Евангельская история Христа

Историческая достоверность Евангелий — Historical reliability of the Gospels

Эта статья является частью Иисуса и история серии статей. Дополнительная информация: Евангелие и библейская критика

Часть серии на

  • христианство портал
  • Ислам портал
  • Книга: Иисус

Историческая достоверность Евангелий относится к надежности и историческому характеру четыре новозаветных евангелиях как исторические документы. Некоторые считают , что все четыре канонических евангелия соответствуют пяти критериям для исторической достоверности; и другие говорят , что мало в Евангелиях считается исторически надежным. Почти все исследователи античности считают , что Иисус существовал, но ученые отличаются от историчности конкретных эпизодов , описанных в библейских счетах Иисуса, и только два события , подлежащее «почти всеобщее согласие» в том , что Иисус был крещен от Иоанна Креститель и были распят по приказу римский префект Понтия Пилата . Элементы, историческая подлинность которых оспаривается включают два счета Рождества Иисуса , в чудесные события , включая воскресение , а также некоторые подробности о распятии.

В соответствии с большинством позиций в Евангелиях от Матфея , Марка и Луки , совместно именуемые в синоптических Евангелиях , являются основными источниками предоставления исторической информации об Иисусе и религиозного движения , которое он основал. Четвертое Евангелие, Евангелие от Иоанна , сильно отличается от первых трех Евангелий. Историки часто изучают историческую достоверность Деяний Апостолов при изучении достоверности Евангелий, как и законы , казалось бы , были написаны тем же автором, что и Евангелие от Луки .

Историки подвергают евангелие к критическому анализу, пытаясь дифференцировать, а не подлинность, достоверную информацию из возможных изобретений, преувеличений и переделок. Поскольку существует более чем 15,000 рукописи Нового Завета , которые представляют сотни тысяч текстовых вариантов , ученые используют текстологии , чтобы определить , какие варианты евангелие теоретически можно было бы рассматривать как «оригинал». Для того, чтобы ответить на этот вопрос, ученые должны спросить , кто написал евангелия , когда они писали их, какова их цель в их написании, какие источники авторы использовали, насколько достоверны эти источники были, и как далеко во времени источники были из истории , которые они рассказывают, или если они были изменены позже. Ученые могут также заглянуть в внутренние доказательства документов, чтобы увидеть , если, например, документ Неверно цитируемый текст из древнееврейского Танаха , делают заявление о географии , которые были неправильными, если автор , кажется, сокрытие информации, или если автор составил определенное пророчество. Наконец, ученые обращаются к внешним источникам, в том числе свидетельства о ранних церковных лидерах , писателей вне церкви ( в основном еврейские и греко-римские историки) , который был бы более вероятно, критиковали ранние церкви и археологические свидетельства.

7 доказательств достоверности Библии

Editor 28 ноября 2011, 12:18

Сегодня христианский мир невероятно многообразен. Существует большое число разных взглядов, мнений и воззрений, которое может сбить с толку новообращенного. Кто-то ценит такое многообразие и даже гордится им, кто-то замыкается, пытаясь дистанцироваться от разношерстного христианства. Кто-то считает такое многообразие преимуществом, а наличие разных взглядов — образованностью.

Множество христианских учебных заведений гордится тем, что не держится какого-то конкретного учения, а культивирует обширность взглядов, как бы не навязывая студентам одну точку зрения, а предлагая выбор из множества вариантов. Так или иначе такое многообразие ударяет по достоверности Библии. Приверженность одному учению считается узколобостью или сектантством. Кто-то вину за такую раздробленность в христианстве возлагает на саму Библию, что якобы она изначально написана в таком стиле, что тексты можно понимать и так и эдак, и поэтому, чтобы верно понимать эти истины, надо иметь что-то еще кроме Библии — традицию, братство, предания, собственную опытность, внебиблейские откровения, и т. д.

Еще одна трудность заключается в том, что ранее, в период гонений о каком-то диалоге с миром или о каком-то принятии миром не могло идти и речи. Граница между верующими и неверующими была очевидна. Сейчас же церковь, стремясь создать для себя хорошую репутацию боится показаться узколобой или устаревшей, и пытается идти на диалог с миром. Чтобы не выглядеть фанатиками некоторые библейские истины либо просто умалчиваются, либо начинают подвергаться сомнениям. И эта тенденция только набирает обороты.

Как же нам удержаться среди всего этого разнообразия? Как подкрепить свою уверенность в достоверность Библейских текстов? Как не быть «младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения»?

Для себя я выделил несколько фактов, почему я могу полностью доверять Библии в том виде, в котором мы ее имеем сегодня. И хочу этими размышлениями поделиться с вами.

Самоподтверждение

Как я уже говорил выше, Библия часто становится объектом разного рода обвинений. Ее обвиняют в неисторичности, непоследовательности, неточности. Кто-то частично или же полностью подвергает сомнению божественность ее авторства.

Когда люди позволяют себе такое отношение к Божьему Слову то, как правило, их мало волнует, что сама Библия говорит о себе и о своем происхождении. С одной стороны их можно понять, ведь если они изначально не доверяют Библии, то мало вероятности, что они поверят тем ее текстам, в которых говорится о ее божественном авторстве. Но постойте! Ведь ни для кого не секрет, что когда какого-либо человека задерживают с подозрением в совершении преступления, первое, что должны сделать следователи безотлагательно, так это допросить самого обвиняемого! Эти принципы однозначно изложены в нашем законодательстве1, и никто не осмелится усомниться в их логичности. Поэтому, раз Библия многократно подвергалась обвинениям со стороны разных людей, в первую очередь, что мы сделаем, так это спросим ее саму о том чем же она является.

Первое, на что стоит обратить внимание, то, что как в Ветхом так и в Новом Заветах многократно цитируются прямая речь Бога2. В частности, в Новом Завете мы видим записанные слова как Сына, так и Отца3. Во-вторых, Бог говорил через пророков, и не смотря на то, что для передачи слов использовались уста людей, их авторитетность при этом не страдала4. Как Он использовал в Ветхом Завете пророков, так в Новом апостолы имели полномочия передавать Слова Божьи5. Третье — апостолы цитируя Ветхий Завет, называли его Божьим Словом6. Более того, Павел говоря о всём Ветхом Завете подчеркнул, что написание его было вдохновлено самим Богом7.

Думаю нет смысла приводить все места Писания которые говорят о том что Библия — это Божье Слово, ведь библейских текстов, которые говорят об этом прямо или косвенно более полутора тысяч!

Уникальность структуры

Ранее я приводил пример с допросом обвиняемого в преступлении, а теперь давайте представим, что обвиняемый не один, а преступление совершили несколько человек. Следователь может прибегнуть к раздельному допросу, когда обвиняемых допрашивают по отдельности, а потом сверяют их показания. И если показания по каким-то причинам не сходятся, то у следователя есть все основания не доверять таким показаниям. Какие причины того, что рассказанное обвиняемыми может различаться? Либо один или несколько обвиняемых лгут, либо кто-то из них не принимал участия в преступлении и не являлся его свидетелем, поэтому историю приходится придумывать. А вероятность того, что несколько обвиняемых в отдельности друг от друга могут выдумать общую историю близка к нулю.

А теперь давайте посмотрим на библейских авторов. Как минимум сорок человек, которые жили в разных эпохах, в корне отличались по происхождению и социальному статусу, были гражданами разных государств и империй, могли говорить на разных языках, и при этом, то, что было написано ими в течении полутора тысяч лет затрагивает на разном уровне многие аспекты жизни человечества, включая как и мелкие детали, так и обширные вопросы, уникальным образом согласуется, и формируется вокруг общей темы. В написанном библейскими авторами нет противоречий, более того авторы дополняют друг друга формируя целостный законченный труд, который мы сегодня называем Библией.

Итак, 44 автора, написавшие 66 книг на трех языках в течении полутора тысяч лет, стали участниками грандиозного проекта, будучи руководимыми и направляемыми Всевышним. Это руководство Библия называет богодухновенностью. И именно это руководство сделало возможным то, что сегодня читая Библию, мы видим в разных характерах авторов разные обстоятельства в которых они жили и трудились, но при этом их труды не являются сборником несогласующихся идей или противоречащих взглядов, а цельным гармоничным повествованием, которое как песня, исполненная слаженным хором под чутким руководством Великого Дирижера услаждает слух, тренирует разум, и воспитывает сердце.

Достоверность пророчеств

Меня всегда удивляло то, как современные люди с внимательностью относятся к гороскопам. Прочитав пару раз выдержки из гороскопов, меня посещала мысль о том, что если вдруг у меня настанут финансовые трудности, всегда можно будет успеть подработать составителем таких вот «предсказаний». Это, конечно же, шутка, да и серьезно к этим «пророчествам» относиться не получается. Их главная черта — расплывчатость и универсальность применения. Они заведомо подходят к множествам обыденных ситуаций в жизни каждого человека. Поэтому предсказанное в таких творениях «сбывается» с большой долей вероятности.

Другое дело — Библейские пророчества. Те из них, время исполнения которых уже прошло, удивляют своей точностью. В Библейских пророчествах мы можем встретить не только описание предстоящих событий, но и указание географических названий8, имен действующих лиц9, временных рамок и других деталей. Сегодня исполнение многих библейских пророчеств мы принимаем как исторический факт. Мы так же видим библейские примеры, когда пророчества понимались буквально, и сопоставлялись с происходящими событиями.

Вспомните, например, историю рождества. Когда мудрецы пришли в Иерусалим к царю в поисках младенца, то царские книжники, руководствуясь только библейским пророчеством Михея10 указали точное местоположение новорожденного. Мало того, Ирод счел ветхозаветнее пророчество достаточно веской причиной для радикальных шагов по сохранению своего трона.

Точность исполнения пророчеств, описывающих события прошлого, вселяет в нас много уверенности в том, что пророчества будущего исполнятся с такой же точностью и неотложностью.

Важно отметить, что те библейские пророчества, время исполнения которых еще не наступило, нельзя использовать для любых других целей, кроме обозначенных самим Богом. Так например, глупо будет используя вечерний прогноз погоды угадать какой будет курс той или иной валюты. Но как ни прискорбно, среди тех, кто называют себя христианами, постоянно попадаются всё новые и новые шарлатаны, заявляющие о том, что смогли вычислить дату конца света, ссылаясь на какие-то библейские тексты, подрывая тем самым авторитет Библии среди неокрепших христиан, когда эти пророчества оказываются ложью.

Историческая достоверность

В последнее время я все чаще сталкиваюсь с христианами (или теми, кто просто считает себя таковыми), которые будучи частью ученого мира не хотят упасть лицом в грязь перед коллегами, начинают разбирать Библию по частям, используя неверные предпосылки. Так например, они подвергают сомнению те библейские тексты, которые каким-либо образом не согласуются или не подчиняются научным изысканиям. Но если их скептическое отношение к библейским чудесам еще можно попытаться понять, то скептицизм в отношении историчности тех или иных повествований для меня совершенно не ясен. В частности я встречал такой подход, что историчность событий, описанных на страницах Библии подвергается сомнению до тех пор, пока современная археология либо внебиблейские документальные источники не смогут подтвердить их правдивость. Довольно странный подход, ведь археология как наука носит сугубо фрагментарный характер, и чем дальше во времени мы отстоим от изучаемых событий, тем эта фрагментарность будет более очевидной.

Вы когда нибудь наблюдали, как дети собирают пазл? А может сами принимали участие в этом? Однажды я собирал небольшой пазл со своими племянниками, и заметил интересную особенность – дети почему-то не любят подсматривать на картинку-миниатюру, где видна общая картина. Я же начал именно с изучения этой картинки. Пока я рассматривал отдельные детали, один из племянников уже начал собирать. В итоге у нас должно было получится изображение полянки посреди леса, по которой бегают разные звери, и я среди частей пазла начал искать фрагменты изображений этих зверюшек. Как только я нашел ухо одного из зверей, я дал эту часть племяннику, и попросил его разместить примерно посередине, где по моим расчетам должна была находится поляна. На что племянник сказал, что никакой поляны тут быть не должно. И знаете почему он пришел к этому выводу? Потому что до этого ему попадались только фрагменты облаков!

Некоторые скептические выводы ученых-христиан мне напоминают такую же игру в пазл. И из-за такого подхода мне трудно называть их христианами, ведь их уровень доверия Божьему Слову стремится к нулю. И они готовы подвергнуть сомнению историчность библейских событий как только для этого появится хоть какая-то мало-мальски веская причина.

Но давайте посмотрим с другой стороны. На сегодняшний день просто не существует каких-либо археологических данных, которые бы опровергли правдивость текстов Библии. Более того, есть достаточно много трудов историков и разного рода исследователей которые декларируют археологические подтверждения многих событий описанных в этой Книге Книг. А раз фрагментарная наука археология, периодически подтверждает историчность отдельно взятых библейских событий, то это должно вселять всё больше уверенности и в те тексты, историчность которых по разным причинам пока не доказана.

Убежденность апостолов

Читая Ветхий Завет не сложно заметить одну отличительную черту библейских пророков. Она заключается в том, что когда пророк передавал Божье Слово слушателям, он не говорил «мне так кажется», или «я так чувствую», или «опыт мне подсказывает», он провозглашая утверждал: «Так говорит Господь!». Эта же уверенность сопровождала и апостолов Нового Завета.

Они были уверены, что проповедовали Божье Слово (1Фесс.2:13, 1Пет.1:25).

Они утверждали достаточность Божьего Слова для спасения и практической христианской жизни (2Пет.1:16-21, 2Тим.3:16-17, Иоан.20:30,31).

Они боролись за проповедь неповрежденного Слова, и утверждали других держаться одной единственной истины (Гал.1:6-8, Откр.22:18,19).

У нас есть полная уверенность в том, что апостолы относились к Ветхому Завету, как Словам произнесенным самим Богом. Но так же очевидно и их отношение к тем текстам, которые мы сейчас называем Новым Заветом. Если вы прочитаете тексты, ссылки на которые я привел выше, то увидите, что апостолы проповеданное ими считали Божьим Словом. Помимо этого в записанном учении апостолы могли цитировать записанные ранее тексты других апостолов и называли их Писанием (ставя их в один ряд с текстами Ветхого Завета). Пару ярких примеров:

Петр пишет о людях, которые берут послания Павла и «к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания» (2Пет.3:15). Петр причисляет послания Павла к Писанию!

Павел же в послании Тимофею говорит следующее: «Ибо Писание говорит: не заграждай рта у вола молотящего и: трудящийся достоин награды своей»(1Тим.5:18). В этом тексте, Павел цитирует книгу Второзаконие и Евангелие от Луки, называя и то и другое авторитетным словом «Писание»!
Апостольские послания читались перед церковью, и передавались для прочтения другим церквям11. Тексты, которые мы называем новозаветными, по мере их появления принимались церковью и пользовались авторитетом наравне с текстом Ветхого Завета.

Христианский опыт

Однажды, когда Давид уже был помазан на царство, но еще не вступил в должность, он, скрываясь от царя Саула пережил сильное унижение. Надеясь получить защиту Анхуса царя Гефского, Давид пришел в его дом. Но почувствовав недружелюбную обстановку решил притвориться сумасшедшим, чтобы его не узнали. Давид пускал слюни, неестественно размахивал руками, как бы рисуя в воздухе какие-то символы12. Казалось бы, неудача за неудачей! Смертельная опасность и унижения — совсем неблагоприятные обстоятельства. Но выйдя из дома Анхуса Давид воспевает величественный гимн:

«Благословлю Господа во всякое время;

хвала Ему непрестанно в устах моих.

Господом будет хвалиться душа моя;

услышат кроткие и возвеселятся.

Величайте Господа со мною,

и превознесем имя Его вместе.

Я взыскал Господа, и Он услышал меня,

и от всех опасностей моих избавил меня.

Кто обращал взор к Нему,

те просвещались, и лица их не постыдятся.»13

Давид, за которым гоняются все вооруженные силы страны, которому обещано царство, но вместо этого он переживает насмешки и унижения, вдруг говорит, что Бог избавил его от всех опасностей! Казалось бы — что-то не стыкуется, ведь обстоятельства говорят об обратном? Где же тут избавление? На это недоумение Давид отвечает следующими строками Псалма:

«Вкусите, и увидите, как благ Господь!

Блажен человек, который уповает на Него!

Бойтесь Господа, святые Его,

ибо нет скудости у боящихся Его.»14

Давид вкусил и узнал всю благость Господа! И никакие обстоятельства теперь не смогут переубедить его! Такая же убежденность сопровождала апостола Павла:

«Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем.»

(Рим.8:38,39)

О, какое блаженное знание! Нет больше счастья, чем знать, что ты в руках Господа! Все обстоятельства и трудности мельчают перед этой уверенностью! Чем больше христианин доверяет словам Господним, тем больше он убеждается в Божией заботе и верности!

Человек, который никогда не доверял Богу не сможет провозгласить вместе с Моисеем: «Он твердыня; совершенны дела Его, и все пути Его праведны; Бог верен, и нет неправды ; Он праведен и истинен».15 Но тот кто доверился — знает сладость такого упования!

Авторитет Христа

И последний, самый важный на мой взгляд факт — убежденность Иисуса Христа в истинности Писаний.

Сегодня среди христиан есть много тех, которые по каким-то причинам не верят в правдивость части библейских текстов. Кто-то не верит в рассказ о шести днях творения, а Адама с Евой считают не конкретными личностями, а прообразом всего человечества. Кто-то подвергает сомнению Моисеево авторство пятикнижия. Кому-то тяжело представить как возможно человеку пробыть три дня в желудке большой рыбы и потом иметь силы самостоятельно передвигаться. Для кого-то кажется совсем невероятной история потопа, с большим кораблем, в котором поместились представители всех животных. Такие люди считают, что авторы соответствующих текстов где-то приукрасили, где-то приврали, а где-то и вовсе скомбинировали древние мифы разных народов, чтобы как-то ободрить читателей или побудить к чему-то.

Все эти домыслы разбиваются в прах, как только мы берем в руки Евангелие и начинаем читать о том, как Христос относился к ветхозаветным текстам. Он не сомневался в существовании Адама и Евы16, он подтверждал историчность потопа17, историю с Ионой он упоминал вместе с деталями этого события18, авторство Моисея в написании закона для него было одним из ключевых фактов в проповеди19. Более того, однажды в проповеди Иисус сказал, что «… доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все»20, тем самым подтвердив правдивость и действенность каждой буквы Писаний!

О Нем говорили, что «Он учил, как власть имеющий»21, так что никто не мог подвергнуть сомнения сказанное Им. Но сегодня есть множество гордецов, которые считают позволительным усомниться в том, в чем не сомневался Христос. Мы же не будем уподобляться им в их безрассудстве, а будем расти в покорности истинному безошибочному действенному богодухновенному Божьему Слову!

Петр Сокольников

———————-

1 ст. 107 КПК Украины, ст. 173 УПК РФ

2 Исх.20:1-3; Исх.7:1,2; Ис.1:2; Иер.1:9,11,13; Быт.1:28-30, 3:9-19; Быт.12:1-3, 15:1-21, 17:1-21; Исх.3:1 — 4:23; и многие другие.

3 Матф.3:16,17; Матф.17:3-6; Иоан.12:27,28

4 Например, в истории, описанной в 1Цар.13:13,14, не послушаться Самуила значило не послушаться самого Бога.

5 ср.: 1Кор.14:37,38; 1Фесс.2:13; 1Фесс.4:15

6 ср.: Деян.4:25 и Пс.2:1-6

7 2Тим.3:16

8 Пророчество Иезекииля о разрушении города Тир. Иез. 26 гл.

9 Пророчество Исаии о персидском царе Кире. Ис. 44 гл.

10 Само пророчество можно прочитать в книге пророка Михея 5:2, а его исполнение во второй главе Евангелия от Матфея.

11 Кол. 4:16; 1Фес. 5:27

12 1-я Царств 21:10-15

Евангельская «биография» Христа

С биографическими данными, относящимися к Иисусу, дело обстоит очень сложно. Во всех книгах Нового завета, кроме евангелий, их вообще нет, все ограничивается намеками и отдельными замечаниями, ссылками на некоторые события и обстоятельства, о которых ничего конкретно не говорится. Биографии Иисуса, притом во многом ущербные и противоречивые, содержатся лишь в евангелиях. Евангелия Матфея и Луки начинают жизнеописание Иисуса с момента его рождения, другие два — с вполне зрелого возраста, когда он приходит к Иоанну для крещения.

Но и в первых двух евангелиях после повествования о непорочном зачатии и рождении Иисуса рассказывается о младенчестве и детстве его скупо, почти мельком, притом противоречиво. По Матфею, родители спасают младенца от козней царя Ирода тем, что убегают с ним в Египет и возвращаются только после смерти Ирода, а по Луке, они почти сразу отправляются в Назарет, где и проводит Иисус детство, отрочество и молодость до тридцати лет. Лишь один эпизод, относящийся к этому периоду жизни Иисуса, описывается у Луки: двенадцати лет от роду мальчик появляется в Иерусалимском храме, где поражает всех своей мудростью и ученостью.

Более подробные и последовательные биографические сведения евангелия дают уже только за тот последний кратковременный период жизни Иисуса, когда он «учит», творит чудеса, потом подвергается преследованиям, погибает, воскресает и возносится на небо. Извлечь из этих сообщений заслуживающие доверия исторические данные о жизни Иисуса оказывается нелегким делом. Сама внутренняя логика евангельского повествования во многих существенных пунктах сбивчива и путана. Со странной непоследовательностью ведет себя его основной герой — Иисус Христос. Его жизненное поведение, как оно изображено в евангелиях, далеко не во всем поддается разумному истолкованию.

Иисус считает себя проповедником, учителем людей, которых он должен просветить божественной истиной и повести за собой. Кого, каких людей? По логике вещей — евреев. Он — обещанный богом мессия из рода царя Давида. Однако то же Евангелие от Матфея завершается повелением, данным Иисусом апостолам: «Идите научите все народы, крестя их во имя отца и сына и святого духа» (Матфей, XXVIII, 19). Выходит, ко всем народам обращена его миссия, а не к одному лишь Израилю.

Что явился Иисус проповедовать людям — старый израильский «закон», предписанный богом Яхве и воплощенный в Ветхом завете, или какую-то новую веру, им самим принесенную? Опять два противоречащих решения. Старый закон нерушим: «Скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из закона пропадет» (Лука, XVI, 17); «не думайте, — предупреждает Иисус учеников своих, — что я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел я, но исполнить» (Матфей, V, 17). И еще: «Ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» (18). Но тут же следует нечто прямо противоположное.

В той же главе Евангелия от Матфея содержится вложенное в уста Иисуса систематическое противопоставление его этического учения ветхозаветному «закону». Принцип таков: «Вы слышали, что сказано…, а я говорю вам…» Так говорится об убийстве, прелюбодеянии, разводе, клятве, о воздаянии «ока за око» и т. д. Предписывается не исполнение закона, а, наоборот, поведение, не соответствующее ему. Некоторые другие эпизоды, о которых рассказывается в евангелиях, тоже раскрывают отрицательное отношение Иисуса к ветхозаветным установлениям. Когда апостолы в субботний день позволяют себе рвать колосья на поле и тем нарушают запрет работать в субботу (страшный грех по Ветхому завету, караемый смертью) и когда окружающие обращают на это внимание Иисуса, он отвечает им, сославшись, правда, на прецедент царя Давида, что «суббота для человека, а не человек для субботы» (Марк, II, 27). Себе самому он позволяет в субботу заниматься целительством, что тоже по старым понятиям — безусловный грех.

В сопровождении апостолов Иисус ходит по стране, проповедуя свое учение и демонстрируя чудеса. В некоторых случаях он даже объясняет, что чудеса творятся им, чтобы «явить славу божию». Все это происходит, как правило, при большом стечении народа. Но почему-то Иисус неоднократно предупреждает свидетелей его деяний, чтобы они держали виденное и слышанное в тайне. Исцеленному им прокаженному он приказал: «Смотри, никому ничего не говори».

(Марк, I, 44). Дальше начинается какая-то игра. Исцеленный нарушил данное ему приказание и, «выйдя, начал провозглашать и рассказывать о происшедшем». В результате «Иисус не мог уже явно войти в город, он находился вне, в местах пустынных». Видимо, однако, места эти были не столь уж пустынны, ибо туда «приходили к нему отовсюду» (45). Не к чему было и удаляться, тем более, что «через несколько дней опять пришел он в Капернаум», где при большом стечении народа проповедовал и творил чудеса (Марк, II, 1). О том, что он Христос, т. е. мессия, Иисус запрещает своим апостолам рассказывать народу (Марк, VIII, 30; Лука, IX, 18). В других же случаях он открыто называет себя этим именем.

В ответственные моменты своей жизни Иисус принимает какие-то путаные решения. Накануне своего ареста и в предвидении его он говорит апостолам: «Кто имеет мешок, тот возьми его, а также и суму, а у кого нет, продай одежду свою и купи меч… Они сказали: господи! вот, здесь два меча. Он сказал им: довольно» (Лука, XXII, 36,37). Казалось бы, вопрос ясен — надо приготовиться к сопротивлению. Но события разыгрываются по-другому. Когда собрались те, кому предстояло арестовать Иисуса, апостолы, «видя, к чему идет дело, сказали ему: господи! не ударить ли нам мечом? И один из них ударил раба первосвященникова и отсек ему правое ухо. Тогда Иисус сказал: оставьте, довольно. И коснувшись уха его, исцелил его» (Лука, XXII, 49–51). Покупать мечи, оказывается, вовсе не надо было, не понадобились даже те, которые были в наличии.

Э. Ренан правильно говорит по этому и аналогичным поводам: «Тут нечего требовать ни логики, ни последовательности». Действительно, личность и поведение Иисуса выглядят в евангелиях противоречащими логике. Является ли это аргументом против его историчности? Вряд ли.

Во все времена человек в своем жизненном поведении очень часто нарушал, как продолжает делать это и теперь, правила логики. Под влиянием овладевшего им настроения он может сделать и то, что не согласуется с его взглядами и убеждениями. Да и сами убеждения могут быть непоследовательными и противоречивыми. Бывает, что человек позволяет себе делать то, что запрещает другим и, наоборот, не делает того, что обязывает делать других. Такое поведение вряд ли можно признать достойным и честным, но, к сожалению, в жизни оно бывает, и не так уж редко. Нетрудно представить себе, что реальный исторический Иисус именно так и поступал.

Другое дело — та обстановка, та среда природная и общественно-историческая, которая изображена в евангелиях как арена деятельности Иисуса. Для оценки самих евангелий как исторического источника очень важно установить, в какой мере точно или хотя бы правдоподобно они изображают эту обстановку. И здесь мы прежде всего наталкиваемся на то, что в разных евангелиях ход и последовательность событий, связанных с жизнью Иисуса, изображены не совсем согласованно и во многих случаях фактически неточно или ошибочно.

Иисус родился, по евангельским преданиям, в Вифлееме, городке, расположенном к югу от Иерусалима. И чтобы объяснить, как могли его родители, жившие далеко на севере, в Назарете, оказаться к моменту его рождения в Вифлееме, рассказывается, что они к этому моменту прибыли в Вифлеем специально для того, чтобы пройти перепись населения. Об этом у Луки сообщается: «В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей Земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею. И пошли все записываться, каждый в свой город. Пошел также и Иосиф из Галилеи (юридический отец Иисуса. — И. К.), из города Назарета в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из рода и дома Давидова…» (Лука, 11,1–5).

Вопрос об этой переписи породил целую литературу. Известный немецкий историк Э. Шюрер перечисляет библиографию научных работ, специально посвященных приведенному тексту Луки, их уже к началу нашего века было 55. Он обобщает их содержание в большой главе своей трехтомной монографии. Каковы же его выводы? «О всеобщей (по всей Земле. — И. К.) государственной переписи во времена Августа история ничего не знает». «Для прохождения римской переписи Иосиф не был обязан отправляться в Вифлеем вместе с Марией», «Римская перепись вообще не могла быть предпринята в Палестине в царствование Ирода». «Иосиф Флавий ничего не знает о римской переписи в Палестине в царствование Ирода. Больше того, он говорит о переписи 7 года н. э. (через одиннадцать лет после смерти Ирода. — И. К.) как о чем-то новом и неслыханном». «Перепись при Квиринии не могла происходить в царствование Ирода, ибо Квириний никогда при жизни Ирода не был легатом Сирии». Падает, таким образом, полностью вся версия рождения Иисуса в Вифлееме. А ее значение — отнюдь не частное.

Некоторые описанные в евангелиях события не могли не быть замечены современниками. Мы имеем в виду не такие «события», как землетрясения и затмение солнца по всей Земле в момент распятия Христа — это, конечно, мифология. Речь может идти лишь о сообщениях, которые в принципе могли бы быть достоверными, например о массовом избиении вифлеемских младенцев царем Иродом в расчете на то, что среди них окажется и новорожденный Иисус. О злодеяниях этого кровожадного царя многое известно из литературы того времени. Но о таком его деянии нигде нет ни звука!

Рождение Иисуса в Вифлееме понадобилось евангелистам для того, чтобы опереться на известное пророчество Ветхого завета: «И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет мне тот, который должен быть владыкою в Израиле и которого происхождение из начала, от дней вечных» (Книга Михея, V, 2). И уж если он будет из рода Давидова, то, конечно, важно, чтобы он родился именно в Вифлееме, ибо в данном городе, по ветхозаветным свидетельствам, и была колыбель этого рода. Но версия с переписью оказывается, как мы видели, неисторичной.

С другим местом, связанным с биографией Иисуса, с Назаретом, где он якобы провел свое детство и юность, дело обстоит еще более неблагополучно: города этого тогда просто не было. Сколько ни раскапывали западные археологи то место, где должен был в те времена находиться Назарет, они ничего не могли найти, кроме совершенно незначительных следов человеческой деятельности — черепков и мусора.

Некоторые итоги археологических поисков Назарета мы находим в книге И. Томпсона «Библия и археология», изданной в США. Автор не сомневается в том, что этот город во времена Иисуса существовал. В подкрепление этого он публикует две фотографии, изображающие… современный Назарет. И под одной из них пишет: «На этой прелестной картине изображено, может быть, много мест, где ходил Иисус». Автор выражает восторги по поводу того, что «волнующие открытия современной археологии» подтверждают библейские сообщения и что в результате получается «счастливая комбинация» всего, что требуется доказать. А как же с Назаретом? Он был, и его «географическое положение может быть сегодня совсем легко определено». За этим, однако, следует сконфуженная оговорка: «хотя наши археологические знания о них (имеются в виду еще два города — И. К.) ограничены». И дальше: «Несомненным фактом является то, что сегодня Назарет может нам предъявить мало надежных материалов о себе». Некоторые авторы даже «предполагают, что новозаветный Назарет мог находиться на некотором расстоянии от современного города». Короче говоря, в вопросе о Назарете археология ничем не может помочь приверженцам теории историчности Христа.

Само название города Назарет впервые стало известно только из Нового завета. Среди фигурирующих в Ветхом завете городов, в частности десятков завоеванных Иисусом Навином, Назарет не упоминается. Среди фигурирующих в сочинениях Иосифа Флавия 45 городов Назарета тоже нет. Вряд ли могут быть сомнения в том, что в те времена, к которым легенда относит существование Иисуса, Назарета не было, он возник несколько позже и включен евангелистами в биографию Иисуса лишь задним числом.

Географических несуразностей в евангелиях вообще много. Рассказывается, например, как «в земле Гадаринской» на берегу Генисаретского озера паслось стадо свиней (Марк, V, 1; 11). Но Гадара находится далеко от этого озера! Впоследствии Ориген (ок. 185–253/254 гг. н. э.) вносил здесь поправку в евангельское повествование. Он предложил считать, что дело происходило «в земле Гергесинской», которая действительно лежала у берега озера. Но у Марка-то речь идет не о Гергесине, а о Гадаре! Производят также странное впечатление маршруты путешествий Иисуса по Палестине, например из Тира в Сидон через Десятиградье, отстоящее далеко в стороне от дороги между этими пунктами. Резиденция Понтия Пилата находилась вовсе не в Иерусалиме, а в Цезарее Приморской.

Видимо, евангелисты знали о географических и природных условиях Палестины только понаслышке. Они не знают эту страну. В описываемых ими маршрутах Иисуса они ограничиваются лишь самыми неопределенными указаниями «к морю», «на гору», «в путь». В Палестине бывает зимой холодная погода, особенно в горах, но никто из евангелистов ни разу не говорит о том, что Иисус озяб или оделся теплей в каком-нибудь случае. Из растительного и животного мира в евангелиях фигурируют, как правило, не те виды, которые водились тогда в этой стране, а те, которые были характерны для других областей Средиземноморья. В некоторых случаях, когда речь идет о видах, которые существовали в Палестине, евангелист, характеризуя их, делает грубые ошибки. Так, например, о горчице, травянистом растении говорится как о развесистом и тенистом дереве (Лука, XIII, 19).

Плохо знают евангелисты общественные нравы древней Палестины. Некоторые эпизоды, описываемые ими, были невозможны в ней или, по меньшей мере, маловероятны. Неправдоподобно, чтобы дочь царицы публично плясала на пиру, как рассказывается у Матфея (XIV, 6) и Марка (VI, 22), — этим занимались «блудницы» низкого происхождения. К тому же известно, что Саломея, дочь царицы, о которой идет речь, в это время была не молодой девушкой, как изображено в евангелиях, а успевшей уже овдоветь женщиной.

Немыслим эпизод с изгнанием Иисусом «торговцев и менял» из храма. В храме вообще никакой торговли не было, да и операций с разменом денег не было; торговля жертвенными животными происходила на прилегавших к храму улицах. Она была необходима для обеспечения нормального хода богослужения, неотъемлемым элементом которого были жертвоприношения. В этих условиях никто бы не разрешил Иисусу приписываемое ему самоуправство и буйство, скорее всего его бы тут же избили до полусмерти или убили.

В евангелиях часто упоминаются римские солдаты-легионеры. Между тем их в Палестине того времени не было, там были лишь auxilia, вспомогательные войска, набиравшиеся из местного населения, легионеры же появились лишь во время Иудейской войны 66–73 гг. К тому же римские легионеры описываются довольно странно: они, оказывается, знакомы с Ветхим заветом, который иногда цитируют (Иоанн, XIX, 24).

Неправдоподобна в общем и в деталях картина суда над Иисусом. Ни в ночь под иудейский праздник пасхи, ни в самую пасху судить Иисуса не могли: вообще ночью не полагалось судить, а в праздники или накануне праздника просто запрещалось. Синедрион в период, о котором идет речь, не имел права судить, оно принадлежало римским властям. А в те времена, когда синедрион еще обладал этим правом, суд происходил не в доме первосвященника, а при храме. Первосвященник всегда был один, а не два или больше («первосвященники» — Матфей, XXVI–XXVII; Марк, XV; Лука, XXII). Обычая отпускать преступника в праздник пасхи у евреев никогда не было. Орудием казни служил не крест, а столб с перекладиной в форме буквы Т.

Странным выглядит в изображении евангелий поведение Пилата. Ему сообщают, что Иисус именует себя царем Иудейским, тот и сам этого не отрицает. Казалось бы, римский наместник должен был придать такому обстоятельству большое значение — перед ним бунтовщик, стремящийся ликвидировать господство Рима над Палестиной и установить свою власть. Между тем он не находит в Иисусе и его намерениях никакой вины и всячески стремится спасти его, пока иудеи не припугнули прокуратора доносом в адрес центральной римской администрации. Вообще известно, что Пилат был жестокий и бессердечный человек, так что непонятны его колебания в отношении Иисуса и попытки спасти его.

В сообщениях о жизни Иисуса между разными евангелиями существует большое количество разногласий и противоречий. Они начинаются еще с родословной.

Если оставаться на мифологических позициях непорочного зачатия, то родословная в данном случае вообще не имеет никакого смысла: бог — отец через духа святого, и больше никаких предков искать не приходится. Но в евангелиях все же родословные приводятся, ибо надо же как-то обосновать происхождение Иисуса от царя Давида; родословные являются, таким образом, с христианской точки зрения фиктивными, тем не менее они нужны. В евангелиях их имеется две, притом совершенно различные. У Матфея родословная начинается с Авраама и насчитывает до Христа 42 поколения. Ближайшие последние звенья до Иисуса выглядят так: Зоровавель, Авиуд, Елиаким, Азор, Садок, Ахим, Елиуд, Елеазар, Матфан, Иаков, Иосиф, Иисус (Матфей, I, 13–16). У Луки родословная ведется от Адама, а количество поколений от Авраама до Иисуса составляет цифру 56, а не 42, как у Матфея. Если же взять те 12 звеньев родословной, какие мы выше привели по Матфею, то у Луки они будут выглядеть совсем по-иному: Еслим, Наум, Амос, Маттафий, Иосиф, Ианнай, Мелхий, Левий, Матфат, Илий, Иосиф, Иисус (Лука, III, 23–25). Остальные прародители Иисуса вплоть до Авраама указываются в двух евангелиях тоже разные. Противоречие налицо.

Чуть ли не с момента рождения Иисуса его родителям приходится спасать сына от козней царя Ирода: вместе с младенцем они бегут в Египет, где живут до смерти Ирода. Так рассказывается у Матфея (II, 14, 15). У Луки же нет ни звука о бегстве в Египет. Иисус вместе с родителями проживает в Палестине всю свою жизнь. А кстати сказать, и по этому вопросу евангелия взаимно противоречат: по первым трем, до своего выхода на проповедническую арену, т. е. лет до тридцати, он жил в Галилее, по Евангелию же Иоанна можно понять, что вся его жизнь прошла в Иерусалиме.

Крещение Иисуса было, по Матфею и Марку, осуществлено Иоанном (Матфей, III, 13–16; Марк I, 9). Лука же утверждает, что Иисус крестился сам, а Иоанн находился в это время в тюрьме (III, 20–21). В описываемых евангелистами деталях биографии Иисуса таких противоречий буквально не счесть. Как звали двенадцатого апостола? «Леввей, прозванный Фаддеем» (Матфей, X, 3); нет, «Иуда Иаковлев» (Лука, VI, 16). По Матфею, Иисус вошел в Иерусалим за четыре дня до пасхи, по Иоанну — за пять дней. Оба разбойника, распятые вместе с Иисусом, ругали и поносили его (Матфей, XXVII, 44). Один «злословил» его, а другой, наоборот, молился ему (Лука, XXVIII, 39–42).

Такой важный факт, как явление Христа людям после воскресения, тоже излагается по-разному: Иоанн утверждает, что прежде всего Иисус явился Марии Магдалине, а потом апостолам (XX, 14–24). Лука изображает дело по-другому: явился Иисус сначала двум неизвестным (один из них именовался Клеопой), а потом сразу всем апостолам, кроме Иуды, который уже, видимо, успел удавиться (XXIV, 13–36). Марк устанавливает три ступени этого события: сначала явился Марии Магдалине, потом двум апостолам и, наконец, остальным. У Матфея, в свою очередь, фигурирует еще одна версия: первым делом Иисус явился двум женщинам: Марии Магдалине и «другой Марии» — неизвестно какой (XXVIII, 1–9). Ограничимся этими примерами, полагая, что они дают достаточное представление о противоречивости конкретно-фактических евангельских сообщений, относящихся к личности и биографии Иисуса Христа.

Сотни ученых — историков, филологов, а также богословов — из года в год, из десятилетия в десятилетие искали в Новом завете, и прежде всего в евангелиях, материал для построения биографии Иисуса. В конце концов они пришли к выводу, который зафиксирован даже в гимназическом лютеранском учебнике по курсу «Введение в Новый завет»: «Евангелия не суть исторические сообщения ни в современном, ни в античном смысле этого слова; они представляют собой литературный жанр особого рода. Современный историк должен в отношении каждого эпизода, связанного с Иисусом, и в отношении каждого слова Иисуса исследовать, восходят ли они к времени его жизни; и только в немногих случаях эти исследования ведут к определенному результату». И все же, основываясь именно на евангелиях, десятки, если не сотни, авторов создали и опубликовали книги под заглавием «Жизнь Иисуса».

Чего на самом деле стоят эти построения, показал в своей капитальной монографии, вышедшей первоначально в 1906 году и впоследствии многократно переиздававшейся, Альберт Швейцер. Вплоть до издания 1966 года, вышедшего в год смерти автора, в книге содержится следующее многозначительное заключение: «Иисус из Назарета, который выступил как мессия, проповедовал нравственность царства божьего, основал царство небесное на Земле и умер, чтобы освятить свою деятельность, никогда не существовал. Это образ, отброшенный рационализмом, воскрешенный либерализмом и одетый современной теологией в исторические одежды». Он теперь полностью разрушен. Чем — кознями злоумышленных отрицателей, критикой со стороны рационалистов?

Нет, — отвечает Швейцер, — «он сам в себе развален, расшатан и расколот фактическими историческими проблемами, одна за другой всплывавшими перед Иисусом теологии в последние 150 лет вопреки всем примененным здесь хитростям, искусству, искусственности и насилию, — проблемами, которые неоднократно решались, и только что погребенные возникали в новой форме». Теолог считает, что «исторический Иисус не может больше служить современной теологии».

Правда, понять позицию Швейцера в вопросе об историчности или мифичности Христа невозможно. С одной стороны, он нападает на сторонников мифологической школы и отвергает их построения, а с другой — пишет так: «Иисус представляет нечто для иного мира, поскольку из него исходит гигантский духовный поток, омывающий наше время. Этот факт не может быть ни расшатан, ни укреплен историческим познанием. Существует мнение, что Иисус может для нашего времени быть чем-то большим, если он как человек вошел в человечество. Но это невозможно. Во-первых, потому, что этот Иисус никогда не существовал. А затем еще потому, что историческое исследование может внести ясность в вопрос о духовной жизни Иисуса, но не пробудить его к жизни».

Во всяком случае на вопрос, что можно извлечь из Нового завета, и прежде всего из евангелий, для установления историчности Иисуса, Швейцер во всеоружии своих колоссальных знаний, в результате анализа всей литературы вопроса «от Реймаруса до Вреде» отвечает: ничего. Рамки истории Иисуса в синоптических евангелиях обнаруживаются как вторичные. Помимо того, падают почти все жизненные детали, которые необходимы для биографии.

Этот вывод Швейцера подтверждается и многими современными авторами из богословского лагеря. Интересны, например, высказывания немецкого протестантского богослова, специалиста по Новому завету В. Кюммеля.

До начала нашего века в литературе прочно держалось мнение о Евангелии от Марка как более надежном с точки зрения исторической достоверности, чем остальные. Тщательное изучение Логий («Речения» Иисуса — документ, дошедший до нас только в отрывках), считавшихся ранее основным источником Евангелия от Марка, а также исследование проблемы об устной традиции, которая могла лежать в основе этого евангелия, показало, говорит Кюммель, что «возможность на основе Евангелия Марка построить исторически надежную картину жизни и учения Иисуса поставлена под вопрос или ограниченна». Кюммель при этом ссылается и на мнение протестантских теологов М. Келера и Р. Бультмана.

Еще в конце прошлого века М. Келер выступил с книгой под выразительным заглавием «О так называемом историческом Иисусе и историческом библейском Христе». Основная ее идея заключалась в невозможности для теологии базировать учение Христа на его биографии, рассказываемой в евангелиях. Бесполезно, писал Келер, оперировать ненадежными и колеблющимися результатами научного исследования евангельских текстов, ибо в этих текстах для такого исследования просто нет материала.

Высказывания такого рода принадлежат в основном протестантским авторам. Но если раньше католические богословы обвиняли их в рационализме, нигилизме и прочих подобных смертных грехах, то теперь и они вынуждены в отношении новозаветной биографии Иисуса становиться на тот же путь. Польский религиовед 3. Понятовский говорит об этом: «В последнее время католические библеисты также подчеркивают, что евангелия не дают биографии Иисуса sensu stricto (в строгом смысле. — И. К.)». Он указывает в этой связи на книгу В. Триллинга, которая содержит главу под знаменательным названием «Почему не существует «Жизни Иисуса?».

Как же, однако, быть теологам религии, в вероучении которой центральной фигурой является именно богочеловек Иисус? На помощь приходит пресловутое разделение Heilsgeschichte и действительной истории. Надо-де ориентироваться на «действительный» (!) образ Христа, а он есть не исторический Иисус современного исследования, а Христос, проповедовавшийся апостольскими свидетельствами. Это уже замаскированное признание факта краха исторических свидетельств о человеке Иисусе.

Через несколько десятков лет с той же концепцией выступил в ряде книг идеолог «демифологизации» Р. Бультман. Спасительное понятие Heilsgeschichte он подкрепил понятием «керигмы» (что в переводе с греческого означает «проповедь»). Не надо идти, писал Бультман, дальше керигмы, чтобы реконструировать исторического Иисуса. Господь есть не исторический Иисус, но проповедуемый Иисус Христос.

Приводя такие материалы, В. Кюммель — специалист по «новозаветной теологии» — пугается: не опасно ли для этой теологии и для христианства в целом открытое признание того, что «исторический Иисус» представляет собой мнимую величину?

Конечно, признает он, здесь есть неудобство. Просто снять этот вопрос невозможно. В частности, историк не может уйти от него, ибо, если он хочет вообще понять происхождение христианства, он должен что-то (!) знать об Иисусе, да и просто верующий христианин тоже не так-то легко согласится с тем, чтобы снять вопрос о Христе. Поскольку он «воспринимает учение о воскресшем Иисусе Христе через свидетельство апостола и дарует этому учению свою веру, он встречает в нем утверждение, что воскресший господь есть тот самый человек Иисус из Назарета, с которым часть свидетелей воскресения находилась вместе во время его земной деятельности». А отсюда вытекает, что «вера, если она отдает себе отчет в своем содержании, т. е. пытается теологически осмыслить себя, жгуче заинтересована в решении вопроса, в какой мере какой-нибудь образ Иисуса Христа, основанный на апостольской проповеди, согласуется с исторической подлинностью этого Иисуса».

Остается незыблемым печальный вывод: «Сегодня общепризнано, что никакую биографию Иисуса и никакого изложения истории развития Иисусовой проповеди мы не можем дать». Каков же выход из этого положения? Следует длинное перечисление различных сторон самой проблемы. Здесь фигурируют и литературное сравнение параллельных сообщений евангелий, и аналитическое разграничение отдельных элементов традиции, формально-историческое различение разных форм рассказа и речи и многое другое. И все это должно означать необходимые методические вспомогательные средства. Но и они могут дать, однако, как сообщает автор, не исторически достоверный, а лишь «понятный единый образ Иисуса и его проповедей».

Таким образом, евангельские сообщения об Иисусе признаются даже рядом богословов недостоверными и неисторичными.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Краткая история земной жизни Иисуса Христа

11 09 2015 Оля 4 комментария

Главная суть христианской веры состоит вот в чем. Когда Адам с Евой, наши прародители, жившие в раю, и все имевшие по воле и любви Божьей, согрешили, пойдя наперекор воле Божьей, по наущению змея-искусителя, они потеряли свое бессмертие и были низвергнуты Богом из рая. С тех пор потомки их были вынуждены жить и умирать. Так как Бог нас любит, Он послал своего единородного Сына, который воплотился от Святого Духа и Девы Марии (самой достойной, выбранной Богом для этой великой цели), и родился, как человек, сохранив при этом свою божественную сущность.

Цель этого воплощения была в том, чтобы спасти людей от первородного греха, победить смерть, и дать возможность людям опять (как Адам и Ева) получить бессмертие. При этом люди, которые будут жить по заповедям Божиим, смогут после смерти попасть в Царство Божье, созданное Иисусом Христом, и вечно жить там с ним в благоденствии и радости. Люди, которым была дана такая возможность, но они ею не воспользовались, вели себя не достойно, заповедям не следовали, лишатся такой возможности, и будут вечно находиться в аду, вдали от Господа. Они вечно будут сожалеть о своей жизни земной, во время которой они могли все сделать для своего вечного жития в раю, да пренебрегли такой возможностью.

Многие тысячелетия (это для человеческой жизни, а для вечности это всего лишь миг), Бог подготавливал человечество к этому событию, посылал на землю пророков, которые вещали людям о пришествии Спасителя мира.

Как все происходило

Выбрав для рождения Спасителя пречистую Деву Марию, сироту из царственного рода Давида, опекаемую престарелым ее дальним родственником Иосифом из Назарета, Господь послал Архангела Михаила, дабы сообщить девушке о том, что она избрана для такой великой цели. Мария была взволнована, но сразу кротко сообщила Архангелу о своем согласии. Мария была очень верующей девушкой, всей душей преданной Господу, и достойно приняла в свое лоно зарожденное Духом Святым чадо. Ее выдали замуж за Иосифа, которому Ангел во сне открыл значение и суть беременности Марии, и Иосиф был поставлен хранителем Марии, ее девства, и рожденного от нее младенца до определенного Господом времени.

Почитать кратко о Рождении Иисуса Христа и о праздновании Рождества.

Иисус рос, как обычный младенец, пока не достиг возраста 30 лет. Впрочем, свою Божественную сущность Он проявил уже в 12-летнем возрасте. Когда Мать Его искала, и нашла в храме, где Он сидел с учеными мужьями и беседовал, а они удивлялись Его уму и поражались Его ответам, мать укорила Его, что они беспокоились, куда Он пропал. на это мальчик ответил:

Зачем же было вам искать меня или вы не знали, что мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?

В тридцатилетнем возрасте Иисус пришел на реку Иордан и принял там крещение от прор.Иоанна, освятив тем самым воды реки. Во время крещения отверзлись небеса и оттуда послышался громкий глас : «Се есть возлюбленный Сын мой, в нем благоволение мое», затем разверзлись небеса и Иоанн увидел Духа Божия, спускающегося с небес на Иисуса в виде голубя. Так Бог показал людям, что Иисус — Сын Божий, и он — ожидаемый народами Спаситель.

Перед общественным служением

Перед тем, как приступить к своей миссии, Иисус Христос, будучи одновременно Богом и человеком, отправился в пустыню. Там он провел 40 дней в посте и молитве, в течение которых сатана всячески пытался Его искусить, и уже после этого Он отправился на воплощение своей цели.
Служение Господь начал с Галлилеи, где он избрал 12 своих учеников, апостолов, которые должны были принять Его учение, и после смерти и воскресения Иисуса Христа и вознесения Его на небо, продолжить нести учение людям, для того, чтобы они принимали христианскую веру, следовали Его слову и примеру, и смогли получить жизнь вечную в Царствии Божием. Во время служения Иисусом было показано множество чудес (как например, превращение воды в вино, воскрешение мертвых, излечение прокаженных, слепых, хромых и немых, Преображение перед учениками Его, когда они услышали глас с небес, подтверждающий, что Он есть Сын Божий и им слушаться Его должно.

Цель прихода Спасителя

Иисус Христос должен был принять смерть на кресте, дабы через три дня воскреснуть и вознестись на небо, тем самым победив смерть и даровав нам бессмертную жизнь, что и произошло по прошествии трех лет после начала общественного служения Иисуса Христа. Он положил начало нашему бессмертию и воскрешению из мертвых. По Его второму пришествию в мир это произойдет, и каждый человек будет держать ответ перед Господом о своей жизни на Страшном суде, после чего ему будет определено место — в раю ли за жизнь благочестивую и следование заповедям Господним, или в аду за жизнь недостойную.

Почитать кратко о празднике Воздвижения Креста Господня.

Фильм по Евангелию от Иоанна, снятый британским режиссером, рассказывающий о жизни и учении Христа от Его крещения до явления апостолам.

Поделитесь информацией с друзьями в соцсетях

Христос и первое христианское поколение

Об авторе

Предисловие

Часть I. Евангельская История I. Предварительные Замечания II. Начало Евангельской Истории 1. Рождество и Детство 2. Крещение и Искушение III. Общественное Служение Христово 1. Галилейский Период Евангельской Истории Место и Время Благовестие Ученики и Внешняя Среда 2. Явление Мессии 3. Путь на Страсти Место и время Течение событий (история фактическая) Учение Христово во время пути IV. Страсти и Воскресение 1. Вход Господень в Иерусалим 2. В Иерусалиме перед страстями 3. Синедрион и Иуда 4. Последняя Вечеря 5. Гефсимания 6. Суд у первосвященников 6. Суд у Пилата 7. Распятие и Погребение 8. Воскресение и Вознесение V. Выводы Часть II. История апостольского века I. Предварительные замечания 1. Источники истории апостольского века 2. Деление истории апостольского века II. Первый период истории апостольского века 1. Состав Церкви 2. Пятидесятница 3. Жизнь Церкви во Святом Духе 4. Апостольская проповедь 5. Строй Церкви 6. Церковь и внешняя иудейская среда 7. Общая характеристика периода III. Второй период истории апостольского века 1. Дело Стефана 2. Распространение благовестия в Палестине и Сирии 3. Обращение Савла 4. Иерусалимский центр IV. Третий период истории апостольского века 1. Служение апостола Павла Общие Замечания Первое путешествие апостола Павла Иудейская Проблема Второе путешествие апостола Павла Третье путешествие апостола Павла Узы апостола Павла Последние годы апостола Павла 2. Области Христианского Мира Общие Замечания Иерусалим Антиохия Рим 3. Письменные памятники третьего периода истории апостольского века А. Послания апостола Павла Послания к Фессалоникийцам Послания к Коринфянам Общие Сведения Первое Послание к Коринфянам Коринфская смута Второе Послание к Коринфянам Послание к Галатам Послание к Римлянам Послания из Уз Общие Сведения Послание к Филиппийцам Послание к Колоссянам Послание к Ефесянам Послание к Филимону Пастырские Послания Общие Сведения Послание к Титу Первое Послание к Тимофею Второе Послание к Тимофею Б. Послание к Евреям Историческая проблема Послания к Евреям Содержание Послания к Евреям Богословская проблема Послания к Евреям В. Письменные памятники Иерусалимской Церкви Внутреннее состояние Иерусалимской Церкви в шестидесятые годы Послание Иакова Евангелие от Матфея 4. Конец иудеохристианства V. Четвертый период истории апостольского века 1. Общие сведения 2. Рим Римская церковь в шестидесятые годы Первое Послание апостола Петра Второе Послание апостола Петра Послание Иуды Евангелие от Марка 3. Писания Луки Происхождение Евангелия от Луки и книги Деяний Евангелие от Луки Книга Деяний Значение писаний Луки 4. Ефес Церковь Ефесская в конце I века Апостол Иоанн Место Иоанновых писаний в истории новозаветного откровения Апокалипсис Евангелие от Иоанна Три Послания апостола Иоанна Влияние Ефесского центра Сокращения

Эта книга – исчерпывающее историческое введение в эпоху первохристианства, составленное на основании строго проверенных и научно обоснованных данных и источников видного богослова современности епископа Кассиана (1892–1965).

Об авторе

Епископ Кассиан родился в Петербурге 29 февраля 1892 года, где окончил историческое отделение Университета при проф. Гревсе. Преподавал после Революции в Православном Богословском институте в Петрограде. В 1922 эмигрировал сначала в Белград, затем в Париж, где с 1925 стал профессором Св. Сергиевского Богословского института, а с 1947, после посвящения во епископы, его ректором. Видный участник Русского Студенческого Христианского Движения, принял монашество в 1932, все время войны прожил на Афоне. Прекрасный знаток древних языков, епископ Кассиан посвятил всю свою жизнь изучению Нового Завета. Был председателем комиссии по новому переводу Четвероевангелия. Умер 4 февраля 1965 года в Париже.

Предисловие

В основе этой книги лежит курс лекций, читавшихся студентам Православного Богословского Института в Париже, начиная с 1935–1936 учебного года. Необходимость этого курса была указана жизнью. Научный курс Священного Писания Нового Завета, включавший Введение в изучение новозаветных книг и их толкование, был рассчитан на четыре года академического преподавания и давал законченное знание Нового Завета только к концу этого периода. Неудобство этого порядка заключалось в том, что преподавание Истории Древней Церкви и таких богословских наук, как Богословие Догматическое и Нравственное, Патрология, Литургика и т.д., неизбежно отправляющееся от Священного Писания, – в частности и в особенности, от Нового Завета, – фактически наталкивалось на незнакомство студентов с основными положениями библейской науки в тех ее частях, прохождение которых было отнесено к последним годам академического курса. Для устранения этого неудобства и было введено на первом курсе Богословского Института элементарное преподавание Библейской Истории Нового Завета.

Фактическое содержание преподавания определялось потребностями жизни. Оно, естественно, обнимало Историю Евангельскую и Историю Апостольского Века. При этом, не останавливаясь на подробностях, которые продолжали составлять часть научного курса Нового Завета, элементарный курс Библейской Истории давал не столько историю в собственном смысле, сколько путеводные нити к чтению новозаветных книг, в свете истории. В Истории Евангельской я старался поставить перед своими слушателями ее основные вехи и показать им исходные точки евангельского учения и его последовательное раскрытие. На своих лекциях я называл студентам те евангельские отрывки, с которыми им следовало знакомиться для того, чтобы; успешно следить за преподаванием. Моею целью было помочь им разобраться в евангельском материале. Это же касалось и Истории Апостольского Века. Я не считал целесообразным пересказывать им те части Книги Деяний, которые не нуждались в нарочитом толковании и могли быть прочитаны самими студентами в указанном мною порядке и с соответствующими дополнениями из Апостольских Посланий. Моя задача и во второй части курса заключалась в постановке вех и направлении чтения. При этом, история развития христианского учения на протяжении Апостольского Века, охватывающего период времени не менее семидесяти лет, неизбежно привлекала к себе преимущественное внимание. Она-то и давала те элементы, от отсутствия которых страдало наше академическое преподавание. Учение это, в своем последовательном развитии, дошло до нас в тех двадцати семи книгах, которые обнимаются понятием Священного Писания Нового Завета. Возникши в истории, они являются, в одно и то же время, и фактами истории и ее факторами. Суммируя апостольское учение, они представляют для нас исторический источник первостепенной важности, а для последующих поколений они были исходною точкою христианского духовного опыта, христианской мысли и христианской жизни. Совершенно естественно поэтому, что общее знакомство с новозаветными книгами, их происхождением и основным содержанием или хотя бы с их характерными особенностями составляло необходимую часть Истории Апостольского Века в том ее элементарном построении, которое было предметом моего академического курса, и которому посвящена предлагаемая книга.

Надо сказать, что задача, поставленная жизнью, выдержала испытание жизни. При всех несовершенствах этого курса, он дал нашим студентам то новозаветное основание для прохождения основных дисциплин академического преподавания, которого они были лишены в прошлом. К концу 1938–1939 учебного года лекции, существовавшие дотоле в конспекте, были положены мною на бумагу, и во время моего долгого отсутствия в годы войны студенты продолжали знакомиться по ним с основными элементами новозаветной науки.

Из сказанного вытекает, что мы можем искать в этом курсе, и чего мы от него не в праве ожидать. Курс этот есть элементарный учебник. В таком своем значении он не должен вводить читателя в лабораторию исторического исследования. Он сознательно не дает и библиографии предмета. Конечно, проводимое автором построение Библейской Истории Нового Завета имеет для него убедительность проверенного научного знания. За многими его положениями стоят собственные исследования автора. Но положения эти излагаются в догматической форме. Их доказательство не входит в задачу автора. Мало того, автор далек от мысли сказать последнее слово. В целом ряде точек он склонен допускать, что научное исследование приведет и его самого к пересмотру излагаемых в этом курсе тезисов. Готовя курс к печати, он переписал некоторые его части наново: изложение 1939 года его уже не удовлетворяло. Это – первое. Во-вторых, поскольку предлагаемая книга есть не столько история земного служения Христова и апостольского христианства, сколько пособие к чтению Нового Завета в свете истории, автор сознательно оставил в стороне вопрос о подготовке христианства в иудействе и в язычестве. Параграфы о современном Христу иудействе, в разрезе социально-политическом и религиозно-культурном, и о состоянии языческого мира, о государственном строе Римской империи, о потрясавшем ее организм социальном брожении, о ее религиозном синкретизме и императорском культе в этой книге просто отсутствуют.

Конечно, и учебник имеет автора. Как бы я ни воздерживался от субъективных оценок, я не мог не наложить и на учебник печати своего понимания новозаветной истории и новозаветного учения в его историческом развитии. Но я старался давать то, что, в большей или меньшей степени, может рассчитывать на общее призвание науки, и буду счастлив, если этот курс, оказавшийся полезным для наших студентов, сослужит свою службу и более широкому кругу читателей.

В 2001 г. в Православном Свято-Тихоновском богословском институте вышло первое нерепринтное издание (после появления книги в Париже в 1950 г.) учебника епископа Кассиана (Безобразова) «Христос и первое христианское поколение». За истекшее с тех пор время востребованность этого пособия не уменьшилась, о чем свидетельствуют его разошедшиеся в продаже неоднократные тиражи. Опыт преподавания в ПСТГУ показал, что учебник помогает обучающимся усвоить основные темы новозаветного учения, дает ясную перспективу Священной истории, выявляет при этом ее внутреннюю логику, позволяет выработать навык общего сравнительного анализа текста с уяснением смысловых связей внутри Нового Завета в целом. Поскольку в первоначальном издании учебника было минимальное число разделов, что затрудняло его использование в учебном процессе, преподаватели кафедры библеистики ПСТГУ разработали подробную рубрикацию авторского текста. Рубрики облегчают усвоение материала, изложенного епископом Кассианом очень емко и сжато. А также они акцентируют внимание читателя на существенных положениях, помогают выделить главную идею соответствующего раздела в тексте. В этом издании устранены опечатки и неточности, произведена унификация ссылок в соответствии с современными нормами. Протоиерей Алексей Емельянову заведующий кафедрой библеистики ПСТГУ

Кассиан (Безобразов), еп — Христос и первое христианское поколение

5-е изд., испр. и перераб. — М.: Изд-во ПСТГУ, 2019. — 632 с. ISBN 978-5-7429-1171-5 Также прежнее издание 4-е изд., испр., и доп. — М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт; Русский путь, 2001. — 560 с.
ISBN 5-7429-0106-2
ISBN 5-85887-057-0

Кассиан (Безобразов), еп — Христос и первое христианское поколение — Содержание

От редакции
Предисловие

Часть I. ИСТОРИЯ ЕВАНГЕЛЬСКАЯ

I. Предварительные замечания
II. Начало евангельской истории

  • 1. Рождество и детство
  • 2. Крещение и искушения

III. Общественное служение Христово

  • 1. Галилейский период евангельской истории
    • Место и время
    • Благовестие
    • Ученики и внешняя среда
  • 2. Явление Мессии
  • 3. Путь на страсти
    • Место и время
    • Течение событий (история фактическая)
    • Учение Христово во время пути

IV. Страсти и Воскресение

  • 1. Вход Господень в Иерусалим
  • 2. В Иерусалиме перед страстями
  • 3. Синедрион и Иуда
  • 4. Последняя Вечеря
  • 5. Гефсимания
  • 6. Суд
    • У первосвященников
    • У Пилата
  • 7. Распятие и погребение
  • 8. Воскресение и Вознесение

V. Выводы

Часть II. ИСТОРИЯ АПОСТОЛЬСКОГО ВЕКА

I. Предварительные замечания

  • 1. Источники истории апостольского века
  • 2. Деление истории апостольского века

II. Первый период истории апостольского века

  • 1. Состав Церкви
  • 2. Пятидесятница
  • 3. Жизнь Церкви во Святом Духе
  • 4. Апостольская проповедь1
  • 5. Строй Церкви
  • 6. Церковь и внешняя иудейская среда
  • 7. Общая характеристика периода

III. Второй период истории апостольского века

  • 1. Дело Стефана
  • 2. Распространения благовестия в Палестине и Сирии
  • 3. Обращение Савла
  • 4. Иерусалимский центр

IV. Третий период истории апостольского века

  • 1. Служение апостола Павла
    • Общие замечания
    • Первое путешествие апостола Павла
    • Иудейская проблема
    • Второе путешествие апостола Павла
    • Третье путешествие апостола Павла
    • Узы апостола Павла
    • Последние годы апостола Павла
  • 2. Области христианского мира
    • Общие замечания
    • Иерусалим
    • Антиохия
    • Рим
  • 3. Письменные памятники третьего периода истории апостольского века
    • А. Послания апостола Павла
      • Послания к Фессалоникийцам
      • Послания к Коринфянам
      • Общие сведения
      • Первое Послание к Коринфянам
      • Коринфская смута
      • Второое Послание к Коринфянам
      • Послание к Галатам
      • Послание к Римлянам
      • Послания из уз
      • Общие сведения
      • Послание к Филлипийцам
      • Послание к Колоссянам
      • Послание к Ефесянам
      • Послание к Филимону
      • Пастырские Послания
      • Общие сведения
      • Послание к Титу
      • Первое Послание к Тимофею
      • Второе Послание к Тимофею
    • Б. Послание к Евреям
      • Историческая проблема Послания к Евреям
      • Содержание Послания к Евреям
      • Богословская проблема Послания к Евреям
    • В. Письменные памятники Иерусалимской Церкви
      • Внутреннее состояние Иерусалимской Церкви в шестидесятые годы
      • Послание Иакова
      • Евангелие от Матфея
  • 4. Конец иудеохристианства

V. Четвертый период истории апостольского века

  • 1. Общие сведения
  • 2. Рим
    • Римская церковь в шестидесятые годы
    • Первое Послание апостола Петра
    • Второе Послание апостола Петра
    • Послание Иуды
    • Евангелие от Марка
  • 3. Писания Луки
    • Происхождение Евангелия от Луки и книги Деяний
    • Евангелие от Луки
    • Книга Деяний
    • Значение писаний Луки
  • 4. Ефес
    • Церковь Ефесская в конце I века
    • Апостол Иоанн
    • Место Иоанновских писаний в истории новозаветного откровения
    • Апокалипсис
    • Евангелие от Иоанна
    • Три Послания апостола Иоанна
    • Влияние Ефесского центра

ПРИЛОЖЕНИЯ

  • Церковное предание и новозаветная наука
  • Евангелисты как историки
  • Славословие божественной любви
  • Смерть пастыря
  • Сыны Божий
  • Памяти епископа Кассиана

Кассиан (Безобразов), еп — Христос и первое христианское поколение — Предварительные замечания

Западная наука весьма часто излагает евангельскую историю в форме «Жизни Иисуса». Эта форма изложения для православного историка недоступна. «Жизнь Иисуса», по самому своему заданию, есть изображение человеческой стороны в лице и служении Христа Спасителя. Но отделение человеческого от Божественного в лице и служении Богочеловека есть задача догматически неосуществимая, поскольку Халкидонское вероопределенне исповедует в Его лице соединение естеств не только неслиянное и неизменное, но и нераздельное и неразлучное. Человеческое от Божественного неотделимо. Изображение только человеческого есть для православного историка задача невыполнимая. С другой стороны, опыт нас учит, что ни одна «Жизнь Иисуса» не может быть поставлена наравне с четырьмя евангельскими повествованиями в их раздельности. Это сознание все громче и громче звучит даже в протестантской среде. Нашею задачею будет, не пересказывая Евангелия в тех частях, которые не вызывают недоумения, наметить основные линии евангельской истории, как они вытекают из наших Евангелий, поставить главные вехи в последовательной смене событий и показать постепенное раскрытие учения в благовестническом служении Христа Спасителя. Само собою разумеется, что эта книга не может иметь своею целью заменить Евангелие. Она должна быть не более, как скромное пособие при чтении Евангелия.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *