Евгений великий херсон вконтакте

СВЯТЫЕ НАШЕГО КРАЯ. Священномученик ЕФРЕМ и другие священномученики ХЕРСОНЕССКИЕ.

Святые священномученики Василий, Ефрем, Евгений, Елпидий, Агафодор, Еферий и Капитон несли благовестие Христово в земли Северного Причерноморья от Дуная до Днепра, включая Крым, и запечатлели свое апостольство мученической смертью в IV веке.
Еще задолго до крещения равноапостольного князя Владимира христианская вера уже проникла в Крым, который в древности назывался Тавридой и был подвластен римским императорам.
Начало просвещения Тавриды верою Христовой положено святым апостолом Андреем Первозванным.
Дальнейшему распространению Евангелия там способствовали, помимо своей воли, сами же его враги: римские императоры ссылали туда государственных преступников, которыми в первые три века христианской Церкви были исповедники Христа. Так, в правление Траяна (98-117) был сослан на заточение в Инкерманские каменоломни святой Климент, епископ Римский († 101; память 25 ноября). Там продолжал он свою проповедь, там принял и мученическую кончину.
Язычники упорно сопротивлялись распространению Евангелия. Но вера Христова через своих самоотверженных проповедников крепла и утверждалась.
Многие благовестники положили свою жизнь в этой борьбе.
В царствование Диоклетиана (284–305) в 300 году по Рождество Христово патриарх Иерусалимский Ермон, последний из бывших при языческих царях-преследователях, разослал нескольких епископов в разные страны для проповеди. Святители Ефрем и Василий посланы были им, первый — в Скифию, второй — в Тавриду. Они поселились в главном городе полуострова — Херсонесе, или Корсуне, и оба приняли мученическую смерть: Василий — в Херсонесе от иудеев, которые озлобились на него за успешность Евангельской проповеди и сначала изгнали его из города. Святой Василий ушел на гору и поселился в пещере. Вскоре после этого у одного знатного гражданина умер сын. Родители его, по внушению свыше, посредством сновидения, обратились за помощью к Василию, и святой Василий молитвами своими возвратил его к жизни. После этого чуда многие уверовали, и тогда язычники и иудеи, окончательно раздраженные успехом Василия, напали ночью на дом его и побили его камнями и палками.
Ефрем, побыв некоторое время в Херсонесе, отправился далее проповедовать Евангелие. Он дошел до Дуная, многих обратив в христианскую веру, чем также возбудил против себя негодование в большинстве народа, и, наконец, вытерпев много гонений и оскорблений, был, по приказанию начальников страны, усечен мечём.
Та же участь постигла через год епископов Евгения, Елпидия и Агафодора, прибывших в Херсонес из Геллеспонта, куда посланы были тем же патриархом Ермоном. Евреи и язычники вооружились против них и умертвили их 7-го марта.
Через некоторое время патриарх Иерусалимский снова прислал в Херсонес епископа, по имени Еферий. Он также распространял слово Божие, примером своей добродетельной жизни полезно влиял на христиан и мирно скончался на острове Алосе, в странах Днепра, на пути из Царьграда.
После него «по мнозе времени минувшу гонению» император Константин Великий послал в Херсонес епископа Капитона под защитою 500 воинов и военачальника Феоны. Предание говорит, что когда Капитон прибыл к язычникам, то они потребовали от него знамения в подтверждение свидетельства его о Боге, и что он с твердою верою в помощь Божию вошел в разложенный огонь и после продолжительной молитвы среди пламени вышел невредимым. Такое очевидное чудо поразило неверующих и убедило их в силе и истине Единого Бога христианского. Об этом чуде, совершенном Капитоном, сообщено было императору Константину, находившемуся тогда на Никейском соборе. Святой Капитон был несколько лет епископом в Херсонесе. Однажды на пути в Константинополь он был застигнут бурею, и корабль, на котором он ехал, был занесен в устье Днепра. Жители той страны, суровые язычники, захватили корабль и всех бывших на нем потопили в море…
Церковь установила совершать 7-го марта (20 марта нов. ст.) память этих первых семи епископов, проповедовавших в Херсонесе Таврическом и Северном Причерноморье.
Проповедь священномучеников укрепила веру Христову в Херсонесе. С начала V века этот город становится духовным центром, откуда христианская вера распространяется на север в сторону Руси. В 988 году в Херсонесе принял Крещение святой равноапостольный князь Владимир. Этот древний город явился колыбелью Церкви для Руси.

Тропарь Херсонесским священномученикам:

Боже отец наших, творяй присно с нами по Твоей кротости, не отстави милость Твою от нас, но молитвами их в мире управи живот наш.

Евгений Херсонесский — история Святого имени

Жития священномучеников Василия, Ефрема, Капитона, Евгения, Еферия, Елпидия и Агафодора, епископов Херсонесских

Святые священномученики Василий, Ефрем, Евгений, Елпидий, Агафодор, Еферий и Капитон несли благовестие Христово в земли Северного Причерноморья от Дуная до Днепра, включая Крым, и запечатлели свое апостольство мученической смертью в IV веке в городе Херсонесе Таврическом. Еще задолго до Крещения святого Владимира христианская вера уже проникла в Крым, который в древности назывался Тавридой и был подвластен римским императорам. Начало просвещения Тавриды верою Христовой положено святым апостолом Андреем Первозванным († 62; память 30 ноября). Дальнейшему распространению христианства там способствовали, помимо своей воли, сами же его враги: римские императоры ссылали туда государственных преступников, которыми в первые три века христианства считались и исповедники Христа. Так, в правление Траяна (98–117) был сослан на заточение в Инкерманские каменоломни святой , епископ Римский († 101; память 25 ноября). Там продолжал он свою проповедь, там принял и мученическую кончину.

Населявшие крымские земли язычники упорно сопротивлялись распространению христианства. Но вера Христова через своих самоотверженных проповедников крепла и утверждалась. Многие благовестники положили свои жизни в этой борьбе.

В начале IV века в Херсонесе была учреждена епископская кафедра. Это была переломная эпоха, когда Херсонес, служивший базой для римских воинов, постепенно переходил в зависимость от Византии. В царствование Диоклитиана (284–305), в 300 году (то есть еще до начала гонения, которое император начал с 303 года) Иерусалимский патриарх Ермон (303–313) для Евангельской проповеди разослал в разные страны многих епископов. Двое из них, Ефрем и Василий, прибыли в Херсонес и насаждали там Слово Божие. Затем святитель Ефрем пошел к народам, жившим по Дунаю, где в благовестии Христовом претерпел много скорбей и трудов. Во время начавшегося гонения он был обезглавлен (точно известен лишь день его кончины – 7 марта). Проповедь в Херсонесе продолжал святой Василий – сподвижник святого Ефрема. Многих идолопоклонников он наставил на путь истины. Другие заблудшие жители города, ожесточенные его деятельностью, оказывали яростное сопротивление: святой исповедник был схвачен, нещадно избит и изгнан из города. Удалившись в горы и поселившись в пещере, он непрестанно молил Бога за изгнавших его, чтобы Он озарил их светом истинного Боговедения. И Господь послал неверным чудо. У знатного жителя Херсонеса умер единственный сын. Покойный явился родителям во сне и поведал, что некто святой Василий своими молитвами к Истинному Богу может воскресить его из мертвых. Когда родители разыскали святителя и просили его совершить чудо, святой Василий отвечал, что сам он – грешный человек и не имеет сил воскрешать мертвых, но Господь всемогущ и может исполнить их просьбу, если они уверуют в Него. Долго молился святой, призывая Имя Святой Троицы. Затем, освятив воду, возлил ее на умершего, и тот ожил. С почетом был возвращен в город святитель, многие уверовали и крестились.

Вскоре по повелению императора Максимиана Галерия (305–311) гонение на христиан разразилось с новой силой. Христоненавистники вооружились и против святителя Василия: 7 марта 309 года они ночью ворвались в его дом, связали его, поволокли по улицам и забили до смерти камнями и палками. Тело святителя было брошено за городом на съедение псам и птицам и много дней лежало без погребения, но осталось нетронутым. Потом христиане тайно похоронили в пещере святое тело мученика.

Через год, узнав о мученической кончине святителя Василия, три его сподвижника – епископы Евгений, Елпидий и Агафодор, оставив проповедь в Геллеспонтской стране, прибыли в Херсонес продолжить его святое дело. Они положили много трудов для спасения человеческих душ. Все три епископа разделили участь своего предшественника – беснующиеся язычники также побили их камнями 7 марта 311 года.

По прошествии нескольких лет, уже в царствование святого равноапостольного Константина Великого (306–337; память 21 мая), из Иерусалима в Херсонес прибыл епископ Еферий. Сначала он тоже встретил противодействие со стороны язычников, но святой император, объявивший свободу христианской веры во всей империи, не допустил насильственных действий против проповедника: он издал указ, по которому херсонесским христианам беспрепятственно разрешалось совершать богослужения. Стараниями святителя Еферия в городе был построен храм, где святой мирно правил своей паствой.

Чтобы отблагодарить императора за покровительство христианам, святитель Еферий ездил в Константинополь. На обратном пути он заболел и скончался на острове Амосе (в Греции) 7 марта. На место святителя Еферия святой император Константин прислал в Херсонес епископа Капитона. Христиане встретили его с радостью, но язычники потребовали от нового епископа знамения, чтобы уверовать в Бога, Которого он проповедует. Возложив всю надежду на Господа, святой Капитон в святительском облачении вошел в разведенный костер, долго молился в огне и вышел из него невредимым, набрав в свою фелонь горячих угольев. Тогда множество неверующих убедились в силе Бога христианского.

Об этом чуде и о великой вере святого Капитона было возвещено святому Константину и святым отцам на Первом Вселенском Соборе в Никее (325).

Через несколько лет святитель Капитон по делам направился в Константинополь, но корабль бурею прибило в устье Днепра. Местные жители (язычники), захватив корабль, утопили всех бывших на нем, в том числе и святого Капитона. Это произошло 21 декабря. Память святого епископа Церковь установила отмечать с прочими херсонесскими священномучениками, 7 марта.

Проповедь священномучеников укрепила веру Христову в Херсонесе. С начала V века этот город становится духовным центром, откуда христианство распространяется на север в сторону Руси. С IX века Херсонес все более привлекает внимание русских, начавших селиться в городе. Современные археологические раскопки показали, что в городе находилось более пятидесяти храмов, относящихся к V–XIV векам. В 987 году в Херсонесе принял Крещение святой равноапостольный князь Владимир. Этот древний город явился колыбелью христианства для Руси.

См. также: «» в изложении свт. Димитрия Ростовского.

Кондак священномучеников, в Херсонесе епископствовавших

Светоносный день наста/ пастырей, епископствовавших светло в Херсоне,/ ихже воспеваем праздник,/ пострадавших за Христовы овцы./ Священномученицы, молите Пастыреначальника Христа/ и нас причести деснаго овец стояния,/ да вопием вам:/ радуйтеся, священнии отцы,/ за Христа кровь свою излиявшии.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *