Епископ серафим звездинский

Священномученик Серафим (Звездинский) — выдающийся духовный деятель, пастырь, проповедник Слова Божия, мученически погибший за Веру.

Родился он в семье Бонефатьевых в 1883 году. Его дед был старообрядцем-беспоповцем. А отец, желая познать Истину, вскоре пришел к Православию и принял Крещение, сменив фамилию на Звездинский. Служил он чтецом при Волковом кладбище в Санкт-Петербурге. Николаю, будущему священнику Серафиму, едва исполнилось два года, когда умерла его мать. Отец старался приучать сына в вере, водил его на богослужения, много читал дома духовной литературы. Сначала мальчика отдали учиться в училище при церкви, затем — в Заиконоспасское училище. В 1899 году он поступает в Московскую духовную семинарию. Не проучивших и двух лет, тяжело заболевает страшной болезнью — лимфангоитом, от которой тогда не было лекарств. Лишь чудом, по молитве перед иконой Серафима Саровского, в те времена еще не прославленного в лике святых, удалось ему получить исцеление. Закончив в 1905 году семинарию в числе лучших учеников, Николай Звездинский поступает в Московскую духовную академию на полное содержание. В те годы он утверждается в правильности намеченного пути и навсегда решает отдать себя монашескому служению. В 1908 году совершен его постриг в монахи с именем Серафим в честь святого Серафима Саровского. В этом же году он рукоположен в иеродиакона, а через год — во иеромонаха.

В 1909 году отец Серафим (Звездинский) оканчивает академию и получает назначение преподавателя истории в Московскую духовную семинарию. Он был дружен с архимандритом Арсением (Ждановским).

В 1914 году он становится его помощником в Чудовом монастыре, где архимандрит Арсений был настоятелем. Здесь он пережил обстрел Кремля в 1917 году, когда с Божьей помощью удалось сохранить главную святыню храма — мощи святителя Алексея. В 1918 году власти распорядились закрыть Кремль, а монахов выселить. Отец Серафим поселяется вместе со своим наместником в Серафимо-Знаменском скиту. В 1919 году Святейший Патриарх Тихон вызывает отца Серафима в столицу для принятия сана епископа. В начале 1920 года направляется он служить в город Дмитров. Здесь выступает как ярый проповедник Слова Божия, вокруг него собирается большой приход. На Пасху 1922 году властями была предпринята первая попытка ареста епископа Серафима. Тогда народу удалось отстоять своего батюшку. Но вскоре владыку вызвали в Москву, где он был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму. Содержался в ужасных условиях, здоровье его резко ухудшилось. В застенках сложил священномученик Серафим Акафист Страждущему Христу Спасителю.

В 1923 году вынесен первый приговор, два года ссылки в Зырянском крае. Там он не прерывал своего общения с духовными чадами, между ними велась активная переписка. После окончания срока в 1925 года поселяет отец Серафим в Даниловом монастыре. У него обостряется мочекаменная болезнь, которая причиняет невыносимые страдания. В том же году не стало Патриарха Тихона, по его завещанию место Патриарха занимает митрополит Крутицкий Петр (Полянский). Он делает епископа Серафима (Звездинского) своим помощником, а когда митрополита арестовывают, батюшка временно управляет всей Московской епархией. В 1926 году епископа Серафима высылают из Москвы. Поселяется он в Дивеевской обители. Осенью 1927 года власти объявляют о закрытии обители, епископов Серафима и Зиновия, игуменью Александру, всех сестер и духовенство сажают в тюрьму. Но вскоре его освобождают, некоторое время находится на свободе. Однако в 1932 году — новый арест. Пытки, знакомая всем Лубянка. Новый приговор: три года ссылки в Казахстане. В это время священномученик Серафим очень тяжело болеет, плохо переносит невыносимые условия содержания, голод. Вскоре НКВД меняет место ссылки и направляет его в Уральск. Там отец Серафим заболевает малярией. Страшные боли мучают его, ничего не помогает, исцеление приходит неожиданно в день памяти святого Иоанна Тобольского. Затем все новые места ссылки: Омск, Ишим. Наступает 1935 год, завершается срок ссылки, ему предлагают выбрать новое место жительства, но епископ остается в Ишиме и получает вид на жительство.

23 июня 1937 года епископа Серафима (Звездинского) опять арестовывают по приказу НКВД и приговаривают к расстрелу за то, что он слывет святым человеком и никак не хочет прекратить своей контрреволюционной деятельности. Приговор приведен в исполнение 26 августа 1937 года. Официально власти сообщили, что его вновь отправили в ссылку. Однако духовным чадам старца удалось установить правду.


Икона священномученика Серафима

В 2000 году бы канонизирован в лике новомучеников Российских на юбилейном Архиерейском соборе.

После себя оставил многочисленные труды и молитвословия.

Биография

По окончании средней школы служил в Вооружённых Силах.

В 1975 году окончил Московский историко-архивный институт и до 1978 года работал старшим научным сотрудником Государственного архива Московской области.

С 1975 по 1990 год — сотрудник Издательского отдела Московской Патриархии: редактор отдела «Проповедь», «Богословского отдела», заведующий отделом «Церковная жизнь». В составе научно-исследовательской группы по изданию богослужебных книг с 1975 по 1990 год участвовал в издании круга Миней (тома 1-12), других серийных и непериодических изданий. Его авторские церковно-исторические статьи, исследования и проповеди опубликованы в «Журнале Московской Патриархии», «Богословских трудах» и других отечественных и зарубежных православных изданиях.

В Троице-Сергиевой лавре

С 1978 по 1984 год учился в Московской духовной семинарии и Московской духовной академии. Последнюю окончил со степенью кандидата богословия за курсовую работу «Святитель Иов, первый Патриарх Русской Церкви».

6 января 1982 года рукоположён в сан диакона. 28 апреля 1983 года в Троице-Сергиевой лавре был пострижен в монашество, а 28 августа того же года рукоположён во иеромонаха в Покровском храме Московской духовной академии.

В 1984—1989 годах преподавал в Московских духовных семинарии и академии на кафедрах истории Русской Церкви и Священного Писания Нового Завета, одновременно был заведующим библиотекой академии и помощником инспектора.

4 декабря 1985 года был возведён в сан игумена.

В 1989 году в связи с открытием Киевской Духовной семинарии был направлен для организации учебного процесса в качестве учёного секретаря и преподавателя. В 1990 году возвратился в Троице-Сергиеву Лавру.

С 1991 года являлся настоятелем возвращённого Русской Православной Церкви Гефсиманского Черниговского скита Троице-Сергиевой лавры.

28 апреля 1995 года Патриархом Алексием II был возведён в сан архимандрита.

Епископ Брянский и Севский

Священным Синодом на заседании от 13 марта 2002 года епископом Брянским и Севским определено быть архимандриту Феофилакту (Моисееву).

20 апреля 2002 года в Храме Христа Спасителя за Божественной литургией была совершена хиротония архимандрита Феофилакта (Моисеева) во епископа Брянского и Севского. Хиротонию совершили Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков), Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев), Солнечногорский Сергий (Фомин), Волоколамский и Юрьевский Питирим (Нечаев); архиепископы Нижегородский и Арзамасский Евгений (Ждан), Истринский Арсений (Епифанов), Верейский Евгений (Решетников); епископы Филиппопольский Нифон (Сайкали) (Антиохийский Патриархат), Орехово-Зуевский Алексий (Фролов), Дмитровский Александр (Агриков), Сергиево-Посадский Феогност (Гузиков) и Пермский и Соликамский Иринарх (Грезин). По приглашению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в церемонии приняли участие губернатор области Юрий Лодкин и председатель областной Думы Степан Понасов.

6 октября 2003 года, по ходатайству Епископа Феофилакта, подготовительные пастырские курсы в Брянске были преобразованы в Брянское духовное училище.

С апреля 2005 года — со времени создания Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством при Отделе внешних церковных связей, является её постоянным членом, возглавляя в этой комиссии рабочую группу по собеседованиям со старообрядцами.

В 2009 году назначен ректором Брянского епархиального женского училища.

В 2008—2009 годах принимал участие в заседаниях осенне-зимней сессии Священного Синода Русской Православной Церкви, а также в Архиерейском и Поместном Соборах.

священномученик Серафим (Звездинский), епископ Дмитровский

День памяти: 13(26) августа

Начало свое Звездинские берут от рода Бонефатьевых, старообрядцев-беспоповцев. Иоанн Гаврилович Бонефатьев, будущий отец владыки Серафима, горя желанием просвещения, пешком отправился из Солигалича в Петербург и подал прошение на Высочайшее имя о своем причислении к Православной Церкви. Он был принят в Единение с Российской Православной Церковью, наименован Звездинским и определен на должность чтеца при храме на Волковом кладбище в Петербурге, где у него обнаружились редкие музыкальные способности и прекрасный голос.

В Петербурге он женился на дочери единоверческого священника Евдокии Васильевне Славской, принял духовный сан и получил место священника в Ржеве. С начала 80-х годов отец Иоанн служил в Москве. Состоя настоятелем Троицкой церкви, отец Иоанн Звездинский заслужил всеобщую любовь и уважение и вскоре был назначен благочинным всех единоверческих храмов.

7 апреля 1883 года, в четверг шестой седмицы Великого поста, у него родился сын Николай, будущий епископ Серафим. В 1885 или 1886 году скончалась совсем молодая супруга отца Иоанна, и Николай трех лет остался без матери. Отец приучал Колю любить церковную службу, храм, пение и чтение.

Учиться его отдали в церковное училище при единоверческой церкви, а по окончании ее, в 1895 году, — в Заиконоспасское духовное училище, что на Никольской улице. С 1899 года Николай Звездинский — учащийся Московской духовной семинарии. В 1902 году, на втором курсе семинарии, когда Н. Звездинскому было 19 лет, он тяжело заболел лимфангоитом – болезнью, тогда практически неизлечимой, но чудесным образом был исцелен по молитве перед привезенным игуменом Саровской пустыни Иерофеем образом еще не прославленного старца Серафима. В Саров отец Иоанн послал заверенное врачами свидетельство об исцелении и благодарственное письмо отцу Иерофею. Через год после этого события Николай стал свидетелем и участником торжеств по канонизации и прославлению преподобного Серафима Саровского.

Семинарию Николай Иванович Звездинский окончил 1905 году одним из лучших учеников. После горячей молитвы у мощей преподобного Сергия он прошел по конкурсу и был принят в Московскую духовную академию на полное содержание. За годы учения в академии Николай утвердился в выборе монашеского пути. У раки преподобного Сергия вместе со своим другом Виталием Ставицким (будущим епископом Филиппом) дал он обет принять постриг. В это же время стал он духовным сыном старца Зосимовой пустыни иеромонаха Алексия (Соловьева). Старец с любовью принял под свое руководство благочестивого юношу.

В канун Крещения 1907 года скончался отец Николая, протоиерей Иоанн Звездинский. Единоверцы обратились к Московскому митрополиту Владимиру (Богоявленскому), будущему священно-мученику, с просьбой поставить Николая Ивановича настоятелем на место отца. Но владыка, видя в Звездинском яркие духовные дарования, их желание не исполнил.

Вероятно, в Зосимовой пустыни Николай познакомился с архимандритом Чудова монастыря Арсением (Жадановским) и вскоре стал частым его посетителем. Отец Арсений полюбил скромного, духовно настроенного студента. Беседовал с ним как с другом, живо интересуясь его жизнью. Решившись на постриг, Николай испросил благословения и молитвенной помощи у своего старца, отца Алексия, и благословения у архимандрита Арсения. Отец Арсений благословил его образом Воскресения Христова.

26 сентября 1908 года после всенощного бдения совершился монашеский постриг Николая Ивановича. Он получил имя Серафим в честь преподобного Серафима Саровского. Небесным миром сияло его лицо, когда после пострига подходили к нему монахи, спрашивая: «Что ти есть имя, брате?»

В день Казанской иконы Божией Матери, 22 октября 1908 года, в академическом Покровском храме состоялось посвящение монаха Серафима в иеродиакона. А 8 июля, на Казанскую следующего, 1909 года, совершилось посвящение во иеромонаха. В этом же году он окончил духовную академию со званием кандидата-магистранта богословия и вскоре получил назначение преподавать историю.

21 сентября 1912 года, отца Серафима перевели в Московскую духовную семинарию на должность преподавателя гомилетики и соединенных с нею предметов.

8 июня 1914 года архимандрит Арсений (Жадановский) был хиротонисан во епископа Серпуховского, викария Московской епархии, с оставлением в должности наместника кафедрального Чудова монастыря, а 10 июня иеромонах Серафим был возведен в сан архимандрита, назначен помощником наместника монастыря и освобожден от должности преподавателя Московской семинарии. С августа 1914 года по август 1915 года он исполнял обязанности столичного наблюдателя церковно-приходских школ.

В Чудовом монастыре пережил отец Серафим обстрел Кремля в 1917 году. Мощи святителя Алексия, главную чудовскую святыню, с начала обстрела 27 октября/9 ноября 1917 года перенесли в деревянном гробе в пещерную церковь, в подземелье, где 300 лет назад томился в заключении священномученик Патриарх Ермоген. Здесь, под нескончаемый грохот орудий, денно и нощно молились о России архимандрит Серафим со всей братией и гостями Чудова монастыря, делегатами Поместного Собора — будущим священномучеником митрополитом Петроградским Вениамином (Казанским), архиепископом Гродненским Михаилом (Ермаковым), архиепископом Новгородским Арсением (Стадницким), епископом Белостокским Владимиром (Тихоницким) и с зосимовским старцем иеросхимонахом Алексием (Соловьевым).

Представители новой власти закрыли Кремль, с весны 1918 года начали поступать распоряжения о выселении монахов. Осложнилась и внутренняя жизнь братии. 26 июля 1918 года, в день празднования Собора архистратига Гавриила, епископ Арсений и архимандрит Серафим навсегда покинули Чудов монастырь.

Погостив в Зосимовой пустыни, владыка Арсений и архимандрит Серафим переехали в августе 1918 года в Серафимо-Знаменский скит к схиигумении Фамари (Марджановой), любящей духовной дочери владыки, безбоязненно приютившей его и самоотверженно ему служившей. Матушка окружила изгнанников заботой; имея в лесу близ скита маленький домик, устроила для них киновию. Здесь, в полном уединении, они молились и трудились: копали грядки, рубили дрова. Отец Серафим читал Священное Писание по правилу преподобного Серафима: за неделю — четыре Евангелия, Деяния апостолов и Послания. Ежедневно он сослужил епископу Арсению в киновийном храме во имя святителя Иоасафа.

В конце лета 1919 года архимандрит Серафим был вызван Святейшим Патриархом Тихоном в Москву.

3 января 1920 года, в день святителя Петра, Митрополита Московского, в храме Троицкого подворья Святейший Патриарх Тихон совершил епископскую хиротонию Архимандрита Серафима в сослужении митрополита Владимирского Сергия (Страгородского), архиепископа Харьковского и Ахтырского Нафанаила (Троицкого), епископа Вятского Никандра (Феноменова), епископа Аляскинского Филиппа (Ставицкого).

25 января 1920 года, в день святой мученицы Татианы, владыка Серафим прибыл в Богом данный ему удел. Три года, проведенные им в Дмитрове, остались для жителей города незабываемыми. Пламенная молитва, приобщение отпавших, взыскание заблудших, утешение старцев, воспитание подростков, непрестанное поучение словом Божиим — таким было его служение.

В годы служения в Дмитрове владыка учредил братство Животворящего Креста Господня, имевшее целью «в молитвенном единении почерпать духовные силы к созиданию своей жизни по заветам Господа нашего Иисуса Христа — служить Христу и во Христе и ради Христа ближнему». Сыновняя преданность Святой Православной Церкви и послушание всем ее узаконениям утверждались уставом как прямой долг братчиков. Особенно должны стараться братчики проводить в жизнь самую главную евангельскую заповедь: «Любите друг друга».

На Пасху 1922 года епископа Серафима вызвали в Дмитровский исполком. Народ собрался, требовал его возвращения: «Отдайте нам нашего владыку!» Власти разрешили ему выйти на балкон, однако и после этого народ не успокаивался, кричал. Тогда владыку отпустили. Народ с торжественным пением: «Христос воскресе!» вернулся в собор со своим пастырем. Но вскоре пришла повестка: епископа вызвали в Москву, где он был арестован. После окончания допросов его перевели в Бутырскую тюрьму, где из-за ужасных условий содержания у него резко ухудшилось здоровье. В Бутырках сложил епископ Серафим акафист Страждущему Христу Спасителю.

30 марта 1923 года, в день Алексия человека Божия, епископу Серафиму вынесли приговор: два года ссылки в Зырянском крае. Отбывая ссылку, владыка Серафим не оставлял своего архипастырского попечения о дмитровцах в меру тех полномочий, которые в то время предоставлялись Московскому викарию. Сообщение осуществлялось через письма.

Весной 1925 года окончился срок ссылки. В день Благовещения Пресвятой Богородицы пришла бумага об освобождении, и в это же утро пришла телеграмма о кончине Патриарха Тихона. В Москве он поселился в Даниловом монастыре. У владыки начались приступы каменно-печеночной болезни.

После кончины Святейшего Патриарха Тихона по его завещанию местоблюстительство патриаршего престола принял ныне прославленный митрополит Крутицкий Петр (Полянский) и пожелал сделать епископа Серафима ближайшим своим помощником. В сентябре 1925 года владыка переехал в Москву и поселился возле Яузского моста, где ежедневно принимал духовенство.

6 декабря митрополит Петр оставил завещательное распоряжение, в котором епископ Серафим был назначен председателем Совета Преосвященных московских викариев для временного управления Московской епархией. 9 декабря 1925 года митрополита Петра арестовали. Канцелярия была закрыта, дела опечатаны, но уже 10 декабря 1925 года временно управляющим Московской и Коломенской епархией Заместитель Патриаршего Местоблюстителя митрополит Сергий (Страгородский) назначил епископа Петра (Зверева).

В 1926 году был выслан из Москвы. Местом его пребывания стало Дивеево. Осенью 1927 года объявили о закрытии Дивеевской обители. В ночь на 22 сентября вооруженный отряд, ворвавшись в кельи, отправил в арзамасскую тюрьму епископов Серафима и Зиновия, матушку игумению Александру, всех старших сестер и духовенство. 8 октября епископа Серафима освободили.

Он подал митрополиту Сергию прошение об увольнении за штат, перебрался в Меленки Владимирской губернии. С 11 апреля 1932 года епископ Серафим находился под домашним арестом. В тюрьму его взяли 23 апреля во время приступа желчной колики, 25 апреля владыку отконвоировали в Москву на Лубянку, где поместили во внутреннем изоляторе. Там уже находился епископ Арсений (Жадановский), которого вскоре отпустили, а епископ Серафим остался в заключении. Одновременно арестовали многих его духовных чад. В июне с Лубянки перевели в Бутырскую тюрьму, и 7 июля 1932 года был вынесен приговор: три года ссылки в Казахстан.

В Алма-Ате здоровье Владыки резко ухудшилось, при этом 10 ноября 1932 года его вызвали в НКВД и приказали отправиться в город Гурьев. Туда он прибыл среди зимы, а уже 17 июля 1933 года его вновь арестовали и отправили под конвоем в Уральск на жительство.

Вскоре после приезда в Уральск владыка заболел малярией. Страшные приступы повторялись ежедневно, хина не помогала. Исцеление пришло неожиданно в день памяти святого Иоанна Тобольского.

И вновь посреди зимы в 24 часа было дано распоряжение в 24 часа отправиться на новое место – в Омск, а через 5 дня после прибытия в город НКВД приказало немедленно выехать в Ишим. Прибыли туда 3 февраля 1935 года ночью. Прошла Пасха, наступило лето. Срок ссылки закончился, но освобождения владыка не получил. Только осенью пришли бумаги. На предложение выбрать место жительства (минус шесть городов) епископ Серафим ответил, что решил остаться в Ишиме, где ему дали паспорт на жительство.

23 июня 1937 года работники ГПУ арестовали владыку. С ишимской тюрьмы начался последний этап земной жизни епископа Серафима. 23 августа 1937 года «тройка» при Управлении НКВД по Омской области приговорила епископа Серафима (Звездинского) к расстрелу, мотивируя свой приговор тем, что он «не прекратил своей контрреволюционной деятельности» и в Ишиме среди верующих «слыл за святого человека». 26 августа 1937 года приговор был приведен в исполнение.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *