истинную русскую красу, не угаснет и вера в наш умный, душевный, красивый русский народ, в нашу неповторимую родину.

В одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Найдите ошибку и исправьте её. Напишите номер предложения и правильное слово.

1)Почему в минуты душевного волнения ты отправляешься в лес?

2)Типичный герой рассказов В.М.Шукшина – человек чудаковатый, душевный, отзывчивый в радости и беде.

3)Беседа наша была душевной.

4)Не наружность надо украшать, но быть красивым в душевных начинаниях. (Фалес)

В одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Найдите ошибку и исправьте её. Напишите номер предложения и правильное слово.

1)Москва – духовный центр Руси.

2)Это был высокий, крепкий, не слишком разговорчивый, но очень отзывчивый и духовный человек, хороший товарищ, работник и семьянин.

3)Можно ли назвать духовную и общественную жизнь Сергия Радонежского подвигом?

4)Библиотека, несомненно, центр духовной жизни школы.

В одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Найдите ошибку и исправьте её. Напишите номер предложения и правильное слово.

1)Что же такое духовный мир личности?

2)Вопросы духовного и нравственного воспитания подрастающего поколения выходят в нашем обществе на первый план.

3)Великодушный – обладающий высокими духовными качествами, готовый бескорыстно жертвовать своими интересами для других; умеющий прощать других людей.

4)Памятники культуры — это генераторы духовной энергии, вложенной в них теми людьми, которые их создавали, а также теми людьми, которые на протяжении многих веков им поклонялись. (Ф.Абрамов)

7.ОТВЕТЫ

№ тестового задания

№ словосочетания или предложения

Слово

духовная

душевный

духовные

духовное

духовные

духовное

душевный

душевный

духовное

душевный

духовное

духовных

духовных

душевный

душевными

Используемые источники

1.С.И.Ожегов. Словарь русского языка. М. «Русский язык» 1990

2.Е.Д.Головина. Различай слова: Трудные случаи современного русского словоупотребления. Экспресс-справочник. – Киров: Кировская областная типография. 1997.

5.К.С.Горбачевич. Словарь синонимов русского языка. – М.: Изд-во Эксмо, 2005.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *