Фарисействовать

Содержание

Фарисей — значит, нехороший человек. Это знает каждый, кто хотя бы немного знаком с текстом Евангелия. Также всем известно, что и мытарь —нехороший человек. Еще известно, что Иисус Христос, несмотря на их нехорошесть, мытарей часто жалел, а фарисеев, наоборот, — ругал.

Но чем были так уж плохи фарисеи и что вызывало сочувствие Христа к мытарям, с ходу ответить может далеко не каждый. Причина этому проста: сегодня люди очень расплывчато представляют себе, кто такие были эти самые мытари и фарисеи, чем они занимались, в чем были достойны похвалы, а в чем — порицания.

А ведь в Евангелии упоминаются еще и саддукеи, с которыми у Христа тоже были серьезные разногласия. И про них также почти ничего не известно многим.

Чтобы восполнить этот пробел и сделать чтение Евангелия более осмысленным, попробуем разобраться, кем были все эти люди со странными названиями, в чем заключались их особенности и как сегодня мы можем сравнить свою жизнь с поступками евангельских фарисеев, саддукеев, мытарей.

Фарисеи

Слово «фарисеи» употребляется в Евангелии так часто, что поневоле начинаешь воспринимать его как нечто важное, о чем непременно нужно знать. Именно фарисеи постоянно спорят с Иисусом, задают ему каверзные вопросы, пытаются поймать Его на противоречиях. В свою очередь Иисус всячески обличает их за лицемерие, искажение Закона Божьего, чрезмерную увлеченность внешним благочестием. Почему же именно с фарисеями возникло у Иисуса такое сильное противостояние?

Ответ здесь простой: сильнее других оспаривают новое учение те, кто наиболее твердо привержен учению старому. Фарисеи считали себя самыми ревностными исполнителями Божьих заповедей. Само слово «фарисей» означает — «обособившийся», «отделенный» от всех прочих иудеев, не живущих по столь строгим правилам. И действительно — фарисеи очень старались жить праведно. Но при этом с пренебрежением относились к остальным людям, считая их ниже себя перед Богом.

Простые люди с ними считались, почитали их за учителей Закона, боялись их гнева и никогда не дерзали с ними спорить о предметах веры. Поэтому проповедь безвестного сына плотника была воспринята фарисеями как неслыханная дерзость. Будь она менее успешной, ее попросту не заметили бы. Но слова Иисуса звучали со властью, они меняли души людей, призывали их к новой жизни. За новым Учителем ходили сотни последователей, Его речь собирала многотысячные толпы слушателей, пришедших из самых разных городов и деревень.

Конечно, фарисеи видели в Нем угрозу своему духовному авторитету. Тем более что на поверку этот авторитет во многом оказался сомнительным и безосновательным. Так, раздавая милостыню нищим, фарисеи имели обык­новение собирать вокруг себя толпу зрителей, чтобы те могли наблюдать за их щедростью. Соблюдая пост, они нарочно одевались в поношенные одежды и выкрашивали лица белой краской, чтобы окружающие могли убедиться в их изможденности от постных подвигов. Во время храмового богослужения фарисеи вставали в самый первый ряд молящихся, чтобы подчеркнуть свое превосходство.

Внешне они выделялись из толпы простых жителей Израиля своими одеж­дами, про которые здесь следует упомянуть особо. Во время очередного обличения фарисеев за показное благочестие, Иисус говорил про них народу: …все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих… (Мф 23:5). О каких хранилищах и воскрилиях одежд здесь идет речь, из текста Евангелия совсем непонятно. А это как раз и были те самые фарисейские знаки отличия.

Как «хранилище» в русском тексте Евангелия переведено греческое слово, которое имеет несколько значений: защита, укрепление, крепость, сторожевая башня, а также то, что защищает: амулет, талисман. В данном случае хранилище — это то, что охраняет своего владельца. Так назывались квад­ратные коробочки из кожи, на которых были написаны слова пророков, возглашавших народу Израиля волю Божью. Фарисеи привязывали их ко лбу и к левой руке в качестве буквального исполнения Божьей заповеди: …Итак положите сии слова Мои в сердце ваше и в душу вашу, и навяжите их в знак на руку свою, и да будут они повязкою над глазами вашими (Втор 11:18). Назывались такие коробочки — тфилин. Фарисеи прикрепляли их к кожаным лентам и надевали на руку и на лоб. Видимо, чтобы нанести на тфилин побольше священных текстов, некоторые из фарисеев делали эти коробочки-талисманы несуразно больших размеров, о чем и упомянул Христос.

Русское выражение «воскрилия одежд» тоже может ввести неискушённого читателя в заблуждение. Использованное евангелистом греческое слово в данном случае означает вовсе не полы плаща. Здесь говорится о цицит — кисточках, которые необходимо было пришивать по краю одежд, чтобы они постоянно напоминали о заповедях Божьих и необходимости вести праведную жизнь: …И сказал Господь Моисею, говоря: объяви сынам Израилевым и скажи им, чтоб они делали себе кисти на краях одежд своих в роды их, и в кисти, которые на краях, вставляли нити из голубой шерсти; и будут они в кистях у вас для того, чтобы вы, смотря на них, вспоминали все заповеди Господни, и исполняли их, и не ходили вслед сердца вашего и очей ваших, которые влекут вас к блудодейству, чтобы вы помнили и исполняли все заповеди Мои и были святы пред Богом вашим (Числ 15:37–40).

Увлекаясь подобными деталями, фарисеи почти утратили главный смысл Писания, которое они взялись толковать перед простыми людьми. Вместо любви и милости к ближнему они сделали главной целью своего благочестия мелочное следование различным обрядовым подробностям. И очень гордились тем, что соблюдают эти обряды. Именно за такое непонимание сути Закона Божьего ругал их Иисус, пытаясь достучаться до их сердец. Фарисеи пытались убить Его камнями во дворе храма. Но все же именно из их среды вышел Никодим, не побоявшийся вступиться за Христа, когда первосвященники отправили своих служителей схватить Его. Фарисеем был Иосиф, рискнувший напрямую обратиться к римскому наместнику Иудеи Понтию Пилату с просьбой отдать ему тело Иисуса для погребения. Фарисеем был Гамалиил — самый авторитетный учитель Закона, защитивший на суде арес­тованных иудеями апостолов Иоанна и Петра. Наконец, фарисеем был тот, кого Сам Иисус назовет впоследствии Своим избранным сосудом, — апостол Павел, просветитель язычников, основавший множество христианских церквей за пределами Израиля среди других народов.

Несмотря на свои заблуждения, многие фарисеи искренне стремились угодить Богу, душа их не была мертва для принятия Благой Вести о Боге, пришедшем искупить Своей смертью грехи людей. По этой причине и обличал их Господь столь настойчиво, стремясь спасти хотя бы некоторых.

Саддукеи

В отличие от фарисеев, о саддукеях в Евангелии сказано немного. Лишь однажды они попытались искусить Христа коварным вопросом о жене, у которой умерло семь мужей. Попытка эта была столь же безуспешной, как и многочисленные подобные ей провокации со стороны фарисеев. Но в отличие от них саддукеи просто отошли от Иисуса и больше не пытались проверить Его на знание Священных Писаний. Однако в своих проповедях Он предупреж­дает людей беречься учения саддукеев точно так же, как и фарисейского показного «благочестия»: …Иисус сказал им: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской (Мф 16:6). Кто же такие были саддукеи и в чем заключалось их учение?

Название их происходит от имени Садок (или Цадок). Так звали священника, возглавлявшего богослужение в Иерусалимском храме во времена Соломона — великого царя, правившего Израилем за тысячу лет до пришествия на землю Иисуса Христа. По одной из версий, саддукеи называли себя так потому, что считали, будто их традиция идет от этого первосвященника. И действительно, на протяжении многих столетий именно саддукеи занимали все главные посты в духовной, административной и военной иерархии иудеев. Даже в период оккупации Иудеи римскими войсками саддукеи, будучи первосвященниками, могли по-прежнему распоряжаться всеми сокровищами главной святыни народа Израиля — Иерусалимского храма, а это были огромные деньги.

Обладавшие властью саддукеи были подвержены обычным для людей власти искушениям. Бесконтрольно управляя пожертвованиями на храм, они порой опускались до откровенных махинаций и обмана. Так, знаменитый евангельский эпизод с изгнанием торговцев и менял из храма был по сути прямым обличением саддукеев в творимом ими беззаконии.

Дело в том, что ежегодный налог на Иерусалимский храм и вообще любое денежное пожертвование на нужды храма можно было принести только специальными монетами — храмовыми сребрениками, на которых не было изображения римского императора. Считалось, что такое изображение осквернит сокровищницу. Поэтому паломникам сначала нужно было поменять свои деньги на сребреники и лишь после этого приносить пожертвование. Эту операцию выполняли менялы, которые ставили свои столы прямо у входа в Иерусалимский храм. За свои услуги они брали грабительскую комиссию, которая составляла почти две трети от обмениваемой суммы.

Но на этом изъятие денег у паломников не заканчивалось. Далее, на полученные сребреники они должны были тут же, во дворе храма, приобрести животных для принесения в жертву, как этого требовал иудейский закон. Стоили они здесь в разы дороже, чем в городе, но паломники готовы были платить эту завышенную цену. Дело в том, что храмовые служители проверяли все принесенные жертвы на отсутствие дефектов (а за проверку также приходилось платить). Чужой товар после такой экспертизы крайне редко получал положительное заключение. Чтобы избавиться от этой процедуры, люди вынуждены были покупать животных для жертв именно здесь, платя втридорога. Поэтому Иисус и назвал меновщиков и продавцов скота разбойниками, обирающими богомольцев. Но разве смогли бы меновщики и торговцы устроить такой грабительский бизнес без разрешения первосвященников-саддукеев?

В их руки шла львиная доля прибыли от всех этих махинаций. А между тем у такой саддукейской жадности к деньгами и власти имелось свое «богословское» обоснование. В отличие от фарисеев, саддукеи не верили в загробное существование души и грядущее воскресение мертвых. Поэтому они стремились наполнить свою земную жизнь всевозможными благами, не надеясь на посмертное воздаяние. Этому способствовало также и общее с фарисеями учение о том, что земное богатство Бог посылает лишь праведникам, в награду за их благочестивую жизнь. Узнав, что Иисус воскресил умершего Лазаря, четыре дня пролежавшего в могиле, и что весь народ после этого пошел за Ним, как за обещанным Мессией, первосвященники-саддукеи испугались, что новый Царь лишит их привычной «кормушки», в которую они превратили свое служение. И, сговорившись с фарисейскими начальниками, решили убить Иисуса.

Ни об одном уверовавшем и покаявшемся саддукее Евангелие не упоминает.

Мытари

Мытари — это наемники римлян, пришедших на землю Израиля и захвативших ее. Римляне набирали мытарей из местных жителей для сбора налогов в императорскую казну. В такой политике римских властей был резон: иудейское общество было закрытым для чужаков, поэтому выудить из непокорных иудеев все налоги до последней монеты удобнее было тем, кто знал все их хитрости и секреты. Проще говоря, мытари были предателями своего народа.

Старейшинами мытарей становились богатые иудеи, имеющие достаточно средств, чтобы купить у римлян право на сбор налогов. Далее они нанимали себе подчиненных, которым назначали сумму, которую те должны были собрать с людей на вверенном им участке.

Помимо римских налогов, мытари должны были также выбить из людей деньги для собственной прибыли. И для этого не стеснялись в средствах. Забрать у несчастного бедняка последние гроши, оставить вдову с детьми без средств к существованию было для них обычной повседневной практикой.

Сопротивляться мытарям иудеи боялись, ведь те были на службе у римлян. Их просто ненавидели и считали злейшими врагами народа Божьего. Среди иудеев это были презираемые всеми изгои. Люди брезговали садиться с ними вместе за стол, избегали входить в их дома и вообще поддерживать какое-либо общение. Поэтому для многих было настоящим потрясением видеть уважаемого народом Учителя в гостях у старейшины мытарей или за одним столом с рядовыми сборщиками налогов. А для самих мытарей общение с Ним было единственной возможностью поговорить с почтенным человеком о вере и спасении.

Никто из раввинов — иудейских учителей благочестия — никогда не согласился бы даже приблизиться к этим людям, сделавшим самих себя отверженными в собственном народе. Но для Иисуса не существовало изгоев. Если мытари хотели покаяться в своих злодеяниях перед Богом и людьми, Он всегда давал им такую возможность, ничуть не опасаясь испортить Свою репутацию. Даже среди таких жестокосердных людей собрал Он Свой урожай для Царства Небесного. Евангелие рассказывает о начальнике мытарей, богаче Закхее, который после общения с Иисусом покаялся и решил вернуть с прибавкой все, что он когда-либо отнял у людей. Согласно преданию, впоследствии Закхей стал первым епископом христианской Церкви в Кесарии Палестинской — крупном городе на берегу Средиземного моря. Другого покаявшегося мытаря мы знаем сегодня как апостола и евангелиста Матфея.

О какой «закваске» говорил Христос?

«Опасайтесь закваски фарисейской и саддукейской», — предупреждал Иисус учеников. Под закваской здесь имеются ввиду греховные червоточины, разъедавшие людей, искренне считавших себя верующими.

Фарисеи старались исполнить заповеди Божьи, но делали все напоказ, унижали менее благочестивых, стремились к первенству среди народа. Саддукеи не верили в посмертную жизнь души и в воскресение мертвых, поэтому жаждали получить в этой жизни власть и богатство. В результате те и другие, будучи непримиримыми противниками, сошлись вместе ради убийства безгрешного Спасителя.

Эти же опасности подстерегают верующих людей во все времена. Надменность, показное благочестие, жажда денег, славы и власти — все это и сегодня может разрушить изнутри даже самую искреннюю веру во Христа. Заквас­ка — обычные дрожжи, которые кладут в тесто, чтобы оно забродило и стало пышным. Так и безобидные, на первый взгляд, желания могут постепенно «переквасить» христианина, превратив его в современного фарисея или саддукея. Но даже в этом случае у человека остается возможность, подобно покаявшемуся мытарю, обратиться ко Христу со словами …Боже, милостив буди мне, грешному — и надеяться на оправдание. Потому что, как уже было сказано, для Иисуса Христа среди людей нет изгоев.

Рисунки Екатерины Гавриловой

Теперь вы знаете, кто такие мытари, саддукеи и фарисеи. Как вы думаете, а кем были бы вы в Иудее перед рождением Иисуса Христа? Римский воин, мытарь или фарисей?.. Пройдите наш тест и получите ответ.

Каковы твои политические вкусы?

Консервативные. Скрепы — наше все. Вся власть — элите! Лучшие люди — лучше знают как жить. Да здравствует революция! Государство — зло. Политический строй не важен. Революция бессмысленна. Слава Империи! Политика мне безразлична, лишь бы платили.

Религиозные партии Нового Завета

В Новом Завете мы встречаем упоминания таких групп людей как: книжники, фарисеи и саддукеи.

7 Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева?
(Матф.3:7)

Фарисеи – это религиозная группа, которую отличало неукоснительное выполнение Закона, следование обычаям предков и строгое соблюдение ритуальной чистоты.

Саддукеи – религиозная группа иудеев, состоящая преимущественно из священников и иерусалимских аристократов. Саддукеи отрицали «устное предание» фарисеев и не верили в воскресение мертвых, а также в существование ангелов и демонов. Саддукеи имели огромное влияние в Высшем Совете иудеев.

В древности бытовало поверье, что змеи определенных видов рождаются, прогрызая чрево своих матерей. Получить прозвище «змея» было достаточно обидно, но еще худшим оскорблением было прозвище «порождение ехидны»: убийство матери или отца считалось в древности самым ужасным преступлением.

Почему Иоанн так обозвал их? Вероятно нам следует лучше узнать, кто такие книжники, фарисеи и саддукеи в Библии.

Книжники из Библии

Книжник (буквально — пишущий, писец) — представитель, по-видимому, наиболее образованной прослойки иудейского народа (в Новом Завете упоминаются почти всегда вместе с фарисеями).

Книжник (с иврита — »соферим»; греч. γραμματεΐς) — в эпоху второго храма (516 до н. э. — 70 н. э.) знаток, толкователь и учитель закона Моисея; преемник пророков. Источник — Википедия.

Книжники, фарисеи и саддукеи — кто они? (3 основные «партии» времён Нового Завета)

Книжник — перевод с греческого.

«Книжники» это перевод греческого слова grammateis, представляющего собой форму множественного числа от grammateus, что означает «писец; переписчик»; «конторский служащий; секретарь».

Книжники — кто они?

Это слово в Книге Деяний 19:35 переведено «городской секретарь» (ВПНЗ) или «городской писарь» (СПБТ). Речь идет о чиновнике городского уровня.

В лексиконах греческого языка также можно найти информацию о том, что слово grammateus также означало человека, искушенного в иудейском законе, толкователя закона.

В таком значении слово употребляется в Евангелии от Матфея 2:4 и 5:20.

4 И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу?
(Матф.2:4)

20 Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное.
(Матф.5:20)

В Евангелии от Матфея 13:52 это слово обозначает духовного учителя, учителя в религиозных вопросах.

52 Он же сказал им: поэтому всякий книжник, наученный Царству Небесному, подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое.
(Матф.13:52)

Оно также употреблялось для обозначения человека, известного своей мудростью и образованностью.

20 Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?
(1Кор.1:20)

Слово grammateus представляет собой форму от grapho, что означает «пишу».

Очевидно, что от него произошло слово «графит», разновидность углерода, которую, в частности, используют при изготовлении карандашей. От него же происходит «грамматика», потому что грамматика это то, что пишут и используют при письме.

Книжники считались знатоками закона Моисеева.

Иисус порицал их за грехи и непоследовательность. Это показывает, что духовные вожди могут заблуждаться.

Но именно религиозные деятели распяли Христа!

Величайший книжник.

Первым и величайшим книжником был Ездра, собравший и упорядочивший все книги Ветхого Завета, но уже в его время были и другие книжники.

6 сей Ездра вышел из Вавилона. Он был книжник, сведущий в законе Моисеевом, который дал Господь Бог Израилев. И дал ему царь все по желанию его, так как рука Господа Бога его над ним.
7 пошли в Иерусалим и из сынов Израилевых, и из священников и левитов, и певцов и привратников и нефинеев в седьмой год царя Артаксеркса.
8 И пришел он в Иерусалим в пятый месяц, — в седьмой же год царя.
9 Ибо в первый день первого месяца начало выхода из Вавилона, и в первый день пятого месяца он пришел в Иерусалим, так как благодеющая рука Бога его была над ним,
(Ездр.7:6-9)

1 Когда наступил седьмой месяц, и сыны Израилевы по городам своим, тогда собрался весь народ, как один человек, на площадь, которая пред Водяными воротами, и сказали книжнику Ездре, чтобы он принес книгу закона Моисеева, который заповедал Господь Израилю.
(Неем.8:1)

13 И приставил я к кладовым Шелемию священника и Садока книжника и Федаию из левитов, и при них Ханана, сына Закхура, сына Матфании, потому что они считались верными. И на них раздавать части братьям своим.
(Неем.13:13)

После вавилонского плена, когда древнееврейский язык стал забываться, а в обиход вошел новый — арамейский, все священные книги нужно было переписывать, чтобы их сохранить.

Книжники становятся хранителями, толкователями и учителями закона.

Хотя к закону запрещалось что-либо добавлять, очень скоро появилось множество новых правил, положений, установлений, которые в общем назывались преданиями старцев.

2 не прибавляйте к тому, что я заповедую вам, и не убавляйте от того; соблюдайте заповеди Господа, Бога вашего, которые я вам заповедую.
(Втор.4:2)

2 зачем ученики Твои преступают предание старцев? ибо не умывают рук своих, когда едят хлеб.
(Матф.15:2)

Талмуд: Мишна, Гемара, Сура.

Эти предания позже были собраны в одну книгу под названием Мишна (повторение) раввином Иудой Святым (200 г. по РХ). К ней затем добавилась Гемара (завершение), первое издание которой появилось в Тивериаде в 350 г. а второе в Суре (Вавилония) около 550 г.

Эти книги вместе взятые известны под названием Талмуд (учение), в котором содержится по подсчетам раввинов 613 заповедей (248 повелений и 365 запрещений).

Известные книжники времен Христа.

Известными книжниками времен Христа были Гиллель и Шамаи, которые возглавляли две различные школы.

Статья: Гамалиил — фарисей, законоучитель и член иерусалимского синедриона

Учеником (и внуком, как гласит предание) Гиллеля был Гамалиил, наставник Савла (ап. Павла).

Были среди книжников и стремившиеся последовать за Христом,

19 Тогда один книжник, подойдя, сказал Ему: Учитель! я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел.
(Матф.8:19)

и беседовавшие с Ним,

32 если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем.
(Матф.12:32)

одному из которых Он сказал, что тот близок к Царствию Божию.

34 Порождения ехиднины! как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста.
(Матф.12:34)

Фарисеи из Библии

Фарисеи, иудейская религиозная и политеческая партия, единственная из еврейских партий и групп, сохранившаяся и после падения Иерусалима; именно поэтому в основе современного иудаизма лежат преимущественно фарисейские традиции.

Фарисей — перевод с греческого.

«Фарисеи» это русифицированная форма греческого слова pharisaios, которое, в свою очередь, пришло в греческий от арамейского perishin, что означало то же самое, что parash в древнееврейском («отделять( ся)»).

Таким образом, «фарисей» означает «отделенный», «отделившийся».

Мы не знаем, каким образом фарисеи обрели такое наименование. Некоторые исследователи полагают, что так их назвали их противники.

Слово «Фарисей», вероятно, означает «обособленные» и подразумевает группу людей, на которых, в отличие от саддукеев, не оказали заметного влияния чужеродные эллинистические и рационалистические идеи.

Роль фарисеев во времена Иисуса.

Фарисеи были ведущей религиозной группой во времена Иисуса. Они появились задолго до Его рождения как оппозиционное движение, противившееся влиянию эллинской культуры на иудеев.

Фарисеи были сепаратистами, потому что они с презрением относились к любому другому народу. Их презрение, по мнению некоторых исследователей, переносилось также на саддукеев и простых иудеев.

Савл Тарсянин был фарисеем в момент своего обращения во Христа. Он сказал царю Агриппе о самом себе:

«Я жил фарисеем по строжайшему в нашем вероисповедании учению»
(Деян. 26:5).

Фарисеи строго следили за соблюдением Закона.

Партия фарисеев сформировалась, по-видимому, незадолго до эпохи Маккавеев.

Вначале Маккавеи входили в партию фарисеев и опирались на нее, но позднее покинули эту партию и даже подвергали ее членов гонениям.

Во времена Иисуса политические вожди еврейского народа, большая часть высокопоставленного священства и синедриона принадлежали к проэллинистическим настроенным саддукеям, но духовными вождями народа оставались фарисеи.

Не будучи в большинстве своем священниками, они были, тем не менее, благочестивыми и правоверными людьми, всей душой стремившимися исполнять Закон как Божью волю.

5 обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена Вениаминова, Еврей от Евреев, по учению фарисей,
(Фил.3:5 и след.)

Они признавали существование добрых и злых духов, жизнь после смерти и телесное воскресение.

8 Ибо саддукеи говорят, что нет воскресения, ни Ангела, ни духа; а фарисеи признают и то и другое.
(Деян.23:8)

Иисус, закон и фарисеи.

В этом отношении Иисус не находил в их учении ничего предосудительного (Мф 23:2 и след.), но в то же время Он предостерегал от слепого подражания им (Мф 16:11 и след.), поскольку фарисеи полагались на собственную праведность, а не на Господа.

Иер 31:33 и след.; Иез 36:26 и след.; сравним Ин 3:8-10

Фарисеи ограничивали себя внешним исполнением Закона, стараясь в то же время укрепить Закон новыми правилами и предписаниями, регулирующими его исполнение.

На самом же деле они все более удалялись от истинной Божьей воли (Мф 15:1 и след.).

Частично фарисейские предписания по исполнению Закона были открыто направлены на то, чтобы обойти Закон:

например, во время поездки в субботу на осле на седло клали мехи с водой, потому что Закон разрешал в субботу преодолевать по воде большее, чем по суше, расстояние.

Но главной заповеди, любви к Богу и ближним, фарисеи не уделяли достойного внимания

42 Но горе вам, фарисеям, что даете десятину с мяты, руты и всяких овощей, и нерадите о суде и любви Божией: сие надлежало делать, и того не оставлять.
(Лук.11:42)

или распространяли ее только на фарисеев (отсюда вопрос в Лк 10:29: «А кто мой ближний?»).

Это ложное убеждение делало их надменными, властолюбивыми и даже доводило до богохульства, когда они оказывались свидетелями очевидного, но невыгодного для них действия Святого Духа.

48 Уверовал ли в Него кто из начальников, или из фарисеев?
(Иоан.7:48 и след.)

22 А книжники, пришедшие из Иерусалима, говорили, что Он имеет веельзевула и что изгоняет бесов силою бесовского князя.
23 И, призвав их, говорил им притчами: как может сатана изгонять сатану?
24 Если царство разделится само в себе, не может устоять царство то;
25 и если дом разделится сам в себе, не может устоять дом тот;
26 и если сатана восстал на самого себя и разделился, не может устоять, но пришел конец его.
27 Никто, войдя в дом сильного, не может расхитить вещей его, если прежде не свяжет сильного, и тогда расхитит дом его.
28 Истинно говорю вам: будут прощены сынам человеческим все грехи и хуления, какими бы ни хулили;
29 но кто будет хулить Духа Святаго, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению.
30 , потому что говорили: в Нем нечистый дух.
(Мар.3:22-30)

Они ревностно поддерживали свой престиж.

6 также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах
(Матф.23:6 и след)

43 Горе вам, фарисеям, что любите председания в синагогах и приветствия в народных собраниях.
(Лук.11:43)

Своим чрезмерным миссионерским усердием фарисеи преграждали путь в Царство Небесное тем, кто действительно искал Бога,

13 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете.
(Матф.23:13)

52 Горе вам, законникам, что вы взяли ключ разумения: сами не вошли, и входящим воспрепятствовали.
(Лук.11:52)

и вели обращенного ими язычника (Прозелиты) к верной духовной смерти.

15 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас.
(Матф.23:15)

Поэтому Иисус называет фарисеев сынами дьявола.

44 Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи.
(Иоан.8:44)

Чтобы понять всю остроту разногласий Иисуса с фарисеями, благочестивыми людьми Его времени, нужно помнить, что Его упреки

14 оставьте их: они — слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму.
(Матф.15:14)

полностью относились и к таким уважаемым и почтенным людям, как Никодим

10 Иисус отвечал и сказал ему: ты — учитель Израилев, и этого ли не знаешь?
(Иоан.3:10)

или Гамалиил.

34 Встав же в синедрионе, некто фарисей, именем Гамалиил, законоучитель, уважаемый всем народом, приказал вывести Апостолов на короткое время,
(Деян.5:34)

Саддукеи из Библии

Иудейская религиозная партия, возникновение которой, вероятно, относится к персидским или эллинистическим временам.

Свое название она получила по имени некоего Цадока (Садока). Он, очевидно, был первосвященником во времена Давида и Соломона, и с того времени должность первосвященника передавалась в его роду по наследству.

2Цар 8:17; 3Цар 1:8; 2:35; ср. Иез 40:46; 43:19; 44:15; 48:11

Саддукеи были весьма политизированы и находились под значительно сильным эллинистическим влиянием.

Саддукеи являлись противниками фарисеев.

Во время правления Маккавеев саддукеи были мало заметны, но впоследствии, благодаря расположению к ним Иоанна Гиркана, Александра Янная и Аристобула II, активизировались.

Во времена Нового Завета их влияние на народ было незначительно, но саддукейские священники образовывали преданную первосвященнику фракцию в синедрионе

17 Первосвященник же и с ним все, принадлежавшие к ереси саддукейской, исполнились зависти,
(Деян.5:17)

и таким образом участвовали в политическом руководстве страной, выражая интересы аристократии.

Ко времени общественного выступления Иисуса их политика по отношению к римлянам в целом была дружественна.

Борьба фарисеев и саддукеев против Иисуса.

В борьбе против Иисуса саддукеи и фарисеи выступали единым фронтом (Мф 16:1,6,11 и след.), но руководствовались различными мотивами: фарисеи ненавидели Иисуса за Его учение и Его дела, а саддукеи, вероятно, считали, что устранение Иисуса необходимо, скорее, по политическим соображениям.

Саддукеи и фарисеи единодушно признавали Пятикнижие Моисея, однако саддукеи отвергали устное «Предание отцов» (Галаху), то есть выработанные фарисеями предписания по соблюдению Закона, и не слишком высоко ценили книги пророков.

Иосиф Флавий о саддукеях

Иосиф Флавий, бывший противником саддукеев, называл их фаталистами. Во многих источниках, сообщающих о саддукеях (труды Иосифа Флавия, раввинистическая литература, НЗ), отчетливо проявляются антисаддукейские тенденции.

Список используемой литературы:

Царь Давид и Соломон, фарисеи и кесарь, пророк Илия и многие другие такие знакомые и, одновременно, незнакомые имена. Кем были все эти библейские герои? Хорошо ли мы знаем кто есть кто в Библии? Не путаем ли порой с какими-то теми или иными мифологическими персонажами? Чтобы разобраться во всем этом «Фома» открыл проект кратких рассказов «Библейские персонажи». Сегодня мы говорим о том, кто такие фарисеи.

Фарисеи – это иудейское религиозное течение и политическая партия, чье название, скорее всего, значит «обособленные».

Во времена Иисуса Христа они по большей части не занимали высоких постов, но для еврейского народа оставались духовными лидерами и авторитетами. Бытовала такая пословица: «Если бы только два человека попали на небо, то один из них был бы фарисей».

В Библии фарисеи упоминаются в книгах Нового завета и в основном противостоят Иисусу Христу, испытывают его, не принимают его учения.

Фарисеи верили в духов и воскресение мертвых (Деян 23:6, 24:15 и далее), помимо закона (который они стремились исполнять как волю Божию (Флп 3:5)), соблюдали множество внешних установлений и заповедей, которыми дополнили закон.

Иисус Христос предостерегал слепо подражать фарисеям (Мф 16:11 и далее), так как они полагались на собственную праведность больше, чем на Бога ( Ин 3:8-10). Множество правил и условностей фарисеев отдаляли их от соблюдения воли Божией (Мф 15:1 и далее) и приводили к неосознанному, но опасному лицемерию (Мф 6:5,16; 23:5-7; Лк 18:11).

Образ фарисея очень ярко представлен в притче Христа о мытаре и фарисее (Лк 18:9-15), которые вошли помолиться в Иерусалимский храм. Христос оправдывает мытаря, который смиренно и просто признавал свою греховность и только просил у Бога милости. Нет оправдания фарисею, который хвалился тем, что строго исполняет закон, и в своем высокомерии дерзал ставить себя выше мытаря, которого почитал человеком грешным. Фарисей забыл, что судить человека – дело не другого человека, а Бога.

Отношения Христа и фарисеев не сводились только к конфронтации. Некоторые фарисеи приглашали Христа к себе в дома (Лк 7:36, 11:37, 14.1),

К числу фарисеев принадлежал Савл (будущий апостол Павел), Никодим (Ин 3:10), который впоследствии вместе с Иосифом Аримофейским снял с креста тело Иисуса Христа и организовал его погребение, а также Гамалиил (Деян 5:34).

Иллюстрация: Суд Христа над грешницей, приведенной фарисеями (Ин. 8, 1-11). Сербия. Косово. Монастырь Грачаница. Неф

IV. Христианская война: лжеучители идут в атаку (глава 2)

По так называемому Миланскому Эдикту, принятому в 313 году. Церковь получила свободу открыто и на законных основаниях проповедывать миру свои доктрины. Но в это же самое время и мирские идеи стали проникать в Церковь, «разбавляя» собой первоначальное учение о Христе, и так продолжалось 1200 лет, до эпохи Реформации. Однако, как видно из второй главы Второго послания Петра, мирские идеи проникли в церковь намного раньше, чем издал император Константин свой знаменитый указ. Вывод, который следует из этого: во все времена верующие должны стоять на страже, ибо мир постоянно угрожает им.

А. Об избавлении от лжеучителей (2:1-9)

Слово «избавил» в стихах 7 и 9 говорит о том, что Бог хочет и может избавлять Своих детей от любых трудностей и опасностей даже и тогда, когда сами они (как Лот) не стремятся к этому избавлению. Но упование на Божию силу не может извинять пассивность верующих: лжеучителям и лжепророкам они обязаны давать бой.

1. РАЗОБЛАЧЕНИЕ ЛЖЕУЧИТЕЛЕЙ (2:1-3)

2Пет. 2:1. Сатанинские подделки, как и коварная деятельность врага Божиего, – налицо во всякое время. Это было в Израиле во дни пророков, о которых говорится в 2Пет. 1:19-21, было и в раннехристианской Церкви. И во все времена то, чему учили лжепророки, было ересью. Они не обязательно приходили в Израиль из соседних народов, нередко они сами были израильтянами (Иер. 5:31; 23:9-18). Подобно же и лжеучители возникают в самой Церкви. Свои еретические учения они внедряют исподтишка. Греческое слово ериаиз (ереси) означало просто философское учение.

Однако, новозаветные писатели называли этим словом религиозные группы или секты, например, «саддукейская ересь» (Деян. 5:17), «фарисейская ересь» (Деян. 15:5), либо разного рода фракции, возникавшие на основе лжедоктрин («разномыслия» в 1Кор. 11:19). Такие ереси пагубны, потому что уводят людей от Христа и таким образом губят их духовно.

Сущностью любой ереси являлось не признание Христа всемогущим Господом (Иуд. 1:4). Это – то и приводило разделявших еретическое учение к скорой духовной гибели (2Пет. 2:3; 3:16). Но как могут эти лжеучители, о которых говорится, что они вышли из среды верующих («были… в народе (израильском)… и у вас будут») и были искуплены Господом, погибнуть духовно? На этот счет предлагается несколько объяснений. 1) Они были спасены, но потеряли спасение.

Но это противоречит многим другим местам Священного Писания (Иоан. 3:16,5:24; 10:28-29). 2) Слово «искуплены» означает здесь, что они были сотворены Господом, но не спасены Им. Однако, такое понимание меняет смысл «искупления». 3) Лжеучители лишь объявляли себя спасенными Христом. Но это означало бы «читать между строк». 4) Они были искуплены в том смысле, что Христос уплатил выкуп за их грехи, но полученного ими спасения они не реализовали в своей жизни и, значит, остались вне его.

Своею смертью Христос покрыл грехи всех людей (1Тим. 2:6; Евр. 2:9; 1Иоан. 2:2), однако, действительна она только для тех, кто верует в Него. Такое понимание убедительно свидетельствует как в пользу «неограниченного искупления» (учения, что Христос умер за всех людей), так и против «ограниченного искупления» (учение, будто Он умер только за тех, кто был «предназначен к спасению от начала мира»).

2Пет. 2:3. Религиозные шарлатаны и знахари вносят немало сумятицы в среду народа Божиего. В жадности своей (здесь и в стихе 14 – «любостяжание») они пользуются другими людьми в своих корыстных целях и обращают дом Божий в нечистое торжище. Слово емпореузонтаи, переведенное как «уловлять», собственно, означает здесь – «поставить на коммерческую основу,» (т. е. «чем-то торговать», «совершать что-то в интересах дела». Слово одного с ним корня в значении «торговать» встречаем в Иак. 4:13. Их льстивые слова не искренни, фальшивы.

Суд им давно готов, и погибель их не дремлет (слово «погибель» встречается во 2-м Петра дважды: 2:1 и 3:16). Лжеучителей ожидает та же участь, которая постигнет и всех других отступников от истины и праведности (как сказано в стихах 4-6). Оунистазеи (не дремлет); без отрицания «не» это слово встречается в Новом Завете еще одни раз – в притче о десяти девах (Матф. 25:5). Божественное правосудие не дремлет, и в свое время оно настигнет виновных.

2. О ПРЕЖНИХ БОЖИИХ СУДАХ (2:4-6)

В стихах 4-10а апостол приводит примеры как Божиих судов, так и избавления по Его милости. Сначала он приводит три примера судов (стихи 4-6), а затем пример избавления (Лот, стих 7). Интересно отметить, что стихи 4-9 соответствуют одному предложению, из числа самых длинных в Новом Завете. Петр хотел подтвердить наглядными примерами ту мысль, что Божиего осуждения лжеучителям не избежать, как не избежать его и другим нарушителям Его воли и Слова Его. Это достаточно недвусмысленно подтверждено историей.

2Пет. 2:4. Первый пример относится к падшим ангелам. Тех ли ангелов имеет в виду апостол, которые восстали против Бога (Иез. 28:15), или тех, о согрешении которых говорится в книге Бытия -6:1-4, трудно сказать наверняка; но поскольку два других примера взяты из Бытия (главы 7 и 19), возможно, что и первый оттуда. Если Бог, будучи справедлив, наказал ангелов, то, конечно, без колебаний накажет и людей.

Господь ввергнул падших ангелов в ад, здесь буквально в «тартар», вероятно, в такое место, где они находятся под стражею от времени своего осуждения до того момента, когда они будут брошены в озеро огненное. Другого суда для них уже не будет – их судьба уже решена. Апостол говорит, что и лжеучителей ждет такая же участь, как падших ангелов.

Стих этот прежде всего привлекает внимание к беспощадной руке Божией, поразившей допотопную цивилизацию, когда (Бог) навел потоп на мир нечестивых. Может быть, современные лжеучители думают, что избежат Божиего суда, потому что их много? Апостол напоминает таковым и тем, кто готов последовать за ними, что Бог может осудить зло, даже если в него вовлечена вся человеческая раса (как это уже случилось однажды, когда Он погубил ее всю, за исключением восьми человек).

Слово эпаксас. переведенное как «навел», таит в себе нюанс внезапности, т. е. Божия кара – потоп – обрушился на человечество внезапно. К тому же самому слову в форме будущего времени апостол прибегает в первом стихе этой главы, когда говорит о еретиках, навлекающих на себя скорую погибель. Здесь оно переведено как «навлекут».

2Пет. 2:6. Уничтожение Содома и Гоморры посредством огня – это классический пример полного уничтожения безбожных людей (Быт. 10:15-19). Слово «тефросаз», переведенное как «превратил в пепел», встречается в Новом Завете только здесь. Петр заканчивает этот стих словами «показав пример будущим нечестивцам» (Иуд. 1:7). Цель апостола состояла не в том, чтобы рассматривать причины столь страшного наказания, этот исторический случай он просто использовал как пример, подтверждающий реальность подобных наказаний. Грехи, особенно ярко проявлявшиеся в Содоме, становятся и сегодня популярными в западной цивилизации, и это не может не приводить на мысль, что такое же постыдное поведение этих двух древних городов закончилось для них очень трагично (Быт. 19:4-5; сравните Быт. 13:13; Рим. 1:27).

3. «ЗНАЕТ ГОСПОДЬ, КАК ИЗБАВЛЯТЬ» (2:7-9)

2Пет. 2:7-9. Апостол Петр уже привел один случай избавления людей Богом (Ной и его семья, стих 5), теперь он приводит другой пример – Лота. Здесь мы снова видим в Новом Завете интересный комментарий на один из ветхозаветных текстов (толкование на стих 5). Из 19 главы Бытия трудно заключить, что Лот всегда был праведным человеком, -возможно, богобоязненность не всегда проявлялась в его повседневной жизни.

Однако, перед лицом Бога ои повел себя как праведник (слово это и производное от него апостол повторяет в 2Пет. 2:7-8 три раза). Петр свидетельствует о праведности Лота, говоря, что он ежедневно мучился в праведной душе, видя и слыша дела беззаконные. Жители Содома и Гоморры вели развратную жизнь и занимались разными беззаконными делами. Лот не просто расстраивался, глядя на них, но именно мучился (эвасанизен, Матф. 8:29) ежедневно наблюдая и слыша мерзкие дела горожан и их разговоры, Лот испытывал подлинную душевную муку.

В 9 стихе подводится итог всему сказанному в стихах 4-9: То конечно знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания. То, что Бог знает, как «избавлять благочестивых от искушения», является великим утешением для верующих, и примером им служат Ной и семь членов его семьи, а также Лот от и его близкие.

С другой стороны, Бог соблюдает (терейн – буквально «держит под охраною») беззаконников, пока не наступит день суда (3:7) перед большим белым престолом и участь их не завершится в озере огненном (Откр. 20:11-15). Нечестивцев Бог, однако, наказывает уже в этой жизни (Рим. 1:27), а после их смерти – в аду (Лук. 16:23). Слово колазоменоус, переведенное как «для наказания», – еще одно из тех, которые употребляет только Петр; больше нигде оно в Новом Завете не встречается.

Б. Описание лжеучителей (2:10-16)

Лжеучителям не избежать Божиего суда, как не избежали его падшие ангелы, мир в дни Ноя, а также нечестивые обитатели Содома и Гоморры. В стихах 10-16 (также и в 17) апостол описывает лжеучителей, которые начали докучать Церкви у же в первом столетии; он описывает их такими, каковы они были и есть.

I. ОНИ – МЯТЕЖНЫ (2:10-11а)

2Пет. 2:10-11а. Апостолы и истинные учителя особо блюли свою чистоту перед Богом. Но лжеучители не считались с нормами достойного поведения в церкви и откровенно потворствовали гнусным своим похотям, подобно жителям Содома и Гоморры; так поступая, они демонстрировали свое неуважение к «начальствам» (Иуд. 1:16,18). Речь здесь идет не о земных «начальниках», а о высших силах, которых эти одержимые духом противоречия безрассудные люди позволяли себе презирать. Словом «начальства» тут переведено греческое слово «Кириотетос», подразумевающее или ангельские силы (Евр. 1:21; Кол. 1:16), или, что еще вероятнее, «власть» Самого Господа (кириос); именно это слово употреблено в 2Пет. 2:1.

Неудивительно, что эти «дерзкие, своевольные» люди не страшились злословить высших, т. е. сознательно говорить ложь о существах высшего порядка. Здесь слово доксас, которое, возможно, означает падших ангелов. Не исключено, что богохульство лжеучителей выражалось в учении, будто потворство похотям плоти есть ангельский образ жизни, в что Бог якобы не накладывает на людей никаких ограничений в этом вопросе.

Лжеучители делали то, чего даже ангелы не делали, а именно – злословили духовных существ. Можно бы, казалось, предположить, что небесные существа, наделенные большей силой и большим могуществом (ангелы из воинства Господня), осуждающе отзываются о менее сильных падших ангелах, однако, это просто недопустимо в присутствии Божием (Иуд. 1:8-9). Но люди нагло и дерзко говорили о вещах, в которых нимало не разбирались (2Пет. 2:12; Иуд. 1:10). И в гордыне своей они, нападая на тех, кто не соглашался с их учением, тоже забывали о всяком чувстве меры.

2. ПОДОБНЫ ЖИВОТНЫМ (2:12)

2Пет. 2:12. Лжеучители первого столетия походили на животных, водимых не разумом, а инстинктами («природою»), и инстинкты эти коренились в их грешной натуре. Поддаваясь своим низменным природным страстям, они растлевали себя (Иуд. 1:10). И, как звери в лесу, только того и заслуживали, чтобы их вылавливали и уничтожали. Резкие выражения апостола свидетельствуют о том, насколько угрожающими а его глазах были все эти ереси. В растлении своем истребятся. Петр, по-видимому, говорит о вечной погибели, ожидающей лжеучителей.

3. ОНИ – ОБМАНЩИКИ (2:13)

2Пет. 2:13. Они получат возмездие за беззаконие (сравните стих 13). По-гречески это скорее звучит как «тот вред который они причинили другим, воздастся им», сравните Гал. 6:7. Хотя лжеучители старались выступать в роли духовных лидеров, обладающих особыми знаниями, они и не пытались скрывать от других свою повседневную жизнь, которую проводили в разврате, удовольствиях и роскоши. Обманывая, они наслаждались.

И несмотря на все это, они, видимо, принимали участие в христианских вечерях любви (Иуд. 1:12). Лжеучители были срамники и осквернители (2Пет. 3:14). Как оскверняет чистую рубаху пятно, а кольцо – царапина, оскверняли они Вечери Господни самим своим присутствием. И в этом было одно из многих зол, которые они причиняли другим.

4. НЕИСПРАВИМЫЕ ГРЕШНИКИ (2:14)

2Пет. 2:14. Резкими короткими фразами, исполненными гнева и осуждения, клеймит Петр этих еретиков. Если до этого момента можно было только сомневаться в том, что лжеучители наследуют спасение, то теперь апостол захлопывает для них дверь надежды, разоблачая их как неисправимых грешников, фраза глаза у них исполнены любострастна означает, что мысль о блуде охватывала лжеучителей при одном виде женщины. И в этом же смысле надо понимать непрестанного греха (Матф. 3:28).

Взгляд на таких людей как на верующих диаметрально противоположен мысли апостола Иоанна о том, что рожденный от Бога не может грешить столь же привычно, как грешат люди в миру (1Иоан. 3:9). На то и направлено было обманное учение еретиков, чтобы успешно соблазнять (делеазо, переведенное как «прельщают», встречается только здесь и в 2Пет. 2:18) неутвержденные (3:16) души, а уж по части стяжательства лжеучители сделались специалистами: «сердце их приучено к любостяжанию» (сравните 2:3); в оригинальном тексте здесь – «они упражняют сердца свои в алчности». И все-таки того, что у них было, им никогда не бывало достаточно. Не удивительно, что апостол называет их «сынами проклятия» (древнееврейское выражение, предполагающее верную гибель от руки Бога). Похоть, лживость, любостяжание – все это навлекает гнев Божий.

5. ЛЖЕУЧИТЕЛИ – КОРЫСТОЛЮБИВЫ (2:15-16)

2Пет. 2:15-16. Здесь апостол в четвертый раз проводит параллель с текстом из Ветхого Завета, на этот раз из книги Чисел (главы 22-24). Лжепророки подобны животным (2Пет. 2:12), и прообразом их был Валаам, сын Восоров, животным же и обличенный (Чис. 22:28,30). Кроме того, что Валаам любил мзду неправедную (то же греческое слово адикиас в 2Пет. 2:13, переведено как «возмездие»), он подстрекал моавитян, чтоб соблазняли израильских воинов, вовлекая их в противозаконные отношения со своими женщинами и тем самым сеяли грех и распущенность в израильском стане (Чис. 31:16; 25:1-3; Откр. 2:14).

Бессловесная ослица, проговоривши (фензаменон – «произвела звук», это же слово встречается в 2Пет. 2:18) человеческим голосом, остановила безумие пророка (па-рафрониан – буквально «неправильно мыслить» – встречается в Новом Завете только здесь). Обычная ослица, бессловесное животное, оказалась мудрее Валаама! Лжеучители, подобные Валааму, грешили так долго и активно что сделались как бы безумны.

И в наше время множество людей настолько предалось жадности и разврату, что их образ жизни иначе как духовным безумием не назовешь. Стяжательство и разврат (которым порой они предаются якобы во имя религии) губят многих. Это и есть «обольщение Валаама» (Иуд. 1:11), тот путь, который он избрал, вместо прямого, истинного пути.

В. Разрушительная работа лжеучителей (2:17-22)

Несмотря на то, что еретикам не избежать Божиего суда, апостол говорит о них потому, что они продолжали причинять Церкви огромный вред. Существуют определенные типы людей, которые, кажется, особо предрасположены стать жертвами обольщения. Упомянув о том, что знает Бог, как избавлять от нечестивых, и красочно описав лжеучителей, апостол объясняет теперь, как именно производят еретики свою разрушительную работу в церквах.

I. КОГО «УЛОВЛЯЮТ» ЛЖЕУЧИТЕЛИ (2:17-18)

2Пет. 2:17-18. «Сыны проклятия» (стих 14) способны влиять на других, благодаря искусству обмана, которым обладают, и уязвимости своих жертв. Лжеучители – это безводные источники, облака, гонимые бурею (сравните Иуд. 1:12-13). Увидя источник или облако, человек может обрадоваться, надеясь на прохладный глоток воды из источника или на освежающий дождь, готовый пролиться из облака. Однако, при встрече с лжеучителями его не ждет ни то, ни другое, ибо те – источники, в которых нет воды, и облака, из которых не пролиться дождю.

В этом-то и суть лицемерия – притворяться тем, чем не являешься. Снова (2Пет. 2:1,3,9,12-13) пишет Петр о грядущем суде над ними: им приготовлен мрак (зофос, стих 4) вечной тьмы (Иуд. 1:13). Под словом «мрак» очевидно понимается ад. Поскольку средством распространения ересей является человеческая речь, лжеучители и воздействовали ею на свои жертвы: произнося (фенгоменои – «производят звук», 2Пет. 2:16) надутое пустословие, высокопарные речи, которыми они обманывали людей, но, лишенные истинного смысла, речи их не отличались от ослиного рева!

Лжеучители соблазняли неутвержденные души, вовлекая их в разврат – они уловляют в плотские похоти и разврат. Будучи сами рабами собственных нечистых страстей, они склоняли верующих следовать их примеру. Их речи, проповедывавшие свободу чувственных проявлений, были рассчитаны на тех, кто лишь начинал постигать Евангелие и ощущать его воздействие в своей жизни: тех, которые едва отстали от находящихся в заблуждении. Комментаторы считают, что речь тут идет о недавно обращенных ко Христу, которые через свое обращение отошли от языческих заблуждений и своих прежних друзей, разделявших их.

2. КАКОВЫ ИХ ПРИЕМЫ (2:19)

2Пет. 2:19. Приемы, применявшиеся лжеучителями, были действенны лишь в отношении наивных людей, а сами еретики походили на человека весом 150 килограмм, который продает книги на тему о похудании, – они обещают им свободу, будучи сама рабы тления (Иоан. 8:34-36). Пустые эти и хвастливые обещания свободы напоминают слова сатаны, обращенные к Еве (Быт. 3:5). Раб – это не только тот, кто принадлежит другому человеку, но и тот, кто побежден чужой волей, либо какой-то идеей или влечением (Рим. 6:16; 1Кор. 6:12б).

3. ИХ КОНЕЦ – ПОГИБЕЛЬ (2:20-22)

О ком говорится в этих стихах? Возможны следующие четыре ответа:

1) Некоторые считают, что речь идет о лжеучителях, а не о тех, кого они соблазнили.

2) Однако, если связать конец 18-го стиха – «которые едва отстали от находящихся в заблуждении», с началом 20-го: «ибо, если, избегши скверны мира», то приходит на мысль, что Петр подразумевал некие неутвержденные души – людей, еще неспасенных, которые только слушают Евангелие (стих 18).

3) Третьи полагают, что слова апостола относились и к самим лжеучителям и к их «обращенным», которые таким образом рисковали своим спасением. Это понимание вступает, однако, в противоречие со многими местами Священного Писания, в которых верующим дается гарантия вечного спасения.

4) Существует и такая точка зрения: в этих стихах апостол предупреждал новообращенных верующих, чтобы не попались в сети похоти и разврата, ибо, попавшись, ощутят от греха еще меньше удовольствия, чем ощущали прежде, до своего обращения.

2Пет. 2:20-21. Но независимо от того, идет ли тут речь о лжеучителях или об их жертвах, и те и другие получили доступное им знание об Иисусе Христе, которое и есть источник свободы и жизни. Но поскольку они отреклись от этого спасительного знания, скверны мира проникли в них еще глубже – опять запутываются в них и побеждаются ими. Таковых, вероятно, ждет еще большее наказание. Действительно, лучше бы им не познать пути правды, нежели познавши возвратиться назад от преданной им святой заповеди, т. е. от того, что они услышали от апостолов.

2Пет. 2:22. Свиней и собак евреи считали самими презренными животными (Матф. 7:6). Поэтому Петр и выбрал именно их образы для сравнения с теми, кто, познав путь истины, не пошел по нему. Первая пословица – Пес возвращается на свою блевотину – взята из Прит. 26:11. Вторая – Вымытая свинья идет валяться в грязи, по-видимому, была хорошо известна евреям, жившим в первом веке. И обе приведены автором послания с целью подчеркнуть: отступники, будь-то лжеучители или их последователи, никогда не были теми, за кого себя выдавали; они возвратились в то состояние, из которого в сущности и не выходили.

Свинью и собаку можно выкупать, но как сохранишь их чистыми! Ведь жить в грязи для них естественно. Упоминаемые в послании отступники оказываются в еще большем порабощении греху, они еще дальше отступают от истины, еще глубже погрязают в духовной нечистоте, чем раньше. В наши дни верующие хорошо делают, если внимают предостережениям апостола Петра против лжеучителей, если учатся, как отличать правду от лжи, и учат этому других. Лжеучители навлекают погибель не только на себя, но и на других. Но христиане в состоянии с большим успехом вести духовную войну, если знают своих духовных противников, методы действий еретиков и конечный результат их обманной деятельности.

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на 2-е послание Петра, 2 глава

Обратите внимание. Номера стихов – это ссылки, ведущие на раздел со сравнением переводов, параллельными ссылками, текстами с номерами Стронга. Попробуйте, возможно вы будете приятно удивлены.

Берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие.
Евангелие от Луки, глава 12, стих 1

Проповедь Господа Иисуса Христа о Царствии Небесном встречала резкое сопротивление и ненависть со стороны старейшин иудейского народа и его духовной элиты — книжников и фарисеев. Они уже не раз хотели погубить Спасителя, но это им не удавалось, поскольку время Крестных страданий Сына Божия ещё не наступило.

Однажды ко Христу привели бесноватого с просьбой исцелить его. Одержимость этого несчастного человека сопровождалась слепотой и немотой. И когда, по слову Христа, нечистый дух оставил человека, он вновь обрёл способность видеть и говорить.
Люди дивились совершённому чуду и в изумлении говорили: «Не это ли Христос, сын Давидов?» (Мф. 12:23). Фарисеи же, стремясь прекратить в народе толки об Иисусе как о Мессии, с ожесточением злословили Спасителя: «Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского» (Мф. 12:24).
«Но Иисус, зная помышления их, сказал: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит. И если сатана сатану изгоняет, то он разделился сам с собою: как же устоит царство его?» (Мф. 12:25-26).
«Если Я силою веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею силою изгоняют? Посему они будут вам судьями. Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то конечно достигло до вас Царствие Божие» (Мф. 12:27-28).
Каждый человек в своей жизни должен сделать выбор: со Христом он или на стороне Его врагов. «Кто не со Мною, тот против Меня», — говорит Господь, — и кто не собирает со Мною, тот расточает» (Мф. 12:30). Кто сознательно и с упорством отвергает спасающую благодать Святого Духа, тот совершает страшный грех — хулит Духа Святого. И этот грех не может быть прощён ни в земной жизни, ни в будущей.
Фарисеи осмелились назвать дела всемогущества Божия делами дьявола. Они отвергли покаяние, а потому отвергли своё спасение.
Как раскаты грома, раздались над фарисеями и книжниками грозные обличения Христа «Порождения ехиднины! как вы можете говорить доброе, будучи злы?» (Мф. 12:34).
Хотя фарисеи были хранителями Моисеева Закона, но своей жизнью они являли пример самого бессовестного нарушения этого закона. Налагали на людей тяжёлые и неудобоносимые бремена, а сами уклонялись от них.
Фарисеи любили почести и делали всё напоказ. Между тем жизнь их была исполнена «хищения и лукавства». «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, — говорил им Господь, — что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мёртвых и всякой нечистоты» (Мф. 23:27).
Отцы фарисеев избивали пророков. А сами фарисеи превзошли меру своих предков ещё большим злодеянием — преследованием, оклеветанием и убийством Спасителя мира.
Но, какой бы ужасной ни казалась тьма греха и злоба врагов Христовых, она никогда не сможет поглотить свет любви Божией к Своему творению. Христос, Свет мира, пришёл на землю, чтобы просветить всех людей. Тот, кто принимает Свет Христов, становится чадом Божиим. Слышащие слово Божие и соблюдающие его наследуют блаженство в Царствии Небесном.
В то самое время, когда Спаситель обличал фарисеев в лицемерии, к Нему пришли Его Пречистая Матерь и братья. По восточному обычаю, братьями в древности назывались все близкие родственники. Они хотели видеть Иисуса, но из-за множества народа не могли подойти близко.
Тогда фарисеи, желая помешать обличительной проповеди Спасителя, сказали: «Вот, Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою». Этими словами фарисеи также хотели возбудить в народе недоверие к божественному происхождению Иисуса Христа.
На это Спаситель ответил: «Кто матерь Моя? и кто братья Мои? И, указав на Своих учеников, сказал: вот матерь Моя и братья Мои; ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь» (Мф. 12:50).

Матерь Божия пришла сострадать Своему возлюбленному Сыну. Её сердце пронзала боль. Ради любви к человеку, Своему падшему созданию, Её единственный Сын должен принять смерть на Кресте.
Такова была воля Божия. И Богоматерь смиренно принимала все ниспосланные Ей испытания.

Я, Господь, призвал Тебя в правду, и буду держать Тебя за руку и хранить Тебя, и поставлю Тебя в завет для народа, во свет для язычников.
Книга пророка Исаии, глава 42, стих 6

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *