Фаддей Тверской

Служба священномученику Фаддею, архиепископу Тверскому — 0,5 Мб

на велицей вечерни

На Господи воззвах: стихиры, глас 2:

Сосуде священнейший Духа Божественнаго был еси, иерарше достославне, душу очистив от страстей, в путех гоним, в темницех заключаем, принеслся еси яко жертва чиста Христу.

Твердый служителю Церкве Христовы, любителю монашескаго жития, образе кротости и незлобия, священномучениче Фаддее, предстоя днесь Престолу Вседержителя, поминай паству твою, да вси ходатайством твоим получим велию милость.

Священномучениче отче наш Фаддее, украсил еси Церковь Христову страдании твоими, яко добр воин Иисус Христов, сего ради молим тя: молитвами твоими не остави ны.

Слава, глас 6:

Венцем славы украшаем и Престолу Божию предстоя, Божественнаго света исполняем, священномучениче Фаддее преславне, моли спасти чтущия тя.

И ныне, глас тойже:

Пресвятая Дево, Царице небеси и земли, Мати Христа Бога нашего, молитвами возлюбившаго Тя святителя Фаддея, покрый нас покровом милосердия Твоего.

Вход. Прокимен дне. Чтения три священномученика.

На литии стихира храма.

Слава, священномученика, глас 8:

Всечестную память твою празднующе, сошедшеся днесь в храм сей святый, воспеваем житие и мученическую кончину твою, святителю Фаддее досточудне.

И ныне, Богородичен:

Царице наша Преблагословенная, к Тебе прибегаем и молим: молитвами светильника Церкве Христовы просвети души наша.

На стиховне стихиры, глас 6:

Священномучениче Фаддее, похвало Церкве святей, молися Христу Богу о пастве твоей, да спасет Господь души наша.

Стих: Честна пред Господем смерть преподобных Его.

Светильниче Церкве Христовы, отче наш Фаддее, наслаждаяся ныне светом Божественныя Славы, молися о всех нас.

Стих: Блажен муж бояйся Господа, в заповедех Его восхощет зело.

Славяще днесь страдания твоя, святителю Христов Фаддее, тя молим укрепити веру нашу.

Слава, глас 8:

Ты еси прибежище наше и покров спасения, ты еси предстатель о всех нас, темже тя почитаем купно с другом твоим Патриархом Тихоном, моли спастися душам нашим.

И ныне, глас тойже:

Владычице мира, Упование и Предстательство верных, приими молитвы раб Твоих, чтущих светлую память Фаддея священномученика.

Тропарь, глас 1:

Хвала Богу и жертва живая / житие твое, священномучениче Фаддее, явися. / Постом, бдением и молитвою Небесная дарования приим, / многим добрый помощник и утешитель бысть. / Пастырскою мудростию и тихостию нрава украшен, / лукавства врагов Христовых препобедил еси. / Слава Давшему тебе во страданиях крепость, / слава, яко мученика, Венчавшему тя, // слава Действующему тобою всем исцеления.

на утрени

На Бог Господь, тропарь святаго дважды.

Слава и ныне, Богородичен: Гавриилу, вещавшу:

По первом стихословии седален, глас 5:

Пламенный проповедниче Христовы истины, священномучениче Фаддее приснопамятне, явил еси непоколебимость воли и величие духа во страдании твоем.

Слава и ныне, Богородичен:

По слову Твоему блажат Тя вси роди, Пресвятая Владычице наша Богородице, сего ради умильно взываем: радуйся, всего мира очищение.

По втором стихословии седален, глас 3:

Защитниче Православия и истинный столпе Церкве Христовы, отче наш Фаддее, сохраняй стадо еже пасл еси.

Слава и ныне, Богородичен:

Возвыси благодать Твою, Чистая, яко да спасемся чтущии Тя.

Величание:

Величаем тя, священномучениче Фаддее, и чтим честная страдания твоя, яже за Христа претерпел еси.

Псалом избранный:

Услышите сия, вси языцы, внушите, вси живущии по вселенней.

По полиелеи седален, глас 6:

Днесь восхваляем новаго светильника Тверския земли, истиннаго святителя Божия, мужа крепосте и разума, моля просветити души наша.

Слава и ныне, Богородичен:

Святая Преблагословенная Дево Богородице, яви Свое Матернее Предстательство во еже грехов оставление даровати нам.

Степенна, 1-й антифон 4-го гласа.

Прокимен, глас 4: Проидохом сквозе огнь и воду, / и извел еси ны в покой.

Стих: Разжегл ны еси, яко же разжизается сребро.

Всякое дыхание: Евангелие от Матфея, зачало 36.

По 50-м псалме стихира, глас 6:

Достойно и праведно днесь восхвалим Архипастыря-молитвенника, продолжателя делания апостольскаго великаго, священномученика Фаддея достославнаго, умиленно прося помиловати души наши.

Канон священномученику Фаддею,
архиепископу Тверскому, глас 1.

Песнь 1.

Ирмос: Горькия работы избавлься Израиль, непроходимое пройде яко сушу: врага зря потопляема, песнь яко Благодетелю поет Богу, чудодеющему мышцею высокою, яко прославися.

Припев: Святый священномучениче Фаддее, моли Бога о нас.

Великаго архиерея тя почтим, священномучениче Фаддее преславне, яко да молитвами твоими добре о Господе наше течение совершим.

Яко чудно житие твое, священномучениче Фаддее, ангелом касающися невещественным нравом жительства твоего.

Слава: Ты шел еси крестным путем в злополучную годину Церкве Российския, сего ради Господь возлюби тя.

И ныне, Богородичен: Тя, Пречистую Матерь Божию, святитель честный Фаддей издетска возлюбил есть и бысть Помощница сего чрез все течение служения его.

Песнь 3.

Ирмос: Не мудростию и богатством да хвалится смертный своим, но верою Господнею, православно взывая Христу Богу, и поя присно: на камени Твоих заповедей утверди мя, Владыко.

Священномучениче Фаддее, святителю Христов, радуйся, ты бо еси наша радость неизреченная и Церкве Русския всесветлое украшение.

Тя святителя предивнаго почитают днесь людие Волынския и Тверския земли и радуются зело, имеюще тя великаго ходатая у Престола Триединаго Бога.

Слава: В преддверии праздника Воплощения Бога Слова, ты мученически скончал еси житие и веселишися со небесными силами, воспевающими славу в вышних Богу и на земли мир.

И ныне, Богородичен: Обрадованная, приими молитву недостойных раб Твоих и помилуй стадо Твое, еже стяжала еси, Пренепорочная.

Седален:

Струю нам слова подаждь, Боже, и силу исповедати Тя, молитвами священномученика Фаддея преславнаго.

Слава и ныне, Богородичен:

Призри, Пречистая, спасти ны, да благодарно славим Тя, всемощную Заступницу рода христианскаго.

Песнь 4.

Ирмос: Слыша древле Аввакум, Христе, чудный Твой слух, и страхом взываше: от юга Бог приидет, и Святый от горы приосененныя чащи, спасти помазанныя, слава силе Твоей Господи.

Се ныне стояще во храме Господни, притекаем к раце мощей твоих, отче Фаддее, и молим тя дати умиление сердцам нашим.

Видя злобу безбожных мучителей твоих, ты присущей ти кротостию противостал еси смирением, моля Христа Бога да не воздаст им по делом их.

Слава: Яко советник Христовых оправданий быв, советы безбожных до конца отклонил еси и себе предал еси, священномучениче, быти утопляему во сквернах.

И ныне, Богородичен: Похвало Божественная священномученика Фаддея, Пресвятая Богородице Дево, радости неизреченныя сподоби ны, поющия Тя.

Песнь 5.

Ирмос: Свет Твой незаходимый воссияй, Христе, в сердца верно поющих Тя, мир подавай нам паче ума, тем от нощи неведения ко дню светом Твоим текуще, славословим Тя, Человеколюбче.

Ты словом и делом явил еси образ Архипастыря достойнаго, отче наш Фаддее, помози и нам быти верны звания христианскаго.

Ты житием своим путь истинный показа ко Христу, святителю отче Фаддее, темже и нас укрепи молитвами пред Господем, дабы ноги твердо поставити во исповедании веры.

Слава: Егда приведен был еси пред судище беззаконных, ты кротостию отвергл еси клевету и свидетельствова без страха истину исповедания твоего.

И ныне, Богородичен: Недугующа телом и душею, посещения Материнскаго от Тебе сподоби, Едина Богомати, яко Благаго же Родительница.

Песнь 6.

Ирмос: Очисти мя, Спасе, многа бо беззакония моя, и из глубины зол возведи, молюся: к Тебе бо воззопих, и услыши мя, Боже спасения моего.

Образ жития твоего удивляет собратий твоих, священномучениче Фаддее прехвальне, но ты еще крепчая усилял смирение тщася победити гордость мира сего.

Не забуди нас убогих до конца, Церкве Тверския святителю и украшение, но моли Христа Бога нашего: да дарует нам терпение побеждати супостата.

Слава: Ты, святителю предивне, не отвергл еси Господа, но следовал еси стопам Его, сего ради Господь содела тя наследником блаженнаго упокоения.

И ныне, Богородичен: Тя, Радость и Славу священномученика Фаддея, Богородице, молим верно: радости вечныя нас сподоби, поющих Тя присно.

Кондак, глас 4.

Духа небоязни, силы, любве и упования / даде Пастыреначальник ти, святителю Фаддее, / во страдании бо твоем благодарение Богу воздавал еси / и в гонениях страждущия утешал еси, // глаголя: не унывайте, Христос бо с нами есть.

Икос.

Воссиял еси якоже солнцу заря, священномучениче Фаддее светоносне, тем твою память достойно славим и просим: моли Христа Бога грехов оставление нам даровати и в мире спастися.

Песнь 7.

Ирмос: Проидоша яко чертог пещный пламень нестерпимый, иже за благочестие иногда, отроцы святии показавшеся яве, и согласно воспевающе песнь пояху: отцев Боже, благословен еси.

Радуйся светлым торжеством, граде Тверь, имея покровителя и заступника пред Богом, мы же раби твои припадающе вопием ти: угодниче Христов отче Фаддее, не промолчи о нас, тепле моляся ко Господу.

Красен был еси и земли Астраханския, идеже показался еси проповедник истинныя веры. Темже удивляеми от усердия взываем: радуйся, града Астрахани похвало неложная.

Слава: Светильника Церкве Христовы, поставленныя на свещнице веры, сошедшеся вси воспоим.

И ныне, Богородичен: Живых и мертвых Предстательнице, страсти сердец наших умертви, Всенепорочная.

Песнь 8.

Ирмос: Чуда преестественнаго показа образ, огнеросная пещь древле: огнь бо не опали юныя дети, Христово являя от Девы Божественное Рождество, тем воспевающе воспоим: да благословит тварь вся Господа и превозносит во вся веки.

Твоею неизреченною благостынею, Боже, молитвами угодившаго Ти святителя Фаддея, услыши глас и воздыхание верно творящих память его.

Святый священномучениче Фаддее, пищи небесныя ныне наслаждаешися, Господа воспевающе: Боже отец наших, благословен еси.

Слава: Власть вязати и решити получивый, разреши множество зол наших, да возможем пети Господа: Боже отец наших, благословен еси.

И ныне, Богородичен: Никтоже погибе, Чистая Богородице, иже веры надежду стяжав к Тебе православно.

Песнь 9.

Ирмос: Неизглаголанные Девы таинство: небо бо сия и престол Херувимский и светоносный показася, Христа Бога Вседержителя, Сию благочестно яко Богородицу величаем.

На стадо и Церковь, юже ты пасл еси, священномучениче Фаддее, врази устремишася, но ходатайством твоим пред Богом сих посрами до конца.

Чада твоя собрашася в день мученическия кончины твоея и предстояще раце мощей твоих, со хвалами мнозими величают тя.

Слава: Архиереи и священницы, монаси и мирстии, светло празднуйте досточудную память новомученика Церкве Российския, восхваляя его в песнех и пениих духовных.

И ныне, Богородичен: Умири мир, Христе, мольбами Чистыя Богоотроковицы и предстательством священномученика Фаддея, дивнаго во святых Твоих.

Светилен.

Пламеннаго провозвестника Единыя, Соборныя и Апостольския Церкве имущи и светлаго светильника Фаддея, сошедшеся радостно по достоянию восхвалим.

Слава и ныне, Богородичен:

Призри на ны, Всепетая Богородице Дево, приемля недостойную молитву раб Твоих.

Стихиры на хвалитех, глас 2:

Днесь радость велия на небесех и в Церкве Божии на земли, и вси сошедшеся прославляем дивнаго святителя Фаддея, телом почивающаго на земли, душею же Престолу Божию предстоящаго.

Ревности Божественныя исполнен еси, священномучениче Фаддее достохвальне, в смутныя годины Отечествия нашего, явился еси адамант веры Христовы.

Прославляя истиннаго носителя заветов апостольских, священномученика Фаддея, вернии возопиим: Христа Бога моли даровати Церкве единомыслие, мир и велию милость.

Слава и ныне, Богородичен:

Светлое пророческое сбытие, апостольская похвало, Ты еси Всечистая, просвети ны, рабы Твоя.

на литургии

Блаженны от канона, песни 3 и 6.

Прокимен, глас 7: Честна пред Господем / смерть преподобных Его. Стих: Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми.

Апостол к Римляном, зачало 99.

Аллилуйя, глас 6: Священницы Твои облекутся в правду, и преподобнии Твои возрадуются. Стих: Бог нам Прибежище и Сила, Помощник в скорбех, обретших ны зело.

Евангелие от Луки, зачало 106.

Причастен: В память вечную будет праведник

Акафист священномученику Фаддею

Избраннаго от Бога на высоту святительскаго служения, молитвенника изряднаго и чистоты православныя веры ревнителя, Твери града и всея земли Российския небеснаго заступника, новаго чудотворца предивнаго вси воспоим: Радуйся священномучениче Фаддее, молитвенниче о душах наших!

Икос 1.

Ангел пресветлый явился еси на земли, преблаженне Фаддее, тихостию нрава и смирением украшен, издетска Господеви угождати желая, сего ради вопием ти:

Радуйся, иерейскаго корене ветвь пречестная,

Радуйся, от святыя купели славным именем Иоанна Дамаскина нареченный;

Радуйся благочестивых родителей кроткое утешение,

Радуйся благоговейное верных удивление;

Радуйся, чадо послушания, в страсе Божием возращенное,

Радуйся, отроча чистое, во храме Господнем воспитанное;

Радуйся, от сродников и знаемых благочестию наученный,

Радуйся, благим нравам, вере и любви оных подражателю;

Радуйся, священномучениче Фаддее, молитвенниче о душах наших.

Кондак 2.

Видяще твое по Бозе усердие, удивляхуся вси, како вмале премудрость Божию познавши, возжада душа твоя источника приснотекущаго, от негоже верных сердца благодатию наполняются и немолчно восхваляют Бога: Аллилуйя!

Икос 2.

Разум неуразуменный уразумети потщався, востекл еси, блаженне, под кров преподобнаго Сергия, не в суетных и тленных поучатися, но Господа лицем к Лицу узрети желая, сего ради вопием ти:

Радуйся, от пелен архиереем пророчески нареченный,

Радуйся, несумнительно путь служения Господеви избравый;

Радуйся, неуклонное шествие ко Христу от юности в сердце своем положивый,

Радуйся, душу свою невредиму от ветров безбожных учений сохранивый;

Радуйся, в терниих и волчцех пшеницу веры Христовы возрастивый,

Радуйся, плод сторичный Владыце Христу принесый;

Радуйся, ближним поработати пламенне вожделевый,

Радуйся, о души бессмертней присно попечение имевый.

Радуйся, священномучениче Фаддее, молитвенниче о душах наших!

Кондак 3.

Силою свыше укрепляем, выну болезнуя о спасении души своея, добрых учителей искал еси, по слову святых отец, яко неудобь спасается без наставника к Богу шествуяй, и обрел еси оных, яко многоценное сокровище. Тех богомудрым поучением прилежно внимал еси, Богу благодарственно поя: Аллилуйя!

Икос 3.

Имеяй непрестающую болезнь в сердцы своем, в кий бо час услышиши глас «Се Жених грядет» недоумея, светильник свой присно горящий уготовал еси, елеем благодати преисполнив сего. Мы же, части мудрых дев улучити желая, воспеваем ти сице:

Радуйся, постниче, себе Христа ради утеснивый,

Радуйся, вина от юности никакоже вкусивый;

Радуйся, древним отцем пустынным измлада подражавый;

Радуйся, противу страстей душепагубных подвизавыйся;

Радуйся, любве исполнение стяжавый,

Радуйся, семена греха непрестанно из сердца своего исторгавый;

Радуйся, помысел возношения самоукорением низложивый,

Радуйся, смирением гордую выю помыслов суетных сокрушивый.

Радуйся, священномучениче Фаддее, молитвенниче о душах наших!

Кондак 4.

Бури помышлений сумнительных возмущаша душу твою, о доблий воине Христов, егда служити Богу и ближним всем сердцем возжелал еси, о стези же монашестей недоумевая, молился еси Богу со слезами: «Скажи мне, Господи, путь, в онь же пойду, яко к Тебе взях душу мою,» — поя Ему с надеждою: Аллилуйя!

Икос 4.

Слышавше от праведника Кронштадтскаго, егоже яко ангела земнаго узрел еси, словеса Христовы: «Аще любиши Мя, паси овцы Моя…», уразумел еси волю Божию спасительную. Сим предречена бысть и мученическая кончина твоя, еюже увенча тя Господь, сего ради вопием ти:

Радуйся, в день Успения Пречистыя Владычицы в воинство Ея вчиненный,

Радуйся, дивным смотрением Божиим имя апостола, во младости предреченное, получивый;

Радуйся, небесное ангельское звание паче всех земных возлюбивый,

Радуйся, Бесплотным силам во всем уподобитися возжелавый;

Радуйся, благодатию священства почтенный,

Радуйся, благоговейный Престола Божия предстоятелю;

Радуйся, научение юных аки святое послушание восприявый,

Радуйся, в подвизе любве и попечения о пастве твоей пребывый.

Радуйся, священномучениче Фаддее, молитвенниче о душах наших!

Кондак 5.

Яко звезду боготечную, путь верным указующую, воздвиже тя Пастыреначальник на тверди церковней просветити мрак неведения и привести Господеви люди совершенны, да радостно вси воспоют с тобою Богу: Аллилуйя!

Икос 5.

Видеша людие талант пастырства добраго, дарованный ти от Господа, егоже не яко бремя тяжкое восприял еси, но яко иго легкое понесл еси, любовию вся покрывая, ничимже смущаяся, на Господа твердое упование имый; мы же, дивящеся, вопием:

Радуйся, Пастыря кроткаго дивный подражателю, Радуйся, небесному покровителю твоему подобниче; Радуйся, апостольское дерзновение имевый,

Радуйся, об Отечестве твоем, тьмою неверия покрывающемся, скорбевый;

Радуйся, о рассеянных по путем погибельным присно болезновавый,

Радуйся, на зов твой текущих с любовию приимавый;

Радуйся, яко обида и памятозлобие от тебе далече быша,

Радуйся, яко превыше немощей человеческих пребыл еси.

Радуйся, священномучениче Фаддее, молитвенниче о душах наших!

Кондак 6.

Проповедует земля Волынская подвиги и труды твоя, святителю Фаддее, яко истинною смертию для мира и гробом себялюбию архиерейское служение почел еси, неуклонно шествие ко Христу творя и воспевая Ему присно: Аллилуйя!

Икос 6.

Воссия свет святительскаго служения твоего, о пастырю неусыпный, снедаше бо тя огнь любве ко Христу. Возжада душа твоя благодати Божией, о Господе хвалитися научающей: «Пшеница Божия есмь,» — яко Богоносец восклицая. Мы же, видяще таковое усердие твое, воспеваем сице:

Радуйся, наречение в день священномученика Игнатия приявый,

Радуйся, сему Богоносцу любовию ко Христу уподобивыйся;

Радуйся, славы суетныя на земли не взыскавый,

Радуйся, совершенный образе чистоты и смиренномудрия;

Радуйся, омофор яко крест на рамена своя возложивый;

Радуйся, Архиерею Великому, небеса прошедшему, последовавый,

Радуйся, благочестие свое, яко жезл для овец словесных, имевый,

Радуйся, яко глава твоя увенчана бысть венцем долготерпения.

Радуйся, священномучениче Фаддее, молитвенниче о душах наших!

Кондак 7.

Хотя явити всем красоту веры Православныя, неустанно трудился еси, да люди новы Христу приобрящеши, кротостию и тихостию нрава к себе привлекая, выну поя Богу: Аллилуйя!

Икос 7.

Новаго тя Златоуста показа Человеколюбец Христос, неусыпно бо вертоград Господень, зноем безбожия иссушаемый, животворною влагою словес твоих напоял еси. Сего ради вопием ти:

Радуйся, от Источника воды живыя верных напояющий,

Радуйся, светильниче светлый, путь спасения нам озаряющий;

Радуйся, плотскаго мудрования до конца отвративыйся,

Радуйся, Писаний Божественных изъяснителю;

Радуйся, о просвещении истиннем радевый,

Радуйся, очи сердечныя отроком учением твоим отверзаяй;

Радуйся, юныя души на путь спасения наставляяй,

Радуйся, добрый соработниче Христов и верный Того учениче.

Радуйся, священномучениче Фаддее, молитвенниче о душах наших!

Кондак 8.

Странное чудо является притекающим к тебе, блаженне Фаддее, ибо данною тебе Божиею благодатию во дни печали и скорбных обстояний светлым лицем радость пасхальную всем возвещал еси, воспевая Богу: Аллилуйя!

Икос 8.

Весь хвала Богу и жертва живая был еси, святе Фаддее, глаголал бо еси, яко крестный путь спасения благодать Божия радостию преисполняет, юже мир не позна. Сего ради от святителя Тихона святость твоя известися, юже похваляюще, воспеваем ти сицевая:

Радуйся, странствия Владычня возследователю,

Радуйся, бессмертныя трапезы Христовы насладивыйся;

Радуйся, яко во страданиях Господеви уподобился еси,

Радуйся, яко клеветы, осуждение и заточение понесл еси;

Радуйся, яко во узилищи с тобою сущия утешал еси,

Радуйся, уныние и скорбь далече от них отревал еси;

Радуйся, дар прозорливости от Господа получивый,

Радуйся, и в темници милостыню творивый.

Радуйся, священномучениче Фаддее, молитвенниче о душах наших!

Кондак 9.

Всякия утоляя печали, безмездник предивный явился еси, сирым и нищим вся раздавая, да обет нестяжания совершение исполниши. О сем же людие земли астраханския зело чудишася, егда вольную нищету твою узрели суть, умиленным сердцем воспевая Богу: Аллилуйя!

Икос 9.

Ветия суемудренныя нечестивыя видим твоим житием посрамляемыя, богомудре Фаддее; поправшия бо каноны церковныя и отеческия предания ко Христу привел еси, не словесы грозными заблудшия обличая, но богоподражательными своими нравы. Сего ради вопием ти:

Радуйся, на всяк день у Престола Господня молитвы возносивый,

Радуйся, словом богоносным паству свою неустанно учивый;

Радуйся, вся покрывающую любовь имевый,

Радуйся, светом Христовым заблуждшия просветивый;

Радуйся, отцев Вселенских соборов верный последователю,

Радуйся, еще в житии земном за святость почитаемый;

Радуйся, зерно Божественныя истины возрастивый,

Радуйся, преславное Российския земли заступление.

Радуйся, священномучениче Фаддее, молитвенниче о душах наших!

Кондак 10.

Спастися хотя всякому, притекающему к тебе, наставниче добрый, страждущих яко слуга Христов приимал еси, раны греховныя тех исцеляя и волю Божию им открывая, воспевая Богу: Аллилуйя!

Икос 10.

Стена еси всем прибегающим к тебе, богопросвещенне Фаддее, во дни бо лютых гонений Тверь град молитвою твоею ограждая, призывал еси люди твоя верными быти Христу даже до смерти, да жительствуют по словеси Евангельскому: «Не убойтеся от убивающих тело, души же не могущих убити». Укрепи же и нас, малодушных и унылых, зовущих ти таковая:

Радуйся, всяческия поношения смиренно претерпевый,

Радуйся, тя бо ни скорбь, ни теснота, ни глад, ни нагота, ни меч не устрашиша;

Радуйся, яко сия вся от любве Христовы тя не отлучиша,

Радуйся, ветве лозы Христовы, сторичный плод принесшая;

Радуйся, душу твою молитвою и любовию окриливый,

Радуйся, в мире многомятежнем, яко в тишей пустыни поживый;

Радуйся, святителей пресветлое украшение,

Радуйся, всем верным прерадостное утешение.

Радуйся, священномучениче Фаддее, молитвенниче о душах наших!

Кондак 11.

Пение хвалебное возносим ти, священномучениче Фаддее; течение скончав, веру соблюл еси, тесным путем в житии твоем шествуя, душу твою молитвою и постом предуготовал и безкровным самозакланием венец мученический прежде кончины твоея стяжал еси, воспевая Богу: Аллилуйя!

Икос 11.

Светом небесныя благодати зримо, святе, просиял еси, заушения и заплевания в темници претерпевая, егда Владычица Пречистая за тя заступися и мучителей к покаянию приведе. Темже юдоль плача в гору святую претворися, мы же воспеваем ти сицевая:

Радуйся, светом Фаворским пред кончиною своею возблиставый,

Радуйся, всецело себе Богу предавый;

Радуйся, возвеселивый ангелы своими подвиги,

Радуйся, яко скорбь твоя в радость преложися;

Радуйся, ты бо соделал еси душу свою храмом Бога Живаго,

Радуйся, яко венца трегубаго в преподобничестве,святительстве и мученичестве, сподобился еси;

Радуйся наставниче и учителю, душу свою за други своя положивый,

Радуйся, и за враги своя смиренно Господа моливый.

Радуйся, священномучениче Фаддее, молитвенниче о душах наших!

Кондак 12.

Благодать свыше ти данную сведуще, восхваляем мученическую кончину твою, преблаженне Фаддее, ты бо прослави Христа на земли жизнию, паче же смертию своею, по кончине же своей славою небесною осиянный, токи исцелений нам присно источаеши. Мы же, прославляя Бога, дивнаго во святых своих, воззовем Ему: Аллилуйя!

Икос 12.

Воспеваем тя, чудотворца новаго и преславнаго, достохвальне Фаддее, за Христа бо страданием твоим в радость вечную вшел еси, и ныне во свете неприступнем пребываеши, лицезрения Троицы Присносущныя наслаждаяся и со ангелы и всеми святыми у Престола Божия ликуя, идеже и нас помяни, вопиющих ти таковая:

Радуйся, от мученик древних ничимже умаленный,

Радуйся, святче Божий, возсиявый силою и духом древних отцев;

Радуйся, в сонм новомучеников российских вчиненный,

Радуйся, мощи твоя святыя нам, недостойным, явивый;

Радуйся, яко честныя мощи твоя всем исцеления источают,

Радуйся, яко мощи твоя граду Твери и всей Российстей земликрепкое заступление;

Радуйся, присно радование всем возглашати призывающий,

Радуйся, яко по имени твоему и житие твое бысть.

Радуйся, священномучениче Фаддее, молитвенниче о душах наших!

Кондак 13.

О заступниче наш у престола Царя Небеснаго, / священномучениче славный Фаддее, / веры православныя твердый поборниче / и за Отечество наше присный молитвенниче!/ Нынешнее наше приими приношение, /да молитвами твоими вечныя муки избавимся,/ и Небесныя радости сподобимся, / воспевая Богу: Аллилуйя!//(Сей кондак читается трижды, затем чтется икос 1 и кондак 1).

Вестник ПСТГУ

IV: Педагогика. Психология

2007. Вып. 2. С. 179-184

Учитель учителей. Педагогические идеи священномученика Фаддея (Успенского), архиепископа Тверского1

«…когда люди впадают, в тяжелую беду и не видят выхода из нее ни в окружающих условиях жизни, ни в тех учениях и идеях, коими они привыкли руководствоваться, то, оглядышаясъ туда и сюда, они силятся вспомнить тех учителей и пророков, которые в свое время старались вразумить их».

Митрополит Антоний (Храповицкий)

Работа в направлении духовно-нравственного образования и воспитания сегодня необычайно трудна, ибо традиции отечественной педагогики, фундаментом которой всегда оставалось православие, в XX в. были прерваны. Современный учитель, прошедший путь атеистического воспитания и образования, зачастую не может найти ответов на жгучие вопросы духовной жизни, не видит способов устроения в подростках и во всем российском обществе внутреннего духовно-нравственного основания, так как оно отсутствует и у него самого. Нет этого и в тех учениях, идеях, которыми питалось общество на протяжении почти целого века, а потому современная отечественная педагогика все более осознает потребность в реформировании школьного образования, в переосмыслении атеистической методологии, а также применяемых образовательных технологий, ориентированных в основном на формирование у школьников «суммы знаний» и определенных навыков их постижения.

1 День памяти священномученика Фаддея, архиепископа Тверского, празднуется Русской Православной Церковью 18/31 декабря.

Священномученик Фаддей, архиепископ Тверской (в миру Иван Васильевич Успенский; 1872—1937 гг.) принадлежит к тем великим пастырям, педагогам, молитвенникам и подвижникам, просветительское делание которых помогло народу России выстоять в тяжком и трагическом лихолетье XX века. Сохранившаяся часть документального наследия архиепископа Фаддея (Успенского) — чистый, неисчерпаемый родник «слова живого».

Будучи духовным пастырем, он много лет занимался непосредственно педагогической деятельностью. В своих воззрениях на учебновоспитательный процесс архиепископ Фаддей очень созвучен духовным потребностям нашего времени. Опираясь на труды святителя Феофана Затворника, К.Д. Ушинского, других представителей отечественной педагогики, разъяснял и развивал смысл и способы духовно-нравственного воспитания и образования. Хотелось бы, чтобы документальное наследие владыки более широко использовалось педагогической общественностью, в том числе и в практическом плане2.

В представляемой книге архиепископа Фаддея содержится его главный, итоговый, труд по педагогике и воспитанию (общей и методике Закона Божия и славянского языка), предназначенный для учителей церковно-приходских школ, — «Записки по дидактике»3. После 1902 г. «Записки» не переиздавались и являются библиографической редкостью.

В содержание труда входят: две речи на закрытии педагогических курсов для учителей и учительниц церковно-приходских школ, прочитанные им в Минске в 1899 и 1900 гг.; главы 1—5: «Общая дидактика» (о задаче начальной школы; о качествах учителя начальной школы; об общих качествах обучения; о дисциплине и других учебно-воспитательных средствах — главных и второстепенных; о самостоятельных работах; о наблюдении за учениками вне школы); следующая глава — «Методика Закона Божия» (с приложением семи конспектов практических уроков по Закону Божию); глава 7 — «Методика славянского языка» (с приложением четырех конспектов практических уроков по славянскому языку).

Архиепископ Фаддей в своих трудах дал развернутый дидактический материал, советы о приемах, способах преподавания. Владыка

2 См.: Дидактика архиепископа Фаддея (Успенского) // Шестун Е., свящ. Православная педагогика. Самара, 1998; Иноземцева З.П. Вопросы образования и воспитания в документальном наследии архиепископа Фаддея (Успенского) // Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи: проблемы, традиции, опыт (по материалам конференции Минобразования России и Российской академии образования 22-23 мая 2001 г. Научно-методический сборник.

3 Фаддей, иером. Записки по дидактике. Уфа, 1902.

разрабатывал и вводил также новые методические разработки, сокращающие время, необходимое для усвоения предметов.

Будучи выдающимся ученым, архиепископ Фаддей много времени и сил употреблял на повышение образовательного, профессионального уровня учителей, на совершенствование программ курсов для церковно-приходских и светских школ Министерства народного просвещения. Архиепископ Фаддей утверждал, что самая прочная основа для жизни общества и государства полагается деятельностью учителя. И эти его слова были, безусловно, провидческими для нашей страны. Сфера приложения его знаний обширна. Это методика преподавания славянского языка, общая дидактика, русский язык, арифметика, церковное пение, природоведение, экспериментальная психология, сельское хозяйство, гигиена, школьное строительство. Он постоянно работал над вопросами совершенствования и многообразия путей и методов обучения и воспитания, при сохранении в методах и приемах учительской работы «души живой». Это давало осмысленность и целедостижимость в его педагогической деятельности.

Особое место в деле народного просвещения он отводил изучению святоотеческого наследия, подвижнических писаний святых отцов. Архиепископ Фаддей исходит в своей педагогической концепции из непреложного убеждения, что главная, высшая цель и обязанность учителя как нравственного просветителя народа — иметь веру Христову. Подчеркивая, что духовно-нравственный облик учителя являет учащимся пример жизни, архиепископ Фаддей стремился раскрыть, показать, уберечь и оградить учителя от пагубного влияния духа времени, духа мира сего. Не насилием нужно содействовать водворению на земле общего блага и счастья, повторял архиепископ Фаддей, а путем кротости, любви и самоотвержения. Формулируя требование к духовно-нравственным качествам учителя, он рассматривал призвание, одушевленную преданность своему делу как основное и непреложное условие его плодотворной работы.

Архиепископ Фаддей подчеркивает в своих педагогических трудах, что задача учителя не в том только заключается, чтобы научить ребенка читать, писать, считать — это первая необходимая ступень. Важно не только учить, но и воспитывать детей. Детские сердца то же, что земля, принимающая семена. Учитель исполнит свое призвание и достигнет успеха только в том случае, если он внушит детям сознание не одного лишь человеческого достоинства, но и христианского, приведет детей ко Христу. Умственное просвещение приносит пользу только тогда, когда оно достигает самых сокровенных движений души. Только христианское воспитание соединяет в себе все то, к

чему стремятся педагоги. Это положение он подтверждает мыслями великого педагога К.Д. Ушинского, писавшего о том, что вся отечественная педагогика выросла на христианской почве, нехристианская педагогика есть вещь немыслимая — безголовый урод и деятельность без цели.

Весьма интересно и примечательно для современного педагога следующее наблюдение архиепископа Фаддея. В 1860— 1870-х годах, замечает он, много заботились о просвещении ума, сообщении детям сведений об окружающем мире и распространении через школу практически полезных знаний. В древние же времена на Руси в школах учили Псалтирь, из которой не выносили никаких знаний, развивающих ум в западноевропейском смысле, и никаких сведений, полезных в практической жизни. Но древняя русская школа не уступала, а превосходила современную европейскую или устроенную по подобию ее русскую, в подготовке народа к жизни и служению Отечеству.

Отводя воспитанию исключительно важное место в системе просвещения, архиепископ Фаддей высказывает мысли и суждения о самом понятии «воспитание», видах воспитания, истоках новых различий в понимании основной задачи и недостатков воспитания. Отвергая воспитание, целью которого полагается только счастье или польза воспитанника, он говорит, что счастье недостижимо, если его ищут в земных благах, когда в его основу положено самолюбие или эгоизм. Равным образом и польза, если она понимается как умение приспосабливаться при помощи воспитания к окружающему миру, не может быть признана целью воспитания. Но даже и по своему существу это стремление недостижимо. Ибо не может приспособиться к окружающим обстоятельствам человек, у которого существует расстройство в самой душе, в самом сосредоточении жизни.

Обращая внимание на пагубность провозглашаемого лозунга о «правах человека», архиепископ Фаддей показывает неопределенность самого этого понятия, которое сглаживает коренное отличие жизни человека от чуждой высшего нравственного закона жизни животных.

Синодальный ревизор, помощник имперского наблюдателя церковных школ, действительный статский советник В.Т Георгиевский, инспектировавший занятия архиепископа Фаддея, в своей записке на имя Высокопреосвященнейшего Антония, архиепископа Волынского, пишет, что «давно не переживал таких светлых минут, какие… пережил в течение трех дней пребывания на учительских курсах в Житомире! Что за человек этот кристально чистый, как драгоценный со-

суд из горного хрусталя, владыка Фаддей! Как из усердно воззженной лампады, струится от него теплый, мягкий свет. Как ласково греет и затем воспламеняет сердечные чувства, увлекая на все чистое, святое и доброе. Его лекции, полные эрудиции, новых и интересных доводов в защиту и уважение идеалов церковной школы, доставили мне много истинных наслаждений.»4

Педагогические воззрения архиепископа Фаддея принципиально отличны от краеугольных положений атеистической педагогики и свидетельствуют, сколь велика и трагична по своим разрушительным последствиям оказалась утрата ценностной ориентации отечественной педагогической мысли, основанной на православной вере.

Возвращение в сокровищницу отечественной педагогики наследия архиепископа Фаддея (Успенского) — промыслительный знак времени.

Священномученик Фаддей, архиепископ Тверской (в миру Иван Васильевич Успенский) родился 12 ноября 1872 г. в Нижегородской губернии в семье священника. После Нижегородской духовной семинарии поступил в Московскую духовную академию. В 1897 г. принял монашество. На рубеже Х1Х-ХХ вв. как светская, так и духовная интеллигенция была поставлена перед выбором: российская культура, уходящая своими корнями в духовную глубину православия и русской истории, или западноевропейская система образования. Будущий архиепископ Фаддей сделал выбор и пронес свой мученический крест до конца. Основные вехи его жизненного пути таковы.

С 1897 г. — Смоленская духовная семинария, преподаватель логики, психологии, философии, дидактики; с 1898 г. — Минская духовная семинария, преподаватель Священного Писания в 5-м классе; с 1902 г. — Уфимская духовная семинария, преподаватель, а затем инспектор, уже в сане архимандрита; с конца 1902 г. — Олонецкая духовная семинария, ректор, редактор журнала «Олонецкие епархиальные ведомости»; с 1908 г. — епископ Владимиро-Волынский; с 1916 г. -Владикавказская кафедра; с 1917 г. — правящий архиерей Волынской кафедры.

В 1926 г. в связи с арестом митрополита Сергия (Страгородского) архиепископ Фаддей был вызван в Москву, чтобы приступить к выполнению обязанностей по управлению Русской Православной Церковью в качестве заместителя Патриаршего Местоблюстителя. На пути в г. Кузнецке Самарской губернии был задержан без права даль-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 Фаддей (Успенский), священномученик. Радуйтесь! М., 1998. С. 4.

нейшего следования. С 1928 г. — в Тверской епархии, своем последнем месте служения.

20 декабря 1937 г. последовал арест. 31 декабря (18 декабря по ст. ст.) 1937 г. в Тверской тюрьме оборвался его земной путь.

26 октября 1993 г., в праздник Иверской иконы Божией Матери, были обретены честные мощи архиепископа Фаддея. Ныне они находятся в Вознесенском соборе города Твери5.

М.А. Егорова,

кандидат педагогических наук, доцент Московского государственного психолого-педагогического университета

5 См.: Дамаскин (Орловский), иером. Житие священномученика Фаддея, архиепископа Тверского (1872—1937). Тверь, 1997.

История Храма † Школа † Фотоальбом † Наш адрес † Библиотека † Видеозал †
Обращение † Новомученики † Новости † Обновления сайта † Карта сайта

И ИСПОВЕДНИКИ РОССИЙСКИЕ, НОВОПРОСЛАВЛЕННЫЕ СВЯТЫЕ

Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

ЖИТИЕ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ФАДДЕЯ (УСПЕНСКОГО)
(1872 — 1937)

Дни памяти:
18/31 декабря
13/26 октября
(обрет. мощей)
обновлён:
16 марта
2004

Священномученик Фаддей (в миру Иван Васильевич Успенский) родился 12 ноября 1872 года в многодетной (семь сыновей и две дочери) семье сельского священника о. Василия в с. Наруксово Лукояновского уезда Нижегородской губернии. Дед Ивана был тоже священником, пламенным молитвенником, человеком смиренного и щедрого сердца. И потому Иван, вместе с братьями Владимиром и Александром, скоро понял свое призвание и тоже пошел учиться по духовной линии.
После окончания Нижегородской Духовной семинарии Иван Васильевич в 1892 году поступил в Московскую Духовную академию, где в это время ректором был архимандрит (впоследствии — митрополит) Антоний (Храповицкий), сыгравший в жизни юноши весьма важную и благотворную роль. Следуя отеческим наставлениям ректора и открывая свои помыслы о. Герману, известному старцу Гефсиманского скита Троице — Сергиевой Лавры, Иван Васильевич с успехом окончил академию в 1896 году со степенью кандидата богословия и был оставлен при ней профессорским стипендиатом.
Еще будучи студентом, Иван Васильевич Успенский впервые увидел св. праведного о. Иоанна Кронштадтского. Это произошло 18 января 1895 года на литургии в Троице — Сергиевой Лавре. «За благодарственною молитвою видеть пришлось выражение лица, которое со смущением только вместил слабый ум: это было лицо ангела! Здесь одно небесное житие и нет ничего земного. Умиленное славословие и благодарение о неизреченном даре, значение которого он так ясно понимал и видел» — писал Иван Васильевич в своем дневнике.
Слово великого пастыря и молитвенника имело большое значение для будущего святителя — подвижника и мученика. Незадолго до принятия монашества и священного сана, когда остатки сомнений еще теснились в душе Ивана Васильевича, о. Иоанн Кронштадтский, прозрев его пастырский путь и то, каким подвигом он прославит Христа, сказал ему словами Спасителя: «Аще любиши Мя: паси овцы Моя: егда был еси юн, поясался еси сам и ходил еси, аможе хотел еси: егда же состареешися, воздежеши руце твои, и ин тя пояшет и ведет, аможе не хощеши». И в минуты самых тяжелых испытаний слова эти, сказанные устами святого, не раз были для святителя — мученика утешением и отрадой.
Монашеский путь и даже архипастырство Ивану Васильевичу Успенскому предсказывали еще во время учебы в академии ректор — архимандрит Антоний Храповицкий и старец Гефсиманского скита о. Герман. Очень скоро предсказание начало исполняться: 15 августа 1897 года молодой выпускник академии принял монашество с наречением имени Фаддей, в память апостола Фаддея. В том же месяце он был рукоположен в сан иеродиакона, через месяц — в сан иеромонаха и назначен в Смоленскую Духовную семинарию преподавателем логики, психологии, философии и дидактики.
19 ноября 1898 года иеромонах Фаддей был переведен на должность инспектора Минской Духовной семинарии и преподавателя Священного писания. Работая на этой должности, он, несмотря на насмешки и упреки коллег — преподавателей, еще более усугубил невидимые миру аскетические подвиги поста, молитвы и послушания, начало которым положил еще до принятия монашества. В результате в 1901 году его перевели с должности инспектора на должность преподавателя основного, догматического и нравственного богословия в Уфимскую Духовную семинарию, где епископом был его давний наставник, преосвященный Антоний (Храповицкий). Здесь иеромонах Фаддей написал и защитил диссертацию «Единство книги пророка Исайи», за которую ему была присвоена степень магистра богословия.
В 1902 году иеромонах Фаддей был возведен в сан архимандрита, а затем назначен на должность ректора Олонецкой Духовной семинарии в Петрозаводске. Шесть лет своей жизни отдал архимандрит Фаддей Олонецкой епархии. Здесь же он получил известие об избрании его епископом Владимир-Волынским.
Свое епископское служение священномученик Фаддей начал в 1908 году в возрасте 36 лет. Наречение его во епископа состоялось 20 декабря в городе Владимиро-Волынске в храме Христорождественского монастыря.
Владыка Фаддей еще с детства мечтал стать «школьным учителем, а к сорока годам — священником», щедро «сеять разумное, доброе, вечное». Но ему, достойнейшему из достойных, суждено было в полной мере исполнить несравненно большее: стать учителем — архипастырем. И на этой стезе он работал, не щадя ни времени, ни сил для решения одной из самых важных задач в деле народного просвещения: подготовки самих педагогов, повышению образовательного уровня законоучителей, совершенствованию программ курсов, собиравших учителей как церковно-приходских, так и светских школ.
С сентября 1916 по февраль 1917 года, в связи с болезнью епископа Владикавказского Антонина, Владыка Фаддей управлял его кафедрой. Вскоре Владыка Антонин уволился на покой, и православные Северной Осетии очень просили епископа Фаддея остаться. Но он, собирая в необъятном сердце своем заботы и о новых во Христе чадах духовных, должен был все же вернуться назад, на Волынь, с паствой которой был навеки обручен при наречении во епископа. Воистину, своей воли не имел святой Владыка, но творил волю пославшего его Господа.
Загорелся пожарами 1917-й год. Рухнули внешние устои благословенной Богом Русской державы, на смену пришли разруха, гражданская война, беспощадный классовый террор и невиданные гонения на Миротворицу — Церковь. Но Она, в лице лучших избранников своих, таких, как священномученик Фаддей, продолжала молить Бога о прощении, помиловании и вразумлении своего возлюбленного народа. Она знала, Церковь — Невеста Христова, что смутные времена скоро пройдут, и для бушующих сил зла так и останутся недосягаемыми хранимые в Ее внутренних высотах и глубинах святые границы души русской, православной. И душа эта снова вспомнит себя и радостно вновь обретет данную ей Богом святую и мудрую, премудростью земной непобедимую простоту.
В те далекие безумные годы Волынь не раз оккупировалась то немцами, то поляками. В 1919 году архиепископ Евлогий (Георгиевский), ввиду сложившихся Промыслом Божиим обстоятельств, вынужден был эмигрировать. И епископ Фаддей стал правящим архиереем Волынской епархии, ввергнутой тогда во все ужасы оккупации, междоусобиц и разрушения.
В это трудное время он духовно окормлял и поддерживал свою многотысячную паству. Для населения Житомира его пребывание на архиерейской кафедре было большим утешением. В лице Владыки Фаддея жители получили защитника и утешителя всех, кто несправедливо преследовался в то время властями. Велико перед Богом было служение епископа Фаддея. Он, проповедовавший смирение в сердце своем и молитву за врагов своих, никого не убивая и не наказывая, но лишь прощая и милуя, вызывал нечеловеческий страх и лютую злобу у всех, богоборческую власть предержащих. И потому Владыке пришлось принять много скорбей и от петлюровцев, и от советской власти, хотя он и не уставал терпеливо разъяснять, что духовенство не надо втягивать в политическую борьбу, и Церковь — выше политики.
Показательно и весьма поучительно для нас и отношение Святителя к самосвятам — автокефалистам: с ними как «с учреждением неканоничным и противоцерковным» он ни при каких обстоятельствах не желал вступать в общение.
В ноябре 1921 года по доносу епископ Фаддей был арестован Волынской губернской Чрезвычайной комиссией, как «участник повстанческого движения на Волыни». Сразу же после ареста православные христиане г. Житомира написали заявление в ЧК с просьбой отпустить Владыку. Они писали: «епископ Фаддей много лет известен в городе Житомире, где нет храма, в котором бы он ни богослужил и не проповедовал. Нам известна его личная жизнь как молитвенника и пастыря. Никогда он не вмешивался в политику».
Но власти не отпустили епископа. Напротив, они вынесли ему свой первый, еще неуверенный в попущенной вседозволенности, трусливый приговор. По заключению начальника секретного отдела Волынского ГубЧК (имя его стерлось ныне со страниц истории): «епископ Фаддей как высшее духовное лицо в Волыни, действовавший, безусловно, во вред советской власти, ни в коем случае не может быть возвращен на Волынь. Со своей стороны, считал бы его политически неблагонадежным; как находящегося на Волыни более пятнадцати лет и пользующегося большим авторитетом среди местного населения, выслать из пределов Украины в распоряжение высшего духовенства РСФСР под негласное наблюдение местных органов ЧК».
25 февраля 1922 года Всеукраинская ЧК, рассмотрев дело Владыки, постановила «выслать епископа Фаддея в распоряжение Патриарха Тихона, с правом жительства в одной из центральных северных губерний РСФСР и Западной Сибири, со взятием подписки о регистрации в органах ЧК». 9 марта 1922 года епископ Фаддей был освобожден и, приехав в Москву, встретился с Патриархом Тихоном. Патриарх возвел епископа Фаддея в сан архиепископа и благословил принимать Астраханскую кафедру. Но вскоре последовал новый арест, после которого епископ Фаддей был отправлен в ссылку. Известно, что там Владыка многих укреплял духовно и поддерживал материально.
После окончания ссылки, уже в сане архиепископа, он все-таки был вновь назначен на Астраханскую кафедру. Астрахань в ликовании встретила возлюбленного архипастыря. Весь перрон, весь огромный вокзал был усеян людьми и цветами, а долгожданный Владыка приехал один, «в старенькой порыжевшей рясе, с небольшим потрепанным саквояжем и узелком». Православные христиане ждали своего утешителя, как вестника неумирающей надежды: остановить, прекратить полонившее полмира безумие богозабвения. От вокзала до церкви архиепископ шел пешком, среди моря людей, всех благословляя и внося умиротворение в сердца тысяч людей. Служил в облачении, оставшемся от убиенных новомучеников епископа Тихона (Малинина), епископа Леонтия (Вимпфена), архиепископа Митрофана (Краснопольского). Собранное для него прихожанами новое, добротное белье и обувь — тотчас же раздал нищим. И слава о его святой жизни, кротком и мирном нраве и чудотворящих молитвах, как отчаянная и бесстрашная песня надежды, летела по городам и весям стремительно погружавшейся во мрак страны.
Знаете ли Вы, что Владыка Фаддей святой человек? Он необыкновенный, редкий человек. Такие светильники Церкви — явление необычайное. Но его нужно беречь, потому что такой крайний аскетизм, полнейшее пренебрежение ко всему житейскому отражаются на здоровье. Разумеется, Владыка избрал святой, но трудный путь, немногим дана такая сила духа. Надо молиться, чтобы Господь укрепил его на пути этого подвига» — так сказал св. Патриарх Тихон приехавшим в Москву астраханским делегатам. Он уже при жизни считал архиепископа Фаддея святым человеком и, как видим, это была истинная правда.
После смерти святителя Патриарха Тихона Патриаршим Местоблюстителем стал митрополит Сергий (Страгородский), который в октябре 1926 года был арестован, и в его права вступил заместитель, архиепископ Ростовский Иосиф (Петровых). Но и он не избежал ареста, успев все-таки оставить после себя трех заместителей. Одним из них был архиепископ Фаддей. В середине декабря 1926 года Владыка выехал в Москву, чтобы приступить к исполнению возложенных на него обязанностей по управлению Русской Православной Церковью — два других заместителя уже не имели возможности прибыть в столицу.
Владыку Фаддея можно с полным основанием считать духовным преемником патриарха Тихона, избранным сосудом Духа Святого, призванным изливать преизобилующую благодать на умножающих свои беззакония. Но враг спасения рода человеческого, набиравший временную силу в попрании вечной Правды, по Промыслу Божию, дерзнул воспрепятствовать осуществлению этой великой преемственности на путях земных. И до Москвы Владыка не доехал.
По пути в Москву он был задержан властями в Саратове и отправлен в Кузнецк. Там находился до марта 1928 года, а затем митрополит Сергий (Страгородский), освобожденный из заключения, назначил его на Саратовскую кафедру. В Саратове Владыка прослужил недолго, и уже в ноябре был переведен в Тверь. И в Твери, ведя жизнь молитвенника и аскета, священномученик Фаддей продолжал свое подвижническое служение, не отказывая в помощи страждущим и болящим, духовно наставляя всех приходящих к нему. В 1936 году, когда гонения на православных усилились, власти лишили архиепископа Фаддея возможности служить, а в конце года добились его увольнения на покой.
Было сделано все возможное, чтобы изолировать архипастыря от своих духовных чад. Иных запугивали, а «непокорных» — уничтожали поодиночке. И лишь немногочисленным избранникам Божиим довелось в те времена быть рядом с этим великим святым человеком и прикасаться к полам почивающей на нем славы Господней. Среди них — святая исповедница Вера Васильевна Трукс (она причислена к лику святых на Освященном архиерейском соборе в августе 2000 года), получившая от самого св. патриарха Тихона благословение заботиться о престарелом Владыке.
Число гонителей Церкви умножалось. Тьма сгущалась над оставившей Бога страною. И вот наступило время приведения в исполнение чудовищного замысла об убиении святого архипастыря, составляющего, вместе с подобными ему МИЛЛИОНАМИ новомучеников и исповедников, соль земли Русской и неувядаемую славу ее святого бескрайнего неба.
20 декабря 1937 года, в возрасте 65 лет, архиепископ Фаддей был арестован органами НКВД. Ему предъявили вымышленное обвинение «в контрреволюционной деятельности». Владыка виновным себя не признал. Десять дней находился он под арестом, в одной камере с уголовниками, мужественно претерпевая нравственные и физические страдания. Потерявшие человеческий облик люди заталкивали немощного старца под нары и время от времени ставили туда консервную банку с нечистотами, кощунственно приговаривая: «Вот тебе твое кадило!..» А старец лишь безмолвно молился за мучителей своих.
И произошло чудо: Сама Матерь Божия вступилась за беззащитного. Однажды ночью Она явилась во сне главарю уголовников и грозно сказала:
— Не трогайте святого мужа, иначе вы все лютой смертью погибнете!
Наутро он пересказал сон товарищам, и они бросились под нары глянуть — жив ли еще святой старец. Из-под нар их осиял ослепительный свет — свет нетварный, тихий спутник достигших совершенства делателей непрестанной Иисусовой молитвы.
Они помогли обессилевшему архиепископу выбраться из-под нар, все просили у него прощения. С того дня уж насмешки над ним прекратились. И, что совершенно уму человеческому непостижимо, все эти люди, мучившие Святителя, но покаявшиеся, остались живы, хотя некоторые из них были мобилизованы на фронт и прошли войну. Такова сила покаяния и прощения грехов, такова сила молитвы святого Владыки.
Но в тюрьме, окруженный трогательно — грубоватой заботой покаявшихся уголовников, архиепископ Фаддей пробыл недолго — уже близок был час его мученической кончины. По постановлению тройки при УНКВД Калининской области от 29 декабря 1937 года он был приговорен к расстрелу. Но исполнители приговора посчитали эту смерть слишком легкой для святого Ангела Церкви Христовой, который за всю жизнь свою никого не обидел: 31 декабря 1937 года, по пути следования к месту казни, палачи утопили его в нечистотах.
— О, Боже Милостивый, прости и помилуй нас грешных! Мы все, русские, к этому смертному греху причастны. И Ты, Милосердный, все еще терпишь нас, все ожидаешь плодов покаянья!
Архиепископ Фаддей отошел ко Господу как исповедник Православия и мученик за Христа. Память о нем и поныне хранится не только среди верующих тех епархий, где он совершал свое архиерейское служение, но и среди всех православных, которые узнали о праведной жизни священномученика из архивных документов и воспоминаний его современников.
Со дня мученической кончины Владыки минуло почти шестьдесят лет, когда настал великий час прославления его воинствующей Церковью земной (Церковь же небесная, торжествующая, давным — давно уже возвеличила и прославила святого своего Ангела, духом кротости и смирения посылавшего людям светлую радость и утешение в те времена, когда земля Русская подобна была самой преисподней). Деянием Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 18-23 февраля 1997 года архиепископ Фаддей был причислен к лику священномучеников для общецерковного почитания. Святые мощи его хранятся ныне в Вознесенском соборе города Твери.
Память священномученика Фаддея особо празднуется трижды в году: 31 декабря по новому стилю — в день его мученической кончины (1937 г.); 26 октября по новому стилю — в день обретения его честных мощей (1993 г.); в первое воскресение, начиная с 7 февраля по новому стилю — в день празднования Собора новомучеников и исповедников Российских.
«Сочетавший в своей подвижнической жизни отмеченное даром чудотворений молитвенно — аскетическое делание с ревностным архипастырским служением, священномученик Фаддей принял смерть за Христа с мужеством и вдохновением мучеников Церкви первых веков» — так определена в деяниях Освященного собора сама суть великого подвига нашего святого архипастыря,
И вот икона его пред нами, и благословляющая десница Владыки Фаддея держит крест святой, призывая всех, в ком еще не умерла неутолимая жажда правды и любви Христовой, тоже взять в руки свой малый крест, и достойно нести его по дорогам праведным. Вот святое Евангелие в руках у Владыки — на нем явственно проступают обращенные к нам предупреждающе — ободряющие слова Спасителя: «Не бойтесь убивающих тело, душу же не могущих убити».
Не бойтесь же, возлюбленные во Христе братья и сестры! Не бойтесь творить прекрасные дела и помыслы любви Христовой, не бойтесь быть кроткими и смиренными в борьбе за Божию Правду, не страшитесь, невзирая на безумие мира сего, следовать тесным спасительным путем Евангельским! Ибо с нами Бог! С нами — Богом и людьми прославленный священномученик Фаддей! Он, вместе с сонмами святых новомучеников и исповедников, в невообразимой духовной силе и славе молится сегодня о том, чтобы родная наша страна, которая когда — то мучила и убивала своих лучших, святых людей (и этим безумно губила себя, погружаясь в ужасающие духовные нечистоты), ныне — восстала, воскресла, очистилась от скверны и явилась пред Богом, вновь чиста и своего высочайшего предназначения достойна.

+ + +

Сие жизнеописание, милостью Божией, подготовили Александр Ратыня и Евгений Тимиряев в декабре 2001 года по материалам книги иеромонаха Дамаскина (Орловского) «Житие священномученика Фаддея, архиепископа Тверского (1872 — 1937)», Тверь, 1997, а также по архивным данным Центрального Архива ФСБ России, архива УФСБ РФ по Тверской области, публикациям в «Волынских епархиальных ведомостях» за 1909-1916 гг., с использованием календаря новомучеников.
Икона и фотографии священномученика Фаддея, тропарь и кондак, а также дополнительные даты из жизни приведены в календаре новомучеников (за 31 декабря): http://www.st-nikolas.orthodoxy.ru/newmartyres/newmartyres_12.html

Тропарь священномученику Фаддею, глас 1-й:

Хвала Богу и жертва живая житие твое, священномучениче Фаддее, явися. Постом, бдением и молитвою небесная дарования приим, многим добрый помощник и утешитель бысть. Пастырскою мудростию и тихостию нрава украшен, лукавства врагов Христовых препобедил еси. Слава Давшему тебе во страданиях крепость, слава, яко мученика, Венчавшему тя, слава Действующему Тобою всем исцеления.

Кондак, глас 4-й:

Духа небоязни, силы, любве и упования даде Пастыреначальник ти, Святителю Фаддее, во страдании бо твоем благодарение Богу воздавал еси и в гонениих страждущия утешал еси, глаголя: не унывайте, Христос бо с нами есть.

31 декабря

Святитель Фаддей родился в 1872 году в Нижегородской губернии. Он происходил из семьи священника. По окончании учебы в Московской духовной академии Фаддей принял монашеский постриг и был рукоположен в пресвитера в 1897 году. Около года он наставлял учащихся Смоленской духовной семинарии, а затем занял место инспектора Московской семинарии. В 1902 году Фаддея перевели в Олонец и назначили ректором духовной семинарии этого города.

Священномученик Фаддей отличался строгой аскезой и приверженностью молитве. Он явился автором значительного труда о единстве источника вдохновения всех пророческих книг. В 1908 году святой стал епископом Владимиро-Волынским. Он нес это служение с великой любовью к вверенной ему пастве. Строго следуя всем монашеским уставам, епископ расходовал на благотворительность все поступавшие к нему пожертвования, оставляя себе лишь самое необходимое для жизни.

Во время преследований Церкви, наступивших после большевистской революции, владыка показал себя бескомпромиссным защитником православной веры. Назначенный в 1921 году архиепископом Астраханским, он был немедленно арестован и провел в заключении два года. После освобождения из тюрьмы он продолжил деятельность в защиту Церкви, несмотря на опасность новых репрессий. В 1926 году святитель Фаддей был одним из вероятных кандидатов на должность местоблюстителя патриаршего престола, однако сразу же по его прибытии в Москву он был вновь арестован и сослан в Саратовскую губернию.

Получив в 1928 году свободу, владыка занял Тверскую епископскую кафедру и вновь ревностно приступил к исполнению пастырских обязанностей. В 1936 году под нажимом властей митрополит Сергий распорядился перевести его в Кострому, но владыка отказался оставить духовных овец. Вскоре после этого, в разгар репрессий 1937 года, священномученик Фаддей был в очередной раз арестован и 31 декабря (н. ст.) расстрелян.

Место его захоронения оставалось неизвестным, но, несмотря на это, память о святом архипастыре не угасала среди православных верующих Твери на протяжении всей коммунистической эпохи. По милости Божией мощи священномученика были обретены 26 октября 1993 года, в праздник Иверской иконы Божией Матери, и ныне почивают в Вознесенском соборе города Твери. В 1997 году Архиерейский Собор Русской Православной Церкви официально причислил архиепископа Фаддея к лику святых новомучеников и исповедников Российских.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *