Евангельский синопсис читать

Последовательность евангельских событий

В Новом Завете о жизни Иисуса Христа повествуют четыре Евангелия (слово «евангелие» означает «радостная весть»), составленные разными авторами: Матфеем, Марком, Лукой и Иоанном. Каждое Евангелие показывает Христа с разных сторон. Считается, что Матфей представляет Иисуса Мессией и Царём; Марк отмечает самоотверженное служение Христа для людей; Лука акцентирует внимание на Сыне Человеческом, как на Спасителе всего человечества; Иоанн подчёркивает Его Божественность.

Первые три Евангелия (от Матфея, от Марка, от Луки) очень похожи между собой, и часто их называют синоптическими Евангелиями. Согласно Клименту Александрийскому (конец II в. ) Иоанн знал о существовании синоптических Евангелий и решил дополнить их «духовным» Евангелием. По поводу единообразия первых трёх Евангелий существует следующая гипотеза.

Евангелие от Марка было написано первым. Марк, скорее всего, записал его со слов ап. Петра. В пользу этого можно привести тот факт, что Ев. от Марка содержит удивительные подробности, которых нет в других синоптических Евангелиях. Должно быть, автор был очень внимательным очевидцем служения Христа и обладал хорошей памятью.

В дальнейшем Матфей и Лука использовали Ев. от Марка, сделав добавления к нему, используя другой материал (или собрание материалов), часть из которого могла быть для них общей.

Для того, чтобы нам иметь некоторое представление о хронологическом порядке евангельских повествований, мы приведём, в хронологической последовательности, важнейшие эпохи жизни Иисуса Христа, о которых нам пишут евангелисты.

Хотя хронологический порядок и интересовал евангелистов (Лук. 1:3), они не ставили перед собой цель изложить все мельчайшие детали в строгом порядке. Главной задачей было рассказать о жизни Иисуса и донести благую весть. Поэтому, если это строго не обговорено в Евангелиях, одни и те же события, иногда, могут быть в разной последовательности освещены в Евангелиях. Но мы не придерживаемся представления, будто евангелисты вставляли одни и те же изречения Иисуса Христа, в разные Его проповеди, по своему усмотрению. Оно не имеет серьёзных оснований. Одинаковые изречения, Иисус мог говорить в разные моменты Своего служения. Напр. Он мог рассказать молитву «Отче наш» как во время нагорной проповеди (Матф. 6:9-13), что полностью согласуется с контекстом и не похоже на вставку евангелиста, так и по личной просьбе учеников (Лук.11:1-4). Видимо знание правильной краткой молитвы было важно в то время. Кроме того, повторение важных истин вполне согласуется с описанием служения Христа. Посылая учеников на проповедь, Иисус сказал им: «ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное» (Матф. 10:7). А высказывание: «ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится», приводится в одном и том же Евангелии, применительно к разным ситуациям (Лук. 14:11; 18:14). Евангелисты могли комбинировать разные высказывания Иисуса в одну и туже перикопу (отрывок из Евангелия содержащий одну притчу одну проповедь или часть проповеди, объединённую общим смыслом), если в Священном Писании эта перикопа не связана с конкретным местом или временем; например, она вводится общим выражением типа такого: сказал Иисус ученикам.

Важнейшие эпохи жизни Иисуса Христа можно привести в виде следующей таблицы:

Период

Матфей

Марк

Лука

Иоанн

1

Рождение и юность

1 – 2

1 – 2

1:1-3

2

Подготовка к служению

3:1 – 4:11

1:1-13

3:1 – 4:13

1:6-42

3

Первое служение в Иудее

1:43 – 4:42

4

Служение в Галилее

4:12 – 18

1:14 – 9

4:14 – 9:50

4:43 – 7:1

5

Позднее служение в Иудее и Перее

19 – 20

10

9:51 – 19:28

7:2 – 11

6

Последняя неделя

21 – 27

11 – 15

19:29 – 23

12 – 19

7

Воскресение и явления после воскресения

28

16

24

20 – 21

1. Первый период продлился около тридцати лет (Лук. 3:23). Год Рождения Иисуса Христа можно определить приблизительно, но с мелкой погрешностью. По современным данным известно, что традиционный календарь, ошибочный на несколько лет. Некоторые приводят дату 4-5 г. до н. э., другие даже 6-7 г. до н. э.

2. Подготовка к служению включает проповедь Иоанна Крестителя, крещение и искушение Иисуса.

3. Синоптические Евангелия сразу переходят к служению Христа в Галилее. Однако, Иоанн освящает раннее служение в Иудее. При этом сначала, Иисус ненадолго посетил Галилею, а потом пришёл в Иерусалим на праздник Пасхи. Всего, Иоанн сообщает о трёх посещениях праздника Пасхи Христом, и о последней Пасхе в конце земного служения.

4. Служение в Галилее было самым длительным. Синоптические Евангелия сообщают, что Иисус пошёл в Галилею после того, как Иоанн Креститель был заключён под стражу. Евангелист Иоанн сообщает только о растущей напряжённости между Иоанном Крестителем и Христом с иудеями. Скорее всего, вскоре после того как Иисус пошёл в Галилею, Иоанн Креститель был заключён и это ещё более упрочило пребывание Иисуса Христа в Галилее.

Иоанн описывает служение в Галилее кратко, но повествует о посещении Иерусалима во время этого служения. Во время пребывания Христа в Галилее прошло два праздника Пасхи. В один из них Он посетил Иерусалим (Иоан. 5:1). Иоанн не уточняет, о каком празднике он писал в пятой главе. Однако по распространённому мнению это была Пасха. В пользу этого мнения свидетельствует (Лук. 6:1), где Лука, видимо, изображает случившиеся по дороге из Иерусалима в Галилею. В противном случае, трудно понять, почему Лука связывает прохождение засеянными полями с праздником Пасхи, особенно если учесть, что во время третьей Пасхи Иисус не посещал Иерусалим (Иоан. 6:4) и то, что по свидетельству Иоанна посещение второй Пасхи («праздника Иудейского») видимо было не долгим (Иоан. 5:1-47; 6:1). Если даже, Иоанн говорил например о празднике Кущей или Пятидесятнице, то между прохождением Иисуса Христа по Самарии (ср. Иоан. 4:35), с чего началось служение в Галилее, и этим праздником должна быть вторая Пасха, которую, в этом случае, Иисус, скорее всего, не посетил (, комм. к Иоан. 5:1). В пользу того, что Иоанн говорит о Пасхе, свидетельствует Иоан. 6:4, где Иоанн называет Пасху «праздником Иудейским». Во всяком случае, служение в Галилее, включало две Пасхи, и, таким образом, Иисус служил в Иудее как минимум более одного года. В приводится период около двух лет (стр. 371, 373), основываясь на Иоан. 4:35 и 7:1-10, где говорится, что Иисус покинул Галилею незадолго до праздника кущей или праздника обновления (Иоан. 10:22), в который Он пришёл в Иерусалим явно, а не тайно (ср Иоан. 7:10). В целом свидетельство Писания о трёх Пасхах в служении Христа (Иоан. 2:13; 5:1(?); 6:4), и о последней Пасхе страданий, является весьма полезным для установления главных отрезков времени Его служения их порядка. Из этих данных известно, что общественное служение Христа составляло не менее трёх лет. По распространённому мнению около трёх с половиной лет.

5. Позднее служение в Иудее и Перее состояло из нескольких месяцев, последних перед смертью Христа.

6. О последней неделе Иисуса Христа подробно рассказывают евангелисты. Иисус торжественно въехал в Иерусалим в воскресенье. В пятницу Он был распят.

7. Иисус, расторгнув узы смерти, восстал нетленным утром в воскресенье. В течении сорока дней до своего вознесения, Он являлся ученикам, утверждая их в вере и давая им поручения.

См. ст. «Евангелие от Марка» в Библейском словаре Э. Нюстрема.

Эту гипотезу можно найти в разных источниках. Напр. Гордон Фи, «Экзегетика Нового Завета», СПб, 1995, стр. 27. Следует отметить, что это только гипотеза. Существуют и другие подходы к «синоптической проблеме»; напр. что Евангелие от Матфея было написано первым, а Марк использовал его. Следует упомянуть и предположение, согласно которому все три евангелиста использовали общий материал, состоящий из устной традиции, запоминание которой не было проблемой в еврейском обществе, и части письменных материалов. (см. Ф. Ринекер, Г. Майер, «Библейская Энциклопедия Брокгауза», ст. «Евангелие от Матфея»).

Крейг Кинер ссылаясь на исторические данные, приводит другое решение этого вопроса: «Составители биографий пользовались правом свободно компоновать материал своих источников, поэтому неудивительно, что Матфей и Марк приводят многие события, имевшие место во время служения Иисуса, в другой последовательности. Хотя Иисус, как и другие иудейские учителя, несомненно, повторяет Свои высказывания в разных случаях, некоторые из Его изречений авторы Евангелий помещают в разных местах по своему усмотрению, как это было обычно для древних биографов» (, «Введение в Евангелия»).

Похожая таблица приводится в «Библейском справочнике Геллея», стр. 370-371. Аналогичная последовательность, правда, в более подробной форме, приведена в «Библейской Энциклопедии Брокгауза», в приложении; а также в «Энциклопедическом атласе библейской истории» Р. Н. Волкославского (глава «Земная жизнь Господа Иисуса Христа»), и в других источниках.

Здесь говорится о существовании Христа до воплощения.

В Лук. 6:1 в некоторых древних рукописях и современных переводах, отсутствует «первую по втором дне Пасхи». Если это даже не было частью оригинального текста, то, по крайней мере, отражает древнюю традицию, согласно которой описанное в Лук. 6:1 происходило сразу после Пасхи.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *