Ереси нет

22 сентября 2018 года в передаче «Церковь и мир», выходящей на канале «Россия-24» по субботам и воскресеньям, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион ответил на вопросы ведущей телеканала Екатерины Грачевой.

Е. Грачева: Здравствуйте! Это программа «Церковь и мир». Мы беседуем с председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополитом Волоколамским Иларионом об актуальных событиях в России и в мире. Здравствуйте, владыка!

Митрополит Иларион: Здравствуйте, Екатерина! Здравствуйте, дорогие братья и сестры!

Е. Грачева: Владыка, сейчас в России находится великая святыня — часть мощей святителя Спиридона с острова Корфу. Естественно, много россиян хотят поклониться этой святыне. В чем значение этого святого, который от земледельца вырос до епископа? Почему его так почитают? Как Вы относитесь к тому, что очень часто, скажем, светские СМИ, да и некоторые православные сайты подчеркивают, что святителю Спиридону нужно молиться о решении жилищного вопроса, он помогает в проблемах с работой? К такому роду разделения святых по сферам влияния, скажем, Матроне Московской, Ксении Петербуржской можно молиться о семье, и т.д., как Вы относитесь?

Митрополит Иларион: Прежде всего, я хотел бы сказать о том, кто такой был святитель Спиридон. Он жил в IV веке и был простым человеком, который обладал очень глубокой верой. Есть даже предание, связанное с ним. В то время очень много спорили о Святой Троице: как это может быть, что один и тот же Бог существует в трех лицах Отца, Сына и Святого Духа? Предание гласит, что святой Спиридон взял кирпич, сжал его рукою, и из этого кирпича вниз полилась вода, вверх вырвалось пламя, а в руках у святителя осталась глина. И тогда святитель Спиридон сказал, что как кирпич один, но имеет три стихии — огонь, воду и глину, — точно так же и Единый Бог существует в трех лицах.

Опыт очень многих верующих показывает, что святитель Спиридон, так же как и святитель Николай, архиепископ Мир Ликийский, — они, кстати, были современниками, — очень быстро откликается на молитвы и просьбы. В Греции это один из самых почитаемых святых. Может быть, даже в Греции его почитают больше, чем святителя Николая. В России, на Руси он тоже был хорошо известен, хотя, конечно, почитание святителя Николая было гораздо большим.

Что касается этого разделения святых на «сферы влияния» или на «специализации», то кто-то может над этим посмеяться, но это небезосновательно, потому что, как правило, все это основано на опыте людей. Человек, например, обращается в молитве к одному святому с какой-то просьбой и не получает ответа, точнее, эта просьбе не исполняется. Наверняка, конечно, святой его слышит, но просьба остается без ответа. Обращается к другому святому, и просьба исполняется. Если то же самое происходит еще у одного человека, у другого, у третьего, у десятков, сотен людей, то постепенно распространяется такая молва: мол, этот святой помогает именно в этом.

Я, например, знаю по опыту очень многих людей, что святитель Николай помогает путешествующим. Это подтверждено десятками и сотнями, тысячами свидетельств. То же самое касается святителя Спиридона Тримифунтского, то есть не на пустом месте возникает такое отношение к святым. Другое дело, когда просто публикуются списки, кому в каком случае молиться, кому от чего молиться, — этот святой помогает от головной боли, а этот святой помогает от зубной боли, — здесь, конечно, зачастую все основано на каких-то домыслах. Например, есть такое поверие, что святой Иоанн Предтеча помогает от головной боли. На чем основано это поверие? На том, что он закончил свою жизнь мучеником, ему была отсечена голова. Я думаю, что вряд ли спасение от головной боли можно искать в подобного рода ассоциации, то есть здесь, конечно, необходимо отделять пшеницу от плевел. С одной стороны, есть религиозный опыт людей, а, с другой стороны, есть разного рода домыслы и предрассудки.

Е. Грачева: Владыка, иными слова, правильно ли я понимаю: если мы хотим лучше понять, какому святому и с какими просьбами обращаться в молитве, нужно смотреть на их жизненный путь, на их житие. Например, Ксения Петербургская, известная своей верностью мужу, сняла с себя женскую одежду и продолжала носить только одежду мужа.

Митрополит Иларион: Поэтому очень многие люди, у которых проблемы в семье, молятся Ксении Петербургской и получают ответы на свои вопросы. Очень многие семьи были даже восстановлены благодаря ее сверхъестественному вмешательству.

У нас есть многовековая полемика с протестантами, которые говорят, что святым молиться не надо, потому что Бог слышит человека без всяких посредников. И мы совершенно не сомневаемся в том, что Бог слышит человека без всяких посредников. Мы начинаем день и заканчиваем день молитвой Богу. И все наши богослужения, прежде всего, молитвы Богу. Но эти молитвы Богу перемежаются с молитвами Пресвятой Богородице, с молитвами ангелам, в частности, ангелу-хранителю молится каждый православный христианин. И мы так же молимся святым не потому, что они являются посредниками между нами и Богом, или, что мы не можем к Богу напрямую обращаться, а должны это делать через святых, а потому, что они тоже нас слышат, они тоже нам по-своему помогают.

Е. Грачева: В Ильинском храме, это рядом с подмосковным Подольском, прошел молебен в защиту животных во Всемирный день защиты животных. Нужно сказать, что ежегодно в этом храме проводится такой молебен, а в этом году он примечателен тем, что в нем приняли участие сами собаки и кошки. Как следует относиться к подобного рода молебнам? Я знаю, что некоторые священники даже не благословляют дома держать, например, собак. Говорят, что в отличие от кошки, собака — это уличное животное и дома ему не место.

Митрополит Иларион: Я знаю этот храм, о котором Вы говорите, знаю настоятеля отца Петра Дынникова. Помимо того, что там совершаются молебны, там еще и проводится большая работа по спасению животных: это, прежде всего, бездомные кошки, собаки, которых этот священник собирает со всей округи, которые живут при этом храме в хороших условиях. Прихожане о них заботятся, их кормят, их лечат.

Что касается молебна, о котором Вы упомянули, то, конечно, это не был молебен, в котором участвовали кошки и собаки. В молебне участвовали люди, но некоторые из них на руках держали своих домашних питомцев. Это первое, что я хотел сказать. А вторая часть Вашего вопроса касается того, что некоторые священники якобы запрещают держать домашних животных. Но я не знаю, на каком основании эти священники запрещают держать домашних животных. Конечно, изначально собака была уличным животным, но уже много столетий и тысячелетий собака является другом человека и является домашним животным. И для людей, особенно для одиноких людей, для пожилых, домашние собаки и кошки являются большим утешением, так же как и для детей, конечно.

Я вспоминаю свое детство. У меня был кот, его звали Алеша, он, конечно, доставлял мне большое утешение. А когда потом соседи его отравили, — мы жили в коммунальной квартире и кот захаживал на кухню, и один сосед его отравил, — этот кот умер у меня на руках. Это, конечно, было источником большой скорби, потому что этот кот был фактически членом нашей семьи. Часто меня спрашивали: «А почему вы назвали кота именем Алеша? Разве можно кота называть человеческим именем?» На что я отвечал: «Кот может быть Васькой, а почему он не может быть Алешкой?» Вот такой был у меня кот.

Е. Грачева: Владыка, в августе даже те наши граждане, кто находился в отпусках и не следили за новостями, по неприятному курсу рубля по отношению к иностранной валюте поняли, что что-то не так происходит на рынках. А это было следствием введения нового пакета санкций со стороны США в отношении России. Вы как руководитель Отдела внешних церковных связей оцениваете текущее положение дел между Москвой и Вашингтоном? Были личные переговоры Трампа с Путиным, вроде даже какой-то контакт они смогли найти в Хельсинки. Что же происходит сейчас? А главное — куда движутся наши отношения, достигли ли они дна или может быть еще хуже?

Митрополит Иларион: В значительной степени вся эта политика санкций обусловлена не двусторонними отношениями между Россией и США, а тем, что происходит в США на политическом уровне. Там сложилось острое противостояние между президентом, с одной стороны, а, с другой стороны, политическим истеблишментом. Причем это не только проигравшая на выборах Демократическая партия, которая выступает против Трампа, но и значительная часть сенаторов от Республиканской партии. И на этом фоне его предвыборные обещания наладить контакт с Россией как раз и породили ту волну антироссийской риторики, антироссийских санкций, которые активно сейчас имплементируются. В значительной степени, как мне кажется, именно эта своеобразная политическая ситуация в США является мотором, движущей силой все новых и новых санкций, которые вводятся против России.

Я вспоминаю свой визит в США вскоре после избрания Трампа. Уже тогда для меня было очевидно, что ситуация совершенно ненормальная и экстраординарная, потому что все ведущие американские новостные каналы говорили о Трампе очень плохо. Можно было видеть передачу с участием нескольких экспертов, и ни один из них не защищал Трампа. Все, каждый на свой лад, его только ругали. Конечно, в такой ситуации президенту очень трудно достичь тех целей, которые он для себя поставил, в том числе в своей предвыборной программе. Мне кажется, что он старается, но из-за мощного сопротивления у него это не получается.

У санкций есть и обратная сторона, потому что тот факт, что мы недополучаем многие продукты с Запада, стимулирует отечественного производителя. Я наблюдаю по прилавкам наших магазинов, что количество продуктов, ассортимент продуктов не уменьшается. Только все больше и больше становится отечественных продуктов вместо зарубежных продуктов. Я воспринимаю это очень положительно. До того, как санкции были введены, многие наши отечественные производители просто не могли пробиться на отечественный рынок, потому что он был занят иностранными товарами. Сейчас это стало возможно.

Е. Грачева: Еще нужно сказать о том, что, несмотря на отсутствие между нами дипломатического контакта, экономических связей, которые сейчас подорваны, продолжается сотрудничество наших силовых структур и спецслужб. В частности, Владимир Путин лично благодарил Трампа за то, что Америка помогла предотвратить теракт в Санкт-Петербурге. 18-летний сторонник террористической группировки ИГИЛ, россиянин, собирался взорвать Казанский собор. Недавно был суд. Ему дали пять лет тюрьмы. На Ваш взгляд, пять лет тюрьмы за планирование подобного теракта — это достаточное наказание?

Митрополит Иларион: Мне трудно судить, по каким мотивам было принято именное такое наказание. Я думаю, что суд не без основания определяет конкретную меру наказания. Но что касается сотрудничества в области борьбы с терроризмом, то я думаю, что, несмотря на политические разногласия, такие державы, как США и Россия просто обязаны в этом сотрудничать. Потому что речь идет о риске, которому постоянно подвергаются жизни людей. Конечно, если спецслужбы одной страны узнают о готовящемся теракте и сообщают в другую страну, то это можно только приветствовать. Я надеюсь, что даже если взаимоотношения между Россией и США еще не достигли дна и даже если они будут опускаться еще ниже, то все-таки сотрудничество в сфере борьбы с терроризмом будет сохраняться.

Е. Грачева: Коль мы уж заговорили об Америке, интересная новость, на мой взгляд, пришла из США. Есть такой кондитер в Колорадо, его зовут Джек Филипс. Получил он известность после того, как в 2012 году отказался делать свадебный торт для гомосексуальной пары. Долго шел суд. Только сейчас суд принял его сторону. А теперь новый виток скандала, связанный с тем, что теперь он торт на день рождения женщине трансгендеру отказался выпечь. Что Вы думаете о Джеке Филипсе? Такому кондитеру Вы, скажем, испечь просфоры поручили бы, доверили?

Митрополит Иларион: Просфоры пекут обычно православные люди. Но если говорить о праве кондитера продавать тем или иным лицам, то я думаю, что у каждого кондитера такое право есть. И соответственно есть и право не продавать продукцию, если, например, нравственные убеждения этому препятствуют. В данном случае мы имеем дело с очень четко выраженной нравственной позицией. Я думаю, что подобного рода выражения позиции можно только приветствовать.

Сейчас на Западе и, особенно, в Америке продолжается последовательное наступление на традиционные нравственные ценности. Пропагандируется то, что называется переменой пола. Мы как-то касались этой темы в одной из передач прошлого сезона. Я сказал, и сейчас хотел бы повторить, что мужчина, превращенный в женщину при помощи хирургической операции, все равно не становится полноценной женщиной, он только носит маску, которую он на себя надевает. Он не является полноценной женщиной, потому что не может зачать и родить ребенка, то есть это обман и самообман. Но этот обман сейчас поддерживается на уровне идеологии. В Америке можно попасть под суд только за то, что человек скажет, что он не согласен с этой идеологией.

Е. Грачева: В Южной Корее запретили на территории школы продажу напитков, содержащих кофеин. Геннадий Онищенко говорит, что это очень хороший пример и нам в России его тоже нужно применить. Что Вы об этом думаете? Вы сами пьете кофе?

Митрополит Иларион: Я кофе практически никогда не пью, по крайней мере, когда нахожусь в России. В некоторых странах, где очень хорошо готовят кофе, например, в Греции или в Турции, я позволяю себе выпить кофе. Но не думаю, что это полезный для здоровья продукт, не думаю, что кофеин полезен детям, не знаю, насколько запретительные меры будут уместны, но так или иначе мы должны заботиться о здоровье наших детей. Всякие меры, направленные на оздоровление наших детей, можно только приветствовать.

Во второй части передачи митрополит Иларион ответил на вопросы телезрителей, поступившие на сайт программы «Церковь и мир».

Вопрос: В одном из посланий апостол Павел пишет: «Надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1 Кор. 11:19). А в другом: «Еретики Царства Божьего не наследуют» (см. Гал. 5:20-21). Как совместить эти слова?

Митрополит Иларион: Когда апостол Павел говорит о разномыслиях, он не имеет в виду ереси. Разномыслия — это такие взгляды, которые не нарушают догматического предания Церкви. Если же разномыслие касается догматов, то тот человек, который мыслит не так, как мыслит Церковь, становится еретиком.

Правда, не все еретики сразу становились таковыми. Еретиком является тот человек, который мыслит не так, как мыслит Церковь и которого Церковь вразумила, но при этом продолжает мыслить по-своему, то есть он игнорирует соборный голос Церкви. В этом случае он становится еретиком. Конечно, были и такие еретики, которых осудили уже посмертно, то есть при жизни их не называли еретиками, а после их смерти в их книгах были выявлены ереси. Такие ситуации тоже имели место.

Когда же речь идет о разномыслиях, то под этим не подразумеваются ереси, потому что ересь — это опасное уклонение от чистоты православного вероучения. Есть замечательный принцип, который был сформулирован святым Викентием Лиринским: в главном — единство, во второстепенном — свобода, во всем — любовь. Это, наверное, тот принцип, по которому должна жить Церковь. В главном, то есть в догматах — единство, во второстепенном возможна свобода. Но даже если возникают разномыслия, то эти разномыслия должны обсуждаться в духе любви.

Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru

15.11
201813 ноября в Малом актовом зале Московской духовной академии прошли заседания кандидатского диссертационного совета №1. В ходе заседаний состоялись защиты диссертаций на соискание ученой степени кандидата богословия.

А. М. Хамидулин представил к защите диссертацию на тему: «Мистические аспекты философии С.Л. Франка», которую он написал под научным руководством кандидата философских наук, профессора МДА Н.К. Гаврюшина. Официальные оппоненты: заведующий кафедрой философии и социально-политических дисциплин Полтавского национального технического университета имени Юрия Кондратюка доктор философских наук, профессор Г.Е. Аляев и кандидат философских наук, доцент Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Т.Н. Резвых.

Диссертационный совет отметил, что на основании своих исследований соискатель, в частности, разработал концепцию мистического дискурса в философии С.Л. Франка, проанализировал личный мистический опыт философа, а также осуществил сравнительный анализ философии мистики С.Л. Франка с философией мистики Н.А. Бердяева и И.А. Ильина.

В результате тайного голосования члены диссертационного совета приняли решение о присуждении А. М. Хамидулину искомой степени кандидата богословия.

Следующий соискатель, священник Евгений Веселов написал диссертацию на тему: «Эсхатология сект протестантского происхождения» под научным руководством кандидата богословия, доцента Р.М. Коня. Официальные оппоненты: доктор исторических наук, кандидат филологических наук, кандидат богословия, доцент Санкт-Петербургского государственного университета протодиакон Владимир Василик и кандидат богословия, профессор Киевской духовной академии В.М. Чернышев.

На основании выполненных соискателем исследований впервые в русском сектоведении выявлено на конкретном материале богословское преемство ересей баптизма, пятидесятничества, адвентизма седьмого дня и свидетелей Иеговы и одновременно показано их богословское разнообразие. Определена цельная картина формирования сектантской эсхатологии. Анализ сектантских доктрин и их опровержение проведен с творческим использованием полемического святоотеческого дискурса, а также с позиций библейского богословия.

По итогам голосования диссертационный совет также принял решение о присуждении священнику Евгению Веселову степени кандидата богословия.

Последним защищал диссертацию диакон Николай Шаблевский. Диссертационное исследование диакона Николая было посвящено теме: «Сравнительный анализ принципов арамейских переводов Пятикнижия Моисеева (таргумов и Пешитты)» и написано под научным руководством кандидата богословия, доцента М.А. Скобелева. Официальные оппоненты: доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры английской филологии Национального университета «Острожская академия» Д. В. Цолин и кандидат исторических наук, заведующий секцией Ближнего Востока Школы востоковедения НИУ ВШЭ А.В. Муравьев.

Автор диссертации предложил оригинальный взгляд на проблему жанра, литературной формы и предикативных конструкций текстов Торы, а также исследовал арамейские переводы синтаксиса речи рассказчика в прозаическом повествовании и проанализировал особенности переводов диалогических высказываний. Кроме того, диакон Николай в своем диссертационном исследовании определил синтаксические особенности арамейских переводов правовых текстов и изучил переводы форм предикации поэтической строки в таргумах и Пешитте.

Члены диссертационного совета признали диакона Николая достойным степени кандидата богословия.

Когда мы слышим слово «ересь», то невольно представляем себе навеянную светским кинематографом картину: злой и кровожадный инквизитор мучает вольнодумца, романтика и пассионария «еретика». Насколько уместно такое «распределение ролей»? Что такое ересь и чем она вредна — мы спросили у богослова, ректора Киевской духовной академии и семинарии, архиепископа Бориспольского АНТОНИЯ (Паканича), председателя Богословско-канонической комиссии при Священном синоде Украинской Православной Церкви.

Архиепископ Бориспольский АНТОНИЙ (Паканич) — богослов, ректор Киевской духовной академии и семинарии,председатель Богословско-канонической комиссии при Священном синоде Украинской Православной Церкви

Зачем нужна догматика?

— Что такое ересь — «свобода» богословского, философского творчества или просто ошибка?

Подлинная свобода — это свобода от греха и пребывание в Святом Духе, Духе Истины, Который сохраняет человека от заблуждений. Если ересь — проявление свободы творчества, то тогда богословие отцов Церкви проявление чего? Впрочем, свобода может стать основанием самых разных поступков, как добрых, так и злых.

Ересь — это не просто ошибка или заблуждение, в которое впадает человек из-за незнания или неверного вывода. Ересь — это сознательное и упрямое искажение Священного Предания, подрыв фундаментальных истин православной веры, такое пагубное их искажение, которое препятствует спасению.

— Как могут быть связаны догматические формулировки со спасением, ведь по сути это всего лишь формы мысли? Как и почему форма мысли влияет на спасение?

— Не надо забывать, что речь идет о Боге. Догматические формулировки — это не просто формы мысли, а некий словесный образ, направляющий нас к Первообразу и предостерегающий от искажения истины. Вспоминается евангельское выражение «ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф. 12: 37), которое часто понимается как предостережение от суесловия, от невоздержанности языка. Но если вспомнить контекст этих слов Спасителя, то увидим, что сказаны они как продолжение предостережения от «хулы на Духа Святого» и, таким образом, относятся не к простым бытовым ситуациям, когда действительно можно наговорить лишнего, а именно к богословию! Догматические формулировки предостерегают и направляют нас — наш ум, нашу волю, наши чувства — к Богу, служат нам ориентиром на этом пути. Так получается, что — да, от слов о Боге, с которыми согласно и сердце, зависит наше осуждение или спасение.

Конечно, догматическое богословие — это в том числе и форма мысли, то, что принадлежит к интеллектуальной культуре, но главная его цель — вести человека к спасению. Неправильная вера ведет к неправильному духовному опыту и, как следствие, заблуждению и прелести. Догматика — это не отвлеченное мудрствование, не теоретические абстракции, это путь к спасению. Умственное богословское заблуждение всегда отражается на практике, именно поэтому ересь опасна! Бывали случаи в истории Церкви, когда богословские споры разгорались прямо вокруг какого-то практического вопроса: так, если мы вспомним историю византийских Паламистских споров XIV века, то эти вроде бы исключительно теоретические дискуссии вокруг природы «божественного света» разгорелись в первую очередь вокруг афонской практики «умной молитвы» и в итоге позволили богословам обосновать и защитить афонскую монашескую традицию исихазма и созерцания нетварного божественного света.

Если человек идет в неверном направлении, через некоторое время он неминуемо окажется в тупике. Это объективная реальность, человек в принципе может и не пропагандировать какую-то ересь, но быть еретиком, его заблуждения все равно рано или поздно дадут свой плод, обнаружат себя печальными последствиями.

— Ересь — это в первую очередь «умственное» заблуждение? Семинарист с двойкой по догматическому богословию — еретик?

— Ну, такой человек уже, как правило, не семинарист… (Смеется.) Здесь вопрос не в том, может ли человек выразить свою веру, а в том, осознанно ли он отвергает церковное учение, противопоставляет ли он свое понимание церковному? Большинство еретиков были очень умными людьми и строгими аскетами, но отрицали церковное учение. Причем отрицали на очень высоком интеллектуальном уровне: Аполинарий, Несторий… Именно поэтому мы объясняем своим студентам, что не столько теоретические познания в области богословия, сколько опыт церковной жизни, опыт жизни в Духе Святом предохраняет от ошибок.

Свобода богословских мнений

— Если мы будем изучать историю церковной письменности, то быстро заметим, что святые отцы и сами далеко не всегда единогласны, более ранние иногда противоречат поздним…

— Поздние догматические формулировки выражают не какие-то «новые» учения, а то же самое церковное учение, которое изначально было в Церкви. В православном понимании содержание церковного учения неизменно, и со временем может меняться только его словесная форма. Мы убеждены, что святые отцы, жившие до появления более поздних догматических формулировок, веровали так же, как и мы. Не смотря на то, что многие доникейские Отцы в изъяснении учения о Святой Троице использовали терминологию не Символа веры (принятого в 325 году), мы уверены, что понимали они свои формулировки в рамках Предания Церкви.

Интересно, что Церковь только те вероучительные истинны определяет как догмат, которые непосредственно важны для спасения человека. Православные догматы — это всегда некий коридор, где богослов может думать так или по-другому, главное — не выходить за обозначенные рамки. Самым ярким примером чего является орос Халкидонсокго Собора с его определением о соединении естеств во Христе: неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно.

Более того, есть значительное количество очень по сути значимых для нас вероучительных истин, которые вообще не имеют строгих догматических формулировок. Например, о телесности или бестелесности ангелов. И это нормально. Поэтому мы различаем в Церкви догматы и богословские мнения.

— А чем отличается частное «богословское мнение» от ереси? Где грань допустимого разномыслия? Какие критерии?

— Частные богословские мнения могут быть несогласны друг с другом, но при этом они не должны ни прямо, ни косвенно идти в противоречие догмату. Если это происходит, тогда «частное богословское мнение» становится ересью. Кроме того, как уже говорилось, ересь подрывает фундаментальные истины, а теологумены и частные богословские мнения касаются вероучительных вопросов частного характера, не имеющих столь важного значения для спасения, как те истины, что мы исповедуем в Символе веры. (Например, вопрос от трехчастности (дух—душа—тело) и двухчастности (тело—душа) человеческой природы. — Прим. ред.) И конечно, следует четко понимать, что в ереси есть два важных аспекта: собственно ошибочный взгляд по какому-то вероучительному вопросу и отношение еретика к собственному лжеучению. Принявший ересь за истину — не просто с кем-то в чем-то не согласен, он противопоставляет себя и свою веру вере Церкви. Отсюда известная закономерность: ересь — это всегда нарушение единства. Еретик — это человек не просто заблуждающийся, но и тот, кто ради собственного заблуждения отпадает от церковного единства, выходит из единства веры, любви и, в конце концов, единства евхаристического общения.

По каким-то вопросам разномыслие, безусловно, возможно; и в связи с этим вспоминается известное выражение Блаженного Августина, который заповедовал сохранять «в главном единомыслие, во второстепенном разнообразие, во всем любовь». Тот критерий, который определяет, где заканчивается разномыслие, а где начинается ересь, четко виден из этих слов святого отца: разномыслие не должно служить раздору и нарушению любви.

Кто помнит слова святого апостола Павла «Имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны; ничего не делайте по любопрению или по тщеславию» (Фил. 2: 3), тот имеет четкий критерий для различения допустимого в Церкви разномыслия от собственно ереси.

— Откуда тогда происходит сам факт разномыслия святых отцов, если Бог один?

— Давайте спросим: что первичнее, опыт или его последующее выражение? Очевидно, опыт. И только потом его выражение. При этом не следует забывать, что даже вполне простой опыт иногда сложно облечь в словесную форму. Приходится искать слова, понятия, корректировать и уточнять их. Одно и то же можно выражать разными словами: более или менее удачными, содержательными, красивыми, в конце концов. Чтобы выразить свой опыт, иногда должно пройти время. Думаю, каждый испытывал подобное. Так и в случае с Церковью: она имела опыт Богообщения — Господь открылся ей. И никто не сомневался, что этот опыт есть, а вот на его выражение, поиск словесных формулировок уходило время. Да, термины «Троица», «Богочеловек», «Богородица» появились не сразу, но это не значит, что у Церкви не было веры в это, что был какой-то другой опыт.

Осторожно, грех!

Быть внимательным

— Часто говорят, что ересь — это только то, что осуждено вселенским собором. Но если ересь вредна сама по себе, а собора не было (уже более 1000 лет) — лжеучение нельзя назвать ересью?

— Дело не только в том, что не было уже более 1000 лет вселенского собора. Разве не было тех, кто исповедовал какую-нибудь ересь, но умер до осуждения этой ереси вселенским собором? Конечно были. Не значит же это, что они не еретики или их нельзя называть еретиками?

И после эпохи вселенских соборов появлялись новые лжеучения, ереси. Очевидно, они были не менее вредоносными или губительными. Некоторые из них оказались осуждены на поместных церковных соборах. Но сколько будет существовать мир, Церковь, столько враг рода человеческого и будет строить козни, в том числе в виде ересей. Так что мы всегда должны быть внимательны к тому, что говорят, что проповедуют и к чему призывают. Не зря же святой апостол предостерегает нас, чтобы «кто-нибудь не прельстил вкрадчивыми словами» (Кол. 2: 4).

— А где грань «непонимания», «глупости», с одной стороны, и «ереси»— с другой? Бабушки в храмах часто имеют очень экзотические представления о Православии, о природе Христа и т. п. Все эти бабушки — еретики?

— Многие из них родились и выросли в Православии, и принадлежность к Церкви по умолчанию воспринимается ими как нечто само собой разумеющееся. При таком отношении в «тонкости» не вникают. Все эти «экзотические» представления скорее есть следствие незнания подлинной традиции, а не сознательного противления учению Церкви. Таких людей Церковь прежде всего должна наставлять, просвещать. Часто бывает, что простые прихожане имеют неправильное представление, но после объяснения спокойно осознают неправоту и принимают церковное учение. Мы хорошо понимаем, что не все наши прихожане владеют догматической терминологией, но я думаю, что в принципе можно пусть и не уметь объяснить суть собственной веры, но веровать при этом православно. Переживать правильный духовный опыт. Человек может иметь правильную духовную жизнь, но не владеть какими-то богословскими, философскими терминами, и наши прихожане — большинство в принципе верят так, как верит Церковь, все они знают наизусть Никео-Цареградский Символ веры, который поется за каждой литургией, и для них этого достаточно. Да, кто-то приходит в храм и не понимает, но со временем растет и степень осознания богословских определений своей веры.

— Есть такое выражение, как «простецкое богословие», зачем церковному учению вообще необходимо «теоретическое», богословское измерение? Может, чтобы не впадать в ереси, «от греха подальше» лучше вообще не вникать в эти тонкости?

— Это ложный путь, Апостол Павел говорит, что служение Богу должно быть разумным (Рим.12:1), хотя все и не сводится только к разуму.

— Нарушение традиций, например богослужебных: языка или способа чтения тех или иных текстов — это ересь?

— Нарушение богослужебных традиций может происходить по разным причинам: от тривиального нерадения до обновленческого пафоса.

В особых случаях такое нарушение может быть литургическим следствием ереси, как это и происходит, например, в протестантских деноминациях.

— Есть мнение, что существует потребность в переводе православной догматики на более современный философский язык. Святые отцы говорили на языке античной философии, современном для того времени, а сегодня этот язык сильно изменился. Или язык догматики неизменен?

— Язык богословия — это язык человеческий, и он имеет свои ограничения, но я все-таки не сторонник такого перевода. Ведь в богословии мы всегда говорим о тайне, имеем предметом своего обсуждения вещи таинственные, и я не думаю, что у нас есть сейчас такие духовные силы, чтобы подвергнуть этот язык ревизии. Это принесет не ясность, а только новые разделения.

Дмитрий РЕБРОВ

«все ереси Осипова неоднократно обозначались. Св.Церковь никогда не исповедовала что:
1)Спасение возможно без веры во Христа, главное следовать общечеловеческим универсальным моральным принципам — нравственный монизм;
2) Крещение не обязательно для спасения, оно не смывает первородных грех, детей можно не крестить; 3) Вне Церкви можно спастись, границы Церкви размыты и никому не известны;
4) Хлеб и вино как были до литургии, так хлебом и вином остаются и после;
5) Первородный грех не является препятствием ко спасению, а значит нам не нужны Искупление и Крещение;
6) Сам догмат Искупление, является католической ересью.
7) Бог есть Любовь и только Любовь, но Он не является Справедливостью и никого не наказывает.
8) По многим догматическим вопросам существуют несколько линий, разного понимания этих вопросов святыми отцами;
9) О всеобщем спасении и конечности мук, что в итоге, нет разницы, как ты веровал, все равно будешь спасен, и возможности покаяния после смерти.
Это все анафематствованно и проклято, как учение сатаны.»

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *