Египет и христианство

Христос и Осирис

Термин «копт», по мнению исследователей, восходит к слову «кубт» — это арабская транскрипция греческого «египтянин». Так мусульмане, вторгшиеся в Египет в 614 году нашей эры, называли все местное население, большую часть которого на тот момент составляли христиане.

«Христианство к III веку нашей эры становится довольно внушительной силой. Некоторые историки связывают быстрое распространение христианства в Египте с тем, что культ Христа был близок к египетскому культу умирающего и воскресающего Осириса. Другие, напротив, полагают, что к III веку древнеегипетские культы полностью выродились и были заменены греческими. Египтяне же охотно принимали христианство лишь потому, что оно противостояло религии поработивших Египет иноземцев, выражая тем самым протест против римского владычества», — пишет в своей книге «Копты. Египет без фараонов» российский египтолог, кандидат исторических наук Елена Толмачева.

Логично, что Рим увидел в христианстве серьезное препятствие своему владычеству: первые систематические гонения на христиан начались уже около 250 года. От христиан требовали демонстрации приверженности языческому культу. Отказавшихся заключали в темницу, жестоко казнили, иногда используя для этого разъяренных животных.

В 311 году императора Галерея поразил тяжелый недуг и все мольбы, возносимые им языческому богу, не получали отклика. Тогда он ухватился, что называется, за соломинку и указом разрешил всем христианам молиться Господу, но с условием, что те будут просить высшие силы о выздоровлении правителя. Молитвы не возымели действия, император скончался, но указ «дал зеленый свет» христианству в Египте, и к середине IV века оно приобрело статус законной религии.

Истребление «неверных»

За официальным признанием, как водится, последовал раскол — церковь начала борьбу с разного рода еретическими ответвлениями. Конец богословским разногласиям положил полководец Халифата Амр ибн аль-Ас, в 641 году завоевавший Египет. Для арабов-мусульман все без исключения христиане были «неверными».

Первый период правления мусульман не слишком сказался на коптской церкви: христианам было разрешено исповедовать свою религию, зажиточная их часть по-прежнему занимала в обществе высокое положение, хотя и вынуждена была платить новой власти немалые налоги. Ситуация ухудшилась в 706 году, когда коптский язык был запрещен. Отныне вся официальная документация велась только на арабском. Чем дальше — тем хуже: монастыри обложили разорительными налогами, христианам больше не разрешалось публично носить крест, зато их обязали надевать желтый тюрбан и колокольчик, чтобы отличаться от «правоверных»; почитаемым чиновником мог отныне стать только мусульманин, что выдавило коптов из общественно-политической жизни нового государства.

Позднее многие копты, опасаясь за жизнь своих семей, приняли мусульманство. Мужчины были обязаны носить на шее тяжелый деревянный крест, а с патриаршего собора в Каире слышны были мусульманские молитвы.

В 1250 году власть в Египте захватили турки-мамлюки. Это был странный период для коптов: времена, когда к ним относились терпимо, чередовались с, фактически, истреблением. Египтолог Елена Толмачева приводит такой показательный пример: священнослужители из коптской церкви Богородицы в Старом Каире находились в приятельских отношениях с мусульманами из расположенной неподалеку мечети, даже позаимствовали у тех светильники для проведения богослужения. Вместе с тем всего через несколько лет началось массовое истребление коптов, которых обвинили во всех мыслимых и немыслимых грехах. Даже в стихийных бедствиях, обрушившихся на Египет. Итогом стало то, что к XIV-XV векам копты составляли лишь двенадцатую часть населения страны.

Потомки фараонов

Начавшийся в 1801 году колониальный период Египта (в это время Наполеон уступил Египет англичанам) положил начало новой эпохе коптской церкви. Ее возрождения приходится на середину XIX века.

В XIX веке копты приняли заметное участие в формировании административного аппарата страны. Во времена монархии коптская буржуазия держала в руках половину национальных богатств. Копты играли главную роль в торговле, промышленности и землевладении. Сегодня коптов можно найти как среди буржуазии, так и среди беднейшего крестьянства, проживающего преимущественно в Верхнем Египте.

«В настоящее время, несмотря на свою малочисленность, копты занимают довольно значительное положение в экономической жизни Египта. Они входят в правительство, в их руках большинство компаний, связанных с химической промышленностью, фармакологией, транспортом. О политическом значении коптов говорит хотя бы тот факт, что бывший секретарь ООН Бутрос Бутрос-Гали является представителем одной из древнейших и уважаемых коптских семей», — говорит египтолог Елена Толмачева.

Несмотря на то, что современные христиане в Египте обладают теми же правами, что и мусульмане, сами копты говорят о трудностях, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни: например, им сложнее пробиться на руководящую должность, невозможно попасть в высшие эшелоны вооруженных сил.

При кажущемся благополучии, случаи гонений на коптов в Египте фиксируются даже сегодня. Желающие избежать преследования христиане уезжают, как правило, в Канаду и Австралию: в этих странах как нигде в другом месте сильны коптские общины (около 2 процентов от общей численности египетских христиан).

Современный язык коптов используется для расшифровки древнеегипетских папирусов, поскольку он сохранил элементы греческого и древнеегипетского языков. Еще с начала нашей эпохи иероглифическое письмо древнеегипетского языка сменили на греческое, а язык стали именовать коптским. И хотя в качестве разговорного он не употребляется уже лет триста, священные книги коптов печатаются не только на арабском, да и на коптском языке.

Отголоски древних времен

Святая земля Египетская на протяжении столетий привлекала всех интересующихся истоками православия, ставшего одним из стержней русской культуры.

В статье филолога-русиста и исследователя культуры христианства Востока Никиты Мещерского «Египетские имена в славяно-русских месяцесловах» приводятся примеры египетского происхождения православных русских имен. Так, ушедшее из обихода, но сохранившееся в русской фамилии, имя Онуфрий с древнеегипетского переводится как «Постоянно находящийся в состоянии благости» — один из эпитетов бога Осириса. Имя Пафнутий в коптском языке имеет значение «Тот, кто принадлежит богу». Девушки с прекрасным именем Сусанна и не подозревают, что в переводе с древнеегипетского и коптского оно означает «цветок лилии». Таисия переводится с коптского как «принадлежащая Исиде».

Общность культур видна и в иконописных изображениях святых. Яркий тому пример — икона XVI века из Чудова монастыря: на ней изображен святой Христофор, как водится, в доспехах и с копьем, но — с песьей головой. В Византийском музее Афин хранится практически идентичное изображение Псеглавца.

В культуре коптов вообще довольно часто античные формы сочетаются с христианской символикой. По данным ученых, на одной из стел Коптского музея в Каире изображена небольшая лодка — отголосок древнейших представлений о странствии умершего по небесному Нилу в ладье солнечного бога Ра.

Верность традициям

Копты — верующая нация. По воскресеньям они ходят в церковь всей семьей, не пропускают и христианские праздники. Добрачная жизнь у коптов запрещена. Жених и невеста обязательно венчаются в церкви. При этом развод вероятен лишь в случае доказательства супружеской измены. Хотя, признание брака недействительным возможно при обращении одного из супругов в другую религию.

Мужчины и женщины располагаются в храме отдельно, иногда мужскую часть храма от женской также отделяет перегородка.

«Непривычным для нас может показаться обычай снимать обувь при входе в храм; пол застелен коврами. Любопытно, но женщинам позволено находиться в храме без головного убора и в брюках. Вероятно, этот обычай появился как обратная реакция на мусульманские установления, категорически запрещающие женщине появляться с непокрытой головой в общественном месте. Все остальное мало чем отличается от убранства православного храма», — рассказывает об убранстве коптских храмов ученый.

Коптские церкви убраны довольно просто. Например, в патриаршем соборе Святого Марка в Каире — беленые стены без фресок. Основная часть иконостаса — резные деревянные панели, инкрустированные перламутром, и лишь верхний его ряд — собственно иконы. Кстати, коптская иконопись особая: фигуры людей изображаются плоскими, пропорции не соблюдаются, детали не прописываются. В целом изображения немного напоминают наивные детские рисунки.

В настоящее время большинство богослужений совершается на арабском языке, но известные молитвы читаются на коптском. Священные книги, как правило, печатаются на двух языках параллельными текстами.

Общавшиеся с коптами россияне отмечают одну любопытную деталь: у многих египетских христиан на руке есть татуировка в виде небольшого креста. По словам самих коптов, они делают ее для того, чтобы в случае гибели — например, в ДТП — их тела были погребены в соответствии с христианской традицией, а не с мусульманской.

Египетская культура сегодня представляет удивительное сплетение тысячелетних предрассудков и религиозных догм, подвержена влиянию современного мира. Весь уклад жизни в Египте подчинен религии даже в 21 веке. Неверие в бога считается в этой стране страшным грехом и преступлением.

Официально признаются три религии, прописанные в Коране: ислам, христианство, иудаизм. Более 90 % египтян являются мусульманами. Основным законом для них является Шариат, который прописывает все аспекты духовной и светской жизни от рождения до самого последнего вздоха.

Как многим восточным народам, египтянам не свойственна спешка. Они живут размеренно, спокойно, стремясь достигнуть гармонии с самим собой и окружающим миром. Большинство египтян — истинные патриоты, они не терпят критики в адрес их страны, правительства, религии, особенно от приезжих. Мусульмане строго соблюдают традиции, обычаи, особенно время молитвы и религиозные праздники, в это время вся работа останавливается.

Отношение к женщине в Египте

Многие традиции и обычаи Египта регламентируют положение женщины в мусульманском мире. Кроме обязательного ношения платка-хиджаба, закрытой одежды, незамужняя девушка не может общаться с мужчинами, не должна путешествовать без сопровождения, а также заходить в дом к мужчине. В транспорте, в храме, даже в очередях женщины находятся отдельно от мужчин. Замужние женщины, как правило, не работают.

Неудивительно, что воспитанные по традиции в строгости египтяне с искренним изумлением наблюдают за раскрепощенными европейками. Они не могут устоять перед их смелостью, открытостью. Тем не менее, полуодетые легкомысленные девушки зачастую не вызывают у местного населения серьезных намерений.

Брачные традиции в Египте

Обычаи и традиции таковы, что брак до сих пор представляет собой договор между двумя египетскими семьями, который заключается порою еще до рождения жениха и невесты. Девушек отдают замуж рано, в 13-14 лет, причем они обязательно должны быть девственницами. Согласно Корану, мужчина может иметь четырех жен с их согласия, но при этом каждой должны быть предоставлены равные условия, а также отдельное жилье.

Традиции и обычаи разрешают египтянкам выходить замуж только за мусульманина, а мужчина может жениться также на христианке или иудейке. Обряд развода также очень прост, достаточно трижды заявить о своем намерении при свидетелях. Разведенная женщина в исламе лишена всех привилегий, после чего находится в очень сложном положении.

Рождение ребенка, особенно мальчика — это большой праздник для всей семьи. На седьмой день жизни малыша, согласно древней традиции и по обычаям мусульманского Египта, проводится обряд обрезания и бритья ребенка. Дети до 9 лет живут с матерью, а после этого, даже в случае развода, остаются с отцом.

УЧЕНЫЕ

ЗАПИСКИ

Е.А. КРИВЕЦ, кандидат исторических наук, научный сотрудник

Института востоковедения РАН Тел. (495) 679-99-80;hel-helena@yandex.ru

С тех пор как Египет стал основным интеллектуальным и культурным центром в арабском исламском мире, судьба коптов, а если взять шире — всей христианской общины Ближнего Востока, является показателем будущего других религиозных меньших общин региона.

Выявление тех обстоятельств, которые помогли коптам выжить в окружении своих братьев-египетских мусульман, поможет другим общинам найти выход из многих напряженных ситуаций. Сегодня в условиях глобальной нестабильности важно изучать и иметь опыт урегулирования религиозных и национальных конфликтов в рамках одного государства.

Ключевые слова: копты, меньшинства, христианский, конфликт.

Копты — самая многочисленная христианская община на Ближнем Востоке, заметное и активное меньшинство в Египте. Данные относительно численности коптов в Египте существенно разнятся. Согласно официальной информации Египта (2000 г.), коптское население в АРЕ составляет 5 млн. человек. Однако приводимая официальная численность коптов сильно занижена. Коптская община в Египте придерживается цифры в 10 млн. человек. По данным коптов, живущих за рубежом, коптов в Египте около 17 млн. Общая численность приверженцев коптской церкви в мире в конце XX века составляла около 30 млн. человек, находящихся преимущественно в Эфиопии и Египте. Крупные общины коптов проживают в США, Канаде, Европе и Австралии.

Большинство коптов живут в городах Верхнего и Среднего Египта. Несколько коптских районов есть в Каире и Александрии. Их можно отличить по обилию храмов, портретам папы Шенуды или предыдущего патриарха Кирилла в магазинах и аптеках. Проезжая по Каиру, нередко можно увидеть колокольни и кресты над куполами. Есть и несколько городов, в большинстве своем населенных коптами. Всего в Египте насчитывается около 1000 коптских храмов, 8 мужских монастырей, 5 женских, 150 коптских институтов. Это школы, детские сады, дома для престарелых, центры социальной помощи. Не забыты и сельские местности, маленькие города: в них также идет активная работа по созданию христианских центров.

Копты довольно успешно занимаются частным предпринимательством. Среди них много преуспевающих врачей, юристов и бизнесменов. Большая их часть формирует так называемый средний класс, что в условиях Египта с его социально-экономическими трудностями и существенным разрывом между богатыми и бедными можно считать солидным достижением.

Борьба коптов за установление равных прав с мусульманами, начавшаяся в первой половине XX в., продолжилась и обострилась во второй половине XX в.

Революция 1952 г. и движение арабизации привели к маргинализации коптов, их удалению от активной жизни общества. В 1955 г. по заявлению будущего главы Египта Анвара Садата на съезде мусульманских наций, египетское правительство в течение 40 лет вытесняло образованных коптов из страны, переводило на низкооплачиваемые места, принуждало принимать ислам. В середине XX в. давление в отношении все более глубокой исламизации страны начало исходить от воинствующих мусульман — организации «Братья-мусульмане»1.

В 1970 г. А.Садат, став президентом Египта, стал назначать членов организации «Братья-мусульмане» на руководящие должности в армии, службе безопасности, суде,

КОПТСКАЯ ОБЩИНА ЕГИПТА И ПОЛИТИКА ДИСКРИМИНАЦИИ

© Е.А. Кривец

полиции, государстве. Выступление «Братьев-му-сульман» и военный переворот в 1981 г. привели к дальнейшей изоляции коптов в Египте. Весь период нахождения у власти Насера и Садата был неблагоприятен для коптов, так как имел целью подавление влияния всех несогласных и тех, кто представлял угрозу режиму.

Отличительной чертой государственной политики Xосни Мубарака — следующего после А. Садата президента Египта — является тенденция на дальнейшее ослабление коптов как той силы, которая способна подорвать его авторитет как мусульманского лидера. Поэтому исламским организациям «Братья-мусульмане» и «Джамаат исла-мийя»2, действующим в стране несколько автономно от центральной власти3, президент предоставил свободу в отношении коптов.

В соответствии с конституцией Египта ислам -государственная религия, поэтому шариат — основной источник законодательства. Однако с тех пор как Египет подписал Конвенцию о гражданских и политических правах (1981 г.), правительство гарантирует религиозную свободу всем своим гражданам. Поэтому легальной дискриминации между мусульманами и не мусульманами не существует.

Однако стремление экстремистских организаций к установлению исламского государства4 привело к тому, что легальная система — конституция, принятая в соответствии с декларацией о демократии и свободе, все более сливается с исламским законом. Поэтому «закон о демократии» находится в «отступничестве». Результатом давления на государство радикальных террористических групп стало принятие правительством Египта драконовского дополнительного закона (1981 г., подтвержден в 1997 г.), ограничивающего многие основные права.

Положение коптов в структурах власти. Несмотря на то, что конституция гарантирует равные права и обязанности людям разных вероисповеданий, египетское правительство эффективно ограничивает права коптов в политической, военной, образовательной сферах, усиливает дискриминацию в частном секторе. Нет коптов, которые бы назначались на правительственные должности, губернаторами, мэрами, главами полиции, главами городских Советов или деканами университетов и институтов. Совсем немного коптов служат в армии и службе безопасности. Дискриминационная правительственная практика фальсифицирует статистические данные о размерах христианского населения.

В 1986 г. был принят очередной закон, расширяющий возможности исламского населения

Египта. Теперь на государственные посты избираются исключительно мусульмане. В 1996 г. не стало ни одного копта в Народной Ассамблее. К концу XX века у коптов не осталось ни одного рычага давления на власть — они стали полностью зависимы от власти и не могут противостоять правительству. Налицо притеснение коптов с политической точки зрения.

В области образования общественные и частные школы обеспечиваются религиозными инструкциями в соответствии с верой учащихся. Согласно этим инструкциям христиане и мусульмане учатся в отдельных классах; христиане не допускаются к преподаванию в общественных школах и государственных университетах. В государственных классах для христиан преподаватели-мусульмане излагают исламскую версию истории Египта: период коптской истории и христианства — семивековой период — вырезан из учебников по истории, период до арабского завоевания назван римским периодом. Роли коптов в истории и культуре страны отводится маргинальное положение. Коптские дети изучают не Евангелие, а Коран в соответствии с государственной программой. Частные же христианские школы допускают обучение в своих школах мусульман и удовлетворяют религиозные потребности обоих сообществ.

Похожие проблемы возникают и в изучении языка и литературы. Xристиане не допускаются к преподаванию арабского языка, так как программа включает в себя изучение Корана. Арабский язык изучается по Корану, поэтому христиане-студенты требуют ограничить им количество часов по изучению Корана на уроках арабского языка .

В 60-е годы, будучи экономически сильным классом, копты получали платное образование в Каирском университете, чего не могла себе позволить большая часть мусульман. На тот момент из 45% грамотного населения Египта копты составляли 20% . Позже по религиозному признаку в противовес Каирскому университету был создан аль-Азхар — чисто мусульманский университет. Однако Каирский университет -официальное государственное светское учреждение, и в настоящее время там учатся многие студенты-мусульмане. Даже на свои средства коптам не разрешается открыть собственный университет .

В области средств массовой информации, несмотря на декларируемую свободу слова и печати, правительство ограничило коптов в этих правах. 12 официальных каналов, принадлежащих государству, транслируют только исламские передачи. Единственный канал — «Нил ТВ», которому

разрешено передавать христианские передачи (с 2003 г.), работает непостоянно.

Проповедь ислама поддерживается, проповедь христианства запрещена и преследуется законом. Все 12 станций по пятницам передают пятничные молитвы. Воскресные службы забыты. На пасхальной литургии, на которой присутствует Папа Шенуда III, вся служба ведется на коптском (древнеегипетском) языке без перевода и непонятна большинству египтян.

Субсидируемые и контролируемые государством средства массовой информации позволяют исламским проповедникам вызывать ненависть к коптам, обзывая их язычниками и сынами собак. Коптам же отказывают в открытой защите: выступивших в печати арестовывают. Были закрыты коптская газета «Аль-Ватани» («Родина»), появившаяся в 1958 г., на протяжении своего почти полувекового существования всегда являлась защитницей демократии для всех египтян; коптский религиозный журнал «Аль-Кираза» («Проповедь») тиражом более 400 тыс. экземпляров .

Египетское правительство, установив госконтроль в СМИ и школах, университетах, сформировало образ копта как опасного и враждебного элемента внутри общества, стремящегося подорвать национальное единство. Без сомнения, такие действия официальных властей увеличивают напряжение в повседневной жизни и помогают создать обстановку, которая способствует насилию против коптов.

В области семейных отношений государство не признает смешанные браки между представителями ислама, христианства, иудаизма.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Глава семьи — мужчина, поэтому он влияет на жену и в вере. Мусульманке запрещено выходить замуж за христианина, который может повлиять на ее веру. Если не мусульманин собирается жениться на мусульманке, он должен принять ислам. Если женщина-не мусульманка выходит замуж за мусульманина, она может исповедовать свою религию, но большинство девушек под давлением мужа и окружения принимают ислам.

Согласно закону девушки перед обращением в ислам должны встретиться со своей семьей, священником и главой местной церкви; брак до 16 лет запрещен, а с 16 до 21 года возможен только при наличии и в присутствии опекуна. Нет законных оснований обращаться родителям в суд в случаях обращения девушек в ислам перед вступлением в брак5. Большинство христианских семей возражают против брака их дочери с мусульманином.

Однако молодые христианки находят ряд преимуществ, выходя замуж за мусульманина. Первое — это молодой брак. Большая часть коптов принадлежат к высшему и среднему классу, в которых брак готовится долго. Раньше 30 лет многие девушки и не мечтают выйти замуж. Второй причиной является меньшее количество разводов в мусульманских семьях по сравнению с христианскими. И конечно, проблема персонального статуса христианских семей: в мусульманском окружении она неустойчивая и опасная. Переход в ислам среди низших классов общества происходит в связи с надеждой на улучшение своего материального положения.

Действительно мирный национальный союз в Египте, к которому стремится египетское правительство, возможен только при урегулировании вопроса о женитьбе, уравнивании в правах мусульман и христиан. «Мы платим за такой союз очень большую цену, превращая своих дочерей в рабынь-мусульманок», — считают в коптской общине .

К обострению межрелигиозных отношений приводит продолжающаяся исламизация страны. Каждый год тысячи коптов под давлением принимают ислам или уезжают из страны. Только в 2000 г. в течение полугода были арестованы несколько десятков христиан, обвиненных в проповеди и обращении в христианство . Ежемесячно 30-35 арестованных коптов принимают ислам.

В случаях смены религии новообращенные должны изменить свою опознавательную карту и другие официальные документы. Если этого не делают христиане, принявшие ислам, то обвиняются в фальсификации документов и подвергаются преследованиям со стороны правительства .

Принявших христианство египтян арестовывают по обвинению в «подрыве национального единства» и «оскорблении веры». Их убивают, заключают в тюрьмы (чаще всего — женщин), пока они снова не примут ислам. Жена-мусульманка имеет право требовать развода, если муж принял христианство, и в этом случае дети достаются ей. Дети новообращенных родителей вынуждены получать исламское образование, в противном случае их разлучат с родителями. Иногда служба безопасности прямо не преследует новообращенных, но дает свое негласное разрешение родственникам и соседям на их преследование и уничтожение.

Таким образом, мусульмане, принявшие христианство, попадают в ножницы конституционного и религиозного закона. Разрешение дилеммы они видят в принятии закона о свободе веры, гарантированного конституцией и исламским законом,

подтвержденного решением судьи. Новообращенные христиане требуют отменить все документы, в которых бы указывалась вероисповедание. Они не хотят тайного исповедания своей веры и тайного воспитания своих детей .

Но даже в таких условиях ежегодно общее число обращенных предположительно доходит до нескольких тысяч.

Борьба с христианами и христианством ведется путем закрытия храмов, отказа в ремонте, требований получения разрешения даже на ремонт туалета или вставки разбитого стекла, что приводит к естественному разрушению зданий.

Многие копты уверены, что помочь им могут только зарубежные коптские ассоциации, которые своей борьбой могут изменить условия их повседневной жизни.

За последнее десятилетие XX века приблизительно 6 миллионов коптов стали объектом нападений со стороны исламских группировок. Докладов об этих нападениях в правительстве не существует, так как эти случаи считаются как «не имеющие отношения к терроризму»6. Никто из нападавших мусульман никогда не осуждался, а нападения совершались под защитой полиции.

Еще в 2000 г. коптский патриарх Шенуда публично заявил, что поддержка полицией и местными лидерами нападений на коптов со стороны мусульманского населения приведёт к еще большим жертвам и нагнетанию напряженности среди верующих.

С 1992 г. некоторые террористические исламские группировки воскресили концепцию и практику «джизья» — уплаты определенной контрибуции за собственную безопасность. Эта практика была введена еще в VII веке международным договором Xайбара за поражение иудеев в борьбе с мусульманами. «Джизья» не является частью египетского закона, но приверженцы радикального ислама пытаются возродить его, ссылаясь на Коран. Действия экстремистов все более носят отпечаток организованной религиозной мафии.

Ежегодно вымогательству подвергаются от тысячи до 2 тысяч коптов. Основная часть пострадавших проживает в Верхнем Египте, в основном в христианских районах Асьюта и Миньи и некоторых районах бедного Каира (Имбаба, Моунир). Учитывая невысокий уровень доходов населения, размеры выплачиваемых сумм очень велики — от

4 до 15 тысяч долларов. Копты боятся жаловаться, так как за обращение в полицию или невыполнение требований они подвергаются нападениям исламистов7.

В повседневных отношениях между христианс-

кой и мусульманской общинами поддерживается атмосфера нетерпимости. В Каире на окна автомобилей наклеиваются изображения акулы, пожирающей христианский символ — маленькую рыбку. В 2003 г. 500 водителей, имевших наклейки с христианскими символами или текстами, были задержаны, оштрафованы и лишены водительских прав. Наклейки с исламскими текстами не запрещаются.

Невозможно отрицать наличие некоторой враждебности к коптам, но проявляется она на разных уровнях с различной степенью интенсивности. На религиозном уровне это вражда между мусульманами и христианами, где каждая группа верующих считает свое учение единственно верным, на мировоззренческом враждебность возникает в результате совместного проживания двух групп населения, которые по-разному решают жизненные проблемы и соответственно имеют различные жизненные уклады. На государственном уровне утвердившееся исламское мировоззрение, отраженное в государственном устройстве, противоречит христианским представлениям. Мусульманское правительство создает систему исламского законодательства, в котором нет места другому мировоззрению. На международном финансовая помощь Египту правительством США открывает последнему возможность воздействия на решения египетского правительства. Требование к соблюдению прав меньших групп населения правительством США сделало коптов средством для создания напряженности в их собственном государстве. На пастырском уровне враждебность сохраняется между служителями, главами общин, владеющих умами и сердцами прихожан. Говорить о враждебности со стороны коптов не приходится, так как они не обладают свободой выражения чувств и мыслей. Враждебность между лидерами двух общин чаще всего сводится к отражению той напряженности, которая возникла между общинами в обычной жизни. На бытовом уровне враждебность возникает из-за разницы в уровнях культуры, развития, предоставленных привилегий.

Нельзя не отметить некоторые попытки египетского правительства с начала XXI в. по водворению согласия. Считается, да и какое правительство к этому не стремится, что власти Египта хотят создать общество гражданского согласия, то есть устранить межконфессиональные трения. И, казалось бы, делает для этого определенные шаги.

В 2000 году среди 32 министров в Кабинете правительства копты получили 2 места (от 15% населения). В 2004 г. правительство создало Со-

вет по национальным правам человека, возглавляемый коптскими христианами. 5 из 25 членов Совета — копты. Главной целью Совета является защита и улучшение прав человека, в том числе и его религиозных свобод, идя навстречу пожеланиям христианской общины страны и объявляя коптский праздник Рождества Иисуса Xриста все-египетским.

Ситуация улучшилась в том смысле, что вопрос о христианах стал рассматриваться в средствах информации. Правительственные телевидение и радио стали давать (с 2003 г.) эфирное время для трансляции христианских праздников Пасхи и Рождества. Государственный «Нильский канал культуры» имеет возможность через спутник передавать еженедельно службы коптской церкви и другие христианские программы. Сюда входят еженедельные обращения Папы коптской церкви Шенуды, документальные материалы по монастырям страны, о путешествии Святого Семейства и другие аспекты христианской истории, дискуссии между мусульманами и христианами по местным и международным темам, включая дискриминацию, — эти материалы регулярно публикуются в проправительственных газетах.

Министерство образования вкладывает средства не только в обучение преподавателей правительственных школ (все преподаватели — мусульмане), но и выработку у них терпимости. Во всех вопросах, где речь идет о терпимости на официальном уровне, имеется в виду выработка терпимости прежде всего у мусульман.

В 2004 г. состоялся первый коптский симпозиум, на котором его участники подтвердили существование преследования коптов со стороны мусульман, несмотря на осведомленность властей. Требования коптов выражены в решениях международного коптского Совета: свободу религии, принципы равных возможностей всех граждан, использование исламского закона не как единственного, а как одного из законов Египта, законы Шариата не должны применяться к гражданам -не мусульманам. «Мусульмане отказывают нам в праве на существование в Египте, и никто не смеет подать голос» — так говорят живущие в Египте христиане. Неспособные возвысить голос в свою защиту из-за боязни репрессий, они поручили диаспоре говорить о своих чаяниях.

Несмотря на то, что египетское правительство не признается в дискриминационной политике против коптов, христианское население вытесняется и преследуется. «Преследование коптов имеет финансовую поддержку», — утверждают участники коптского конгресса. Так, лицам верхнего

эшелона власти в 90-е годы выплачено около 200 млрд. долларов за прекращение дел о нарушениях со стороны властных структур . Подобного рода политика и коррупция местных властей привели к созданию атмосферы, в которой поощряется дискриминация христиан.

Притеснение коптов со стороны правительства, религиозных организаций, населения во всех сферах жизни означает, что в Египте ведется дискриминация и преследование по религиозному признаку. Однако, имея печальный исторический опыт, в котором самый жестокий период гонений обозначен конкретной датой 284 г., копты считают для себя оскорбительным называть современные проблемы «преследованием». Тем более что направленное истребление коптов после 1989 г. прекращено. События в соседнем Судане, где все религиозные группы и христиане либо изгнаны, либо порабощены, в Саудовской Аравии, где полностью запрещены любые неисламские религии, убеждают коптов, представителей их церкви и египетское правительство, что термин «преследование», понимаемое как систематическое гонение на христиан, не является отражением истинного положения дел в Египте. Более того, копты полагают, что преследование со стороны исламских террористов нужно воспринимать как общую беду Египта, не критиковать правительство, а объединяться с ним для борьбы с террористами.

Проблема, как считают копты, не в исламе, традиционном или фундаменталистском, а в ваххабитах, по-своему интерпретирующих ислам. Воинствующий ислам делит всех на тех, кто принимает ислам, и тех, кто не принимает идеологию и программу действий экстремистского ислама. Экстремисты нетерпимы по отношению к тем, кто не принимает их программу, и первыми жертвами такого отношения становятся сами мусульмане.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Находится ли в исламе причина преследования и дискриминации христиан? В прошлом в мусульманских империях (не государствах) проблема сосуществования разных конфессий была разрешима путем построения религиозной системы миллетов, где каждая конфессиональная община руководствовалась своими собственными религиозно-правовыми нормами, которые регламентировали не только ее духовную, но и социальную жизнь. В таком случае современная межконфес-сиональная напряженность заключается не в исламе, а в современном типе государства, которое не может или не хочет решать проблемы религиозных групп своего населения.

Подводя итоги, можно констатировать, что преследование коптов в Египте является частью

общей тенденции преследования инакомыслия в Египте. Ведя активную борьбу с террористами, правительство Египта в то же время допускает преследование коптов со стороны этих же террористических исламских групп.

Столкновения между христианами и мусульманами внутри единой нации характеризуются прежде всего тем, что мусульмане выступают с позиции силы, опирающейся на правительство и закон, которые изначально считают христиан виновными.

Законодательно оформленная неконфликт-ность христианства с Шариатом носит декларативный характер, в связи с чем невозможно исполь-

зование этих определений в судебных делах при защите христиан.

Лоббирование коптского вопроса за границей, создание обществ, законопроектов в их защиту -все это увеличивает напряженность отношений в самом Египте между коптами и правительством, коптами и мусульманами. Искренняя устремленность коптов за границей в желании помочь своим собратьям в Египте не вызывает сомнений. Однако вся эта разнообразная поддержка работает в стиле неформальных неправительственных организаций, борющихся за «свободу и демократию» в различных странах, истинной целью которых является вмешательство в дела государства.

Примечания

1 «Братья-мусульмане» — религиозно-политическая организация, созданная в 1928 г. под руководством Хасана аль-Банны, содействовала исламизации и консолидации мусульман Египта. По своей идеологической направленности партия представляла собой угрозу христианскому населению Египта.

2 «Джамаат исламийя» в переводе с арабского — «исламская группа». Крупнейшая исламская боевая организация Египта, созданная на основе действующей в Пакистане исламской политической партии.

3 Они создают школы со своей системой образования; получают большее количество мест на местах; имеют 88 мест в парламенте; занимают жесткую позицию по отношению к коптам. Таким образом, в лице мусульманских организаций в Египте создается параллельная государственной система власти, субсидируемая и управляемая извне.

4 В исламском государстве возможно принятие конституции, но она должна основываться на Коране — ни одна часть конституции не должна противоречить принципам Корана.

5 По данным за 1994 г. (Лондон «Observer»), от 7 до 10 тысяч случаев обращения христианок в ислам, которые перед этим обращением были изнасилованы и взяты насильниками замуж.

6 Вот некоторая статистика этих нападений. В 1978 г. военными экстремистами группы «Джамаат исламийя» в Каире убито 2 копта; в 1979 г. в Верхнем Египте убит священник; в 1981 г. в районе Аз-Зауийа ал-Хамра по договоренности со службами безопасности и указке центральных властей убито 100 и ранено несколько сотен человек; в 1990 г. в Александрии убито 7 коптов; в 1993-1994 гг. в Дайроте — 23; в 1996 г. — похоронена вся деревня; в 1997 г. — 11 человек. Наиболее крупное столкновение между мусульманами и коптами произошло в южноегипетской деревне аль-Куш в декабре 1999 г. В результате стычек погибло 22 человека (один — мусульманин), 39 были ранены, около 200 торговых точек и домов было разрушено. Правительство выплатило компенсацию семьям убитых по 800$ и по 130$ — раненым, 65 киосков было восстановлено .

7 За неуплату налога «джизья» в 1994 г. было убито 7 человек; в 95 г. — 19; в 96 г. — 11; в 97 г. — 3 человека .

Библиографический список

2. Минц М.В. О положении коптов в современном Египте//Ближний Восток и современность. — М., 2008. -№ 36.

3. Karas, F.Shawky. The Copts since the Arab Invasion: Strangers in their Land. Jersey City. NJ, 1985.

4. Nisan, Mordechai. Minorities in the Middle East. A History of Struggle and Self-Expression. Jefferson ,N.Carolina,

L.,2002, с.147.

6. «Country Reports on Human Rights Practices -2000. Egypt» US Department of State, February 23, 2001.

7. Egypt. International Religious Freedom Report 2004…

8. Declaration by the Christian Converts of Egypt, 2003, Cairo, Egypt, : . Режим

доступа:www.amcoptic.com/news_2003/press_converter_01.htm свободный

9. Karas, F.Shawky…

10. Newsletter of the British Coptic Association, May 1998, Vol. 1:2 (p.20).

УЧЕНЫЕ

ЗАПИСКИ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

E.A. KRIVETS

DISCRIMINATION OF COPTS IN EGYPT

Население: 77 420 000 жителей

Площадь: 1 001 570 км²

Столица: Каир

География: Египет — это крупнейшая арабская страна, расположенная на северо-востоке Африки. Часть территории Египта — Синайский полуостров — находится в Азии. Египет граничит на востоке с Израилем, на юге — с Суданом, на западе — с Ливией. Омывается на севере водами Средиземного моря, на востоке — Красного моря. Расположен в субтропических и тропических широтах. 96% территории страны занимают Ливийская, Аравийская и Нубийская пустыни. По площади относится к крупным государствам, однако египтяне проживают на 4% территории — в плодороднейшей долине Нила. На севере находятся обширные низменности, лежащие ниже уровня моря, — впадины Каттара и Файюм.

Общая информация: Египет — крупнейшая страна Арабского Востока, один из центров его политической и культурной жизни, «туристическая Мекка» мира. Занимает уникальное географическое положение, располагаясь на стыке трех континентов — Африки, Азии и Европы и двух крупнейших мировых цивилизаций — христианской и исламской. Более 98% всех жителей страны — арабы. Крупные города, в особенности Каир (с пригородами — второй по величине город мира с населением 16 млн. жителей) и Александрия (3,5 млн. жителей), обзавелись современными городами-спутниками. В пригородной зоне, в городах-спутниках сосредоточена растущая национальная промышленность, здесь расположены наиболее крупные промышленные предприятия — металлургические, автосборочные, радиотехнические, текстильные; торговые зоны и др. Нередко они соседствуют с сохранившимися сельскохозяйственными полями и небольшими рощами грациозных финиковых пальм. Каир — деловой центр страны — отличается высоким ритмом жизни, перенасыщен автотранспортом, в основном индивидуальным. В последние десятилетия немалые средства, вложенные в строительство двух- и трехэтажных автострад и развязок, дали несомненный эффект. Сооружение метро также благотворно сказалось на решении проблемы транспорта. На живописных берегах Нила и его многочисленных рукавов в Каире — многоэтажные ультрасовременные здания, старинные дворцы и виллы, рестораны и кофейни, окруженные красочными цветниками, стройные ряды королевских пальм и могучих эвкалиптов. Великолепна морская набережная крупнейшего морского порта страны — Александрии, протянувшаяся на десятки километров и окаймленная рядами пальм. Столь же красочны и колоритны города Асуан, Порт-Саид, Суэц и многие другие. На побережье Красного моря за годы развития международного туризма выросли новые курортные города, представляющие собой современные красочные архитектурные ансамбли с рекреационными зонами, современными коммуникациями, международными аэропортами. Египетские города изобилуют небольшими ресторанчиками и кафе, где представлена пикантная восточная кухня. Посещение их с друзьями, целыми семьями — любимый вид отдыха горожан. В последние годы под влиянием развития международного туризма появилось множество современных европейских кафе и закусочных на восточный лад. В стране, в особенности в городах, остро ощущается проблема перенаселенности — растет дефицит сельскохозяйственных угодий, земли не хватает и для новых застроек. Значительные площади занимают ветхие одноэтажные постройки, даже в Каире сохранились целые районы старых убогих строений, не имеющих ни современных канализационных систем, ни других простейших бытовых удобств. Здесь ютится городская беднота. Здесь наиболее резки социальные контрасты, характерные для многих развивающихся стран. Более чем скромный уровень жизни в Египте ведет почти половина населения.

Египет — колыбель человеческой цивилизации. В мире он известен прежде всего своими великолепными памятниками древней египетской цивилизации, многим из которых свыше 5 тыс. лет. Значительная их часть представлена в музеях и архитектурных ансамблях древнейших поселений и городов, имеющих неповторимый облик: от многомиллионных Каира и Александрии на севере до относительно небольших, с числом жителей в несколько десятков или сотен тысяч, Луксора и Асуана на юге страны. Многие города представляют собой музеи под открытым небом: старинные архитектурные ансамбли, древние изящные мечети, построенные в разные эпохи, соседствуют со зданиями музеев и скульптурами, возраст которых нередко исчисляется тысячелетиями. В последние десятилетия их традиционный облик претерпел большие изменения. Расширились современные промышленные застройки, в результате демографического взрыва и резкого роста численности городского населения на месте старых построек выросли новые современные и ультрасовременные жилые районы, кварталы шикарных, в стиле тропического модерна, вилл и коттеджей, окруженных великолепными парками и цветниками, многоэтажные торговые центры и гостиницы, представительства зарубежных банков и компаний. В больших городах с числом жителей, составляющим несколько сотен тысяч человек, имеются университетские центры, другие высшие учебные заведения. Учеба в них — престижный вид занятия молодежи, которая представляет значительную часть городского населения.

Международный туризм — один из основных источников поступления иностранной валюты. Экономическая роль индустрии туризма в последние годы быстро возрастает. Исключительно благоприятные климатические условия (около 300 солнечных дней в году, туристический сезон длится круглый год), всемирно известные памятники Древнего Египта, неповторимый облик его городов, теплые воды Средиземного и Красного морей, уникальный подводный мир, изобилующий экзотическими рыбами, экологически чистые зоны отдыха, обилие свежих фруктов и овощей, разнообразная восточная кухня создают необходимые условия для успешного развития международного туризма.

Климат: Природно-климатические особенности определяются влиянием пустынь. Климат — сухой и жаркий, для него характерно отсутствие значительных сезонных изменений. Летом днем температура нередко повышается до +40°С, в декабре-марте опускается до +15°С. Дожди редки и кратковременны — на большей части территории выпадает менее 100 мм осадков в год. Особенность местного климата — дующий из Сахары в апреле-мае в течение 50 дней хамсин — сухой жаркий ветер, несущий огромные облака мельчайшей песчаной пыли. Пыль проникает всюду, покрывая сплошным красно-коричневым налетом растительность, фасады домов, улицы городов и поселков.

Религия: Примерно 90% населения — мусульмане. Согласно Конституции, ислам — официальная религия страны. Наряду с этим провозглашена свобода совести и вероисповедания. 10% населения — христиане, принадлежащие к коптской церкви. Для Египта, несмотря на деятельность фанатиков-экстремистов, всегда был характерен высокий уровень веротерпимости.

Государственное устройство: По конституции Египет — президентская республика. Глава государства — президент — обладает самыми широкими полномочиями в области законодательной инициативы и исполнительной власти. Парламент — Народное собрание — также обладает законодательной инициативой.

Язык: Государственный язык — арабский. Большинство египтян в городах понимают и разговаривают по-английски. Немало людей знает также французский. Не удивляйтесь, если с вами заговорят по-русски.

Кухня: Завоевания французами, британцами, турками, соседство с Ливаном и Грецией оставили заметный след в тенденциях приготовления пищи Египта. Блюда египетской кухни готовятся с приготовлением различных специй, особенно тмина, кориандра и соусов. Есть и вегетарианские блюда. В большинстве отелей подаются блюда национальной кухни. Обычно к столу подают мягкий «баладийский» хлеб, который, подобно «пите», обычно обмакивается в соус, делится на два слоя и сворачивается, часто используется вместо ложки. В отелях практически всегда предлагают французский хлеб. Соус включает в состав оливковое масло, лимон, уксус, травы, специи. Большинство салатов — смесь сырых или вареных овощей или всевозможных сочетаний овощей и мяса. Охлажденные вареные бобы, баклажаны, зеленый перец, подаются с соусами из растительного масла, лука, чеснока, с добавлением трав и острых специй. Среди салатов встречаются и поистине «огненные смеси» из жгучего перца чили, смешанного со специями и уксусом. Сыры, различные виды брынзы, а также и привычные нашему вкусу «твердые» сыры. Бобы -«бобовый бургер», неотъемлемая часть традиционного стола арабов Египта, приготовлены из провернутых бобов с добавлением кориандра, чеснока и специй в форме небольших котлеток и поджарены во фритюре. Блюда из мяса и рыбы — обычно острые, рыбное ассорти, птицы, индейки, баранины и говядины, но не свинины. Голубь, приготовленный с рисом — особый изыск. Гарниры — картофель, рис или салаты из свежих овощей. Десерты — очень сладкие пирожные с изобилием крема, орехов, масла, меда. Излюбленное блюдо сладкого стола — пирожное, сваренное в молоке, посыпанное ореховой стружкой и сахарной пудрой.

Национальные блюда:

Tahina — пюре-соус, приправленное лимоном\
Babaghamousse — пюре из баклажанов с растительным маслом и уксусом
Coussa — фаршированные кабачки
Ta’ameya — котлеты с гарниром из бобов
Kofta — рубленые котлеты из баранины или говядины
Kebab — хорошо промаринованная баранина или говядина, жареная на гриле.
Kalaoui — жареные почки.
Machwi — голубь с гарниром из риса.
Mehallabeya — рис в молоке с сахаром и сушеными фруктами.
Каркадэ — напиток красного цвета из листьев ибискуса, обладающий приятным кисловатым вкусом.

Лучшие египетские вина:
Красные — Pharaoh, Omar Khayam.
Белые — Cru de Ptolemees, Nefertiti.

Время: Время в Египте такое же, как в Эстонии.

Электричество: Напряжение переменного тока в отелях – 220 вольт. В отелях не разрешается пользоваться электронагревательными приборами.

Деньги: Местная валюта — египетский фунт. 1 доллар США равен 3.40 египетских фунтов (L.E.) В одном фунте — 100 пиастров. Банки берут любые виды валют, чеки, основные кредитные карты. Часы работы банков: с 8.30 до 14.00 и с 18.00 до 21.00, в пятницу и субботу — выходные. Избегайте уличных обменных пунктов! Иностранную валюту можно ввозить без ограничений, вывозить можно не более пяти тысяч долларов на человека. Что касается местной валюты, то разрешается ввозить и вывозить по 20 фунтов на человека.

Чаевые: В Египте за все принято давать чаевые, даже если услуга, которую Вам оказали, входит в непосредственные обязанности того, кто ее оказал. Размер чаевых зависит от ситуации, но не может быть меньше 1 фунта.

Банки: Часы работы банков — с 8.30 до 14.00 и с 18.00 до 21.00, пятница и суббота — выходные. Избегайте уличных менял! Чужую валюту можно ввозить без ограничений; вывозить не более пяти тысяч долларов на человека. Что касается местной валюты, то разрешается ввозить и вывозить по 20 фунтов на человека.

Магазины: В зимний период магазины обычно открыты с 9.00 до 20.00 с перерывом на обед с 12.00 до 14.00. Летом обеденный перерыв с 14.00 до 16.00. Выходной день – пятница. В курортной зоне большинство магазинов и сувенирных лавочек не имеют фиксированных цен — после торга можно снизить цену в 2-3 раза. Широко развита в Египте сеть магазинов беспошлинной торговли Duty FREE. Покупки в таких магазинах совершаются при наличии паспорта. Но не забудьте, что любые покупки в магазинах «Duty FREE» вы можете сделать только в течение первых 24 часов после приезда. Спиртные напитки можно приобрести только в этих магазинах, покупка сопровождается обязательной отметкой в паспорте покупателя. За время пребывания в стране туристы могут приобрести 3 литра крепких спиртных напитков (на человека), либо 2 литра крепких напитков и одну упаковку пива. В специальных магазинах «Duty Free» вы сможете приобрести также сигареты, парфюмерию и другие товары беспошлинной торговли на сумму до 200 долларов США. Покупки свыше указанной суммы облагаются налогом. Все покупки регистрируются в вашем паспорте.

Покупки: Торговаться в Египте нужно всегда и везде. Торг на Востоке – дело особенное, своего рода ритуал и настоящее искусство. Конечно, продавец владеет им в совершенстве. Стоит сперва изучить «правила» этой игры. Старайтесь не совершать покупок в первые дни, лучше сначала присмотреться к людям, прицениться к товару, привыкнуть к местной валюте. Стоит понтересоваться у соседей стоимостью купленных товаров. Если предлагают помощь в получении скидки или выборе товара, то доброжелатель наверняка получит от сделки 30-40%, что может существенно увеличить стоимость покупки. Самый верный способ сбить цену – решительно развернуться к выходу и вернуть товар. Не сомневайтесь — остановят и дадут скидку. Чтобы не оказаться с полными пакетами всякой всячины и пустым кошельком, старайтесь покупать только то, что заранее запланировали. Египетские торговцы — мастера своего дела, могут продать все что угодно. Совершайте покупки, только если располагаете временем. Торопливость может повысить стоимость товара, ведь восточный торговец получает наслаждение от самого процесса, и недополученное в спешке удовольствие торговец постарается компенсировать завышенной ценой. При совершении дорогостоящих покупок (ювелирные изделия, например), можно проводить несколько «раундов переговоров». Опытные покупатели растягивают процесс на несколько дней, причем параллельно в разных магазинах. Если торгуетесь в одной валюте — в той же и платите, иначе продавец, обязательно сыграет на курсе в свою сторону. Если собираетесь сделать большую покупку, сначала спрашиваете цену на конкретный товар, в котором заинтересованы, не рассматривайте все подряд. Далее стоит сказать, что товар чудесный, но для вас это слишком дорого. Но готовы купить за … и здесь нужно назвать свою цену, обязательно ниже той, за которую вы реально готовы купить. Если продавец скажет «ОК!», а вы не купите, то это будет расценено как оскорбление. Если в лавке хозяин угощает чаем, и Вы приняли приглашение, то считайте, что дали негласное согласие непременно что-либо у него купить.

Одежда: Для иностранки допускается короткий рукав — но не голые плечи. Декольте и короткие юбки лучше поберечь для поездок в Европу.

Фото- и видеосъемка: Если Вы хотите сфотографировать местного жителя, обязательно нужно спросить разрешение. Кораном запрещено изображать человека, но вы можете заплатить и сфотографироваться. Не рекомендуется брать с собой в магазины дорогую видеоаппаратуру: это — признак богатства, Вам могут предложить товар по завышенной цене.

Такси: Самый удобный вид транспорта в Египте — такси, его лучше заказать на стойке регистрации или на выходе из отеля. О цене лучше договориться с водителем заранее и, как здесь принято, следует хорошо поторговаться. Следует помнить, что в Египте многие водители называют себя таксистами, хотя ни они сами, ни их транспортное средство не имеют соответствующей лицензии. И водят достаточно лихо: превышая скорость и включая музыку на полную громкость.

Море: При купании постарайтесь не трогать рыб руками, так как большинство из них могут быть ядовитыми, нельзя отрывать кораллы (штраф до 100$). Советуем использовать пластиковую обувь, которую можно купить в местных магазинах. Если Вас поранила рыба или Вы наступили на морского ежа — немедленно покиньте воду и обратитесь к врачу. Советуем Вам воздержаться от ночных купаний.

Выходной день: По канонам ислама выходным днем является пятница. Государственные учреждения не работают, закрытыми могут оказаться и некоторые магазины.

Рамадан: Рамадан – священный для мусульман месяц, о наступлении которого объявляет специальный комитет наблюдения Луны (www.moonsighting.com ). Во время Рамадана туристы, как правило, не испытывают никаких неудобств.

Музеи: Музеи в Египте закрываются рано. Летом в 5 часов вечера, зимой — в 4. Планируя самостоятельный поход в музей, имейте это в виду. Собираясь на экскурсию, не забудьте взять с собой паспорт.

Меры предосторожности:

— Потерявшись в незнакомом месте, обратитесь к полицейскому или возьмите такси. Всегда держите при себе небольшую сумму денег, ваучер с названием гостиницы или проспект отеля — вам легче будет объяснить, где вы остановились или куда хотите доехать.
— Перед началом путешествия снимите ксерокопию с вашего паспорта, а также прочих удостоверяющих личность документов (водительские права и др.). Копии туристических ваучеров и документы храните отдельно от оригиналов. В случае потери паспорта, туристического ваучера или багажа просим незамедлительно проинформировать об этом нашего представителя , который подскажет, каким образом вы сможете решить возникшую проблему.
— Рекомендуем взять с собой аптечку первой помощи, которая поможет при легких недомоганиях и сэкономит время на поиски лекарственных средств. Кроме того, многие лекарства в Египте имеют другие наименования.
— Желательно иметь солнцезащитные очки и крем для ухода за кожей. Не пренебрегайте головными уборами, находясь длительное время на солнце.
— Не нарушайте правила безопасности, установленные авиакомпанией, транспортными организациями, отелями и местными органами власти.
— При возникновении транспортных аварий, конфликтов с полицией и другими органами местной власти необходимо сразу известить представителя GoAdventure или сотрудников посольства/консульства Латвии.
— Информацию о правилах посещении мечети уточните у представителя GoAdventure.
— Во избежание конфликтных ситуаций туристу рекомендуется проявлять дружелюбие, считаться с образом жизни египтян, уважать местные обычаи и традиции, а также не допускать оскорбительных высказываний по отношению к их религии, местным жителям и руководителям страны пребывания.
— Не появляйтесь в общественных местах или на улице в нетрезвом виде.
— Не оставляйте детей одних без присмотра на пляже, у бассейна и на водных горках. Для безопасного хождения по скользким дорожкам вокруг бассейна настоятельно просим приобрести резиновую обувь.
— Во время плавания в море постарайтесь ничего не трогать руками. Для удобства хождения по пляжу (особенно на курорте Шарм эль Шейх) используйте специальную обувь. Она продается в большинстве магазинов.
— Не приносите на пляж полотенца или инвентарь из номера без разрешения персонала.
— Не пейте сырую воду и не чистите ею зубы. Для питья рекомендуется использовать минеральную воду, которую можно приобрести в магазинах или в барах отеля.
— Заказывая блюда в ресторане, помните, что незнакомые блюда могут быть непривычны для вас, в то время как в ресторане вы также можете заказать и блюда европейской кухни. Будьте осторожны при выборе продуктов, незнакомая пища может вызвать расстройство желудка и другие проблемы.
— Внимательно следите за своими вещами. К числу мест повышенной опасности относятся рынки. Покидая автобус на остановках, в том числе во время экскурсий, не оставляйте в нем ручную кладь. Ответственность за сохранность ручной клади лежит на туристе. Автомобили советуем оставлять на охраняемых стоянках и парковках отелей и не оставлять в них ценные вещи.
— Документы, наличные деньги и драгоценности лучше хранить в сейфе номера. Если в номере нет сейфа, его можно взять в аренду за небольшую плату у стойки регистрации отеля. Имейте в виду, что отель не несет ответственности за пропажу вещей из номера.
— Во всех туристических районах Египта имеется туристическая полиция. В каждом отеле или государственном учреждении есть номер телефона туристической полиции. Если не можете объясниться по телефону, постарайтесь выяснить, как до них добраться. В отделении полиции вы сможет объяснить свою ситуацию.
— Если вас обманули в отеле, ресторане или магазине, следует сначала заплатить, а затем уже вызывать полицию, которой надо предоставить подписанный чек или счет за покупку товара или услуги.

ТАМОЖЕННЫЕ И АВИАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА В ЕГИПТЕ

АЭРОПОРТ В ХУРГАДЕ

Таможенный устав:

Туристическая виза действительна 4 недели, однако даны ещё 2 недели для выезда из Хургады. Если турист покидает Хургаду позже 6 недель после прибытия, на паспортном контроле потребуют уплатить штраф .
Туристы с дипломатическим паспортом должны получить предварительную визу в посольстве Египта, так как им не разрешается в ъ езжать в страну с обычной туристической визой.
Обладателям паспорта иностранца (серый паспорт) по прибытии необходимо зарегистрироваться в полиции аэропорта (информация о личных данных должна быть предоставлена в Kidy Tour не менее, чем за 5 дней до вылета).

Таможня:
В Египет без пошлины можно ввозить 1 л спиртных напитков и 2 л пива, 200 шт. сигарет или 50 сигар. Видеокамеры, ценности, ювелирные изделия, электронное оборудование необходимо указывать в декларации. Запрещен ввоз наркотиков, лекарств, содержащих большую дозу наркотических веществ и оружия. Ввоз любой валюты в Египет свободный, вывозить не более 5000$ на человека. Запрещен вывоз предметов старины, кораллов и других представителей морской флоры и фауны (даже подобранных на берегу). В случае нарушения данного запрета Вы будете оштрафованы. При выезде из страны можно поменять Египетские фунты на доллары, предъявив обменные квитанции. Во избежание непредвиденной ситуации внимательно изучите изложенные в авиабилете условия и правила перевозки пассажиров и багажа. Не провозите в ручной клади ножи и любые другие острые предметы. Бесплатно провозимый багаж на каждого пассажира эконом класса ограничивается весом макс. 20 кг. Вопросы перевозки специального багажа, детей, животных уточняйте при приобретении тура.
NB! Правила и нормы ввоза/вывоза товаров читайте

Праздники: 1, 7 января, 2, 4 марта, 25 апреля, 1 мая, 1, 18 июня, 23 июля, 9 августа, 6 октября, 23 декабря: кроме того, существует еще несколько религиозных праздников, даты которых меняются, и определяются исламским лунным календарем. Выходной день – пятница.

Полезные телефоны:

Полиция: 122
Скорая помощь: 123

К СВЕДЕНИЮ

В целях обеспечения безопасности Министерство иностранных дел рекомендует избегать любых демонстраций и сборищ. Если вблизи вашего местонахождения проходят демонстрации, оставайтесь в своем отеле или месте остановки. Министерство иностранных дел не рекомендует выезжать за пределы туристических курортов, поскольку участились длительные задержания туристических автобусов со стороны местных жителей. Поэтому поездки между городами могут представлять опасность. Эстонским туристам следует соблюдать распоряжения и рекомендации туроператоров и местных властей.
Мы рекомендуем перед отъездом обязательно зарегистрироваться на странице Министерства иностранных дел, даже в том случае, если Вы пользуетесь услугами туристического бюро.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *