Ефрем филофейский

Agionoros.ru продолжает публикацию бесед старца Ефрема Филофейского из книги «Искусство спасения», выпущенной Издательским Домом «Святая Гора». Первые два тиража «Искусства спасения» уже нашли своих читателей, книга была переиздана в третий раз и вскоре появится в православных книжных магазинах.

Старец Ефрем Филофейский

Христос громогласно возглашает, обращаясь ко всем нам в Священном Евангелии: «Тот, кто раб Мой, который крестился во имя Мое и остался верен, кто исповедует Меня перед людьми, кто мужественный поборник имени Моего и проповедует Меня, Бога истинного, во плоти пришедшего, распятого и воскресшего ради любви к человеку, того и Я исповедую пред Ангелами Отца Моего на Небесах»1. Блажен и счастлив человек, православный христианин, который исповедует Божество Христа перед мучителями, безбожниками, материалистами и рационалистами.

Церковь наша верует и исповедует, что до самых последних времён, до самого скончания века не иссякнут святые и она будет являть людей, достойных венцов на Небесах.

Как видим, сегодня нет подвижников, массово живущих в пустыне, нет людей, которые подвизались бы как древние отцы, чудотворцы и духоносцы, которых бы породило пустынножительство. И не имея таких аскетов-подвижников, как поверить, что до скончания века в Церкви не иссякнут святые?

Кто будут святые последних времён, ведь мы, современные монахи, не подвизаемся так, как подвизались монахи раньше, и не имеем добродетелей, какие имели они? И всё же мы должны непоколебимо верить, что святые в последнее время, в которое мы вступили и в котором живём, есть. Святые последних времён — это те, кто исповедуют и возвещают, что Христос есть истинный Бог, воплотившийся ради человека. Это исповедание и увенчает их венцом святости.

Старец Ефрем с братией Филофея

В первые века Христа исповедовали мученики, было очень много святых, и они совершали немало чудес, которые стали чуть ли не обычным делом. Верующие были исполнены Святаго Духа и все старались о приобретении добродетелей. Сегодня у нас нет добродетели, мы мало понуждаем себя — оттого-то в нас добродетель практически отсутствует. Повсюду тьма, повсюду прелесть, повсюду погибель. Повсюду, во всех слоях человеческого общества грех и тьма. Эта тьма неверия и безнравственности чем ближе к концу, тем всё больше будет сгущаться. Потому даже малая добродетель, даже небольшой духовный подвиг станет неизмеримо более ценен пред Богом.

Раньше христиане помогали друг другу в духовном совершенствовании, теперь один чуть ли не толкает другого на путь зла и духовного разложения. Люди друг с другом только и говорят, что о разных грехах, и самые излюбленные — это грехи плоти. Диавол, благодаря своему искусству, злобе, лукавству и упорству, возобладал над мыслью и пожеланиями человека.

«Рече безумен в сердцы своем: несть Бог»2. Кто сказал, что Бога нет? Безумный. Безумец, тот, у кого плохо работает рассудок, у кого ум нездоров. Только поэтому человек и может сказать, что нет Бога. Самая большая глупость, какую может произнести человек, — это сказать, что Бога нет. Бог продолжает жить в нём, в его душе, но это сам он становится чужд Бога, с Которым у него теперь нет никакой связи. Диавол и грех воздвигли стену разделения и разногласия.

Сегодня самая главная брань — назовём это именно так: «брань» (а не «поражение») — это брань плотская. Диавол старается осквернить нашу мысль и пять чувств, как телесных, так и душевных, чтобы Святой Дух не мог обитать в нас, чтобы мы не смогли проникнуться Благодатью и принять огонь любви Божией, возрождающей и оживляющей нас, дающей силы перенести все жизненные испытания.

Мы должны постараться очистить себя, очистить и внутри и снаружи, и особенно свой помысел, так как от помысла начинается всё зло, как в сердце, так и в теле. Зло обнаруживает себя вовне через тело, после того как разум и ум поддадутся греху.

Пчёлы не садятся на цветки, где нет пыльцы, но садятся туда, где она есть, собирают пыльцу и производят такой прекрасный мёд. Так и Святой Дух наблюдает и, если увидит ум чистый, незамутнённый, спокойный, то осеняет человека, и тот приносит плод. Таким образом, чтобы воспринять Святой Дух, Который даёт силы к исповеданию Божества Христа, необходимо подвизаться в очищении души и тела и затем воспринять венец.

Помимо древних мучеников мы знаем ещё и сонм новомучеников, пострадавших во времена турецкого владычества. Чаще всего новомучениками становились христиане, которые по разным причинам и обстоятельствам отрекались от Христа, но потом раскаялись, исповедали Христа, приняв за Него смерть и победный венец. Их пример возбуждает в нас ревность: читающий об их страданиях непременно весь проникается желанием им подражать.

Расскажу вам об одном новомученике по имени Иоанн3. Он исповедовал Христа перед кбдишем, турецким судьёй, говоря: «Христос — Бог, а Магомет — прелестник и лжепророк». Судья мучил его и бросил в темницу; приближалась Страстная Седмица. Новомученик Иоанн просил Бога, чтобы ему принять смерть в самый день Святой Пасхи. Молитва его была услышана и в день Воскресения Христова судья вызвал его на очередной допрос.

Старец Ефрем Филофейский

Когда солдаты вели его в суд, святой весь пылал огнём божественной любви и пасхальной радости воскресения. По дороге он в радостном безумии пел «Христос воскресе!» Турки кричали: «Ты что, с ума сошёл? Замолчи!» А он всё пел: «Христосвоскресе! Христос воскресе!..» В конце концов, его приговорили к смерти через отсечение головы; солдаты взяли его и повели на площадь, чтобы там казнить на глазах всего народа. Христиане же молились и просили Христа даровать мученику победу в посрамление диавола и мусульман. Так и случилось.

Идя к месту казни, святой так торопился преклонить главу свою под меч и перейти на Небо, что стал наступать на ноги ведшим его турецким стражникам.

— Куда бежишь, гяур4? На праздник торопишься? — говорили они.

— Откуда вам знать, куда я спешу? — ответил мученик.

Когда пришли на место казни, он сказал одному из турецких солдат:

— Ну, паликар, давай-ка одним ударом. Можешь?

Смотрите, сколько мужества и красоты! Турок тут же вспыхнул:

— Ещё как могу!..

Взмахнул саблей — и голова долой.

Старец Ефрем с братией Филофея

Видим теплоту веры новомучеников! По времени они не так далеки от нас, но страсть к исповеданию у них такая же, как у древних, и венчаются наградой они, как увенчены древние великомученики. Бог и вчера, и сегодня, и завтра Тот же! Тот же и Святой Дух: как Он укреплял прежних мучеников, так укрепит Он и нас, когда любовь и благоутробие Божии изволят и удостоят нас принести доброе исповедание перед безбожниками и нечестивцами и принять мученическую кончину. Дела наши лукавы, грехи бесчисленны, страсти неистовствуют, словно дикие звери; так что только мученичество да исповедничество могут спасти нас. Святые последних времён прославятся исповедничеством, когда исповедуют, как мы сказали в начале, Христа истинным Богом, «во Плоти пришедша»5.

Вот красота мученичества! Если в наше время христианин исповедует перед нечестивыми Божество Христа, Божество Святой Троицы, то Ангелы принимают душу его, воспевая перед победителем торжественную хвалебную песнь!

Все мы, и я первый, говорим так: «Как же нам идти на мученичество, когда мы не можем вытерпеть даже простой зубной боли?» Мы ведь плачем от боли, даже уколовшись иголкой, и торопимся скорее помазать ранку йодом. Чуть что — бежим к врачу, пьём таблетки. А ведь мученические страдания — это гораздо больнее. Как же тогда быть? В нас, конечно, есть благорасположение к мученичеству, но, как говорится: дух бодр, плоть же немощна; плоть наша заранее боится боли и страданий.

Расскажу об одном мученике, юноше, пострадавшем в древние времена, и вы увидите, какие страдания может вытерпеть человек и что Бог подаёт «со искушением и избытие»6. Бог призывает человека к мученичеству, и тот, кто раньше был робок и нерешителен, становится смелым как лев. Как такое возможно? А вот послушайте.

Некий правитель собирался на войну и, как было принято, пошёл к оракулу, чтобы узнать у демона, победит он в войне или нет. И оракул, бес, сказал так: «Я отвечу тебе, если ты вынесешь из города мощи мученика Вавилы7 и трёх отроков». Правитель тут же повелевает христианам взять святые мощи и вынести их вон из города, чтобы услышать от беса «да» или «нет» касательно исхода войны.

Христиане, старые и молодые, женщины и дети, взяли честные мощи и понесли их из города, воспевая псалом: «Идоли язык сребро и злато, дела рук человеческих… очи имут, и не узрят: уши имут, и не услышат… подобни им да будут творящии я»8. Эти слова услышал правитель и вскричал: «Да они издеваются над нами!» Он посылает солдат и некоторых из христиан арестовывает.

Старец Ефрем Филофейский

Среди тех, кого арестовали солдаты, был и один восемнадцатилетний юноша по имени Феодор. Его привязали к столбу, раздели и стали железными крючьями строгать его тело; кровь лилась рекой. С живого с него сдирали кожу, а открытые раны поливали уксусом и посыпали солью; тело его стало похоже на тушу убитого на бойне животного. С утра до вечера, сменяя друг друга, солдаты мучили его и замучили, практически, до смерти. Увидев, что юноша чуть жив, его сняли со столба и отдали родным. Родственники отнесли мученика домой и постарались оказать ему помощь. Когда юноша открыл глаза, родители стали его спрашивать:

— Чадо Феодоре, откуда такое терпение? Как ты не возроптал? Как не закричал от боли?

— Я вам отвечу. Когда меня повесили на столбе и солдаты стали строгать моё тело острыми железными когтями, мне было так больно, что боль доходила до самого сердца. И я сказал себе: «Несчастный Феодор, терпи эту боль, чтобы тебе избежать вечных адских мук!» Утвердив таким образом ум на мысли об адских мучениях, я решил: «Буду терпеть», — и когда ум мой укрепился в этой мысли и я намеревался твёрдо терпеть, то увидел, что ко мне приближаются трое прекрасных юношей. У одного в руках был сосуд с Небесным миром. У другого — небольшие полотенца. Третий, взяв одно полотенце, обмакнул его в сосуд с миром и положил мне не лицо. От благоухания святого мира я перестал чувствовать боль и скорбь. Я ощущал блаженство и был как Ангел; мне было так хорошо, что лучше бы меня никогда не снимали с того столба, ведь, как только меня сняли, Ангелы тут же удалились. Пусть бы меня годы так строгали, я был бы счастлив!

Старец Ефрем с братией Филофея

Мы видим в случае мученичества сверхъестественное Божественное вмешательство. Бог — это начало и свершение мученичества. Если сердце исповедника не будет охвачено Божественным огнём, то по-человечески ему невозможно принести исповедание о Христе и мужественно перенести мучения. Потому, когда помысел нам говорит: «Ну какой из тебя мученик! Как ты перенесёшь страдания, ведь ты не можешь вынести даже малейшей боли», — будем верить, что если Бог и определит нам пострадать, то придёт Сам Христос, пошлёт Святого Духа, низведёт с Неба огнь, распалит нас Им и даст нам силу перенести страдания.

Мы видим, как развиваются события в мире, знаем из пророческого откровения Церкви, что настают тяжкие времена, так что, возможно, мы уже находимся внутри круга, и чем дальше, тем ближе будем приближаться к его центру — и тогда, главное, о чём мы должны позаботиться, это о «едином на потребу». Будем приготовляться духовно, готовить душу, очищать себя от всякого греха, каяться в грехах содеянных или в тех, что, возможно, мы ещё не раз совершим, дабы как можно лучше приготовиться к концу. Кто знает, может и нам предстоит пострадать.

Родители должны позаботиться о воспитании своих детей в вере и привить детям свою Православную веру, говорить им о Господе, чтобы они верили в Бога, ведь дух неверия распространился ныне повсюду и детям трудно ему противостоять. Не имея веры, как наши дети смогут завтра противостоять антихристу? Не имея чистой веры во Христа, как они могут противостоять современным антихристам, иеговистам и другим сектантам? Наверняка, было бы очень полезно провести в будущем ряд бесед на тему веры в Бога, привести доказательства бытия Божия, чтобы у детей был фундамент, ведь без фундамента дом стоять не может. Нужно, чтобы у них было твёрдое основание веры, чтобы в будущем они смогли принять на себя подвиг исповедания Божества Христа.

По нашим данным, врачи считают, что госпитализация старца Ефрема продлится неопределённо долгое время. В связи с этим его присутствие на раскольничьих мероприятиях является очевидно невозможным.

Как известно, старец Ефрем ранее уже переживал сердечные приступы. После одного из них ему была проведена операция стентирования сердца.

Напомним, что большинство афонских монастырей в ходе обсуждения в Священном Киноте высказались против участия в «интронизации» лжемитрополита Епифания Думенко.

Отмечается, что в ходе обсуждения этого вопроса мнения монастырей Афона разделились. Иверон, Ставроникита, Пантократор и Ксенофонт выступили за отправку делегации. Великая Лавра и Кутлумуш воздержались от высказывания своей позиции. Остальные монастыри высказались решительно против.

Напомним, лжемитрополит Епифаний Думенко, возглавивший ПЦУ по итогам так называемого объединительного собора, назначил свою «интронизацию» на воскресенье, 3 февраля. Церемония должна пройти в соборе Святой Софии Киевской.

Стоит отметить, что Епифаний объявил дату «интронизации» на презентации книги главы украинских грекокатоликов Святослава Шевчука и пригласил его участвовать в мероприятии. «Предстоятель» ПЦУ заявил, что его «церковь» и грекокатолики должны развивать сотрудничество.

СПРАВКА

Украинская грекокатолическая церковь — это преемница Русской униатской церкви, созданной в результате Брестской унии 1596 года. Грекокатолики признают верховную юрисдикцию папы римского, однако придерживаются восточных обрядов.

Евхаристического общения канонической Православной Церкви с грекокатоликами не существует. Однако у грекокатоликов причащался президент Украины Пётр Порошенко, заседавший в президиуме избравшего Епифания «объединительного собора».

Поделиться

Несколько монахов посреди кактусов и редких кустарников, в компании гремучих змей и скорпионов, на обожжённой солнцем земле строили монастырь. Заказанная за немалые деньги буровая установка уже прошла больше двухсот пятидесяти метров, но воды всё не было.

Пожилой настоятель, отец Ефрем, сказал, чтобы бурили в другом месте: и вот на большой глубине бурильщики наткнулись на мощную подземную реку. Вода была найдена!

— Бог велик. Он не оставит нас! – сказал отец Ефрем. А посреди аризонской пустыни в Америке расцвёл монастырь святого Антония.

Так в этом месте забили сразу два родника: один обычный, водяной, а другой духовный – родник православной веры посреди духовной пустыни Америки, сложной, во многом развращённой страны, почти не знающей православия. Отец же Ефрем стал известен тысячам людей как старец Ефрем Аризонский – основатель девятнадцати монастырей в Соединённых Штатах, новый апостол Америки.

Старец Ефрем – родом грек, ученик афонского подвижника Иосифа Исихаста. Уже в 19 лет отец Ефрем пришёл на Афон и прошёл там суровую аскетическую школу. А спустя несколько десятилетий он стал уважаемым настоятелем, возродившим монастырь Филофей и другие обители.

В 1979 году волей случая старец Ефрем оказался в Америке, где ему должны были сделать операцию. Пробыв в Новом свете около месяца, старец с горечью увидел, что православные в Америке почти забыли, что такое благочестивая жизнь, пренебрегали традициями Церкви, а американцы почти ничего не знают об истинной вере. Отец Ефрем решил с Божией помощью исправить эту ситуацию и стал регулярно бывать в Америке.

В одной из таких поездок он побывал на Гавайях, где с ним случилось чудесное видение: он увидел своего наставника Иосифа Исихаста, который высыпал ему на колени множество апельсинов и сказал: «Будем сажать апельсины, Малой! Увидишь, как много будет плодов!» Отец Ефрем понял, что ему предстоит трудиться в Америке, и от этого будут добрые плоды.

Так и произошло. Отец Ефрем решил, что наилучшим путём просвещения Америки является основание монастырей. Он долго думал об этом, и, наконец, получил уверенность. «Господи, — говорил старец Ефрем, — дай мне столько любви, чтобы хватило на всех людей, которые будут приходить ко мне». «Каждый монастырь, — говорит отец Ефрем, — есть форпост Божий. Присутствие нашего монашества – это маяк в Новом свете».

Монастыри, основанные старцем в США и Канаде начиная с 1989 года, стали важными духовными центрами, которые привлекают и американцев, и людей из других стран, принадлежащих к самым разным национальностям.

Служение старца Ефрема исполнено глубокой любовью к людям, деликатностью, вниманием к их нуждам. Отец Ефрем не только принимает паломников у себя в монастыре, но и постоянно ездит по окружающим населённым пунктам на «охоту», как он это называет: а именно, набирая продуктов, он ходит по улицам в поисках бездомных и кормит их.

Тем самым православная вера показывается не только на словах, но и на деле.

Благодаря старцу Ефрему многие открыли для себя подлинную глубину православия. «Мы хотя и православные, — говорит старец, — но, по сути, не знаем всей высоты, глубины и широты Православия. А ведь нужно видеть его во всей его святости!»

Старец Ефрем считает, что миссионерство неотъемлемо от христианства: «Характерной чертой Православия всегда было миссионерство, проповедь среди варваров, соединённая с их культурным просвещением. Церковь никогда не занималась прозелитизмом; она распространяла свет Евангелия и просвещения через любовь и умягчение нравов».

Для современных людей пример старца Ефрема Аризонского – это яркое свидетельство того, что православие, оставаясь вечной, издревле данной истиной, при этом является актуальным для современного человека, кем бы он ни был.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *