Епархия марий эл

25 лет назад, в день празднования иконы Пресвятой Богородицы «Троеручица», была образована Йошкар-Олинская и Марийская епархия. В день юбилея в кафедральном соборе Благовещения Пресвятой Богородицы прошло торжественное богослужение.
Знаменательное событие в истории Марийского края – образование Йошкар-Олинской и Марийской епархии – произошло в 1993 году 25 июля в церкви Рождества Пресвятой Богородицы села Семеновка. Архимандрит Иоанн (Тимофеев), секретарь епархиального управления Казанской и Марийской епархии, согласно определению Священного Синода, был рукоположен во епископа Йошкар-Олинского и Марийского. Чин хиротонии возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
И вот епархия уже празднует свое 25-летие. На сегодня в епархии 98 действующих храмов, 33 часовни, 2 монастыря, 112 священнослужителей – 94 священника и 18 диаконов. Десятки реставрируемых и вновь возводимых церквей, многочисленные часовни и освященные источники. Йошкар-Олу украсили новые площади: Пресвятой Богородицы, что на правом берегу реки Кокшаги у Благовещенского кафедрального собора, и, напротив, со стороны Сомбатхея – Патриаршая площадь с памятником Святейшему Патриарху Алексию II, по благословению которого и была образована наша епархия.
Сегодня праздничное богослужение возглавили митрополит Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн, епископ Альметьевский и Бугульминский Мефодий, епископ Яранский и Лузский Паисий, епископ Волжский и Сернурский Феофан. Накануне вечером было совершено всенощное бдение.
За Литургией архипастырям сослужили секретарь Епархиального управления иеромонах Серафим (Пасанаев), ключарь кафедрального собора Благовещения Пресвятой Богородицы протоиерей Сергий Поглазов, благочинные округов Йошкар-Олинской епархии, руководители епархиальных отделов и гости из других епархий.
В организации торжественных богослужений оказывали помощь православные добровольцы Марий Эл.
Песнопения Литургии исполнял архиерейский детско-юношеский хор «Благовест» под управлением Татьяны Черновой.
Владыка поздравил всех присутствующих с праздником, поблагодарил за общую молитву и преподнес в подарок архипастырям иконы Пресвятой Богородицы «Мироносицкая». Обращаясь к собравшимся он отметил: «Уважаемые архипастыри, дорогие братья и сестры, я еще и еще раз благодарю Бога, который сподобил меня с вами участвовать в великом делании Христовом. Дай Бог всем вам многая и блага лета. С праздником!».
Владыку Иоанна поздравили архипастыри и преподнесли памятные подарки. В своем поздравительном слове епископ Яранский и Лузский Паисий отметил: «Ваше Высокопреосвященство, дорогой владыка Иоанн, от имени Яранской епархии и вятской земли мы поздравляем Вас с 25-летием епископской хиротонии и основания Йошкар-Олинской и Марийской епархии. Марийская епархия была основана в тяжелое для страны время, когда все разваливалось и было полное непонимание, что происходит. Но епархия была основана и плоды Вашей деятельности видны. Если в Йошкар-Оле не было ни одного храма, то сейчас видим, что вся столица, весь ваш кафедральный город украшен храмами и по всей республике открыты храмы и монастыри. Вы имеете огромный авторитет среди епископата, видна роль Вашей личности в истории. И на вятской земле Вас свято чтут и молятся за Вас.
Мы Вам желаем многая и благая лета! Вы сегодня празднуете ровно половину своего юбилея и дай Бог, чтобы нам так же через 25 лет собраться и Вас уже поздравить с полным настоящим юбилеем!»
По материалам официального сайта Йошкар-Олинской епархии

Поклонная гора — священная гора марийцев в Марий Эл

Своим богам — солнцу, воде, ветру здешние люди испокон веков молились на мольбищах-кереметях в священных рощах Кюсото.
Адам Олеарий, известный немецкий путешественник и ученый 17 века, автор сочинений о Московии пытался уговорить одного черемисина, что неправильно чтить скот и другие твари как бога, на что получал ответ: “Что же такое представляют собой другие боги, вешаемые на стенку? Ведь в них нет ничего, кроме дерева и краски; гораздо лучше и разумнее обожать солнце и то, что имеет жизнь”.

Причины живучести марийского язычества — природно-географическая лесная среда обитания, натурально-патриархальный уклад жизни, сельская община. Но еще — периодически проводившиеся языческие моления (семейные, деревенские, общинные, родственные, всеобщие), важнейшее средство поддержания этнического сознания марийской общности.
К особо почитаемым местам стекались язычники из десятков сел, уездов, губерний. Грандиозные были моления. Обычно поводом для них (проводившихся раз в 4 года, как съезд) было “видение во сне”, ниспосланное жрецу-карту. Выполняя волю богов, он предписывал моление всем марийским народам в Священной роще, именуемой Всемирной.

Во время такого всемирного моления жрецы обращались к собратьям не с обычным самоназванием народа “мари”, а с только здесь употреблявшимся “калык шамыч”, что означает — марийский народ как единая семья. Марийское язычество имело колоссальное значение в поддержании этнического самосознания марийской общности, не имевшей никакой общенародной организации, помимо религиозной.
Мы проезжаем глиняный обрыв, потом маленькую деревушку Подгорье, добираемся до реки Монча и сворачиваем в деревни, которых сейчас нет, она называлась Высокое поле, Край дождя. Длинная сельская улица, по обе стороны — аккуратные дома с резными ставнями. Несколько бабушек маленького роста стоят на улице, разговаривают по-марийски между собой. Спрашиваем на счет мольбища, где оно? Там, показывает женщина, видите, возвышается лес? Ходите туда? Ходим. Там источник есть.

Просим проводить. Бабушки заходят в дом и выводят провожатого, Николая Никифоровича. Маленький мужичок быстро ведет нас к Священной роще.
Мы поднимаемся в гору, именуемую Поклонной. От крутого подъема перехватывает дыхание. По деревянной лестнице, по горной тропинке. Огромные, в человеческий рост, муравейники. Пришли. Пахнет дымом костра, догорает огонь. Недавно тут были люди. В золе — кости жертвенной птицы. На крючках приготовляют еду, съедают мясо, а кости оставляют.
Роща выглядит необыкновенно — она вся в рубашках, платьях, ботинках.По марийским преданиям, дерево — место падения души. Душа человека уходит в землю, падает, и на этом месте рождается дерево. Считается, что деревья дают силу. Если у человека что-то болит, он снимает одежду и оставляет в роще. И если исцеляется, то на следующий год приходит с данью — уткой или гусем. Языческая традиция сохранялась даже при советской власти, побаивались, говорит наш провожатый Николай Никифорович, но ходили потихоньку.

Мы дошли до источника и утолили жажду. Говорят, помогают и вода, и место. Наш провожатый родился тут. С детства ходил в рощу с мамой. Выйдя из рощи, снял шапку, поклонился и перекрестился. Роща как церковь. И при этом жертвенные гуси и утки.
Молельная роща (и Поклонная гора в частности) — это и духовное воспитание, и образование, что-то вроде класса, где рождается интерес, считает Антон.

См. также:

→ Священная гора Чумбылат
На высоком берегу реки Немда возвышался камень высотой в 8 м, толщиной в 27 м, напоминающий человека. По преданию, на этом месте был захоронен марийский князь.

geocaching.su

На востоке Марийского края стоит высокая гора. На ее вершине спрятаны каменоломни, а из склона, по легенде, бьет «пьяный ключ».

Над всей округой

Чукшинская гора находится в Моркинском районе на протянувшемся через Марийский край с севера на юг Вятском увале. Всего в 15 километрах находится районный центр – село Морки. От Йошкар-Олы гора находится в 120 км. Дорога до горы не сложная – по асфальтированной трассе до Марков и далее. Свернуть на проселок придется лишь к одноименной деревне Чукша, а дальше вверх по склону идет грунтовая дорога.

На вершине горы находится каменный карьер, поэтому дорога рассчитана на грузовики и городским автомобилям на ней может быть худо. Но тем, кто осилит путь, откроется удивительный вид почти на всю округу.

geo.web.ru

Опытные туристы уверяют, что с Чукши можно увидеть долину реки Илети, все окрестности и множество местных деревень. Необычайно красивый вид объяснить несложно, Чукша – самая высокая точка республики. Ее вершина располагается на высоте 278 метров, а небольшая пожарная будка добавляет до круглой цифры необходимую пару метров.

На вершине Чукши находится большой каменный карьер. В нем уже многие годы добывают камень, который потом дробят на щебень. Вид каменоломни настолько необычен и непривычен для Марий Эл, что в сети появилось множество домыслов и слухов о марийских «мегалитах» и даже «пирамидах». Но ученые подтверждать сенсационные открытия любителей не спешат. Поэтому, говорить о древних каменотесах в марийском крае не приходится.

Пьяный ключ под высокой горой

Есть у Чукши и другая легенда, еще более невероятная и притягательная. Среди туристов существует поверье, что из склона горы бьет «пьяный ключ», вода из которого то ли опьяняет, то ли усиливает опьянение. Проверить способности чудодейственного источника приезжают целые экспедиции. Но пока научных доказательств легенды энтузиасты не нашли. Хотя некоторые из туристов утверждают, что испытали эффект «пьяного ключа» на себе.

Есть у названия источника более прозаичные и правдоподобные объяснения. По одной из версий, ключ сбегает по склону по извилистому руслу, виляя из стороны в сторону словно пьяный. По другой версии, спрятанный в лесах источник в былые времена использовали местные самогонщики. Скрываясь от властей, они уходили в глухие леса под горой Чукша, чтобы варить свои «зелья» на чистой ключевой воде. Отсюда и название.

Но какова бы ни была причина странного названия, вода в «пьяном ключе» действительно необычная – непривычно холодная, очень вкусная.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *