Епископ августин городецкий и ветлужский

12 февраля Уренский храм Трёх Святителей отметил своё 190-летие. В престольный праздник святых Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого богослужение в храме возглавил епископ Городецкий и Ветлужский Августин. Прихожане, как откровению, внимали каждому слову владыки, который благодаря сердечной проповеди стал для них и добрым пастырем, и близким, дорогим человеком.

В девять утра у входа в храм владыку встречали настоятель храма протоиерей Валерий Юшков, глава местного самоуправления А.М. Шилин, глава районной администрации С.Б. Бабинцев, его заместитель А.А. Быков. По русской традиции хлебом-солью и величальной песней приветствовал его хор «Душенька». Затем епископ Августин с радостью вошёл в храм, где его ждали прихожане.

Чинно, красиво, торжественно проходило праздничное соборное богослужение, возглавляемое владыкой. Золото риз священников, сильные мужские голоса певчих архиерейского хора, нарядно убранный храм – всё настраивало на особую значимость происходящего. После чтения Евангелия от Матфея правящий архиерей обратился к прихожанам с проповедью.

Епископ Августин тепло и доступно объяснял, казалось бы, очевидные вещи, которые хорошо знали наши предки. Владыка говорил о том, что Бог создал человека по своему образу и подобию. И этот образ Божий есть в каждом из нас. Бог вдохнул в тело человека душу, тем самым дав ему жизнь. В творении Божием было столько света, что Адам весь сиял. Что сделали со своими душами мы?

Одну за другой епископ Августин рассказывал истории из жизни: о женщине, сделавшей 20 абортов, о тюрьмах, в которых сидят дети, убившие собственных родителей, об учёном-атомщике, сначала отвергшем Христа, а затем уверовавшем в него, о тех, кто оказался за гранью земной жизни. Он рассказывал и о себе, о тяжёлой болезни, полученной во время службы в Германии, о долгом лечении и обретении милости Божией. Это был доверительный разговор мудрого человека, который нашёл истину в Боге и теперь с радостью указывает этот путь другим.

Советы Его Преосвященства были настолько просты, что запоминались легко и надолго. «Проснувшись утром, не вставая с кровати, обратитесь к Богу с такими словами: «Господи, благодарю тебя за прошедшую ночь! Господи, благослови меня на грядущий день! Господи, избави меня от врагов видимых и невидимых, – говорил епископ. – Без Бога ни до порога, гласит народная мудрость. Вот и мы должны научиться жить с Богом, во всём прося у него помощи и за всё благодаря, – наставлял владыка. – Главное в человеке – душа. Как бы вы ни холили своё тело, но уйдёт из него душа, тело умрёт и начнёт смердить. А душа останется, она – бессмертна. Этому масса доказательств. Именно душа определяет наше здоровье не только нравственное, но и физическое. Посмотрите, сколько людей умирает от рака! Все наши болезни – это следствие грехов. Хотите быть здоровыми и жить долго, соблюдайте главный закон жизни – заповеди Господни. Возлюби Бога, почитай отца и матерь свою, не убей, не укради, не завидуй, не прелюбодействуй…»

Епископ Августин говорил: «Для Бога нет ничего невозможного. Ваше счастье, что вы пришли в храм!»

Счастливы те прихожане, которым выпала возможность исповедоваться у владыки. Слёзы раскаяния были для них и слезами очищения. Слова, которые говорил им епископ Августин, наверняка, стали откровением, которое сделает ещё светлее и чище их жизнь.

После таинства причастия в память о своём визите владыка подарил храму Феодоровскую икону Божией Матери. Затем он вручил епархиальные награды за активное участие в жизни церкви. Медалью преподобного Варнавы Ветлужского третьей степени были награждены системный администратор прихода Александр Анатольевич Рябков, преподаватель дошкольной воскресной группы Ирина Владимировна Карасёва, помощник благочинного по религиозному образованию Татьяна Павловна Махова; архиерейскими грамотами – руководитель церковного хора Светлана Александровна Сенягина и певчая хора Эльвира Петровна Воронина, благотворители Сергей Львович и Любовь Николаевна Малышевы. Благодарственные письма Городецкой епархии были вручены ризничей Ларисе Александровне Виноградовой, псаломщице Нине Леонидовне Петуховой, свечницам Елене Владимировне Хватковой и Татьяне Николаевне Замысловой, методисту ИДЦ, организатору мероприятий по духовно-нравственному воспитанию Наталье Александровне Булатовой.

Каждого стоявшего в храме владыка благословил, и каждый с этой службы унёс его подарок – маленькую иконку Божией Матери, а ещё желание стать Человеком, несущим в себе образ Божий.

Текст и фото Татьяны Журавлёвой.

По его словам, в СССР «учились и брали все лучшее у всех мировых держав», в том числе «патриотизм, профессионализм». И советская модель, в свою очередь, «имела авторитет в мире, у других народов».

У истоков создания этой модели, которой не было аналогов в прошлом, отметил архиерей, стоял Сталин, который хотя и «мог иметь в качестве примера некоторые исторические личности – Петра Первого, Ивана Грозного, Александра Невского и других», но в то же время «здесь был другой масштаб и другие обязанности и ответственность»: на советский проект «смотрел весь мир, шел анализ, делались выводы всех способных к рассуждению и пониманию сил человечества».

«Эта модель объединила в один Союз, в одну идею, в одно мировоззрение, одну идеологию и одну цель десятки этносов, наций, народов, личностей, и родила новый феномен – с 15-ю национальными республиками, с мощнейшей законодательной, научной, образовательной, здравоохранительной, хозяйственно-экономической базой, защищенной Вооруженными силами, уникальной системой государственной безопасности на основе новой Конституции».

Как считает епископ Августин, «285 миллионов населения Советского Союза в Отечественной войне с мировой коалицией доказали жизнедеятельность этой модели и системы и проявили ее жизнеспособность». Последующие правители, признал член Изборского клуба, уже «не были способны управлять данной государственной машиной».

«Сегодня, когда не стало такой мощной государственной и мировой силы, каковым был Советский Союз, — как защитник слабых народов, как поборник социалистической справедливости, как социалистическая модель альтернативы капитализму, транснациональным капиталистическим корпорациям и транснациональной банковской системе, — сегодня человечество оказалось перед лицом феноменального вопроса: или принять данную парадигму и модель жизнедеятельности для всех народов планеты, – я имею в виду сегодняшнее доминирование американцев, — или выработать и принять другую модель», — заявил Августин.

По мнению епископа, подобную «новую модель жизнедеятельности» миру «может и должна предложить Россия», которую «не способны поколебать никакие мировые катаклизмы». При этом «наивысшим фактором феномена Руси – России является историческая верность Православию», добавил представитель РПЦ.

«Атеистическая, научно-техническая, электронная, информационная, финансовая мощь человечества, умноженная на ничем не ограниченную свободу личности, может привести человечество, природную среду и уникальную планету к финалу апокалипсиса. <…> Сегодня об этом много говорит именно мировая научная элита и мировое сообщество. Но для того чтобы Россия смогла родить такую парадигму и универсальную модель жизнедеятельности народов на планете, нужна политическая воля», — заключил докладчик.

Ранее первый зампредседателя синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, социолог религии Александр Щипков заявил РИА Новости, что столетний юбилей Октябрьской революции в 2017 году должен сподвигнуть общество к выработке такого подхода к событиям столетней давности и всего советского периода, который бы не разделил, а «собрал и мобилизовал нацию». По словам Щипкова, начиная разговор об уроках прошлого столетия, важно помнить о главном — что «только общество в целом, а не отдельные группы и «клубы» по политическим интересам имеет право принимать легитимные решения в рамках данной темы, имеет право на трактовку отечественной истории».

В Изборский клуб входят эксперты, специализирующиеся на изучении внешней и внутренней политики России. Он был создан в 2012 году во время празднования юбилея города Изборск.

В Москве в университете МГИМО завершил свою работу Столыпинский форум. Эта экспертная площадка собрала сотни экономистов и политологов, чиновников и предпринимателей, людей разных мировоззренческих позиций, объединённых главной задачей: ответить на вопросы, какой должна быть стратегия развития России, как обеспечить сбережение народа нашей страны и обеспечить его достойное существование в условиях вызовов современного мира.

Но если в былые времена эти вопросы казались исключительно прагматическими, лишёнными духовных, ценностных оснований, то на Столыпинском форуме именно этому была посвящена отдельная площадка, в работе которой принял участие представитель Русской Православной Церкви — епископ Городецкий и Ветлужский Августин (Анисимов). По завершении мероприятия владыка ответил на вопросы «Царьграда».

Экспертная площадка, в которой Вы приняли участие, названа в честь самого известного премьер-министра Российской империи Петра Аркадьевича Столыпина.Насколько символично то, что экспертов разных взглядов, в том числе либеральных, объединила апелляция к нашему дореволюционному, имперскому наследию?

Сегодня буквально всё общество и все его личности ищут выход, ищут ответы на вопросы о целях нашей жизнедеятельности. Что такое земная жизнь? Как её прожить достойно и правильно? Конечно, это связано и с различными угрозами, в том числе тем, что сегодняшнее человечество очень мощно вооружено, и мы понимаем, что наша жизнь может в любой момент прекратиться.

То, что Столыпинский форум собрал так много людей, конечно, связано и с именем этого великого человека, который для нас во многом остался загадкой. Он был одним из тех немногих людей, кто знал всю модель России от начала до конца и умолял только об одном — чтобы нашей стране были дарованы 20 лет без войны и потрясений. Я очень хорошо знаю жизнь и труды Петра Аркадьевича Столыпина и поминаю его за богослужениями, и то, что сегодняшние эксперты обращаются к столыпинскому наследию, имеет даже не символическое значение, это — реальное продолжение его дела.

На форуме собрались очень сильные личности. И даже те его представители, которых принято считать либералами, сегодня всё больше говорили о душе, о нравственности, о ценностях. Тот же Яков Моисеевич Миркин, известный экономист, и в личной беседе со мной, и с трибуны форума сказал: «Мы сегодня всё больше думаем о душе». Вот прекрасный ответ всему либерализму.

Мы часто говорим о том, что за последние сто лет наше общество многое безвозвратно потеряло, причём в первую очередь в ценностном плане. Но сегодня на форуме, когда речь шла о наших традиционных ценностях, о национальных интересах, о патриотизме, и в том числе в ходе Вашего выступления многие студенты МГИМО очень живо и позитивно реагировали. Это вселяет надежду?

Когда в ходе своего выступления я говорил о двух фундаментальных началах — человеке и природной среде, — то сказал, что эталонный тип личности остаётся и сегодня. Другое дело, что сильно изменилась среда, в которую попадает личность. Многое недодают родители, многое — школа, и постепенно человек утрачивает здоровье, совесть, нравственность, духовность и так далее.

В течение 74 советских лет была точная цель, какой тип личности мы строим. Но даже о революционерах нужно судить по итогам их жизни, а мы видим, что многие из них разочаровывались в своих прежних идеалах, происходила настоящая метаморфоза их сознания, а некоторые в конце своей земной жизни приходили к Богу. Я слышал, что даже Ленин в конце жизни, придя в сознание, попросил позвать священника, но Крупская не позволила это сделать. Похожая ситуация была и со Львом Толстым.

Конечно, советские годы сделали своё дело, но как только наступил 1988 год — тысячелетие Крещения Руси, — миллионы людей в одно мгновение оказались в храмах, крестились, исповедовались, причащались и остались в Церкви. Поэтому какими бы ни были внешние обстоятельства, как бы ни пытались вытравить из людей их веру и ценности, в наших душах всегда остаётся тоска по эталонному человеку. И у Пугачёвой, и у Киркорова, и у тех, кто бросал бомбы на Хиросиму и Нагасаки. Щемящая тоска.

Владыка, Вы сказали о природной среде. К сожалению, эта тематика на протяжении десятилетий практически отдана на откуп всевозможным либеральным, антигосударственным и антицерковным организациям, но ведь тема сбережения среды обитания, творения Божия, очень важна в контексте сбережения народа, о котором так много говорил Александр Исаевич Солженицын. И здесь голос Церкви особенно важен.

Епископ Августин: Для начала нужно сказать, что наше тело и есть природная среда, и она разрушается под воздействием больного грехом человека. Поэтому дело высшей государственной власти — приложить все силы к сохранению и воспроизводству природной среды. И в первую очередь в контексте термина «чистота», потому что если мы будем пить грязную воду, употреблять те продукты, которые сегодня разрешено продавать в магазинах, то от нашего населения очень скоро ничего не останется. Без войны.

Действительно, у Церкви есть очень важное дело, к которому нас обязывает Сам Господь. Сохранить уникальную живую природную среду, которую сотворил Бог (подчеркну: уникальную, потому что сколько ни пытались учёные найти живую среду на других планетах, до сих пор ни к чему не пришли). Но, конечно, одна Церковь с этим не справится. Ведь экология — это и целый комплекс наук (химия, физика, география, биология), и очень важное понимание, что такое невозобновляемые природные ресурсы. Поэтому Церковь могла бы стать инициатором мощных международных интеграционных форумов, в которых примут участие не только представители власти и люди науки, но и творческие деятели, в том числе представители кинематографа. Ведь кинематограф до сих пор играет мощную роль, оставаясь «важнейшим из искусств», через которое можно переформатировать сознание людей.

Русская Православная Церковь не принимает непосредственное участие в политической деятельности, но не отстраняется от общественных проблем. Каким должно быть взаимодействие церковных и государственных структур, духовных и светских властей, в том числе в решении задач, о которых мы сегодня с Вами говорили?

В этом вопросе я — последовательный сторонник решений императора Юстиниана, в моей библиотеке есть все его дигесты (свод законов Ромейского царства, Византийской империи — прим. автора). Его концепция симфонии властей является очень актуальной моделью и для нас. Вся планета Земля — это поле Бога, поле Церкви, а государство — это ядро, которое должно обеспечить жизнедеятельность Церкви. И именно под это должны составляться соответствующие законы, под это должны выстраиваться все ведомства.

Церковь является единственной хранительницей тайны мироздания, наука нам на эти вопросы пока не ответила. Поэтому Церкви нужно создать наилучшие условия благоприятствования, чтобы она могла развивать своё богословие, церковное образование. К сожалению, пока церковные специалисты явно недостаточно востребованы государственной властью, и над исправлением этого нам нужно работать вместе.

Фото: Телеканал «Царьград»

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *