Фабрика добрых помыслов

Подобно тому, как грех овладевает человеком через злые мысли, любовь, а вместе с ней и Христос, поселяется в сердце того, кто творит помыслы добрые. Учению о «фабрике добрых помыслов» святого Паисия Святогорца посвящена статья монахини Феодосии (Тимашевой).

Пока помысел Адама был чист, он жил в гармонии с окружающей природой, и она служила ему. После грехопадения этот порядок нарушается. Природные стихии, животный мир ополчаются против наших прародителей. Грех посеял эту вражду. Для того чтобы вернуться к мирному устроению, человек должен преодолеть в себе грех, который начинается с греховного помысла.

«Властвуй над своими мыслями, чтобы стать властителем над всеми существами», – говорит святитель Василий Великий. Аналогичные рассуждения находим и у святителя Григория Нисского: «Управляй мыслями в себе, чтобы стать тебе правителем всех вещей».

Святитель Николай Сербский более подробно раскрывает эту взаимосвязь:

«Как какое-либо желание, мысль или страсть действуют на все тело человека, так и его характер, настроение, вера и нравственность воздействуют на природу. Человеческая злоба может наполнить природу злобой, а милость – милостью… К святым людям природа всегда милостива, к нечистым и злонамеренным – беспощадна… По мере добра в человеке и природа дарит свою меру плодов и здоровья… Если бы исчезли наши дурные качества, грехи и страсти, исчезли бы и соответствующие им в природе образы».

«Добрый помысел обладает великой силой – он духовно изменяет человека. Когда человек изгоняет злые и возделывает добрые помыслы, его ум и сердце очищаются и в нем живет Божественная Благодать», – пишет Афонский старец Паисий Святогорец.

Старец Паисий у своего дома

Добрые помыслы в учении преподобного способны возникать при четырех условиях: подвижник должен видеть в ближних образ Божий; сострадать; сорадоваться; во всем видеть благой Промысл Божий. При этом каждый раз происходит отсечение собственного «я».

Конечно, способность видеть все свято и чисто приходит не сразу. Как и в любом деле, здесь требуются внимание, трезвение и время, чтобы добродетель перешла в навык. Святой Паисий различал несколько стадий творения добрых помыслов:

«Вначале человек подвизается, стараясь не осуждать других. Вступив во вторую стадию, противодействуя помыслу осуждения, он старается включать в работу добрые помыслы. Находясь в третьей стадии, он все, что видит, истолковывает в добром смысле. Появляются любовь и смирение. Когда душа очистится, уцеломудрится, то она не только не утруждается над тем, чтобы включать в работу добрые помыслы, но помыслы «слева» к ней даже не приходят. То есть то, что кажется достойным осуждения, она видит достойным оправдания».

Далее старец показывает, как творить добрые помыслы в повседневной жизни:

«Например, гостиничная просит у поварихи немного салата, та говорит, что у нее нет, но первая знает, что есть. Если у гостиничной нет добрых помыслов, то она скажет: «Вот лгунья!» Однако если у нее есть добрые помыслы, она скажет: «Бедняжка, замоталась с работой и забыла, что у нее остался салат». Или же она может оправдать сестру таким помыслом: «Видимо, она решила приберечь салат для какого-то другого более важного случая…» Тот, у кого есть добрые помыслы, духовно здрав и зло претворяет в добро».

Человек, научившийся включать в работу добрый помысел, всему находит оправдание. Как учил преподобный Паисий:

«Подвизаясь подобным образом, ты возделываешь свое внутреннее духовное расположение и делаешь его добрым. И тогда, взирая на твое доброе расположение, Бог умилосердится над тобой и поможет тебе, после чего худые помыслы уже не найдут в тебе места. Они будут уходить, а для тебя уже совершенно естественным станет иметь в себе помыслы добрые. Ты приобретешь привычку к доброму, в твое сердце войдет доброта, и тогда в своей внутренней храмине ты примешь небесного Гостя – Христа. Однако это дело не одного-двух дней. Необходимо время и непрестанная борьба, для того чтобы душа увенчалась победным венцом. Когда это произойдет, брань прекращается уже насовсем».

Правильный духовный путь таков: не смотреть на других, а следить за собой. Если же поведение ближних нас соблазняет, значит, с нами еще не все в порядке.

Старец Паисий учит, что если диавол подкидывает нам лукавый помысел в отношении кого-то из ближних, то уместно и самому поискать в себе тот же недостаток, так как душа узнает только то, что ей знакомо. Например, если мы видим в человеке раздражительность, то замечем ее только потому, что знаем, что это такое, так как сами раздражаемся. Если человек чего-то опытно не познал, то при встрече с этим предметом или явлением он не сможет его узнать. В этой связи святой Паисий советовал «смотреть в ближних как в зеркало», такие помыслы учат смирению и предостерегают осуждать.

С другой стороны, лукавый человек даже добродетели ближних истолковывает лукаво. Если он увидит ночью прохожего, который творил тайную милостыню и поэтому поздно возвращается домой, то будет думать о нем примерно следующее: «Ну вот, всю ночь где-то гулял». Как объяснял старец, такие люди не получат помощи даже от святого, так как и добродетели они будут истолковывать лукаво. А человек, включающий в работу добрый помысел, даже если видит преступника, жалеет его: «Кто знает, как сложилась его жизнь, может, его с детства учили воровать, много лет он провел в тюрьме и не видел ничего хорошего. Если бы я оказался на его месте, то совершил бы еще худшие преступления».

Молитва и творения добрых помыслов о человеке буквально возрождают его, изменяя к лучшему. Святой Паисий замечает, что даже вещи, рукоделия «пропитываются» тем или иным духом, в зависимости от того, в каком духовном состоянии находился человек, изготовляющий вещи. Если он имел внутренний мир и творил молитву, то доброе духовное состояние «отпечатывается» на рукоделии, и наоборот, вещь, выполненная в спешке или в то время, когда человек гневается, нервничает, несет на себе нечто отрицательное. Человеку, который в дальнейшем будет пользоваться этой вещью, будет передаваться либо благая, либо негативная энергия.

Если молитва и доброе внутреннее расположение так благотворно влияют даже на бездушные вещи, насколько же большее воздействие они оказывают на душу человека, которого мы любим и которому желаем добра.

«Добрый помысел содержит в себе любовь. Он обезоруживает человека и подвигает его отнестись к тебе по-доброму», – говорит святой Паисий. Чтобы показать, как это происходит в жизни, старец рассказывал случай про разбойника, который проник ночью в монастырь, чтобы его ограбить, при этом монахини приняли его за старца. Добрый помысел монахинь привел разбойника к покаянию, и он изменил свою жизнь.

Калива старца Паисия

Огромное влияние на события помыслов иллюстрирует и случай, происшедший со святым Макарием. Когда авва возвращался со своим учеником в монастырь, им встретился язычник. Ученик преподобного шел впереди, а потому увидел его раньше и обругал. Язычник пришел в ярость и избил ученика. Спустя некоторое время и святой Макарий встретился с язычником, но он сотворил о нем добрый помысел, – увидев его несшим бревно, святой похвалил его трудолюбие и пожелал Божией помощи. Это тронуло сердце язычника, он пошел за аввой и сделался его учеником.

Также приведем пример из жизни самого преподобного Паисия, когда сострадание и доброта к ближнему преображают духовно. Однажды, сидя во дворе своей бедной каливы, старец заметил неизвестного, который прятался в лесу и следил за ним. Было похоже, что этот человек ищет удобного случая, чтобы обворовать келью старца. Но старец сказал себе: «Должно быть, несчастный испытывает нужду». Не медля ни минуты, он ушел из каливы, оставив дверь открытой. Вор свободно зашел внутрь, но, к своему огорчению, не нашел в жилище старца ничего «достойного» воровства… «Хотя, – рассказывал старец, – вор и был человек дикий, неотесанный, но увиденное тронуло его сердце. Потом он уже сам принес мне продуктов». Раскаявшись, вор попросил у старца прощения, и тот простил его от всего сердца.

«Доброе расположение – это все», – часто повторял в беседах святой Паисий. Поистине чудотворец тот, кто видит все чистым и на все смотрит через призму доброго помысла. Добрый помысел несет в себе любовь, а любовь – это Христос. Поэтому, когда о ком-то творят добрые помыслы, к нему направляется любовь и в эту душу тоже приходит Христос, в каком бы падшем состоянии ни находился человек. Стоит ему лишь на секунду свою свободную волю направить к Богу, Господь тут же ему поможет.

Добрый помысел «уничтожает» врагов любовью, превращая их в друзей. В то же время нельзя считать, что человек, имеющий добрые помыслы, оправдывает буквально все. Наоборот, в таком подвижнике нет безрассудного равнодушия. Существует такое понятие, как «праведный гнев». Человек, непрестанно творящий добрые помыслы, привел раздражительную силу души в правильное духовное устроение, научился пользоваться своим гневом во славу Божию, направляя его на врагов – демонов. Это то, о чем сказал пророк Давид:

«Гневаясь, не согрешайте» (Пс. 4:5), и тот случай, когда святитель Николай заушил (дал пощечину. – Ред.) еретика Ария. Святой Паисий объясняет это духовное состояние следующим образом: «Вопиять и гневаться от действительной боли, когда обижают других, – это «праведнейший гнев». Гневаться, когда обижают тебя самого, – это гнев нечистый».

В заключение еще раз заметим, как важно творить добрые помыслы. По слову святого Паисия, «эту добрую привычку мы можем передать по наследству». От добрых людей происходит и поколение доброе. Хорошие, добрые традиции пропитывают все вокруг – землю, воздух, людей – и продолжают жить в потомках. Старец замечал, что если в какой-нибудь деревеньке держатся доброго предания, то, расспросив старчиков той местности, всегда можно услышать, что когда-то там жили добрые люди, которые и оставили им это предание в наследство.

«Не будь побежден злом, но зло побеждай добром» (Рим. 12:21), – наставляет апостол Павел. Согласно этому высказыванию, учит и преподобный Паисий. Преодоление зла в самом себе и в окружающих – это взаимосвязанный процесс. Потому что зло в самом себе обнаруживается через мысленные и действенные реакции, которые возникают у человека при соприкосновении с окружающим миром: с людьми, ситуациями. Совершенствуя себя, человек изменяет окружающий мир. Подвижнику, который отстраняется от недостатков ближних, Господь будет открывать все больше и больше их достоинств. Добрый помысел и молитва, по учению преподобного Паисия, два чудодейственных средства, которые помогают преодолеть зло как в самом себе, так и в окружающих. Когда мы творим о ком-то добрые помыслы и молимся с болью, то это преображает нас самих, помогая тому, за кого молимся.

Вопрос: Как может человек, переживающий внутреннее смятение и в этот период очень уязвимый, не бояться плохих помыслов, особенно когда эти помыслы смешны и нет причины на них обращать внимания?

Еще говорится, что совершенная любовь изгоняет страх (1Ин. 4:18). Как мы можем укрепить эту веру, чтобы не бояться и терпеливо изгонять помыслы?

Ответ: Думаю, что многих заботит вопрос о помыслах. Великое искусство, дорогие мои, уметь справляться с помыслами, одолевающими людей, особенно в наши дни. Видимо, чувствительность в наше время существует в большей степени, чем раньше. Скорее даже – гиперчувствительность, которая, как любая чрезмерность, становится для человека проблемой. Любое чувство, насколько бы хорошим оно ни было, если оно чрезмерно, обязательно создаст проблемы. Сделаем краткий экскурс в учение о помыслах, основываясь на заветах святых отцов. Благодаря своей духовной борьбе они ясно и четко разъяснили нам все, что касается помыслов.

Как говорят святые отцы, помыслы имеют три вида происхождения: от Бога, от человека и от бесов. Бесовские помыслы представляют собой мост, через который в сердце человека вторгается диавольская энергия, которая затмевает ум человека и не дает ему управлять собой, своими мыслями и суждениями.

Помыслы, ополчающиеся на человека, проходят несколько стадий.

Первая стадия называется прилогом. Это та стадия, когда человек принимает предложение от помысла. Помысл можно сравнить со стрелой, которая запускается либо нашим окружением, либо нами самими, либо бесами, либо Богом и попадает в наш ум. Этот прилог, то есть касание помысла нашей мысли, совершенно нейтрален и невинен. Мы не имеем никакого отношения, никакой вины, будь то хороший помысл или плохой. Это может быть святой помысл, а может быть и грязный, безумный и глупый, который мы совершенно не хотим иметь, который нам не нравится. Однако он все-таки приходит и ударяет по нашему сознанию. Вот такой помысл и называется прилогом. На данной стадии человек ни в какой степени не причастен к этому помыслу и потому не должен придавать ему значения, не должен смущаться.

Часто случается, что мы идем в церковь помолиться и, несмотря на это, у нас в голове беспрерывно роятся нечистые богохульные помыслы, помыслы против Бога, против святых, против Церкви, против всех. Нас это смущает, и мы думаем: «Как такое возможно? Я пришел в храм помолиться, и на меня нападают тысячи нечистых мыслей?» И мы приходим в смятение, тревогу и расстройство. Конечно, человек, ведущий духовную жизнь, знает, что такое помыслы, он знает, что не должен обращать на них внимания, не должен придавать им значения. Он не должен переживать, и даже исповедоваться в этом не должен. Человеку не нужно исповедоваться в том, что на него нападают какие-то помыслы. Человек не должен брать их в расчет. Даже не должен молиться против таких помыслов. Когда кто-либо молится против этих помыслов, он подобен человеку, который находится у себя дома, а с улицы его кто-то зовет: «Выходи, сразимся, если ты смелый». Человек отвечает: «Яне боюсь». Строит из себя смельчака, но между тем дрожит и звонит в полицию, чтобы она приехала и спасла его. Так вести себя смешно. Если ты не обращаешь на помыслы внимания (а на них не нужно обращать внимания), то и не молись против этих помыслов, продолжай заниматься тем делом, которым занимался. Не придавай никакого значения этим помыслам. Наличие помыслов нас не характеризует, дорогие мои. Другими словами, если человек постоянно имеет помыслы украсть, он не является вором. Человек, у которого есть помыслы ударить кого-то, не является жестоким. Человек, у которого плотские помыслы, не является плотским. Отцы Церкви говорят, что человека не характеризует наличие помыслов. Конечно, может быть склонность, слабость в той сфере, в которой человека борют помыслы. Это может быть временная брань, которая пройдет. Но если человек оказывает сопротивление и не поддается этому потоку помыслов, если он не принимает эти помыслы, не соглашается с ними, не ассоциирует себя со своими помыслами, тогда Господь приходит на помощь и благодать Божия помогает и исцеляет человека, избавляя его от помыслов, или, по крайней мере, помогает ему освободиться от этих помыслов, не утонуть в них. Так что первая стадия, прилог, очень важна. Если человек научился пресекать помыслы, останавливать эту силу еще на уровне прилога, на первой стадии, то, значит, у него получилось без особой борьбы избавить себя от многих и великих браней.

Вторая стадия. Если человек не может игнорировать помыслы, следует прибегнуть к молитве. То есть если ты не можешь игнорировать их, и ум останавливается на них, дай своему уму другое занятие. Твори Иисусову молитву снова и снова, молись. Когда человек молится, ум его укрепляется и постепенно привлекает к себе благодать Святого Духа. После этого человек безусловно получает силу отогнать душащие его помыслы. Даже если человек не может молиться, он может изобрести какой угодно другой способ, чтобы только уничтожить силу помысла, когда он еще в зародыше. Когда сила помысла пресекается, он крайне ослабевает, и даже если вновь приходит, то уже не в состоянии задушить человека. Как видите, в тактику войны, духовной войны, входит не только сопротивление, защита и нападение, но и отступление, нередко оно может быть победой.

Помните Иосифа из Ветхого Завета? Он не мог ни оказать сопротивления, ни защищаться – ничего такого сделать не мог. Поэтому он оставил свою одежду, ушел, убежал, исчез. Он удалился от соблазна. Соблазны, дорогие мои, имеют огромную силу над человеком. Особенно если человек хотя бы раз в жизни поддался. Знаете, какую силу имеет грех? Страшную силу имеет над человеком не только соблазн, но и место, где совершался грех. Недаром отцы Церкви, мудрые подвижники, избегали соблазнов. Они знали, что это может стать причиной греха, и не шли туда, и если даже случайно оказывались рядом с этим местом, то удалялись оттуда любой ценой.

Кто может сказать, что, подвергая себя соблазнам, он остается невредимым? Думаю, такого человека нет.

Третья стадия – это сочетание. То есть помысл остается, и человек начинает вступать с ним в беседу, интересоваться им, исследовать его. Святые отцы называют это сочетанием с помыслом. Вот здесь возникает опасность, включается тревожная кнопка. Будьте очень внимательны, потому что помысл обладает силой. Сила его похожа на действие укола. А сам помысл можно сравнить со шприцом. Шприц какой? Тонкий. Он причиняет нам боль? Минимальную. Через маленькую дырочку игла входит в вену, и мы этого почти не чувствуем: ощущаем лишь самый момент укола как маленький укус. Но через шприц в организм поступает инородное вещество, которое вызывает в нем последствия. Также и помысл. Помысл появляется очень незаметно и безболезненно, но тут же впрыскивает в нас дьявольский яд; это изменяет наше состояние и выводит нас из себя. В нашем сердце происходит страшная борьба между умом, пока он еще жив и не пленен, и помыслом, который вошел в нас.

Следующая стадия – сложение. При этом человек начинает вступать в беседу с помыслом и решает поступить по его внушению. Как только человек соглашается с помыслом, ум его выключается и перестает работать. Например, когда вор хочет украсть машину, он сначала выбивает стекло, потом залезает в машину, хватает водителя за горло и выкидывает его с водительского кресла, после чего сам садится за руль и направляется туда, куда хочет. А водитель ничего не может сказать, ему заткнули рот и уши, завязали глаза, так что он не видит, не слышит и не говорит. Это уже пленение. Это называется стадией пленения. Человек уже находится в плену. На этой стадии человек уже не может остановиться. Даже если он увидит перед собой живого Христа, он не сможет остановиться. Стадия пленения – самая страшная. Человек становится рабом греха. Всякий, делающий грех, есть раб греха (Ин. 8:34), – говорится в Священном Писании. После того как человек попадет в плен и совершит грех один или два раза, грех этот превращается в страсть. Страсть же действует в человеке деспотично. Она берет власть над человеком: как будто бы ты отдал ей свой ключ от себя, и она, когда хочет, вынимает его из кармана, открывает твой ум и заходит внутрь. Человек может кричать, протестовать – ничто не поможет. У страсти в руках ключ, и она заходит в тебя и выходит, когда захочет. Не думайте, что это касается только плотских страстей. Это только один из видов страстей. Знаете, сколько их у нас? Очень много. Возьмем человека, играющего в карты. Он ведет себя как безумец, как безумец губит свою семью, то есть становится вором, ворует у своих детей, у жены, у тещи и где только может найти, чтобы было на что сыграть в карты. Он взрослый человек и понимает, что губит себя. И я, дорогие мои, знаю таких карточных игроков, людей в возрасте, пятидесяти-шестидесяти лет, видел, как они страдают и мучаются, как воруют у своих внуков. Представьте себе деда, который ворует у своего внука деньги на игру в карты. Он не в состоянии остановиться, не может, у него не получается. Что ты с ним ни делай: угрожай, вяжи, – но все равно, когда наступит время игры, он пойдет во что бы то ни стало. Невероятно, что происходит с человеком, когда он в пленении. Это состояние невозможно объяснить разумом, оно не поддается логике. Почему же так? Потому что человек лишился ума, он обезглавлен, как говорят святые отцы, ему отрубило голову искушение, и само встало на место ума. И человеком начинает управлять иная сила.

Таким образом развивается помысл в человеке. Однако даже если человек оказывается в пленении, мы должны знать, дорогие мои, одну важную вещь, которая отличает Церковь от психологов. Психологи объясняют поведение и все проявления человека, основываясь на логике. Например, ты идешь к психологу и говоришь ему: «Я хочу побить своего отца». Психолог начнет тебе объяснять, что, когда твоя мать была беременна, возможно, отец как-то оттаскал ее за волосы, и предложит тебе логический анализ твоих психологических проблем. В этом может быть доля правды; мы знаем, что человек подвержен влиянию с самой начальной стадии своего существования в виде первой клетки. Но затем психологи предлагают человеческие решения. Почему? Потому что психология не признает одного фактора – не признает благодати Божией. В то время как Церковь говорит: «Да, ты такой и есть, больной, страстный, несчастный, ты находишься в плену у своих страстей по той или иной причине, но это не так важно». Какой выход предлагает Церковь? Церковь не предлагает простых способов и различных методов для выхода из этого состояния. Но Церковь имеет нечто другое, что называется благодатью Божией, которая является целителем человеческой души. Благодать Божия обладает одной отличительной чертой. Она непобедима. Абсолютно ничто ее не может победить. Поэтому, дорогие мои, никто и ничто не может убедить человека, что он осужден, что он обречен, что поскольку у него такие грехи, с ним уже ничего нельзя сделать. Нет, ты признайся, что ты вор, лжец, постарайся сделать это правильно, и тогда найдешь выход. В Церкви ее вековой опыт, опыт отцов, опыт святых доказывает, что изменяются и отменяются законы естества. Человек живет не по естественным законам, но на основе соработничества своей свободы и воли Божией, благодати Божией. Вот это наличие благодати Божией не знает и не признает психология. В остальном психологи могут быть очень полезными. Некоторым я даже советую ходить к психологам. Идите, чтобы, по крайней мере, высказаться. Это может быть нужно по двум причинам. Сегодня нелегко высказаться. Идите, высказывайтесь, и даже если придется заплатить за это, ничего страшного. А также необходимо, чтобы было какое-то движение, и психологи могут в этом помочь. Все те методы, которые они рекомендуют, основаны на человеческой логике. Но только Бог является Тем, Кто может проникнуть в глубину человеческого бытия и преобразить человека, воскресить мертвого, оживотворить его. Этому мы, дорогие мои, являемся ежедневными свидетелями – и вы, и я. Мы наблюдаем это каждый день. Где? Внутри Церкви. В первую очередь в нас самих. Ведь так? Я уверен, что, если бы вы знали меня до того, как я стал монахом, сюда никто не приходил бы меня слушать, столько у меня было странностей и неприятных черт характера. Так что я вижу это по себе в первую очередь. Также я вижу это по людям, которые приходят каждый день в храм, по людям, которые считались пропавшими со всех точек зрения. С точки зрения человеческой логики они не могли измениться. Но достаточно человеку соприкоснуться с Богом, и он меняется совершенно, и то, что ему казалось ужасным даже слышать, становится для него радостным и приятным, и мнимый свет теперь ему кажется тьмой. Как так произошло? Кто это сделал? Это сделал владыка Афанасий? Я был бы рад иметь силу изменять людей. Но, к сожалению, такой силы у меня нет. Она есть у Бога. Помните, что мы говорим на литургии: «Ты бо еси врач душ и телес наших». Бог – врач. И сила Бога непобедима, Бога победить невозможно, дорогие мои. Первое, о чем свидетельствует нам Церковь: что бы с тобой ни случилось, не отчаивайся, не пугайся, не думай, что ты проиграл. Ни в коем случае. Человек никогда не должен говорить, что все кончено, и что он не может справиться с ситуацией. Говоря так, человек отрицает силу Божию. Не свою собственную силу, нет, своими собственными силами мы ничего не можем сделать. Что человек может сделать сам? Совсем немного. Каким бы сильным характером мы ни обладали, даже если в каких-то сферах сами чего-то добиваемся, мы никогда не сможем стать более, чем просто нравственными людьми. Своими силами мы не сможем стать совершенными людьми, имеющими в себе спасительную благодать Божию. Так что давайте в качестве первого спасательного круга всегда иметь в виду то, что Бог непобедим. Бог никогда не оказывается в трудном положении, дорогие мои, для Бога нет безвыходных ситуаций! Я всегда об этом говорю, вам это очень пригодится. Возможно, вы совершите какие-то ошибки, трагические ошибки. Но для Бога безвыходных ситуаций нет. Верьте в Него, уповайте на Него.

Митрополит Афанасий Лимасольский «Открытое сердце Церкви»

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *