Фарисейская закваска

Ст. 5-12 Переправившись на другую сторону, ученики Его забыли взять хлебов. Иисус сказал им: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской. Они же помышляли в себе и говорили: это значит, что хлебов мы не взяли. Уразумев то, Иисус сказал им: что помышляете в себе, маловерные, что хлебов не взяли? Еще ли не понимаете и не помните о пяти хлебах на пять тысяч человек, и сколько коробов вы набрали? ни о семи хлебах на четыре тысячи, и сколько корзин вы набрали? как не разумеете, что не о хлебе сказал Я вам: берегитесь закваски фарисейской и саддукейской? Тогда они поняли, что Он говорил им беречься не закваски хлебной, но учения фарисейского и саддукейского

Переправившись на другую сторону, на другой берег моря Галилейского, ученики Его забыли взять хлебов. Господь со скорбью видел, что они уже забыли о недавних чудесах умножения хлебов, и, не обличая их прямо, обращает их мысль на более важное, на ту опасность, которая грозит им от фарисейского учения, от лукавства и лицемерия.

Иисус сказал им: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской, закваски этих двух самых опасных сект, Мне столь враждебных. Но ученики не поняли этого предостережения: они же помышляли в себе и говорили: это значит, что хлебов мы не взяли, – вот, и Он упрекает нас, что не позаботились запастись хлебами у людей благочестивых в Галилее, а купить хлеб у фарисеев или саддукеев будет все равно, что купить его у нечистых Самарян или Гадарян… Так мало понятливы были в духовном рассуждении эти рыбари, – будущие столпы Церкви Христовой! «Они заботились еще об иудейских очищениях, – говорит святитель Златоуст, – они наблюдали фарисейскую разборчивость в пище и даже чудесами Господа мало вразумлялись. Потому Господь строго укоряет их в маловерии»: уразумев то, что они помышляют, Иисус сказал им: что помышляете в себе, маловерные, что хлебов не взяли? «Еще ли окаменено у вас сердце? Имея очи, не видите? имея уши, не слышите?» (Мк. 8:17–18). «Видишь ли, – говорит святитель Златоуст, – сильное негодование? Ибо нигде ранее не видно, чтобы Он так укорял их. Для чего же делает это? Для того, чтобы опять отвергнуть их предрассудок относительно пищи. Ибо и кротость не везде уместна. Смотрите же, как Он был строг и вместе с тем снисходителен, ибо едва не извиняется перед ними за то, что укорил их с такой силой, когда говорит: еще ли не понимаете, неужели вы еще не разумеете, и не помните, неужели забыли о пяти хлебах, предложенных на пять тысяч человек, и сколько коробов вы набрали? ни о семи хлебах, предложенных на четыре тысячи, и сколько корзин вы набрали? Где же вера ваша в Мое о вас отеческое попечение? Как не разумеете, что не о хлебе сказал Я вам (не хлебной закваски нужно беречься): берегитесь закваски фарисейской и саддукейской? С благоговейным страхом выслушали ученики эти строгие упреки Господа и не посмели спросить Его, что Он разумел под закваской. Но это и без объяснений стало для них понятно: тогда они поняли, что Он говорил им беречься не закваски хлебной, но учения фарисейского и саддукейского. Ложь в учении, лицемерный образ жизни, лукавство, страшная гордость и самомнение, мелочная забота о соблюдении всяких, вовсе не нужных старческих преданий, вроде омовений, разборчивости в пище, и в то же время развращенность сердца, – вот та закваска, от которой Господь предостерегал Своих учеников.

«Смотрите, – говорит святитель Златоуст, – сколько доброго произвела укоризна. Так и мы не должны всегда давать поблажки подчиненным, равно не должны искать того, чтобы начальники наши давали нам поблажки, потому что для души человеческой необходимы оба эти врачевства – и строгость, и снисходительность. Для того-то и Бог в целой вселенной так распоряжается, что иногда употребляет строгость, а иногда снисходительность».

Троицкие листки. №801-1050.

на клип, прослушать.

Почему израильтяне праздновали праздник Пасхи с тестом, не имеющим закваски (и до сих пор празднуют)? В период Нового Завета Христос открыл смысл этого запрета. Закваска имеет некоторые особенности, как в прямом, так и в духовном смысле. Малая закваска квасит все тесто. Думаю, любая хозяйка это подтвердит. Поэтому Бог оставил это постановление для наглядности смысла духовного. И, далее, Христос более подробно объясняет, что все это значит. Есть четыре закваски, описанные в Библии:
1 старая. 2 фарисейская. 3 садукейская. 4 иродова.
Начнем с первой, старой:
» Нечем вам хвалиться. Разве не знаете, что малая закваска квасит все тесто? Итак очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас. Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины.» 1Кор.5:6-8.
1. Закваска лукавства и порока:
В принципе, все достаточно понятно. В этом мире существуют свои ценности и правила, и человеку, живущему здесь, приходится приспосабливаться под существующие реалии. Жизнь без Бога — это значит: делай что хочешь, что будет дальше? не имеет никакого значения. К сожалению, принципы и понятия этого мира часто не совпадают с библейскими принципами. До обращения к Богу сердце человека испорчено. Лукавство и порок — своего рода знамя мира сего. Обман, подлость, зависть, месть, ненависть, эгоцентризм, жадность — считаются нормой жизни. Для достижения своей цели люди не гнушаются никакими методами, не думая, что за все придется отвечать.
Но, если человек верующий, то методы следует менять. Надо включать добрую совесть и разум.
Если до обращения к Богу совесть была порочной, то впоследствии она становится доброй, то есть соответствующей воли Божьей.
На самом деле, жить по библейским принципам не сложно, Бог не требует от людей чего-то очень необычного и невыполнимого. Всего лишь не грешить и исполнять заповеди Иисуса Христа. Сложности, обычно, придумывают люди.
Но если малая, старая закваска попадет в человеческую жизнь, то достаточно быстро, если не избавиться во-время от нее, вскиснет все «тесто» и все будет по прежнему. Называя себя верующим, человек, порой, становится еще хуже, кем был раньше. Посему следует быть очень внимательным к лично своему хождению пред Богом.
А старая закваска очищается легко. Надо назвать грех своим именем (каждый грех имеет свое имя) и исповедать его перед Отцом Небесным во имя Иисуса Христа. «…и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха». 1Иоанн.1:7(2).
Этот процесс относится к категории очищения и освящения, процесс, происходящий на протяжении всей нашей жизни, здесь на земле, поскольку мы все очень несовершенны.
2. Закваска фарисейская:
» Иисус сказал им: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской.” Мф.16:6.
ФАРИСЕИ (отлученные; Мф 3:7, 23:26 и др.) — известная секта, возникшая между Иудеями, после долговременного их плена в Вавилоне. Название фарисеев произошло от Еврейского слова, значащего отлучать, отделять; но история их происхождения скрыта во мраке неизвестности. Гордость и лицемерие были их отличительные пороки. Они имели притязание на необычную святость, и со строгою заботливостью исполняли многочисленные обряды, очищения и т.п. дошедшие до них по преданию. Энциклопедия Архимандрита Никифора.
Фарисейство как религиозная партия и как духовное проявление – не одно, и тоже. Мы рассматриваем только как духовное проявление, что, собственно, и имел в виду Христос. Фарисеями были и Павел (Савл) и Никодим, который приходил к Иисусу ночью. Хоть те и относились к этой партии, но они не были фарисеями духовными.
Эта закваска особенная и к ней нужно отнестись очень внимательно. Ведь, как не странно,
именно фарисеи были самыми большими врагами Иисуса Христа. И, именно они и оказались инициаторами Его распятия.
Парадоксально. Верующие, которые распинают своего Бога. Казалось, это было в прошлом. Нет, это было не только в прошлом, но это происходит и по сей день. Так кто же эти фарисеи и где их искать? Искать далеко не надо, порой, достаточно посмотреть на самих себя. Эта закваска очень заразная. На основании Священного Писания мы делаем определенные выводы, дающие нам правильное понимание, кто же является фарисеем.
а) Первая особенность фарисейства — это выделение второстепенного над главным. » Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять. «Мф.23:23.
Фарисей акцентирует внимание на малозначимых вещах. Например: одежда или манера поведения. Не тот платочек или не тот костюм, не так кланяешься, не в ту сторону руками машешь, не там сидишь или стоишь. Не ту еду в пищу принимаешь и т.д. Это чисто лукавый прием, чтобы отвлечь от главного в законе, а это вера, любовь, милосердие. И, вместо того, чтобы приводить людей в церковь и просвещать их, фарисеи переводят внимание, еще не просвещенного человека, на всякие мелочи, которые, на данный момент, не имеют никакого значения для него.
б) Вторая особенность фарисейства — это выдумывание своего в закон Божий. «Связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плеча людям,…” Мф.23:4(1).
Важно понимать, что вера христианина основана на Слове Божием. В Ветхозаветные времена Господь посылал своих пророков, чтобы те вразумляли народ Божий. Пророки были посредниками между Богом и человеками. Сейчас у нас есть пророческая книга – Библия, и, естественно, мы учимся у нее. Но, вот, кто-то добавляет к учению Иисуса Христа что-то свое и получается уже новое учение.
Безусловно, церковь имеет право иметь свой устав и свои установки, необходимые для её служения, учитывая самобытность той или иной общины. Но это не может относиться к заповедям, которые нельзя менять. Вопросы, связанные с крещением, покаянием, преломлением хлеба, молитвой, личным водительством Духа Святого неизменны. Фарисеи и здесь пытаются внести свои коррективы.
Кто имеет право запретить человеку покаяться? Никто. Но в истории мы знаем, что продавались индульгенции (прощение грехов за деньги). Или попроси, чтобы за тебя помолился какой-нибудь святой; походатайствовал за тебя, попросил прощение. Разве Писание не учит нас?: «… Покайтесь и веруйте в Евангелие.” Мр.1:15(2).
Это процесс личного обращения и, здесь, в покаянии, надо ломать себя, свою гордыню. Бог хочет иметь прямое, непосредственное общение с человеком.
Далее. Что такое крещение? Мы знаем: обещание Богу доброй совести. «Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа.” 1Петра3:21.
Когда человек получает добрую совесть? С момента обращения, через веру и покаяние. Но если все это было, если человек научен основам веры и если нет греха, кто имеет право запретить совершить крещение? Или есть дополнительные условия? Святое водное крещение – это личные отношения человека с Богом. И обещание дается только Ему. Это очень важно.
Но, вот, опять, порой, ставятся дополнительные условия: хочешь принять крещение? Пожалуйста, но только, если станешь членом нашей поместной церкви или нашей религиозной деноминации. Да, после крещения человек становится членом церкви, только не поместной, а Вселенской Церкви. Именно той, за которой придет Христос. Поместная церковь может быть только помошником в исполнении заповедей Божиих. Дополнительные условия к вопросу крещения – чистейшее фарисейство и противление Божьим постановлениям.
Немного дальше. Вопрос евхаристии (причастие). Эта заповедь, которую верующий должен выполнять. «Да испытывает себя человек”… 1Кор.11:28(1).
Своего рода экзамен верности. Кто имеет право на эту заповедь? Тот, кто является верующим, кто имеет Христа. Считается, что это относится только к принявшим крещение, хорошо. Но, вот, интересно: человек не может участвовать в заповеди евхаристии, потому что еще не принял крещение; а не принял крещение, потому что ему отказали по причине не полной лояльности к какой-либо общине. И получается, что верующий совершает грех, так как не исполняет заповедь Христа, а не исполняет потому, что не допускают, а значит сами верующие-фарисеи стали препятствием. Разве не фарисеи были противники Христу?
в) Третья особенность фарисейства: показуха и лицемерие. » Все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди; расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих; Также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах.” Мф.23:5-6.
Фарисея можно вычислить по внешней форме и поведению. Это своего рода психологический прием, прикрытие, чтобы обмануть не только окружающих, но и самого себя. Исключением может быть только служитель церкви во время своего служения, когда особая форма ему просто необходима. Обычный верующий христианин отличается присутствием Духа Святого в своем сердце и, естественно, жизненными приоритетами. В остальном мы такие же люди: обычно одеваемся, работаем, отдыхаем, общаемся, не лишены самокритики, да и чувство юмора присутствует у некоторых. Фарисей внутреннюю гниль прячет либо за внешней формой, либо за цитированием каких-то мест из Писания, вырванных из контекста, либо за осуждением других верующих ( так легче на себя не смотреть ).
г) Четвертая особенность фарисейства: отсутствие любви к ближним. Ведь главное в законе – любовь (Агапа). Не понимая и не исполняя это, фарисеи имеют другую мотивацию. Уверяю вас, что фарисей вас не любит. Он может иметь хорошие отношения только с подобным себе, да и то не всегда.
Фарисейство – это духовная и опасная болезнь. Безусловно, за этим явлением прячутся демоны. Убить веру руками самих верующих – это их цель. Очень хитро и коварно. К сожалению, срабатывает и работает эффективно. Человека, который «заболел» этой болезнью вытащить из подобного «болота», бывает, крайне сложно. Важно заметить: фарисейство характерно не только для христианства. Прочие религии кишат подобными сюрпризами. Видите «закутанную куклу» или бородатого кукловода, знайте: там демон и он вас не любит.

3. Закваска саддукейская: «Иисус сказал им: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской». Мф.16:6.
Саддукеи: Партия в Иудее во времена Иисуса Христа (Мф 3.7, Мф 16.1:6,11,12, Мф 22.23, Мк 12.18, Лк 20.27, Деян 4.1, Деян 5.17, Деян 23.6-8); в противоположность фарисеям, они, по словам Иосифа Флавия, отвергали предание старцев и придерживались только закона Моисеева. Они особенно подчеркивали свободную волю человека. Время возникновения этого учения, по Иосифу Флавию, относится к 145 г. до Р.Хр. Из Нового Завета видно, что саддукеи отвергали воскресение мертвых, существование ангелов и духов (Мф 22, Лк 12, Лк 20, Деян 23). Справочник Ньюстрема.
Из Священного Писания мы видим, что, по сути, это люди неверующие. Они отвергали ангелов, отвергали воскресение мертвых, не признавали духов. Признавая Бога, но не признавая все Священное Писание, человек становится неверующим. Нельзя верить на половину.
Откровенно говоря: да и атеисты, в основном, не отвергают Иисуса Христа, но видят в Нем только историческую личность. Многие из них знают о существовании какой-то неведанной умной субстанции. Но все понимают как-то по-своему. Все это относится к категории неверия. И это опасно. Потому, что подобная закваска обязательно заквасит все тесто. Все начинается с малого. Малая закваска квасит все тесто.
Один проповедник поставил под сомнение одну из книг Библии; прошло время, он счел ненужным ссылаться на Ветхий Завет, достаточным оказался только Новый Завет. Но прошло еще время и он вообще перестал проповедовать. Конечно, в Писании есть некоторые фрагменты, в которые не просто, порой, поверить, например: большая рыба, которая проглотила Ионну, или создание нашего мира за 6 дней и т.д. Но, тем не менее, как описано, так оно и было и все достаточно логично. В этих фрагментах проверяется человеческая вера Священному Писанию.
Интересно заметить, что люди мира сего склонны верить во всякую белиберду, особо не затрудняя себя логикой.
Например: сотворение Вселенной… Как все началось?
Сначала ничего не было, совсем ничего, а потом все «это» взорвалось. Ну, действительно, что еще оставалось делать этому «ничему»? Разве что взорваться. Логично? — «очень».
А теория Дарвина — разве не бред? Как не странно, но многие люди относятся к этому вполне нормально. Считается — «ну, это же так все просто».
Удивительно устроены люди. Человек склонен усложнять то, что очень просто и упрощать то, что очень сложно и верить во всякую чепухи, при этом, не склонны довериться Священному Писанию.
Христианская вера основана на вере в Иисуса Христа и на Священное Писание — Библию.
Саддукейская закваска — это закваска неверия. И, к сожалению, все начинается с малого. Нужно помнить, что без веры угодить Богу невозможно.
Саддукеи мне чем-то напоминают современных «Свидетелей Иегова», они тоже, по сути, ни во что не верят. Не верят в Духа Святого как личность, не верят в Иисуса Христа как Бога; считают, что рай будет только на земле и т.д. Все перевертывают. Признают Бога, но не верят в Его Слово. Типичная закваска саддукейская.
Или, например, как можно верить в Священное Писание и одновременно признавать теорию эволюции? Это несовместимо. Однако сталкиваемся с подобным и среди людей, вроде бы, верующих.
Как раз об этом и предупреждал Христос. Берегитесь закваски саддукейской. Берегитесь — это значит опасно. Вопрос ошибки — жизнь вечная.

4. Закваска Иродова: «А Он заповедал им, говоря: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и закваски Иродовой.» Мр.8:15. Это была религиозно — политическая партия. В Писании их называли иродианами Мрк.3:6. Иродиане — сторонники Ирода Антипы, по всей видимости, в политическом отношении были в то время на стороне римлян. Вместе с фарисеями и саддукеями они были противники Иисусу Христу.
К сожалению, сведений об этой партии или секты осталены мало, ни у Иосифа Флавия, ни у Филона мы ничего не находим. По большому счету, нам это и не надо, важно понять суть подобной закваски. Религиозно-политическая партия, т.е. смесь веры и политики. На этот счет Христос высказался однозначно: «…итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу «. Мф22:21.
Можно сказать так: в церкви не стоит заниматься политикой. Вне церкви пожалуйста. Мы можем быть кем угодно и иметь свою точку зрения на ситуацию в мире, стране или городе, можем принадлежать к любой политической партии. Это все лежит на нашей совести. Но среди верующих мы все братья и сестры. Здесь у нас другие проблемы и, прежде всего, духовные. Наша цель спасать души, расти духовно, помогать нуждающимся.
Политика в церкви опасна.
В одном из принципов евангельских-христиан есть пункт: «отделение церкви от государства». Считаем — очень правильно. Дьяволу важно посеять хаос; здесь он большой мастер, создать панику, скандал, ненависть.
Уместно будет сделать сравнение, как иногда охотятся волки, когда им надо вытащить овцу из стада, которое, вроде бы, хорошо охраняется.
Они подходят к стаду на расстоянии со стороны ветра. Животные чуют запах, в стаде возникает паника и овцы разбегаются. Пастуху очень сложно их удержать. Ну, а далее «вопрос техники». Волки легко ловят заблудших овец.

Посему будем праздновать Пасху с опресноками чистоты и истины. И не давайте место дьяволу.

Ст. 1-3 Между тем, когда собрались тысячи народа, так что теснили друг друга, Он начал говорить сперва ученикам Своим: берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие. Нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, чего не узнали бы. Посему, что вы сказали в темноте, то услышится во свете; и что говорили на ухо внутри дома, то будет провозглашено на кровлях

Фарисеи пытались уловить Господа на слове, чтобы отклонить от Него народ, а сталось напротив. Народа сходилось ещё больше: собирались многие тысячи, и каждый так стремился приблизиться к Нему, что друг друга теснили. Так истина сильна, а ложь везде бессильна! Иисус, зная коварство фарисеев, видя, что они только представляются вопрошающими, а на деле подыскиваются под Ним, заговорил ученикам Своим о лицемерии фарисеев, без сомнения, для того, чтобы обличить их и обнаружить полные лицемерия сердца их. Господь называет лицемерие «закваской», потому что оно терпко, полно древней злобы, изменяет и растлевает собой образ мыслей тех людей, к коим оно приразится. Ибо ничто так не изменяет нравов, как лицемерие. Поэтому ученикам Христовым должно бегать лицемерия. Ибо Христос, будучи Истиной (Ин. 14, 6), очевидно противоположен лжи. А всякое лицемерие, иным представляясь на вид и иным будучи на деле, исполнено лжи. Хотя фарисеи, — говорит, — думают прикрыться лицемерием, подделывая себе благонравие, однако ж, нет ничего сокровенного, чтобы не открылось. Ибо все и слова, и помышления на последнем суде представятся во всей наготе (1 Кор. 4, 5). Да и в настоящей жизни обыкновенно обнаруживается много тайного. Поэтому, что вы сказали в темноте и что вы говорили внутри дома и тайно, то будет провозглашено во свете и с кровель. — По-видимому, Он говорит это ученикам, а между тем направляет против фарисеев, намекая на их ковы, и хотя говорит, по-видимому, ученикам, но фарисеям выражает как бы так: фарисеи! Что вы замышляли в темноте, в ваших темных сердцах, желая уловить Меня, то будет услышано и узнано во свете, ибо Я свет (Ин. 8, 12), и вы не можете укрыться от Меня, но во Мне — Свете — распознается все, что замышляет ваша темнота. И то, что вы порешили между собой на ухо, стало для Меня так известно, как бы провозглашаемо было с высоких кровель. — А это можешь понимать и так, что свет есть Евангелие, а высокие кровли — высокие души апостолов. То, что фарисеи замышляли, впоследствии было провозглашено и слышимо во свете Евангелия, когда на высоких душах апостолов стоял великий Проповедник — Дух Святый.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *