Единоумерший, это кто?

Акафист за единоумершего

Текст акафиста публикуется по изданию: Избранные акафисты и каноны с дополнениями. СПб., 1994. С. 443–466

Кондак 1

Избранный Ходатаю и Первосвященниче, о спасении мира грешного душу Свою положивший, давший нам власть чадами Божиими быть и обитать в невечернем дне Царствия Твоего! Даруй прощение и вечную радость усопшему, о котором с мольбою взываем к Тебе: Иисусе, Судия Всемилостивый, рая сладости сподоби раба Твоего!

Икос 1

Господом данный Ангел, хранитель святой, прииди помолиться о рабе твоем, которого ты на всех путях жизни сопровождал, хранил и наставлял, воззови с нами ко Спасу Всещедрому:

Иисусе, истреби рукописание грехов раба Твоего (имя).

Иисусе, уврачуй его язвы душевные.

Иисусе, да не будет на земле горьких воспоминаний о нем.

Иисусе, ради этого помилуй огорчавших его и обиженных им.

Иисусе, покрой его несовершенства светоносной ризой Твоего искупления.

Иисусе, возвесели его милосердием Твоим.

Иисусе неизреченный, великий и чудный, явись ему Сам.

Иисусе, Судия Всемилостивый, рая сладости сподоби раба Твоего!

Кондак 2

Как безутешная горлица, носится душа над юдолью земною, созерцая с высоты божественного разумения грехи и соблазны минувшего пути, горько скорбя о каждом невозвратном дне, ушедшем без пользы. Но помилуй раба Твоего, Владыко, да внидет он в покой Твой, взывая: Аллилуия!

Икос 2

Если Ты страдал о всем мире, если Ты проливал слезы и кровавый пот о живых и мертвых, то кто нас удержит от молитвы за усопшего? Подражая Тебе, сошедшему даже до ада, молимся о спасении раба Твоего:

Иисусе, жизни Подателю, озари его светом Твоим.

Иисусе, да будет он едино с Тобою и Отцом.

Иисусе, всех призывающий в виноградник Твой, озари его светом Твоим.

Иисусе, щедрый Раздаятель вечных наград, яви его сыном чертога Твоего.

Иисусе, верни душе его благодатные силы первозданной чистоты.

Иисусе, да умножатся во имя его добрые дела.

Иисусе, согрей осиротевших Твоей таинственной отрадой.

Иисусе, Судия Всемилостивый, рая сладости сподоби раба Твоего!

Кондак 3

Связанный узами плоти раб Твой падал греховно, но дух его томился по Твоей вечной правде и святости. Ныне же, когда немощь плотская скована могильным тлением, да вознесется душа его превыше солнца к Тебе, Всесвятому, и воспоет песнь избавления: Аллилуия!

Икос 3

Верховный апостол Твой в холодную ночь у костра трижды отрекся от Тебя, но и его Ты спас. Единый ведый человеческого естества немощь, прости и рабу Твоему (имя) многовидные отпадения от воли Твоей.

Иисусе, всели его там, где нет заблуждений.

Иисусе, избавь его от тягостных терзаний совести.

Иисусе, да сгинет навеки память грехов его.

Иисусе, соблазнов юности его не помяни.

Иисусе, от тайных беззаконий очисти его.

Иисусе, осени его тихим

светом спасения.

Иисусе, Судия Всемилостивый, рая сладости сподоби раба Твоего!

Кондак 4

Бури жизни миновали, страдания земные окончены, бессильны враги с их злобой, но сильна любовь, избавляющая от вечного мрака и спасающая всех, о ком возносится Тебе дерзновенная песнь: Аллилуйя!

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Добрый обычай молиться за усопших появился на заре христианства. Уже в литургии апостола Иакова, брата Господа, была вознесена молитва за почивших. Об их спасительной пользе свидетельствуют многие Святые Отцы и учителя церкви.

В молитвенной памяти проявляется любовь к почившему, желание спасти его душу, очистить от греха. Усопшему уже не требуются земные материальные блага. Сытные поминки и дорогие памятники не есть помощь покойному. Душа не может сама освободиться от горькой участи и получить Благодать Божью. Только в неустанных молитвах родных и близких проявляется забота об усопшем, духовная помощь ему.

Акафист за единоумершуюпоможет мятущейся душе обрести покой на том свете. Молитва за покойную — это молитва и о себе. Спаситель, за милость к усопшей, посылает свою милость молящемуся. Никакое добро, даже самое тайное, не пропадает даром. Загробная участь покойного зависит и от усердия живых.

Блок: 1/13 | Кол-во символов: 912

Поминовение усопших

Скорбь и печаль приходят в дом усопшего. Смерть в православии — великое таинство, окончание земной жизни. Душа, покидая тело, отправляется в новое путешествие. Она проходит через 3 состояния — от утробы матери к земной жизни и загробному существованию.

Покаяние перед смертью, отпевание усопшего помогут душе очиститься от грехов. После смерти умершие также нуждаются в благотворении за их души. Молитвы за усопшего помогут не только его душе. Они принесут успокоение, мир в сердце близких и родственников. Существует специальная молитва — акафист за единоумершего(или единоумершую). Чтение его поможет обрести покой душе усопшего.

Молитвы за единоумершего — это молитвы только за одного человека. Священнослужители рекомендуют читать Псалтырь — он является словом Божьим. В то время как акафист — народное творчество. Родственники и близкие в домашних поминовениях опираются на свои ощущения во время молитвы. Акафист за единоумершую — это проникновенные слова, которые помогут утешить живых и примирят их с кончиной любимого человека.

Это интересно: Акафист святому славному Пророку, Предтече и Крестителю Господню Иоанну: раскрываем суть

Что такое акафист

Акафист — гимн, песнопение, которое читается стоя. Самый первый акафист в христианстве посвящен Богородице. Он был создан в VII веке в благодарность Божьей Матери за освобождение Константинополя от войска персов. Именно этот акафист назван Великим. По Уставу он включен в церковное богослужение.

Все остальные акафисты (переводы или оригинальные славянские изложения) появлялись повсеместно в течение всей истории христианства на Руси. Позднее начали издавать целые сборники таких текстов. Они представляют собой хвалебные песнопения святым, Спасителю, Богородице. Авторами являются священнослужители, духовные писатели или преподаватели духовных школ, семинарий.

Для того чтоб акафист вошел в богослужение, его направляют на рассмотрение в Комитет духовной цензуры. Решение Комитета перенаправляется в Святейший Синод. После чего гимн, соответствующий требованиям, может войти в богослужение и, таким образом, будет напечатан в официальном духовном сборнике.

Напутствие христианина перед смертью и заупокойные молитвы:

  • Кончина человека и приготовление усопшего к погребению
  • Молитва за умирающего
  • Молитва по исходе души из тела
  • Канон молебный от лица человека с душею разлучающегося и не могущаго глаголати
  • Канон молебный ко Господу Иисусу Христу и Пречистой Богородице Матери Господни при разлучении души от тела всякого православного
  • 17-я кафизма (поминальная), читаемая в дни особого поминовения усопших. Значение 17-й кафизмы
  • Последование панихиды
  • Чин литии (заупокойное поминовение), совершаеянином дома и на кладбище
  • Акафист за умершего
  • Молитва за всякого усопшего
  • Молитвы за всех в вере скончавшихся православных христиан
  • Молитва ко Пресвятой Богородице об усопших
  • Молитва Ангелу хранителю усопшего
  • Молитва родителей за умерших детей
  • Молитва детей за умерших родителей
  • Молитва вдовицы за супруга
  • Молитва вдовца за супругу
  • Молитва за благодетелей, особенно руководивших к добродетели
  • Молитва за наставников и воспитателей
  • Молитва за усопших пастырей Православной Церкви
  • Молитва о упокоении православных воинов, за веру и Отечество на брани убиенных
  • Моление о том, чтобы Бог даровал нам усердие к молитве за усопших и принял бы её
  • Молитва о упокоении скончавшихся после тяжкой и продолжительной болезни
  • Молитва о скончавшихся в состоянии душевного заболевания
  • Молитва за усопших внезапною (скоропостижною) смертию
  • Молитва за скончавшихся вне своего Отечества, за безродных и убогих
  • Молитва за умерших обидевших и ненавидевших нас
  • Канон преподобному Паисию Великому об избавлении от мук умерших без покаяния
  • Молитва матери о мертворожденных младенцах
Читать другие акафисты раздела «Православные акафисты»

© Миссионерско-апологетический проект «К Истине», 2004 – 2017

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:

Мытарства души после смерти

По церковному преданию, душа после смерти начинает мытарства. Они длятся 40 дней, поэтому молитвы об единоумершем в это время считаются наиболее действенными.

После смерти в первые 3 дня душа находится у гроба, рядом со своими родственниками. С 3 по 9 день она облетает райские обители. С 9 по 40 день она созерцает ад и мучения в нем. Становятся ненужными для души все материальные блага — дорогой гроб, памятник. Она соединяется с миром духов, где важнее очищение от земной греховности.

Покаяние перед смертью помогает начать новый путь. Молитвенная помощь близких, их добрые дела в память об умершем — это необходимый духовный, жертвенный труд. Святые Отцы говорят, что вместилищем страстей является душа, а не тело. Никому не известно, какие страдания уготованы сей бессмертной субстанции после земной жизни, какие страсти будут ее терзать. Именно поэтому стоит просить об отпущении грехов и прощении усопшего.

В земной жизни мы сталкиваемся с малыми искушениями и не всегда стремимся побороть их. Мытарства — проверка силы души, испытание добром и злом. Покаяние перед смертью способно изменить внутренний настрой человека. Молитвы после его смерти помогут душе пройти испытания.

Как читать акафист

Прихожане часто интересуются у священнослужителей: «Акафист за единоумершую… Как читать его? Обязательно ли стоять во время молитвы?»

Акафист — самодостаточная молитва. Его можно читать в церкви на молебне или дома. В некоторых случаях его соединяют с каноном святому или сочетают с заупокойной литией. Но чаще всего священнослужители советуют читать сам акафист и молитву после него. Платок для женщин обязателен только во время посещения храма. В домашних условиях допускается молитвенное чтение без покрытия головы.

Молитвы перед акафистом за единоумершего читаются на усмотрение родственников. Например:

  • «Отче наш» 3 раза;
  • «Господи, помилуй» 12 раз;
  • «Придите, поклонимся»;
  • псалом 50;
  • сам акафист;
  • молитва после акафиста;
  • «Достойно есть».

Не обязательно стоять во время чтения гимна. Если существуют проблемы со здоровьем, то допускается произнесение слов сидя или даже лежа. Молитвы в домашних условиях читаются по желанию мирян.

Это интересно: Благодарение за всякое благодеяние Божие

В какие дни читается акафист?

Акафист за единоумершую читается:

  • в течение 40 дней после смерти;
  • в течение 40 дней перед годовщиной.

Единоумерший — это один усопший, по которому произносятся молитвенные слова. Весь текст гимна представлен в единственном числе.

Можно ли читать акафист за единоумершего в Светлую седмицу?Святые Отцы предупреждают, что в некоторые праздники Уставом запрещено чтение гимна. Так, эти тексты не произносятся в Страстную и Светлую седмицу.

Еще один распространенный вопрос: «Надо ли читать акафист за единоумершего в Пасху?» Поскольку праздник приходится на Светлую седмицу (она длится от Воскресения Господня до субботы включительно), упомянутая молитва не возносится. Но можно произносить слова Пасхального канона или читать Деяния святых апостолов всю неделю — это такая же молитвенная помощь усопшему, как и гимн.

Как помочь усопшему?

Умершие родственники, друзья нуждаются в помощи живых. Священнослужители уверяют, что искренними и постоянными воззваниями к Отцу Небесному можно вымолить душу даже из ада.

Никому не известно, где будет обретаться душа после смерти до Страшного Суда. Поэтому духовная помощь близких и родственников всегда будет актуальна. На литургии в храме поминают всех крещенных усопших (для этого следует подать записку с именем покойного). Можно заказать сорокоуст — тогда все 40 дней на богослужении его будут поминать. Оптимально на 3, 9, 40 день заказать панихиду в храме.

Добрые дела — такое же ходатайство за умершего. Милостыня, помощь больным или малоимущим — это благотворение, которое будет способствовать искуплению грехов и обретению благодати. Праведный Иоанн Кронштадтский предупреждал, что если нет любви к ближнему, то и милостыня будет напрасна. Только с добротой и искренним сердцем, с сожалением о бедности или болезни стоит творить дела милосердия. Милостыня — это благодеяние в первую очередь для того, кто ее подает.

Не являются принципиальными суммы на пожертвования или количество заказанных панихид. Важно лишь чувство, с которым человек просит за усопшего.

Ходатайством является и акафист за единоумершего. Когда читать его? Сразу после смерти 40 дней подряд и 40 дней перед годовщиной. Молитвами облегчается загробная жизнь. Добрая память об умершем должна сопровождаться делами. Прибраться на могиле, посадить цветы, поставить крест. Такие простые действия не всегда совершаются родственниками. Утрата близкого человека — большое горе. Добрые дела помогут справиться с отчаянием. Ежедневные молитвы успокоят сердце поминающих и принесут пользу усопшему.

Духовная милостыня

Не всегда у родственников, друзей усопшего есть возможность жертвовать на храм, подавать милостыню, заказывать панихиду. Есть такое понятие, как духовная милостыня. Она не требует финансовых вложений. Вместе с тем может принести ощутимую пользу душе как живущего, так и усопшего. В чем же её суть?

Это духовная помощь другому человеку. Она может заключаться в добрых словах поддержки и ободрении в трудную минуту. Или бесплатной раздаче книг духовного содержания.

Если кто-либо из знакомых находится в скорби или печали — даже самые незначительные слова утешения могут принести пользу. Таким образом, духовная поддержка горюющего — это тоже жертва ради души усопшего.

Дела милосердия, молитвы с любовью — это огромная сила, которая поможет искупить грехи почившего и вернуть ему Божью благодать.

Можно ли читать акафист на могиле?

Посещение кладбища — обязанность друзей и родственников усопшего. Но не стоит ходить на могилу против воли. Искреннее желание помочь умершему должно стать причиной посещения кладбища или молитв за почившего.

Нельзя устраивать поминки на могиле — для христиан оптимальны только молитвы, добрые слова об умершем. Можно зажечь свечи, прибраться. Близкие иногда интересуются у Святых Отцов: «Как произносить на кладбище акафист за единоумершего? Можно ли читатьего на могиле?»

Если на кладбище много народа, то вряд ли чтение акафиста принесет пользу. Не стоит отвлекаться от молитвы на мирские заботы. Поэтому на кладбище лучше прийти в такой день, когда никого поблизости не будет. В тишине и спокойствии должны звучать молитвенные слова. Тогда ходатайство об усопшем пойдет ему на пользу. Можно зажечь свечи, принести небольшую икону.

Священнослужители особенно настаивают на том, чтобы венков или искусственных цветов не было на могилах христиан. Живые цветы — символ жизни и Воскресения. Поэтому лучше принести на могилу один живой цветок, чем устилать ее искусственными венками.

Могила в православии считается местом будущего вознесения. Ее необходимо содержать в чистоте и порядке. Бессмертная душа испытывает потребность в постоянной молитве, так как не может сама за себя просить. Чтение акафиста и молитв у могилы покойного — долг христианина.

Мнения священнослужителей об акафисте

Святые Отцы не всегда приветствуют чтение акафистов об единоумершем. Некоторые из них допускают, что поминовение усопших можно сочетать с этим гимном. Суть акафиста — радостная, хвалебная песнь. В православии смерти как таковой нет. А есть преставление души в вечную жизнь. Победа Спасителя над смертью, бессмертие души и соединение ее с Господом — это радость для христианина. Поэтому и акафист за единоумершего следует читать с таким настроем.

Есть и другое мнение на этот счет. Так, некоторые священнослужители уверяют, чтоакафист за единоумершую (единоумершего) имеет сомнительное происхождение. Это утверждение основано на некоторых фактах.

  1. Внутренний смысл гимна противоречив. Это восхваление Господа, Богородицы или святых, а не ходатайство об умерших.
  2. Акафист не имеет разрешения Святейшего Патриарха или богослужебной комиссии.
  3. Замена чтения Псалтыря акафистом не принесет душевного успокоения ни живым, ни почившему.

Поэтому решение вопроса мирян о том, как правильно читать акафист за единоумершего,следует начать с согласования его со своим батюшкой. Только с его одобрения допустимо читать этот гимн.

Икос 2

Если Ты страдал о всем мире, если Ты проливал слезы и кровавый пот о живых и мертвых, то кто нас удержит от молитвы за усопшаго. Подражая Тебе, сошедшему даже до ада, молимся о спасении раба Твоего.

Иисусе, жизни Подателю, озари его светом Твоим.

Иисусе, да будет он едино с Тобою и Отцем.

Иисусе, всех призываяй в виноградник Твой, не забуди озарити его светом Твоим.

Иисусе, щедрый Раздаятелю вечных наград, яви его светом чертога Твоего.

Иисусе, верни душе его благодатныя силы первозданныя чистоты.

Иисусе, да умножатся во имя его добрыя дела.

Иисусе, согрей осиротевших Твоею таинственною отрадою.

Иисусе, Судие Всемилостивый, рая сладости сподоби раба Твоего.

Икос 1

Господом данный Ангеле хранителю святый, прииди помолитися о рабе твоей, еяже на всех путех жизни сопровождал, хранил и наставлял еси, воззови с нами ко Спасу Всещедрому:

Иисусе, истреби рукописание грехов рабы Твоей (имя),

Иисусе, уврачуй ея язвы душевные.

Иисусе, да не будет на земли горьких воспоминаний о ней.

Иисусе, сего ради помилуй огорчавших ея и обиженных ею.

Иисусе, покрый ея несовершенства светоносною ризою Твоего искупления.

Иисусе, возвесели ея милосердием Твоим.

Иисусе Неизреченный, Великий и Чудный, явися ей Сам.

Иисусе, Судие Всемилостивый, рая сладости сподоби рабу Твою.

«Дети до 16″—так называлась тема номера о несовершеннолетних мамах («Огонек», № 44). Читательская почта показала, как изменилось наше общество: еще недавно девочек с детьми закидали бы грязью, а сейчас читательниц больше волнует другое—почему не хочется заводить детей

Дело в отношении

В статье Радуловой «Мальчик на Рождество» показана естественная и здоровая модель создания новой семьи и отношение к ней взрослых. И государство это поняло. И появились такие статьи.

Вова

Повезло с родителями

Молодцы, ребята! Они, конечно, исключение из правил, но все равно—молодцы. Им повезло с родителями. А главное—им повезло друг с другом. Радуловой—благодарность за раскрытие актуальной темы.

Ната

Взрослые и ненормальные

Во всех подростковых трагедиях виноваты взрослые. То, что глупенькая девчонка-малолетка стала жертвой «любви» взрослого дяди,—это нормально? То, что собственным родителям она стала не нужна, как надоевшая вещь,—может, это нормально? Эти взрослые, с точки зрения общества, значит, вполне нормальны. Живут себе дальше без забот. А девочка, которой все расхлебывать,—дрянь, ее в шею. Хорошо, что есть еще такие воспитатели, как в детском доме, о котором вы пишете, сохранившие человеческий облик. Плохо, что остальных у нас намного больше.

НР

Последний шанс

Да директору детского дома в нашем обществе памятник впору ставить! Очень просто отобрать у девчонок, может быть, последний шанс выйти в люди. А вот помогать им ЕЖЕДНЕВНО—это достойно уважения. Ведь если есть возможность наладить нормальную жизнь, есть и вероятность, что этой возможностью воспользуются. Для общества в любом случае это благо.

Ната

Я расскажу вам про ЭТО

Я считаю, что тема, заявленная в данном номере, не раскрыта. Например, в Великобритании так же остро стоит этот вопрос. И несколько лет назад там велась серьезная дискуссия и в обществе, и в парламенте, что надо сделать, какую форму информирования подростков использовать, какую программу сексуального образования внедрить в школы, чтобы уменьшить количество «детей детей». Основная дискуссия велась на тему: рассказывать все открыто или призывать к воздержанию. Первое—это модель Скандинавских стран и Голландии, второе—американский вариант. В итоге стало понятно, что только информирование является эффективным методом. Объяснять подросткам, что с ними происходит, что будет происходить, какие действия к каким последствиям приводят, как избежать «залета» и заражения венерическими заболеваниями.

У нас же я наблюдаю уже несколько лет печальную картину: тема сексуального воспитания (а это нужно не только для предупреждения ранней беременности, а вообще для формирования здоровой личности) воспринимается на уровне хи-хи-ха-ха, все сводится к какой-то клубничке и похабщине. Отдельные депутаты, пугая всех падением нравственности в обществе, делают себе на этой запретной теме карьеры и привлекают внимание к своей особе. Общественные организации, которые пытаются проводить какие-то семинары в школах, подвергаются всеобщему порицанию как «проводники западных интересов» и «растлители наших детей».

Дискуссия по таким животрепещущим вопросам, как сексуальное образование, в нашем обществе упорно сводится к крайностям.

Варвара

Без детей

А я вот жалею, что не «принесла в подоле», хотя и рано вышла замуж, ничего вроде не мешало… Сейчас уже 27, и все есть, кроме умиления малышами и желания стать матерью… Раньше казалось позором рано рожать, а сейчас понимаю, что время лихой безответственности упущено, остался только миллион причин не рожать. Думала: «Ну к 25 годам—ну железно!» Муж давил: «Давай-давай». А нет желания, вот что с этим сделаешь?

Е.

«Домой не приходи»

Ужас в том, что сейчас, когда мне 34 года, я знаю точно, что никогда рожать не стану, хоть и не права, наверное. Работа, привычный образ жизни и т.д.

А в 19 лет был у меня неземной роман с ровесником, и родители тогда сказали: не дай бог что—домой не приходи. Страх перевесил, конечно, да и куда б я делась, елки-палки, жрать захочешь—будешь слушаться.

В общем, если сразу в воду не прыгнул—потом уже вроде и холодно…

Б.п.

В защиту инстинкта

О многом хотела написать, о том, например, что согласна с г-й Щербаковой в том, что «нельзя сюсюкать над развратом», о том, что лучше не употреблять в разговоре о малолетних матерях слово «любовь» и другие красивые слова…

И вдруг неожиданно для себя пришла к такой мысли: в нашем государстве лучше рожать детей в юном возрасте, когда инстинкты сильнее рассудка, потом, когда научишься трезво оценивать происходящее вокруг себя, в быту, политике, не захочется приводить в ТАКУЮ жизнь нового человека, кровиночку.

И если каждый станет задумываться о том, что будет видеть и слышать вокруг себя будущий ребенок,—многие населенные пункты просто вымрут.

Елена

Плоть и разум

Каждое слово у Сергея Шаргунова закипает, как вода в чайнике.

Хотя тема вообще плевая, плотская, плоская. 17-летняя девчонка-дурочка беременная. Ну и что? Подумаешь? А как вертит. Сексуальная? А какой должна быть 17-летняя? Все только начинает бродить. Плоть загораживает разум. Ее нельзя преодолеть в 17. Они у него, писателя, дети еще неразумные, а мысль куда их ведет? Почитайте. Он еще ребенок, но уже мужчина, потому как—поступок. Много ли вокруг нас по жизни мужчин.

Людмила

Камни в сторону

Не нами сказано: «Если есть безгрешный, пусть первый кинет в меня камень». Иное дело предложить выход из ситуации.

Такие мамы были, есть и будут—не стоит тешить себя надеждами. Соответственно, необходимо организовывать сеть таких учреждений на уровне государства + родителей этих мам и пап «ставить под ток» на предмет содержания этих учреждений.

А воспитатель Подушкина—святой человек, на таких земля держится. Низкий поклон ей.

Олег

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *