Евангелие от фомы

Отвечает священник Михаил Воробьев, настоятель храма
в честь Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня г. Вольска

«Христиане веры Евангельской» — это другое название секты пятидесятников. Первое наименование говорит о том, что члены этого сообщества отвергают все, что не содержится непосредственно в Священном Писании. Таким образом, отвергается все вероучение Церкви, все Таинства, обряды, традиции, вся церковная культура, все, что Христианская Церковь накопила в течение двух тысяч лет. Стремление к такой «псевдоапостольской простоте» необоснованно, ибо Церковь является областью непрерывающегося ни на минуту Божественного откровения. Во время Тайной вечери, последней Своей беседы с учениками, Господь Иисус Христос говорил: «Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить. Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит и будущее возвестит вам» (Ин.16, 12-13).

Церковь тщательно сохраняла то, что возвещал Святой Дух на протяжении двух тысячелетий ее существования, отсеивая заблуждения человеческой гордости и незрелого ума. Содержание этого откровения Церковь называет своим Священным Преданием. Оно, наряду со Священным Писанием, составляет основание догматического богословия, которое, в свою очередь, выражает учение Церкви о всех аспектах человеческого бытия в его связи с Богом. Не имея Предания, сектанты не имеют никакого твердого учения. Поэтому они никогда не могут ответить ни на один серьезный вопрос о сущности отношений человека и Творца. Отвергнув все содержание церковной традиции, сектанты оказались в трагической пустоте. В секте нет таинств, то есть нет реального соприкосновения с Божественной благодатью; нет никакого заупокойного обряда и молитв за умерших, то есть нет веры в то, что молитва живых может убедить Бога облегчить посмертную участь грешников; нет почитания святых, то есть нет уверенности в том, что человек в земной своей жизни может возрастить веру, достаточную для спасения. Сектантами совершенно отвергается христианское искусство: церковная архитектура, иконопись, пение; примитивность в выражении молитвенного чувства приветствуется ими как самая большая добродетель. Но самое главное, в учении сектантов, дерзко, называющих себя «христианами веры Евангельской», нет и намека на подлинно христианскую любовь ко всякому человеку. Поговорите с этими «евангелистами», и вы убедитесь в том, что они допускают возможность спасения только для своих единомышленников, обрекая всех, кто не разделяет их мнения, на вечную гибель.

Название «пятидесятники» происходит из-за того, что из всех событий Священной истории, самым важным считается Пятидесятница – сошествие Святого Духа на апостолов в пятидесятый день после Воскресения Христова. Ипостасное явление Святого Духа создает Церковь. При этом ученики Господа Иисуса Христа, малообразованные, несмелые, плохо понимающие своего Учителя палестинские рыбаки становятся настоящими апостолами. Апостол – по-гречески посланник. Апостолам предстояло создавать христианские общины на огромной территории Римской империи, где жили многочисленные народности, говорившие на разных языках. Для того, чтобы проповедь Евангелия была понятной для этих людей, апостолы в Пятидесятницу получают дар говорить на «других», то есть иностранных языках. Вот как описывает это событие автор Деяний святых апостолов: «Исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках… Народ… пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием. И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие, не все ли Галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились?» (Деян. 2, 4–8).

Сектанты, как правило, не любят ни одно библейское повествование дочитывать до конца. Поэтому, по мнению пятидесятников, «иные языки» — это не иностранные наречия, а нечленораздельные, несвязные, экстатические звуки, передающие невыражаемые в рациональных понятиях духовные состояния. В своих молитвенных собраниях сектанты постоянно практикуют такое «говорение на языках», глоссолалию, которая на человека со здоровой психикой оказывает удручающее воздействие.

Главная опасность сект состоит как раз в таком деструктивном воздействии на психику, которая теряет средства защиты, испытывает насилие и перестает адекватно реагировать на вторжение извне. Именно поэтому так трудно убедить сектанта посмотреть на духовную жизнь с другой точки зрения.

Поэтому лучше всего применять профилактические средства, самое действенное из которых — знание Православия. Православный человек должен знать, что составляет предмет его веры, на чем основываются основные принципы вероучения, в чем смысл православного богослужения, Таинств и обрядов. Попросту говоря, нужно знать свою веру!

Вопрос:

Как относится Православная Церковь к Евангелию от Фомы? И откуда вообще появилось это Евангелие?

Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:

Текст, известный под названием «Евангелие от Фомы» не принадлежит одному из 12-ти апостолов. Возникло ЕФ, несомненно, в одной из гностических сект. По мнению авторитетного исследователя Брюса М. Мецгера, «составитель Евангелия Фомы, который, вероятно, записал его в Сирии около 140 г., пользовался также Евангелием египтян и Евангелием евреев» (Канон Нового Завета, М., 1998, с.86). Оно не содержит ни повествования о земной жизни Спасителя мира (Рождестве, проповеди Небесного Царствия, Искупительной смерти, Воскресении и Вознесении), ни рассказов о Его чудесах. В нем 118 логий (речений). В содержании их явственно присутствуют гностические заблуждения. Представители этих еретических сект учили о «тайном знании». Автор рассматриваемого текста в полном соответствии с этим пишет: «Это тайные слова, которые сказал Иисус живой…» (1). Такое понимание учения Спасителя полностью расходится с духом Евангелия, которое открыто для всех. Сам Иисус свидетельствует: «Я говорил явно миру; Я всегда учил в синагоге и в храме, где всегда Иудеи сходятся, и тайно не говорил ничего» (Ин.18:20). Для гностиков был характерен докетизм ( греч. dokeo – думать, казаться) – отрицание Боговоплощения. Представители этой ереси утверждали, что тело Иисуса было призрачным. Докетизм присутствует в ЕФ. Мы знаем из свидетельств евангелиста, что Господь сказал: «что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня. И, сказав это, показал им руки и ноги» (Лк.24:39).

Можно привести из ЕФ немало логий, совершенно чуждых духу светлой христовой любви. Например: «Царствие Отца подобно человеку, который хочет убить сильного человека. Он извлек меч в своем доме, он вонзил его в стену, дабы узнать, будет ли рука его крепка. Тогда он убил сильного» (102).

Встречается не мало людей, которых тянет к чтению апокрифов. В этом есть явные признаки духовного нездоровья. Они наивно думают найти там что-то еще «неведомое». Святые отцы старались удержать христиан от чтения апокрифов. «Зачем брать в руки то, что не принимает Церковь», — писал блаж. Августин. ЕФ хорошо подтверждает эту мысль святителя. Чему может научить, например, 15-я логия: «Если вы поститесь, вы зародите в себе грех, и, если вы молитесь, вы будете осуждены, и, если вы подаете милостыню, вы причините зло вашему духу». Здесь кощунственно под видом «евангелия» подается то, что обличал Спаситель. «Опыт доказывает, как гибельны последствия безразборчивого чтения. Сколько можно встретить между чадами Восточной Церкви понятий о христианстве самых сбивчивых, неправильных, противоречащих учению Церкви, порочащих это святое учение, — понятий усвоенных чтением книг еретических» (Святитель Игнатий (Брянчанинов). Полное собрание творений, т. 1, М.,2001, с.108).

Евангелие от Фомы

Тринадцать книг (кодексов) в кожаных переплетах, написанных на коптском языке и датируемых 350–380 гг. н.э., были найдены в конце 1945 года в Египте, неподалеку от местечка Наг–Хаммади. В одной из этих книг содержится писание, начинающееся словами: «Вот тайные слова, которые живой Иисус говорил, а Иуда, он же Фома, записал», и заканчивающееся словами: «…евангелие от Фомы». Отцы церкви III и IV веков упоминали о евангелии, ходившем под именем апостола Фомы. По–видимому, именно это Евангелие от Фомы, известное христианам семнадцать столетий назад, обнаружилось в египетской пустыне. Находка, вне всякого сомнения, примечательная. Но это еще не все.

Прочтя и переведя новооткрытую рукопись (состоящую из пролога и 114 речений, или логий, большая часть которых приписывается Иисусу), ученые поняли, что части Евангелия от Фомы уже были обнаружены за пятьдесят лет до того, в 1890–х годах, в местечке Оксиринх, тоже в Египте. В трех греческих папирусных фрагментах , опубликованных на рубеже столетий под номерами 1, 654 и 655, содержалось около 20 процентов Евангелия от Фомы, по крайней мере, если сравнивать с коптской версией. Греческие фрагменты датировались 200–300 гг. н. э.

Евангелие от Фомы — эзотерическое сочинение, призванное сохранить якобы тайные («скрытые») стороны учения Иисуса, предназначенные лишь для тех, кто способен их понять. Приведу свой перевод пролога и первых семи речений, сделанный по греческому тексту (Р. Оху. 654), с восстановленными буквами и словами в квадратных скобках. (Полностью сохранившийся коптский перевод позволяет нам восстановить большую часть греческого текста.)

Пролог. Вот слова, живой Иисус рил, а н же Фома, .

1. И сказал он: ние этих слов, не вкусит «.

7. «лажен в стане, которого «

Иисус Евангелия от Фомы отличается от Иисуса новозаветных евангелий. Очевидна частная, эзотерическая ориентация этого текста. В отличие от канонических евангелий, эти писания предназначены не для широкой публики, а для духовной элиты. Вступительную фразу: «Вот тайные слова, которые живой Иисус говорил» — не следует понимать так, что все учение Иисуса было тайным (или недоступным). Такие тексты, как Евангелие от Фомы, исходят из существования общедоступного учения Иисуса (записанного, например, в новозаветных евангелиях). Однако Евангелие от Фомы претендует на доступ к иным, тайным или сокровенным словам, которые Иисус сообщил Фоме и другим ученикам в частных беседах. Фома — разумеется, любимый ученик, понимающий Иисуса лучше всех прочих: он и записывает слова Иисуса. Иисус в Евангелии от Фомы призывает своих последователей не прекращать искать, пока не найдут. Они должны познать себя — тогда им откроются сокровенные тайны.

В отличие от новозаветного Иисуса, призывавшего своих последователей к вере, в речении 1 Иисус из Евангелия от Фомы побуждает учеников искать «истолкование этих слов». Если они сумеют его найти, то «не вкусят смерти». Эзотерический уклон заметен и в изречениях, имеющих параллели в синоптических евангелиях. Например, в связи с необходимостью веры Иисус синоптических евангелий призывает своих учеников просить, искать и стучать в двери. Если они это исполнят — получат блага от Отца небесного (Мф 7:7–11). Но Иисус Евангелия от Фомы обещает ученикам, что, если они найдут то, что ищут — будут восхищены, будут царствовать и обретут покой.

Есть у Евангелия от Фомы и еще один необычный аспект. Как и другие подобные писания, Фома делает акцент на знании и познании. Ученые называют это гностицизмом, от греческого gnosis — «знание». Отцы церкви II, III и IV веков именовали «гностиками» (т.е. «знающими») людей, претендовавших на обладание тайным, или сокрытым, знанием. Называли ли сами эти люди себя гностиками — нам неизвестно.

Ведущими богословами гностицизм во всех его многочисленных формах был осужден как ересь. Самым упрощенным образом гностицизм можно определить как ориентацию не столько на веру, сколько на познание и мистический опыт. Гностики, как правило, низко ставили Ветхий Завет и еврейский народ; в наиболее радикальных формах гностицизма исповедовалось убеждение, что мир создан злым богом — богом евреев. Приверженцы радикальных форм гностицизма считали материальный мир безнадежно испорченным, а человеческое тело — гнусной тюрьмой, ловушкой для плененной души. Целью спасения, следовательно, становилось не избавление от грехов, а поиск пути бегства из материального тела и из падшего, растленного материального мира. Иисус пришел не столько искупить мир, сколько открыть истину, показать своим подлинным ученикам путь исхода из этого мира тьмы в высший мир света, где они смогут присоединиться к нему. Разумеется, существовало множество вариантов этих гностических и мистических идей.

Однако важнее всего для нас то, что гностицизм был не какой–то нейтральной вариацией христианского вероучения, а существенно иной, противостоящей христианству религией, которая попросту заимствовала терминологию из Нового Завета, изменив ее значение.

Хотя Евангелие от Фомы не является вполне гностическим документом, гностический элемент в нем очень силен. Он хорошо заметен, например, в наборе изречений, сохранившихся в Р.Оху. 1:

37. Ученики сказали ему: «Когда ты откроешься нам, когда мы увидим тебя?» Он сказал: «Когда совлечете с себя одежды и не постыдитесь… тесь».

77. «Подми камен — и там найдешь меня; расщепи дерево — и я здесь».

В речении 36 синоптические речения о вере и заботе (Мф 6:25–34; Лк 12:22–31) используются для проповеди парадоксальной гностической идеи о равнозначности парадного одеяния и готовности скинуть это одеяние без стыда (37). Гностическое направление заметно и в речении 39. В отличие от Иисуса синоптических евангелий, осуждающего книжников и фарисеев за то, что они «затворили Царство небесное человекам» и «хотящих войти не допускают» (Мф 23:13), Иисус в Евангелии от Фомы говорит, что фарисеи и книжники захватили ключи от знания и спрятали их. Иисус Фомы мыслит Царство небесное как знание. Наконец, в речении 77 говорится о мистическом присутствии Иисуса: тема, более полно раскрытая в других гностических текстах. Подобные изречения свидетельствуют в пользу гностического происхождения Евангелия от Фомы.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

КНИГИ | Евангелие от Фомы. Комментарии

Апокрифическое Евангелие от Фомы — знаменитое «Пятое Евангелие» — повторно открыто миру совсем недавно, в 1947 году, в ряду древних археологических находок в египетском селении Наг-Хаммади. В древности, до утверждения Церковью канонических евангельских текстов, оно ходило, как материал для чтения верующими в Иисуса Христа, наряду с другими Евангелиями и ранними христианскими произведениями. Речения из Евангелия от Фомы упоминаются в работах величайшего теолога и библейского учёного греческой христианской церкви Оригена Александрийского (185–254 гг.).

Главная беда практически всех толкований евангельских текстов в том, что они носят либо интеллектуальный характер, либо представляют собой пространные рассуждения о душе, о Боге и т. п. Это происходит потому, что у самих толкователей не открыт тот орган — а этот орган есть Божественная душа, — который способен читать то, что скрыто за фасадом слов. Отсюда масса заблуждений и ошибок при толковании отдельных фрагментов и речений, затушёвывание их истинного смысла и т. п. Тексты родниковой чистоты требуют исключительно сердечного (не путать с эмоциональным!) прочтения, которое в полное мере проявляется лишь после акта духовного рождения.

В четырёх канонических Евангелиях самым важным является их практическая часть, то, что позволяет искреннему искателю Истины правильно следовать по Пути постижения Господа. Неоценимая заслуга Иисуса Христа состоит в том, что Он не только поставил перед человечеством проблему — обрести Царство Божие и Жизнь Вечную, — но и дал прямой Путь её разрешения. Сегодня, благодаря эволюционному опыту и откровениям Великих Учи́телей современности (Шри Ауробиндо, Матери, Сатпрема и Кришнамурти), благодаря практическому опыту пока ещё немногих искренних искателей Истины, следующих по Пути Сознательной Эволюции, стал очевиден механизм эволюционной трансформации сознания и тела человека, включающий в себя этапы рождения в Духе и обретения Бессмертия, о котором возвестил людям Иисус Христос.

Можно не сомневаться в том, что Иисус Христос, ознакомившись с работами евангелистов, интерпретирующих Его Учение, но лично не испытавших знаковых духовных переживаний, непременно внёс бы в них соответствующие «редакционные» изменения, сместив акцент звучания Нового Завета в практическую плоскость, исключив слепую веру в Бога и в Него Самого, существенно уменьшив тем самым долю восхищений чудесами и чудесными исцелениями, которые Он, кстати, просил участников и очевидцев этих событий хранить в тайне.

В настоящее время нами готовится к изданию книга «Апокриф от Иисуса, или Новое прочтение Нового Завета», в которой представлено Учение Иисуса Христа в его родниковой чистоте — с позиций знания механизма эволюционной трансформации человека и его (человека) места в эволюционном процессе. Как показывает практика следования по Пути Сознательной Эволюции, в наше время каждый, искренне стремящийся обрести истинную духовную зрелость, должен безо всяких посредников остаться один на один с Богом, с Иисусом Христом (с Его Учением, незамутнённым последователями), ибо, по словам Самого Иисуса, Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в Духе и Истине.

В отличие от канонических Евангелий, которые написаны в повествовательной форме, Евангелие от Фомы представляет собой свод речений Иисуса, в которых отсутствует чисто практическая составляющая Его Учения. Задача этого Евангелия совершенно иная — оно призвано служить пробным камнем для тех, кто выбрал для себя Путь постижения Господа и искренне Ему следует. Что это значит? По мере продвижения ищущего по Пути происходит духовный рост и расширение его сознания. Чтобы оценить эти изменения требуется какой-то эталон, позволяющий проявить их. Таким своеобразным эталоном является свод речений Иисуса, представленных в Евангелии от Фомы.

Практически каждое речение имеет не только словесное выражение, являет не только поверхностный (и то не всегда уловимый) смысл, но и несёт в себе глубинную вибрационную составляющую, которая кроется за фасадом слов и видимого смысла. Эта вибрационная составляющая приоткрывается искреннему искателю Истины по мере обретения им духовного зрения. Полное вибрационное осознание всего текста Евангелия от Фомы становится возможным только после акта духовного рождения, однако по мере работы на Пути Постижения Господа в качестве подсказок могут использоваться комментарии к речениям, способствующие раскрытию духовного зрения.

Комментарий-подсказка не есть переложение речений в удобоваримые для восприятия формы, не есть интеллектуальное разжёвывание текста — это есть своеобразный медитативный ключ к вибрационному осознанию глубинного смысла речений. Вначале рекомендуется неспешно прочитать и медитативно переписать все речения без обращения к комментариям. При этом не следует подвергать текст интеллектуальному анализу. Далее рекомендуется также неспешно последовательно прочитывать конкретные речения, затем сразу же комментарии к ним — и вновь сами речения с последующим созерцательным анализом их вибрационной основы (молча — без вмешательства ума и эмоций). При каждом последующем обращении к Евангелию от Фомы пытайтесь сами комментировать прочитанные речения и только при необходимости обращайтесь к представленным комментариям.

Найденный подлинник Евангелия от Фомы представляет собой перевод с греческого на саидский диалект коптского языка. Настоящий текст представлен в переводе на русский язык М.К. Трофимовой. Косыми скобками обозначены лакуны в тексте и их восполнение, а в круглых скобках даны дополнения, внесённые переводчиком для ясности понимания.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *