Ересь что такое

Борьба с ересями

  • Очень сложным и противоречивым является отношение Ивана III к появившейся на Руси ереси, в исторической литературе получившей название «ереси жидовствующих», последователи которой отвергли многие догматы христианской церкви. Ересь в переводе с греческого – особая вера. Этим словом исстари обозначали…
    (История России с древнейших времен до конца XVII века)
  • (История России)
  • Начало борьбы за выход к Балтийскому морю

    На обратном пути из Европы Петр I встретился с польским королем и саксонским курфюрстом Августом II. Переговоры с последним положили основание Северному союзу против Швеции. К нему присоединилась и Дания. Заключение Северного союза означало коренной переворот во внешней политике России — на первый план…
    (История России)

  • Способы борьбы с вибрацией

    Зависимость между амплитудой колебательной скорости VK и возмущающей силой F выражается формулой (7.8) где F – возмущающая сила, Н; μ – коэффициент вязкого трения, Н · с/м; f – частота колебаний, Гц; m – масса системы, кг; с – коэффициент жесткости системы, Н/м. Знаменатель этого выражения представляет…
    (Безопасность жизнедеятельности)

  • Государственно-правовое регулирование классово-политической борьбы

    Появление государства было объективной закономерностью, следствием всего предшествующего развития первобытнообщинного строя отделения человека от животного мира, общественного разделения труда, роста его производительности, возникновения семьи, частной собственности на орудия и средства производства,…
    (Теория государства и права)

  • Социально-экономические последствия безработицы и методы борьбы с ней. Инфляция и безработица

    Суждения о социально-экономических последствиях безработицы неоднозначны и зависят преимущественно от того, о каком уровне безработицы идет речь. Некоторые исследователи, в основном неоклассического направления, отмечают, что умеренная безработица имеет ряд позитивных последствий: формирует мобильный…
    (Экономическая теория)

  • Борьба с агрессией крестоносцев и набегами монголо-татарских завоевателей в XIII в.

    На северо-западе и севере Полоцкое княжество граничило с землями балтских племен ятвягов и литвы. Важное значение для Полоцка имело обеспечение безопасности торгового пути по Западной Двине до Рижского залива. Для этого в нижнем течении Западной Двины были основаны крепости Герцике и…
    (История Беларуси)

  • Массовая борьба против фашистских захватчиков. Партизанское и подпольное движение на территории Беларуси

    С первых дней оккупации на территории Беларуси начался процесс становления партизанского и подпольного движения, складывалась организационная структура, приобретался опыт боевых действий. Антифашистское сопротивление на оккупированной территории СССР существовало в разных формах — пассивных и активных,…
    (История Беларуси)

  • (Всеобщая история государства и права. Том 2)

Значения слова ересь. Что такое ересь?

Ересь

Е́ресь (др.-греч. αἵρεσις — «выбор, направление, школа, учение, секта») — сознательное отклонение от общепринятого религиозного учения, предлагающее иной подход к религиозному учению; выделение из состава церкви новой общины.

ru.wikipedia.org

ЕРЕСЬ (греч. hairesis, «выбор»), мнение, расходящееся с учением церкви; в более широком смысле – убеждения, отклоняющиеся от общепринятых. В Новом Завете и у ранних отцов церкви этот термин использовался для обозначения принадлежности к секте; так…

Энциклопедия Кругосвет

Ересь (греч. отделение) (Деян 5.17; 15.5; 24.5,14; 2Пет 2.1; Гал 5.20)-ложное учение, которое выдается за истинное. Ересь-не постороннее учение, она всегда внутренний враг. Саддукеи, учение которых в основном совпадало с учением фарисеев…

Вихлянцев В. Библейский словарь. — 1994

Ересь (греч. hairesis — особое вероучение), в поздней античности ‘учение вероотступников, христианских обособленных групп во время схизм (греч. раскол), отделение от гл. церкви без изменения основополагающих принципов и догм в учении.

dictionary_of_ancient.academic.ru

Ересь. В поздней античности учение вероотступников, христ. обособл. групп во время схизм (греч. — раскол), отделение от гл. церкви без изменения основополагающих принципов и догм в учении.

drevniy_mir.academic.ru

Ересь, сознательное уклонение от ясно формулированного догмата христианской веры и, вместе с тем выделение из состава церкви новой общины. Надо отличать от раскола, разногласия в учении обрядовом, и от непреднамеренных ошибок в догматическом учении…

Брокгауз и Ефрон. — 1907—1909

ЕРЕСЬ Елена Павловна (1904—1985) — белорусский, российский психолог, специалист в области общей, возрастной и педагогической психологии. Канд. психологических наук (1937) доцент. Ученица К.Н. Корнилова.

История психологии в лицах: Персоналии. — 2006

Ересь Хоруса

В вымышленной вселенной Warhammer 40,000 Ересь Хоруса — галактическая гражданская война, положившая конец прямому правлению Императора человечества и повлёкшая за собой возникновение Космических десантников Хаоса.

ru.wikipedia.org

Ересь еретики

Ересь еретики — На языке церковной догматики Е. означает сознательное и преднамеренное уклонение от ясно выраженного и формулированного догмата веры христианской и вместе с тем — выделение из состава церкви нового общества.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — 1890-1907

Ересь жидовствующих

Ересь жидовствующих — ересь, проникшая в Россию в 15 веке. Первым распространителем был еврей Схария (Захария), приехавший из-за границы. Еретики отрицали Святую Троицу, таинство причастия, иконы, монашество и духовную иерархию…

Православный энциклопедический словарь. — 1998

ЖИДОВСТВУЮЩИЕ (Новгородско-московская ересь антитринитариев) — резко антиправославное умонастроение, распространявшееся в кон. XV — нач. XVI в. в Москве и Новгороде среди служилого сословия, купечества, в придворных великокняжеских кругах…

Русская философия: Словарь. – М., 1995

ЖИДОВСТВУЮЩИЕ — еретическое движение, существовавшее в послед. трети XV — нач. XVI в. в Новгороде и в Москве. Ж. («жидовская мудръствующими») еретики названы в «Просветителе» («Книга на новгородские еретики») прп.Л. 197).. В столице ересь Ж. получила дальнейшее распространение. По сведениям «Просветителя», к ереси были привлечены архим. Симонова Нового московского в честь Успения Пресв.

Православная энциклопедия

НОВГОРОДСКО-ПСКОВСКАЯ ЕРЕСЬ

НОВГОРОДСКО-ПСКОВСКАЯ ЕРЕСЬ (стригольники — происхождение названия не выяснено), религиозное движение в среде низшего духовенства, посадских и торговых людей в Новгороде и Пскове во 2-й половине 14 — начале 15 вв.

Энциклопедия «История отечества». — 1997

НОВГОРОДСКО-ПСКОВСКАЯ ЕРЕСЬ (стригольники) — движение в Новгороде и Пскове во 2-й пол. 14 — нач. 15 вв. Была направлена против социального неравенства, церковного гнета, монастырского землевладения…

Большой энциклопедический словарь

НОВГОРОДСКО-ПСКОВСКАЯ ЕРЕСЬ — стригольники — амтицерковное и антифеодальное движение в Новгороде и Пскове во второй половине XIV—начале XV вв. Направлена против социального неравенства, церковного гнета, монастырского землевладения…

Словарь исторических терминов. — 1998

НОВГОРОДСКО-МОСКОВСКАЯ ЕРЕСЬ

НОВГОРОДСКО-МОСКОВСКАЯ ЕРЕСЬ (церк. название — жидовствующие) антицерк. и анти-фсод. движение в России в сер. 15 в. Подобно ср.-век. ересям Зап. Европы, она была одной из форм оппозиции феодализму…

Атеистический словарь. — М, 1986

НОВГОРОДСКО-МОСКОВСКАЯ ЕРЕСЬ (жидовствующие) — движение кон. 15 — нач. 16 вв. в Новгороде и Москве. Отрицала авторитет церкви и церковные обряды, отвергала многие догматы православия.

Большой энциклопедический словарь

НОВГОРОДСКО-МОСКОВСКАЯ ЕРЕСЬ — жидовствующие — амтицерковное и антифеодальное движение конца XV—начала XVI вв. в Новгороде и Москве. Отрицала авторитет церкви и обряды. Священники ереси использовались Иваном III в борьбе с боярством и церковью…

Словарь исторических терминов. — 1998

Ереси в России

ЕРЕСИ в России . Зарождение антицерковных умонастроений на Руси первоначально порождалось языческой реакцией на христианизацию, выразившейся в 11 в. в восстания волхвов.

Новая философская энциклопедия. — 2003

Ереси в России, возникли с принятием христианства как протест народных масс против насильственной христианизации и процесса феодализации. Антихристианскую и антицерковную окраску носили восстания смердов в Суздальской земле 1024 и 1071.

БСЭ. — 1969—1978

Русский язык

Е́ресь/.

Морфемно-орфографический словарь. — 2002

ересь

’ересь (греч. отделение) (Деян.5:17 ; Деян.15:5 ; Деян.24:5,14; 2Пет.2:1 ; Гал.5:20) — ложное учение, которое выдается за истинное. Ересь — не постороннее учение, она всегда внутренний враг. Саддукеи, учение которых в основном совпадало с учением фарисеев, но отличалось только непризнанием воскресения и Ангелов, были для них еретиками (Деян.5:17 ; Деян.23:8), хотя оба учения находились в рамках закона Моисеева. Ап. Павла фарисеи назвали представителем Назорейской ереси (Деян.24:5), так как не признавали Иисуса из Назарета Мессией, боясь подрыва устоев своего собственного учения. Но вот и само учение фарисеев в Деян.15:5 названо ересью (по отношению к христианству), так как некоторые из уверовавших фарисеев стали настаивать на исполнении Моисеева закона также и другими верующими из язычников. Упомянутые в Откровении учения Николаитов, Валаама и Иезавели (Отк.2:6,14,15,20), которых придерживались некоторые верующие в Пергамской и Фиатирской церквах, можно, очевидно, также назвать ересями.

В истории церкви известен целый ряд ересей. При этом, в первые века христианства они носили характер искажения истинного учения, а в дальнейшем (при усилении папства и государственности христианства) — протестантский, освободительный характер и, таким образом, являлись «ересью» только для папства.

Гностики (от греч. гносис — знание) (1-3 ·вв.) — последователи учения, по которому мир и материя — зло, и поэтому Бог к ним не может даже и прикоснуться. По этому учению мир был сотворен промежуточными божествами (эманациями), одной из которых и является Христос. Поскольку плоть — зло, ее нужно совершенно игнорировать и подавлять или, наоборот, полностью удовлетворять, не придавая этому никакого значения. Не ясно их учение о спасении, ибо все тексты гностических авторов уничтожены церковными властями и сохранились только цитаты в богословских трудах, по которым можно заключить, что мир по их представлениям постепенно очищаясь может примириться и воссоединиться с божеством. Аналогичные представления живы и в настоящее время, особенно среди высших церковных деятелей, проповедующих всеобщее примирение.

Манихеи (3 ·в.) — последователи Мани (214-277 ·гг.), основой учения которого является непрекращающаяся борьба изначально существующего зла (тьмы) с также изначально существующими добром и истиной (светом). Разумные души пленены злым, но неразумным миром. Христос пришел взять Своих, дав им знание самих себя. Спасаются они через полное отрицание внешнего и осознание своей избранности, своей высшей природы. Во дни своей молодости, до обращения, этим учением был сильно захвачен Августин, хотя видел его многие недостатки. Мани за отказ от собственной религии (зороастризма, в общем-то схожего с его учением) был преследуем, бежал в Индию, затем вернулся в Персию, был схвачен и казнен. Его учение распространилось по всей Римской империи, но вскоре повсеместно стало преследоваться. Последний запрет был провозглашен в Китае в 14 ·в. Послужило толчком к зарождению учений павликиан, катаров, альбигойцев.

Ариане (4 ·в.) — последователи Александрийского священника Ария, который отрицал единосущность Бога Отца и Сына и считал Христа чем-то средним между Богом и человеком. Созванный императором Константином в 325 ·г. Первый вселенский собор в Никее осудил арианство как ересь, но позже Константин поддержал Ария из каких-то политических соображений и оказал ему официальное покровительство. На Втором вселенском соборе в 381 ·г. в Константинополе арианство было снова осуждено.

Донатисты (4 ·в.) — последователи Доната, движение которых возникло в результате отказа местной общиной в Карфагене в 311 ·г. признать вновь назначенного из Рима епископа Цецилиана. Донатисты образовали свою общину, которая призывала верующих к простой жизни, к отказу от сотрудничества с государством и от крещения детей, уже тогда вошедшего в практику. На созванном в 411 ·г. специальном местном соборе в Карфагене учение донатистов было названо ересью, запрещено и его последователи подверглись жестоким гонениям.

Несториане (5 ·в.) — последователи патриарха константинопольского Нестория, организовавшего повсеместные гонения на ариан. В своем учении он отрицал рождение Христа сверхъестественным образом и настаивал, что от Марии (он ее называл Христородицей) родился просто человек, в котором после поселился Дух Святой и обитал в нем как в храме. На Третьем вселенском соборе в Ефесе в 431 ·г. учение это было осуждено, а Несторий сослан. Его сторонники бежали в Иран, Среднюю Азию, Китай. В 499 ·г. им удалось собрать свой собор в Селевкии и организовать свою церковь со своей иерархией.

Монофизиты (5 ·в.) — последователи архимандрита Евтихия, который учил (как реакция на несторианство), что во Христе преобладает одна сущность — Божественная, а человеческая ею полностью поглощена. Учение это получило широкое распространение и епископы таких городов, как Александрия, Антиохия и Иерусалим стали его приверженцами. На соборе в Ефесе в 449 ·г. (на который однако не было приглашено большинство епископов) монофизиты провозгласили свое учение «официальным». Четвертый вселенский собор в Халкидоне в 451 ·г. назвал этот собор «разбойничьим» и отменил все его решения. Однако, на следующем — Пятом вселенском соборе в Константинополе в 553 ·г. были сделаны уступки монофизитам в некоторых вопросах. В 6 и 7 веках они явились причиной многих смут.

Монофелиты (6-7 ·вв.) — последователи очередного учения, возникшего как реакция на предыдущее. Монофелиты утверждали, что хотя Христос и обладал двумя сущностями — Божественной и Человеческой, Он обладал лишь одной волей — Божественной, которая полностью поглотила человеческую. Это учение поддерживал Сергий — патриарх константинопольский (610-38 ·гг.) и император Ираклий, который в 638 ·г. его официально одобрил. Максим Исповедник очень резко отвергал это учение, говоря, что человеческая воля сохраняет во Христе свою самостоятельность, но свободно подчинена Божественной. На Шестом вселенском соборе в Константинополе (680-81 ·гг.) монофелитство было осуждено. В это время в Азии уже бушевал ислам.

Павликиане (7 ·в.) — ·возм., первые предшественники протестантов. Происхождение названия не известно. Некоторые полагают, что оно происходит от имени ·ап. Павла. Учение павликиан распространилось в западной Армении, Константинополе, Малой Азии. Они отвергали крещение детей, католическую иерархию, монашество, иконы, поклонение богородице и святым, деление на клир и мирян. В середине 9 ·в. павликиане отделились от Византии и организовали собственное государство со столицей в Тефрике. Но уже в 872 ·г. они потерпели поражение, а в 878 ·г. потеряли свою столицу. Императрица Теодора уничтожила до 100 ·тыс. павликиан как еретиков и многих переселила на Балканы, где они способствовали возникновению богомильства.

Иконоборцы (8 ·в.) — представители следующей волны борьбы с официальной религией. В 730 ·г. император Лев III запретил поклонение иконам. Собор в Иерии (близ Константинополя) в 754 ·г. объявил иконопочитание ересью, но вскоре оно было восстановлено. На Седьмом вселенском соборе в Никее в 787 ·г. иконоборчество было объявлено ересью.

Богомилы (10 ·в.) — последователи павликиан на Балканах (в Македонии, Боснии, Сербии, Болгарии). Осуждали богатство, поклонение кресту, мощам, святым. Особенно жестоко обращал их в православную веру византийский император Алексий 1. Он сжег вождя богомилов Василия.

Катары (от слова чистый) (11-13 ·вв.) — последователи богомилов в Италии, Фландрии, на юге Франции. Проповедовали аскетизм, отвергали католическую церковь со всеми ее установлениями и считали папу наместником сатаны. Подвергались страшным преследованиям.

Вальденсы (12 ·в.) — последователи лионского купца Вальдо, который раздал свое богатство и проповедовал бедность и аскетизм, жизнь без собственности и семьи (апостольскую жизнь). Его последователи появились в Испании, Италии, Германии, Чехии, Швейцарии. Из всех установлений католической церкви они признавали только крещение и причащение. Отрицали иконы и монополию священников на проповедь, считая, что всякий способный может проповедовать. Подвергались преследованиям и сжиганию, которое все чаще стало практиковаться по отношению к еретикам.

Альбигойцы (12-13 ·вв.) — последователи катаров и вальденсов в южной Франции. Считали земной мир и католическую церковь творением сатаны. Против них были организованы крестовые походы (Альбигойские войны) и направлена официально созданная в это время (1215 ·г.) инквизиция с ее пытками и кострами.

Начиная с 13 ·в. ересей больше «не было», так как за всяким инакомыслием теперь зорко следила инквизиция. Еще в 1184 ·г. при папе Луции III и императоре Фридрихе I Барбароссе был организован епископский суд, который разыскивал еретиков, осуждал их и передавал гражданской власти для приведения приговора в исполнение. В 1215 ·г. была санкционирована инквизиция (на четвертом Латернском соборе) и осуществление ее было поручено членам доминиканского и францисканского орденов (позже — иезуитам).

Упразднена инквизиция была в большинстве стран Европы в 18 ·в., в Португалии — в 1820 ·г., в Испании — в 1834 ·г. и в папской области — в 1859 ·г.

В России христианство было введено в 10 ·в. и долгое время не было отмечено никаких ересей. В 14 ·в. возникло движение «стригольников» (значение термина не известно), распространившееся в Пскове, Новгороде и позже проникшее даже в Москву. Его сторонники как позже и «нестяжатели», протестовали против чрезмерных поборов при всяких обрядах, отвергали исключительное право священников на проповедь, призывали к аскетической жизни. Но в 15 ·в. это движение постепенно исчезло. В 16 ·в. Феодосий Косой «воздвиг новое учение», в котором призывал к спасению через добрые дела, но вынужден был бежать в Польшу.

В 17 ·в. в связи с реформами патриарха Никона произошел «раскол» и старообрядцев стали жестоко гнать. Многих из них сожгли в деревянных срубах, многие сжигали себя сами.

Лютеровская Реформация достигла России только в конце 19 ·в.. (см. церковь)

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *