Если человек умирает в церковный праздник

Если вдуматься, удивительное название для дня, когда мы мысленно и молитвенно встречаемся со всеми теми, кого уже нет на земле — Радоница, или иногда еще говорят Радуница. И слово «радость», которое так явно слышится в названии, неслучайно. Равно как неслучайно и то, что день поминовения усопших так недалеко отстоит от Праздника Праздников — Светлого Воскресения Христова.

Ни на Пасху, ни на Светлую седмицу, умерших в Церкви не поминают: специальных богослужений по усопшим, так называемых панихид, не служат, на кладбище не ходят. И если кому-то привелось умереть на Пасху, то человека даже и хоронят по особому пасхальному чину. Почему так? Вот что говорит на эту тему святитель Афанасий Сахаров:

«О смерти и о мертвых в этот день (в Светлое Христово Воскресение — М. Г.) вспоминается часто, притом даже гораздо чаще, чем в другие, меньшие, праздники. Но в Пасху — это победное воспоминание о попрании смерти смертию Христовою, это радостнейшее и утешительнейшее исповедание веры в то, что дарована жизнь и сущим во гробех. Понятно поэтому, что на Пасхе не может, не должно быть и речи о поминальных молениях, о каком-либо гласном поминовении не только усопших, но и живых. Но это не значит, что память об усопших совсем изгоняется на это время из Церкви. Просто она приобретает несколько иную окраску». Мы люди, и хотим мы того, не хотим, но даже самые укорененные в вере, самые воцерковленные, знающие назубок слова Символа веры «чаю воскресения мертвых», приходя на могилы близких, скорбят. Боль и горечь потери каждый раз оживает в нашем сердце, что естественно, что понятно. Поэтому, чтобы мы не испытывали противоречия в своих чувствованиях: то ли искренняя скорбь, то ли радость о Воскресении Христовом, чтобы не ввергать нас в фальшь в каком-либо из этих, одинаково дорогих для Церкви переживаний, — Церковь уважает человека! — она же, Церковь, и не поощряет походы на кладбище на Пасху и во время всей последующей Светлой недели. Для поминовения усопших выделяется особенный день — ближайший день, когда в храмах служится полная Литургия и накануне вечером может быть отслужена панихида. Такой ближайший день к Пасхе — вторник после Светлой седмицы. На Радоницу в храмах молитвенно вспоминают усопших, а молитва о тех, кто уже за пределами нашего мира — давнее установление Церкви. «Спрашиваете, почему мы поминаем усопших? — читаем у святителя Феофана Затворника. — Потому, что так заповедано нам делать. А что заповедано — это видно из того, что в Церкви Божией не было времени, когда бы не творилось это поминовение. Значит, это идет от Апостолов и Самого Господа… Отшедшие живы, и общение у нас с ними не пресекается. Как о живых молимся мы, не различая, идет ли кто путем праведным или другим; так молимся и об отшедших, не доискиваясь, причислены ли они к праведным или к грешным. Это долг любви братской. Пока последним судом не разделены верующие, все они, и живые, и умершие, единую Церковь составляют. И все мы взаимно друг к другу должны относиться, как члены одного тела, в духе доброхотства и любительного общения, и живые, и умершие, — не разгораживаясь пополам умиранием». И церковный опыт имеет свидетельствования того, как посмертная участь умерших менялась по молитвам тех, кто их любил.

На Радоницу, после службы в храме, верующие приходили на кладбище, служились панихиды и там, в народе заметили, что чаще всего день Радоницы бывает особенно светлым и солнечным. «В утро Радоницы, во вторник на Фоминой, я просыпаюсь от щебета-журчанья: реполов мой поет! И во всем доме щебет, в свист, в щелканье, — канарейки, скворцы и соловьи. Сегодня «усопший праздник”, — называет Горкин: сегодня поедем на могилки, скажем ласковым шепотком: «Христос Воскресе, родимые, усопшие рабы Божие! радуйтеся, все мы теперь воскреснем!” Потому и зовется — Радуница.

Какое утро!.. Окна открыты в тополь, и в нем золотисто-зелено. Тополь густой теперь, чуть пропускает солнце, на полу пятна-зайчики, а в тополе такой свет, сквозисто-зеленоватый, живой, — будто бы райский свет… Едем сначала на Ваганьково, за Пресню. Везет Антипушка на Кривой, довольный, что отпросили его с нами. На Ваганьковском помянули Палагею Ивановну, яичка покрошили, панихидку отпели, повоздыхали; Говриилу-Екатерину помянули… я-то их не знавал, а Горкин знал, — родители это матушкины, люди самостоятельные были, ничего. А Палагея Ивановна, святой человек, премудрая была, ума палата, всякие приговорки знала, — послушать бы! Посокрушались, как мало пожила, за шестьдесят только-только переступила. Попеняли нам сторожа, чего мы яичком сорим, цельным полагается поминать родителев. А это им чтобы обобрать потом. А мы птичкам Господним покрошили, они и помянут за упокой. По всему кладбищу только и слышно, с семи концов, — то «Христос Воскресе из мертвых”, то «вечная память”, то «со духи праведных…” — душа возносится! А сверху грачи кричат, такой-то веселый гомон. Походили по кладбищу, знакомых навестили, много нашлось» (Иван Шмелев «Лето Господне»)

Кстати, о смерти на Пасху. Издавна считалось, что умереть на Пасху — знак особой Божьей милости. Вот что пишет об этом знаменитый богослов проф. А.И. Осипов. «В народе есть устойчивое убеждение, что если Господь дает кому-то умереть на Пасху, то это является знаком того, что он прощен и сподобился Царства Небесного. Возможно, так и есть. Объяснить это можно таким образом. Не потому он спасается, что умер на Пасху, а потому на Пасху умер, что оказался достойным этого за свое правдолюбие, покаяние, искание истины, а тем более за свою праведную жизнь. Иногда говорят — вот, неверующий, а умер на Пасху, неужели и он спасется? Евангелие отвечает: а может быть, он был «праведным разбойником”, вот Господь и дал ему умереть в это благое время. Но, повторяю, все это лишь предположения — церковного учения об этом нет».

До чего же редко мы веселимся! Все взрослые праздники связаны либо с календарем, либо с рождением или свадьбой, а такие вещи мы и контролировать-то не в силах. Всё это, конечно, приятно, замечательно и важно, такие праздники стоит отмечать, без сомнения. Главное — не забывать, что в нашей жизни поводов для праздника гораздо больше! Не обязательно закатывать пир горой и приглашать гостей, но позволить себе приятную мелочь нужно непременно.

Повышение

Это больше, чем новая работа. Повышение — это шаг вверх по служебной лестнице, ради которого ты столько времени потел и нагружал свой рабочий горб. Когда тебя повышают — это проявление признания. Этим жестом начальство говорит тебе: тобой можно не только управлять, ты доказал, что можешь расти и обучаться, ты заслуживаешь поощрения.

Прибавка к зарплате

Не обязательно менять работу или получать новую должность — достаточно небольшого повышения. Финансовая стабильность многого стоит, и нет причин не радоваться тому, что тебе повысили зарплату. Ты работал, ты заслужил, теперь ты сможешь больше себе позволить.

Годовщина дружбы

Любовь приходит и уходит, а чуваки остаются с тобой на долгие годы. Некоторые отношения не проживают и года, в то время как дружба длится и пять, и десять лет. Странно, что мы так печемся о девушках и как будто не ценим свои старые связи с близкими людьми, которые будут рядом с нами всегда.

Избавление от вредной привычки

Когда кто-то говорит, что бросил курить или пить столько-то лет назад, реакция на это всегда неоднозначная. Одни смотрят на него с подозрением («Бывший алкоголик?» — проносится у них в голове), другие тут же ставят на нем крест («Скучный человек, с ним не повеселишься»). Не поддавайся ни первым, ни вторым: они понятия не имеют, о чем говорят. Ты-то знаешь: у тебя железная сила воли, ты полностью контролируешь свое тело, а это достойно уважения и… праздника, разумеется.

Завершение проекта

Последующее веселье частенько бывает единственным огоньком, что светит тебе в конце долгого и темного туннеля, который еще называется «работа над проектом». В обществе не принято отделять работу от материального вознаграждения за нее, но настоящие трудяги знают: зарплата не единственное достижение.

Конец главы

Не в книге, а в твоей жизни. Ты переезжаешь в другой город, съезжаешь в другой город, бросаешь старую привычку, расстаешься с подругой. Возможно, в нашей жизни было бы меньше стресса, если бы в завершении чего бы то ни было мы видели хорошее. Ты начинаешь всё заново, а это уже праздник.

Возвращение из путешествия в целости и сохранности

Не в лес на выходные — подальше и на более долгий срок. Устраивать вечеринку после возвращения из отпуска не обязательно, но если ты выделил время на путешествие, ты заслуживаешь посидеть за столом с родными или друзьями. Они наверняка ждут не дождутся твоих рассказов.

Бросить работу

Она тебя достала — так открой шампанское и выпей за то, что ты наконец освободился!

Найти новую работу

Мы слишком зациклены на бумажках, сроках, подписях и тонкостях, что часто забываем, как интересно начинать что-то новое. Работа — это гигантская часть нашей жизни, это то, что мы делаем каждый день, день за днем. Перемена работы меняет тебя самого.

Расставание

Люди появляются в нашей жизни и исчезают из нее. Это не хорошо и не плохо — это нейтральные перемены и пресловутый жизненный опыт, который каждому положено иметь. Если ты поймешь это, то переживешь расстояние уже наполовину. Одна дверь закрывается — открывается другая. Потом ты оглянешься на прошлое и поймешь, что благодарен всем за все.

Годовщина на работе

Одно из двух: либо ты умеешь выживать, либо нашел дело своей жизни. И то и другое стоит отметить.

Дни, навсегда изменившие твою жизнь

У нас принято отмечать окончание школы и университета, даже 8 Марта и 1 Мая — а что это за дни? Для честности к этим праздникам стоит прибавить дни, изменившие нашу жизнь: ты понял нечто важное, преодолел себя, закончил писать книгу или научную работу. Вот это повод!

Разлюбить ее

Некоторые отношения очень сложно пережить. Ты менялся ради нее, подстраивался под нее, шел на компромисс. Теперь нужно начать новую жизнь. Однажды ты поймешь, что больше она тебя не интересует и ты вновь научился жить наедине с самим собой. Звони друзьям и веселись до упада!

Хорошее настроение

Счастье — самое редкое чувство на земле. Лови момент!

Окончание трудного дня

Все мы жертвы рутины. Изо дня в день нас погребают под собой мелочи жизни, и под конец мы чувствуем себя выжатыми, опустошенными, обессиленными. В таком состоянии никому и в голову не придет праздновать. Пересиль себя и позови чуваков выпить. Иногда это единственный способ дожить до конца недели.

Приуготовление к вечности: о христианском отношении к смерти, погребении и поминовении

Что есть смерть для христианина?

Для верующего человека смерть — это «великое таинство» рождения человека из земной временной жизни в вечность. По воле Божией разлучение души от тела происходит так же таинственно и непостижимо для человеческого разума, как и соединение их в утробе матери. По исходе своем из тела душа человека попадает в новые условия жизни. Здесь она не может уже по воле своей изменить свое состояние (принести покаяние и получить отпущение грехов), как это было при жизни на земле. Поэтому важнейшее значение приобретает глубокая духовная связь умершего с Церковью, которая продолжает заботиться о нем так же, как и при жизни.

В чем заключается молитвенная помощь нашим умирающим и скончавшимся близким?

По свидетельствам святых отцов, человеку бывает страшно при разлучении души с телом: особенно тяжело душе первые три дня вне тела. Чтобы облегчить страдания умирающего, родные и близкие читают над ним «Канон молебный ко Господу нашему Иисусу Христу и Пречистей Богородице Матери Господни при разлучении души от тела всякаго правоверного» (помещен во многих молитвословах). Его называют также отходною молитвой. После смерти человека и омовения его тела, сразу же начинают читать «Последование по исходе души от тела» (канон за единоумершего). Если человек умер вне дома, этот канон также необходимо прочесть в день его смерти. Затем в течение трех дней над умершим принято читать Псалтирь — непрерывно днем и ночью, все то время, пока христианин остается непогребенным.

Почему необходимо отпевание?

По учению Церкви, на третий день душа человека проходит страшные мытарства, а на сороковой приводится к Богу, чтобы услышать суд о себе Своего Творца и Владыки. Нет ни одного человека, который, как говорит Писание, пожил бы и не согрешил. Поэтому каждый умерший, уже не имеющий возможности самостоятельно что-то изменить в своей участи, имеет великую нужду в молитвенной помощи Церкви и своих близких. Чтобы облегчить усопшему переход в вечную жизнь, в церкви совершают чин отпевания. Святая Церковь молит Владыку и Господа, по Его неизреченной милости, простить усопшему грехи и удостоить его Царства Небесного». Отпевание обращено также к родственникам и близким усопшего: заупокойная служба помогает им справиться с горем, исцелить душевные раны. Именно поэтому в чинах погребения так часто звучит победная песнь «Аллилуиа», что значит: «»Грядет Господь», и являет второе пришествие Его, при котором Он восстановит всех нас, умерших» (св. Симеон Солунский). Заочное отпевание возможно в случае крайней необходимости: когда не найдено тело покойного или храм находится очень далеко. Проводить покойного без отпевания — значит не исполнить свой долг любви и лишить его помощи Церкви.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *