Естественнонаучное знание

Данный вариант тестовых заданий составлен в формате ЕГЭ. В тесте представлены те задания, в которых могут быть вопросы по данной теме.

Даны ответы на вопросы.

Предложены следующие цитаты для написания сочинения (задание № 29):

  • «Чтобы захватить страну, достаточно подчинить себе связь.»(Роберт Хайнлайн (1907-1988) Американский писатель – фантаст.)
  • «Все виды искусств служат величайшему из искусств — искусству жить на земле.» ( Бертольд Брехт (1898-1956). Немецкий драматург, поэт.)
  • «Ценность религии определяется качеством морали, в ней заложенной».(Мишель Уэльбек ( род. в 1956) Французский писатель, поэт.)

Примечание: примерные сочинения по заданию 29.1. даны на сайте esse—ege.ru

Версия для копирования.

Часть 1

Ответами к заданиям 1–20 являются слово (словосочетание) или

последовательность цифр. Запишите ответы в поля ответов в тексте

работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от

номеров соответствующих заданий, начиная с первой клеточки, без

пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждый символ

пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке

образцами.

1

Запишите слово, пропущенное в таблице.

Характеристика форм духовной культуры.

ФОРМА ДУХОВНОЙ

КУЛЬТУРЫ

ХАРАКТЕРИСТИКА
Религия Вера в сверхъестественное, бога или богов и поклонение им.
*** Совокупность нравственных норм, регулирующих поведение людей.

Ответ:

Правильный ответ 2

В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово.

Мораль, искусство, образование, духовная сфера, наука, религия

Ответ:

Правильный ответ 3

Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух,

обозначают функции религии.

1)мировоззренческая; 2) производственная); 3)культурно-транслирующая; 4)воспитательная; 5)санирующая); 6)регулирующая

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Ответ:

Правильный ответ 4

Выберите верные суждения о мировых религиях и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) монотеизм;

2) распространение по всему миру;

3) распространение среди людей одной национальности;

4) независимость от национальности;

5) большое количество верующих.

Ответ:

Правильный ответ 5

Установите соответствие между отличительными признаки морали и права: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. Ответ запишите цифрами.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ КОМПОНЕНТЫ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ
А) нормы поддерживаются силой общественного мнения;

Б) нормы выражены в законодательных актах;

В) устанавливается государством;

Г) неписаные законы;

Д) гарант сохранения норм- совесть.

1)мораль

2)право

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Правильный ответ 6

В семье Назмиевых исповедуют мусульманство? Запишите цифры, под которыми указаны особенности данной религии.

1)Достижение состояния нарваны.

2)Хадж в Мекку, к святым местам.

3)Ежедневная 5-тикратная молитва с 7 лет.

4) Соблюдение поста в Рамазан.

5) Священная книга Типитака.

6)Поклонение Иисусу.

Ответ:

Правильный ответ 20

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1)мораль

2)социальная

3)гедонистическая

4)рекреационная

5)искусство

6)направление

7)духовная

8)функция

9) эклектика

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Е

Правильный ответ

Часть 2

Для записи ответов на задания этой части (21–29) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (21, 22 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Прочитайте текст и выполните задания 21–24.

Возраст Интернета насчитывает всего несколько десятков лет, ведь он появился на рубеже 60-70 годов прошлого века. Однако его вторжение в жизнь человека нельзя назвать иначе, чем ошеломляющим. Треть населения Земли использовали Всемирную Паутину хотя бы раз, причем большинство делает это регулярно. Бесспорное преимущество, которое Интернет принес людям — это молниеносный обмен информацией. За считанные секунды найти в Сети нужную книгу, связаться с другом, находящимся на другом конце света, отыскать ответ на интересующий вопрос — сложно даже представить насколько такие возможности изменили представления о знаниях, информации, бизнесе, отношениях. Причем можно не только посмотреть фильм, но и тут же обсудить его с другими пользователями, не только прочесть статью, но и поинтересоваться у специалистов, насколько она компетентна.

Еще одно новшество, принесенное в реальность Всемирной Паутиной — это стирание границ между государствами. Благодаря Интернету человечество становится действительно единым, а появление электронных денег и электронных же способов их заработка и траты, вообще задает много вопросов о грядущем мироустройстве. Люди общаются без границ, совершают покупки, рассчитываются, договариваются, и весь этот процесс происходит практически бесконтрольно.

Все больше пользователей ценят Интернет за возможности организации досуга. Любители антикварной книги и старого кино, вышивки бисером или редкой породы кошек теперь собираются в общества по интересам с неведомой доселе легкостью. И это делает их жизнь богаче и разнообразнее, ведь что может быть приятнее для увлеченного человека, чем получить совет специалиста или обсудить с ним последние новинки?

Также Интернет становится все более обычным способом создания своей личной жизни. Убеждение, что таким образом знакомятся только маргиналы, уже давно потеряло свою актуальность. В условиях тотального дефицита времени, многие используют эту возможность найти свою половинку, поскольку, как это уже было отмечено выше, Интернет не знает ни пространств, ни границ.

Современный бизнес все больше перемещается в Интернет-пространство. Виртуальная реклама уверенно теснит все другие ее разновидности. Крупную корпорацию невозможно уже представить без многоуровневого хорошо организованного управляющего сайта. А Интернет-магазины шутя отвоевывают у своих материальных конкурентов толпы покупателей.

Конечно, такая экспансия не может не вызывать беспокойства, тем более, что виртуальный мир не безопасен и таит в себе множество опасностей. Уход из реальности не делает человека счастливым, и рано или поздно кончается крахом. Однако, любой инструмент, появившийся у человечества, всегда требует разумного и умеренного подхода, будь то атомная энергия или виртуальная реальность.

(По материалам статей Интернет)

21

Почему автор назвал вторжение Интернета в жизнь общества «ошеломляющим»?

Ответ:

Правильный ответ 22

Назовите три преимущества Интернета, которые называет автор. Привлекая обществоведческие знания, факты общественной жизни, назовите ещё одно, не указанное в тексте.

Ответ:

Правильный ответ 23

Какие функции СМИ названы в тексте? Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, приведите пример того, как на практике осуществляется одна из данных функций.

Ответ:

Правильный ответ 24Используя текст и обществоведческие знания, приведите три объяснения высказанной в тексте мысли о том, что «такая экспансия не может не вызывать беспокойства, тем более, что виртуальный мир не безопасен и таит в себе множество опасностей».

Ответ:

Правильный ответ 25Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «мировые религии»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о том, какие религии являются мировыми, и одно предложение, раскрывающее особенности одной из мировых религий.

Ответ:

Правильный ответ 26Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три функции религии в обществе.

Ответ:

Правильный ответ 27

«Нравственные правила походят на знаки, которые указывают путь на поприще жизни и показывают под­водные камни»,- писал П. Буаст, французский философ.

Какая сфера общественной жизни отражена в этом высказывании?

Какую функцию морали подметил автор высказывания?

Используя обществоведческие знания, укажите ещё три функции морали современного общества.

Ответ:

Правильный ответ 28Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Искусство как один из способов познания действительности». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Ответ:

Правильный ответ

Выполняя задание 29, Вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для Вас более привлекательно. С этой целью выберите только ОДНО из предложенных ниже высказываний (29.1–29.5).

29

Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).

При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух

примеров из различных источников.)

29.1

Философия.

«Чтобы захватить страну, достаточно подчинить себе связь.»

(Роберт Хайнлайн (1907-1988) Американский писатель – фантаст.)

Ответ:

Правильный ответ

Выделим особенности естественно-научного знания и познания, имея в виду, что вряд ли оно может быть однозначно и безоговорочно отграничено от других видов познания. Естественно-научное познание как вид деятельности тесно связано и с практической деятельностью, и различными видами теоретической деятельности, так что перечисленные ниже черты могут быть в той или иной мере свойственны и другим видам познания. Хотя совокупность этих признаков в большей мере характерна именно для естественно-научного познания, как его понимают в настоящее время.

Идеолог становящейся науки Нового времени английский философ Ф. Бэкон в своем крылатом афоризме «Знание — сила» выразил пафос естественно-научного познания, его ориентацию на получение практически полезных знаний, позволяющих управлять природными процессами на основе знания их законов и с целью удовлетворения человеческих потребностей.

Как и другие виды духовного производства, естественные науки создают как бы параллельный реальному миру идеальный мир, в котором отражены основные свойства и закономерности объективного мира природы.

В идеальном мире естественных наук реальность воспроизводится не целиком, а лишь в самых существенных чертах. Это своего рода карта мироздания, по которой человечество ориентируется в своей деятельности. На ней, как и на географической карте, отмечено лишь самое основное, масса же несущественных с точки зрения предмета исследования подробностей опущена ввиду их малой значимости. Основатель такого направления современной психотерапии, как нейролингвистическое программирование, американский ученый Р. Блендер сформулировал афоризм «Карта не равна территории», имея в виду, что наша картина реальности и сама реальность не совпадают. Это относится и к естествознанию.

Становление естественных наук начиналось с установления факта, что окружающий человека мир в сущности своей совсем не таков, как он дан человеку в непосредственности восприятия (например, — Солнце восходит на востоке, Земля неподвижна и т.д.). А чтобы добраться до этой сущности, нужно предпринять весьма серьезные мыслительные усилия, которые заметно отличаются от обычных умственных упражнений, требуемых повседневностью от каждого человека.

Наука, вместо непосредственного исследования свойств и закономерностей явлений и предметов в процессе стихийной практической деятельности, начинает строить их теоретические модели с помощью абстрактных и идеальных объектов. Такие модели приблизительно верно отражают реальные свойства и отношения изучаемых объектов. Из этой особенности естественно-научного знания вытекают строгие требования к языку описания исследуемых объектов. Неопределенность, многозначность понятий естественного языка заставляет естествознание вырабатывать свой специальный язык с четкой фиксацией смысла и значения понятий. Естественный язык не обладает такой однозначностью смыслов. Натурфилософское описание природы, в отличие от научного, было представлено в основном в понятиях естественного языка и доступно любому образованному человеку. Язык науки — это прежде всего язык профессионалов, можно говорить о языке математики, языке физики, языке химии.

Научное знание характеризуется системностью. Вообще-то системность присуща не только научному, но и другим видам знания. Обыденное знание о приготовлении пищи систематизировано в поваренных книгах, религиозное знание систематизировано в теологии (богословии), философское знание систематизировано в соответствующих концепциях.

Системность естественно-научного знания проявляется в том, что оно представлено в форме теории. Результатом научного познания выступает теория, объединяющая знание в целостную систему на основе определенных принципов. Знания превращаются в научные только в результате их включения в теорию. Совокупность знаний, фактов, их сумма — еще не есть наука.

Естественные науки изучают только то, что есть, уже существует, наличествует. Научное естествознание не интересует, почему (в смысле первопричины) это есть, что могло бы быть, что должно бы быть в силу наших представлений и желаний и, особенно, хорошо или плохо то, что есть. Во всех физических учениях до работ И. Ньютона считалось бессмысленным рассуждать о свете, не зная его природы, выводить какие-то заключения о тяготении или силе, не ответив на вопрос о том, какова сущность этих явлений. Ньютона упрекали в том, что он сформулировал закон всемирного тяготения, не раскрыв причины тяготения. Естествознание принципиально не отвечает на вопросы о том, почему существует тот или закон, откуда он взялся, что могло бы быть вместо него, хорошо или плохо существование этого закона и т.д. Эти вопросы не входят в компетенцию естественных наук, а находятся в ведении философии или религии.

В естествознании осуществляется постоянный осознанный контроль над самой процедурой познания, предъявление строгих требований к методам, т.е. к способам и приемам получения знания. Естественно-научное познание организуется методически, т.е. ведется с определенной целью и согласно определенному плану, осознанному методу действий. Методы познания — это инструменты науки. Образно говоря, наука постоянно проверяет и перепроверяет свои инструменты: наводит порядок в старых, совершенствует их или заменяет более качественными.

В естественных науках для исследования объектов используется специально созданная аппаратура: инструменты и измерительные приборы высокой сложности.

Использование инструментов началось в астрономии: оптический телескоп был сконструирован в 1609 г. Г. Галилеем. К январю 1610 г. он создал несколько инструментов с увеличением от 20 до 33 раз. Благодаря изобретенному телескопу, Галилей совершил свои замечательные открытия: обнаружил спутники Юпитера, горы и кратеры на Луне, фазы Венеры, мириады звезд в Млечном Пути, и т.д. Пожалуй, ни один телескоп последующих столетий не дал такого вклада в науку, как первый. Мы видим, что создание новых приборов расширяет горизонты исследования, открывает новые миры. До открытия и применения микроскопа для исследования не было ничего известно о существовании целого мира одноклеточных организмов.

Приблизительно в то же время, когда началось исследование космоса с помощью телескопов, были сделаны попытки раскрыть с помощью линз тайны микромира. Первые простые микроскопы называли «блошиными стеклами». В середине XVII в. блестящих успехов добился голландский естествоиспытатель А. В. Левенгук (1632—1723), который первым открыл эритроциты, бактерии, дрожжи и многое другое. Интересно, что достоверность его исследований была поставлена под сомнение, когда он отослал копию своих наблюдений одноклеточных организмов, о существовании которых до этого времени ничего не было известно.

Область фундаментальных исследований строения материи, называемая физикой высоких энергий, была бы невозможна без ускорителей заряженных частиц, создание которых привело к открытию множества элементарных частиц. До их создания были известны только пять частиц: фотон, электрон, нейтрон, протон и позитрон. Развитие современного естествознания немыслимо без сложнейшей аппаратуры и компьютерной техники. Естественно-научное знание, в отличие от гуманитарного знания, проходит процедуру эмпирического, т.е. опытного обоснования, в ходе которого устанавливается его соответствие или несоответствие описываемой области природных явлений. Результаты научного познания и ход их достижения должны быть воспроизводимыми, чтобы заслуживать признание научного сообщества. Если полученные кем-то результаты никто не может воспроизвести в своих опытах, расчетах, рассуждениях, то они не вызывают доверия. Чья-то личная вера в правильность своих утверждений не является научным доказательством.

Результаты естественно-научного познания должны быть полностью открыты для критики, чем оно отличается, например от теологического знания, которое основывается на догматах, закрытых для сомнения и критики. При этом результаты научного познания не претендуют на абсолютную истинность, как, например, религиозные истины, вечные и неизменные. Научные знания предполагают возможность их изменения, усовершенствования или радикального пересмотра.

Завершая данный перечень признаков, характеризующих естественно-научное познание, следует еще раз заострить внимание на том, что по отдельности эти признаки могут быть в той или иной мере присущи и ненаучным способам познания. Поэтому необходима корректность в применении указанных критериев.

Университет Райса (США) опубликовал результаты масштабного опроса ученых из разных стран по вопросам их отношения к религии. Между 2011 и 2015 гг. свои ответы прислали более девяти тысяч физиков и биологов из Великобритании, Гонконга, Индии, Италии, США, Тайваня, Турции и Франции.

Доля верующих оказалась наибольшей среди турецких ученых (85%) и наименьшей среди французских (24%). По частоте совершения молитв также на противоположных полюсах находятся Турция (63% ученых молятся раз в неделю и чаще) и Франция (82% не молятся никогда). Во всех исследованных странах, кроме Индии, большинство ученых никогда или почти никогда не участвуют в религиозных обрядах.

По вопросу о существовании Бога ученые расходятся с основной массой населения. Так, в Великобритании атеистами являются 40% ученых и 10% населения в целом, примерно такой же величины разрыв в США (35 и 4% соответственно), а во Франции он ещё больше (51 и 17%). Любопытно, что в Гонконге и на Тайване соотношение обратное: население в целом более атеистично, чем научное сообщество. Так, в Гонконге не верят в Бога 55% всего населения и 26% ученых. В Турции среди ученых больше атеистов, чем среди основной массы населения, но ненамного (6 и 1% соответственно).

Большинство опрошенных ученых, как верующих, так и агностиков и атеистов, не считает, что наука делает их менее религиозными. Они относят науку и религию к разным, не пересекающимся областям.

Отчет (pdf) доступен на сайте Университета Райса.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *