Если нет детей это наказание

В прошлом бездетные пары могли выбирать только из двух возможностей: постепенно смириться со своей бездетностью (хотя, клинический опыт говорит, что к этому смирению так никто и не приходит) или же усыновить чужого ребенка. Доступность аборта резко уменьшила число подобных детей, и потому пары с огромным облегчением устремились лечиться от бесплодия. Этот выход становится все доступнее в течение последних десяти лет.

Лечение приносит как надежду, так и разочарование многим парам, так как уровень успешности излечения еще сравнительно низок.

Однако, даже если процедура искусственного оплодотворения оказывается успешной, паре еще предстоит примириться со своей неудачей зачать ребенка так же, как их родители. Они должны изжить скорбь об утрате их изначальной надежды и ожиданий, что нормальная гетеросексуальная половая жизнь физически здоровых взрослых людей приведет к зачатию и рождению ребенка, как это было в предшествующем поколении. Так как бесплодие – это неудача, которую пара не может отрицать, стыд и вина – неизбежная часть их эмоционального настроя: стыд, что они не смогли зачать, как смогли многие их друзья, и вина за то, что они не могут подарить внуков своим родителям, продлить род и укрепить родство своих семей.

Депривация бесплодия особенно больно ударяет по женщине. Идентификация по полу устанавливается в раннем детстве и закрепляется родительской установкой в качестве сердцевины полоролевой идентичности. Сексуальная идентичность во многом определяется отрочеством. В пубертате физическое созревание впервые делает возможным для обоих полов исполнение их детских желаний и фантазий. Сложно переплетенные физиологические влияния раннего детства вносят вклад в основание и развитие индивидуальности ребенка и в установление у него или у нее образа своего тела и представления о Собственном Я. Этим последним и надлежит измениться. Это означает, что для мужчин и женщин осознание своей репродуктивной способности и уверенность в ней являются частью их образа Собственного Я. Перед женщиной стоит дополнительная задача взросления, ибо тело взрослой женщины повторяет тело ее матери, и женщина оказывается перед двойственной и противоречивой необходимостью: идентифицироваться с возможностями матери-женщины и отделиться от нее эмоционально, принять на себя ответственность за свою сексуальность и свое тело.

Для маленькой девочки вера в свою будущую способность родить ребенка, как родила ее мать, является решающей для уверенного развития ощущения своей женственности, ценности и сексуальной идентичности. Когда ее тело достигнет физической зрелости, придет время для рождения ребенка. Фантазии о беременности и желание ее можно, таким образом, рассматривать как нормальную часть будущей идентичности маленькой девочки, цель, которую предстоит достичь во взрослой жизни.

Сегодня многие женщины, заботящиеся о том, чтобы сделать карьеру, откладывают беременность и деторождение «на потом», уверенные в своей способности к репродукции. Столкнувшись с болезненной реальностью (если зачатия так и не происходит), они чувствуют себя потерпевшими бедствие, особенно если на глазах уходит физиологическое время, когда беременность еще возможна. Отсутствие контроля за репродуктивной способностью собственного тела – чудовищный личный кризис, убийственный удар по нарциссизму, по гордости образом своего взрослого тела, по отношению к Собственному Я и по сексуальным отношениям, так как они начинают казаться механическими, особенно если техника зачатия накладывает ограничения на их спонтанность.

Клинические наблюдения показывают, что у большинства бесплодных женщин были трудные и конфликтные отношения с матерью. Многие из них добились в жизни многого – сознательно или бессознательно в пику матери. И, однако, большинство этих матерей легко и естественно зачали и родили детей, что не удалось их бесплодным дочерям. Клинический опыт работы с бесплодными пациентками убеждает, что они глубоко страдают от этой нарциссической раны и регрессируют к базальному образу тела и состоянию сознания, ощущая себя при этом неудовлетворенными и неудовлетворяющими своих сексуальных партнеров. Они кажутся бессознательно фиксированными на ранней стадии их женского развития, на которой они ощущали, что им еще не дано материнского позволения родить собственного ребенка. Из-за напряженного стремления забеременеть, центром их внимания становится превратность менструального цикла. Это обедняет другие сферы жизни. Приняв тот факт, что они не смогут зачать, они смогли бы оплакать свои разбитые надежды и вернуться к жизни, но эта задача, видимо, им не по силам, пока физиологические изменения менопаузы не положат неизбежный конец надеждам на материнство.

Новые методики оплодотворения могут помочь многим женщинам. Однако, эти новые методики, а также перенос на донора спермы и врачей, несколько осложняют нормальное взаимодействие фантазии и реальности, которое стимулируется взрослым желанием иметь ребенка.

Верующий — не тот, кто думает, что Богу все возможно, но кто верует, что получит от Бога все, что просит. Вера получает и то, на что не смеет надеяться, как показал пример благоразумного разбойника на кресте.

Преподобный Иоанн Лествичник

Что такое бесплодие?

Бесплодие — это неспособность женщины детородного возраста к зачатию, а мужчины — к оплодотворению.
По данным Всемирной Организации Здравоохранения, бесплодие в современном мире — проблема каждой пятой супружеской пары.
В 40% случаев «виноватой» стороной оказывается женщина, еще в 45% — мужчина, остальные 15% приходятся на случаи «несовместимости» супругов.

Бесплодие не является самостоятельным заболеванием.
Это, скорее, следствие тех или иных отклонений в развитии организма или перенесенных болезней: врожденное недоразвитие или пороки развития половых органов наследственного или приобретенного характера, острые и хронические заболевания половой сферы (в том числе венерические), заболевания других органов и систем. Часто к бесплодию приводят нарушения обменных процессов в организме (следствием чего могут являться ожирение, диабет и др.), гормональные нарушения, голодание, недоедание, витаминная недостаточность.
Многим парам, обращающимся за помощью к врачам, удается помочь — на сегодняшний день существуют различные программы лечения бесплодия, среди которых есть как консервативные (медикаментозные), так и хирургические методы.

Однако помимо физических причин супружеского бесплодия, существуют и причины духовные. О них и пойдет речь.

Наказание за греховную жизнь

Причин духовного характера, препятствующих рождению ребенка, может быть много.
Постараюсь перечислить основные.
Старец Паисий Святогорец в IV томе своих трудов, называемом «Семейная жизнь» отвечает на некоторые вопросы, связанные с бесплодием и трудностями, возникающими с рождением детей.
На вопрос, почему у тех или иных женщин развивается бесплодие, старец Паисий отвечает следующим образом:
«Некоторые бесплодные женщины не вступили в брак тогда, когда это нужно было сделать, и поэтому сейчас по отношению к ним действуют духовные законы. Некоторые привередливые девушки начинают выбирать женихов: ‘Нет, этот мне не нравится, а тот мне не по вкусу».
Пообещав парню выйти за него замуж, такая девушка одновременно глядит и на другого, потом говорит первому «нет», и он хочет покончить жизнь самоубийством.
Э-э, ну какую семью создаст такая девушка?
А есть женщины, которые бесплодны потому, что в юности они жили беспорядочной греховной жизнью. Есть и такие, причина бесплодия которых — в дурном питании, потому что многие продукты содержат в себе целую кучу химикатов и гормонов».

По поводу девушек, ведущих беспорядочную половую жизнь, можно заметить, что для них существует не только духовная, но и медицинская предпосылка к возникновению бесплодия.
При греховно-блудном образе жизни у женщин (да и у мужчин) очень велика вероятность развития различных инфекций, которые могут привести к хроническим заболеваниям половой сферы и повлечь за собой неспособность к деторождению.
Духовная составляющая заключается в том, что Господь может попустить девушке или юноше за их желание «нагуляться» в молодости (то есть, называя вещи своими именами, максимально удовлетворить свою похоть) наказание и не подать детей за такую развратную жизнь.

Неготовность довериться Богу

Следующая причина, которую отмечает старец Паисий:
«Есть и такие супружеские пары, которые хотят иметь ребенка сразу, как только поженятся.
А если рождение ребенка задерживается, то они начинают тревожиться и беспокоиться.
Как же они родят ребенка, если сами полны беспокойства и душевной тревоги?
Они родят ребенка тогда, когда изгонят из себя беспокойство и душевную тревогу и направят свою жизнь по правильной духовной колее.

Иногда Бог сознательно медлит и не дает какой-то супружеской паре детей.
Поглядите: ведь и святым Богоотцам Иоакиму и Анне, и святым пророку Захарии и его супруге Елизавете Он дал ребенка в старости, дабы исполнить Свой предвечный план о спасении людей.

Супруги всегда должны быть готовы принять в свою жизнь волю Божию.
Бог не оставляет человека, который с доверием вручает себя Ему.
Мы не делаем ничего, а сколько делает для нас Бог!
Со сколькой любовью и щедростью Он дает нам все!
Разве есть что-то такое, что будет Богу не под силу?..

Рождение детей зависит не только от человека. Оно зависит и от Бога.
Видя, что у супругов, испытывающих затруднения в связи с рождением детей, есть смирение, Бог может не только дать им ребенка, но и сделать их многодетными.
Однако, видя в супругах настырность и эгоизм, Бог не исполняет их желания…
Супруги должны всецело предать себя Богу. Они должны сказать:
«Боже мой, Ты печешься о нашем благе, да булет воля Твоя (Мф. 6, 10)».
В этом случае их прошение исполнится. Ведь воля Божия исполняется в том случае, когда мы говорим «да будет воля Твоя» и с доверием к Богу вверяем себя Ему.
Но мы, хотя и говорим «да будет воля Твоя», одновременно настаиваем на нашей собственной воле.
Ну а что может сделать для нас Бог в этом случае?»

Эгоизм родителей

Причиной бесплодия может быть также эгоизм родителей, когда молодая семья оттягивает рождение ребенка, рассуждая примерно так:
«Дети — это огромная забота. Сначала нам надо доучиться, встать на ноги, заработать на квартиру, построить дачу, купить машину, а уж потом и заведем ребенка».
Заметьте: не «Бог даст ребенка», а именно «заведем», как будто ребенок — это кошка или собака.
Когда Господь видит такое отношение к Своему благословению на деторождение, пренебрежение к заповеди «Плодитесь и размножайтесь», то по прошествии некоторого срока, когда у семьи уже есть все — и квартира, и дача, и машина, и работа — Он не подает детей.
И кроме кошек и собак такая семья «завести» уже никого не может.
Хотя с медицинской стороны препятствий для деторождения нет.

Промесел Божий о семье

Старец Паисий выделяет еще две возможные причины бесплодия:
«Многим людям Бог не дает детей для того, чтобы возлюбив детей всего мира как своих собственных, эти люди помогли их духовному возрождению».
Старец Паисий приводит следующий пример:
«Один человек не имел детей, но, когда он выходил из дома, дети из соседских домов сбегались к нему и с любовью окружали его. Они не давали ему идти на работу.
Видите: Бог не дал этому человеку своих детей, но Он дал ему благословение, чтобы все соседские дети любили его как отца, а он помогал им духовно.
Суд Божий — это бездна».

Как относится церковь к искуственному оплодотворению?

Существуют различные методики искусственного оплодотворения.
Практически все они являются недопустимыми согласно церковным канонам и материалам Юбилейного Архиерейского собора Русской Православной Церкви 2000 года (в XII главе «Проблемы биоэтики» дается оценка различных способов преодоления бесплодия и достаточно подробно рассказывается, как нужно поступать супругам в случае, если у них нет детей).
Единственно допустимым является метод искусственного оплодотворения, при котором семя мужа, полученное во время супружеских взаимоотношений, вводится врачом при помощи шприца в область устья матки.
Таким образом, оплодотворение яйцеклетки происходит после естественных отношений межу мужем и женой и не нарушается целостность семейного союза, так как используются только половые клетки супругов.

В случае, когда в процесс деторождения вмешивается третья сторона (например, если для искусственного оплодотворения используется семя донора), вносится элемент греховности.
Внешне, казалось бы, факта измены нет, однако в семью вторгается чужеродный элемент.
Это равносильно тому, как если бы женщина ради рождения ребенка вступила в незаконные супружеские отношения с посторонним мужчиной.
Хотя физической составляющей греховных отношений здесь нет, в то же время в яйцеклетку женщины вносится генетический материал чужого человека, то есть получается блудное соитие при помощи медицинской технологии.
Существует целый ряд методик искусственного оплодотворения с вмешательством третьей стороны.
При некоторых из них используется донорская яйцеклетка другой женщины, которая после оплодотворения семенем мужа подсаживается в матку.
Такие методики абсолютно недопустимы.
Есть даже психологический феномен, когда женщина, которой была подсажена донорская яйцеклетка, ощущает «что-то чужое» в своем теле, несвойственное ей.

Сегодня все большее распространение получают методы экстракорпорального оплодотворения (ЭКО), то есть оплодотворения, совершаемого вне тела, — среди ныне живущих на Земле число людей, зачатых в пробирке, достигло уже 3 миллионов человек.
Подобный вариант решения проблемы бесплодия также не благословляется Церковью, так как при его применении происходит нарушение целостности семейно-супружеского союза, отсутствует физическое соединение мужчины и женщины, тайна деторождения выносится за пределы человеческого тела, не происходит акта дарения супругов друг другу, необходимого для рождения новой жизни.
Жизнь рождается в пробирке; что происходит в этот момент с эмбрионом, находящимся вне тела матери, каким физическим заболеваниям он будет подвержен впоследствии, как будут воздействовать на него падшие духи — это большой вопрос.
Одна из серьезных проблем экстракорпорального оплодотворения состоит в том, что в большинстве случаев при осуществлении этой методики производятся так называемые «лишние» оплодотворенные клетки (уже являющиеся новой жизнью!).
Это значит, что если были оплодотворены четыре яйцеклетки, а женщина хочет только одного ребенка, ей будет подсажена только одна яйцеклетка.
Что делать с остальными тремя эмбрионами?
Можно их заморозить для того, чтобы выносить спустя какое-то время, или редуцировать — попросту говоря, убить.
Таким образом, ребенок появляется на свет за счет одновременного убийства двух или трех неродившихся братьев и сестер.
Жизнь же одного за счет смерти другого считается Церковью неприемлемой.

«А в других случаях Бог не дает супругам детей, чтобы пристроить какую-нибудь сиротку».
Старец Паисий рассказывает об одном своем знакомом христианине — адвокате, человеке духовной жизни.
Однажды старец остановился у него на денек погостить и познакомился с его благочестивой супругой, помогающей многим бедным детям.
Она пожаловалась на то, что Господь не дает ей детей, на что старец Паисий ответил с укором:
«У тебя, сестра, более пятисот детей. И ты еще жалуешься? Христос видел твое благое произволение.
И Он воздаст тебе за него.
Сейчас, помогая духовному возрождению стольких детей, ты являешься матерью лучшей, чем многие другие. Ты оставляешь позади всех многодетных матерей!
И та мзда, которую ты получишь, тоже будет много большей, потому что, возрождаясь духовно, дети духовно обеспечивают свое будущее в вечной жизни».

Поэтому бывает так, что Господь не подает семье детей не как наказание, а проявляет таким образом Свой особый Промысл, чтобы через этих людей получил помощь какой-нибудь несчастный ребенок, оставленный своими родителями.

Я знаю некоторые семьи, в которых происходило следующее.
Как только супруги проявляли желание усыновить сироту из детского дома, женщина и сама зачинала ребенка.
В семье таким образом появлялось сразу двое детей — один усыновленный и второй, посланный Господом, разрешившим чрево прежде бесплодной женщины .
Когда врачи обследовали таких женщин, они не находили у них патологии, препятствующей деторождению.
Но воля Господа была такова, чтобы в этих семьях воспитывали не только своего ребенка, но и приемного.

Родовые грехи и проклятия

Существуют и другие причины бесплодия.
К ним можно отнести так называемые родовые проклятия — когда мать или отец проклинают своих детей.
Иногда, когда дети докучают своим родителям, те вместо своего родительского благословения посылают детям укоры, которые могут «сработать» как проклятия.
Например, когда мать говорит своим дочерям: «Чтоб вам пусто было» или посылает их к нечистой силе.
Когда такие родители раскаиваются затем в своих проклятиях, жизнь их детей устраивается и Господь подает им детей.

Существуют также «родовые» грехи против Бога и против ближнего, когда Господь наказывает бесплодием за грехи, совершенные против Него.
Например, если кто-то рушил храмы, снимал кресты, резал иконы, смеялся над Церковью, Господь может посылать бесплодие в семьи потомков глумителей до тех пор, пока они не осознают этого греха и не покаются за родителей.
Известен случай, когда священник после революции отрекся от своего сана и так и умер без покаяния.
В следующих поколениях в его семье рождались одни девочки, а мальчики, если и появлялись на свет, вскоре умирали, не дожив до взрослого возраста.
В 1930-е годы в колхозах, рабочих коллективах и институтах детей заставляли принародно отрекаться от своих родителей.
Такого рода грехи против Бога (осквернение церквей, богохульства, отречение от родителей) нередко сказываются на последующих поколениях.

Иногда люди совершают и грехи против ближнего — выкапывают могильные плиты и строят из них свои дома, делают аборты или совершают другие кощунственные поступки, а потом их дети или внуки становятся бесплодными.

«Порча» и «сглаз»

Конечно, «порча», «сглаз» — это не церковные понятия.
Но иногда люди используют такую терминологию — в большинстве случаев, под этим следует понимать зависть.
Например, «сглаз» может случиться, если одна женщина зло завидует другой — красивой, материально благополучной, вышедшей замуж и счастливой в браке.
И в силу подобной черной зависти может получиться так, что у женщины будет все, но забеременеть она не сможет.
Или если женщина-мать насмехается над соседкой, лишенной счастья материнства, Господь может лишить насмешницу ребенка или «затворить» ее чрево так, что она больше никогда не сможет иметь детей по своей гордости и превозношению над страдальцами.

Испытание веры

Бесплодие может быть послано и как испытание веры человека.
В материалах Юбилейного Архиерейского собора РПЦ 2000 года и в святоотеческом учении указывается, что бесплодие может рассматриваться как крест, который возлагает Господь на супружескую пару.
«В молитвах чина венчания Православная Церковь выражает веру в то, что чадородие есть желанный плод законного супружества, но вместе с тем не единственная его цель.
Наряду с плодом чрева на пользу супругам испрашиваются дары непреходящей взаимной любви, целомудрия, единомыслия душ и телес.
Поэтому пути к деторождению, не согласные с замыслом Творца жизни, Церковь не может считать нравственно оправданными.
Если муж или жена неспособны к зачатию ребенка, а терапевтические и хирургические методы лечения бесплодия не помогают супругам, им следует со смирением принять свое бесчадие как особое жизненное призвание.
Пастырские рекомендации в подобных случаях должны учитывать возможность усыновления ребенка по обоюдному согласию супругов».
Такое бесчадие — крест, в котором супружеская пара должна проявить терпение, смирение, упование на волю Божию.

Однако бывает, что Господь по прошествии многих лет все же дарует супругам дитя.

Яркими примерами здесь служат праведные Авраам и Сарра, которые около 90 лет молились о рождении ребенка, Захария и Елизавета, Богоотцы Иоаким и Анна.
Их дети, рожденные после стольких молитв, терпения, упования на Бога, были благословенны.

Испытание веры может быть важным моментом для супружеской пары.
Такая семья проявляет свою верность Богу, если не ропщет на Него, а благодарит за посылаемую скорбь.
Подобное испытание веры в какой-то момент может закончиться, и женщина, бесплодная в течение многих лет, родит еще много детей.

Знамение церковного освящения брака

Очень важным для решения проблемы бесплодия является церковное освящение брака.

В молитвах на освящение церковного брака есть такие слова, в которых призывается благословение Божие на чрево женщины для того, чтобы она была плодоносна:

«Иже за неизреченный Твой дар и многую благость, пришедый в Кану Галилейскую, и тамошний брак благословивый: да явиши, яко Твоя воля есть законное супружество, и иже из него чадотворение…

Помяни Господи Боже наш раба Твоего, (имярек), и рабу Твою, (имярек), и благослови я, даждь им плод чрева, доброчадие, единомыслие души и телес. Возвыси я яко кедры ливанские, яко лозу благорозгную. Даруй им семя класяно, да всякое смоловольство имуше, изобилуют на всякое дело благое, и Тебе благоугодное: и да узрят сыны сынов своих, яко новосаждение масличная окрест трапезы их».

Неверующие мужья иногда пренебрегают этим важным таинством, и Господь не дает возможности женщине стать матерью до тех пор, пока супружеский союз не будет освящен благодатью церковного брака. Также известны случаи, когда женщины, которым был поставлен диагноз «бесплодие», прожившие много лет со своими мужьями в официально зарегистрированных, но невенчанных браках, зачинали уже через несколько дней после венчания.

Господи, не как я хочу, но как Ты!

Можно рассмотреть еще несколько причин бесплодия.
Когда Господь видит, что возможный в семье ребенок будет очень болен или будет инвалидом, Он попускает, чтобы этот младенец не родился.
Из церковных патериков известны случаи, когда матери под угрозой потери ребенка горячо и усердно молились Богу, Господь открывал им через тех или иных святых, что их молитва неугодна, потому что этот ребенок родится злодеем, убийцей, святотатцем.
Если же матери не отступали, желая во что бы то ни стало выполнить свою волю, удовлетворить свой материнский эгоизм, Господь попускал рождение таких детей, которые потом становились поругателями семьи.

Хорошо известен случай с декабристом Рылеевым, которого мама вымолила, когда он в пятилетнем возрасте умирал от дифтерии.
Господь затем показал ей, что сын выздоровеет, но закончит свою жизнь на виселице.
Так впоследствии все и произошло.
Мать потом каялась, но было уже поздно, Господь уже ответил на ее молитвы.
Поэтому очень важна молитва: «Господи, не как я хочу, но как Ты хочешь».

Любовь — основа полноценной семьи

Господь может не давать детей по неготовности, незрелости мужа и жены к воспитанию ребенка, по безответственности или злобности одного из супругов, или из-за возможности взаимных измен.
Например, если в семье постоянные ссоры и скандалы, муж и жена эгоистичны, не готовы жертвовать собой ради ребенка, не готовы о нем заботиться, отдать ему свою любовь, Господь, провидя это, задерживает рождение ребенка на несколько лет, пока супружеская пара не созреет, пока в семье все не устоится, пока муж с женой не придут к согласию.
Ребенок должен рождаться в любви.
Если же с самого начала своей жизни он будет испытывать злобу родителей друг к другу и по отношению к себе, то кем вырастет этот ребенок, что будет с его душой, что он впитает в себя от таких родителей?

Известны также бездетные пары, в которых жены ходили ко многим врачам и обивали пороги медицинских центров, а мужья при этом унижали их, оскорбляли и укоряли невозможностью деторождения.
Женщины эти шли на всякого рода медицинские процедуры, однако ничего не помогало.
Впоследствии такие мужья изменяли своим женам, уходили в другие семьи.
А женщины, бывшие бесплодными, выходили замуж за других мужчин и благополучно рождали детей. Бесплодие их оказывалось мнимым.
Господь, провидя, что муж с женой не готовы к сохранению супружеского союза, иногда попускает, что ребенок в такой семье не рождается, потому что он уже с малого возраста обречен остаться сиротой.

Они никогда не получат 250 000 рублей за второго ребенка хотя бы потому, что не хотят даже первого. Чайлдфри — люди, сознательно отказывающиеся от того, чтобы продолжать свой род; теперь они есть и в России

Елена Родина
Фото: Андрей Никольский, Photoxpress.ru

Первый зубик, первое произнесенное слово, первый шаг, бессонные ночи и беспочвенные волнения, вечные радости и вечные споры отцов и детей — всего этого у них не будет. Это очень разные люди — мужчины, женщины, молодые, не очень, верующие, атеисты, клерки, художники, рабочие. У многих есть семьи, примерно такие: муж, жена, иногда кот или собака (черепаха, попугай, хорек; нужное подчеркнуть), но ни намека на ребенка. Вместе они образуют интернет-сообщество child free — «свободных от детей», или «добровольно бездетных». Эти люди решили, что детей заводить не станут никогда.

ДЕТИ НАВСЕГДА

Катя — невысокого роста, у нее короткий бобрик волос и зеленые, чуть раскосые глаза — «от бабушки». Ей 29 лет, она выучилась на медика и отслужила в армии. Сейчас работает на телефоне доверия, пишет книжки, занимается дизайном украшений. Еще она убежденная ЧФ (так в русском сокращении звучит английское child free) и осознанно решила никогда не заводить детей.

По иронии судьбы мы встречаемся на детской площадке (близко к ее работе) и разговариваем, сидя на краю песочницы. На протяжении всего разговора — он длится два с половиной часа — вокруг нас бегают дети. Катю их присутствие не смущает: «Мне дети нравятся. Они забавные, бывают симпатичными, с ними может быть весело. Но мне многое нравится, но это не значит, что я хочу, чтобы это было у меня дома. Лошади, роскошный спортивный автомобиль, например. Любить что-то — не обязательно хотеть это иметь».

Катю воспитывал отец, один. До 12 лет она считала себя мальчиком: единственную куклу произвела в солдаты и играла в войну, лазила по деревьям, дралась. Когда в школе какая-то учительница выдала традиционный завет «не сидеть на холодном, ты ведь девочка, тебе рожать», Катя искренне удивилась: как это, рожать? Недоумение по поводу природного предназначения сохранилось в ней до сих пор.

— Нежелание рожать ничего общего с уходом от ответственности не имеет, — говорит Катя. — Ответственность вот за бабушку свекровь, она старенькая, может газ забыть выключить, натворить чего угодно. Дети — другое дело. Рожая ребенка, ты вступаешь в отношения, из которых нельзя выйти. С мужем можно развестись, с друзьями поссориться, а дети — это навсегда. Я считаю, что в такие отношения вступать нельзя. В этом все дело.

ИДЕОЛОГИЯ ТИШИНЫ

Сообщество чайлдфри появилось в русском варианте 20 декабря 2004 года, тогда же слово «чайлдфри» в русской транскрипции вошло в свободную энциклопедию «Википедия». Сейчас в сообществе — более 480 участников. Не все разделяют Катину толерантность к детям. Записи, оставленные ими, можно читать как фантастическую смесь жесткого боевика, трактата по философии и дамского романа: здесь немало откровений на тему «как я ненавижу детей», «как ужасно рожать», «как раздается женщина после родов».

— Там много неадекватного всего пишут, — говорит Катя, надевая солнечные очки. — Все эти вещи про ненависть к детям — те, кто это выдает, не чайлдфри на самом деле. Такие люди, как правило, хотят иметь детей, но по какой-то причине не могут. Я знаю истории: девочки писали много жесткого, а потом выходили замуж, рожали и полностью меняли мнение. «Настоящие» бездетные спокойнее. В нас нет агрессии по отношению к детным, и мы никого не осуждаем. А те, кто кричит про свою ненависть к малышам, такие же, как те мамаши, которые навязывают всем своих чад и достают своей любовью.

Идеологию чайлдфри в сжатом виде выражают интересы, которые постулированы в их интернет-сообществе: «Безопасный секс, выбор, гедонизм, контрацепция, неполиткорректность, свобода, секс, тишина». Большинство людей здесь имеют семью, но эта семья состоит из двух человек.

Муж Кати — тоже чайлдфри, и такого она нашла лишь с третьей попытки: это ее третий брак. От второго мужа она ушла, поскольку он настаивал на том, чтобы завести ребенка: «Это было настоящим эмоциональным террором. Он подменял мне таблетки, постоянно заводил разговоры о детях, весь мозг из меня вытянул — хотел сына». «Добровольно бездетных мужчин меньше, чем женщин? — спрашиваю я. — Они ведь не боятся рожать или потерять фигуру после родов». «Мужчин достаточно, — считает Катя. — Для них основной фактор для выбора бездетной семьи — то, что вся любовь женщины будет отдана им, а не детям».

БОРЬБА В ПЕСОЧНИЦЕ

Ирина, одна из модераторов сайта русского сообщества чайлдфри, пришла на встречу с другом Пашей. На протяжении всей беседы Паша не произнес ни слова, но разговор слушал и соглашался, кивая белокурой головой в особенно важные моменты.

Ирине 27 лет, она биолог, специалист по биоакустике, кинолог. Работает не по специальности, в компьютерной фирме — там, в отличие от исследовательских институтов, платят. В своем «Живом Журнале» Ирина написала о себе: «Не женщина, а тетрадь в клетку». Она чем-то напоминает героиню Гвинет Пэлтроу из «Доказательства» — красивое лицо за очками, тонкие пальцы, склонность в разговоре все раскладывать по полочкам: «Мужчин на нашем сайте около 25 процентов. Им, наверное, менее свойственно озвучивать вслух свои проблемы. Зато удивительно, что очень много приходит детных. Тех, у кого уже есть один ребенок, а окружающие давят по поводу второго. Эти люди понимают то, о чем мы говорим, и не торопятся осуждать».

Ира не видит проблему в явлении чайлдфри, для нее все ясно: «Детей должны иметь те, кто их хочет иметь. И никто не может диктовать людям, что делать со своей личной жизнью. В нашем государстве, к сожалению, давление — практика нормальная. Был же налог на бездетность в советское время. Сейчас ничего не стоит его взять и возродить. Возможно, тогда чайлдфри попробуют выступить за свои права». Для Ирины нежелание иметь детей — это борьба за возможность выбора. К детям она относится спокойно, предпочитая разговаривать с ними, как со взрослыми. Ее дом находится недалеко от парка, где она постоянно наблюдает за мамами с детьми: «Кто сказал, что человек, который любит собственного ребенка, любит и других детей? Самые ожесточенные споры рождаются в песочницах между родителями. Это борьба за пространство, которая в Москве особенно остра».

«ОТ ЭГОИСТОВ СЛЫШИМ»

Ане 33 года, в сообществе несколько месяцев, но детей не хотела иметь никогда. У нее внешность Снегурочки: длинные русые волосы, голубые глаза. Ее работа — создание дизайна обложек для компакт-дисков. После работы занимается спортом, по выходным играет на гитаре в группе. Любит кофе, тишину, рано ложиться спать и рано просыпаться. К детям равнодушна.

— Сейчас мне все нравится в жизни и хочется сохранить это состояние стабильности — я долго к нему шла. Я вышла замуж в 32 года и только тогда начала жить для себя. До этого училась и работала только на свою семью, одна обеспечивала всех: маму-пенсионерку, брата-инвалида, который не работает, оплачивала квартиру, дачу. Лучшие годы потратила на других людей. И что же мне, сейчас начать рожать детей и опять забыть о себе?

В жизни Ани было много историй, когда знакомые, узнав о ее нежелании — никогда — иметь детей, сначала стремились ее переубеждать, а потом просто начинали сторониться. Полгода назад, обнаружив сообщество чайлдфри, она впервые нашла людей, которые ее не осуждали.

«Вы называете нас эгоистами, — заявляют члены сообщества своим оппонентам. — Да, мы такие. Но вы не лучше». У чайлдфри про запас всегда имеются контраргументы: эгоистичны сами родители — ведь они заводят детей для себя. Бездетные же уверены, что приносят обществу не меньше пользы: они работают, платят налоги, состоят членами благотворительных организаций. Катя, к примеру, помогает Дому ребенка, собирая деньги на одежду и еду.

МОЯ СЕМЬЯ И ДРУГИЕ

США, славящиеся тем, что люди лелеют в себе непохожесть на других, богаты на сообщества вроде cats-no-kids — там собираются любители домашних животных, предпочитающие вместо детей заводить котов и собачек. С таким решением можно поспорить, но запретить его нельзя, а осуждать точку зрения сограждан американцы не решаются. Если и осуждают, то организованно: создают общества противников чайлдфри.

В русском сообществе накал страстей и дискуссий подтверждает, что каждому важно доказать, что он прав, часто самим себе. Катя, однако, считает, что в России чайлдфри никогда не станет полноценным движением и уж тем более политическим: «У нас общество другого склада, очень традиционное, придерживающееся ценностей столетней давности. И давление среды на нас очень велико. Даже у заядлых бездетных, которых точно не переубедишь в неправоте, всегда в глубине души будет оставаться чувство… вины. Один мой друг, убежденный противник детей в семье, действительно детей не любит — но скрепя сердце соглашается посидеть с чадами соседки. На меня подруги постоянно сваливают своих деток. И я с этим мирюсь. Знаешь, мы, бездетные, — лучшие воспитатели».

В одном вопросе мнение чайлдфри совпадает с мнением их идеологических оппонентов, сторонников семей с детьми. «Если государство так хочет полноценного общества и боится, что перестанут рожать, то нужно не бороться с бездетными семьями и даже не поощрять рождение детей, — Катя озвучивает мысль, множество раз высказанную на форуме ЧФ. — Просто нужно больше заботиться о тех детях, которые уже есть. Растут в нашей стране или уже выросли».

Каста нерожающих

Детей не хотят рожать те, кто сам хочет остаться ребенком

МАЙЯ КУЛИКОВА
психолог центра психологического сопровождения «Взаимодействие»

Есть несколько причин возникновения чайлдфри. Первая — универсальная: перенаселенность, которая подспудно давит на всех. Вторая — всеобщая инфантилизация. Она проявляется в ориентации на вечную молодость, в моде на яркую молодежную одежду, в культе развлечений. Это все не пропаганда и не реклама, как считают некоторые, это плоть и кровь современного человека. У женщин инфантилизм выражается в поглощенности работой и свободном сексуальном поведении, а рождение ребенка перечеркивает все. При этом конфликт остается: с одной стороны, биологическая потребность родить, с другой — въевшееся в подкорку желание жить в ногу со временем. Интересно, что чайлдфри в основном становятся те, у кого сильны биологические инстинкты, те, кто очень хочет иметь детей, но боится этого шага. В демонстративном, публичном отрицании своих собственных мотивов они находят успокоение.

При этом в России движение бездетных имеет свои особенности. В США и Европе оно возникло как протест политический, направленный на борьбу со стереотипами, — в большинстве случаев там женщина с ребенком не боится остаться без социальной защиты. У нас же вступление в ряды чайлдфри имеет и важную социальную, бытовую подоплеку — мы, конечно, мыслим по-западному, но с точки зрения защиты прав родившей женщины и ее ребенка сегодня до евростандартов далеко не дотягиваем.

Услышав о чайлдфри, многие раздражаются и говорят, что человечество вымрет, если рождаемость будет падать. Это не факт. Возможно, общество будет развиваться по принципу улья: появится разделение обязанностей. Будет каста рожающих — те, кто решит рожать и получать при этом социальную поддержку, и те, кто предпочтет не иметь детей, — своего рода каста бездетных. Такие люди займутся карьерой и не будут ощущать своей неполноценности. В любом случае лучше честно заявить о нежелании иметь детей, чем рожать детей нелюбимых.

ДОСЬЕ «ОГОНЬКА»

Сообщество бездетных предположительно впервые появилось в Америке в 1992 году. Преподаватель средней школы Лесли Лафайет из Калифорнии создала общественную сеть ChildFree Network (CFN): более 5 тысяч участников, 33 отделения по всей стране, политические и социальные претензии к обществу, поощряющему исключительно детные семьи. В Америке, всегда культивировавшей образ семьи, движение Лафайет было встречено почти как сумасшествие: так, одним из требований CFN была отмена привилегий для тех, кто имеет детей. Но в политкорректной Америке в высшей степени неполиткорректная организация возымела успех, выросла, от нее отпочковались новые и распространились по Европе и Австралии. Западные исследователи охотно подхватили тему, результатом чего стало большое количество книг, посвященных чайлдфри, исследовательских работ, статистических данных. Перепись 2003 года в США показала: бездетными являются 44 процента женщин в возрасте от 15 до 44 лет. Женщин, определявших себя «добровольно бездетными», было 2,4 процента в 1982 году, в 1995-м — уже 6,6.

Дословно

Джордж Бернард Шоу
(1856 — 1950)
драматург
был женат, детей не имел

«Молодость — чудесная вещь. Какое преступление — растрачивать ее на детей!»

Лев Толстой
(1828 — 1910)
писатель
имел 13 детей

«Дети-мученье, и больше ничего. Большинство матерей так прямо и чувствуют и иногда нечаянно прямо так и говорят это. Спросите у большинства матерей нашего круга достаточных людей, они вам скажут, что от страха того, что дети их могут болеть и умирать, они не хотят иметь детей, не хотят кормить, если уж родили, для того чтобы не привязаться и не страдать» («Крейцерова соната»).

Хелен Кларк
(1950)
премьер-министр Новой Зеландии замужем,
детей нет

«Я верю в здравомыслие киви (прозвище новозеландцев. — «О») и думаю, что сегодня любой из них скажет: «Какого черта, люди имеют право делать выбор относительно собственной жизни! Хелен сделала такой выбор, и это нормально». Разве я не настоящая женщина оттого, что у меня нет детей? Это звучит странно, и надеюсь, большинство людей так не думают».

Кристофер Уокен
(1943)
актер
женат, детей нет

«Я слишком эгоистичен для того, чтобы иметь детей. К тому же у моей жены хватает забот и со мной».

Опра Уинфри
(1954)
ведущая ток-шоу
детей нет

«Обо мне не заботились в детстве, и сама я это делать не умею… Однажды мне нужно было присмотреть за 4-летним ребенком целый день. Я была так утомлена и это был столь сильный стресс для меня, я почувствовала настоящее счастье лишь когда прибыла мать малыша. Именно тогда я решила окончательно, что детей у меня не будет».

Вопрос читателя:

В браке 4 года, детей нет. Муж моряк, я не работаю. Страдаю, что нет детей, пытались по моим просьбам сдавать анализы, выяснять. Но все без системы. Мужа не волнует этот вопрос, вроде он и так, без детей может прожить. Видя такое отношение, не могу даже думать о усыновлении. Тратить деньги и время на врачей он не особенно хочет, вообще не занимается этим вопросом. Как мне жить? Я уже дохожу до отчаяния. Оба верующие. Понимаю, что прежде Бог и Спасение, но нет сил так жить, нет радости от жизни, нет уже и любви к мужу, видя его параллельное отношение. Помогите.

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Добрый день!

Помоги Вам Бог! Действительно, смысл брака — это не дети, а единение супругов в любви. И это не про половую близость, а про то единство жизни, бытия, которое могут ощутить двое любящих друг друга людей, разделяя друг с другом всю жизнь и в том числе быт.

У Вас, судя по описанию, такого единства внутри брака нет. Будем надеяться, что нет пока. И в первую очередь я бы обратил Ваше внимание на отсутствие этого согласия между супругами. Что тут делать? Молиться Богу о том, чтобы стать ближе друг ко другу, узнать, чего желает Ваш супруг, а он чтобы узнал, чего хотите Вы.

Подумайте, что значат для Вас дети и расскажите своему мужу, спокойно, с любовью, поделитесь с ним этим. В свою очередь, выясните, что такое дети для него, что такое для него вообще семейная жизнь. И так далее. Выясните, что Вам обоим хотелось бы от совместной жизни и что каждый из Вас готов для этого сделать.

Основа нашей веры — это любовь! Любовь, а не когда каждый тянет одеяло на себя, образно говоря, и один пытается добиться своих интересов, а другой либо вступает в конфликт, либо уходит из отношений, в том числе эмоционально в них не включается и не хочет их развивать. Вы оба взрослые люди, нужно эти вопросы выяснить спокойно и решить, как Вам жить дальше. Перед разговорами такими можете вместе помолиться Богу и помочь Вам поговорить.

Если совсем не получается, обратитесь к психологу, чтобы он помог вам обоим провести такой разговор.

Храни Вас Бог!

Архив всех вопросов можно найти . Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.

На заставке: фрагмент фото Marcus

Обязательно ли болезнь ребенка является следствием грехов его родителей? Как относиться к болезни и инвалидности ребенка? Мнения священников

В нашем обществе до сих пор процветает настороженное и отстраненное отношение к инвалидам. И то, что о проблемах инвалидов говорят гораздо чаще, чем лет 20 назад, мало что меняет – с одной стороны, нравы многих обычных граждан смягчаются, с другой – то и дело отторжение по отношению к инвалидам подогревается периодическими публичными высказываниями не вполне адекватных людей.

Многим памятны, например, выступления журналиста Алексея Никонова, полагающего, что у родителей должно быть право на умерщвление «бракованного» ребенка. К сожалению, у Никонова оказалось немало сочувствующих. То и дело звучат еще и огульные обвинения в адрес родителей детей-инвалидов – дескать, сами виноваты, пьяницы и наркоманы, вот и дети у вас больные рождаются. Хотя любой, кто мало-мальски «в теме», знает, что инвалиды часто рождаются во вполне социально адекватных семьях, а многие дети инвалидами не рождаются, а становятся, в том числе и из-за неквалифицированных действий врачей.

Однако в церковном обществе есть и специфические проблемы, связанные с темой детской инвалидности. Иногда и здесь можно услышать заявления, не всегда соответствующие даже ветхозаветным представлениям о человеческой личности и человеческих взаимоотношениях. Лейтмотив – тема вины родителей. И поскольку вина порой приписывается в том числе и тем, кто старается вести себя в соответствии с христианской нравственностью, уместно было бы вспомнить, а то и перечитать ветхозаветную же книгу Иова. А пока предлагаем вам несколько комментариев санкт-петербургских священников и не только по поводу двух мнений, которые можно услышать в церковной среде.

— Обязательно ли болезнь ребенка является следствием грехов его родителей?

Иерей Константин Щербак, клирик храма Св. Димитрия Ростовского подворья Тихвинского Богородичного Успенского мужского монастыря:

— Если мы отталкиваемся от Священного Писания, то сразу вспоминается фрагмент из 9-й главы Евангелия от Иоанна, когда ученики Христа видят слепого от рождения человека и спрашивают Господа: «Кто согрешил, он или родители его?». А Христос отвечает, что «не согрешил ни он, ни родители его, а это для того, чтобы на нем явились дела Божии» (Ин 9:1-3). Здесь подчеркивается идея о том, что иной раз не стоит искать прямую связь между конкретными грехами человека или его ближайших родственников и состоянием его здоровья.

В определенном смысле ветхозаветный принцип ответственности за грехи предков присутствует и в нашей жизни – об этом говорит та же генетика. Но не нужно здесь искать каких-то прямых связей, все не так поверхностно и рационально. Ведь есть примеры, когда у «непутевых» родителей рождаются очень неплохие дети – и в нравственном плане, и в творческом, и в плане здоровья. А сколько людей в этом мире, которые внешне полноценны и физически здоровы, но их нравственный облик оставляет желать лучшего?

Все люди составляют некий единый духовный организм. Просто, находясь на низком уровне духовной жизни, мы этого не чувствуем. А чем выше уровень духа, тем больше мы чувствуем соборность. По христианским представлениям о человеке мы связаны не только с нашими ближайшими родственниками, но с гораздо более широким кругом людей. У апостола Павла в 5-й главе послания к Римлянам мы читаем о нашей болезненности и смертности, о том, что смерть перешла во всех человеков от Адама потому, что «в нем все согрешили» (Рим. 5:12). То есть все люди причастны природе Адама. Соответственно, искаженность этой природы проявляет себя в очень своеобразных метаморфозах в каждом из нас. А кто и в каком поколении получит какие-то повреждения своей человеческой природы, остается для нас тайной и до конца не может быть познано.

Надо сказать, что у каждого человека есть и некоторые предрасположенности, унаследованные им от своих предков – темперамент, болезненные склонности (например, к алкоголизму), которые при определенных условиях могут с легкостью получить развитие в жизни человека. Но, с другой стороны, нравственный облик человека формирует не только и не столько генетический фонд, но воспитание. И, наверно, нравственное состояние человека даже каким-то таинственным образом может влиять и на его генетику.

Как относиться к людям, которые имеют какие-то болезненные отклонения? Этот вопрос стоял во все времена. В классической античной культуре считалось, что тех, кто не способен приносить пользу обществу и государству, нужно уничтожать. Но евангельский взгляд на человека иной: если человек родился, не важно, какой он – в нем есть живая душа. И человек ценен просто потому, что он человек, а жизнь в этом мире – это только ступенька к переходу в вечность. Христос облагодатствовал ветохозаветные представления о человеке в духе любви. И если мы видим человека, который нуждается, не нужно задумываться, кто у него родители, и почему он таким родился – важно, что и в этом человеке есть образ Божий. Поэтому и в притче о Страшном Суде Христос говорит, что если мы помогли больному, значит, мы помогли Ему. А у человека условно полноценного часто бывает так, что его любви и сострадания попросту не хватает для того, чтобы принять людей, внешне выглядевших неполноценными. И мы начинаем себе придумывать всякие лишние вопросы.

Иерей Даниил Василевский, настоятель храма Св. Марии Магдалины при Детской городской больнице №2, исполнительный директор благотворительного фонда Св. Димитрия Солунского:
— Болезнь — это посещение Божие. Как говорят на Афоне: «Здоровье – дар Божий, болезнь – дар бесценный». Господь ближе к тем, кто болеет и страдает. Служа в детской больнице, можно наблюдать, как болезнь духовно преображает ребенка и родителей. Иногда, глядя, как терпеливо, благородно детки переносят страдания, ловишь себя на мысли, что эти ангелочки страдают за наши грехи. Недопустимо исследовать, за какие грехи родителей или других близких страдает ребенок. Когда-то Господь сказал Антонию Великому, задумавшемуся о промысле Божием в жизни людей: «Антоний! Внимай себе и не подвергай твоему исследованию судеб Божиих, потому что это душевредно».

В моей практике было несколько случаев, когда умирали младенцы, родители которых не были связаны узами брака. И ни в коем случае нельзя говорить здесь о Божией каре. Нет! Скорее, можно сказать, что в наше неустроенное, сложное время, нам очень внимательно надо следить за тем, чтобы не отходить от Бога, не лишаться Его милости и поддержки. А бывало, что Господь забирал деток у очень благочестивых родителей. Да, это непостижимо! Но твердо мы знаем, что Господь ждет нашего покаяния, исправления и особенно слышит материнскую молитву. Вместе с тем, мы, родители, должны помнить, что здоровье ребенка во многом зависит от нас. Сколько болезней дети получили только из-за неправильного питания, неправильного образа жизни, увлечения компьютером!

Иерей Андрей Битюков, настоятель храма имя Св. Мчц. Раисы Александрийской при Институте детской гематологии и трансплантологии им. Р. М. Горбачевой:
— Мы живем в Новом Завете, и просто абсурдно в наше время думать, что болезнь ребенка – наказание за грехи родителей. Думаю, больной ребенок – это для его родителей еще один шанс стать святыми. Любая болезнь – самого человека или близких ему людей – ставит его перед своего рода «стенкой» между ним и очень большим злом, которое человек не может преодолеть, и Господь знает об этом. И поэтому весь потенциал человека, его сердца, его ума, сосредотачивается на этом ребенке. Если ты будешь отворачиваться, будешь только терять, будешь с этим ребенком – будешь приобретать.

Я знаю такой пример: человек не сел в тюрьму, не сошел с ума, не пострадал физически просто потому, что у него из троих детей двое – инвалиды. Все, кто пытался втянуть его в какие-то авантюры, уже получили по заслугам, а у него был постоянный тормоз – «Мне надо к детям». И это избавило его от многих несчастий. Ведь в этой ситуации, если человек к ней правильно относится, происходит множество чудес. Важно только понять: «Этого ребеночка мне дал Господь, чтобы мы вместе пришли к Нему». Конечно, это тяжело – особенно потому, что наше общество не подготовлено к восприятию таких детей и таких ситуаций. Слава Богу, появляются сообщества неравнодушных людей. Но родители особого ребенка должны понимать, что эта ситуация дана им для чего-то, а не за что-то. Слова Иоанна Златоуста: «Тот, кто с терпением переносит свои болезни, недалек от святости» касаются непосредственно того человека, который правильно оценил подобную ситуацию в своей жизни и ведет себя соответственно.

— В среде верующих людей можно встретить такое мнение о попытках реабилитации детей с различными отклонениями: «Если Господь с самого начала чего-то не дал, то и не надо пытаться это получить». Как вы это прокомментируете?

Отец Андрей Битюков:
— Неизвестно, когда у человека может произойти ментальный сдвиг. Вот многие, наверно, читали книгу Рубена Гальего «Черное на белом». И, например, из этой книги можно понять, что иногда в самой несчастной и жалкой телесной оболочке скрывается колоссальный потенциал. К тому же, родители должны понимать, что рано или поздно они состарятся, так что их усилия, потраченные на хоть какую-то медицинскую и социальную реабилитацию ребенка, отнюдь не напрасны. Если их ребенок сможет как-то сам себя обслуживать, они смогут умереть спокойно.

Иерей Даниил Всилевский:
— Можно продолжить: если голодный, то не кормить, а раз раздетый, то и не одевать. Но это фашизм. И виноват в болезни ребенка не Бог, который «не дал», а виновато наше общество, то есть мы сами: например, не воспитали хороших акушерок, не научили мамочку правильно питаться, не дали ей возможность не работать во время беременности, рекламировали сигареты и алкоголь и так далее. Помогать больным – это заповедь нашего Господа Иисуса Христа. Знаю мамочек, которые, усыновив сложных, больных, отстающих в развитии детей из детского дома, своей заботой и терпением реабилитировали их и сделали полноценными людьми.

Феодосий Амбарцумов, председатель правления благотворительного фонда «Православная детская миссия»:
— Вот пример. Год назад мы взяли из детского дома девочку-инвалида в очень тяжелом состоянии. Первое время было очень трудно. Мы стали каждое воскресенье возить ее к протоиерею Иоанну Миронову. Он сам много раз говорил нам, что нужно делать, к каким врачам обращаться, какие делать процедуры. Сейчас ребенка не узнать. Бог очевидным образом дает ей исцеление.

Протоиерей Александр Дягилев, настоятель храма Св. Блгв. Кн. Александра Невского в Красном Селе:
— У любого ребенка есть потребности, а у ребенка с отклонениями потребности повышенные. Уход от удовлетворения этих потребностей со стороны родителей — это уход с креста. То же можно сказать о новорожденном, который еще не умеет говорить: «Раз Бог не дал — зачем его учить говорить?».

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *