Еврейский менталитет

ОСОБЕННОСТИ ЕВРЕЙСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА

Тетерлева Елена Валерьевна

канд. филол. наук, доцент кафедры английского языка, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет,

г. Пермь

E-mail: teterlevael@yahoo.com

Готлиб Давид Леонидович

студент 753 гр. факультета иностранных языков, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет,

г. Пермь E-mail: dgot@mail.ru

PECULIARITIES OF THE JEWISH NATIONAL CHARACTER

Elena Teterleva, Ph.D

Associate Professor, English Department Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm

E-mail: teterlevael@yahoo.com

David Gotlib

Student of the Faculty of Foreign Languages, group 753 Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm

E-mail: dgot@mail.ru

Ключевые слова: национальный характер, евреи.

Еврейский национальный характер очень сложно описать, несмотря на то что о евреях было очень много сказано и написано. Главной причиной этому является то, что на протяжении столетий и даже тысячелетий евреи были разбросаны по всем уголкам земли, включая Россию, Европу и Америку. Практически у каждого крупного этноса есть своя страна: русские живут в России, англичане — в Англии, а евреи создали свою страну — Израиль — лишь в 1948 г. Сразу после провозглашения независимости Израиля евреи со всего мира стали иммигрировать в Израиль в поисках спокойной, стабильной жизни, привозя с собой традиции, обычаи, привычки, которые у них сформировались в странах их прежнего проживания, в результате взаимодействия с разными культурами и народами .

Следует отметить, что израильский национальный характер очень молод для того, чтобы его можно было полноценно описать, поэтому его следует отнести к более обширному понятию — еврейский национальный характер, который в свою очередь складывался на протяжении многих веков, но, в отличие от других, на разных территориях и в разных политических, экономических и социальных условиях. Естественно, что длительное

существование евреев в разных странах привело к тому, что каждая община имела свои особенности в религиозных обрядах, традициях, нормах и обычаях, и, следовательно, еврейский национальный характер следует рассматривать как некий собирательный портрет всего еврейского народа, независимо от места происхождения или проживания его представителей .

Также следует отметить, что на протяжении истории евреи говорили на разных языках, в зависимости от географического местоположения. На идише говорили евреи восточной Европы, на ладино — евреи, жившие в Испании, но языком, который объединяет евреев сегодня, является иврит. Иврит несколько тысячелетий является мертвым языком, но был реконструирован и восстановлен около века назад и сейчас является официальным языком государства Израиль .

Еврейский национальный характер противоречив. Он совмещает в себе как положительные, так и отрицательные черты. Объяснить это можно тем, что евреи жили в разных странах, ассимилируясь с местным населением, впитывали как хорошее, так и плохое.

То, что всегда объединяло евреев, была их религия — иудаизм. Иудаизм -одна из самых древних религий, и евреи всегда были очень религиозными людьми, хотя многие из них предпочитали скрывать свою религиозную принадлежность. В израильских школах обязательным предметом является изучение Танаха. С раннего возраста еврейские дети приобщаются к религии, к библейским заповедям и изучают библейские рассказы, в которых детально описана история происхождения еврейского народа, религиозные традиции и обряды, а также заложена глубокая мудрость .

История показывает, что к евреям всегда относились недоброжелательно и часто хотели полностью искоренить этот народ. Начиная с древнейших времен, когда евреев сделали рабами в Египте, уже прослеживалась ненависть к этому «избранному» народу. Во время Второй мировой войны погибло 6 миллионов евреев от рук нацистов. В наше время непрекращающиеся конфликты на Ближнем Востоке между Израилем и рядом мусульманских стран тоже доказательство тому, что евреев не любят и не хотят признавать Израиль как еврейское государство .

В связи с этим израильтяне, а также многие евреи, живущие за пределами Израиля, очень патриотичны, с охотой служат в армии и защищают свою страну. Официальный гимн государства Израиль — «Ха-Тиква», переводится как «надежда», и в нём выражена огромная любовь евреев к своей стране и их нескончаемый дух патриотизма. Израильские дети с малых лет учат гимн и с радостью поют его в любых подходящих случаях .

У евреев выделяют такую черту, как храбрость, которая так же связана с их духом патриотизма. Достаточно посмотреть на краткую, но уже богатую историю воин Израиля с окружающими его арабскими странами, в которых погибло немало молодых израильских солдат, защищая своих родных и близких .

В других странах враждебная к евреям среда вынуждает их адаптироваться, побуждая занять такие социальные позиции, которые

обеспечат им безопасность. Для достижения безопасной позиции еврею нужно получить хорошее образование, приобрести доходную профессию, найти хорошую работу, стать руководителем. Для этого евреи должны помогать друг другу, держаться вместе, сохранять свое этническое своеобразие. Идею возлюбить ближнего как самого себя подали именно евреи в очень древние времена, ибо возлюбить всех вообще на практике невозможно и ненужно .

Для евреев характерно еще одно качество, это — необычайное трудолюбие. Евреи трудолюбивы, они умелые люди. Они являются мастерами своего дела, они, как правило, специалисты высокого класса. Какую бы организацию или какое бы учреждение ни взять, там всегда евреи по уровню компетентности, самоотдачи выделяются на общем фоне. Они часто ищут и находят неправильные решения возникающих производственных проблем. Часто евреев за то и не любят, что с ними трудно конкурировать. Ряд специалистов считает, что одаренность евреев во многом сформировалась благодаря их трудолюбию. Еще при освоении земель Ханаана (древнее название Израиля) и сооружении городов у евреев выработалось огромное трудолюбие, которое способствовало высокому мастерству их в качестве скотоводов, земледельцев, ремесленников и строителей, без чего они были бы не в состоянии возрождать страну после каждого нашествия чужеземцев .

Национальный характер евреев характеризуется повышенной приспособляемостью, резким противопоставлением своего народа другим, способностью к мобилизации всех сил для достижения своих целей, развитой взаимной выручкой, устойчивостью к конфликтам, жизнелюбием, а также самоуверенностью и наглостью .

Многие российские туристы, посетив Израиль, отмечают, что израильтяне гостеприимны и очень дружелюбно относятся ко всем иностранцам, в том случае, если не нарушать местные правила и традиции и соблюдать ряд простых правил этики.

Советский и российский журналист А.Е. Бовин к положительным чертам еврейского народа относит патриотизм, любовь к своей стране, к своей истории и культуре. К негативным характеристикам еврейского народа он относит всеобщую необязательность, что выражается в постоянных опозданиях на встречи, на концерты и т.п., а также явный дефицит деликатности, развязность, бесцеремонность, наглость, грубость, нетерпеливость .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Многие русские авторы считают, что главной еврейской чертой является чувство собственного достоинства и всякое отсутствие робости и стеснительности. Для передачи этих качеств еврея существует даже специальный термин — «хуцпа», переводимый с иврита как наглость. Хуцпа -особый вид гордости, побуждающий к действию, несмотря на опасность оказаться неподготовленным, неспособным или недостаточно опытным. Для

еврея «хуцпа» означает особую смелость, стремление бороться с непредсказуемой судьбой. Очень важно, что носитель хуцпы ведет себя так, будто его не заботит вероятность оказаться неправым. Практически это приводит к тому, что на протяжении длительного времени человек получает большее вознаграждение за свои действия, чем если бы он от них уклонялся, и не придает значения мелким неурядицам .

Известный американский изобретатель Генри Форд в своей книге «Международное еврейство» характеризует евреев следующим образом: «Отвращение от тяжелой, требующей напряжения сил физической работы, сильно развитая семейственность и любовь к единоплеменникам, сильно развитый религиозный инстинкт, мужество скорей пророка и мученика, чем культурного передового бойца и солдата, выдающаяся способность при наступлении тяжелых жизненных условий держаться вместе, не выходя за пределы расовой гражданственности. Способность к эксплуатации личности и к использованию социальных условий, хитрость и лукавство в спекулятивной наживе, в особенности в денежных делах, восточная любовь к пышности, преклонение перед могуществом и радостями высокого общественного положения, высокий уровень умственных способностей» .

Очень хорошо описала еврейскую натуру одна армянка, живущая на Украине: «С детских лет они (евреи) зубрили учебники, пилили на скрипке, осваивали профессию. Воспитывая в своих детях уважение к этим ценностям и защищая их внутренний мир, евреи накопили капитал, который невозможно отнять. Даже дети для них — это не просто любимые и желанные спутники любви, а своеобразный банк, где все, что ты накопил, прирастает с процентами. За всю свою жизнь я никогда не видела беспризорных еврейских детей, праздношатающихся и дуреющих от безделья … В юности я стремилась быть похожей на еврейских женщин потому, что никогда не видела и не слышала, чтобы еврей бил свою жену или детей. В их традициях было мыть женам ноги перед сном. А право от Бога на развод еврей имел по единственной причине. Как Вы думаете, по какой? Если считал эту женщину некрасивой.» .

Согласно исследованиям, проведенным доктором философских наук В. Шалаком на тему стереотипов национальных характеров, евреи характеризуются как правдивые, непрактичные, раздражительные, слабые, небрежные и доброжелательные .

Таким образом, еврейский национальный характер многогранен и противоречив. Однако только это не делает его особенным, так как в каждом человеке, как и у каждого народа, есть положительные и отрицательные качества. Отношение людей к евреям также разное: одни уважают, другие завидуют, третьи недолюбливают. К доминантным чертам еврейского национального характера исследователи относят: религиозность,

патриотичность, храбрость (мужество), способность адаптироваться (повышенная приспособляемость), интеллектуальность (высокий уровень умственных способностей), трудолюбие, коллективизм, дружелюбие, самоуверенность, гостеприимство, необязательность, развязность, нетерпеливость, хитрость.

Список литературы

1. Жукова О. М. Национальная культура современного Израиля // Молодой ученый. — 2012. — № 6. — С. 478-481.

Автор любого научного, псевдонаучного или просто публицистического сочинения, рассказывающего о ростовщиках-евреях, в поисках объяснения той ненависти, которую испытывали к ним жители Европы и зачастую испытывает и он сам, всенепременно цитирует уже упоминавшийся на этих страницах отрывок из книги «Дварим» (23:20):

«Не бери с брата твоего проценты: ни с серебра, ни со съестного, ни с чего-либо, что можно отдавать в рост. С чужеземца можешь брать проценты, но с брата твоего не бери…»

Почему-то эти слова всегда вызывали особую ярость и у ученых мужей, и у рядовых обывателей, видевших в них данное евреям самим себе разрешение обирать другие народы. Дело дошло до того, что один из авторов назвал эту заповедь Торы «сатанинской».

Впрочем, это, конечно, крайний пример. Куда более распространенной является позиция А. М. Пасынкова, изложенная в его книге «Феномен ростовщичества». Уже эта заповедь Торы, объясняет Пасынков, противопоставляет евреев всему остальному человечеству, внушает им, что только они – «люди первого сорта», а все остальные – неполноценные, а потому и лишенные права на сострадание и внимание к своим нуждам существа. И, наконец, в Талмуде и в «Шульхан Арух» этот «еврейский каннибализм» якобы приобретает законченную форму. «Только еврей – человек, поясняет Талмуд. Следовательно, нееврей не может владеть собственностью законным образом», – пишет Пасынков и далее нагромождает целую гору подтасованных, искаженных, а нередко и просто придуманных им или его предшественниками цитат из этих книг. Если верить Пасынкову, «подобно тому, как можно со спокойной совестью убить дикого зверя и завладеть его лесом, также можно убить или изгнать гоя и завладеть его имуществом. Имущество нееврея подобно покинутой вещи, его настоящий владелец – еврей, который первый ее захватит». Еврею же разрешается захватывать по желанию имущество гоя, ибо там, где написано: «Не делай вреда ближнему», не говорится: «Не делай вреда гою»…»

Цитировать все эти мерзости можно долго, и еще дольше их можно опровергать. Но то, что все, даже доброжелательно настроенные по отношению к евреям авторы, с одинаковой неприязнью писали о том, что, запрещая брать проценты с еврея, Тора разрешает делать это по отношению к неевреям, вне сомнения, носит знаковый характер. Этот «двойной стандарт» по отношению к «своим» и «чужакам» и в самом деле не мог не раздражать неевреев, не мог не вызывать у них чувства того, что евреи относятся к ним как к людям «второго сорта».

Но давайте попробуем руководствоваться не чувствами, а разумом и посмотрим на эти слова Торы с рациональной точки зрения.

Вряд ли кто-либо будет отрицать то, что человек должен относиться к своим близким родственникам, членам своей семьи лучше, чем к посторонним для него людям. Женщина, которая предпочла накормить соседских детей, оставив при этом собственного сына голодным, вряд ли заслужит уважения окружающих; в лучшем случае ее обвинят в том, что она – плохая мать. Думается, мало кто из читателей одобрит и действия филантропа, который вместо того, чтобы построить столовую для бедняков в собственной стране, для своих нуждающихся соотечественников, начнет строить ее где-то за границей. И, исходя из этого, следует признать, что требование Торы не брать процентов со своего ближнего, с представителей своего народа, то есть не уподобляться в этом смысле другим народам планеты, у которых принято брать проценты друг с друга, выглядит вполне естественным, логичным и гуманистическим требованием. В то же время Тора и Талмуд не запрещают брать проценты с нееврея именно потому, что подобные отношения считаются у них принятыми и нееврей вряд ли даст еврею ссуду без процентов.

Тем не менее внутри самого еврейского мира всегда существовал двойственный подход к словам: «Чужеземцу можешь давать в рост» – и по этому поводу между знатоками Торы велись ожесточенные дискуссии. Рабби Акива, к примеру, считал, что евреи обязаны брать проценты с неевреев, однако Филон Александрийский придерживался противоположного мнения: он настаивал на том, что при возможности и евреям, и неевреям следует давать в долг без процентов и только, если такой возможности нет, можно взять проценты с иноплеменника. В раннем Средневековье крупнейшие раввинистические авторитеты считали занятие ростовщичеством предосудительным для еврея и разрешенным только в том случае, если у еврея нет других средств к существованию. Еще РАШИ призывал евреев воздерживаться от выдачи ссуд под проценты неевреям и по возможности ссужать их беспроцентно «во имя мира между евреями и народами мира».

Но, как уже было сказано, после 1179 года и экономическое, и правовое положение евреев начало резко меняться. И в этой ситуации неминуемо должен был вступить в силу провозглашенный еврейскими мудрецами принцип взаимности: «Если неевреи принимают на себя определенные обязательства по отношению к сынам Израиля, то и сыны Израиля должны принимать на себя подобные обязательства». Так как постановление церкви не брать процентов действовало только в пределах ее собственной паствы и не распространялось на евреев, с которых можно было взимать процент, то и евреи сочли себя в праве брать проценты с неевреев. Таким образом, рассуждая здраво, взимая проценты с неевреев, евреи оказывались в своем праве.

Тем более что сами условия жизни складывались так, что другие сферы деятельности оказывались для евреев закрытыми. «Если мы сегодня позволяем себе взимать процент с неевреев, то это потому, что нет конца ярма и бремени, что навешивают на нас короли и министры. А то, что мы берем, – всего лишь минимум, необходимый для нашего существования. Как бы то ни было, мы обречены на жизнь среди других народов и не можем заработать себе на жизнь, не вступая с ними в денежные отношения. Поэтому не следует запрещать взимание процентов», – писал великий МАГАРАЛ, бывший, между прочим, другом таких великих неевреев, как король Рудольф, Иоганн Кеплер и Джон Ди.

В то же время нелепо было бы отрицать и то, что ответом на усиление антисемитизма, изгнания и погромы стало усиление в еврейской среде мнения, что если евреи в настоящий момент не могут достойно ответить на эти притеснения, то ответом на них должно стать откровенное финансовое притеснение неевреев.

«Не следует помогать идолопоклонникам извлекать прибыль, но следует причинять им возможно большие убытки, не выходя за пределы разрешенного», – писал в ХIV веке раввин Леви бен Гершон.

Именно об этом, о принципе взаимности, о том, что ростовщичество – и подчас весьма жестокое ростовщичество – является своеобразным ответом на то, что христианский мир отказывается видеть в еврее человека и полноправного члена общества, и говорит Шейлок в «Венецианском купце»:

«Он меня опозорил, помешал мне заработать, по крайней мере, полмиллиона, насмехался над моими убытками, издевался над моими барышами, поносил мой народ, препятствовал моим делам, охлаждал моих друзей, разгорячал моих врагов; а какая у него для этого была причина? Та, что я жид. Да разве у жида нет глаз? Разве у жида нет рук, органов, членов тела, чувств, привязанностей, страстей? Разве не та же самая пища насыщает его, разве не то же оружие ранит его, разве он не подвержен тем же недугам, разве не те же лекарства исцеляют его, разве не согревают и не студят его те же лето и зима, как и христианина? Если нас уколоть – разве у нас не идет кровь? Если нас пощекотать – разве мы не смеемся? Если нас отравить – разве мы не умираем? А если нас оскорбляют – разве мы не должны мстить? Если мы во всем похожи на вас, то мы хотим походить и в этом. Если жид обидит христианина, что тому внушает его смирение? Месть! Если христианин обидит жида, каково должно быть его терпение по христианскому примеру? Тоже месть! Вы нас учите гнусности – я ее исполню. Уж поверьте, что я превзойду своих учителей!».

Но в том-то и дело, что все вышеприведенные доводы вряд ли волновали парижского ремесленника или немецкого крестьянина, нуждающегося в ссуде, чтобы поправить свои дела. Побродив по лавкам ростовщиков и менял и убедившись, что евреи предлагают куда более низкие проценты, чем христиане, он отправлялся именно к еврею. Тот охотно выдавал ему ссуду, подробно объясняя ее условия и спрашивая потенциального должника, согласен ли тот их принять, – это было обязательным ритуалом при займе у еврея, и вспомним, что именно так все и происходит в «Венецианском купце»: Шейлок честно излагает условия, на которых он готов выдать ссуду, честно говорит о том, что он хочет получить в случае невыполнения договора (пусть его требование и звучит страшно и бесчеловечно), и Антонио сам соглашается на все его условия. Только после этого следовала выдача денег и подписание обеими сторонами долговой расписки – «кабалы» (от ивритского глагола «лекабель» – получать).

Но, получив от еврея деньги, средневековый обыватель немедленно начинал испытывать неприязнь к ростовщику хотя бы по той причине, что он ему должен деньги, – таков неумолимый закон человеческой психологии, который замечательный поэт Михаил Светлов сформулировал следующим образом: «Не люблю брать в долг: берешь чужие – отдаешь свои». Эта ненависть невольно усиливалась, с одной стороны, от осознания того, что теперь он находится в определенной зависимости от «христопродавца», парии общества, а с другой – от мысли, что по отношению к единоверцу еврей никогда не позволил бы себе взять проценты. Ну и, наконец, если ссуда была просрочена, то при ее возврате еврей требовал штрафные проценты, то есть «проценты на проценты». Знакомые с детства с математикой, которая наряду с Торой входила в список обязательных для изучения евреями предметов, еврейский ростовщик с легкостью производил подобные вычисления. Но даже для средневекового аристократа, не говоря уже о невежественном, подчас не владеющем четырьмя действиями арифметики ремесленнике, все эти подсчеты оставались совершенно непонятными. Он знал одно: сумма его долга из-за просрочки увеличилась – и увеличилась более значительно, чем он ожидал, а следовательно, еврей, который вначале «заманил» его в свою лавку обещанием низких процентов, теперь с помощью каких-то непонятных расчетов требует с него куда больше, чем, возможно, потребовал бы христианин.

Все это и создавало почву для той ненависти, которая время от времени обрушивалась на евреев со стороны толпы, зачастую провоцируемой непосредственными конкурентами евреев в торговле и ростовщичестве.

Поэтому вряд ли стоит удивляться тому, что история еврейского ростовщичества – это еще и история погромов и изгнаний, официальным поводом к которым чаще всего было именно «ограбление евреями местного населения путем ростовщичества».

Вот далеко не полный перечень тех изгнаний, через которые пришлось пройти евреям из-за обвинений в ростовщичестве:

1182 – изгнание из Парижа.

1248 – второе изгнание из Германии.

1290 – изгнание из Англии.

1306 – изгнание из Франции.

1348 – третье изгнание из Германии.

1350 – второе изгнание из Крыма.

1349–1360 – изгнание из Венгрии.

1394 – изгнание из Прованса.

1420 – второе изгнание из Франции.

1421 – изгнание из Австрии.

1445 – изгнание из Литвы.

1490 – второе изгнание из Прованса.

1492 – изгнание из Испании, Сардинии и Сицилии.

1494 – изгнание из Кракова.

1495 – второе изгнание из Литвы.

1497 – изгнание из Португалии.

Изгоняя евреев, местные власти не только «выпускали пар» из наэлектризованной толпы (которой, естественно, не было никакого дела до того, что основную прибыль от ростовщичества в виде немыслимо больших налогов получал, как правило, их сюзерен), но и значительно обогащались, ведь все имущество евреев в этом случае присваивалось королем.

Но странное дело – проходило всего несколько месяцев, и выяснялось, что ростовщичество не только не исчезало, но и начинало приобретать совершенно уродливые формы. Воспользовавшись отсутствием конкурентов и возникшим дефицитом ссудного капитала, ростовщики-христиане немедленно значительно увеличивали годовые и месячные проценты. Как следствие, начинали приходить в упадок местная промышленность и торговля и в стране возникали все признаки экономического кризиса.

Так произошло в Антверпене, Гамбурге, Нюрнберге, Париже, и такая же картина наблюдалась во всех городах, откуда изгонялись евреи. Для такой же страны, как Испания, изгнание евреев в итоге обернулось полным экономическим крахом и превращением из одной из самых значительных европейских держав в захолустную, слаборазвитую страну.

В результате спустя какое-то время евреев начинали звать обратно, обещая им всевозможные льготы и привилегии, призрачность которых понимали, прежде всего, сами евреи – они прекрасно сознавали, что в любой момент привилегии могут быть отменены, затем последуют дискриминационные законы и резкое увеличение налогов, а потом и изгнание с конфискацией имущества. И, тем не менее, они возвращались. Чрезвычайно характерно в этом смысле постановление созданной в 1653 году в Антверпене специальной комиссии по рассмотрению вопроса о новом допущении евреев в город:

«Что же касается других нежелательных явлений, которых можно опасаться с точки зрения общественного блага, как например, того, что они будут совершать массу обманов и мошенничеств и своими процентами отнимут пропитание у добрых подданных и преданных католиков, то нам, напротив, кажется, что, благодаря торговле, которую они разовьют, благосостояние сделается общим, и золото и серебро появятся в куда большем количестве для надобностей государства».

Стоит отметить, что в ряде европейских городов население прекрасно осознавало значение евреев, в том числе и евреев-ростовщиков, для местной экономики. Так, в 1550 году венецианские купцы выступили против постановления городского сената об изгнании евреев, заявив, что это приведет к их полному разорению, так как они «только и живут» торговлей и денежными операциями с последними. Когда в Бордо в 1675 году начали буйствовать наемники, местная городская дума предприняла все возможное для того, чтобы удержать в городе напуганных евреев, объяснив это тем, что «без них торговля Бордо и всей провинции, несомненно, погибла бы».

Впрочем, начиная с ХVI века изгонять евреев из той или иной страны становилось все труднее и труднее, так как подобный шаг неизбежно приводил к тому, что решившийся на него король подвергался бойкоту со стороны еврейских банкиров в других странах и лишался всякой возможности получить кредиты. Эта международная еврейская солидарность была для европейских монархов тем более болезненной, что к этому времени произошло закономерное перерастание ростовщического капитала в банковский.

Мой дедушка Мирон Тиркильтауб, став писателем, взял себе псевдоним Михаил Ильин. Почему? А вы попробуйте, придя в книжный магазин произнести: «А есть ли у вас новая книга Тиркильтауба»? Неделю будете тренироваться, прежде чем выговорите. Утвердившись в статусе личности публичной, дедушка, естественно, обрел поклонниц, и когда они особенно его донимали, призывал бабушку и произносил сакраментальную фразу: «Скажите ей, что я еврей», считая, что после такого заявления все поползновения дам стать частью его личной жизни прекратятся.

Числиться евреем во все времена было одновременно и модно, и выгодно и … стрёмно. Евреями периодически притворялись все, кому не лень, а другие наоборот открещивались от связи с древнейшим народом ради сиюминутной пользы. Но мы пойдем на принцип, и выведем признаки истинного еврея!

Прежде всего, внешность. Вот тут сложно… Евреи могут быть как смуглыми, черноволосыми, так и светлокожими, блондинистыми и веснушчатыми рыжими. Некоторые антропологи все же уверены, что у истинного еврея должен иметься знаменитый шнобель — нос, загибающийся крючком к низу и приподнятый на крыльях. Впрочем, как показывает история, встречаются евреи курносые и с классическим греческим профилем. Неизменно лишь одно — вся скорбь еврейского народа в глазах. Если ее нет, стоит основательно задуматься.

Зато совершенно неоспоримо в евреях — чувство собственного достоинства, отсутствие стеснительности и робости. Есть специальный термин «хуцпа», который сложно перевести с идиша на другие языки. Это гордость за свой народ, пренебрежение опасностью и желание, а главное способность и готовность изменить собственную судьбу.

Безусловно, евреи гурманы. А как же иначе? Форшмак, фаршированная рыба, кугель, треугольные пельмени — креплах, цимес — от одних названий текут слюнки! Подобные кулинарные шедевры подвластны далеко не каждой хозяйке. Тут вспоминается известный рецепт: «немного муки, немного масла и 20 лет у плиты». Еврейская кухня — вершина кулинарного искусства, и настоящая еврейская бабушка даже из мацы, которая вроде бы мука и вода (однако вы попробуйте правильно ее приготовить!) способна сотворить десятки вкуснейших блюд.

Шаббат — священное время для евреев, наступающее каждую субботу: «И дал Бог субботу народам мира, написано в Торе, — и не уделил ее идолопоклонникам, но только Израилю, народу своему, который избрал». Между прочим, и манна небесная для евреев, блуждавших в пустыне 40 лет, не выпадала в субботу, зато в пятницу Всевышний заботливо выдавал им двойную порцию. Так что если ваш избранник, родственник или сосед, объявивший себя евреем, в субботу отправляется чинить машину в гараж или налаживается на рыбалку, никакой он не еврей. В Израиле в этот священный день не ходит даже общественный транспорт, только такси. А лифты в домах и отелях останавливаются на каждом этаже через равные промежутки времени, ждут и едут дальше, потому что даже на кнопку истинному иудею в шаббат нажимать нельзя.

Пейсы — вот что точно отличает истинного еврея. В Торе сказано: «Не стриги краев волос своей головы». Нельзя было сбривать волосы на висках, а вот насколько их отращивать, тут уж каждый решал сам. Сохранился закон о перемене одежды в пределах Российской Империи 1852г., провозглашавший: «всякое различие в еврейской одежде с коренными жителями должно быть уничтожено, ношение пейсов воспрещается». Практически те же самые правила и в то же время были приняты в Польше. Однако евреи люди спокойные и упорные. Пейсы они, несмотря на все запреты, не сбрили, ермолки носят, так что честь им и хвала!

Родственность и клановость — еще одна отличительная черта евреев. Они не только знают по имени-отчеству всех дядюшек, тетушек, бабушек-дедушек, племянников и кузенов, но и в курсе последних событий в жизни оных, и готовы обсуждать их часами. Так что если вечером за ужином вы торжественно сообщаете: «Вчера звонила тетя Роза», а ваша вторая половинка хлопает глазами и спрашивает: «А кто это?», — пусть не притворяется евреем.

Экономность евреев и их рачительность в хозяйстве, часто граничащие со скаредностью, известны повсеместно, однако, вступая в брак, они меньше всего думают о солидном приданном невесты. Свидетельство тому народная мудрость, передаваемая из поколения в поколение: «Продай последнее, что имеешь и женись на дочери ученого человека», «Не бери жену из более богатого дома, чем твой», «Жена — радость сердца, а не кошелька». Так что если жених больше интересуется состоянием ваших родителей, приценивается к вещам в квартире и пытается выяснить размер вашей зарплаты, он кто угодно, но не еврей.

А вот что думают о себе представители этого древнего народа:

Раввин Зиновий Коган:

Современный еврейский мужчина молод, спортивен и образован, у него есть чувство юмора, он дружелюбно относится к другим народам и религиям. Обязательно женат и имеет детей, двух и больше. И болеет за «Спартак». Его мечта — сделать великое открытие, и тем самым принести пользу своему краю. Живет он, естественно, в России, где-то на Урале. Богат ли он? Думаю, все его состояние у него в голове, и потому он не расстраивается при взлете и падении доллара, а честно и много работает.

Игорь Сандлер, продюсер и бизнесмен:

Настоящий еврейский мужчина — заботливый семьянин, соблюдающий традиции своего народа. Он ходит в синагогу и чтит шабат, старается жить по законам Торы, хотя, конечно, для человека, выросшего в светском обществе, это очень трудно. Сеет вокруг себя доброту, помогает ближним и нуждающимся. Есть такая притча: в древние времена царь призвал к себе раввина и попросил: «Объясни мне, что такое Тора? Только не надо говорить много, встань на одну ногу, и пока стоишь, расскажи самую суть». И раввин, балансируя на одной ноге, ответил: «Не делай другому того, что не хотел бы, чтобы сделали тебе». Это и есть самое важное.

Можно иметь огромные деньги и быть несчастным, деньги, конечно, важны, они дают свободу, но можно жить на одну зарплату и нести в мир добро и позитив.
Что же касается пейсов, черных шляп и сюртуков, то я, например, уже 35 лет хожу лысым. Но ярмолку в шаббат надеваю обязательно, потому что она напоминает каждому еврею, что есть что-то выше него, ты не пуп земли, и Господь создал этот мир для всех. Еще раз повторю, для настоящего еврея основное: ходить в синагогу, соблюдать шаббат и другие древнейшие традиции, но самое главное, передавать их по наследству, чтобы они закреплялись в каждом поколении, иначе народ ассимилируется и пропадает.

Древняя история евреев, одного из российских народов, необычайно интересна, и надеемся, что теперь вам захочется заглянуть в нее поглубже.

Тэги

  • евреи
  • мужчины

Как и в предыдущие эпохи, религия продолжает играть важную и неоднозначную роль в этнической дифференциации. Она оказывает влияние не только на культурно- духовную сферу жизнедеятельности человека, но и обеспечивает ощущение взаимной комплиментарности, т.е. идентичности. В этой связи, при исследовании важно рассматривать этническую идентичность в тесной взаимосвязи с религиозной.

Исторический опыт свидетельствует о сложном диалектическом переплетении конфессиональной, этнической и цивилизационной идентичностей. Как свидетельствует история развития этнических общностей, чувство идентичности формировалось и ассоциировалось, в первую очередь, с конфессиональной принадлежностью

История еврейского, древнеегипетского, древнегреческого, персидского и многих других народов показывает, что этносы существовали, а религиозность играла важную роль в формировании и поддержании этничности. Религия принимает участие, как в формировании, так и в дальнейшем существовании общности людей, объединенных на этнической основе. Миф об «этнической избранности», может в некоторых случаях стать основой «национальной идеи» (в то же время необходимо отметить, что Коран, священная и главная книга мусульман, подчеркивает отсутствие «богоизбранного», «исключительного» народа – все народы избраны Богом и могут первенствовать лишь в благочестии). Религия оказывает сильнейшее влияние на «национальную идею» благодаря присущей ей функции социальной регуляции жизнедеятельности того или иного общества. Во многом это связано с тем, что своим влиянием религия охватывает не только духовную жизнь общества, духовное ее бытие, но и обеспечивает ощущение взаимной комплементарности, идентичности и отличия от других общностей, тем самым, способствуя длительной преемственности поколений.

Вероятно исходя из этих предпосылок, этнограф Дж. Фрезер утверждает, что: «Вся культура – из храма, из культа» . Общность веры консолидирует народность и нацию, сплачивает в столкновениях с иноземцами, иноверцами. Зачастую, власть религии выходит за ее непосредственные границы. Как подтверждает история, когда государство оказывается в упадке, или даже вовсе исчезает, «религия обнаруживает высокую способность к выживанию. Наглядным примером является история зарождения и первые столетия существования христианства, существовавшей в подполье, в тайных общинах Римской империи. Довольно легко религии проникают сквозь границы государств и империй. Существовала тесная связь этноса и религии, так, например, у евреев эта связь привела к особой, многовековой устойчивости этнического самосознания и сопротивляемости ассимиляции. Исключительно важную роль в истории армянского народа, в формировании и сохранении ее национальной идеи, ценностей и уникальной культуры принадлежит религии. Армянский католикос для всех армян – фигура гораздо более значимая, чем президент. В представлениях армян они – богоизбранный, наряду с евреями, народ. А их национальные герои восходят еще к ветхозаветным персонажам.

«История диаспор показывает, что религия в ряде случаев стала цементирующим фактором в консолидации представителей единоверцев (часто совпадающих с определенной национальностью)», отмечают Ж.Т. Тощенко и Т.И. Чаптыкова и приводят в пример огромную роль греко-католической церкви в сплочении украинцев в Канаде, Латинской Америке .

Принимая во внимание особую консервативность и устойчивость религии испытанную тысячелетиями, а главное насущную потребность общества в религии, перспективы религии в обозримые времена несомненны. Развитие научной мысли не вызвало краха традиционных религий. Экспансия технической цивилизации может вполне сочетаться с традициями и верованиями. Отсюда важность учета в государственной политике религиозного фактора бытия общества.

Важной особенностью религии является то, что на протяжении многих веков она выступала наиболее влиятельным механизмом консолидации разноплеменного и разноязычного населения огромных территорий в определенную цивилизационную (социокультурную) общность: исламскую, христианскую, конфуцианскую и т.д. Это происходило благодаря установлению религией универсальных связей, способствующих развитию культурных контактов и интеграции локальных этнических групп, объединения стран, входящих в сферу влияния той или иной мировой религии.

Религии создают характерные, отличительные черты, в целом, облик мировых цивилизаций. Возникновение и существование христианской, мусульманской и других цивилизаций обусловлены Священными писаниями (Библия, Коран), ценностными ориентирами и институтами соответствующих мировых религий. Россия уже с XVI века включает в себя фрагменты исламской цивилизации: вначале Крым, Среднее Поволжье, позднее Южный Урал, Северный Кавказ, ассимилировать которые Россия в принципе не в состоянии и с ними она должна жить во взаимодействии и взаимопонимании.

Мировые религии в силу присущей им универсальности призваны стирать культурные, языковые, политические и, конечно же, этнические различия. Национальное самоопределение граждан через религию имеет в нашей стране длительную предысторию. Для большинства конфессиональная принадлежность на протяжении нескольких столетий служила эквивалентом национальной самоидентификации.

Около тысячи лет православие играло в истории российского государства особую роль и имело особый юридический статус. Конфессиональная политика России может быть условно разделена на два этапа: «до» и «после» 1773 г. Это деление связано с принципиальным изменением отношения государства ко второй по численности конфессии страны – исламу и часть населения идентифицировало себя как «мусульмане», для которых религия оставалась главным и даже единственным гарантом культурной и этнической идентичности . В 1773 г. указом императрицы Екатерины II ему был придан статус «терпимой религии», следствием чего стало учреждение Оренбургского магометанского духовного собрания в 1788 году. Это государственное решение завершило этап насильственной христианизации значительных групп населения страны. Уровень веротерпимости в ней по сравнению с другими странами был достаточно высок. Православный император был повелителем всех подданных, вне зависимости от их вероисповедания, которым предписывалось молиться за него по собственному обряду (это положение отражено в Своде законов Российской империи).

После Октябрьской революции изменился статус религии в жизни всех народов России, был принят Декрет СНК «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви» от 23 января 1918 г., который декларировал положение о светском характере государства, что должно предполагать нейтралитет государства в вопросах религиозной веры. На смену религии пришел атеизм. 70-летняя работа дала свои результаты, религиозность во многом носила формальный, обрядовый характер: регулярно посещали храм только один из сотни.

Возрождению способствует высокий уровень доверия к религиозным институтам со стороны населения, который во многом связан с отсутствием гражданской объединительной идеологии или «национальной идеи». Конфессии, как и политические партии, постоянно находятся в состоянии конкурентной борьбы. Любая попытка выстраивания «конфессиональной иерархии» неизбежно повлечет за собой конфликт. В нашей стране представлены все мировые религии. Это отражается на характере взаимоотношений между народами. Часто межнациональный конфликт на поверку оказывается межконфессиональным и наоборот. Вероисповедание выступало как один из самых значительных факторов, препятствующих ассимиляции, и наблюдалось в России большей частью в городах со смешанным национальным составом населения. Предпосылки распада СССР были заложены еще при административном делении страны по национальному принципу, в результате которого возникло фактическое неравенство между «титульными» и «нетитульными» народами. Идеологический вакуум в конце 1980-х – начале 1990-х гг. активизировал коммуникативно-интегративную функцию религий, которые стали выступать в качестве объединяющей силы.

Протекающие процессы на Северном Кавказе ярко иллюстрируют, что религия может выступать как важнейший компонент этнической дифференциации, так и средство разделения «свои ‒ чужие». Хотя многие этнические движения не связаны с религией, не содержат в себе религиозного компонента, а базируются в первую очередь на политической борьбе, тем не менее, религиозная составляющая, даже, несмотря на универсализирующий характер мировых религий, в целом, играет значимую, существенную роль в процессах этнического возрождения, этнических движениях.

Вполне очевидно, что без признания фундаментального права человека на религиозную свободу диалог между людьми, исповедующими разную веру, попросту невозможен. Во многом именно религиозная свобода может гарантировать партнерам по диалогу необходимое равенство в правах.

Социологические исследования свидетельствуют о том, что сегодня религия заняла прочное место в мировоззрении россиян. В современных условиях для многонациональной и многоконфессиональной страны массовая религиозность граждан является потенциально конфликтогенным фактором. В «эпоху перестройки» вопрос о нации и межнациональных отношениях напрямую затронул многие группы населения и вызвал национальные конфликты. В условиях разрушения советской системы институтов и ценностей, ставших традиционными для большинства граждан, вполне закономерным выглядит рост религиозности и национализма, которые стали постепенно замещать нишу ушедшей объединительной идеологии. Происходит сплочение людей в рамках традиционных общностей – этнических, клановых, конфессиональных. Основной характеристикой большинства религий является её избранность. Поэтому религия в рамках многоконфессионального и многонационального общества не должна иметь статус государственной, что делает её частью национальной идеологии. Массовая религиозность и возникновение неравенства конфессий являются потенциально конфликтным фактором. Для Осетии характерен достаточно высокий уровень веротерпимости в условиях многоконфессиональности. Среди национальных меньшинств с разным вероисповеданием встречались люди, которые женились и выходили замуж за мусульман, католиков или православных. Дети от брака между лицами православного и мусульманского вероисповедания крестились русским священником и становились членами православной церкви, или вопрос решался по соглашению родителей. Какими бы ни были прежние политические и общественные идеалы, для многих возрождение веры являлось источником утешения и внутренней силы, необходимой для того, чтобы пережить тяготы изгнания и заполнить пустоту, возникшую после утраты прежних идеалов.

Одной из самых негативных тенденций последних лет является то, что под влиянием информационной политики большинства СМИ в массовом сознании национальная принадлежность все более устойчиво связывается с принадлежностью конфессиональной. Это вызывает перенос негативного или позитивного отношения общества с национальности на религию и обратно. Данная тенденция является отнюдь небезопасной и может служить фактором дестабилизации. Основная угроза единству российского государства исходит не от религий как таковых, а от «моды на религию». Большинство россиян, особенно из числа молодежи, имеют весьма поверхностное представление о догматах конфессий, последователями которых себя считают, что создает почву для многочисленных злоупотреблений общественным доверием со стороны псевдорелигиозных лидеров, которые пытаются играть на религиозных чувствах граждан. Рост псевдорелигиозности населения становится одним из факторов возрождения сепаратистских настроений в стране. Неверно было бы сводить проблему сепаратизма исключительно к религиозным и идеологическим основаниям, но в контексте непростого социально-экономического положения большинства населения нашей страны и отсутствия внятной этноконфессиональной и информационной политики государства существуют все условия для развития экстремистских идеологий. Уровень «религиозного образования» большинства населения был и остается чрезвычайно низким. Основным источником информации о доктринах тех или иных религиозных направлений остаются все те же СМИ, которые преимущественно ориентируются на требования рынка, а не на объективность. Следствием этого является низкий уровень информированности граждан о специфике различных конфессий в контексте российской действительности, что создает благоприятные условия для распространения экстремистских учений, опирающихся на этноконфессиональную основу. Распад единого союзного государства дал выход националистическим настроениям.

На момент распада СССР у народов РСФСР уровень самоидентификации с Россией был чрезвычайно низок, большинство считало себя «советскими гражданами». С тех пор для существенной части жителей ряда «национальных» субъектов Федерации принадлежность к «своему» региону является более приоритетной, чем к стране в целом. Последняя тенденция наиболее выражена у верующих, принадлежащих к наиболее массовой конфессии РФ – православию. По данным социологического исследования, религиозная принадлежность, является важнейшим фактором этнической самоидентификации, играет не последнюю роль в процессах дезинтеграции многонационального общества. Это подтверждает исследование, 70,2% респондентов отнесли себя к православным христианам, 20,9% – к мусульманам, 5,4% – к другим вероисповеданиям и только 4,4% не считают себя верующими людьми. В период перестройки сформировалось крайне позитивное отношение общественного мнения к религиозным культам, в первую очередь православию, обращение к которому часто рассматривалось как восстановление прерванных традиций дореволюционной России.

На определенных этапах развития этнических общностей доминирующую роль играла религия: православие для византийского этноса, впоследствии для древнерусской народности; ислам для арабов. Религиозное сознание, являясь одной из форм общественного сознания, как важнейший феномен общественной жизни, продолжает играть важную роль в существовании этносов.

Со временем религиозный фактор будет играть более значимую роль для цивилизационной идентичности, чем этнической. Некоторые конфессии могут объединять самые разные этнические группы. Например, древнерусский этнос, вобрав в себя элементы финно-угорских, тюркских этнических групп разделился на три крупных славянских народа: украинский, белорусский и русский, осознающих цивилизационное единство между собой, но в то же время имеющих четкое этническое разделение. Так ислам – религия и арабов (арабы-ливийцы, арабы-египтяне, арабы-палестинцы) и большинства тюркских этносов (турки, туркмены, узбеки, башкиры, уйгуры) и некоторых других этносов (малайцы, чеченцы и другие). В то же время есть среди арабов общины, явственно относящие себя к арабскому этносу, но в то же время конфессионально принадлежащие к православным (копты и другие). Следовательно, различные этносы могут принимать ту или иную религию, конфессию, однако религиозное сознание не всегда отражает специфику конкретных этнических общностей.

Религиозная деятельность чаще всего связывается с благотворительностью и другими гуманитарными инициативами, хотя на практике интересы религиозных объединений очень тесно переплетаются с политической и экономической сферами жизни. Религия в современном обществе играет конструктивную роль. По данным опроса, несмотря на многочисленные культурные центры, для большинства поддержание традиций родной культуры заключается в совместном праздновании религиозных праздников. Вместе с тем традициям, связанным с религиозными обрядами и праздниками, не следуют даже те респонденты, которые считают себя верующими. Существует благоприятный межконфессиональный климат в республике. В районах компактного проживания открываются новые приходы, мечети, не создается никаких препятствий для отправления религиозных обрядов. Продолжают функционировать все открытые ранее религиозные учреждения. Возрождение духовности следует решать не методами пропаганды религиозных культов, а путем апелляции к гуманистическим ценностям, идеалам интернационализма и исторического единства российского общества. Огромную роль в этом процессе играет развитие отечественной системы образования, в первую очередь сохранение всеобщей доступности знаний. Чем выше уровень образования в обществе, тем ниже степень лояльности его граждан к экстремистским религиозно-политическим учениям. Давно доказано, что человек с неразвитым мышлением легче поддается на провокации, более подвержен воздействию и не может предвидеть последствия своих поступков. В то же время необразованный человек более религиозен.

Религиозная концепция и ислама, и католицизма, и православия стремится растворить каждый из народов, входящий в состав той или иной конфессии в единую общность, лишенную этнонациональных различий. Религиозное сознание отражает специфику конфессий, но не специфику конкретных этнических общностей.

Религия становится первоосновой, на фоне которой различные этносы сохраняют свою уникальность и колорит. Благодаря приверженности своим традициям и обычаям, и особенно религии, проживающие на Северном Кавказе народы «сумели, – как пишет И.А. Задворнов, – сберечь себя в качестве целостных и самобытных этносов» .

Так ислам со времени своего появления в VII веке на Северном Кавказе, имел существенное и бесспорное значение в этнополитических процессах в этих регионах: и в формировании государственных образований, и в этногенезе народов. Исторически Осетия образец высокой веротерпимости, обеспечивает вероисповедание самым различным этносам, не зависимо от расовой, государственной, языковой и т.д. принадлежности.

Несмотря на универсализирующий характер мировых религий исторические реалии доказывают наличие существенной связи между мировой религией и этническим (национальным) сознанием, религиозной и этнической идентичностью. И ислам, и христианство, вопреки тому, что они являются наднациональными религиями, используется зачастую и как важнейший компонент и национального самосознания, и идеологии национализма.

Через религию, через культивирование взаимотерпимости можно преодолеть кризис веры в человека вообще, отчужденность между людьми, а также гармонизировать взаимоотношения между различными народами, государствами и цивилизациями. Причем это должно быть сделано без ущемления, как свобод индивида, так и коллективных прав и свобод этнических и конфессиональных групп населения страны.

Каждый член цивилизованного общества, каждая этническая и религиозная общность, подобно отдельно взятой личности, имеет право свободно придерживаться, отправлять, выражать свои обряды, традиции. И ни одна культура не имеет права навязывать ей свои ценности, т.е. бытие общества строится на стратегии диалога культур, на принципах, учитывающих национальные, культурно-конфессиональные и др. традиции и концепции.

Библиографический список

1. Философия: Учебник для вузов / Под. Ред. Проф. Л.А. Никитич. – М.: Юнити-Дана, 2000.

2. Тощенко Ж.Т., Чаптыкова Т.И. Диаспора как объект социологического исследования // Социс. — 1996. — №12.

3. Ямаева Л.А Мусульманский либерализм начала ХХ в. Как общественно-политическое движение (по материалам Уфимской и Оренбургской губерний). – Уфа: Гилем, 2002.

4. Задворнов И.А. Северный Кавказ: этнополитические и религиозные особенности социокультурной идентичности // Социс. – 2000. — №10.

Чем больше я спорил с ними, тем больше я знакомился с их диалектикой. Сначала они считают каждого своего противника «дураком”. Когда же они убеждаются, что это не так, они начинают сами прикидываться «дураками”. Если все это не помогает, они делают вид, что не понимают в чем дело, или перескакивают совсем в другую область. Или они с жаром начинают настаивать на том, что само собою разумеется, и как только Вы соглашаетесь с ними в этом, они немедленно применяют это совсем к другому вопросу. Как только Вы их поймали на этом, они опять ускользают от сути спора и не желают даже слушать, о чем же в действительности идет речь. Как Вы ни пытаетесь ухватить такого «апостола”, рука Ваша как будто уходит в жидкую грязь. Грязь эта уходит сквозь пальцы и тотчас же каким-то образом опять облепляет Ваши руки.
Но вот Вам, хотя и с трудом, удалось «победить” одного из этаких людей настолько уничтожающе, что ему ничего не остается больше делать, как согласиться с Вами. Вы думаете, что Вам удалось сделать, по крайней мере, один шаг вперед. Но каково же Ваше удивление на следующий день! На завтра же этот же самый еврей совершенно забывает все, что произошло вчера, он продолжает рассказывать свои сказки и дальше, как ни в чем не бывало. Если Вы, возмущенный этим бесстыдством, указываете ему на это обстоятельство, он делает вид искренне изумленного человека; он совершенно не может ничего вспомнить из вчерашних споров, кроме того, что он вчера как дважды два четыре доказал Вам свою правоту.
Иногда это меня совершенно обезоруживало. Я просто не знал, чему удивляться: хорошо привешенному языку или искусству лжи.
Постепенно я начал их ненавидеть.
Очень знакомая многим ситуация, не правда ли? А ведь всё предельно просто, если уяснить для себя раз и навсегда одну непреложную истину:
При споре с евреем, у Вас с ним совершенно разные цели. Вы наивно полагаете, что в споре должна «родиться истина», а еврей наоборот стремится сделать все возможное, чтобы правдивая информация никогда не увидела свет. Поэтому любой спор с евреем заранее предсказуем, и знающие люди, как правило, никогда не вступают в эту бессмысленную для себя и для истины перепалку.
Порой евреи, очень трагично заламывая руки, вопрошают: «А что, лично Вам, плохого сделали евреи? Почему Вы нас так ненавидите?».
Это тоже один из способов увести оппонента от сути спора. После Вашего рассказа «из личной жизни…», Вы получите стандартный ответ: «В каждом народе есть свои уроды (возможны вариации)». Если Вы возразите, что, описанная Вами история не единичный случай, а типичное поведение большинства евреев, то в ответ услышите в свой адрес брань и оскорбления. Т.е. получите типичное поведение еврея.
Если Вы никогда не видели вживую, как евреи отстаивают свою «избранность», т.е. свое право на безнаказанное совершение любых преступлений против человечества, то рекомендую посмотреть парочку «показательных выступлений» Сына Юриста (В.В. Жириновский, если кто не знает) и помножить это на 100 (т.к. это он еще сдерживается на людях). Нет-нет, я не о тематике, а о манере ведения спора. А теперь представьте, что такой «кем-то_избранный” доказывает Вам, что 2х2=5 или что Земля таки да плоская…
Представили? Ну и как Вам ощущения?
Или Вы думаете, что такого в реальной жизни не бывает? Бывает, и еще как бывает!
Вот, к примеру, выступает по «Радио России» Михаил Веллер и ему в прямом эфире слушатели задают различные вопросы о жизни, а он тут же отвечает. Вопросы разные: об исторических событиях, о тарифах на ЖКХ, о ценах на продукты питания, о кризисе в стране и т.д. И он на все эти вопросы, как говорится, «режет правду-матку». Отвечает абсолютно на любые вопросы, критикуя всех и вся не взирая на лица.
Но вот звучит вопрос слушателя: «А зачем евреи в советские времена меняли свои фамилии на русские?».
Тут надо упомянуть, что в рекламной заставке этой передачи Веллер именуется «бескомпромисно честным».
И вот «бескомпромисно честный» отвечает: «Я впервые об этом слышу. Но я постараюсь узнать было ли такое и в следующей передаче обязательно об этом скажу».
Надо ли упоминать, что ничего больше по этому поводу не сказал Веллер ни в следующей передаче, ни вообще никогда?
Вот такая специфическая еврейская «бескомпромисная честность». И эта «честность» проявляется во всех вопросах касающихся евреев напрямую, эта честность в русском языке называется «выгода» или «корысть».
А посему, не вступайте в бессмысленные «споры” – берегите своё время и нервы.
Bruder
источник

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *