Епископ анадырский и чукотский диомид

В том же обращении руководство Московской Патриархии упрекалось в «духовном соглашательстве, подчиняющем церковную власть мирской, зачастую богоборческой», отсутствии «обличения антинародной политики существующей власти, приводящей к распаду государства, демографическому кризису и другим негативным последствиям». Автор послания также критиковал руководство Русской православной церкви за «призыв к голосованию за определенных политических лидеров, вопреки церковным канонам и в нарушение соборной клятвы 1613 года».

Кроме того, по мнению автора документа, проведение межрелигиозного саммита с обращением к лидерам «большой восьмерки» является признанием их власти, а сама «большая восьмерка» является «органом мирового масонского правительства, подготавливает приход единого мирового лидера, т.е. антихриста. Поэтому всякое сотрудничество с ними духовно опасно».

В послании выражалось несогласие с мыслью о единстве нравственных ценностей у православия, иудаизма, мусульманства и католицизма: «Мы не можем иметь единые нравственные ценности с современными иудаизмом и его моральным кодексом талмуда по которому все люди кроме евреев — «гои». Мы так же не можем иметь единые нравственные ценности с мусульманством, допускающим, например, многоженство. Мы не можем иметь единые нравственные ценности с католицизмом и его моралью ордена иезуитов».

В обращении также выражалась озабоченность «попранием принципа соборности в связи с долгим отсутствием созыва Поместного Собора и передачи важнейших его функций Собору архиерейскому» ‑ то есть тем фактом, что церковная жизнь регламентируется архиереями, а в перерывах между соборами (которые происходят раз в четыре-пять лет) все вопросы решает узкий круг членов Священного Синода. Отдельного осуждения заслужил и факт «оправдания и благословения персональной идентификации граждан при ошибочном утверждении, что принятие внешних знаков и символов, навязываемых новым временем, не может повредить душе без ее сознательного отречения от Бога».

Руководство Московского Патриархата выступило с критикой в адрес авторов письма, расценив его как попытку помешать воссоединению Русской православной церкви. Сам архиерей Чукотки в беседе с корреспондентом «Интерфакс‑Религия» заявил, что представители чукотского духовенства не подписывали данный документ. «Это очередная провокация. Это не клирики моей епархии».

Открывшийся 24 июня 2008 года Архиерейский Собор намерен дать оценку этому и другим подобным публичным обращениям с критикой священноначалия Русской православной церкви за диалог с государством и другими религиями и конфессиями, которые в течение последних полутора лет распространялись в ряде СМИ от имени епископа Диомида.

Сам епископ Анадырский и Чукотский на Архиерейский Собор не приехал. По словам митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, епископ Диомид сослался на недомогание.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Все справки>>

Представители Московского патриархата сравнивают Чукотского епископа с попом Гапоном и Геростратом, а предлагаемую им идеологию — с винегретом

Москва. 10 июля. ИНТЕРФАКС — Чукотский епископ Диомид является инструментом в руках неких сил, пытающихся создать в России альтернативу Русской православной церкви, считает представитель Московского патриархата при европейских организациях епископ Венский и Австрийский Иларион.

«Просто мы имеем дело с каким-то проектом, который кем-то раскручивается. И владыка Диомид используется как личность, с которой этот проект мог бы ассоциироваться. Собственно, цель проекта — создать очередную альтернативу Русской православной церкви с каким-нибудь похожим названием», — заявил владыка Иларион в четверг на пресс- конференции в «Интерфаксе».

Однако уже существующие структуры такого рода, по его словам, слишком «маргинальны и малочисленны» и создают впечатление «виртуальных церквей», чьи епископы «носят титулы и панагии», но неизвестно, есть ли у них паства.

Владыка Иларион сравнил епископа Диомида с «попом Гапоном, который пытается вокруг себя сплотить народ, вдохновив его идеями борьбы неизвестно с чем и неизвестно за что».

«Весь тот винегрет, который он предлагает нам в качестве идеологии, то есть борьба с так называемой ересью экуменизма, верность соборным клятвам 1613 года, отказ от мобильных телефонов и тому подобное — едва ли кто-то из нормальных людей может в полном объеме воспринять все эти бредовые идеи», — считает представитель Московского патриархата.

В то же время он выразил надежду, что чукотский архиерей еще раскается в своих действиях в течение нескольких дней, оставшихся до заседания Священного Синода, который рассмотрит эту ситуацию. В случае отказа епископа Диомида признать свою неправоту решение Архиерейского Собора о лишении его сана вступит в силу, напомнил владыка Иларион.

«Епископ Диомид, конечно, не согласится с таким решением, скажет, что «Церковь — это не они, это я». Уже сейчас Архиерейский Собор он называет «волчьим собором». Потом он может присвоить себе какой-либо титул, объявить себя патриархом всея Руси, экзархом Нидерландов или митрополитом Ирландским. Все это в истории уже бывало, к сожалению», — отметил епископ Иларион.

Русской православной церкви, по словам ее представителя, очень важно внятно разъяснять свою позицию по ситуациям подобного рода. Сегодня, однако, многие священнослужители не решаются вступать в открытую полемику со своими оппонентами, зная, что те «обязательно обольют грязью каждого, кто на них будет покушаться».

«Всякий раз, когда меня просят прокомментировать какие-то действия епископа Диомида, я знаю, что в качестве ответного удара на каком-нибудь гаденьком портале появится какая-нибудь гаденькая статья. Такова реальность сегодняшней жизни — каждый может сказать что угодно, доказательств не требуется», — заявил владыка Иларион.

В свою очередь глава Издательского совета Московского патриархата протоиерей Владимир Силовьев на той же пресс-конференции сравнил епископа Диомида с Геростратом — греком, который ради увековечения собственного имени сжег храм Артемиды Эфесской, одно из чудес света.

«Достаточно заявить, что патриарх — еретик, потому что он поклонился величайшей христианской святыне в Нотр-Даме Терновому венцу (Христа — ИФ), чтобы о тебе заговорили. Такой геростратов подвиг очень показателен, когда о нем так много говорит российская пресса», — заявил отец Владимир.

Тем самым он напомнил про одно из открытых писем епископа Диомида, в котором тот раскритиковал патриарха Московского и всея Руси Алексия II за молебен перед Терновым венцом Спасителя, хранящемся в соборе Парижской Богоматери.

Отец Владимир выразил сожаление в связи с тем, что СМИ сегодня практически не уделяют внимания жизни монастырей, христианскому подвигу, подвижническим усилиям многих людей, их восстанавливающих. Между тем, по его словам, «достаточно было маленькой группе зарыться в землю в Пензенской губернии, чтобы о них заговорила вся страна».

Он также подчеркнул, что епископа Диомида в свое время отправляли в Чукотскую епархию, одну из самых новых и самых маленьких епархий Русской православной церкви, «для подвижничества, для труда и молитвы».

«Но, как мы знаем, большой труд — это всегда огромная, сложная задача, а молитва — это вообще самое трудное дело в мире. Гораздо проще отказаться и от первого, и от второго и заявить что-нибудь очень странное, как это и сделал владыка Диомид», — отметил отец Владимир.

В результате, по его словам, из чукотского архиерея и получился не подвижник, а «раскольник, внимание к которому приковано со стороны всех медиа-средств».

/Интерфакс/

Епископ Диомид: Я писал свое обращение для книги, а не для прессы

В четверг в российской прессе было опубликовано обращение епископа Анадырского и Чукотского Диомида «ко всем верным во Христе чадам Православной Церкви». Несмотря на то, что обращение, как оказалось, не предназначалось для широкого круга читателей, оно быстро вызвало различную реакцию в обществе и в руководстве РПЦ. В частности, представители Русской Православной Церкви склонны видеть в обращении «протестные настроения, которые имеют место в крайне радикальной части Русской Зарубежной Церкви». Хотя не совсем понятно, причем здесь РЗЦ, когда в обращении о ней – ни слова. Более того — автор обращения сам высказывается за объединение.
О том, кому предназначалось обращение, о критике, об объединении церквей, об угрозах глобализма и роли светской власти в жизни церкви, о православных на Чукотке и сектах в эксклюзивном интервью Накануне.RU рассказал епископ Анадырский и Чукотский Диомид.
Вопрос: Почему Вы решили опубликовать обращение именно сейчас?
Епископ Диомид: Это обращение не планировалось для широкого круга людей, просто один клирик в моей епархии издает книгу против глобализма, и я хотел как приложение это обращение туда вложить, чтобы кто-то прочитал и, может быть, отозвался. А сейчас получилось так, что они, перед тем как опубликовать книгу взяли и это обращение везде распечатали и развесили.

Я даже и не знал, что оно будет опубликовано в таком широком масштабе. Я там высказывал свое частное мнение, вот и все. Так получилось, что обращение было опубликовано именно сейчас.

Мы же действительно знаем, что все эти саммиты не дают никакой пользы нашей Церкви, только вред. И учение наше начинает искажаться, когда говорят, что мы имеем одного Всевышнего с другими конфессиями. Это уже не норма, это отступление.
Вопрос: Тем не менее, обращение получило широкую огласку, и в Ваш адрес уже звучит критика, в том числе и от руководителей РПЦ. Как Вы относитесь к этому?
Епископ Диомид: Если говорят, что я такой раскольник и призываю всех к бунту – нет, это не так. Я просто высказал свое мнение. Кто с ним согласен – выражает поддержку и так далее. Но ни к каким действиям я не призывал и не призываю. Мы же должны цивилизованно решать все вопросы.

Вопрос: Существует также мнение, что Ваше обращение было сделано специально, чтобы внести разлад в процесс объединения Русской Православной церкви с Зарубежной Православной церковью.
Епископ Диомид: Я, наоборот, за объединение! Я считаю, что нам надо объединяться. И вот там звучали высказывания, что это обращение нанесло вред объединению. Ничего подобного. Наоборот, раньше Зарубежная церковь была более принципиальная. Они не шли с нами на контакт и говорили, что у нас есть неосергианство, что наша Церковь входит во всемирный совет церквей. И, собственно, из-за этого они не хотели идти на контакт с нами.

Просто я считаю, что экуменизм – это ересь, это болезнь, когда мы из-за ложной любви к инославной церкви должны искажать свои чувства. К примеру, как можно объединяться с баптистами, если они Божью Матерь не почитают? Разве это любовь, если я откажусь от своего вероучения, чтобы только ради этой ложной любви с ними соединиться? Поэтому я считаю, что религия должна быть религией, а политика – политикой.

И не должно быть их взаимного проникновения и смешивания. А пока так и происходит, когда говорится, что у нас один Всевышний. Ну какой «один Всевышний»? Зачем же мы семинарии, академии заканчиваем? Там же нам преподают, и мы изучаем, кто такой Бог.
Вопрос: Появились и такие комментарии, которые утверждают, что у Русской Православной церкви могут быть контакты, но только с представителями христианских конфессий. Как Вы относитесь к такому мнению?
Епископ Диомид: Я с этим согласен, если с Православными церквями. Но ведь сейчас и сектанты себя тоже называют христианами. А какие они христиане? Экуменизм возможен, но в каком смысле: если вот, например, другие верующие осознали бы свои заблуждения и решили с нами объединиться, отказавшись от своих заблуждений, то такой контакт возможен. Но это вряд ли когда-то наступит.
Вопрос: В своем обращении Вы также высказываетесь против глобализма. Вы считаете, что сейчас действительно стоит такая угроза?
Епископ Диомид: Я почему против глобализма высказываюсь: потому что вся эта идентификация, присвоение ИНН храмам к этому и ведет. К тому же там и шестерки присутствуют. Это все убеждение, что этот знак не вредит. Вредит. Я вот, например, читал про такой случай, когда один поклонник рок-музыки вел себя нормально, а потом сделал себе татуировку на груди в виде трех шестерок и убил свою мать, своего друга. Поэтому влияние все равно оказывается.
Вопрос: Как Вы относитесь к тому, что Ваше обращение может использоваться различными политическими в свих целях, никак не относящихся к церкви?
Епископ Диомид: Ну, если положительно используют, то хорошо, если отрицательно – это плохо. Вообще, было написано-то это обращение затем, чтобы люди задумались немножко над проблемой. Проблема-то есть. Нарывы-то все равно на теле Церкви есть. Вот это обращение – оно всех взбудоражило. Если б не было проблемы – то и реакции такой не было бы, никто бы и не подумал что-то говорить. В следующем году у нас будет Архиерейский собор – может быть, более серьезно архипастыри подойдут к решению этих проблем.
Вопрос: Как Вы считаете, может быть проблемы, о которых Вы говорите, стоит обсуждать и на уровне светской власти?
Епископ Диомид: Да, конечно. Вот те же ИНН. Я, например, не имею права снять этот номер с храма. Светская власть действительно должна пойти на то, чтобы не оскорблять чьи-то чувства религиозные.

А сейчас получается, что законы приняты, и никак их изменить нельзя. А ведь государство – оно же для людей должно стараться, для граждан.

И по абортам мы первое место занимаем. И об этом молчат. Проблем очень много, и их и должно государство решать. Вот все теперь говорят, что я раскольник, а я бы хотел только, чтоб те недостатки, которые есть, исправились.
Вопрос: В одном из своих интервью отец Андрей Кураев сказал, что Вы несколько лет отказывались от того, чтобы стать епископом.

Епископ Диомид: Я просто считал, что еще не созрел для этого. А Епархией я руковожу с двухтысячного года. Вообще, епархия у нас молодая. Раньше она была Магаданская и Чукотская, еще раньше была Магаданская и Камчатская. Собственно, седьмой год пошел Епархии. Поселки здесь разбросаны – бывает между ними расстояние 700-800 км. Народу здесь немного – всего 50 тыс. человек. А площадь – полторы Франции. Сложно здесь, конечно, бывает – связь – только самолетами, вертолетами, климат суровый.
Но и храмы новые строятся. Вот в Билибино построили новый храм – мы хотим его освящать после Пасхи. Атомная станция его построила – была спонсором. Есть среди прихожан и представители коренных народностей.

Есть на Чукотке и секты: баптисты, неопятидесятники. Они из Штатов едут. Я вот одному из них задал вопрос- а если война у нас с США будет, вы разве будете за Россию воевать? А он и не ответил ничего, смутился.

Вопрос: Ваши прихожане наверняка знают об обращении. Как они к нему относятся?
Епископ Диомид: Они прекрасно понимают, что эти проблемы есть. Поэтому они нормально относятся.

Екатеринбург — поселок Мыс Шмидта

Диомид возглавлял Чукотскую епархию с 2000 года, со времени ее создания. В письмах, изложение которых публиковали «Новые известия», Диомид заявлял, что постоянно набирает силу экуменизм, который он называет «еретическим учением». Епископ критиковал «развитие духовного соглашательства (неосергианство), подчиняющего церковную власть мирской». По мнению Диомида, руководство РПЦ заняло позицию «молчаливого согласия вместо обличения антинародной политики существующей власти». Ошибкой епископ считает и одобрение демократии.

Епископ выступил также против «попрания принципа соборности в связи с долгим отсутствием созыва Поместного собора и передачей важнейших его функций собору архиерейскому».

В письме, опубликованном в интернете под заглавием «Пора пресечь беззаконие», епископ Диомид утверждал, что в Русской православной церкви Московской патриархии «существует ряд отступлений от чистоты православного вероучения». В посланиях Диомида содержатся также призывы к ликвидации Отдела внешних церковных связей, отказу от общения с верующими других религий, от ИНН, паспортов современного образца, мобильных телефонов, а также критика священноначалия. Синодальная Богословская комиссия пришла к выводу о «совершенной богословской несостоятельности содержащихся в них обвинений в адрес Священноначалия».

Епископ Анадырский и Чукотский Диомид (в миру Дзюбан Сергей Иванович) родился 24 июня 1961 года в городе Кадиевка Луганской области Украины в семье рабочего.

В 1978-1983 годах учился в Харьковском институте радиоэлектроники, после окончания которого работал инженером-конструктором в ХКТБ ДОСААФ.

В 1986 году поступил в Московскую духовную семинарию. 3 июля 1987 года в Троице-Сергиевой лавре был пострижен в монашество наместником монастыря архимандритом Алексием (ныне архиепископ Тульский и Белевский), а 18 июля рукоположен во иеродиакона митрополитом Минским и Слуцким Филаретом, патриаршим экзархом всея Белоруссии.

В 1989 году окончил Московскую духовную семинарию и поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 1993 году. В 1991 году в Донском монастыре рукоположен патриархом Московским и всея Руси Алексием II во иеромонаха.

С 1991 года находился в командировке в Камчатской и Магаданской епархии. В Магаданской епархии нес миссионерское послушание, объезжая населенные пункты Магаданской области и Чукотки. С 1992 года настоятель храма в честь Успения Пресвятой Богородицы, впоследствии Свято-Троицкого храма в города Елизово Камчатской области.

В 1993 году возведен в сан игумена, в 2000 году — в сан архимандрита. 10 августа 2000 года в соборе Смоленской иконы Божией Матери Новодевичьего московского монастыря рукоположен во епископа Анадырского и Чукотского.

Бывший архиерей Русской православной церкви, обвинивший руководство РПЦ в «отступлениях от чистоты православного вероучения»

Бывший епископ Анадырский и Чукотский (в миру — Сергей Иванович Дзюбан), обвинивший руководство РПЦ в «отступлениях от чистоты православного вероучения». Автор послания «Ко всем верным чадам святой православной церкви», которое в феврале-марте 2007 года СМИ связывали с вероятной перспективой грандиозного раскола церкви. В июне 2008 года деятельность Диомида была осуждена Архиерейским собором, постановившим лишить его сана, если епископ не покается до следующего заседания Священного Синода. Параллельно специальная комиссия РПЦ, изучившая выступления Диомида, предложила предать его церковному суду. В июле 2008 года предал анафеме патриарха Московского и Всея Руси Алексия II. Извергнут из сана в октябре 2008 года.

Сергей Иванович Дзюбан родился 24 июня 1961 года в городе Кадиевка Луганской области Украины в семье рабочего . В 1983 году окончил Харьковский институт радиоэлектроники и устроился на работу инженером-конструктором в Харьковское конструкторское бюро тяжелого машиностроения ДОССАФ (ХКТБ ДОСААФ СССР) , .

В 1986 году Дзюбан поступил в Московскую духовную семинарию . 3 июля 1987 года в Троице-Сергиевой лавре был пострижен в монашество наместником монастыря архимандритом Алексием (ныне архиепископ Тульский и Бефлевский) и принял имя Диомида. 18 июля того же года (в день памяти преподобного Сергия Радонежского и 650-летия основания Лавры) рукоположен в иеродиаконы Филаретом — митрополитом Минским и Слуцким, патриаршим экзархом всея Белоруссии , .

В 1989 году окончил Московскую духовную семинарию и поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 1993 году . 1 сентября 1991 году в Донском монастыре в день 400-летия иконы Пресвятой Богородицы «Донская» рукоположен Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II в иеромонахи , .

С 1991 года находился в командировке в Камчатской и Магаданской (и временно Сахалинской) епархии . В Магаданской епархии нес миссионерское послушание, объезжая населенные пункты Магаданской области и Чукотки , . С 1992 года стал настоятелем храма Успения Пресвятой Богородицы, впоследствии — настоятелем вновь отстроенного Свято-Троицкого храма в городе Елизово Камчатской области. 28 августа 1993 года возведен в сан игумена, 21 июля 2000 года — в сан архимандрита , , .

19 июля 2000 года решением Священного Синода РПЦ на Чукотке была создана епархия , и 10 августа 2000 года Диомид был рукоположен в сан епископа Анадырского и Чукотского , . Между тем, при советской власти на Чукотке, по официальным данным, не было ни одного верующего, хотя православие в тех краях было известно с середины XVII века, а активное миссионерское служение началось в конце XVIII века .

Отношения епископ Диомида с властями были достаточно сложными. Если при губернаторе Александре Назарове православию на Чукотке оказывалась поддержка (губернатор даже просил Патриарха Алексия II помочь в становлении православия в регионе, и тот направил в автономный округ пятерых священников и 14 выпускников и учащихся Белгородской семинарии; собственно, после этого и был решен вопрос об открытии епископата на Чукотке) , то при губернаторе Романе Абрамовиче, по словам Диомида, в регионе появилось очень много проповедников из Америки (так как в округ стало попасть намного легче, а иностранцев там никто не преследует) — которые, с точки зрения епископа, являются сектантами .

Правда, деньги на строительство нового кафедрального собора губернатор все же выделил — по утверждению СМИ, из личных средств, и это отчасти примирило епископа с Абрамовичем (в 2005 году епископ Диомид освятил этот кафедральный собор Живоначальной Троицы — самый крупный деревянный храм в мире ). СМИ утверждали, что, по приблизительным подсчетам, за два года пребывания у власти Абрамович выделил на строительство православных храмов в регионе столько же средств, сколько выделялось за предшествующие 10 лет . Это в немалой степени способствовало тому, что к началу 2007 года на Чукотке насчитывалось уже 17 приходов и планировалось строительство первого монастыря .

В начале февраля 2007 года на интернет-сайтах религиозного и патриотического толка появилось открытое письмо епископа Диомида «Ко всем верным чадам святой православной церкви», в котором он обвинил руководство Русской православной церкви в «отступлениях от чистоты православного вероучения». В этом послании архиерей упрекал руководство Патриархии в «духовном соглашательстве, подчиняющем церковную власть мирской, зачастую богоборческой», отсутствии «обличения антинародной политики существующей власти, приводящей к распаду государства, демографическому кризису и другим негативным последствиям» .

Епископ также выражал озабоченность «попранием принципа соборности в связи с долгим отсутствием созыва Поместного Собора и передачи важнейших его функций Собору архиерейскому» — то есть тем фактом, что церковная жизнь жестко регламентируется архиереями, а в перерывах между соборами (которые происходят раз в четыре–пять лет) все вопросы решает узкий круг членов Священного Синода. Отдельного осуждения Диомида заслужил и факт «оправдания и благословения персональной идентификации граждан при ошибочном утверждении, что принятие внешних знаков и символов, навязываемых новым временем, не может повредить душе без ее сознательного отречения от Бога». Помимо Диомида, послание подписали также игумен Илия (Емпулев), иерей Сергий (Бахарев), иерей Евгений (Пилипенок) и монах Гавриил (Ларионов) .

По информации «Новых Известий», послание архиерея было срочно передано патриарху Московскому и Всея Руси Алексию II. Однако тот отложил рассмотрение документа — в связи с начавшимся великим постом . В то же время по данным информационного агентства РИА Новости, в канцелярию Московской патриархии это письмо не поступало .

Но пристальное внимание прессы к письму было привлечено лишь 1 марта 2007 года, когда газета «Новые Известия» изложила содержание обращения архиерея . К тому времени СМИ уже утверждали, что во многих центральных регионах начался сбор подписей в поддержку владыки и что речь идет о церковном расколе невероятного масштаба .

В пресс-службе Московской патриархии заявления Диомида назвали свидетельством его «неосведомленности и невежественности» и заявили, что не считают письмо свидетельством раскола в Церкви. В то же время руководитель пресс-службы Московской патриархии священник Владимир Вигилянский признал, что письмо епископа Диомида вызвало широкий общественный резонанс, и высказал предположение о том, что Священный Синод вскоре выскажет свое мнение относительно послания архиерея .

24 июня 2008 года в московском храме Христа Спасителя открылся Архиерейский собор Русской православной церкви . Сам Диомид приехать на Собор отказался, ссылаясь на плохое самочувствие , . В день открытия Собора у стен храма произошло столкновение между сторонниками епископа Диомида и активистами движения «Наши» , . Три дня спустя Архиерейский собор постановил лишить Диомида сана епископа Анадырского и Чукотского: причиной извержения из священного сана назывались непослушание священноначалию и раскольническая деятельность архиерея. При этом отмечалось, что Диомид до следующего заседания Священного Синода может принести покаяние, в противном же случае вынесенное решение автоматически вступит в силу сразу после заседания Синода , , .

Параллельно специальная богословско-каноническая комиссия Русской православной церкви во главе с патриаршим экзархом всея Белоруссии митрополитом Минским и Слуцким Филаретом изучила документы за подпись Диомида и пришла к выводу, что они порочат авторитет церкви и «фактически провоцируют раскол». В связи с этим 27 июня 2008 года Филарет подписал заключение комиссии, в котором говорится, что «епископ Анадырский и Чукотский Диомид подлежит церковному суду» .

28 июня Священный Синод отстранил епископа Диомида от управления епархией и запретил ему проводить богослужения . Однако Диомид заявил, что не намерен подчиняться синодальному решению и пообещал, что будет продолжать служить, несмотря на запрет, поскольку ему не в чем каяться, и виноватым он себя не считает . Более того, он направил жалобу на решение Архиерейского собора в Церковный суд и, по словам представителя Чукотского епархиального управления, выразил намерение лично выступить на суде против председателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополита Калининградского и Смоленского Кирилла (Гундяева) «с обвинениями того в предательстве православия». Отмечалось, что Диомид, в частности, обвинял обвинил митрополита в том, что он «прокручивает свои средства в западных банках и ведет на Западе собственный бизнес» . Когда должно было состояться заседание Церковного суда, не сообщалось , .

17 июля 2008 года Диомид выступил с открытым заявлением, в котором постановил перевести Анадырскую и Чукотскую епархию на самоуправление и предал анафеме патриарха Московского и Всея Руси Алексия II, а также других своих оппонентов — митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла и митрополита Минского и Слуцкого Филарета , .

В том же месяце архиепископ Марк, заменивший Диомида на посту главы Анадырской и Чукотской епархии, заявил о хищении всех ее учредительных и регистрационных документов, кадровой документации, а также бухгалтерской и налоговой отчетности. Он заподозрил Диомида, который, по его словам, скрывался на мысе Шмидта на севере Чукотки, в крупных хищениях и направил заявление в окружное УВД и прокуратуру с просьбой возбудить дело в отношении опального епископа за незаконную растрату средств епархии . Однако в августе того же года Диомид вернулся в Анадырь: сообщалось, что он действительно был в поселке Мыс Шмидта, где задержался, поскольку на протяжении нескольких недель там сохранялась нелетная погода, и возможности переправиться на «большую землю» у него не было .

Заседание Священного Синода РПЦ, которое должно было решить судьбу Диомида, должно было состояться 2 сентября 2008 года. Однако в назначенный день представители пресс-службы Московской патриархии сообщили о переносе заседания «на неопределенное время» (причина не называлась) . Заседание состоялось 6 октября, однако Диомид на него не явился , . В тот же день решение Архиерейского Собора РПЦ о лишении сана епископа Диомида вступило в силу , .

Однако и после того, как его разжаловали в рядовые монахи, Диомид постановлению о лишении его епископского сана не подчинился. 10 ноября 2008 года в интернете был распространен его указ, в котором было объявлено о воссоздании Святейшего Правительствующего Синода, каким он был до революции – то есть без Патриарха . Сообщая об этом, «Независимая газета» назвала ситуацию комедийной, уточнив, что в составе созданного Диомидом учреждения оказались только сам бывший епископ и его родной брат, пользующиеся поддержкой исключительно небольшого прихода в поселке Мыс Шмидта на севере Чукотки, где Диомид начинал служить священником .

По данным «Новых Известий», все имевшие дело с Диомидом говорили о нем как о человеке принципиальном и бесстрашном, не бравшим денег за крестины, венчания и отпевания и жестко критиковавшим свое начальство .

Закат диомидовщины. — Независимая газета, 27.11.2008

Указ епископа Анадырского и Чукотского Диомида (3). — Блог †Флорио, 25.10.2008

Решение о лишении сана епископа Диомида вступило в силу. — РИА Новости, 06.10.2008

Епископ Диомид не приехал на заседание синода РПЦ. — РИА Новости, 06.10.2008

Анастасия Береснева, Эля Вермишева. Диомид извергнутый. — Газета.Ru, 06.10.2008

Заседание Синода РПЦ по делу Диомида перенесено. — Газета GZT.ru, 02.09.2008

Епископ Диомид вернулся в Анадырь. — Интерефакс, 07.08.2008

Алексей Усов. Мятежного епископа Диомида обвинили в хищениях миллионов рублей. — Новый регион 2, 25.07.2008

Экс-епископ Диомид предал анафеме патриарха Алексия. — Интерфакс, 17.07.2008

Диомид предал Алексия II анафеме. — Росбалт, 17.07.2008

Дмитрий Карелин. «Диомиду каяться не в чем». — Газета.Ru, 30.06.2008

Епископ Диомид подал жалобу на решение Синода. — Вести.Ru, 30.06.2008

Епископ Диомид направил жалобу в Церковный суд. — Российская газета, 30.06.2008

Владислав Хомяков. Синод Диомиду не указ. — Век, 30.06.2008

Журнал № 56 заседания Священного Синода от 28 июня 2008 года. — Официальный сайт РПЦ (mospat.ru), 28.06.2008

Диомид лишился сана за соблазны. — Интерфакс, 27.06.2008

Епископ Диомид поплатился саном за критику РПЦ. — Новый регион 2, 27.06.2008

Определение Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 24-29 июня 2008 года «О деятельности Преосвященного Диомида, епископа Анадырского и Чукотского». — Сайт Московской патриархии, Патриархия.Ru, 27.06.2008

Ольга Липич. Епископ Анадырский и Чукотский Диомид, который критикует священноначалие, подлежит церковному суду. — РИА Новости, 27.06.2008

Церковь сосредоточится на «социальном служении». — РБК, 25.06.2008

Михаил Поздняев. Диомид рванул. — Новые Известия, 01.03.2007

Диомид, епископ Анадырский и Чукотский. — Интерфакс, 01.03.2007

О письме епископа Диомида выскажется Синод. — РИА Новости, 01.03.2007

Обращение ко всем архипастырям, пастырям, клирикам, монашествующим и всем верным чадам Святой Православной Церкви. — Русская идея, 09.02.2007

Борис Юрьев. «Отче наш» по-губернаторски. — Независимая газета, 20.10.2003

Евгений Рожков. Отряд православных священников на Чукотке. — Независимая газета, 06.07.2000

Анна Рудницкая. Дальше Чукотки не сошлют. — Московские новости. — №32, 2003

Диомид, епископ Анадырский и Чукотский (Дзюбан Сергей Иванович). — Патриархия.Ru

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *