Экзорцист кто это такой

Запрос «Экзорцист» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Эта статья о религиозном ритуале; о кинофильме см.: Изгоняющий дьявола. Святой Франциск Борджиа изгоняет демонов из умирающего, картина Франсиско Гойи

Экзорци́зм (в католической традиции, греч. ἐξορκισμός) — процедура изгнания бесов и других сверхъестественных существ из одержимого с помощью молитв, обрядов определенной религии. Представления об экзорцизме имеют древнюю историю и являются составной частью системы верований во многих религиях и культах.

История

Учение о злых или добрых духах, вселившихся в людей, и как их изгонять существовало в шаманизме задолго до христианства. Однако христиане считают, основываясь на Библии, что первым экзорцистом был Иисус Христос, который излечил многих бесноватых: «Когда же Он пришёл в дом, слепые приступили к Нему. И говорил им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи! Тогда он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам. И открылись глаза их» ( Евангелие от Матфея (9,28-29)). «Тогда привели к Нему бесноватого слепого и немого; и исцелил его, так что слепой и немой стали и видеть и говорить» (Евангелие от Матфея (12,22)).

Также в Евангелии описано, как Иисус излечил сильно одержимого, живущего в гробах, и вылетевшие из того бесы по повелению Иисуса вселились и убили стадо свиней, и власть бесов над людьми прекратилась. Христиане считают, что имея дар от Бога, апостолы, а также многие другие святые тоже могли истинно изгонять нечисть из людей. Экзорцизм показан в таких фильмах как «Одержимая», «Изгоняющий дьявола»,»Обряд» и др.

Экзорцизм включает (включал) в себя

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 12 июля 2012.
  • Выяснение пути, по которому бес попал в человека.
  • Выяснение имени изгоняемого духа.
  • Чтение молитв.
  • Кропление святой водой.
  • Беседу с человеком (в средние века — порку)
  • Изгнание

Очень важным здесь является осознание человеком того, что с ним произошло и какая здесь присутствует ответственность. Примечательным является эти слова из нового завета: «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; 44 тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; 45 тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого». (От Матфея святое благовествование)

Научный подход

Современная медицина продолжает считать одержимость как частный случай психического расстройства. Так называемым одержимым присущи классические симптомы истерии, маниакального синдрома, психоза, синдрома Туретта, эпилепсии, шизофрении или раздвоения личности.

В случае раздвоения личности 29 % опрошенных «альтер эго» считало себя «демонами». Кроме того, существует форма мономании (разновидность паранойи), которая называется демономания или демонопатия, в которой пациент верит, что он одержим одним или несколькими демонами.

Встречающееся исцеление через экзорцизм ученые связывают с эффектом плацебо и самовнушением. Некоторые люди, которые считали себя «одержимыми», в действительности страдали нарциссизмом или низкой самооценкой и действовали как «одержимые демоном», чтобы привлечь к себе внимание.

В современном православии

В православной церкви практика очиcтки (экзорцизма) до последних времен была крайне редкой и экзотичной. Профессор Московской духовной академии Алексей Осипов замечает, что экзорцизм действительно имел место среди первых христиан в века чрезвычайных дарований, однако в последние два-три десятилетия замечен взлет его популярности. Осипов прямо увязывает этот феномен с «прелестью, то есть высоким мнением о себе, невидением своего духовного убожества».

Православная Церковь, по словам Осипова, всегда следовала словам Спасителя: «сей род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17, 21), то есть строгой подвижнической жизнью.

Появление в последние 200—300 лет в Православной церкви традиции отчитки как специального чина Осипов связывает с изданием так называемого «Большого требника» Петра (Могилы) в XVII в. и усматривает в этом следствие католического влияния, имевшего место в киевской духовной школе тех времен.

Некоторые православные миряне и священнослужители тоже поддаются желанию лишь физически исцелять людей, не имея прямого извещения от Бога. «Cлужба», называемая отчиткой или чином над страждущими от духов нечистых, состоит из чтения псалмов, канонов, молитв, Священного Писания, описанная в некоторых Требниках, и которую надлежит совершать с благословения епископа (правящего архиерея). Участники таких «служб», обычно не видя даже фальсифицированного изгнания, всё равно полагают, что чин изгнания положительно сказывается на состоянии отчитываемого. В Русской Православной церкви постоянно высказываются за прекращение практики чина изгнания бесов, приводятся доводы, что, не подвергаясь опасности, проводить изгнание бесов могут только святые.

В настоящее время наиболее известным последователем экзорцизма в православии является архимандрит Герман из Свято-Сергиевой Лавры (г. Сергиев Посад). Такой чин именуется «отчиткой».

  • 2012 — Одержимая
  • 2011 — Время Ведьм
  • 2011 — Обряд
  • 2011 — Астрал
  • 2010 — Последнее изгнание дьявола
  • 2009 — Затащи меня в Ад
  • 2009 — Нерождённый
  • 2008 — Зеркала
  • 2006 — Остров
  • 2006 — Реквием
  • 2006 — Экзорцизм
  • 2005 — Константин: Повелитель тьмы
  • 2005 — Шесть демонов Эмили Роуз
  • 2002 — Дикий мессия
  • 2001 — Очень страшное кино 2
  • 2000 — Одержимый дьяволом
  • 1999 — Стигматы
  • 1990 — Я купил мотоцикл-вампир
  • 1973 — Изгоняющий дьявола
  • Американская история ужасов 2012
  • C.S.I.: Место Преступления (сезон 8, серия 3) 2000-настоящее время
  • Сверхъестественное 2005—2012
  • Rizzoli&Isles (сезон 1, серия 3) 2010
  • Прокурорская проверка 2011
  • Гриффины (сезон 5,серия 15)

Манги

  • Серый человек 2006-2008
  • Синий Экзорцист 2011-настоящее время

В фильме «Шесть демонов Эмили Роуз» показан опыт изгнания бесов, закончившийся летальным исходом. Фильм основан на реальных событиях (имена главных героев и место событий в фильме изменены). В 1976 году сеанс изгнания дьявола из молодой девушки закончился её смертью. Священнику-экзорцисту, проводившему обряд, было предъявлено обвинение в убийстве, хотя процесс официально был инициирован католической церковью. Cвященник изучает историю появлений на земле демона, погубившего девушку, и пытается доказать в суде факт существования сверхъестественных сил и их способность вмешиваться в жизнь людей.

Ga-Rei: Zero

Изгнание диббука показано в фильме ужасов «Нерожденный».

В фильме «Остров» близко к повествованиям о жизни святых показано, как на самом деле могло бы происходить изгнание беса.

У писателя Павла Корнева есть серия книг под названием «Экзорцист» («Проклятый Металл» и «Жнец»)

  • Осипов А. И. «Путь разума в поисках истины». Глава: Экзорцизм.
  • Яценко Н. Е. «Толковый словарь обществоведческих терминов» СПб., 1999 г.
  • А. Е. Махов. Экзорсизм // Махов А. Е. HOSTIS ANTIQUUS: Категории и образы средневековой христианской демонологии. Опыт словаря. — М.: Intrada, 2006, с. 367—374.

> Ссылки

  • Экзорцизм и экзорцист

См. также

  • Экзерсис

В Викисловаре есть статья «экзорцизм»(10 голосов: 4.6 из 5)

«Господь дотоле хранит душу твою, доколе ты хранишь язык твой».
Антоний Великий (из книги «Отечник» св. Игнатия Брянчанинова)

А.И. Осипов, профессор Московской Духовной Академии

Магизм как состояние сознания возможен всюду. Яркий пример его в христианской практике – крещение, причащение, венчание или монашеский постриг по принуждению или по чисто житейским побуждениям (например, чтобы не болеть и т.п.), а не по вере, как об этом говорит Господь (Мк. 16:16).

Выражением того же магического сознания является распространяющееся в последние десятилетия так называемое отчитывание (экзорцизм). Занимаются им отдельные священники, не имеющие на то (например, в Московской епархии) благословения епископа, без которого иерей в принципе не имеет права совершать ни одного священнодействия. (Ссылки заклинателей на разрешение духовника являются не более как попыткой самооправдания, поскольку в любом случае требуется благословение епископа, без которого любое священнодействие и тем более отчитывание превращается в деяние антиканоническое, губительно действующее и на заклинателя, и на больного.) Лаодикийский собор (364) постановил: «Не произведенным от епископов не должно заклинати ни в церквах, ни в домах…» (пр. 26). Это красноречиво свидетельствует как о том, насколько нецерковный характер имеет новая практика, так и о духовном состоянии отчитывающих. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин очень определенно говорит о последнем: «А кто желает повелевать нечистыми духами, или чудесно подавать здравие болящим, или являть перед народом какое-либо из дивных знамений, тот хотя призывает имя Христово, но бывает чужд Христа, поелику, надменный гордостью, не следует Учителю смирения… Посему-то отцы наши никогда не называли тех монахов добрыми и свободными от заразы тщеславия, которые хотели слыть заклинателями…»

Экзорцизм имел место в Древней Церкви в силу особых дарований, ниспосылаемых ей в тот период, но был прекращен. «Постановления апостольские» (III в.) уже запрещают поставлять экзорцистов, мотивируя это тем, что «славный подвиг заклинания есть дело добровольного благорасположения и благодати Божией через Христа, нaитиeм Святого Духа, потому что получивший дарование исцелений показуется через откровения от Бога и благодать, которая в нем, явна бывает всем». В V в. экзорцисты уже не упоминаются. Специальный же чин отчитывания в требнике митрополита Петра Могилы (XVII в.) католического происхождения, и в Русской Церкви он не получил никакого практического признания. Ни один из русских святых не отчитывал, и именно потому, что был свят, то есть имел дар Святого Духа, которым и совершал исцеления.

Православная Церковь всегда следовала словам Спасителя, что «сей род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17:21), то есть правильной подвижнической жизнью, благодаря которой христианин по мере смирения достигает бесстрастия и получает от Бога дар побеждения злых духов. Только достигший бесстрастия способен без вреда для больных и для себя вступить в открытую борьбу с духами тьмы. Однако таковых и в древности были единицы, а о настоящем времени и говорить не приходится. Поэтому священник, даже самый благочестивый, но дерзающий сам с помощью особых молитв и священнодействий («ех opere operate») изгонять (отчитывать) злых духов «Иисусом. Которого Павел проповедуют» (Деян. 19:13), рискует не только себя подвергнуть тому поруганию от них, о котором промыслительно повествует книга Деяний апостольских, но ввергнуть и бесноватого в еще большие болезни и страдания. Не имея дара Святого Духа. нельзя создавать видимость действия Его дара. Святитель Игнатий с горечью восклицал о подобных попытках: «Душепагубное актерство и печальнейшая комедия – старцы, которые принимают на себя роль древних святых Старцев, не имея их духовных дарований».

Бесов могли изгонять только святые, и не из всех подряд, а лишь из тех, на которых указывал им Сам Господь. При этом святые исцеляли «просто» молитвой, большей частью внутренней, невидимой для других, реже – внешней (см., например молитвы святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста), совершая таинства Покаяния, Соборования, Евхаристии, но без какого-либо специального заклинательного чинопоследования, поскольку таковой уже совершается над всеми верующими перед таинством Крещения и является освящением их акта сознательного отречения от сатаны и всех дел его.

Господь запрещал говорить бесноватым, и святые отцы категорически запрещали слушать их и входить в какой-либо контакт с говорящими духами, теперь же во время отчитывания бесы получают полную свободу «проповедовать», вводить присутствующих в заблуждение, заражать их своим духом лукавства, гордыни, плотских страстей и т.п. Нередко при этом ведется телесъемка, которая распространяет бесовскую ложь на еще более широкий круг людей.

Вот несколько высказываний святых отцов по данному вопросу.

В послании под именем святителя Климента Римского «О девстве» аскетам предписывается «…посещать одержимых злыми духами и творить над ними молитвы. Постом и молитвою пусть заклинают, не словами красными, отборными и изысканными, но как мужи, от Бога получившие дар врачевания».

«Он (авва Питирион) много беседовал с нами и с особенною силою рассуждал о различении духов, говоря, что некоторые бесы наблюдают за нашими страстями и часто обращают оные ко злу. Итак, чада, говорил он нам, кто хочет изгонять бесов, тот должен сперва поработить страсти: ибо какую страсть кто победит, такого беса и изгонит. Мало-помалу должно вам поработить страсти, чтобы изгнать демонов этих страстей».

У преподобного Иоанна Кассиана Римлянина в беседах «О Божественных дарованиях» находим следующее: «Человек, преданный явным порокам, может иногда производить удивительные действия и потому почитаться святым и рабом Божиим… и сам тот, кто уверен в себе, что обладает даром исцелений, надменный гордостью сердца, испытывает тягчайшее падение. От сего происходит то, что демоны, с воплем именуя людей, не имеющих никаких свойств святости и никаких духовных плодов, показывают вид, будто их святость жжет их и они принуждены бежать от одержимых ими».

Преподобный Варсануфий Великий: «Нехорошо с усилием молиться о том, чтобы получить исцеление, не зная, что тебе полезно». Он же: «Противоречить дьяволу прилично не всем, но только сильным о Боге, которым повинуются бесы; если же кто из несильных будет противоречить, бесы ругаются над ним, что, находясь в их власти, он им же противоречит. Также и запрещать им – дело мужей великих, имеющих над ними власть. Многие ли из Святых запрещали дьяволу, подобно Михаилу Архангелу, который сделал сие, потому что имел власть? Нам же, немощным, остается только прибегать к имени Иисусову».

Преподобный Иоанн Пророк на просьбу помолиться о бесноватом: «Пусть он и сам постится и молится, сколько может, тогда и молящие за него будут услышаны, ибо «много может молитва праведного споспешествуема» (Иак. 5:16), и Господь сказал: «Сей же род не исходит, токмо молитвою и постом» (Мф. 17:21)».

Преподобный Исаак Сирин о прекословии бесам: » Ибо ты выходишь учить тех, кому уже шесть тысяч лет. А это (твое дерзкое прекословие) служит для них оружием, которым возмогут они поразить тебя, несмотря на всю твою мудрость и на все твое благоразумие».

Блаженный Феофилакт Болгарский: «Освободившиеся от бесов еще хуже становятся впоследствии, если не исправляются».

Святитель Игнатий (Брянчанинов): «Никаких заклинательных молитв не нужно: они прочитаны над каждой из вас при святом Крещении. Нужно предаться воле Божией и признать себя достойным всякого человеческого и бесовского наведения: тогда страхование пройдет само собой…»

«Поминайте в молитвах Ваших болящую Д., которая предана судьбами Божиими сатане, да дух ее спасется… В духовном отношении такое наказание Божие отнюдь не служит худым свидетельством о человеке: такому преданию сатане подвергались многие великие угодники Божии… Гораздо маловажнее беснование, нежели принятие какого-либо вражеского помысла, могущего навеки погубить душу».

Приведенные высказывания святых красноречиво свидетельствуют об их отношении к столь серьезному для нашего народа вопросу целительства бесноватых.

Отчитывание есть явление того же духовного порядка, что и широко распространившиеся в настоящее время по всему инославному Западу так называемое пятидесятничество, харизматизм, движение «нового века», а в секулярной среде – так называемая экстрасенсорика. Все это калечит и души, и тела людей.

Магическое восприятие культа является одной из главных причин вырождений христианской религии, ее искажений, причиной роста язычества, особенно атеизма, оккультизма и сатанизма.

Величайшее искушение для человека – «сорвать тайны бытия» (Бога, человека, природы) и самому стать «как Бог», неподвластным Богу, более того, попытаться подчинить себе и Самого Бога. Магия и есть безумная попытка реализации такой идеи – своего рода психологическая революция человека против Бога.

По Священному Писанию, последним шагом развития язычества должно быть явление властителя всего мира – антихриста, «человека греха», «беззаконника» (2Фес. 2; 3, 8) в высшем и исключительном значении этого слова, «так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» (2Фес. 2:4) и творя лжечудеса с помощью магии и других средств.

***

1. Преп. Иоанн Кассиан Римлянин. Писания. М., 1892. С. 445.
2. Подробнее об этом: Успенский Н.Д. Византийская литургия//Богословские труды. Сб. 21. С. 31.
3. Григорий Синаит (XIV в.), пишет св. Игнатий Брянчанинов, «решился сказать, что в его время вовсе нет благодатных мужей, так сделались они редки… Тем более в наше время делателю молитвы необходимо наблюдать величайшую осторожность. Богодухновенных наставников нет у нас!» (Еп. Игнатий (Брянчанинов). Сочинения. СПб.. 1905. Т 1. С. 274).
4. Там же. С. 72.
5. Примеров этого можно было бы привести множество. Один из них см. в Житии преп. иеросхимонаха Илариона Оптинского (Изд. Введенской Оптиной пустыни, 1993. С. 190).
6. Лавсаик. М., 1992. С. 126-127.
7. Преп. Иоанн Кассиан Римлянин. Указ. соч. С. 440.
8. Прп. отцев Варсануфия Великого и Иоанна руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников. Дивеево, 1994. С. 263. Вопрос 381.
9. Там же. С. 223. Вопрос 301.
10. Там же. С. 416. Вопрос 673.
11. Преп. Исаак Сирин. Слова подвижнические. М., 1993. С. 137. Слово 30.
12. Блаж. Феофилакт Болгарский. Толкование на Мф. 12, 43-45.
13. Свят. Игнатий (Брянчанинов). Собрание писем. М., 1995. С. 217-218.

Статья напечатана в журнале «Православная беседа» № 1, 2000 год.

У этого термина существуют и другие значения, см. Изгоняющий дьявола (фильм). Файл:San Francisco de Borja y el moribundo impenitente.jpg

Эта статья должна быть полностью переписана.На странице обсуждения могут быть пояснения.

Экзорцизм (в католической традиции греч. ἐξορκισμός) — изгнание бесов из одержимого человека с помощью молитвы или наложением рук святого.

История Править

Учение о злых духах, вселившихся в людей, и как их изгонять, существовало в шаманизме задолго до христианства. Однако, христиане считают, что первым был Иисус Христос, который излечил многих бесноватых:

Когда же Он пришёл в дом, слепые приступили к Нему. И говорил им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи! Тогда он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам. И открылись глаза их. Евангелие от Луки (9,27).

Тогда привели к Нему бесноватого слепого и немого; и исцелил его, так что слепой и немой стал говорить и видеть. Евангелие от Матфея (12,22)

Также Иисус излечил сильного одержимого, живущего в гробах, и вылетевшие бесы по повелению Иисуса вселились и убили стадо свиней, и власть бесов над людьми прекратилась. Христиане считают, что после помазания Святым духом апостолов и они смогли изгонять нечисть из людей силой любви к Богу и верой в святость Иисуса.

Современность Править

Современная медицина рассматривает одержимость как частный случай психического расстройства. Так называемым одержимым присущи классические симптомы истерии, маниакального синдрома, Психоза, синдрома Туретта, эпилепсии, шизофрении или раздвоения личности.

В случае раздвоения личности 29 % опрошенных «альтер эго» считало себя «демонами». Кроме того, существует форма мономании (разновидность паранойи), которая называется демономания или демонопатия, в которой пациент верит, что он одержим одним или несколькими демонами.

Встречающееся исцеление через экзорцизм ученые связывают с эффектом плацебо и самовнушением. Некоторые люди, которые считали себя «одержимыми», в действительности страдали Нарциссизмом или низкой самооценкой и действовали как «одержимые демоном», чтобы привлечь к себе внимание.

Во многих христианских храмах до сих пор проводят обряды экзорцизма. В Русской Православной Церкви существует служба, называемая отчиткой или чином над страждущими от духов нечистых, состоящая из чтения псалмов, канонов, молитв, Священного Писания, описанной в Требнике, и которую надлежит совершать с благословения епископа (правящего архиерея). Верующие и священнослужители полагают, что чин изгнания положительно сказывается на состоянии отчитываемого. В Русской православной церкви сложились различные мнения о чине изгнания бесов. Некоторыми богословами утверждается, что, не подвергаясь опасности, проводить изгнание бесов могут только святые.

Обряд проводится специально подготовленным священником-экзорцистом. При этом считается, что бесы выходят из человека, говоря нечеловеческими голосами, сотрясают одержимых, заставляя их совершать странные телодвижения.

В настоящее время католическая церковь готовит экзорцистов в университете Athenaeum Pontificium Regina Apostolorum.

Экзорцизм включает (включал) в себя Править

  • Выяснение пути, по которому бес попал в человека.
  • Выяснение имени изгоняемого духа.
  • Чтение молитв.
  • Кропление святой водой.

Традиции экзорцизма в православии не было и нет, хотя экзорцизм практиковал некий игумен из Свято-Сергиевой Лавры (г. Сергиев Посад), называя это «отчиткой» . Его деятельность несколько раз подвергалась осуждению и запретам Патриархом как в высшей степени сомнительная. Тем не менее, игумен ведет себя так, будто неодобрения священноначалия его не касаются. Есть сообщения, что сейчас по его стопам пошли и другие любители православной экстрасенсорики и харизматики .

Экзорцизм также известен в Исламе под названием изгнание джинна. http://www.youtube.com/watch?v=x8smXycFmaI (обряд практически одинаков)

Жизнь после изгнания Править

Чтобы человек не заболел вновь, он должен изменить свой образ жизни в лучшую сторону — принять правильное с точки зрения экзорциста вероисповедание и отказаться от дурных привычек.

Экзорцизм в кино Править

  • Экзорцизм (фильм)
  • «Изгоняющий дьявола»,
  • «Константин»,
  • «Стигматы»,
  • «Нерожденный»,
  • «Остров».
  • «Дикий мессия» 2002 г.
  • сериал «Сверхъестественное (телесериал)» 2005-2009 г.

В фильме «Шесть демонов Эмили Роуз» показан опыт изгнания бесов, закончившийся летальным исходом. Фильм основан на реальных событиях. В 1976 году сеанс изгнания дьявола из молодой девушки закончился её смертью. Священнику-экзорцисту, проводившему обряд, было предъявлено обвинение в убийстве, хотя процесс официально был инициирован католической церковью. В поиске справедливости священник изучает историю появлений на земле демона, погубившего девушку, и пытается доказать в суде факт существования потусторонних сил и их способность вмешиваться в жизнь людей. В фильме изменены имена главных героев и место событий.

D.Gray-Man .2006-2008 г.Аниме,снятой по одноименной манге Хошино Катцуры о приключениях юного экзорциста Аллена Волкера и его товарищей.

> См. также Править

  • Экзерсис

> Ссылки Править

Экзорцизм и экзорцист

Примечания Править

В Викисловаре есть статья «экзорцизм» az:Ekzorsizm

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *