Дядя том

В прошлой передаче мы рассказали, что одной из самых драматичных сцен в фильме «Хижина дяди Тома» является разлука Тома с его семьей и другими слугами и рабами на ферме Шелби.

Затем на корабле он знакомится с девушкой по имени Ева, отец которой приобретает Тома у Шелби. Однако после неожиданной смерти Евы и ее отца мать Евы продает Тома на рынке невольников отвратительному типу по имени Легри.

Один из его кредиторов, работорговец Гейли, предлагает Шелби уступить ему кого-то из наиболее ценных невольников для покрытия долга, и тот останавливает свой выбор на Томе, который уже много лет распоряжается в доме почти всеми хозяйственными делами, отличается безупречной честностью, религиозностью и бесконечной преданностью хозяину.

Работорговец Гейли безжалостно разлучает Тома и его семью

Гейли утверждает, что Тома ему недостаточно, и в этот момент он замечает красавицу Элизу, служанку миссис Шелби, вместе с ее маленьким сынишкой Гарри. И сама женщина с достаточно светлой кожей, и ребенок весьма привлекательны внешне, и Гейли понимает, что может выручить за них на невольничьем рынке неплохие деньги. Однако Шелби говорит, что с Элизой его жена никогда не согласится расстаться, что она воспитывала ее с детских лет и по-настоящему любит эту девушку. Маленького Гарри он соглашается отдать работорговцу, хотя и с величайшей неохотой.

После смерти Гейли новым хозяином Тома становится некий Саймон Легри, владелец плантации в глухих, болотистых местах. Едва приехав на новое место, Том понимает, что едва ли когда-нибудь отсюда выберется, мистер Легри с помощью двух надсмотрщиков, Сэмбо и Квимбо, безжалостно заставляет невольников трудиться от зари до зари, отдавая распоряжение жестоко избить раба или рабыню в том случае, если хлопка в корзине к вечеру оказывается недостаточно. Том пытается защитить одну из женщин от побоев, однако в результате хозяин приказывает своим приспешникам как следует наказать его самого.

Эта сцена изображена на 88-м минуте в фильме Полларда Легри в гостиной начинает приставать к Касси, которая якобы нарушила его покой. Затем два негра-надсмотрщика Сэмбо и Квимбо насильно приводят дядю Тома к гостиной и избивают его за дверью. Легри дает разрешение на вход и два охранника вталкивают дядю Тома в гостиную. Они поясняют хозяину: «Этот черномазый стоял за дверью и, сложив руки, о чем-то молился. Легри хватает дядю Тома за шиворот и говорит (т.е. в фильме появляется надпись): «Я хочу, чтобы все мои люди работали на меня от всей души, а не молились».

Затем, крупным планом, нам показывают яростное лицо Легри и милый, многострадальный облик дяди Тома. В глубине комнаты мы видим двух отупелых негров-охранников. В глазах Легри бушует злоба. Его взгляд переносится на бедную Касси, и хозяин, схватив плеть, хочет избить женщину, но потом, передумав, передает плеть дядю Тому и приказывает ему отхлестать Касси. Касси в ужасе и с ненавистью взирает на Легри. Дядя Том отвечает ему: «Я не могу этого сделать, хозяин!». После чего Легри ударом в лицо сбивает его с ног и кричит: «Я заплатил за тебя 12 тысяч долларов, я купил твою душу и твою плоть». На что дядя Том отвечает: «Нет, хозяин, моя плоть, может быть, и принадлежит Вам, но душа моя в руках Господа!»

После такого нахальства Легри приходит в бешенство и вместе с охранниками избивает дядю Тому до полусмерти.

Через некоторое время Легри предлагает Тому стать главным надсмотрщиком на плантации, но тот наотрез отказывается, говоря, что готов работать столько, сколько потребуется, но никогда не станет мучить других людей. После этого Саймон проникается к нему настоящей ненавистью, и Тома избивают едва ли не ежедневно.

В доме Легри живет довольно странная женщина по имени Касси, которая также является рабыней, однако держит себя довольно независимо, и другим невольникам кажется, что и сам хозяин ее побаивается. Однажды Касси совершает побег с плантации вместе с молодой девушкой по имени Эммелина. Тому известно о том, что в действительности они скрываются на чердаке дома, пока их яростно разыскивают с собаками по всем окрестным болотам, но он намерен скорее умереть, чем раскрыть их убежище.

Данная сцена изображена в фильме «Хижина дяди Тома» на 97-й минуте. Хозяин подозревает, что Тому известна правда о побеге рабынь, но он ее скрывает. Легри приказывает Квимбо и Сэмбо истязать невольника до тех пор, пока он не откроет тайны, но Том умирает от жестоких побоев, так ничего и не сказав.

Перед самой его смертью на плантацию приезжает сын его бывшего хозяина, молодой мистер Джордж Шелби, собираясь выкупить Тома, однако тот с горечью сообщает, что уже поздно, что его земной путь уже завершен. Шелби в отчаянии угрожает Легри судом за то, что тот сделал с Томом, но тот спокойно отвечает, что белых свидетелей истязаний поблизости не было, а показания темнокожих ни один суд не примет в расчет. По приезде домой Джордж рассказывает жене и детям Тома о том, что с ним случилось, и торжественно обещает, что у него самого никогда более не будет рабов. Вскоре он действительно представляет всем своим невольникам документы на освобождение и просит их никогда не забывать верного, преданного и несчастного дядю Тома.

Легри пререкается с духом дяди ТомаТруп Легри рядом с бездыханным телом дяди Тома

Джорджу и Элизе удается ускользнуть от преследователей, хотя молодой мужчина едва не погибает в схватке с работорговцами. Семья переезжает в Канаду, а через несколько лет оказывается в Африке. Там их находит Касси, являющаяся матерью Элизы, с которой девочку разлучили еще в раннем детстве. Через некоторое время женщина узнает и о судьбе своего сына, юноша также сумел убежать от своего хозяина и намеревается впоследствии переехать на африканский континент, чтобы воссоединиться с родственниками.

Если сравнивать «Хижину дяди Тома» Полларда с фильмом «Рождение нации» Гриффита, следует сказать, что расистский подход «Рождения нации» к превосходству белых сменяются на более беспристрастное описание всех зол рабовладения и более четкую конфронтацию правоты негров и притеснения со стороны белых. И хотя в «Хижине дяди Тома» злой характер белых рабовладельцев иногда показан преувеличен, в «Рождении нации» вся вина за бедствия в стране и преступления возлагаются на чернокожих. Можно сказать, что «Хижина дяди Тома» агитирует более или менее реалистичный подход к ситуации в Соединенных Штатах в начале XIX века, перед началом Гражданской войны. Однако, и в этом фильме чернокожие показаны как чересчур простые персонажи, лишенные драматической сложности и глубины души. Они большей частью работают на плантациях или поют песни в кругу. В целом же, все судьбы негров находятся в руках белых работорговцев. В фильме «Хижина дяди Тома» мы видим, как злодей Легри пытается также завладеть душой главного героя, лишить его человечности, но дядя Том, даже сознавая, что он не может распоряжаться своей судьбой, отказывается избивать невинную служанку и погибает из-за своего благородства.

Действие романа происходит в начале 1850-х гг. в США. Открывается он разговором «доброго» плантатора Шелби с работорговцем Гейли, которому он хочет продать своего лучшего негра дядю Тома в уплату долгов. Разглагольствуя о гуманизме, понимаемом весьма своеобразно, Гейли выражает точку зрения многих работорговцев: не следует, полагает он, продавать ребёнка на глазах у матери, чтобы не было лишних слез и, таким образом, не портился товар. Не стоит также сильно их пороть, но и носиться особо не стоит — «доброта им боком выходит». В придачу к Тому Гейли просит продать ему Гарри, сына квартеронки Элизы, горничной хозяйки.

Продолжение после рекламы:

Муж Элизы Джордж Гаррис — раб соседнего плантатора. Когда-то он работал на фабрике, где очень хорошо себя зарекомендовал, но хозяин не пожелал терпеть независимости негра и поставил его на самую тяжёлую работу. Двое детей Элизы и Джорджа умерли в младенчестве, поэтому Элиза особенно привязана к своему малышу.

В тот же день Джордж приходит к Элизе и сообщает ей о своём намерении бежать в Канаду, поскольку хозяин вынуждает его жениться на другой, хотя их с Элизой венчал священник.

Подписав купчие на Тома и Гарри, мистер Шелби рассказывает обо всем жене. Элиза слышит их разговор и решает бежать, чтобы сохранить ребёнка. Она зовёт с собой дядю Тома, но тот готов покориться судьбе.

О побеге становится известно только утром. За беглянкой организована погоня, но ей удаётся по льдинам перебраться в штат Огайо, где рабство запрещено.

Брифли существует благодаря рекламе:

Упустивший беглянку Гейли случайно встречает Тома Локкера и его спутника по имени Мэркс, охотников за беглыми рабами, которые соглашаются ему помочь.

Элиза попадает в дом сенатора Бэрда, который не разделяет идей работорговли и помогает ей спрятаться у надёжных людей.

Тем временем Гейли увозит Тома из поместья Шелби, заковав его в кандалы. Старший сын хозяев Джордж даёт Тому на память серебряный доллар и клянётся, что, когда вырастет, не будет ни продавать, ни покупать рабов.

Приехав в город, Гейли покупает на аукционе ещё несколько рабов, разлучая детей с матерями. Затем негров грузят на пароход — их нужно переправить в южные штаты. Закованных в кандалы рабов везут на нижней палубе, а на верхней вольготно едут белые, рассуждая о работорговле. Одни считают, что неграм на плантациях живётся лучше, чем на воле, другие полагают, что самое страшное в рабстве — «надругательство над человеческими чувствами, привязанностями», третьи уверены, что сам бог судил африканцам быть рабами и довольствоваться своим положением.

Продолжение после рекламы:

Во время одной из стоянок Гейли возвращается с молодой негритянкой, которая нянчит десятимесячного малыша. Он тут же продаёт ребёнка за 45 долларов, и его тайком забирают у матери. В отчаянии та бросается в воду.

На том же пароходе путешествует богатый и знатный джентльмен из Нового Орлеана по имени Сен-Клер с шестилетней дочерью и немолодой родственницей. «Том с интересом наблюдал за девочкой, ибо негры со свойственной им добротой и впечатлительностью всегда тянутся ко всему чистому, детскому». Как-то девочка, перегнувшись через борт, падает в воду, и Том спасает её. Благодарный отец покупает Тома у Гейли.

Огюстен Сен-Клер, сын богатого луизианского плантатора, возвращается домой, в Новый Орлеан. Немолодая родственница — его кузина мисс Офелия, воплощение точности и порядка. Основной жизненный принцип её — чувство долга. В доме Огюстена она станет управлять хозяйством, так как жена кузена слаба здоровьем.

Жена Сен-Клера Мари оказывается взбалмошным, эгоистическим существом, одобряющим рабство. У Сен-Клера отношение к рабству чисто прагматическое — он понимает, что его не искоренишь, пока белым оно выгодно. Глядя на Офелию, он отмечает двойственное отношение к неграм северян: «Вы относитесь к ним с брезгливостью и в то же время заступаетесь за них».

Брифли существует благодаря рекламе:

Тем временем Элиза и Джордж, укрытые общиной квакеров, готовятся бежать в Канаду. Вместе с ними едет негр Джим. Он уже давно живёт в Канаде, но возвратился в США, чтобы забрать с собой престарелую матушку.

Внезапно они узнают, что за ними организована погоня, в которой участвуют Том Локкер, двое полицейских и местный сброд. Во время перестрелки Джордж ранит Тома Локкера. Сообщники бросают его, а беглецы подбирают и отвозят в дом, где за ним организован хороший уход.

Действие вновь переносится в дом Сен-Клеров. Его обитатели напряжённо обсуждают проблему рабства. Огюстен осуждает рабство, но не может противостоять ему в одиночку. Чтобы ежечасно не сталкиваться с наиболее грубыми его проявлениями, он отказался от владения плантацией. Он уверен, что в конце концов негры, как и народные массы во всем мире, сами завоюют себе свободу.

Однажды он приводит в подарок Офелии негритянку лет восьми по имени Топси, которую прежний хозяин зверски избивал. Девочка оказывается очень смышлёной. Она описывается как проказница и воровка, но добрая и отзывчивая в душе.

Реклама:

Проходит два года. Выясняется, что дочь Сен-Клера Евангелина (сокращённо Ева) страдает чахоткой. Это очень нежная и отзывчивая девочка. Её мечта — отпустить всех негров на волю и дать им образование. Но больше всего она привязывается к дяде Тому.

Как-то, разговаривая с отцом, она говорит ему, что скоро умрёт, и просит после её смерти отпустить дядю Тома на свободу. Сен-Клер обещает ей это, но его обещанию не суждено исполниться: вскоре после смерти дочери он трагически гибнет в пьяной драке. Хорошо хоть мисс Офелии удаётся получить от него дарственную на Топси.

После смерти Сен-Клера дела берет в свои руки деспотичная Мари. Она собирается продать дом и всех рабов мужа и уехать на отцовскую плантацию. Для Тома это означает вечное рабство. Хозяйка и слышать не хочет, чтобы ему, во исполнение воли её покойной дочери, дали свободу, и вместе с другими неграми отправляет его в невольничий барак, где собирают партию негров для аукциона.

Невольничий барак — то же, что торговый склад: перед ним в качестве образцов товара выставлено несколько негров, женщин и мужчин. Трудно описать страдания негров перед аукционом — они морально готовятся к тому, что их разлучат с семьями, оторвут от привычной, знакомой обстановки, отдадут в руки злых людей. «Одним из самых страшных обстоятельств, связанных с рабством, является то, что негр в любую минуту может попасть в руки жестокого и грубого тирана, — точь-в-точь как стол, когда-то украшавший роскошную гостиную, доживает свой век в грязном трактире. Существенная разница состоит лишь в том, что стол ничего не чувствует, тогда как у человека нельзя отнять его душу, воспоминания и привязанности, желания и страхи».

Реклама:

Том попадает к Саймону Легри. Тот немедленно заставляет его переодеться в грубую одежду невольника, а его вещи продаёт матросам парохода, на котором едет домой. На плантации Легри новых рабов селят в жалких лачугах, где так тесно, что яблоку негде упасть. Спят здесь прямо на земле, подстелив немного соломы. Рацион крайне скудный: после изнурительного труда на сборе хлопка — всего одна лепёшка из кукурузной муки.

Однажды на сбор хлопка выходит красивая, статная квартеронка Касси, любовница хозяина. Она работает очень быстро, помогает слабым и отстающим. Том тоже делится собранным хлопком — с Люси, больной мулаткой. Вечером хозяин, видя хорошую работу Тома, решает назначить его надсмотрщиком и для начала хочет заставить его выпороть Люси и ещё нескольких рабов. Том решительно отказывается, за что сам получает побои.

Вечером к нему приходит Касси, смазывает ему раны и рассказывает о себе. Отец её был богатым плантатором, и она получила хорошее образование. Однако отец скоропостижно скончался и не успел дать ей вольную. Ее купил молодой человек, которого она очень любила и от которого родила двоих детей, но тот, наделав долгов, тоже продал её. Детей у неё отняли, и она стала переходить от одного хозяина к другому. Касси имеет большое влияние на Легри и уговаривает его оставить Тома в покое — хотя бы на время полевых работ.

Реклама:

Для Элизы с Джорджем близится час долгожданной свободы. Поражённый их благородством, Том Локкер (поправившись, он решил отказаться от охоты на людей и заняться охотой на медведей) предупреждает их, что у парохода, на котором они собираются переправиться в Канаду, их могут поджидать сыщики. Тогда Элиза переодевается в мужской костюм; Гарри наряжают девочкой и на время отдают миссис Смит, белой канадке, которая возвращается на родину. Им удаётся благополучно перебраться через пограничное озеро Эри в городок Амхерстберг, где они останавливаются в доме местного священника.

А в усадьбе Легри Том тщетно ждёт весточки от старых хозяев. Касси предлагает ему убить хозяина, но он не хочет брать грех на душу. Бежать он тоже отказывается, а вот Касси с новой любовницей Легри юной Эммелиной замышляют побег. Делая вид, что побежали к болотам, женщины скрываются на чердаке, вызывающем у всех обитателей поместья, включая Легри, суеверный страх. В попытке выяснить, куда подевались Касси с Эммелиной, он приказывает своим подручным избить Тома. Те весьма усердно исполняют приказание.

Реклама:

Внезапно в поместье приезжает Джордж Шелби, чудом разыскавший дядю Тома, но не может увезти негра с собой — тот умирает у него на руках. На могиле Тома Джордж, который после смерти отца стал владельцем поместья, клянётся, что у него никогда не будет рабов.

Воспользовавшись ситуацией, Касси и Эммелина бегут с чердака. На пароходе они знакомятся с Джорджем Шелби и некой мадам де Ту, которая путешествует с дочерью. Выясняется, что она сестра Джорджа Гарриса. Молодой Шелби начинает рассказывать ей о судьбе Джорджа, и случайно услышавшая их разговор Касси понимает, что его жена Элиза — её дочь.

Вместе с мадам де Ту Касси отправляется в Канаду, где и находит дочь. По зрелом размышлении воссоединившаяся семья решает переехать во Францию. На пароходе Эммелина выходит замуж за 1-го помощника капитана.

Во Франции Джордж Гаррис получает хорошее образование и переезжает в Либерию, которую считает своей родиной. Мадам де Ту находит сына Касси, который тоже собирается в Африку.

Узнав о кончине мужа, тётушка Хлоя, специально отправившаяся на заработки, чтобы выкупить его, не находит себе места от горя, а Джордж Шелби выполняет клятву, данную на могиле дяди Тома, и даёт вольную всем своим рабам.

ДЯДЯ ТОМ (англ. Uncle Tom) — герой романа Г. Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома» (1851-1852). Негр-невольник, родившийся в одном из центральных штатов США — Кентукки, где, по словам Бичер-Стоу, бытовали «самые мягкие формы рабства». Мы встречаемся с Д.Т. в расцвете жизненных сил. И хотя его жена, тетушка Хлоя, называет его стариком, это «человек рослый, могучий, широкий в плечах, с типично африканскими чертами лица, в котором сквозит ум, доброта и благодушие». На первых страницах романа нарисована идиллическая картина: Д.Т. — близкое доверенное лицо своего хозяина мистера Шелби, человека просвещенного и доброго, благосклонно относящегося к рабам. Сын хозяина Джордж — частый гость в хижине Д.Т., он учит чернокожего друга читать и писать, читает ему Библию — любимую книгу негра. Идиллии, однако, скоро пришел конец. Финансовые затруднения заставили Шелби продать Д.Т. На первых порах герою книги повезло. Вместе с партией рабов его везли на пароходе в Новый Орлеан, на невольничий рынок. Д.Т. спас упавшую за борт девочку. Отец ее, богатый плантатор Опо-стен Сен-Клер, купил Д.Т. В поместье у нового хозяина Д.Т. жилось хорошо. Его сытно кормили, работа была нетрудная — личный кучер маленькой Евы. Но когда девочка и ее отец умерли, хозяйка решила распродать невольников. Д.Т. попал к жестокому плантатору Саймону Легри. Изнурительная работа не пугала сильного негра. Но он не мог смириться с тем, что к невольникам здесь относились как к бессловесной скотине. Так начался его поединок с хозяином, стремившимся унизить и сломить невольника. Д.Т. в этой борьбе поддерживает Христос, являющийся к нему в видениях. Сила духа глубоко верующего человека побеждает, сломить себя он не дает. Но Д.Т. в конце концов забивают до смерти. Образ Д.Т. по сей день вызывает споры: радикальных негритянских политиков возмущает проповедуемое им непротивление злу насилием.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *