Ефрем сирин икона

Как бороться с раздражительностью – молитва от гнева и раздражения

Во многих религиях гнев считается одним из основных пороков человека. Это душевная болезнь, которая требует исцеления. Вспышки гнева приносят страдания как самому человеку, так и окружающим его людям. Как контролировать свой гнев? Один из способов — молитва от гнева и злости. Святые Отцы также предлагают в момент возникновения раздражения на другого человека вспомнить о собственных недостатках и грехах. Если чаще думать о своем несовершенстве, то недостатки других людей будут меньше вас раздражать. Рекомендую также прочитать подробную статью «Как справиться с раздражительностью».

Как контролировать свой гнев с помощью христианской молитвы

Попробуйте регулярно читать следующие молитвы. Очень важно читать их искренне и с большим желанием освободиться от раздражения и злости.

Молитва от гнева Преподобному Ефрему Сирину

Ефрем имел вспыльчивый характер, но боролся со своим недостатком. И с Божией помощью обрел дар совершенного незлобия.

Как бороться с раздражительностью начальника

Начальников, к сожалению, не выбирают. Некоторые начальники вспыльчивы и по любому поводу срываются на своих подчиненных. Конечно, это портит настроение. Чтобы вспыльчивость и недовольство начальника обходили вас стороной, попробуйте читать перед выходом на работу специальные молитвы от гнева начальства. Некоторые из них представлены ниже.

Молитва от гнева начальника Господу Богу

Представьте себе смиренного начальника и ваше спокойное с ним взаимодействие. Читайте ее утром, перед работой.

Да не зайдет солнце в гневе вашем!

Раздражительность – это тяжелая болезнь души, которая в наше время приняла масштабы эпидемии и все чаще приводит к житейскому краху. Хуже всего приходится людям в крупных городах, где вечная спешка и ежесекундная борьба за лидерство порождают атмосферу враждебности и нетерпимости. Как же уберечь свою душу от смертного греха – гневливости? Кому молиться о помощи?

«Если ты скажешь оскорбительное слово, если оскорбишь брата, то огорчишь не его,а Духа Святого». Святитель Иоанн Златоуст

Чтобы больной начал лечиться, ему прежде всего надо понять, что он действительно болен, – многие ведь с легкостью оправдывают себя вспыльчивым, но отходчивым характером, не думая о «дырявом заборе». А может быть, им просто незнакома эта мудрая притча?

…У одного почтенного человека был на редкость горячий сын, который никого не щадил в приступе ярости. Чувствуя за собой вину, он пришел за советом к отцу.

– Как мне избавиться от гнева? – спросил сын.

– Это просто. Каждый раз, почувствовав прилив ярости, вбивай гвоздь в забор. В первые дни на дворе то и дело раздавался стук молотка, потом стало чуть тише, а спустя месяц довольный собою сын вновь встретился с отцом.

– Я почти излечился от гнева и лишь изредка беру в руки молоток. Что мне делать дальше?

– А теперь, – сказал мудрый отец, – как почувствуешь в своей душе ярость, выдирай каждый раз по гвоздю.

Это оказалось сложнее, чем вбивать гвозди, но сын не отступал. Со временем в заборе не осталось ни единого гвоздя, и юноша перестал гневаться. Своей радостью он поспешил поделиться с родителем.

– Молодец! – похвалил тот. – А теперь посмотри на забор. Он весь в дырах, и уже никогда не будет таким, как прежде. Так и в душах тех, кого ты ранил грубым словом, навсегда останутся раны.

О зажигалках, молоке и змеях

Ни о какой другой греховной страсти не написано у Святых Отцов так много, как о безудержном гневе. Возможно потому, что это самый очевидный из всех грехов. Человек, искаженный гримасой ярости, теряет подобие Божие, в его безумных глазах легко увидеть бесов.

Святитель Григорий Богослов вопрошал: «Скажи, какое другое зло хуже преступившей меру гневливости? И есть ли от этого исцеление? В иных болезнях прекрасное исцеление – мысль о Боге. А гневливость, как только однажды преступила меру, прежде всего заграждает двери Богу».

«Побеждай благим злое, а не злым злое, ибо как огня не погасишь огнем, но только водой, так и ярости ты не сможешь победить яростью, но преодолеешь ее кротостью и долготерпением». Святитель Дмитрий Ростовский

Рассуждая о природе этого зла, Феофан Затворник утверждал, что «гнев и обидчивость – от самоцена» то есть от завышенной самооценки, себялюбия. А еще – от недостатка ума и такта. Иоанн Златоуст выразил эту мысль так: «Для гнева не будет места, если ты освободишься от пристрастия к самому себе».

Не надо забывать, что гнев – оружие обоюдоострое и разрушает самого обидчика не меньше, чем его жертв. В своих нравственных поучениях преподобный Ефрем Сирин писал: «Гневливый утрачивает мир и здоровье, потому что и тело у него непрестанно истаивает, и душа скорбит, и плоть увядает». А преподобный авва Исаия жалел таких: «Горе людям, которые наносят ближнему оскорбления и бесчестия, ибо они не знают блаженства любви».

Афонский старец Паисий Святогорец, размышляя о современном человеке, в своих «Словах» с сожалением констатирует: «В прежние времена жизнь была более умиротворенной и люди проявляли терпение. А сегодня все, кого ни возьми, словно зажигалки: сыпят искрами и не могут вынести ни единого слова. …Но правда и то, что сегодня некоторые виды деятельности не только не помогают обретению душевного спокойствия, но могут и спокойного от природы человека сделать нервным».

И все же с гневом можно и нужно бороться, утверждал старец. А еще лучше – упреждать его. «Молоко, если не успеешь вовремя снять его с огня, поднимается и сразу убегает». Так и с гневом: лови его и крепко держи, пока он не вышел из-под контроля.

А учиться мудрости Паисий Святогорец советует у змеи. «Хотя у нее есть сильное оружие – яд, и она может причинить нам вред, но стоит ей услышать небольшой шум, она сразу уползает: не идет напролом, уступает место нашему гневу. Так и ты, если кто-нибудь заденет тебя словом, не отвечай. Молчанием ты обезоруживаешь человека».

Как бы не стремился человек к исправлению, но без помощи Божьих угодников ему не справиться с такой губительной страстью. И он сам, и его близкие для избавления от греха гневливости могут обратиться с молитвами к преподобному Ефрему Сирину.

…Святой родился в начале IV века в Сирии (потому и Сирин), в бедной крестьянской семье. Родители воспитывали мальчика в христианской вере, внушая ему всевозможные добродетели. Но у ребенка был вспыльчивый, раздражительный характер. Он плохо ладил со сверстниками, часто ссорился с близкими, мог обидеть грубым словом и совершить необдуманный поступок, о котором потом горько жалел. Так продолжалось до тех пор, пока юноша не попал в беду. Его несправедливо обвинили в краже овец и посадили в темницу. Там он впервые задумался о том, что чувствует без вины пострадавший человек. Бог не оставил юношу. Во сне будущий святой услышал громкий голос, призывающий его к покаянию и исправлению. Вскоре после этого Ефрем был оправдан и освобожден.

Оказавшись на свободе, юноша удалился в окрестные горы и стал величайшим подвижником, учителем покаяния. Любое поучение и наставление он всегда начинал с обличения своих собственных грехов.

За годы подвижничества Ефрем Сирин написал много молитв и песнопений. Его покаянная молитва «Господи и Владыко живота моего…» читается Великим постом и призывает христиан к духовному обновлению.

От гнева к радости

Святые отцы учат: мало победить в своем сердце гнев, надо еще уметь наполнить его радостью или любовью. Если не сделать этого, раздражительность вновь овладеет человеком. Вот почему надо как можно чаще просить у Бога помощи на добрый помысел («Господи, подаждь ми прощение и великодушие»). В сердце обязательно придет тишина, если неустанно повторять про себя молитву «Богородице, Дево радуйся».

А когда добрых помыслов и дел будет не меньше, чем «дырок в заборе», то станет очевидным: быть великодушным куда как приятнее. Это же так легко – уступить дорогу другому автомобилю, пошутить над теснотой в трамвае, а мужу в ответ на обидное слово с улыбкой сказать: «Ну прости меня, милый…»

Молитва святого Ефрема Сирина

Господи и Владыко живота моего! Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. (земной поклон) Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу твоему. (земной поклон) Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети мои прегрешения и не осуждать брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь.

(земной поклон) Боже, очисти мя грешного! (12 поясных поклонов, затем молитва читается еще раз и кладется земной поклон).

фото Анастасии Башковой,

рисунки Леонардо да Винчи

Молитва от гнева : молитвы

Помяни стадо твое, которое ты сам пас, и не забывай посещать чад твоих. Молись за нас, отче священный, за детей твоих духовных, как имеющий дерзновение к Небесному Царю, не умолкай молиться за нас ко Господу и не пренебреги нами, с верою и любовью чтущими тебя. Поминай нас, недостойных, у Престола Вседержителя и не переставай молиться о нас ко Христу Богу, ибо дана тебе благодать за нас молиться.

И вот, зная, что ты воистину жив и по смерти, к тебе припадаем и тебя молим, да помолишься о нас Всесильному Богу к пользе душ наших, и испросишь нам время на покаяние, и беспрепятственный переход от земли на Небо,и избавление от мытарств горьких, бесов, воздушных князей и вечных мук. И да будем мы наследниками Небесного Царства со всеми праведными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу. Которому подобает всякая слава, честь и поклонение со Безначальным Его Отцом, и с Пресвятым, и Благим, и Животворящим Его Духом ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Благовествуй, Иосифе, Давиду чудеса Богоотцу: Деву видел еси рождшую, с пастыри славословил еси, с волхвы поклонился еси, Ангелом весть прием. Моли Христа Бога спасти души наша.

Веселия днесь Давид исполняется Божественный, Иосиф же хваление со Иаковом приносит: венец бо сродством Христовым приемше, радуются, и неизреченно на земли Рождшагося воспевают, и вопиют: Щедре, спасай Тебе чтущия.

Благовествуй, Иосифе, Давиду чудеса Богоотцу: Деву видел еси рождшую, с пастыри славословил еси, с волхвы поклонился еси, Ангелом весть прием. Моли Христа Бога спасти души наша.

Веселия днесь Давид исполняется Божественный, Иосиф же хваление со Иаковом приносит: венец бо сродством Христовым приемше, радуются, и неизреченно на земли Рождшагося воспевают, и вопиют: Щедре, спасай Тебе чтущия.

Пресвятая Богородица, спаси нас!

  • Светланка
  • Leonid
  • Ира//
  • ленчик
  • Даринка
  • roor
  • Бесы блуда до того разжигали плоть Иоанна, что он по несколько дней ничего не ел, обременял себя веригами, закапывал себя в яму, оставляя только сверху голову и плечи. В таком положении он однажды оставался целый Великий пост.

    Мария покинула своих родителей и ушла из Египта в Александрию. Там она лишилась своего целомудрия и предалась безудержному и ненасытному любодеянию, но затем покаялась и после долгих молитв отправилась в путь за Иордан, в пустыню, где она провела 47 лет, и Господь простил ей грехи ее.

    О великая Христова угоднице преподобная Марие! На Небеси Престолу Божию предстоящи, на земли же духом любве с нами пребывающи, имеющи дерзновение ко Господу, моли спасти рабы Его, к тебе с любовию притекающыя. Испроси нам у Великомилостиваго Владыки и Господа веры непорочное соблюдение, градов и весей наших утверждение, от глада и пагубы избавление, скорбящым утешение, недугующым — исцеление, падшим — возстание, заблуждшым — укрепление, в делах благих преспеяние и благословение, сиротам и вдовицам — заступление и отшедшим от сего жития — вечное упокоение, всем же нам в день Страшного Суда одесную страны общники быти и блаженный глас Судии Моего услышати: приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира, и тамо пребывания во веки получити. Аминь.

    В тебе, мати, известно спасеся еже по образу: приимши бо крест последовала еси Христу, и дающи учила еси презирати убо плоть, преходит бо: прилежати же о душе, вещи безсмертней: темже и со Ангелы срадуется, преподобная Сарре, дух твой.

    Преподобный Иоанн сам провел шесть лет в страшной борьбе с тоскою по родине и о своих родителях.

    Ангеле Христов святый, к тебе припадая молюся, хранителю мой святый, преданный мне на соблюдение души и телу моему грешному от святого крещения, аз же своею леностию и своим злым обычаем прогневах твою препричистую светлость и отгнах тя от себе всеми студными делы: лжами, клеветами, завистию, осуждением, презорством, непокорством, братоненавидением и злопомнением, сребролюбием, прелюбодеянием, яростию, скупостию, объядением без сытости и опивством, многоглаголанием, злыми помыслы и лукавыми, гордым обычаем и блудным взбешением, имый самохотение на всякое плотское вожделение, о злое мое произволение, его же и скоти безсловеснии не творят! Да како возможеши возрети на мя, или приступити ко мне, аки ко псу смердящему? Которыма очима, Ангеле Христов, воззриши на мя, оплетшася зле во гнусных делах? Да како уже возмогу отпущения просити горьким и злым моим и лукавым деяниям, в няже впадаю по вся дни и нощи и на всяк час? Но молюся ти припадая, хранителю мой святый, умилосердися на мя грешнаго и недостойного раба твоего (имярек), буди ми помощник и заступник на злаго моего сопротивника, святыми твоими молитвами, и Царствия Божия причастника мя сотвори со всеми святыми, всегда, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

    Святая славная и всехвальная великомученице Варваро! Собраннии днесь в храме твоем Божественном люди, раце мощей твоих поклоняющийся и любовию целующии, страдания же твоя муче-ническая, и в них самого Страстоположника Христа, давшаго тебе не точию еже в Него веровати, но и еже по Нем страдати, похвалами ублажающе, молим тя, известная желания нашего ходатаице: моли с нами и о нас, умоляемаго от Своего благоутробия Бога, да милостивно услышит нас, просящих Его благостыню, и не отставит от нас вся ко спасению и житию нужная прошения, и дарует христианскую кончину животу нашему — безболезненну, непостыдну, мирну, Божественных Тайн причастну, и всем, на всяком месте, во всякой скорби и обстоянии требующим Его человеколюбия и помощи, великую Свою подаст милость, да благодатию Божиею и твоим теплым предстательством, душею и телом всегда здрави пребывающе, славим дивнаго во святых Своих Бога Израилева, не удаляющаго помощи Своея от нас всегда, ныне и присно, и во веки веков, аминь.

    Еще при жизни этот святой проявлял свои чудотворные способности в утешении обременных печалью.

    Молитва святителю Тихону, епископу Воронежскому, Задонскому Чудотворцу

    О всехвальный святителю и угодниче Христов, отче наш Тихоне! Ангельски на земли пожив, ты яко ангел благий явился еси и в дивнем твоем прославлении. Веруем от всея души и помышления, яко ты, благосердный наш помощниче и молитвенниче, твоими неложными ходатайствы и благодатию, от Господа обильно тебе дарованною, присно способствуеши нашему спасению. Приими убо, ублажаемый угодниче Христов, и в час сей наша недостойная моления: свободи ны твоим заступлением от облегающаго нас суесловия и суемудрия, неправоверия и зловерия человеческаго. Потщися, скорый о нас предстателю, благоприятным твоим ходатайством умолити Господа, да пробавит Своя великия и богатыя милости на нас грешных и недостойных рабов Своих, да уврачует Своею благодатию неисцельныя язвы и струпы растленных душ и телес наших, да растворит окаменелая сердца наша слезами умиления и сокрушения о премногих согрешениях наших, и да избавит ны от вечных мук и огня геенскаго: всем же верным людем Своим да дарует в нынешнем веце мир и тишину, здравие и спасение и во всем благое поспешение, да тако, тихое и безмолвнее житие поживше во всяком благочестии и чистоте, сподоби мя со ангелы и со всеми святыми славити и воспевати Всесвятое Имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

    Ты, Спасителю мой, Который из послушания, в продожение тридцати лет в Назарете повиновался Матери Твоей, Преблаго-словенной Деве Марии, и хранителю девства Ея Иосифу, и по вступлении в дело великаго Своего служения был послушлив воле Отца Своего даже до смерти, смерти же крестной, сотвори, чтобы и я, по Твоему примеру, во всем повиновался Тобою поставленным надо мною начальникам и исполнял все, в законе и Евангелии Тобою поведенное, так чтобы вся жизнь моя была непрерывным послушанием, которое соделало бы меня достойным причастником благодати Твоей в жизни настоящей и славы Твоей в жизни будущей.

    Молитва всем святым и бесплотным небесным силам

    Святой Феодор роздал свое имение нищим и удалился в монастырь. Но враг посеял в нем скорбь о розданном имении и долго искушал его возможностями жизни в миру и в богатстве. Но святой Феодор своими долгими и усердными подвигами, а также молитвами святого Василия Печерского, жившего вместе с Феодором, освободился от страсти сребролюбия.

    Аще приидет хульный помысл на Бога, читай: Верую во единаго Бога. до конца: и будет ли мощно, сотвори метаний, или поклонов что-либо по силе.

    Господи, дай мне смиренного духа Твоего, дабы не потерял я Твою благодать и не стал бы рыдать о ней, как рыдал Адам о рае и Боге. Господи, Ты Милостивый; скажи мне, что должен я делать, чтобы смирилась душа моя? Господи, сподоби нас дара Твоего святого смирения. Господи, даруй нам туне смиренного Духа Твоего Святого, как туне пришел Ты спасти людей и вознести их на небо, чтобы видели славу Твою. Пресвятая Матерь Господа, испроси, Милостивая, нам смиренного духа. Все Святые, вы живете на небесах, и видите славу Господню, и радуется дух ваш, — молитесь, чтобы и нам быть с вами.

    Posted by Catherine on 04 Mar : 17:52

    “. Я видела перед собой человека, который после крещения не накрыл свою душу стеклянным колпаком, ч

    Posted by Catherine on 04 Mar : 17:27

    Шуточное к своей свадьбе :)Не даю обещания пустыеИ привыкла судить по делам.Мои правила очень просты

    Posted by Catherine on 04 Mar : 17:23

    Писала тогда еще будущему мужу:КРЕСТИККрестик – это начало.Начало Пути Домой.Начало Пути прямого,Вед

    Posted by Арси on 16 Feb : 23:43

    Большое спасибо,очень интересно и познавательно!

    Posted by Арси on 14 Feb : 08:46

    Замечательные стихи,от души! Спасибо,что разместили их для нас♡♡♡

    Posted by Москвичка on 11 Feb : 23:25

    Большое спасибо,очень любим и почитаем этого дивного святого в семье!♡♡♡

    Posted by Москвичка on 11 Feb : 15:25

    Да,зачастую в своем глазу дубинку не разглядим,а в чужем соринку видим((((

    Posted by Анастасия1982 on 29 Nov : 17:50

    Лена, спасибо за статью! Стоит задуматься.

    Posted by Анастасия1982 on 15 Aug : 17:20

    Елена, спасибо за такую полезную статью! Очень интересно было почитать! Спаси нас, Пресвятая Дева Бо

    Posted by Анастасия1982 on 08 Jun : 01:13

    Спаси, Господи, Елена! Всё так и есть.

    meri

    Помяните о упокоении новоприставленн ого схииеромонаха Симона.

    Христос Воскресе.

    Прошу молитв ваших о рабе Божьей Елене. (Очень тяжелые искушения)

    Господи помилуй Нину. . Как же так Ниночка, помоги Господи.

    Умоляю, очень нуждаюсь исповедатся. Только, по Воскресением, плоть как свинцовая. Спаси, Господи, всех читающих. Спасибо.

    Всем поста приятного! Интересные постные рецепты можно подсмотреть у нас на сайте вот здесь http

    Posted by Елена

    Это обычная икона Матушки Матрены. Если не освященная, то надо отнести в церковь, отдать священнику

    Posted by Елена

    Добрый день, Наталья!На первый взгляд – вполне правильно все написано. Но я, простите, не очень-то з

    Posted by Галочка

    https://ria.ru/ religion/ 20170428/ 1493304597.html МОСКВА, 28 апр – РИА Новости. Мощи одного из сам

    Posted by Галочка

    Доброго утра девчата! Я православная, крестили еще в детстве. Но в церковь начала ходить только неда

    Posted by Наталья А.

    Дорогие друзья! Приглашаю вас в необычную паломническую поездку во Франции “По следам Марии- Магдал

    Posted by Magdalina

    Бригада православных мастеров http:// www.denis- remont.ru Занимаемся ремонтом квартир в Москве Моск

    Posted by Елена

    Компания «Монастырская Ярмарка» занимается розничной и оптовой продажей православных товаров в Москв

    Posted by Алекс ПЯ

    Поищите работу на специализирован ных сайтах. В разделе вакансий всегда есть из чего выбрать, даже к

    Posted by vikasvetlova

    meri, спасибо. Так и сделаю, а чем чреваты такие увлечения не знаете?

    Posted by Елена_Veret

    Доброго вам времени суток! Елена, не надо ей ничего объяснять, она потом сама все поймет. Просто ото

    Спасибо,Лена, посмотрела,есть над чем поразмыслить, извини,что не ответила сразу

    Posted by Елена_Veret

    Не могу ей объяснить почему это делать нельзя, она говорит,что это просто считывание информации, все

    Posted by Елена_Veret

    Сестра Марьяна есть лавка чудесных иконописцев «Всеиконы» http://vseikony.ru/shop/tovary-v-nalichii/

    Posted by БратИгорь

    Posted by БратИгорь

    Сестры, помогите найти редкий образ Петр и Феврония Муромские .Хочу рукописную, очень нужно.Может по

    Posted by СестраМарьяна

    Posted by СестраМарьяна

    все у вас получится

    Posted by СестраМарьяна

    Очень сильные молитвы, вместе со всеми читается легко, настроение поднимается, все становится по-дру

    Преподобный Ефрем Сирин один из великих учителей церкви IV в. Родился в Низибии, в первых годах IV в.; скончался, вероятно, в начале V в. По сказанию его сирского жизнеописания, Е. был сын языческого жреца, который за обращение его ко Христу изгнал его из родительского дома. Сам Е. называет себя человеком «неученым и малосмысленным»; но это сказано им лишь по смирению: его учености «удивлялся», по выражению Феодорита, Василий Великий. В сочинениях самого Е. видно хорошее знакомство с произведениями не только христианских ученых, но и с «эллинской мудростью», с языческой мифологией и началами тогдашнего естествознания. В своих проповедях Е. нередко говорить о пользе знания и образования, которое, по выражению его, «выше богатства». Сочинения Е. еще при его жизни переведены были на греческий язык; по словам Иеронима, они читались в церквах после св. Писания, как это в древности делалось с творениями Ерма и Климента Римского. Число его сочинений, по Фотию, простиралось до 1000, не считая составленных им и вошедших отчасти в богослужебное употребление молитв, а также стихотворений, излагавших учение церковное и положенных на народные напевы с целью противодействовать распространению ереси Вардесана. Русский перевод творений Е. (московская духовная академия, 1848-53) не содержит в себе даже всех изданных его творений (всего лишь 265 заглавий). Первое место между сочинениями Е. занимают его толкования на Св. Писание, дошедшие до нас не вполне. Между экзегетами восточной церкви Е. занимает одно из первых мест. Особенную цену его толкованиям придает знание еврейского языка, этнографии и географии Палестины. Гораздо ниже по достоинству догматствование Е. По умственному развитию церкви сирской в его время нужно было скорее элементарное изложение христианского учения, чем его спекулятивное и диалектическое истолкование; к тому же сам Е. по складу своих духовных сил был не столько мыслитель, сколько оратор и поэт. Из своего знакомства с «эллинской мудростью» он вынес отрицательное отношение к ней, и все свое теоретическое миросозерцание обосновывает исключительно на религиозных началах, на так называемой вере церкви, чуждаясь спекулятивного богословия. Это охранительное, строго конфессиональное направление богословия Е. составляет черту, резко обособляющую его от других великих церковных учителей его времени. Даже в своих противоеретических сочинениях он большей частью не входит в ученое обсуждение еретических доктрин, а довольствуется лишь указанием на несогласие их с верой церкви и глубокой скорбью о нечестии еретиков-вольнодумцев. Лучшую часть сочинений Е. составляют его проповеди, особенно нравоучительные. Он не столько доказывает, сколько высказывает свои мысли и чувства. «Сирский пророк» (название, данное ему современниками) является здесь в своей прирожденной сфере; он — истинный и настоящий оратор в христианском смысле слова. Его речи чужды искусственной конструкции и условной риторики; проповедь его часто обращается в настоящую гимнологию: бесконечное разнообразие сравнений доходит иногда до излишнего словообилия и чрезмерного аллегоризирования. Господствующий аргумент в его проповедях — умелая цитата из Св. Писания, главное содержание их — учение о жизни для Бога и в Боге. Несоответствие действительной жизни христианского общества с христианским идеалом наполняет его душу неутешной скорбью. Он говорит о покаянии, об удалении от суеты мирской, о борьбе со страстями; изображает смерть, страшный суд, загробную судьбу грешников и праведников. Чуждый крайнего ригоризма, он благословляет брак и семью, советует родителям заботиться о воспитании детей для жизни, о хорошем замужестве для дочерей, об определений сыновей на службу общественную и государственную. Его проповедь покаяния не есть проповедь мрачного и безотрадного состояния духа. Он обращает мысль слушателя к христианскому учению о благости Божией; уныние выставляется им как тяжкий грех. Одни поучения его кратки и имеют форму гномических наставлений древнегреческих философов; другие изложены в форме дооригеновской гомилии, т. е. настоящей беседы — диалога учителя с учениками; третьи представляют тип оригеновской гомилии, т. е. последовательного толкования большего или меньшего отрывка Св. Писания, перемежающегося нравоучениями; четвертые — настоящие обширные тематизованные слова (λόγοι), характеризуемые всесторонним объяснением предмета и истинно ораторским изложением. К этой группе, самой многочисленной, принадлежат наиболее известные проповеди Е.: семь слов о втором пришествии Христовом, о воскресении мертвых, о страданиях Спасителя, о кресте, о терпении, о вере, о посте, о добродетелях и пороках, о гордости. См. Ассемани, «Ephremi Syri opera, quae exstant graece, syriace, latine» (Рим, 1732-1746, с приложением древних биографий Е. — Метафраста, Амфилохия, Палладия, неизвестного автора). Перечень позднейших исследований см. в статье профессора Н. Барсова в «Христианском Чтении» за 1886 г.: «Ефрем, как проповедник». Издания сочинений Е.: Фосса (Рим, 1589-1597), в трех томах; упомянутое выше — Ассемани (критическая оценка этого издания у Филарета, «Историческое учение об отцах церкви», § 130), Aucher, «Ephremi commentarii in epistol. Pauli» (Венеция, 1833). Н. Барсов.

    Оставить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *