Джош макдауэлл неоспоримые свидетельства

7 доказательств достоверности Библии

Editor 28 ноября 2011, 12:18

Сегодня христианский мир невероятно многообразен. Существует большое число разных взглядов, мнений и воззрений, которое может сбить с толку новообращенного. Кто-то ценит такое многообразие и даже гордится им, кто-то замыкается, пытаясь дистанцироваться от разношерстного христианства. Кто-то считает такое многообразие преимуществом, а наличие разных взглядов — образованностью.

Множество христианских учебных заведений гордится тем, что не держится какого-то конкретного учения, а культивирует обширность взглядов, как бы не навязывая студентам одну точку зрения, а предлагая выбор из множества вариантов. Так или иначе такое многообразие ударяет по достоверности Библии. Приверженность одному учению считается узколобостью или сектантством. Кто-то вину за такую раздробленность в христианстве возлагает на саму Библию, что якобы она изначально написана в таком стиле, что тексты можно понимать и так и эдак, и поэтому, чтобы верно понимать эти истины, надо иметь что-то еще кроме Библии — традицию, братство, предания, собственную опытность, внебиблейские откровения, и т. д.

Еще одна трудность заключается в том, что ранее, в период гонений о каком-то диалоге с миром или о каком-то принятии миром не могло идти и речи. Граница между верующими и неверующими была очевидна. Сейчас же церковь, стремясь создать для себя хорошую репутацию боится показаться узколобой или устаревшей, и пытается идти на диалог с миром. Чтобы не выглядеть фанатиками некоторые библейские истины либо просто умалчиваются, либо начинают подвергаться сомнениям. И эта тенденция только набирает обороты.

Как же нам удержаться среди всего этого разнообразия? Как подкрепить свою уверенность в достоверность Библейских текстов? Как не быть «младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения»?

Для себя я выделил несколько фактов, почему я могу полностью доверять Библии в том виде, в котором мы ее имеем сегодня. И хочу этими размышлениями поделиться с вами.

Самоподтверждение

Как я уже говорил выше, Библия часто становится объектом разного рода обвинений. Ее обвиняют в неисторичности, непоследовательности, неточности. Кто-то частично или же полностью подвергает сомнению божественность ее авторства.

Когда люди позволяют себе такое отношение к Божьему Слову то, как правило, их мало волнует, что сама Библия говорит о себе и о своем происхождении. С одной стороны их можно понять, ведь если они изначально не доверяют Библии, то мало вероятности, что они поверят тем ее текстам, в которых говорится о ее божественном авторстве. Но постойте! Ведь ни для кого не секрет, что когда какого-либо человека задерживают с подозрением в совершении преступления, первое, что должны сделать следователи безотлагательно, так это допросить самого обвиняемого! Эти принципы однозначно изложены в нашем законодательстве1, и никто не осмелится усомниться в их логичности. Поэтому, раз Библия многократно подвергалась обвинениям со стороны разных людей, в первую очередь, что мы сделаем, так это спросим ее саму о том чем же она является.

Первое, на что стоит обратить внимание, то, что как в Ветхом так и в Новом Заветах многократно цитируются прямая речь Бога2. В частности, в Новом Завете мы видим записанные слова как Сына, так и Отца3. Во-вторых, Бог говорил через пророков, и не смотря на то, что для передачи слов использовались уста людей, их авторитетность при этом не страдала4. Как Он использовал в Ветхом Завете пророков, так в Новом апостолы имели полномочия передавать Слова Божьи5. Третье — апостолы цитируя Ветхий Завет, называли его Божьим Словом6. Более того, Павел говоря о всём Ветхом Завете подчеркнул, что написание его было вдохновлено самим Богом7.

Думаю нет смысла приводить все места Писания которые говорят о том что Библия — это Божье Слово, ведь библейских текстов, которые говорят об этом прямо или косвенно более полутора тысяч!

Уникальность структуры

Ранее я приводил пример с допросом обвиняемого в преступлении, а теперь давайте представим, что обвиняемый не один, а преступление совершили несколько человек. Следователь может прибегнуть к раздельному допросу, когда обвиняемых допрашивают по отдельности, а потом сверяют их показания. И если показания по каким-то причинам не сходятся, то у следователя есть все основания не доверять таким показаниям. Какие причины того, что рассказанное обвиняемыми может различаться? Либо один или несколько обвиняемых лгут, либо кто-то из них не принимал участия в преступлении и не являлся его свидетелем, поэтому историю приходится придумывать. А вероятность того, что несколько обвиняемых в отдельности друг от друга могут выдумать общую историю близка к нулю.

А теперь давайте посмотрим на библейских авторов. Как минимум сорок человек, которые жили в разных эпохах, в корне отличались по происхождению и социальному статусу, были гражданами разных государств и империй, могли говорить на разных языках, и при этом, то, что было написано ими в течении полутора тысяч лет затрагивает на разном уровне многие аспекты жизни человечества, включая как и мелкие детали, так и обширные вопросы, уникальным образом согласуется, и формируется вокруг общей темы. В написанном библейскими авторами нет противоречий, более того авторы дополняют друг друга формируя целостный законченный труд, который мы сегодня называем Библией.

Итак, 44 автора, написавшие 66 книг на трех языках в течении полутора тысяч лет, стали участниками грандиозного проекта, будучи руководимыми и направляемыми Всевышним. Это руководство Библия называет богодухновенностью. И именно это руководство сделало возможным то, что сегодня читая Библию, мы видим в разных характерах авторов разные обстоятельства в которых они жили и трудились, но при этом их труды не являются сборником несогласующихся идей или противоречащих взглядов, а цельным гармоничным повествованием, которое как песня, исполненная слаженным хором под чутким руководством Великого Дирижера услаждает слух, тренирует разум, и воспитывает сердце.

Достоверность пророчеств

Меня всегда удивляло то, как современные люди с внимательностью относятся к гороскопам. Прочитав пару раз выдержки из гороскопов, меня посещала мысль о том, что если вдруг у меня настанут финансовые трудности, всегда можно будет успеть подработать составителем таких вот «предсказаний». Это, конечно же, шутка, да и серьезно к этим «пророчествам» относиться не получается. Их главная черта — расплывчатость и универсальность применения. Они заведомо подходят к множествам обыденных ситуаций в жизни каждого человека. Поэтому предсказанное в таких творениях «сбывается» с большой долей вероятности.

Другое дело — Библейские пророчества. Те из них, время исполнения которых уже прошло, удивляют своей точностью. В Библейских пророчествах мы можем встретить не только описание предстоящих событий, но и указание географических названий8, имен действующих лиц9, временных рамок и других деталей. Сегодня исполнение многих библейских пророчеств мы принимаем как исторический факт. Мы так же видим библейские примеры, когда пророчества понимались буквально, и сопоставлялись с происходящими событиями.

Вспомните, например, историю рождества. Когда мудрецы пришли в Иерусалим к царю в поисках младенца, то царские книжники, руководствуясь только библейским пророчеством Михея10 указали точное местоположение новорожденного. Мало того, Ирод счел ветхозаветнее пророчество достаточно веской причиной для радикальных шагов по сохранению своего трона.

Точность исполнения пророчеств, описывающих события прошлого, вселяет в нас много уверенности в том, что пророчества будущего исполнятся с такой же точностью и неотложностью.

Важно отметить, что те библейские пророчества, время исполнения которых еще не наступило, нельзя использовать для любых других целей, кроме обозначенных самим Богом. Так например, глупо будет используя вечерний прогноз погоды угадать какой будет курс той или иной валюты. Но как ни прискорбно, среди тех, кто называют себя христианами, постоянно попадаются всё новые и новые шарлатаны, заявляющие о том, что смогли вычислить дату конца света, ссылаясь на какие-то библейские тексты, подрывая тем самым авторитет Библии среди неокрепших христиан, когда эти пророчества оказываются ложью.

Историческая достоверность

В последнее время я все чаще сталкиваюсь с христианами (или теми, кто просто считает себя таковыми), которые будучи частью ученого мира не хотят упасть лицом в грязь перед коллегами, начинают разбирать Библию по частям, используя неверные предпосылки. Так например, они подвергают сомнению те библейские тексты, которые каким-либо образом не согласуются или не подчиняются научным изысканиям. Но если их скептическое отношение к библейским чудесам еще можно попытаться понять, то скептицизм в отношении историчности тех или иных повествований для меня совершенно не ясен. В частности я встречал такой подход, что историчность событий, описанных на страницах Библии подвергается сомнению до тех пор, пока современная археология либо внебиблейские документальные источники не смогут подтвердить их правдивость. Довольно странный подход, ведь археология как наука носит сугубо фрагментарный характер, и чем дальше во времени мы отстоим от изучаемых событий, тем эта фрагментарность будет более очевидной.

Вы когда нибудь наблюдали, как дети собирают пазл? А может сами принимали участие в этом? Однажды я собирал небольшой пазл со своими племянниками, и заметил интересную особенность – дети почему-то не любят подсматривать на картинку-миниатюру, где видна общая картина. Я же начал именно с изучения этой картинки. Пока я рассматривал отдельные детали, один из племянников уже начал собирать. В итоге у нас должно было получится изображение полянки посреди леса, по которой бегают разные звери, и я среди частей пазла начал искать фрагменты изображений этих зверюшек. Как только я нашел ухо одного из зверей, я дал эту часть племяннику, и попросил его разместить примерно посередине, где по моим расчетам должна была находится поляна. На что племянник сказал, что никакой поляны тут быть не должно. И знаете почему он пришел к этому выводу? Потому что до этого ему попадались только фрагменты облаков!

Некоторые скептические выводы ученых-христиан мне напоминают такую же игру в пазл. И из-за такого подхода мне трудно называть их христианами, ведь их уровень доверия Божьему Слову стремится к нулю. И они готовы подвергнуть сомнению историчность библейских событий как только для этого появится хоть какая-то мало-мальски веская причина.

Но давайте посмотрим с другой стороны. На сегодняшний день просто не существует каких-либо археологических данных, которые бы опровергли правдивость текстов Библии. Более того, есть достаточно много трудов историков и разного рода исследователей которые декларируют археологические подтверждения многих событий описанных в этой Книге Книг. А раз фрагментарная наука археология, периодически подтверждает историчность отдельно взятых библейских событий, то это должно вселять всё больше уверенности и в те тексты, историчность которых по разным причинам пока не доказана.

Убежденность апостолов

Читая Ветхий Завет не сложно заметить одну отличительную черту библейских пророков. Она заключается в том, что когда пророк передавал Божье Слово слушателям, он не говорил «мне так кажется», или «я так чувствую», или «опыт мне подсказывает», он провозглашая утверждал: «Так говорит Господь!». Эта же уверенность сопровождала и апостолов Нового Завета.

Они были уверены, что проповедовали Божье Слово (1Фесс.2:13, 1Пет.1:25).

Они утверждали достаточность Божьего Слова для спасения и практической христианской жизни (2Пет.1:16-21, 2Тим.3:16-17, Иоан.20:30,31).

Они боролись за проповедь неповрежденного Слова, и утверждали других держаться одной единственной истины (Гал.1:6-8, Откр.22:18,19).

У нас есть полная уверенность в том, что апостолы относились к Ветхому Завету, как Словам произнесенным самим Богом. Но так же очевидно и их отношение к тем текстам, которые мы сейчас называем Новым Заветом. Если вы прочитаете тексты, ссылки на которые я привел выше, то увидите, что апостолы проповеданное ими считали Божьим Словом. Помимо этого в записанном учении апостолы могли цитировать записанные ранее тексты других апостолов и называли их Писанием (ставя их в один ряд с текстами Ветхого Завета). Пару ярких примеров:

Петр пишет о людях, которые берут послания Павла и «к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания» (2Пет.3:15). Петр причисляет послания Павла к Писанию!

Павел же в послании Тимофею говорит следующее: «Ибо Писание говорит: не заграждай рта у вола молотящего и: трудящийся достоин награды своей»(1Тим.5:18). В этом тексте, Павел цитирует книгу Второзаконие и Евангелие от Луки, называя и то и другое авторитетным словом «Писание»!
Апостольские послания читались перед церковью, и передавались для прочтения другим церквям11. Тексты, которые мы называем новозаветными, по мере их появления принимались церковью и пользовались авторитетом наравне с текстом Ветхого Завета.

Христианский опыт

Однажды, когда Давид уже был помазан на царство, но еще не вступил в должность, он, скрываясь от царя Саула пережил сильное унижение. Надеясь получить защиту Анхуса царя Гефского, Давид пришел в его дом. Но почувствовав недружелюбную обстановку решил притвориться сумасшедшим, чтобы его не узнали. Давид пускал слюни, неестественно размахивал руками, как бы рисуя в воздухе какие-то символы12. Казалось бы, неудача за неудачей! Смертельная опасность и унижения — совсем неблагоприятные обстоятельства. Но выйдя из дома Анхуса Давид воспевает величественный гимн:

«Благословлю Господа во всякое время;

хвала Ему непрестанно в устах моих.

Господом будет хвалиться душа моя;

услышат кроткие и возвеселятся.

Величайте Господа со мною,

и превознесем имя Его вместе.

Я взыскал Господа, и Он услышал меня,

и от всех опасностей моих избавил меня.

Кто обращал взор к Нему,

те просвещались, и лица их не постыдятся.»13

Давид, за которым гоняются все вооруженные силы страны, которому обещано царство, но вместо этого он переживает насмешки и унижения, вдруг говорит, что Бог избавил его от всех опасностей! Казалось бы — что-то не стыкуется, ведь обстоятельства говорят об обратном? Где же тут избавление? На это недоумение Давид отвечает следующими строками Псалма:

«Вкусите, и увидите, как благ Господь!

Блажен человек, который уповает на Него!

Бойтесь Господа, святые Его,

ибо нет скудости у боящихся Его.»14

Давид вкусил и узнал всю благость Господа! И никакие обстоятельства теперь не смогут переубедить его! Такая же убежденность сопровождала апостола Павла:

«Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем.»

(Рим.8:38,39)

О, какое блаженное знание! Нет больше счастья, чем знать, что ты в руках Господа! Все обстоятельства и трудности мельчают перед этой уверенностью! Чем больше христианин доверяет словам Господним, тем больше он убеждается в Божией заботе и верности!

Человек, который никогда не доверял Богу не сможет провозгласить вместе с Моисеем: «Он твердыня; совершенны дела Его, и все пути Его праведны; Бог верен, и нет неправды ; Он праведен и истинен».15 Но тот кто доверился — знает сладость такого упования!

Авторитет Христа

И последний, самый важный на мой взгляд факт — убежденность Иисуса Христа в истинности Писаний.

Сегодня среди христиан есть много тех, которые по каким-то причинам не верят в правдивость части библейских текстов. Кто-то не верит в рассказ о шести днях творения, а Адама с Евой считают не конкретными личностями, а прообразом всего человечества. Кто-то подвергает сомнению Моисеево авторство пятикнижия. Кому-то тяжело представить как возможно человеку пробыть три дня в желудке большой рыбы и потом иметь силы самостоятельно передвигаться. Для кого-то кажется совсем невероятной история потопа, с большим кораблем, в котором поместились представители всех животных. Такие люди считают, что авторы соответствующих текстов где-то приукрасили, где-то приврали, а где-то и вовсе скомбинировали древние мифы разных народов, чтобы как-то ободрить читателей или побудить к чему-то.

Все эти домыслы разбиваются в прах, как только мы берем в руки Евангелие и начинаем читать о том, как Христос относился к ветхозаветным текстам. Он не сомневался в существовании Адама и Евы16, он подтверждал историчность потопа17, историю с Ионой он упоминал вместе с деталями этого события18, авторство Моисея в написании закона для него было одним из ключевых фактов в проповеди19. Более того, однажды в проповеди Иисус сказал, что «… доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все»20, тем самым подтвердив правдивость и действенность каждой буквы Писаний!

О Нем говорили, что «Он учил, как власть имеющий»21, так что никто не мог подвергнуть сомнения сказанное Им. Но сегодня есть множество гордецов, которые считают позволительным усомниться в том, в чем не сомневался Христос. Мы же не будем уподобляться им в их безрассудстве, а будем расти в покорности истинному безошибочному действенному богодухновенному Божьему Слову!

Петр Сокольников

———————-

1 ст. 107 КПК Украины, ст. 173 УПК РФ

2 Исх.20:1-3; Исх.7:1,2; Ис.1:2; Иер.1:9,11,13; Быт.1:28-30, 3:9-19; Быт.12:1-3, 15:1-21, 17:1-21; Исх.3:1 — 4:23; и многие другие.

3 Матф.3:16,17; Матф.17:3-6; Иоан.12:27,28

4 Например, в истории, описанной в 1Цар.13:13,14, не послушаться Самуила значило не послушаться самого Бога.

5 ср.: 1Кор.14:37,38; 1Фесс.2:13; 1Фесс.4:15

6 ср.: Деян.4:25 и Пс.2:1-6

7 2Тим.3:16

8 Пророчество Иезекииля о разрушении города Тир. Иез. 26 гл.

9 Пророчество Исаии о персидском царе Кире. Ис. 44 гл.

10 Само пророчество можно прочитать в книге пророка Михея 5:2, а его исполнение во второй главе Евангелия от Матфея.

11 Кол. 4:16; 1Фес. 5:27

12 1-я Царств 21:10-15

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *