Двуглавый византийский орел

Византия надеется, что вы не просто умрёте за неё, потому что этого мало, на самом деле; она ожидает от вас победы. Именно поэтому каждый из вас, даже умирая, должен быть одержим только одной мыслью — как сохранить свои силы до последнего, чтобы те, кто выжили, могли победить. И вы победите, я больше чем уверен в этом. (Элефтериос Венизелос) «
Ромеи, теперь мы должны доказать, что мы достойны наших предков и свободы, которую они дали нам. Бороться за Отечество, за наших жён, за наших детей, за нашу веру и за наши священные традиции. Теперь, прежде всего, бороться. (Иоаннис Метаксас) «

Византийская империя (греч. Βυζαντινή Αυτοκρατορία), или Византия (греч. Βυζάντιο), официально Ромейская империя, или (Восточная) Римская империя (греч. Βασιλεία Ῥωμαίων); до 1922 года Королевство Греция (греч. Βασίλειον τῆς Ἑλλάδος) — государство в восточном Средиземноморье, занимающее территории Балканского и Малоазиатского полуостровов, а также многочисленных островов. Омывается Эгейским (включая Икарийское и Фракийское моря) и Мраморным морями в центре, Ионическим на западе, Чёрным морем на севере, Средиземным, Критским и Кипрским морями — на юге.

Столица — Константинополь, крупнейшие города — Константинополь, Афины, Смирна, Пруса, Фессалоники, Иконий, Атталия, Никея. Государственный язык — греческий, государственная религия — православие.

Византия была образована в 395 году в результате раздела Римской империи на Западную и Восточную, просуществовав до падения Константинополя в 1453 году. Независимость государства (как Греческой республики) была признана 25 марта 1821 года, а 26 апреля 1922 года после победы в греко-турецкой войне была возрождена Византийская, или Ромейская империя.

Византия — наследница культуры Древней Греции, считающейся колыбелью западной цивилизации, родиной демократии и западной философии, театра и современных Олимпийских игр. Богатое культурное наследие и географическое положение делают Византию одной из самых посещаемых стран мира.

Государственное устройство

Среди всех дел нельзя найти ничего столь важного, как власть законов, которая распределяет в порядке божественные и человеческие дела и изгоняет всяческую несправедливость. (Юстиниан I Великий) «

Византия — унитарное государство с конституционной монархической формой правления. Нынешняя Конституция Ромеи (греч. Σύνταγμα της Ρουμανίας), принятая в 1936 году по инициативе премьер-министра Иоанниса Метаксаса, часто называемая также Конституцией Метаксаса, отличается своим консервативным и в то же время популистским характером: Византия провозглашается социальным государством, а многие социальные гарантии закреплены в основном законе.

Главой государства является император, или василевс ромеев (греч. Βασιλεύς τῶν Ρουμανών), который обладает правом назначать и увольнять премьер-министра, а также правом созывать внеочередные парламентские заседания и распускать парламент, но лишь с согласия премьер-министра.

Формально василевс является главой исполнительной власти, однако на деле та осуществляется правительством Ромеи (греч. Κυβέρνηση της Ρουμανίας), которое состоит из премьер-министра (греч. Πρωθυπουργός της Ρουμανίας) и министров (один или несколько из которых могут быть назначены вице-премьерами). Обычно правительство формируется партией, получившей большинство мест в Сенате; премьер-министром становится лидер этой партии. Правительство определяет и проводит общую политику государства в соответствии с Конституцией и законами, его министры несут ответственность за упущения, совершённые при выполнении своих функций, непосредственно перед василевсом.

Заседание Сената Ромеи

Законодательная власть принадлежит Сенату Ромеи (греч. Σύγκλητος των Ρουμανών, дословно — «синклит ромеев»), однопалатному представительному органу, который избирается путём всеобщих прямых выборов тайным голосованием сроком на 4 года. В его состав входят 400 депутатов, избираемых по системе пропорционального представительства. Законопроекты, принимаемые Сенатом, должны быть ратифицированы императором.

Судебная власть является независимой от исполнительной и законодательной власти и состоит из трёх верховных судов: Кассационного суда (греч. Άρειος Πάγος — ареопаг), Государственного совета (греч. Συμβούλιο της Επικρατείας) и Палаты аудиторов (греч. Ελεγκτικό Συνέδριο). Низшими судебными инстанциями являются, соответственно, эфетии, первые и мировые суды.

В административно-территориальном плане Византия делится на фемы (греч. θέμα), возглавляемые дуками; дуки вместе с советами фем осуществляют местное самоуправление в фемах. Ещё ниже фем стоят номы (греч. Νομός) и муниципалитеты. Также в состав Византии входит автономный регион Афон (Святая гора) в районе горы Афон — монашеское государство, управляемое советом из представителей 20 афонских монастырей.

Конституция провозглашает единственной государственной религией Византии православие, а главой византийской церкви — василевса.

Список императоров Византии

Портрет Имя Супруга (и) Правление Связь с предшественниками
Константин XII
(1868—1923)
София Прусская
(1889—1923)
18 марта 1913 11 января 1923 Сын Георга I Греческого
Георгий I
(1890—1947)
Елизавета Румынская
(1921—1935)
11 января 1923 1 апреля 1947 Сын Константина XII
Павел I
(1901—1964)
Фредерика Ганноверская
(1938—1964)
1 апреля 1947 6 марта 1964 Сын Константина XII, брат Георгия I
Константин XIII
(р. 1940)
Ольга Георгиевна Романова
(с 1968)
6 марта 1964 Царствует Сын Павла I

Список премьер-министров Византии

Либеральная партия Народная партия Рабоче-крестьянская партия Национал-радикальная партия Партия свободомыслящих Народный православный призыв Христианско-социальное движение Беспартийные

Портрет Имя В должности Партия
93 Элефтериос Венизелос
(1864—1936)
23 августа 1915 27 ноября 1922 Либеральная партия
94 Димитриос Гунарис
(1866—1939)
27 ноября 1922 25 июля 1924 Народная партия
95 Николаос Калогеропулос
(1853—1927)
25 июля 1924 7 октября 1924 Народная партия
96 Элефтериос Венизелос
(1864—1936)
7 октября 1924 27 августа 1926 Либеральная партия
97 Андреас Михалакопулос
(1875—1938)
27 августа 1926 2 декабря 1926 Либеральная партия
98 Александрос Заимис
(1855—1936)
2 декабря 1926 4 июля 1928 Беспартийный
99 Элефтериос Венизелос
(1864—1936)
4 июля 1928 26 мая 1932 Либеральная партия
100 Александрос Папанастасиу
(1876—1932)
26 мая 1932 4 ноября 1932 Рабоче-крестьянская партия
101 Георгиос Кондилис
(1879—1936)
4 ноября 1932 16 января 1933 Национал-радикальная партия
102 Панагис Цалдарис
(1868—1936)
16 января 1933 30 ноября 1935 Народная партия
103 Иоаннис Метаксас
(1871—1944)
30 ноября 1935 1 марта 1944 Партия свободомыслящих
Беспартийный
104 Александрос Коризис
(1885—1951)
1 марта 1944 16 июня 1951 Беспартийный
105 Александрос Папагос
(1883—1955)
16 июня 1951 4 октября 1955 Народный православный призыв
106 Панайотис Пипинелис
(1899—1970)
4 октября 1955 4 ноября 1961 Народный православный призыв
107 Спирос Маркезинис
(1909—2000)
4 ноября 1961 13 декабря 1967 Народный православный призыв
108 Георгиос Пападопулос
(1919—1999)
13 декабря 1967 21 ноября 1977 Народный православный призыв
109 Адамандиос Андруцопулос
(1919—2000)
21 ноября 1977 10 мая 1980 Народный православный призыв
110 Хризантос Димитриадис
(1933—2008)
10 мая 1980 5 июня 1985 Народный православный призыв
111 Стелиос Папатемелис
(р. 1938)
5 июня 1985 11 апреля 1990 Христианско-социальное движение
112 Константинос Плеврис
(р. 1939)
11 апреля 1990 22 января 1996 Народный православный призыв
113 Димитрис Цоволас
(р. 1942)
22 января 1996 10 марта 2004 Христианско-социальное движение
114 Георгиос Карадзаферис
(р. 1947)
10 марта 2004 6 октября 2009 Народный православный призыв
115 Николаос Михалолиакос
(р. 1957)
6 октября 2009 26 января 2015 Народный православный призыв
116 Макис Воридис
(р. 1964)
26 января 2015 В должности Народный православный призыв

Политические партии

С 2018 года заседает очередной, XXVIII созыв Сената Ромеи, места в котором распределены следующим образом:

Выборы в Сенат XXVIII созыва (2018)
Партия Лидер Результат Места
Народный православный призыв Макис Воридис 39,7% 159 / 400
Христианско-социальное движение Фофи Геннимата 31,4% 125 / 400
Демократическое обновление Кириакос Мицотакис 8,2% 33 / 400
Армяно-ромейское движение Никол Пашинян 5,3% 21 / 400
Эллинистская партия Аристотелис Каленцис 3,7% 15 / 400
Православное действие Никос Зервас 3,4% 14 / 400
Братство Святого Кирилла Анба Ангелос 3,1% 12 / 400
Независимые 5,2% 21 / 400

Политические партии Византийской империи всегда играли и продолжают играть важную роль в жизни страны. Юридически в Византии действует многопартийная система, однако фактически в стране сформировалась система с доминирующей партией: с начала 50-х годов прошлого века правительство формирует партия «Народный православный призыв»; лишь дважды кабинет формировала оппозиционная партия — Христианско-социальное движение. Помимо двух крупнейших партий в Византии действуют ещё несколько десятков партий и коалиций, регулярно представленных в парламенте и имеющих возможность влиять на политику больших партий.

  • Народный православный призыв (греч. Λαϊκός Ορθόδοξος Συναγερμός; ΛΑΟΣ) — старейшая из существующих партий Византийской империи, которая на сегодняшний день является правящей политической силой в стране. Была образована в 1952 году по инициативе премьер-министра Александроса Папагоса, героя Анатолийской войны и видного деятеля диктатуры Метаксаса-Коризиса, как объединение всех консервативно-монархических сил Византии. Народный православный призыв стоит на позициях монархизма, византинизма и клерикализма, поддерживает сохранение традиционных ценностей, ведущую роль Константинопольской православной церкви в духовной жизни страны. В экономике НПП выступает за социальную рыночную экономику с большой ролью государственного патернализма, во внешней политике — за хорошие отношения с Россией при расширении партнёрства с Европой Отечеств.
  • Христианско-социальное движение (греч. Χριστιανοκοινωνικό Κίνημα) — одна из крупнейших по численности и влиянию (наряду с Народным православным призывом) партий Византии, которая была основана в 1953 году на базе христианских профсоюзов. Идеология Христианско-социального движения базируется на монархизме, православном клерикализме и социализме; согласно программным документам партии, подлинная социальная справедливость достижима только в христианском обществе, равно как и построение православного государства невозможно при капитализме. Социальная база ХСД — рабочий класс, часть крестьянства, интеллигенции и духовенства.
  • Демократическое обновление (греч. Δημοκρατική Αναγέννηση) — политическая партия, позиционирующая себя как наследница Либеральной партии времён Элефтериоса Венизелоса. Идеологически ДО стоит на позициях конституционного монархизма, национал-либерализма, венизелизма и умеренного эллинизма, выступает за снятие таможенных барьеров, либерализацию рынка, снижение налогов, сближение с Европой Отечеств; также Демократическое обновление поддерживает расширение полномочий местного самоуправления и либерализацию в социальной и культурной сферах, в частности, отмену уголовного наказания за гомосексуализм. Основной электорат партии — интеллигенция, промышленники и крупные предприниматели, а также часть студенчества.
  • Армяно-ромейское движение (греч. Αρμενικό Ρωμαϊκό Κίνημα, арм. Հայկական Հռոմեական Շարժում) — политическая организация, выражающая интересы армянского меньшинства Византии и пользующаяся наибольшей поддержкой в Киликии, где сформировалась крупнейшая армянская община в стране. Армяно-ромейское движение стоит на консервативно-клерикальных и византинистских позициях, выступает против «эллинского доминирования», за признание армянского языка в качестве как минимум регионального, как максимум второго государственного. В своей агитации АРД часто обращается к истории средневекового византийского государства, напоминая о том, что три византийские династии имели армянское происхождение, а сами армяне занимали важное место в византийской аристократии.
  • Эллинистская партия (греч. Κόμμα Ελληνισμού) — политическая партия, которая стоит на позициях «эллинизма» — идеологии, адепты которой выступают за возрождение так называемой «греческой идентичности». По мнению лидера партии Аристотелиса Каленциса, «ромеизация» государства привела к уничтожению национальных традиций греков; эллинисты выступают за переименование страны в Империю Эллинов, уменьшение роли православной церкви, социалистическую экономику, панъевропеизм, более либеральную культурную политику. Также эллинисты являются последовательными националистами и расистами, многие из них симпатизируют греческому язычеству и оккультизму, что сближает их с французскими «новыми правыми», немецкими ариософами и скандинавскими одинистами.
  • Православное действие (греч. Ορθόδοξη Δράση) — политическое движение, основателем которого является скандально известный писатель и публицист Никос Зервас. Движение стоит на позициях православного фундаментализма, выступает за расширение полномочий василевса и Константинопольского патриархата, пересмотр законодательства империи в религиозном духе, бескомпромиссную борьбу против иноверческой, марксистской и «культурно-фашистской» пропаганды. Кроме того, Зервас известен своей крайней ненавистью к магии и сверхъестественным существам, и выступает за смертную казнь за колдовство, а также за «крестовый поход против колдунов-толкинистов и демонов-океанийцев». Православное действие поддерживает тесные связи с российским Союзом православных хоругвеносцев и аналогичными организациями в Румынии, Болгарии и Сербии.
  • Братство Святого Кирилла (греч. Αδελφότητα του Αγίου Κυρίλλου) — политическая организация, названная в честь Кирилла Александрийского и выражающая интересы коптов и арабов-христиан, проживающих в Византии. Во внутренней политике Братство придерживается консервативно-клерикальной идеологии, во внешней — выступает за последовательную территориальную экспансию путём «возвращения» Византийской империи Сирии, Палестины и Египта. В парламенте Братство Святого Кирилла обычно формирует коалицию с Армяно-ромейским движением.

Примечания

  1. До 26 апреля 1922 года — король Греции под именем Константина I.
  2. До 26 апреля 1922 года — премьер-министр Греции.
  3. Смещён в результате государственного переворота.
  4. Скончался во время пребывания на посту.
  5. Скончался во время пребывания на посту.
  6. Скончался во время пребывания на посту.
Вечное Возвращение
Страны
Западная Европа: Германия • Франция • Великобритания • Ирландия • Нидерланды • Италия • Испания • Португалия • Скандинавия
Восточная Европа: Россия • Финляндия • Польша • Чехия • Словакия • Венгрия • Румыния • Хорватия • Сербия • Болгария • Византия
Азия и Океания: Халифат • Иран • Индия • Монголия • Япония • Китай • Бирма • Таиланд • Вьетнам • Кампучия • Филиппины • Маджапахит • Океания
Африка: Либерия • Центральная Африка • Конго • Эфиопия • ГСД • Офир • Израиль • Южная Африка
Америка: США • Канада • Мексика • Центральная Америка • Куба • Гаити • Бразилия • Парагвай • Аргентина • Чили
Организации
Личности
Исторические: Густав Эрве • Михаил Дроздовский • Говард Лавкрафт • Джон Толкин • Эрнст Юнгер • Амин аль-Хусейни • Юкио Мисима • Прочие
Современные: Дональд Трамп • Арнольд Шварценеггер • Эндрю Каммингс • Эмманюэль Макрон • Цзысин
События
Войны и конфликты
Прочее

Читал перечитал споры об Украинском гербе, решил проследить за появлением двуглавого орла.
Почему двуглавый, откуда это, что означает? Об это и не только.

Что вообще означает орел? Орел символизирует власть, господство, верховенство и прозорливость (государственную прозорливость к чему бы это?). В языческие, античные времена орел служил атрибутом и символом божества или монарха. Так, в Древней Греции и Риме он был атрибутом соответственно Зевса и Юпитера. Фараон Птолемей VIII (116—107 гг. до н. э.) сделал орла символом Египта. Римские полководцы имели изображение орла на своих жезлах как знак главенства над действующей армией. Позднее, когда наиболее удачливые полководцы становились императорами, орел был превращен в исключительный императорский знак, символ верховной власти. Поэтому орел получил в римском законодательстве официальное наименование «римская птица»
Значение двуглавого орла иное.
Если говорить об этом в целом, то происхождение двуглавого орла предположительно идет с Шумер, а это 3-4 век до н.э!!!

Ну а далее Византия и Священная Римская империя. Символом которых был двуглавый орел.

В это время был еще двуглавый орел и был он не в России, а в Черниговском княжестве
Герб Черниговского княжества с 1024- 1401.

На Руси же правила династия Рюриковичей и одним из гербов был, как сейчас любят говорить: современный герб Украины.

Гербом Рюрика был падающий сокол

Т.е. изначально не было двуглавого падающего сокола, все было более менее логично и понятно.
Как же появился двуглавый орел?
А произошло это так: Великий Князь Московский Иван III решил покувыркаться и узаконить эти отношения с Византийской царевной Софьей Палеолог и для повышения своего авторитета (видать совсем в ноль был) в отношениях с иностранными государствами слизывает принимает родовой герб Византийских царей — Двуглавого Орла.
Двуглавый орел Византии олицетворял собой Римско-Византийскую империю- вот и оно, значение двуглавого орла.
Выходит что двуглавый орел России является символом Византийской и Римской империи, но не России!!!


Первый двуглавый орел России.

Далее герб России претерпел множество изменений, пока не появился нам в привычном виде, и это все не без влияния из вне.

Был орел и в «майке», золотым и с шапкой Мономаха, в целом изменения были не столь значимы.

3 герба: Священная Римская Империя 962-1890, Русское царство 1547 — 1721, Испанская империя 1492 — 1898г.
Видно что заимствованный герб пока что не в общий стиль империй, но есть что то.

Герб Священной Римской Империи Герб Русского Царства Герб Испанской Империи, Карла I

И только с появлением Российской империи, герб России стал более менее логичным. Российская Империя 1721 — 1917г.

Но еще же была Австрийская империя 1804 — 1867 где герб не был лишен изящества и уж очень напоминает герб Российской империи наличием 3 корон. Но герб отличается оперением, типичное оперение для Византийского герба перья в сторону или вверх, на Австрийском гербе оперение смотрит вниз, что напоминает в целом Германского орла.

Хочу обратить внимание на оперение хвостов орла, на сколько они каждый по своему красив. Более менее красивое оперение у двуглавого орла Российской империи появилось с 1721-1917.
Подведем итог, двуглавый орел изначально был знак Византийской и Римской империи, который был заимствован. Гербом России все же считался именно герб Рюрика, т.к. он сильно повлиял на историю России.
Поэтому винить Украину в заимствовании чего либо считаю крайне не вежливым. Так герб Эстонии был тоже заимствован у Дании:

Герб Эстонии Герб Даннии

А что уж говорить о большом количестве гербов с орлами:

Герб Египта Герб Государства Палестина Герб Ирака Герб Молдавии Герб ОАЭ
Герб Германии Герб Судана Герб Румынии Герб Мексики
Герб Мексики Герб Йемена Герб Иордании
Герб Южного Судана Большая печать США Герб Индонезии Герб Австрии Герб Польши

И вот герб России и Черногории:

Как мы видим каждый по своему хорош и повторений крайне много. Кто с кого слизал не стоит выяснять.
В целом в мире много повторений и влияния на ту или иную культуру, нельзя винить и играть на этом и все же не стоит забывать от Матфея глава 7:
3 Почему ты замечаешь соринку в глазу у ближнего своего, а у себя в глазу не замечаешь бревна?
4 Как можешь ты сказать собрату своему: «Дай я выну у тебя соринку из глаза», если у тебя самого в глазу бревно?
5 Лицемер, прежде вынь бревно у себя из глаза и тогда увидишь, как вынуть соринку из глаза своего собрата.

P.S.
Эмблема 21 дивизии СС.

Tags: Россия, герб, дизайн, идиотизм, наглость., орел, прикол, прогресс, прошли годы, традиции, эволюция

Порой мы даже сами не понимаем, что нашими действиями, устремлениями, помыслами могут управлять как инфернальные силы, так и, к счастью, Божий Промысл. Ну, разве хотел тогдашний руководитель самого большого осколка Русского мира, который он сам когда-то и отделил от остальных частей некогда единого пространства, сверявшего как сам процесс развала, так и последующую политику ближайших лет с «вашингтонским обкомом», возрождения, величия и самостоятельности русской державы? Да нет, при нем даже слово «русский» по совету правозащитной вдовы одного известного академика употреблять публично было как-то не комильфо. И возвращая исторические символы России, мужчина просто хотел исторического обоснования собственного права на управление одной шестой части суши, хотел, а получилась очередная кость в горле уважаемых западных партнеров….

Преображение империи рабовладельцев

А могли ли представить себе аж 4000 лет назад древние хетты, как оно все обернется тысячелетия спустя? Не знавшие Бога Живого, покланявшиеся целому сонму демонических сущностей, они использовали двуглавого орла как символ сакральности царской власти. Были ли они первыми — вопрос. Доподлинно известно, что их двуглавый орел держал в когтях пойманных зайцев — существ ночных, трусливых, но способных нанести серьезный урон посевам, а посему считавшихся олицетворением зла. Таким образом, царская власть воспринималась древними как воплощение света, справедливости и защиты собственных подданных. От хеттов этот символ перекочевал к мидийцам, персам, грекам (у тех мифологический Гелиос нередко летал по небу на колеснице, запряженной сразу двумя двуглавыми орлами, черным и белым, символизирующими смену времен года, а также летнее и зимнее равноденствия), арабам, а впоследствии и к ромеям…

На самом деле орел как один из помощников и неотъемлемых символов и атрибутов главного идола римского пантеона, Юпитера, был и символом императорского Рима еще со времен Юлия Цезаря, присутствуя на императорском жезле и на штандартах легионов римской армии. Под хищно расправившими крылья золотыми орлами центурии чеканили шаг по землям Европы, Азии и Северной Африки, сея смерть, разрушения, превращая еще вчера свободных людей в бесправных рабов.

Но однажды в пустынной периферийной провинции Римской империи — Иудее родился Тот, кому изначально было предначертано стать Спасителем мира. Преданный на смерть теми, ради кого Он пришел, тем самым пострадав за людей и принеся жертву за грехи наши, вочеловечившийся Господь был распят по римским законам, формально по приказу римского наместника. И на протяжении трех веков спустя на всех территориях империи будут гнать, бить, распинать, жечь, травить зверями в цирках всех, кто воспринял Благую Весть Сына Божиего. Так было, покуда на престол не взошел император Константин.

Власть над империей Константину пришлось отвоевывать у многочисленных соперников, и никто тут не мог дать шанса на то, что победит именно этот, а не тот претендент — за каждым стояли легионы, каждый имел какую-никакую «легитимность», в конце концов, и сама империя могла распасться как карточный домик, что происходило со многими царствами, и до, и после нее. Но снова в ход истории вмешался Божий Промысл. Предание рассказывает о чудесном сне Константина, в котором ему явился Иисус, и чудесном видении креста в небесах, наряду с гласом «Сим победиши!», что изменило жизнь государя раз и навсегда. После того, поместив на щиты своих воинов и штандарты своих подразделений знаменитый лабарум — монограмму имени Спасителя, он одолел соперника-язычника Максенция, а затем и остальных соперников. Впоследствии государь ромеев перенес столицу на самое пограничье Европы и Азии, подальше от перманентно пылающих окраин, основав Второй Рим — Константинополь. Столицу православной империи, просуществовавшей 11 веков. Одним из символов которой стал, наряду с вышеупомянутым лабарумом, и двуглавый орел.

Одиннадцать столетий от Константинополя до Москвы

Что означал этот символ? Почему у него, словно у орла древнего хеттского царства, было сразу две головы?

Безусловно, новая земля и бытовавшая там символика, встречавшаяся чуть ли не повсеместно в оформлении зданий, дворцов и декоре, дала подсказку ромеям, подарила форму, которую те уже наполнили своим, православным содержанием. С одной стороны, двуглавый орел означал, что, все, наметившийся раздел империи на западную и восточную части не произошел, она — едина, под единым правителем, троном, державным жезлом. С другой — две главы орла означали симфонию светской и духовной властей, не случайно сам император принимал участие в делах Церкви, в том числе выступая инициатором церковных соборов, собственное участие в жизни Церкви обозначая следующей фразой: «Вы – епископы внутренних дел Церкви, я – поставленный от Бога епископ внешних дел».

Так было в годы правления равноапостольного императора. После, конечно, империя все-таки распалась. И западная часть Церкви отпала от православия. А после западные же «ревнители благочестия» с крестами на плащах разграбили и вырезали Константинополь, не гнушаясь грабежами и в храмах Божиих. Именно в ходе восточных походов рыцари латинского мира впервые увидели символ двуглавого орла, который понравился им своим имперским флером, содержание которого они постичь не могли, но форма понравилась. Так, двуглавый орел, только основательно почерневший, стал гербовым символом и Священной Римской империи германской нации — так называемого Первого рейха, а оттуда перекочевал в родственную ей Австрийскую, а затем и Австро-Венгерскую империи Габсбургов. Правда, никакого духовного и сакрального символизма он более не нес, только державный лоск, который так пришелся по душе немецким властителям, всенепременно пожелавшим организовать себе «правопреемство» от самих римских императоров.

Однако есть Бог и Промысел Его. И преемником окончательно павшего Второго Рима под ударами османов стало совсем другое государство. Которое унаследовало и его символы, в том числе и двуглавого орла. Герб был привезен в Москву в 1472 году невестой Великого князя Московского Ивана Третьего — племянницей последнего императора ромеев Константина XI Зоей Палеолог. Единственной законной наследницей павшей империи: к тому времени ее старший брат Андрей продал права на престол королю Франции, а другой брат, Мануил, отказался от этого права в пользу захватчика, властелина Порты. Посему Третьим Римом, духовной столицей мирового православия, сердцем земного катехона стала Москва. А четвертому Риму, как известно, не бывать.

Поначалу герб русских царей (кесарей в русском произношении) был схожим с ромейским — белым, либо золотым. Однако при Петре Первом — большом поклоннике всего европейского он также «почернел», на немецкий лад. Как и многое в жизни и укладе русского государства. Такова уж была эта противоречивая для русской истории личность, принесшая множество достижений, но ломавшая многие корневые традиции буквально через колено… Как бы то ни было, но уничтоженная собственным внутренним хамом Российская империя черного двуглавого орла сошла с исторической арены наряду и с Австро-Венгерской, несшей совсем иной символ. И в этом тоже есть некий символ.

Возрожденный монстр

Но вернемся к началу XIX века. Именно в первые годы того столетия под давлением самозванного «императора» Наполеона была упразднена вышеупомянутая Священная Римская империя германской нации. И провозглашена Первая империя Бонапарта, пышная, державшаяся на штыках и постреволюционном угаре фикция, отвергавшая все христианские принципы власти во имя властных амбиций одного человека. Не удивительно, что символом своего наспех сколоченного государства, имевшего целью поглотить весь обозримый мир, стал одноглавый орел Юпитера. Орел Рима постоянных захватнических войн, рабства и кровавых языческих деспотий. И, конечно, рано или поздно этот реанимированный из праха языческого бытия монстр должен был ринуться на двуглавого орла. Он так и поступил, как мы знаем, и был снова похоронен под русскими снегами.

Впоследствии обряд оживления демонской птицы на старом континенте осуществили еще два раза. Первый — во Втором рейхе, Германской империи, когда та объявила войну сначала еще одной малой наследнице Византии, так же как и Россия унаследовавшей гербового, «непонеметченного» белого дуглавого орла — Сербии, а потом, собственно, и Третьему Риму. Тогда оскудевшая духом Россия, несмотря на то что дралась отчаянно, надорвалась и рухнула под натиском обезумевших от инфернальных идей собственных же подданных. Погибнув вместе со своим противником, так и не сумевшим стяжать себе славу железом и кровью.

Во второй раз этот орел был реанимирован в Третьем рейхе. С ним Россия дралась уже без своего духовного символа, под кумачом, пентаклями, серпом и молотом. Победив ценой огромных потерь, воистину страшных. Но победив. Милостью Божией.

Но то на Старом Свете. А на новом, далеком и полном Западе, творилась совсем другая история. Там матерые члены масонских лож в конце XVIII века устроили глобальную мистерию по возрождению духа Римской империи. Пролив жертвенную кровь в борьбе с британской метрополией, восстановив из исторических реликтов такие понятия, как сенат и капитолий, в качестве эмблемы выбрав опять же орла — с поправкой к местности белого орлана, а также флаг, усеянный пентаклями. Кстати, на обратной стороне герба государства, получившего претенциозное название Соединенные Штаты Америки, была выведена и не менее претенциозная надпись на латыни: Novus Ordo Seclorum — «Новый порядок навеки».

И порядок этот начал устанавливаться с первых же дней этой чудесной страны: уничтожались краснокожие аборигены, без жалости, артиллерией и концлагерями — христианская альтернатива в виде Конфедерации, забирались колонии Франции и Испании, подчинялось экономически и политически путем карманных деспотий, а когда и прямого вторжения все Западное полушарие. А после Первой мировой войны пришла очередь и Старого Света…

Сегодня под Белым языческим орланом — практически весь мир. Он уже успел разгромить, скомкать и уничтожить малую наследницу империи Ромеев — Сербию. И теперь зловонное, жадное до крови дыхание обдает пределы нашего государства, вернувшего себе в 1993 году золотого двуглавого орла. Они видят нас очередным Карфагеном или Константинополем. Мы помним 1812-й и 1945-й. И по всей видимости, решительная схватка нам еще предстоит. А потому отбросим страх и сомнения, вспомни — «сим победиши!».

Поднятые или опущенные крылья орла на гербе

Если вы видите на гербе государства орла или грифона с высоко поднятой головой и расправленными крыльями, то это означает символ самого высшего уровня. Мировую империю, выше которой уже никого нет.

Именно такой орёл с высоко поднятыми крыльями изображён на гербе РФ:

А также на гербе США:

Это символ Римской Империи, которая также претендовала на мировое господство:

Если же у птицы крылья опущены вниз, то это уже символ уровнем ниже, где опущенные крылья указывают на подчинённое положение. Именно такой орёл изображён на гербе Центрального банка Российской Федерации, который до 2016 года был размещён на всех монетах и банкнотах. Опущенные крылья символизируют подчинённое положение ЦБ РФ по отношению к Федеральной резервной системе и Мировому банку:

Про этот герб чиновники их Банка России придумали очередную лживую легенду про то, что это «символ из русских сказок». Жаль, что нельзя узнать у Александра Юрова, директора Департамента наличного денежного обращения ЦБ РФ, который озвучил эту ложь, в какой из русских сказок у нас вообще встречается орёл, не говоря уже про двуглавого. Сдаётся мне, что он явно попутал двуглавого орла с трёхголовым змеем-горынычем, разорителем земли русской, который в качестве символа для Центрального Банка Российской Федерации подошёл бы намного лучше, поскольку очень точно бы отражал смысл деятельности этого органа иностранного управления. Кстати, точно такой же греб был принят 21 марта 1917 года временным правительством в качестве нового символа России после свержения монархии, что означало признание новым государством потерю статуса мировой державы. Похоже, что именно этот герб пытались восстановить при Ельцине после переворота 1991 года и разрушения СССР, поэтому он и появился на новых монетах. Но тогда с Ельциным у них что-то не срослось.

Аналогичную ситуацию мы наблюдаем и в Германии, где крылья у орла то гордо поднимаются вверх, то снова покорно опускаются вниз. Вот так выглядел герб Германии во времена Третьего Рейха. Само собой, что крылья у орла на гербе подняты и гордо расправлены:

А это герб, который она получила после поражения во второй мировой войне и который у Германии до сих пор:

Как видите, есть намёк на то, что орёл пытается поднять крылья, но на самом деле они у него именно в сложенном состоянии, что отражает подчинённость Германии.



1. Герб Харьковской епархии Украинской Православной церкви – это символ, официальная эмблема епархии, в которой отображена ее история и традиции.
2. Герб Харьковской епархии Украинской Православной церкви являет собой щит овальной формы, который рассечен и пересечен (четверочастный). Поле правой стороны – зеленое (в церковной православной символике зеленый цвет напоминает о зеленой мантии – одном из знаков патриаршего достоинства; в нашем регионе этот цвет используется в гербах города и области), поле левой стороны – лазоревое (синее), которое символизирует цвет митрополичьей мантии. Суженные столб и пояс образуют центральный крест. Щит окаймлен золотой каймой. В первой части щита помещен нательный мраморный крест, найденный на Донецком городище. Во второй части щита изображена виноградная лоза – древний христианский символ (кисть винограда содержит 27 ягод, по числу районов современной Харьковской области). В третьей части изображен белый восходящий орел (фронтально, распростершим крылья, голова повернута геральдически вправо) – символ родового герба первого епископа Слободско-Украинского и Харьковского Христофора (Сулимы; + 1813). В четвертой части щита изображен омофор, поскольку церковно-административный и исторический центр Харьковской епархии находится в Свято-Покровском монастыре. В качестве навершия выступают архиерейская митра, а также верхние части архиерейского жезла и запрестольного креста. По сторонам от щита стоят фигуры харьковских святых – святителя Мелетия и священномученика Александра, которые символизируют более чем двухвековую историю епархии. На девизной ленте пурпурного цвета имеется девиз «Вера и разум», а также обозначение кириллицей даты – 1799 – год учреждения Харьковской епархии. Лента обрамляет лавровые и дубовые ветви.
3. Эталонный образец герба с его описанием находится в Харьковском епархиальном управлении УПЦ (оригиналы утвержденного герба хранятся в Церковно-историческом музее).
4. Герб может размещаться на бланках деловых бумаг, на зданиях и сооружениях, при праздничном оформлении и изготовлении рекламной и сувенирной продукции по благословению правящего архиерея. Разрешение или письменный отказ с указанием ее причины выдается в течение одного месяца с момента подачи заявления.
Герб утвержден митрополитом Харьковским и Богодуховским Никодимом 24 марта 2011 г.
Церковная геральдика появилась в Европе в 13 веке. Это было связано с обязательным использованием епископами печатей. Первоначально на печатях изображались святые и епископы, но затем стали использоваться символы — митры, кресты, посохи. В 17 в. происходит систематизация символов. В настоящее время геральдика наиболее распространена в Западной церкви, где практически все епископы имеют гербы, в меньшей степени — у англикан, лютеран, униатов (в последние годы – очень активно) и православных (активнее, например, в сербской церкви). Православная геральдика в Русской Православной церкви начала активно разрабатываться в последние годы при Святейшем Патриархе Алексие ІІ. (См.: http://alive-heraldry.narod.ru/churchheraldry.htm)
Появление гербов в Восточной Европе – явление более позднее. Можно выделить раннегеральдический (XIV – XVII вв.) и позднегеральдический (XVIII – XX вв.) периоды. В основном интенсивное герботворчество происходило на позднем этапе. А церковной геральдики долгое время вообще не было (был специальный запрет Петра 1). Можно сказать, что это явление последних лет. Безусловно, можно спорить о необходимости гербов для церковнослужителей (особенно монахов), но, что касается, территориальной геральдики (гербов епархий), то, полагаем, это веление времени. Наш город и область имеют гербы, к которым привыкли не только харьковчане, они уже давно узнаваемы жителями других городов и областей Украины. Такого рода символы способствуют росту регионального патриотизма, консолидируют общественное сознание.
Блазон – словесное описание герба.
1. Щит. Овальной формы (условное название «итальянский»). Такой щит используется, как правило, духовными особами. Щит рассечено-пересеченный или четверочастный. Деление щита образует центральный («прямой» или «геральдический») крест из суженных столба и пояса. Щит имеет золотую кайму. Поле щита имеет два цвета (или эмали/финифти). Поле правой стороны (а в геральдике правая и левая сторона определяются по отношению к «несущему щит») – зеленого цвета (в церковной православной символике зеленый цвет напоминает о зеленой мантии – одном из знаков патриаршего достоинства; напомню, что первоначально до 1667 г. церкви и монастыри Слободской Украины входили в состав Патриаршей области; в нашем регионе этот цвет используется в гербах города и области); и голубого/синего цвета (в геральдике обозначает величие, красоту, чистоту, милосердие; в церковной – цвет митрополичьей мантии).

2. Части щита. Первая часть щита. На ней изображен нательный мраморный крест, который был найден при раскопках древнеславянского города Донца (ныне Донецкое городище входит в южную окраину города Харькова). Впервые город Донец упоминается в Ипатьевской летописи под 1185 г., а известность приобрел благодаря упоминанию в «Слове о полку Игореве» (здесь остановился князь после бегства из половецкого плена). Город Донец был разрушен во время монголо-татарского нашествия в ХІІІ веке. Очевидно, что именно здесь постоянно проживало славянское население, которое приняло христианство. Почетный гражданин г. Харькова, известный археолог, исследователь Донецкого городища проф. Б.А. Шрамко, еще в 1962 г. писал: «У местных жителей было широко распространено христианство, как и в других местах Киевской Руси, поэтому на Донецком городище часто попадались бронзовые крестики, а также крестики, вырезанные из мрамора, янтаря, даже мела». Данный крестик хранится в Музее археологии и этнографии Слободской Украины ХНУ имени В.Н. Каразина. Вторая часть щита. На ней изображена виноградная лоза – древний христианский символ, о котором упоминается еще в Ветхом Завете. Одно из символических именований Господа нашего Иисуса Христа – Лоза Истинная, основанное на словах Евангелия от Иоанна (Ин.15,1; 15,5). Виноградная лоза помещена также на гербе города Изюма, где в 2000 г. была восстановлена викарная кафедра Харьковской епархии и где хранится единственная уцелевшая после гонений на Церковь в ХХ веке сугубо чтимая епархиальная святыня – чудотворная Песчанская икона Божией Матери, почитание которой было установлено святителем Иоасафом (Горленко; +1754), епископом Белгородской епархии, в состав которой с 1667 до 1799 г. входила территория современной Харьковской епархии. Количество ягод на виноградной грозди (27) соответствует числу районов современной Харьковской области. Третья часть щита. На ней изображен белый восходящий орел (фронтально, распростершим крылья, голова повернута геральдически вправо). Орел – символ власти. Напомню также, что с орлом в иконографической традиции изображается святой апостол и евангелист Иоанн Богослов – покровитель митрополита Харьковского и Богодуховского Никодима, домовой церкви Резиденции харьковских архиереев и Харьковской Духовной семинарии. В данном случае, он также напоминает нам о родовом гербе первого слобожанского архипастыря – епископа Слободско-Украинского и Харьковского Христофора (Сулимы; + 1813). На родовом гербе изображался черный орел на желтом фоне, но на приветственных адресах преосвященному Христофору начала ХІХ в., составленных учениками Харьковского коллегиума, был изображен именно белый орел на синем фоне (ныне эти материалы хранятся в ЦНБ ХНУ имени В.Н. Каразина). Четвертая часть щита. На ней изображен омофор (в переводе с греческого – наплечник) – это часть архиерейского облачения, которая возлагается на плечи епископа и напоминает, что он должен заботится о спасении заблуждающихся подобно евангельскому пастырю, который, отыскав пропавшую овцу, несет ее домой на своих плечах. Использование этого символа связано еще и с тем, что церковно-административный и исторический центр Харьковской епархии находится в Покровском монастыре. Обитель посвящена одному из особо почитаемых в Украине церковных праздников – Покрова Богородицы. На иконах Божия Матерь изображается держащей в руках омофор, воплощающий веру в то, что Пресвятая Богородица приняла Святую Русь под Свой покров. История святынь Харьковской епархии – тому яркое подтверждение. Сугубо чтимые иконы на Слобожанщине – Озерянская, Песчанская, Елецкая – богородичные.
3. Навершие щита. Щит увенчан архиерейской митрой – особым головным убором архипастыря. За более чем 200-летнюю историю епархию во главе ее стояли 29 архипастырей. Среди них были такие выдающиеся церковные деятели, проповедники и богословы как святитель Филарет (Гумилевский), Макарий (Булгаков), Антоний (Храповицкий). В этом же ряду наш владыка Никодим (Руснак). Редкая епархия имеет стольких владык, причисленных к лику святых: Мелетий (Леонтович), Константин (Дьяков), Анатолий (Грисюк), Иннокентий (Летяев), Иннокентий (Тихонов), Александр (Петровский). Как часть навершия выступают также верхние части архиерейского жезла и запрестольного креста. Жезл является символом апостольской преемственности. В данном случае изображен жезл (в виде двух змей, которые извиваются вверх и являются напоминанием о словах Пастыреначальника-Христа: «Будьте мудры, как змеи»). Такой внешний вид жезла получил распространение в XVI – XVII ст., когда началось заселение земель Слобожанщины украинскими казаками.
4. Щитодержатели. По сторонам от щита стоят фигуры харьковских святых – святителя Мелетия и священномученика Александра, которые символизируют более чем двухвековую историю епархии. Святитель Мелетий (Леонтович) прославился как великий бессребренник и молитвенник. Он управлял Харьковской епархией с 1835 по 1840 г. Еще при жизни он проявлял особые дары Божией благодати. В 1948 г. по благословению Святейшего Патриарха Алексия І мощи святителя Мелетия были перенесены в Благовещенский собор, где были помещены в его левом приделе. Около усыпальницы происходило немало чудесных явлений, что стало, среди прочего, основанием в 1978 г. для причисления Мелетия к лику местночтимых святых. И в этом небывалом для советского периода событии была заслуга архиепископа Харьковского и Богодуховского Никодима и приснопамятного митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова). Тогда же владыка Никодим написал службу и акафист Святителю Мелетию. Владыка Александр (Петровский) управлял Харьковской епархией в конце 1930-х годов. В 1938 г. 87-летний архипастырь был арестован и в 1940 г. умер в тюремной больнице. В 1993 г. по ходатайству митрополита Никодима он был реабилитирован и в том же году вместе с другими новомучениками Слободского края был канонизирован. В настоящее время его мощи также покоятся в Свято-Благовещенском соборе. А недавно в г. Харькове был освящен в его честь великолепный храм и установлен памятник.
5. Девизная лента пурпурного цвета, на ней девиз «Вера и разум», а также обозначение кириллицей даты – 1799 – год учреждения Харьковской епархии. Лента обрамляет лавровые и дубовые ветви (напомним, что лавр символ славы, а дуб – силы, мужества). Девиз «Вера и разум» символичен не только сам по себе, но и напоминает о названии первого в Российской империи богословско-философского альманаха, который начал издаваться именно в Харькове в 1884 г. по благословению архиепископа Харьковского и Ахтырского Амвросия (Ключарева). Как мы знаем, в год Всемирного юбилея – 2000-летия Рождества Христова – ревностными трудами митрополита Никодима журнал был возрожден.
Авторы – разработчики: проф. Посохов С.И., проф. Куделко С.М., протодиакон Максим Талалай, главный художник г. Харькова Дуденко С.И., Мироненко Г.И.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *