Евсевий памфил

Евсевий Кесарийский

Евсевий Кесарийский

Дата рождения

прибл. 265

Место рождения

  • Кесария Палестинская, Сирия Палестинская, диоцез Восток, Римская империя

Дата смерти

май 339

Место смерти

  • Кесария Палестинская, Сирия Палестинская, диоцез Восток, преторианская префектура Востока, Римская империя

Страна

  • Византия

Род деятельности

богослов, священник, историк церкви, писатель, клирик, историк

Медиафайлы на Викискладе

Произведения в Викитеке

В Википедии есть статьи о других людях с именем Евсевий.

Евсе́вий Кесари́йский (греч. Εὐσέβιος τῆς Καισαρείας; ок. между 260 и 265 — 339/340) — римский историк, отец церковной истории, с 314 г. епископ Кесарии Палестинской. До создания его «Церковной истории» сочинение на подобную тему составил Гегесипп, но от него сохранилось только название.

Биография

Родился в Палестине; получил образование в училищах Иерусалима и Антиохии, особенно изучал Платона, Филона и Оригена (влияние последнего отразилось на всей научно-литературной деятельности Евсевия). Древние авторы, писавшие о Евсевии, называли его др.-греч. Εὐσέβιος ὁ Παμφíλου, лат. Eusebius Pamphili, то есть, дословно, Евсевий Памфила (Евсевий Памфилов). Это прозвание Евсевий получил вследствие своей близости пресвитеру Памфилу. Впоследствии имя Памфил стало порой восприниматься как второе имя самого Евсевия, так что в некоторых изданиях о нём говорится как об Евсевии Памфиле.

Участвуя в управлении кесарийским училищем, Евсевий во время великого гонения при императоре Диоклетиане сохранил книги Кесарийской библиотеки и обогатил её новыми коллекциями рукописей, приобретённых во время вынужденного удаления из Кесарии и путешествий по Сирии, Египту и Фиваиде. Хотя библиотека не уцелела до позднейшего времени, но многочисленные ценные отрывки из несохранившихся в целом виде произведений христианской литературы имеются в сочинениях самого Евсевия. Император Константин Великий особенно уважал Евсевия, который, со своей стороны, почтил императора двумя панегириками (в 20-летие и в 30-летие его царствования).

Из сочинения его «О церковном богословии» можно заключить, что он скорее уклонялся от решения вопроса о природе Христа как неуместного и неразрешимого, чем готов был открыто принять ту или иную сторону в богословском споре. К арианству он примкнул позже, будучи учеником Оригена. В 330 году он стоял за удаление с кафедры первого по времени борца против ариан, Евстафия Антиохийского, а в 336 требовал возвращения из ссылки Ария и заточения другого защитника православия — св. Афанасия Александрийского.

Символ веры

На первом вселенском соборе, как учёнейший из собравшихся епископов, Евсевий занимал выдающееся положение: ему поручено было составить символ веры от лица Собора. В своём проекте Евсевий уклонился от категорического решения вопроса, занимавшего Собор, составив символ в общих выражениях, отчасти благоприятных арианству.

Проект Евсевия был, поэтому, заменён другим, со внесением термина «Единосущие» (ὁμοούσιος), которого избегал Евсевий. Валезий († 1676), один из первых издателей и исследователей сочинений Евсевия, признаёт, однако, Евсевия православным; так же думал русский патролог Филарет, епископ Черниговский.

А. В. Горский находит Евсевия лишь нетвёрдым в догматических понятиях. Профессор А. П. Лебедев (в сочинении «Вселенские соборы IV и V вв.») считает его открытым вождём партии так называемых полуариан. Баур (этот?) называет его «отражением колебаний церковного сознания» относительно учения о Троице.

Сам Евсевий, в послании к своей кесарийской пастве, писанном с собора, говорит, что он подписал символ собора, чтобы не нарушать мира церкви, но что он остаётся верен старому символу Кесарийской церкви и в смысле этого старого символа толкует символ Никейский.

Труды

1. Таблица канонов Евсевия 2. Страница армянского перевода «Хроники», рукопись XIII века

Свои сочинения Евсевий писал по-гречески; но сохранились они главным образом в переводах и истолкованиях (из истолкователей древнейший — Руфин Аквилейский). Главные из них:

  • Сочинения исторические:
    • «Церковная история», повествующая о событиях от начала христианства до 324 года. При написании её Евсевий пользовался не только всеми главными церковными библиотеками того времени, но и государственными архивами. По оценке Баура, Евсевий в этом сочинении для христианской церковной истории является тем же, чем был Геродот для истории греческой. Ранке считает «историю» Евсевия сочинением образцовым и для нашего времени, особенно хваля её за прагматизм, при помощи которого автор устанавливает связь между давно прошедшим и настоящим.
    • «Хроника» (История от сотворения мира до 20-го года царствования римского императора Константина); долго была известна лишь в переводе части её блаженным Иеронимом на латинский язык; в 1792 найден её армянский перевод, изданный Аухером (1818) и, более тщательно, Маи (1818). «Жизнь царя Константина», в которой Бароний видит подражание «Киропедии» Ксенофонта; «Жизнь Памфила»; «Панегирик царю Константину».
  • «Приготовление к Евангелию» (греч. προπαρασκευή εύαγγελική), изданное в первый раз Вигери в 1628 году, здесь доказывается, что и в древнем мире существовали начатки христианства, в виде ветхозаветной еврейской религии и так называемого естественного откровения.
  • Сочинения апологетические: «Доказательство в пользу Евангелия» (Demonstratio evangelica), «Против Гиерокла», «Извлечение из пророков о Христе», «Богоявление».
  • Сочинения полемические: «Две книги против Маркелла», «Три книги о церковном богословии».
  • Сочинения экзегетические: «Указатель для соглашения евангелий», «Ответ к Стефану и Марину о евангелии»; толкования на Евангелие от Луки, на Песнь песней, псалмы и пророчества Исаии.

Сочинения

издания и переводы «Хроники» см. в отдельной статье

Греческие тексты:

  • «Церковная история» (издание 1828 года)
  • «Жизнь Константина» (издание 1830 года)
  • «Подготовка к Евангелию» (издание 1867 года)
  • «Подготовка к Евангелию», издание 1903 года: Vol. I; Vol. II; Vol. III; Vol. IV.
  • Эпитома «Канонов Евсевия» (1884)
  • Ономастикон (издание 1862 года)

Русские переводы

  • Евсевий. Церковная история. / Пер. М. Е. Сергеенко. // Богословские труды. М., 1982. Сб. 23-26.
    • Пер. М. Е. Сергеенко, комм. С. Л. Кравца. (Серия «Памятники церковной письменности») М., 1993. 446 стр. 10000 экз.
  • Вдовиченко А. В. Евсевий Кесарийский против Гиерокла. // Раннехристианские апологеты II—IV вв.: Переводы и исследования. М., 2000.

Другие переводы:

  • В «Loeb classical library» издана «Церковная история» в 2 томах (№ 153, 265)
  • Английские переводы (включая трактаты «Подготовка к Евангелию» и «Демонстрация Евангелия»)
  • Французский перевод «Подготовки к Евангелию»: Vol. I (1846)

Примечания

  1. 1 2 http://lexikon.katolikus.hu/C/Caesareai%20Eusz%C3%A9biosz.html
  2. E. H. Gifford, Introduction to Praeparatio Evangelica, Oxford, 1903.
  3. «Единосущный» — об отношении Сына к Отцу

Литература

  • Ващева И. Ю. Евсевий Кесарийский и становление раннесредневекового историзма. (Серия «Византийская библиотека». Исследования). СПб.: Алетейя. 2006. 271 стр.
  • Кривушин И. В. Рождение церковной историографии: Евсевий Кесарийский. Учеб. пособие. Иваново, 1995. 67 стр.
  • Троицкий С. В. Евсевий Кесарийский // Православная богословская энциклопедия. — СПб.: Издание Петроград. Приложение к духовному журналу «Странник», 1904. — Т. 5. — Стб. 227
  • Свящ. Алексий Ястребов. Евсевий Кесарийский // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2008. — Т. XVII. — С. 252-267. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-030-1.
  • Евсевий Кесарийский / H. В. Шабуров // Новая философская энциклопедия : в 4 т. / пред. науч.-ред. совета В. С. Стёпин. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Мысль, 2010. — 2816 с.

Ссылки

В родственных проектах

  • Тексты в Викитеке
  • Медиафайлы на Викискладе
  • Церковная история (325) Предисловие С. А. Ершова к «Церковной истории»
  • Евсевий Кесайрийский. Восточная литература. Дата обращения 17 февраля 2011. Архивировано 11 февраля 2012 года.
  • Евсевий Памфил. Жизнь блаженного василевса Константина. М. Лабарум. 1998. Книга первая. Архивировано 11 февраля 2012 года. Книга вторая. Архивировано 11 февраля 2012 года. Книга третья. Архивировано 11 февраля 2012 года. Книга четвертая. Архивировано 11 февраля 2012 года. Слово василевсу Константину, написанное к обществу святых. Архивировано 11 февраля 2012 года. Слово василевсу Константину, по случаю тридцатилетия его царствования. Восточная литература. Дата обращения 17 февраля 2011. Архивировано 11 февраля 2012 года.

Апостольские мужи
и апологеты

Варнава Апостол †61 • Климент Римский †97 или 99 или 101 • Игнатий Антиохийский †107 • Кодрат Афинский †не ранее 130 • Аристид Афинский • Поликарп Смирнский †156 • Папий Иерапольский †155 или 165 • Аристон Пелльский †ок. 160 • Иустин Философ †165 • Татиан †ок. 180 • Феофил Антиохийский †не ранее 180—181 • Афинагор Афинский †ок. 190 • Мелитон Сардийский †ок. 190 • Ириней Лионский †202 • Марк Минуций Феликс †ок. 210 • Климент Александрийский †ок. 215
Дидахе (конец I — начало II века) • Пастырь Гермы (II век) • Послание к Диогнету (ок. 130)

Греческая патристика

Ориген †ок. 254 • Дионисий Александрийский †265 • Григорий Неокесарийский †ок. 275 • Павел Самосатский(ер) †ок. 275 • Лукиан Антиохийский †312 • Мефодий Олимпийский †312 • Евстафий Антиохийский †337 или 346 • Евсевий Памфил †ок. 340 • Иаков Афраат †ок. 345 • Антоний Великий †356 • Ефрем Сирин †373 • Афанасий Великий †373 • Василий Великий †379 • Кирилл Иерусалимский †386 • Григорий Богослов †389 • Макарий Великий †391 • Диодор Тарсийский †ок. 391 • Григорий Нисский †ок. 394 • Макарий Александрийский †ок. 395 • Дидим Слепец †398 • Евагрий Понтийский †399 • Макарий Магнезийский †ок. 403 • Епифаний Кипрский †403 • Иоанн Златоуст †407 • Синезий Киренский †ок. 414 • Феодор Мопсуестийский(ер) †ок. 428 • Кирилл Александрийский †444 • Исидор Пелусиотский †ок. 449 • Псевдо-Дионисий Ареопагит †до 532 • Леонтий Византийский †после 541 • Максим Исповедник †662 • Исаак Сирин †ок. 700 • Иоанн Дамаскин †753

Латинская патристика

Тертуллиан †ок. 225 • Ипполит Римский †ок. 235 • Киприан Карфагенский †258 • Новациан(ер) †ок. 258 • Арнобий Старший †ок. 330 • Лактанций †ок. 325 • Гай Марий Викторин † после 363 • Иларий Пиктавийский †367 • Амвросий Медиоланский †397 • Иероним Стридонский †420 или 430 • Аврелий Августин †430 • Пелагий(ер) †после 431 • Викентий Леринский †до 450 • Пётр Хрисолог †450 • Марциан Капелла ок. 425/428 • Клавдиан Мамерт †ок. 473 • Аниций Манлий Торкват Северин Боэций †524 или 526 • Магн Аврелий Кассиодор †ок. 578 • Мартин Брагский †579/580 • Григорий Великий †604 • Исидор Севильский †636 • Беда Достопочтенный †735

Ориентальная патристика

Диодор Тарсийский †ок. 391 • Феодор Мопсуестийский †428 • Раббула Эдесский †435 • Несторий(ер) †ок. 451 • Феодорит Кирский †457 • Барсаума Нисибийский †ок. 495 • Нарсай Нисибийский †ок. 502 • Юлиан Галикарнасский †после 518 • Севир Антиохийский †538 • Исаак Сирин †ок. 700

(ер) — осуждены за ересь

ЕВСЕВИЙ

С т. зр. церковной науки главную ценность в творчестве Е. представляют его исторические труды — он считается «отцом церковной истории». Е. не только явился автором первой истории христ. Церкви, но и ввел ее в богословскую и философскую перспективу, положив основание христ. философии истории. Хотя Е. и называл себя «путником, идущим по непроторенной дороге» (Euseb. Hist. eccl. I 1. 3), он активно использовал сочинения предшествовавших ему христ. авторов (см.: Лебедев. 1898. С. 12-52). Одним из важнейших источников для него были 5 книг «Записок» церковного писателя сер. II в. Егесиппа. О нем и его труде сохранились сведения только благодаря сообщению Е. (Euseb. Hist. eccl. II 23. 4-18; IV 8. 2; 22. 2). Будучи апологетическим по своей задаче, сочинение Егесиппа вместе с тем содержало множество ценных сведений из истории древней Церкви. Е. воспринимал «Записки» Егесиппа не только как заслуживающий доверия исторический источник, но как один из образцов для своей буд. «Церковной истории». Используемый Е. метод наблюдения за апостольским преемством епископов, к-рый характерен для «Записок», как и вообще согласие Е. с Егесиппом в отрывках, цитируемых в «Церковной истории», указывает на то, что Егесипп оказал на Е. значительное влияние. Др. источник «Хроники» Е.- «Хронография» Юлия Африкана — был уже систематическим историческим исследованием (Лебедев. 1898. С. 26), в к-ром автор провел параллель между 6 днями творения и 6 тыс. лет мировой истории. Более всего использовал Е. 5-ю кн. «Хронографии», посвященную событиям от возникновения христианства до нач. III в. Высказывалось мнение, что Е. почти дословно включил материал Африкана в свою «Хронику» без всяких ссылок, что якобы демонстрировало его научную нечистоплотность. В «Церковной истории» Е. всего дважды упоминает Юлия Африкана, хотя и называет его «немаловажным историком» (Euseb. Hist. eccl. I 6; VI 31). Используя в своей «Хронике» материал труда Африкана, Е. выстроил свое произведение в совершенно иной манере; он обозначил приоритеты своего видения истории и освободился от хилиастических идей, к-рые, по-видимому, разделял Юлий Африкан. По мнению рус. ученых А. П. Лебедева и В. В. Болотова и зап. историков Церкви, в т. ч. современных, используя «Хронику» Африкана, Е. построил свою собственную теорию исторического развития христианства (Лебедев. 1898. С. 34-37; Болотов. Лекции. Т. 1. С. 142-143; Gelzer. 1880-1885; Sirinelli. 1961. P. 412-453).

Важнейшим источником исторических трудов Е. является Свящ. Писание. В «Церковной истории» содержится 93 цитаты из ВЗ и 110 — из НЗ. В 3-й книге (Euseb. Hist. eccl. III 25) Е. перечисляет истинные книги НЗ, а также сомнительные и подложные книги. В общей сложности в «Церковной истории» он цитирует произведения 66 авторов, как христ., так и иудейских и языческих. Его доверие к значительной части источников объясняется благоговейным отношением к раннехрист. церковным писателям, из к-рых многие окончили жизнь мученически. Это же качество в новейшее время послужило причиной упреков Е. в некритическом подходе к источникам. Среди цитируемых им авторов — мч. Иустин Философ, Климент Александрийский Ориген, сщмч. Ириней, еп. Лионский. Сочинения мн. авторов (Папий, еп. Иерапольский, свт. Дионисий Великий, еп. Александрийский, Кодрат, Мелитон, еп. Сардский) нам известны только благодаря свидетельству Е. Он прибегал к сочинениям иудейских писателей Иосифа Флавия и Филона Александрийского, а также языческих авторов, напр. Порфирия. Е. широко использовал офиц. документы — указы и опубликованные письма императоров, устные свидетельства современников и собственные наблюдения.

I. «Хроника» (Χρονικο κανόνες κα ἐπιτομὴ ἱστορίας ῾Ελλήνων τε κα βαρβάρων). Греч. оригинал этого сочинения сохранился только в отрывках. Известно 2 версии — арм. и лат. 1-я, выполненная ок. 600 г., воспроизводит полный текст «Хроники», тогда как 2-я, сделанная блж. Иеронимом, содержит только 2-ю половину труда. Кроме того, лат. версия не является дословным переводом, в ней есть изменения и дополнения. Так, блж. Иероним продолжил «Хронику» и довел ее до 378 г. В отношении хронологии версии различаются подчас весьма значительно. Высказывалось предположение, что Е. осуществил 2 издания «Хроники» и соответственно сущестовало 2 ее редакции (Болотов. Лекции. Т. 1. С. 151; Schöne. 1900). На 1-й, более ранней (не позже 312), возможно, базируется арм. версия; 2-я, пересмотренная и оконченная в 325 г., легла в основу версии блж. Иеронима.

«Хроника» делится на 2 части. 1-я, «Хронография» (χρονοϒραφία), является фактически введением ко 2-й и представляет собой краткое изложение истории наиболее известных народов древности (вавилонян, ассирийцев, евреев, египтян, римлян и греков), составленное на основании имевшихся в распоряжении Е. исторических источников. 2-я часть, «Каноны времен» (χρονικο κανόνες), представляет собой синхронистические таблицы, расположенные в неск. колонок, в каждой из к-рых сверху вниз синхронно прослеживается история древних царств, начиная от времени Авраама. В середине таблицы вертикально располагаются хронологические шкалы. Основной эрой являются т. н. годы Авраама (1 г. Авраама = 2016 г. до Р. Х. по совр. летосчислению). Параллельно истории иудеев с 1 г. Авраама отсчитывается хронология 3 региональных держав: Ассирии (с 43 г. царствования царя Нина), Греции (с 22 г. правления Европса в Сикионе) и Египта (с 1 г. 16-й, Фиванской династии). Постепенно колонки сокращаются до 3: годы Авраама, годы олимпиад (1 г. 1-й олимпиады соответствует 777 г. до Р. Х. в арм. версии и 776 г. до Р. Х. в версии Иеронима), годы правления рим. императоров. На полях справа и слева напротив соответствующего года кратко указаны совершившиеся исторические события, годы предстоятельства и порядковые номера епископов крупнейших кафедр — Римской, Александрийской, Антиохийской и Иерусалимской. «Хроника» заканчивается 303 г. по Р. Х.

Являясь новым словом в церковной науке того времени, «Хроника» тем не менее была вполне традиционна по своей задаче, в первую очередь апологетической: с помощью исторического сравнения доказать древность евр. народа и ветхозаветной религии, являющейся приготовлением к пришествию Спасителя и к НЗ. Такую задачу ставили себе предшественники Е.- раннехрист. апологеты, напр. свт. Феофил Антиохийский в «Послании к Автолику» (кон. II в.).

II. «Церковная история» (᾿Εκκλησιαστικὴ ἱστορία; Historia ecclesiastica). Сочинение состоит из 10 книг и освещает период от основания Церкви до победы имп. Константина над Лицинием (324). По мнению проф. Болотова, «Церковная история» «появилась на свет потому, что Евсевий, когда писал прежде свою хронику, собрал массу материала, который не вмещался в тесные рамки spatii historici. Евсевий решился поэтому дать более полное изложение церковно-исторических событий в новом труде: ᾿Εκκλησιαστικὴ ἱστορία (Болотов. Лекции. Т. 1. С. 151-152). Однако это утверждение применимо только к первым 7 книгам «Церковной истории», поскольку последующие 3 книги описывают совр. автору события. Над этим сочинением Е. работал довольно долго. Оно является результатом кропотливого труда в лучших б-ках того времени, таких как элийская (иерусалимская), кесарийская и, возможно, александрийская, и, кроме того, вобрало в себя впечатления о событиях, свидетелем к-рых он был лично. Уникальность «Церковной истории» заключается в том, что, если бы ее не было, большая часть событий, происшедших на протяжении первых 3 веков христианства, была бы нам неизвестна.

«Церковная история» подвергалась неоднократному редактированию. Э. Шварц, издатель критического текста трудов Е., различал 4 редакции: 1-я, включающая 1-8-ю книги, относится к 312-313 гг.; 2-я, с добавившейся 9-й кн.,- к 315 г.; 3-я, с 10-й кн.,- к 317 г.; 4-я, окончательная,- к периоду ок. 323-324 гг. (Schwartz E. // Eusebius. Werke. Lpz., 1909. Bd. 2/3: Die Kirchengeschichte. S. XVII-CXLVII). Cуществуют и др. т. зр. на время, характер и количество редакций этого сочинения. Напр., А. фон Гарнак полагал, что оно претерпело 3 редакции: кн. 1-7 и часть 8-й кн. были окончены в 312-313 гг., 2-я ч. 8-й и 9-я кн. опубликованы годом позже, и, наконец, 10-я кн. увидела свет в 324 — нач. 325 г. (Harnack. Geschichte. Bd. 2. S. 235). В целом исследователи сходятся во мнении, что «Церковная история» писалась постепенно, в течение длительного периода времени и издавалась в неск. этапов, подвергаясь при этом более или менее существенным изменениям: книги 1-8 были написаны в период гонений имп. Диоклетиана и имп. Галерия, а 9-я и 10-я книги — после издания Миланского эдикта (313).

Е. с самого начала намечает основные линии, к-рые он стремится провести в своем труде: доказать апостольское преемство предстоятелей главных Церквей Востока и Запада — Римской, Антиохийской, Александрийской и Иерусалимской; изложить главные события в истории Церкви; рассказать о наиболее известных церковных деятелях, учителях, писателях; назвать имена ересиархов и раскрыть суть их лжеучений; рассказать о наказании, к-рое понесли иудеи за богоубийство; описать подвиги христ. Церкви и ее мучеников — воинов, принявших на себя жестокие гонения от языческой власти (Euseb. Hist. eccl. I 1. 1-2). Кроме того, в «Церковной истории» Е. рассматривает вопрос истории формирования канона священных книг, высказывая мнение, ставшее для Церкви одним из ключевых в этом вопросе. Т. о., главная задача этого сочинения апологетическая: проследить рождение, распространение, борьбу за жизнь и конечный триумф христ. веры. Е., ее автор, является в первую очередь апологетом, и большинство его сочинений, за исключением нек-рых экзегетических, было написано в целях защиты веры. Хотя «Церковная история», ставшая самым известным трудом Е., неск. сместила акценты, однако его исторические произведения следует понимать в первую очередь как документально обоснованную апологию христианства. В вопросе хронологии Е. использует уже опробованную им в «Хронике» систему «привязки» событий к годам правления рим. императоров, что не мешает ему по ходу повествования забегать вперед, напр. в 6-й кн., когда он повествует о жизни Оригена.

Следуя традиц. античной историографии (Дионисий Галикарнасский, Полибий), Е. перед основной частью повествования помещает введение, каковым для «Церковной истории» является ее 1-я кн. По примеру писателей древности (в т. ч. и евангелиста Луки в Евангелии и в Деяниях) он использует прологи (προεκθέσεις): один в самом начале «Церковной истории», где намечаются главные темы исследования, и 3 более мелких, предваряющие 2-ю и 7-ю книги, а также 2-ю ч. 8-й кн. По содержанию это сочинение делится на 2 части. 1-я, включающая первые 7 книг, описывает события первых 3 веков христианства. Нередко повествование представляет собой набор цитат со ссылками или без ссылок на первоисточники, бывшие в распоряжении Е. 2-я часть, включающая остальные книги, ставит целью описать совр. автору события. Вместо выдержек из произведений древних авторов здесь обильно цитируются офиц. документы — постановления и декреты императоров. Обилие фактического материала является главным положительным качеством «Церковной истории» Е.: в ней нет характерных для античной лит-ры воображаемых действий и диалогов; напротив, автор стремится быть максимально точным и опирается в своих утверждениях на документальную основу.

1-я кн. является небольшим богословским сочинением догматическо-апологетического характера, посвященным Господу Иисусу Христу. Во 2-й кн. автор перечисляет свои источники: это писания Климента Александрийского, Тертуллиана, Иосифа Флавия и Филона. Повествование начинается от апостольского времени и включает описание гонений имп. Нерона и начала Иудейской войны. 3-я кн. открывается мученичеством святых первоверховных апостолов Петра и Павла, продолжает рассказ об Иудейской войне и о разрушении Иерусалима. Конец книги посвящен повествованию о гонениях Домициана, о личности и писаниях ап. Иоанна Богослова, о трудах мужей апостольских и о появлении первых ересей. В 4-й кн. излагается апостольское преемство основных Поместных Церквей, а также идет речь о еретиках и первых апологетах. В 5-й кн. Е. повествует о главных событиях, происшедших на Востоке и на Западе, о наиб. значительных ересях, об основании александрийской школы, о сщмч. Иринее Лионском и его трудах. В начале 6-й книги рассказывается о гонении на христиан имп. Септимия Севера и о Клименте Александрийском, основная ее часть посвящена жизни и трудам Оригена.

Практически вся 7-я кн. состоит из выдержек или пересказов писем свт. Дионисия Великого, на основании к-рых Е. обсуждает злободневные темы церковной жизни (напр., проблему падших во время гонений), описывает гонения, упоминает о пасхальном каноне, о ересях Савеллия, Павла Самосатского и Мани. Затем он приводит список императоров, заканчивающийся Диоклетианом, а также списки преемства епископов Римской, Александрийской и Антиохийской кафедр. 8-я кн. рассказывает о гонениях на Церковь при имп. Диоклетиане, его соправителях и преемниках и заканчивается эдиктом имп. Галерия о веротерпимости от 30 апр. 311 г. 9-я кн. повествует о возобновлении гонений при имп. Максимине, о победе св. Константина над Максенцием, об эдикте имп. Максимина и его смерти, последовавшей после его поражения от Лициния. В 10-й кн. после упоминания о религ. мире, установившемся в империи, Е. приводит собственную гомилию, произнесенную по случаю освящения базилики в Тире. Затем он дословно цитирует тексты имп. постановлений и писем: Миланского эдикта, 2-го письма к Анулину, письма к Мильтиаду, папе Римскому, письма к Христу, еп. Сиракузскому, и письма к Цецилиану, еп. Карфагенскому. Завершается 10-я кн. рассказом о последнем гонении на христиан, организованном имп. Лицинием, и о его окончательном поражении от св. Константина.

В основном «Церковная история» описывает события, происходившие в вост. части Римской империи. Из зап. авторов Е. цитирует Тертуллиана, Плиния Младшего, священномучеников Ипполита Римского и Киприана, еп. Карфагенского. Стиль сочинения не отмечен особыми лит. достоинствами. Повествование однообразно, мысль излагается длинными периодами, часты отступления от темы. Свт. Фотий, патриарх К-польский, признавая большую эрудицию Е., говорил тем не менее, что слог «Церковной истории» не является «ни приятным, ни выдающимся» (Phot. Bibl. Сod. 13).

III. «О палестинских мучениках» (Περ τῶν ἐν Παλαιστίνῃ μαρτυρησάντων; De martyribus Palaestinae). В этом сочинении Е. описывает события, происходившие в 311-313 гг. в Палестине, во время гонений имп. Максимина Дайи. Сохранилось 2 редакции этого произведения: 1-я, краткая, передает подлинный греч. текст, 2-я, расширенная,- сир. перевод. Возможно, обе версии были составлены самим Е. В дошедших до наст. времени списках «Церковной истории» эта работа часто помещается между 8-й и 9-й книгой или иногда после 10-й кн., откуда следует, что соч. «О палестинских мучениках» уже в древности рассматривали как важное дополнение к событиям, описываемым в 8-й кн.

Е. рассказывает о событиях, происшедших у него на родине, очевидцем к-рых был или о к-рых узнал из первых уст. Сам он в это время скрывался от гонений и скитался по Палестине, был в Тире, а затем в Фиваиде и Египте, где, возможно, был свидетелем многочисленных сцен мученичества. Свой рассказ он начинает с гонения Диоклетиана, открывшегося в 303 г. первым эдиктом против христиан и осуществлявшегося в Палестине правителем Флавианом. Далее следует повествование о гонении Максимина (311-313), в ходе которого пострадал учитель Е., пресв. Памфил (Euseb. De mart. Palaest. 11). В конце сочинения Е. говорит о прекращении 8-летних гонений вначале на Западе, а затем и на Востоке. По мнению Лебедева, рассказ о гонениях у Е. не столько описание исторических событий, сколько повествование о сражении между Богом и злым началом, выраженным в противостоянии верных и гонителей. Вот почему Е. рассматривает дело мучеников как воинский подвиг, их самих как победителей и Церковь Христову как торжествующую (Лебедев. 1898. С. 76-77). Такой взгляд Е. свидетельствует о том, что он далеко ушел от простого описания и хронологии событий в сторону построения собственной концепции церковной истории, в к-рой центральным является факт победы Христа и Церкви в лице ее мучеников и поражения и последующего наказания гонителей.

IV. «Жизнь Константина» (Εἰς τὸν βίον τοῦ μακαρίου Κωνσταντίνου βασιλέως; Vita Constantini). Это произведение, состоящее из 4 книг, представляет собой описание славных дел имп. Константина, панегирик его личности и царствованию. «Жизнь Константина» является предметом давней полемики среди исследователей творчества Е., поскольку вызывает сомнения в достоверности содержащихся в нем сведений и в исторической объективности автора. Наиболее непримиримыми критиками Е. были Я. Буркхардт, швейцар. исследователь сер. XIX в., обвинивший его в бесчестности и в сознательном искажении известных ему фактов (Burckhardt. 1853), и Г. Рубах, утверждавший, что Е. не был способен к глобальному взгляду на исторические факты, не обращал внимания ни на политическую, ни на экономическую историю, на проблему варваров и проч. (Die Kirche angesichts der konstantinischen Wende. 1976). По мнению Х. Аттриджа и Г. Хата, программа Е. была в том, чтобы найти «обоснование и развить представление о Римской империи как богоуправляемой институции» (Eusebius, Christianity and Judaism. 1992. P. 35).

В то же время «Жизнь Константина» — ценнейший исторический документ, памятник эпохи и источник редких сведений, таких, напр., как тексты имп. эдиктов или рассказ о явлении Креста Господня имп. Константину, переданный, по словам Е., самим государем и описанный со всеми подробностями (Euseb. Vita Const. I 26-31).

«Жизнь Константина» находится в тесной связи с 9-й и 10-й книгами «Церковной истории», в к-рых говорится о завершении эпохи императоров — гонителей христиан и о воцарившемся религ. мире. Т. о., «Жизнь Константина», по выражению Лебедева, представляет собой «как бы оборотную сторону медали» по сравнению с основным содержанием книг «Церковной истории», в конце к-рой прежние мрачные тона сменяются на диаметрально противоположные (Лебедев. 1889. С. 83-84).

Название работы в греч. подлиннике — Εἰς τὸν βίον τοῦ μακαρίου Κωνσταντίνου Βασιλέως — указывает на то, что Е. писал не биографию Константина, к-рый был его личным другом, а скорее житие или панегирик. Мн. отечественные исследователи признавали за ним авторство «Жизни Константина» (см., напр.: Болотов. Лекции. Т. 1. С. 141-142, 159-160). Лебедев справедливо указывал, что преувеличения были правилом для жанра панегирика, и приводил пример свт. Григория Богослова, который в 2 похвальных словах — свт. Василию Великому и собственному брату, Кесарию,- употреблял для их восхваления целый ряд стандартных риторических фигур (Лебедев. 1898. С. 96-97). Патролог В. Тефлер предлагал даже перевести название этого сочинения как «Размышления о жизни василевса Константина» (Tefler. 1957).

V. «Речь императора Константина к собранию святых» (Βασιλέως Κωνσταντίνου λόϒος ὃν ἔϒραψε τῷ τῶν ἁϒίων συλλόϒῳ; Constantini imperatoris oratio ad sanctorum coetum). В рукописях это небольшое произведение обычно помещается после 4-й кн. «Жизни Константина», но иногда выделяется в особую, 5-ю кн. «Жизни Константина». По словам Е., оно является дополнением к 4-й кн. (Euseb. Vita Const. IV 32).

По-видимому, после своего обращения имп. Константин чувствовал необходимость в выражении своего духовного опыта, и в 4-й кн. «Жизни Константина» Е. свидетельствует о том, что император «сочинял непрестанно и писал схолии… созывал собрания, и несметные толпы спешили слушать философствующего государя. А когда в продолжение речи ему представлялся случай богословствовать, он вставал и с поникшим лицом, тихим голосом, весьма благоговейно посвящал предстоящих в тайны божественного учения» (Ibid. 29).

«Речь…» представляет собой апологию христианства перед язычеством. В 1-й ч. (главы 1-10) затрагивается широкий круг вопросов, связанных с единобожием, которое противопоставляется ложным языческим верованиям и суетным мнениям философов.

Во 2-й, христологической части (главы 11-21) говорится о подвиге Спасителя, искуплении и исполнении ветхозаветных пророчеств. Автор разделяет взгляд о том, что пророчества о Христе произносили по вдохновению Божию и язычники, напр. Эритрейская Сивилла и Вергилий (главы 18-21). В 3-й ч. (главы 22-26) император провозглашает Христа творцом своих побед, напоминает о несчастной судьбе гонителей Церкви и призывает всех воздать благодарение Христу за благоволение к его царствованию.

Авторство этого сочинения является предметом дискуссии среди исследователей. Так, делались предположения о том, что «Речь…» является проповедью императора на Страстную пятницу и что она уже в процессе подготовки претерпела изменения по сравнению с первоначальным вариантом. Возможным ее редактором называют церковного писателя Лактанция (Quasten. 1983. P. 329).

VI. «Похвальное слово Константину» (De laudibus Constantini). Произнесено 25 июля 335 г. по случаю 30-летия царствования императора и состоит из 2 частей: собственно похвального слова (главы 1-10) и речи на освящение базилики Св. Гроба в Иерусалиме, произнесенной в присутствии государя (главы 11-18).

1-я ч. произведения начинается с уверения в том, что автор не пойдет по пути мифов и обольстительных речей. Далее следует уподобление василевса Богу Слову: «Он-то есть правитель целого мира — Слово Божие, проходящее над всем, через все и во всем видимом и невидимом. От Него-то и через Него заимствует образ верховного царствования сам друг Божий, василевс наш, и всем, что на земле подчинено его кормилу, управляет, подражая Всеблагому» (Euseb. De laudibus Const. 1). В последующих главах Е. продолжает развивать идею о богоизбранности императора, уподобляя его солнцу и утверждая, что он наделен всеми добродетелями (Ibid. 6). В заключение 1-й ч. Е. подчеркивает роль имп. Константина как проповедника христ. веры: «Теперь для слуха всех народов проповедуются слова, наставления и убеждения к честной и благочестивой жизни, и проповедник — сам василевс» (Ibid. 10).

2-я ч. представляет собой произведение апологетического характера. Обращаясь к язычникам, Е. приводит аргументы в пользу единобожия, доказывает бытие Слова Божия — устроителя мира, необходимость Его пришествия в человеческом образе, объясняет смысл страданий, искупительной жертвы и воскресения Спасителя. Плоды подвига Христа он видит в наступлении блаженной эры христианского царства, в созидании внешнего благолепия Церкви, в храмоздательстве. Построение ц. Св. Гроба, по мнению Е., есть символ и венец исторической миссии императора (Ibid. 18).

Взгляд на христ. императора как на священную фигуру и на христ. империю как на подобие Царства Божия на земле был в основных чертах сформулирован Е. в панегириках, т. е. в «Жизни Константина», в «Речи императора Константина» и в «Похвальном слове Константину», однако отголоски буд. доктрины, постепенно созревавшей на страницах его трудов, находятся уже в более ранних работах, таких как «Хроника», «Евангельское приготовление» и «Евангельское доказательство», а также в «Церковной истории» (о формировании идеи христ. империи у Е. см.: Farina. 1966; Idem. 2001; Barnes. 1981; Winkelmann. 1991).

В «Евангельском приготовлении» и «Евангельском доказательстве» Е. говорит о подготовительной роли империи по отношению к распространению христ. веры и приводит в защиту своего тезиса цитаты из ВЗ, относя их к Римской империи (Быт 49. 10; Ис 7. 11-17; Дан 9. 25). В своих выводах он опирается на содержащиеся в сочинениях Оригена, сщмч. Ипполита Римского, Мелитона, еп. Сардского, Кодрата мысли о промыслительном сосуществовании христианства и Римского гос-ва (Euseb. Praep. evang. I 4. 3-5; Idem. Demonstr. VII 1. 50; VIII 1. 46).

Одним из центральных для Е. был вопрос о гонениях на христиан. Происшедшая сразу после установления единоличной формы правления сакрализация фигуры императора и воздаяние ему божеских почестей были неприемлемы для христиан, и именно за это они подвергались преследованиям. Е. говорит о преследованиях как о промыслительном попущении Божием, когда Господь попускает диаволу испытать твердость христиан и позволить им скорее достигнуть желанной награды (Idem. Hist. eccl. X 4. 14). В первых книгах «Церковной истории» Е. повествует о гонениях как об исключительных явлениях, а правителей, возбуждавших преследования, называет тиранами. Оправдывая нек-рых из императоров, он приписывает инициативу гонений либо местным правителям, как в известном случае с Плинием Младшим во время правления имп. Траяна (Ibid. III 33. 79; см. в статьях Веротерпимость, Государство), либо разбушевавшейся черни, как в истории мученичества св. Поликарпа, еп. Смирнского, в правление имп. Марка Аврелия (Ibid. IV 15). Е. говорит также о дурных советчиках, как, напр., в случае с имп. Аврелианом (Ibid. VII 30. 21). Последнюю волну гонений, описываемую Е. начиная с 8-й кн. «Церковной истории», он считает наказанием Божиим за грехи христиан.

Несмотря на наличие в сочинениях Е. нелицеприятных характеристик отдельных императоров, он избегает осуждения имп. власти как института. Более того, Е. представляет положение Церкви накануне гонений достаточно благополучным: «…императоры очень расположились к нашей вере» (Ibid. VIII 1) — и говорит, что «верховные цари… свой почетный жребий получили от Бога» (Ibid. X 10. 16). Еще до установления религ. мира Е. видел особую миссию империи и отмечал соответствия между монотеизмом и монархией, рим. миром (pax romana) и миром христианским (pax christiana), пророчествами о Христе и о Римской империи, показывавшими промыслительность рождения империи для целей христ. проповеди. По мнению Р. Фарины, у Е. «спонтанно возникает параллель между Христом, Который берет у ангелов народов право господства над людьми, и Августом, который из отдельных народов формирует фактическое господство Римской империи: от обоих пришел мир» (Farina. 2001. P. 193).

В восторженных описаниях благодеяний императора христианам Е. допускает мн. преувеличений. Так, описывая пир, устроенный имп. Константином в честь епископов по случаю 20-летия его правления, он называет пиршественную залу «образом царства Христова» (Χριστοῦ βασιλείας εἰκόνα), где император сравнивается с Христом. В образе 3 сыновей императора Е. видит образ Пресв. Троицы (Euseb. Vita Const. IV 40), а самого Константина уподобляет Спасителю (Ibid. IV 72). Сомнительные с моральной т. зр. деяния императора, такие как казнь его старшего сына Криспа и убийство жены Фавсты, а также подробности событий, связанных с его приходом к власти, и имена его противников Е. замалчивает. В самом начале «Жизни Константина» он специально оговаривает, что пишет именно похвалу и что не намерен «память добрых марать повествованием о людях, противных им» (Ibid. I 23).

В «Жизни Константина» из всех аспектов церковной жизни Е. обращает внимание только на увеличение внешнего благополучия Церкви, умалчивая о разногласиях, связанных с донатистским расколом и с арианством. Личной привязанностью Е. к Арию объясняют обычно тот факт, что в 3-й кн. «Жизни Константина» при описании I Вселенского Собора Е., уделив достаточно места описанию второстепенных подробностей Собора, ничего не говорит ни о причине его созыва, ни о личности ересиарха, ни о существе арианского лжеучения.

В лице имп. Константина Господь, по мнению Е., завершает дело соединения Церкви Христовой и империи, к-рое было начато во времена Августа и Христа, когда вера Христова и империя родились и начали сближаться. После политической победы и личного обращения к вере имп. Константин является как наследником Августа, так и образом главы Церкви — Христа (подробнее см.: Farina. 2001. P. 158). Император оказывается правителем всей земли, некой эманацией славы Божией, не субстанциально, но аналогически, как начальствующий эпарх. По словам Е., царство простирается на весь космос, и его глава — это Великий Царь, Бог Отец; затем следует Логос, «глава небесных воинств», от к-рого приемлет власть император, имеющий особую, «царскую» душу (βασιλικὴ ψυχή — Euseb. De laudibus Const. 2). Е. не только проводит параллель между властью императора и властью Христа, но и возводит идею монархии к устроению всего мира и в первую очередь вводит ее в отношения между Лицами Пресв. Троицы, что помогает ему богословски обосновать теорию имп. власти. Е. рассматривал имп. Константина так же, как рассматривали до него любого рим. императора, а именно как «наместника Божия» (vicarius Dei). Кроме политической власти император обладал полнотой религ. власти, был pontifex maximus. Т. о., «политическое богословие» Е. не ново — меняется религия, но роль государя остается прежней. Имеется, однако, качественное отличие — единобожие завершает вертикаль мироздания.

В телеологической перспективе Е. видел pax romana christiana, или pax constantiniana, как последний этап развития цивилизации и спасения человечества. Однако имп. Константин в понимании Е. является не главой Церкви, но «епископом внешних дел» Церкви (Idem. Vita Const. IV 24), оберегающим и защищающим ее, и «сослужителем» епископов (Ibid. III 12, 17). Позиция Е. оказала значительное влияние на дальнейшую историю как правосл. Церкви в Византии, так и всего зап. христианства.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *