Феодосий черниговский

СНПЧ А7 Череповец, обзоры принтеров и МФУ

Преп. Сергий игумен Радонежский Чудотворец

Отроку Сергию трудно давалось учение, и после горячей молитвы Бог послал ему Ангела в виде старца, который благословил отрока. Среди прочих молитв преп. Сергию молятся о детях, которым трудно дается учеба. К молитвам преподобного прибегают для стяжания смирения, избавления от гордыни.

Преп. Серафим Саровский

Великий наставник, утешитель и целитель, преподобный Серафим — скорый помощник всем, притекающим к его помощи. Ему молятся о стяжании любви к ближним, о даровании непрестанной молитвы, об исцелении от всяких болезней, особенности от болезней ног.

Св. мученик Иоанн Воин

Св. Иоанн Воин, посланный преследовать и убивать христиан, оказал большую помощь гонимым. Всю свю жизнь он посвятил служению ближним. Воин-мученик изобличал в краже воров. Ему молятся об отыскании украденного, от воровства, от обидчиков.

Свт. Алексий, Митрополит Московский

Еще про святителя Алексия даже иноверцы знали, что «небо ни в чем не отказывает его молитве». Особенно святителю Алексию молятся о даровании прозрения.

Св. великомученица Варвара

Перед концом просила Господа, чтобы каждый перед своей кончиной покаялся и причастился. По молитвам св. великомуч. Варвары подаются обильные врачевания. Святой молятся также о детях, о помощи в унынии и грусти, утешении в печали. Особо молятся об избавлении от внезапной смерти.

Св. мученик Трифон

Еще в детстве своей чистой молитвой прогонял насекомых с поля, грозивших уничтожить весь урожай. Известно его чудо изгнания беса из дочери римского императора. С юных лет обладал даром исцелять больных, оказывать помощь всем, призывающим его в молитвах, особенно в скорбях, тяжких жизненных обстояниях. Св. муч. Трифону молятся и о счастии в браке.

Свв. мученики Гурий, Самон и Авив

Святым мученикам молятся о покровительстве семейного очага, или когда муж ненавидит и гонит свою жену, о добрых отношениях в семье.

Св. великомученик Пантелеймон

Всю жизнь он посвятил страждущим, больным и убогим. Он «безвозмездно лечил всех», обращавшихся к нему, исцеляя раны, врачуя все болезни.

Св. великомученица Екатерина

На Руси святой великомученице Екатерине особенно молились девушки — чтобы попался хороший жених. К помощи святой прибегали и при трудных родах.

Св. равн. князь Владимир

Святой Владимир, крестивший Русь,- молитвенник за Русское государство, за православный народ. Почти ослепший, он прозрел после принятия святого Крещения. К его молитвам прибегают в том числе и для избавления от глазных болезней.

Священномученик Ермоген

При патриархе Ермогене было нашествие самозванца Лжедмитрия и поляков, которые заключили патриарха в Чудовом монастыре под стражу. Он скончался мученической смертью от голода. Ему молятся во время бедствия и нашествия врагов, о защите от нашествия иноплеменников и иноверных.

Св. великомученик Никита

Святой великомученик Никита пострадал за веру. Его тело, брошенное в огонь, не сгорело, но после долгого хранения у друга, было перенесено в храм. Святому векомученику Никите молятся о здравии детей, и особенно о порче, об исцелении «от родимца». На Руси великомученик Никита считался покровителем гусей. Ему молились о водоплавающей птице.

Святитель Димитрий Ростовский

Ему молятся о заступничестве вдов и сирот, о сострадании к нищим и беззащитным, о помощи в бедности и нужде. Чудеса, происходившие от нетленных мощей святителя Димитрия, особенно касаются исцеления больных, в том числе грудных болезней. Свт. Димитрий сам изнемогал и умер от этой болезни.

Св. Пророк и Креститель Иоанн

Один взгляд на страдальческую усекновенную главу Крестителя располагает искать у него помощи против головной боли. Как проповеднику покаяния, ему молятся также о даровании чувства покаяния. На Руси святому молились о покровительстве посевов и плодородии, при освящении пчельника.

Апостол и евангелист Иоанн Богослов

Святой Иоанн Богослов, любимый ученик Господа Иисуса Христа, взял Пречистую Матерь Божию после распятия Христа в свой дом, где она и пребывала до своего Успения. Святому апостолу, как и апостолам Марку, Луке, Матфею, молятся о добрых отношениях в семье и о совете и любви между мужем и женой.

Преп. Мартиниан Белоезерский

Ему молятся в обиде, когда хотят найти правду и справедливость.

Св. великомученик Димитрий Солунский

В возрасте 20 лет св. Димитрий был назначен проконсулом Фессалиникийской области, но вместо того, чтобы гнать и казнить христиан, стал учить жителей христианской вере. Память святого Димитрия на Руси издавна связывается с воинским подвигом, защитой Отечества. Ему молятся о прозрении очей.

Св. Архистратиг Божий Михаил

Архистратиг Михаил поставлен Господом над всеми девятью Ангельскими чинами. С древних времен прославлен он на Руси. Пресвятая Богородица и Архангел Михаил — особые предстатели за русские города. Крепка вера православных христиан в помощь Архангела Михаила во всех бедах, скорбях, нуждах. Архангелу Михаилу молятся при входе в новый дом.

Св. Архангел Рафаил

Архангел Рафаил — врачевание Божие, целитель человеческих недугов. Архангел Рафаил помог Товии найти невесту, и потому ему особенно молятся о счастии в браке, а также в поиске невесты.

Ангел хранитель

Каждому крещенному христианину Бог дает Ангела хранителя, который невидимо охраняет человека всю его земную жизнь от бед и напастей, предостерегает от грехов, оберегает в час смерти. Ангел хранитель — скорый помощник в любой нужде и болезни.

Св. великомученик Георгий Победоносец

«Егорий Храбрый», как простонародно называют этого святого — покровитель Русской земли, государственности и военной мощи, семьи, детей, помощник в скорби и напасти. Особо ему молятся об опасности нападения диких зверей. Святой Георгий — защитник стад, домашнего скота.

Святитель Николай Мирликийский Чудотворец

Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, один из самых почитаемых на Руси святых, потому в народе его прозвали Угодник. Прославлен от Бога даром чудотворений, исцелений. Ему молятся о помощи в разных бедах, в нужде, устроении судьбы детей, о благополучии в пути по суше и по морю, о помощи в бедности и нужде, от грусти и уныния.

Святитель Спиридон Тримифунтский

Ко многим его чудесам относятся чудеса исцеления больных, помощи страждущим. Еще при жизни святой прославился кротостью, добротой, странноприимством и трудолюбием. На Руси свт. Спиридон почитался наравне со святителем Николаем. Ему молятся во всякой нужде, и особенно к нему обращаются за помощью в поисках работы и заработка.

Святитель Василий Великий

Сам святой до своего священнического служения так много работал, обтесывал камни, что на его руках оставались мозоли. В своей литургии святитель молится о тех, которые трудятся «и в горах,и рудах… и в пропастех земных, и в горьких работах». Ему молятся о помощи в трудах.

Св. первоверховные апостолы Петр и Павел

Великим учителям Православия молятся об умножении веры. Святому апостолу Петру молятся об исцелении — Спаситель исцелил тещу апостола, «лежащу и огнем жигому». Апостолу Петру молятся также о благополучной ловле рыбы, об успехах в рыболовстве. Апостолу Павлу молятся при открытии работ на фабриках, в мастерских и т.д. — сам апостол не оставался без дела ни днем, ни ночью.

Св. пророк Божий Илия

Об этом угоднике сказано: «Помолися, и небо и дождь и даде». Ему молятся также о помощи во время гололеда, в тяжких жизненных и материальных обстояниях.

Блаженный Василий Московский

Проповедуя милосердие, блаженный Василий помогал людям. Мощи его прославились чудесами, множество больных получило исцеление по молитвам блаженного. Ему также молятся от пожара.

Святитель Тихон Задонский

Так как святитель Тихон сам долго боролся с недугом уныния, то к его молитвам прибегаютв тоске, в отчаянии, в грусти, в душевной скорби.

Св. прав. Иоанн Русский Исповедник

Он торговал в Константинополе рядом с турецкими лавками, успевал в своей торговле больше всех. За это и за свою христианскую веру был замучен неверными. Святому Иоанну Русскому молятся об успехах в торговле, и процветании вашего дела.

Священномученик Киприан и мученица Иустина

Молятся о прогнании лукавых духов от людей и животных, против вреда со стороны экстрасенсов, колдунов, волшебников, злых людей.

Св. мученица Параскева

Св. мученица Параскева всегда была почитаема на Руси как помощница в женских заботах, покровительница домашнего хозяйства, подательница хороших женихов, покровительница сельскохозяйственных работ. Ей особенно молятся во время сеяния и жатвы хлебов. Святой молятся также об исцелении детей.

Св. прав. Богоотцы Иоаким и Анна

Эти святые до самой старости несли горькое неплодство, потом по благословению Божию родили Пресвятую Богородицу. Им молятся в супружеском неплодстве или бесчадии. С давних пор на Руси этим святым молились перед началом сева, о покровительстве посевов, плодов, урожая.

Св. прав. Иоанн Кронштадтский

В детстве св. праведному Иоанну плохо давалась грамота, и после горячей молитвы словно пелена спала с глаз мальчика, и он начал читать. Среди прочих молитв к великому чудотворцу, ему возносят молитвы о помощи детям в учебе.

Св. блаженная Матрона Московская

Святая матушка Матрона — великая Святая угодница нового времени. Блаженная предсказывала, что после ее смерти «через много лет люди узнают про меня и пойдут толпами за помощью в своих горестях и с просьбами помолиться за них ко Господу Богу, и я всем буду помогать и всех услышу». Особенно святой молятся об облегчении телесных болезней, болезни ног, а также о всякой семейной и бытовой нужде.

Св. мученики Флор и Лавр

Святым мученикам молятся о помощи в нуждах сельского хозяйства — избавлении скота от болезней и падежа, особенно лошадей.

Преподобный Амвросий Оптинский

Молятся о снискании духовной рассудительности и о вразумлении, когда не знаешь, как поступить.

Преподобный Моисей Угрин

Преподобному отцу нашему молятся об избавлении от плотской страсти.

Св. благоверные князь Петр и княгиня Феврония

Святым муромским чудотворцам молятся о ниспослании небесного благословения на вступающих в брак, и о сохранении от семейных нестроений и раздоров.

Св. блаженная Ксения Петербургская

Молятся о помощи в многоразличных семейных и житейских обстояниях, об ходатайстве за умерших без покаяния.

Св. царь страстотерпец Николай

Святому царю нашему Николаю молятся о будущем нашего Отечества и во всякой житейской нужде, а также в знак покаяния в соборном грехе измены Богоизбранному царскому роду Романовых.

Преподобный Паисий Великий

Этому святому особо молятся об умерших без покаяния.

Св. мученик Уар

Этому святому молятся за некрещенных умерших, умерших в неверии, не принявших Святого Крещения, не познавших Истинного Бога, уклонившихся от Божией правды. Кроме этого святому Уару молятся о здравии младенцев и малолетних детей, а также о младенцах, умерших во чреве матери или при родах.

Св. Вмч Иоанн Новый, Сочавский

Имеет особую благодать от Бога помогать занимающимся торговлей.

Свв. муч. Вера, Надежда, Любовь и матерь их София

Святым мученицам молятся в скорбях и напастях, непоколебимости в вере.

Св. князь Даниил Московский

Молятся при сложных жилищных проблемах, о семейном благополучии, о совете и любви между мужем и женой, об обретении своего жилища, о сохранении Москвы.

Свт. Софроний Иркутский

Помощник в делах и нуждах всем прибегающим к его помощи.

Св. Иосиф Волоцкий

Великий угодник Божий. На Руси почитался наравне со святителем Николаем.

Блаж. Иоанн Ростовский

Этому святому особо молятся об исцелении многих болезней.

Преп. Афанасий Брестский

Преподобномученик Афанасий — защитник Православия, борец с унией. Нетленные мощи святого были прославлены многочисленными чудесами и исцелениями.

Свт. Феодосий Черниговский

Церковь приводит на помощь этого святителя в нуждах, связанных с укреплением ума и знания взрослых и детей.

Св. благ. князь Феодор и чада его Давид и Константин

Молятся о даровании мира, о защите Православия и Русской земли.

Св. муч. Михаил и Федор Черниговские

Этим святым молятся о крепком стоянии в Православной вере.

Преп. Даниил Шужгорский

К помощи преподобного прибегают в молитвах о защите от житейский напастей.

Свт. Питирим Тамбовский

Этому святому особо молятся о духовном просвещении.

Преп. Григорий Вологодский

К его помощи прибегают, когда хотят примириться с врагами.

Св. прав. Артемий Веркольский

Праведному дана благодать молиться за всех прибегающих к его помощи. Особенно обращаются при лихорадке или «трясовичной болезни»

Св. благ. князь Андрей Смоленский

Этому святому особо молятся о стяжании смирения и кротости.

Преп. Варлаам Хутынский

Преп. Варлаам имел великий дар прозорливости и чудотворений.

Свт. Герман, архиеп. Казанский

К его помощи прибегают при несправедливых обидах, гонениях, притеснениях.

Преп. Варлаам Керетский

Этому святому особо молятся о безопасном путешествии по водам.

Св. Архангел Гавриил

Св. архистратиг Гавриил — благовестник тайн Божиих и «служитель чудес»

Бл. Максим юродивый, Московский чудотворец

Этому святому особо молятся об исцелении различных болезней.

Св. благ. князь Александр Невский

Молятся во время бедствия и нашествия врагов или о защите от нападения иноплеменников и иноверных.

Свт. Митрофан Воронежский

Этому святому особо молятся о жизненном устройстве детей.

Священномуч. Климент, папа Римский

К его заступничеству прибегают при обидах и гонениях.

Св. прав. Алексей, человек Божий

Сын богатых и знатных родителей, он сбежал от мирского довольства, жил на паперти храма, всю жизнь терпел нищету и лишения. Этому святому молятся об избавлении гордыни — св. Алексей имел глубокое смирение и духовную нищету. Также святому молятся от опасности укушения гада.

Преп. Евфросиния Московская

Этой святой молятся о прозрении очей и от паралича.

Преп. Онуфрий Великий

Молятся от скоропостижной или внезапной смерти.

Преп. Тихон Калужский

Молятся об избавлении от всяческих зол и напастей.

Свт. Стефан Пермский

К его заступничеству прибегают в скорбях и напастях.

Св. прав. Симеон Богоприимец

Молятся о покровительстве детей — он принял в храме сорокадневного Богомладенца — и об исцелении детей.

Св. князья Борис и Глеб

Эти святые — первые русские мученики и страстотерпцы. Православная Церковь почитает их, постоянно оказывающих молитвенную помощь своей родной земле и страждущим болезням, в том числе и болезнями ног. Святым молятся также о покровительстве посевов и урожая.

Свт. Иоанн Златоуст

К посредничеству этого святого пред Богом обращаются те, кто дошел до отчаяния, в душевных недугах.

Преп. Мария Египетская

Преподобной Марии молятся в особенном бесовском нападении на плоть.

Св. великомуч. Феодор Стратилат

Этому святому великомученнику особо молятся о защите от врагов.

Преподобный Силуан Афонский

Русский святой подвизавшийся на Афоне. Частица его святых мощей находится в Афонском подворье Москвы.

Преподобномученик архимандрит Амвросий (Астахов) Ховринский

Один из новомученников Российских. Его чтимый образ находится в нашем храме, где он служил последние 7 лет перед своей мученической кончиной.

Семь отроков, иже во Ефесе: Максимилиан, Иамвлих, Мартиниан, Иоанн, Дионисий, Ексакустодиан (Константин), Антонин.

Святым семи отрокам, иже во Ефесе молятся при нарушении сна и бессоннице.

Преподобный Аристоклий, старец Афонский и Московский чудотворец

Святой Аристоклий один из числа новопрославленных святых. Еще при жизни был случай, когда по молитвам старца Аристоклия произошло воскрешение мертвой девочки. Преподобному молятся об избавлении от смерти, а также об исцелении от болезней. Святые мощи преподобного старца Аристоклия находятся в Афонском подворье в Москве.

Великомученица Анастасия Узорешительница

Святой молятся о помощи находящимся в заключении.

Св. Лонгин сотник

Святой Лонгин — тот самый сотник римского войска, который находился на страже у Креста Спасителя. По преданию, он был там и тогда, когда воин проткнул копьем ребра Христа. Капля крови попала на больные глаза сотника, и он исцелился. Святому Лонгину сотнику особо молятся при глазных болезнях.

Преподобный Иоанн Дамаскин

Правитель Дамаска по ложному навету велел отсечь святому Иоанну руку; но после усердной молитвы преподобного к Божией Матери отсеченная рука вновь срослась. Преподобному Иоанну Дамаскину молятся при увечье или боли в руках.

Священномученик Антип, епископ Пергамский

Священномученику Антипу особо молятся при зубной боли.

Праведный Симеон Верхотурский

Праведный Симеон, несмотря на постоянное чувство изнеможения в ногах, пешком прошел из России в Сибирь; странствовал и юродствовал Христа ради в Приуралье и Западной Сибири, представился ко Господу в 1642 году. Ему молятся при болезнях ног.

Преподобный Александр Свирский

Чудеса преподобного Александра связаны с исцелением расслабленных, поэтому ему также молятся при бессоннице, потере аппетита и параличе.

(память 5/18 февраля и 9/22 сентября, в Соборе Брянских Святых)

Святитель Феодосий Черниговский происходил из заднепровского дворянского рода Углицких, получившего эту фамилию за подвиги его родоначальника при защите города Углича. Отец его, Никита, был священником, мать его звали Марией. Окончив курс Киево-Братской школы (впоследствии ставшей Духовной Академией), он принял постриг в Печерской Лавре с наречением ему имени Феодосий, в честь Преподобного, которого он особенно чтил. Тяжелы были для него первые годы жизни: он искал сосредоточенного молитвенного подвига, а ему пришлось нести обязанности наместника митрополичьего дома, и в жизнь юного инока невольно вторгалась мирская суета шумного города. Более соответствовала аскетической настроенности будущего Святителя жизнь в пустынном Корсунском монастыре, куда он был назначен настоятелем, но его вскоре перевели в Киево-Выдубецкий монастырь, совершенно разоренный войной. Новый настоятель возстановил и благоустроил эту обитель, однако здесь ему пришлось перенести немало незаслуженных огорчений, причем он выказал свою глубокую мудрость и иноческое смирение. В 1656 году архимандрит Феодосий с игуменом Димитрием (будущим Святителем Димитрием Ростовским) ездил в Москву, с важным церковным поручением. Такие поручения давались лицам, способным к высшим должностям, чтобы представить их Царю и Патриарху. В результате этой поездки южная и северная части Русской Церкви после 200-летнего разделения были возсоединены. А в 1691 году архимандрит Феодосий — тогда уже настоятель Елецкого Черниговского монастыря — был назначен по просьбе престарелого Архиепископа Черниговского Лазаря (Барановича) его помощником и возведен в сан Архиепископа. В эту вторую его поездку в Москву Патриарх Адриан, который весьма его уважал, задержал его на два месяца для совместных бесед и сослужения.

Архиепископа Лазаря Святитель Димитрий Ростовский называл «великим столпом Церкви»; таким образом, Черниговская Епархия стала сразу управляться двумя великими подвижниками. Отношения их, полные любви и доверия друг к другу, были отношениями отца и сына. Через два года Архиепископ Лазарь умер, и Святитель Феодосий стал самостоятельным Архипастырем Черниговской епархии. Он тщательно подбирал себе сотрудников из священнослужителей, усилил пастырскую и просветительскую деятельность духовенства, устраивал монастыри, боролся с униатским влиянием и умел успокаивать горячие вспышки своевольных казаков. К бедным он был милосерд и сострадателен.

Предчувствуя свою близкую кончину, Святитель Феодосий посвятил иеромонаха Иоанна (Максимовича) (будущего Святителя) в сан архимандрита, готовя в нем достойного преемника себе. Скончался Святитель Феодосий 5 февраля 1696 года и был погребен в Черниговском Борисо-Глебском соборе.

Проявления благодати Божией по молитвенному предстательству Святителя Феодосия нередко сопровождались явлениями его во сне. Начались они с исцеления преемника его по кафедре — Архиепископа Иоанна. Святитель Феодосий явился ему и сказал: «Служи завтра — и будешь здоров». На следующий день Святитель Иоанн совершенно выздоровел и служил Божественную Литургию.

«Иди в собор, отправь молебен — и будешь здоров», — сказал Святитель Феодосий во сне одному немому. На другой день немой заговорил, а в портрете Святителя узнал своего исцелителя.

«Прощаю и разрешаю», — сказал он священнику, исповедовавшему ему во сне грехи, и обещал ему исцеление больного сына. На следующий же день младенец выздоровел.

«Ты не говела, это нехорошо, — сказал во сне Святитель Феодосий больной, молившейся ему Великим постом, — ты недостойна будешь вкусить Пасху. Постарайся причаститься в Великую Субботу». «Не плачь, я умолю Бога, и муж твой выздоровеет», — сказал он другой женщине, и муж ее выздоровел. Одним словом «успокойся» прекратил он нравственные страдания одной больной.

Невозможно описать всех чудес Святителя Феодосия. Святые мощи его были обретены нетленными в 1776 году; новую гробницу соорудил ему в 1824 году исцеленный им раскольник Горбунов, тут же обратившийся в Православие. Правильную запись чудес Святого начали в 1850 году.

Торжественное открытие мощей святителя Феодосия произошло 9 сентября 1896 года, причем было обследовано под присягой 49 случаев исцелений. Черниговские торжества собрали более 150-ти тысяч верующих и сопровождались многочисленными чудесами

Празднование памяти 5 / 18 февраля и 9 / 22 сентября

Молитва

О священная главо, крепкий наш молитвенниче и заступниче, святителю Феодосие,
услыши нас, с верою призывающих тя и усердно припадающих к иконе твоей.
Поминай нас у Престола Вседержителева и не престай молитися за ны.
Вемы, яко грехи наши разлучают нас между нами и тобою,
и недостойни есмы толикаго отца и ходатая.
Но ты, быв подражатель человеколюбия Божия, не престани вопия о нас ко Господу,
испроси предстательством твоим у Всемилостивейшаго Бога нашего мир Церкви Его,
на земли воинствующей, пастырем ея силу ревностно подвизатися о спасении людей.
Умоли Небеснаго Отца всем нам подати дар, коемуждо благопотребен, веру истинную,
надежду твердую и любовь неоскудевающую,
градов наших утверждение,
мира умирение,
от глада и пагубы избавление,
от нашествия иноплеменников сохранение,
юным и младенцем благое в вере возрастание,
старым и немощным утешение и подкрепление,
болящим исцеление,
сиротам и вдовицам милость и заступление,
заблуждшим исправление,
бедствующим благовременную помощь. Не посрами нас в уповании нашем, споспешествуй, яко отец чадолюбивый,
и нам понести иго Христово во благодушии и терпении,
и всех управи в мире и покаянии непостыдно скончати живот свой
и Царствия Божия наследником быти,
идеже ты ныне водворяешися со Ангелы и всеми святыми, прославляя Бога,
в Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа.
Аминь.

Тропарь свт. Феодосию

Преудобрен во архиереех, святителю Феодосие,
был еси светило своему стаду, таже преставился еси в вечныя обители,
умоли у Престола Царя Славы избавитися нам от находящих на ны зол и
спастися душам нашим, Святе, молитвами твоими.

Кондак свт. Феодосию, глас 4

Пастырей начальнику Христу трудился еси, святителю Феодосие
на пажити духовней питая словесныя Твоя овцы:
и приял еси от Христа Спаса целебный дар целити от немощи душевныя и телесныя
всякого с верою приходящего к целебным твоим мощем;
моли, Святе о призывающих имя Твое:
от наветов вражиих спастися душам нашим.

Киевский храм свт. Феодосия Черниговского в Беличах

Киевский храм во имя Феодосия Черниговского в Беличах Украинской Православной Церкви.

После аварии на ЧАЭС в 1986 году в Святошинском районе города Киева получили жилье немало переселенцев из зоны отчуждения, ликвидаторов аварии и членов их семей, многие из которых стали прихожанами единственной на новопостроенном массиве Беличи церкви в честь святого Иоанна Крестителя.

В 1998 году владыка Иоанн (Сиопко), викарий Киевской митрополии, освятил место под строительство новой церкви. Храму решили дать имя святителя Феодосия Черниговского.

В 2000 году образовалась церковная община, основу которой составили духовные чада отца Александра Билокура, к тому времени священника храма Иоанна Крестителя, а позже — настоятеля храма святителя Феодосия Черниговского.

25 апреля 2001 года, в 15-ю годовщину Чернобыльской катастрофы, был заложен первый камень в фундамент храма.

В 2002 году здесь появился лаконичный двухэтажный храм размером 16х12 метров, с баптистерием для взрослых и подсобными помещениями, в котором помещается до 200 человек.

К 20-й годовщине аварии на ЧАЭС была заложена мемориальная колокольня «Колокола Чернобыля», в которой предусмотрено помещение для воскресной школы, просфорни и мемориальной комнаты памяти жертв Чернобыльской трагедии. Одну из стен колокольни украшает большая (15 кв. м.) икона «Чернобыльский Спас».

Первая литургия в храме свершилась 22 сентября 2002 года. Впрочем, те из прихожан, которые собственноручно закладывали фундамент храма, растроганно вспоминают первые богослужения и таинства — чтения акафистов, крестины, маслособорования, проводимые еще во время строительства, на цокольном этаже.

В 2008 году завершена роспись стен нижнего храма. Учитывая то, что особенную группу прихожан составляют онкобольные, перед иконой Божьей Матери «Пантанасса» (Всецарица), оригинал которой находится на Афоне, служатся акафисты.

Святыни

  • Икона свт. Феодосия Черниговского с частицей мощей
  • Чтимая икона Божией Матери «Взыскание погибших» (Святошинская)

Настоятели

  • Александр Билокур (с сентября 2002) прот.

Использованные материалы

  • Страница храма на сайте Украинской Православной Церкви
  • Историческая справка с официального сайта храма

Феодосий (Ващинский) (1876 — 1937), епископ бывш. Могилевский

В большинстве изданий, содержащих мимолетные упоминания о епископе Феодосии, неправильно указывается его фамилия. В «Актах Св. Патриарха Тихона…» М. Губонина, трудах Л. Регельсона, прот. Владислава Цыпина и некоторых других он фигурирует как Вощанский . В предисловии к книге игумена Никона (Воробьева) «Нам оставлено покаяние» он упоминается как епископ Феодосий (Зацинский) . В другом предисловии, предваряющем кандидатское сочинение прот. Михаила Буглакова о Св. Георгии Конисском, владыка Феодосий называется Ващанским . Фамилия Ващинский указывается в книге «Их страданиями очистится Русь», где приводится список православных архиереев, побывавших в заключении до 1 марта 1930 года , в исследовании прот. Николая Доненко «Наследники Царства» , а также во всех документах «следственного дела».

В миру Димитрий Васильевич Ващинский, родился 14 мая 1876 г. в Китай-Городе Полтавской губернии в семье учителя. Родители воспитали его в духе любви к Богу и Святой Православной Церкви.

Священник

После окончания Полтавской духовной семинарии был рукоположен во иерея и с 1897 по 1912 г. служил на приходах Полтавщины, вначале — в церкви с. Еремичи; затем — в храме с. Остапье; и, наконец — в церкви, находившейся в районе Подольских хуторов, Хорольского уезда.

Позднее, будучи епископом он вспоминал, что имел в те годы в хозяйстве 22 десятины земли, 4-5 лошадей, 2 коровы. Ежегодно получал дохода от ведения хозяйства 500-600 пудов пшеницы. Как человек гостеприимный, не чуждавшийся развлечений, отец Димитрий очень часто собирал у себя дома сельскую интеллигенцию, а также местное духовенство, устраивал чаепития, выпивал с друзьями чего и покрепче, играл в карты… Казалась, что подобного рода жизнь никогда не кончится, но в 1910 году неожиданно умерла его матушка… Еще два года он оставался на приходе, но уже не устраивал никаких гуляний, затем раздал все свое имущество нуждающимся и в 1912 г. уехал в Казань, где решил продолжить свое образование, поступив в духовную академию .

После окончания Академии, в 1916 году был назначен преподавателем богословских предметов в Черниговскую духовную семинарию, где прослужил до июня 1918 г. В отношениях со студентами он всегда держался строгих правил, но был справедлив и внимателен к людям, за что любим учащимися.

В сентябре 1918 году его избрали смотрителем Черниговского духовного училища, но уже в январе 1919 году, с приходом в Чернигов Красной армии, все духовные учебные заведения в Чернигове были закрыты.

С апреля 1919 года служил священником в церкви с. Вересочь, бывшего Нежинского уезда.

С 1922 до 1926 года являлся настоятелем Васильевской церкви г. Нежина. Здесь ему пришлось выдержать упорную борьбу с нарождавшимся обновленчеством. Оставаясь верным патриарху Тихону, он сумел не допустить широкого распространения обновленческого раскола на Нежинщине. Его несколько раз арестовывали и однажды, арестовав, отправили в Харьков в распоряжение ГПУ Украины. Однако доказать что-либо преступное в его действиях не смогли и в очередной раз освободили.

Винницкий епископ

Деятельный, смелый священник, занимавший позицию решительного неприятия обновленчества, выделявшийся природной смекалкой и хорошим образованием, отец Димитрий вскоре обратил на себя внимание заместителя местоблюстителя патриаршего престола митрополита Сергия (Страгородского).

3 августа 1926 года пострижен в монашество с именем Феодосий, а 5 августа был хиротонисан во епископа Винницкого митрополитом Сергием .

По словам прот. Николая Доненко, автора книги «Наследники Царства», избрание и хиротония Феодосия (Ващинского) были совершены «конспиративно, без предварительного оповещения властей» .

В Виннице владыка Феодосий пробыл всего лишь две недели.

Арест и ссылка

За стремление «погасить» обновленчество в Подольской епархии, кафедральным центром которой являлась Винница, он был вызван в Харьков и 10 октября 1926 года арестован. Из Харькова его перевезли в Москву. Постановлением Особого Совещания при Коллегии ОГПУ СССР епископа Феодосия (Ващинского) выслали на Урал сроком на три года…

В ссылке он пробыл недолго.

Лужский епископ

Уже в феврале 1928 года он вышел на свободу и спустя непродолжительное время получил назначение на Лужскую кафедру, викариатство Ленинградской епархии.

Занимая Лужскую кафедру, епископ Феодосий много потрудился над устроением церковной жизни. Он часто посещал приходы, в том числе в погранполосе (рядом проходила граница с Эстонией), везде, где мог, совершал богослужения…

Могилевский епископ

Через год получил назначение на Могилевскую кафедру и уже 24 апреля 1929 года приехал в Могилев.

До революции в Могилеве действовало 29 православных церквей. Имелись духовная семинария и духовное училище . К началу 1930-х годов действующими оставались считанные церкви. Сам Могилев в 1920-е годы являлся одним из центров распространения обновленчества в Советской Белоруссии. До 1928 г. в нем имел свое местопребывание т.н. Белорусский Священный Синод, в котором председательствовали обновленческие митрополиты, одновременно считавшиеся правящими архиереями Могилевской епархии . Очаги раскольнической деятельности сохранялись в близлежащих к Могилеву: Оршанском, Мстиславском, Чаусской и Рогачевском районах. С этими очагами и столкнулся в своей архипастырской деятельности епископ Феодосий.

Не только обновленцы вызывали у него неприятие, но также та часть белорусского духовенства, которая группировалась вокруг епископов Филарета (Раменского) и Николая (Шеметилло), занимавших две викарные кафедры Минской епархии: Бобруйскую и Слуцкую, и державшихся т.н. автокефальной ориентации.

Занятие им епископской кафедры в Могилеве совпало с началом коллективизации. Разрушение деревни и многочисленные аресты, прокатившиеся в период коллективизации по Восточной Белоруссии, оказались чреваты тем, что некоторые священнослужители отказывались исполнять свои пастырские обязанности и подавали епископу Феодосию прошения, об увольнении. На таких прошениях владыка накладывал резолюции следующего содержания: «Лишается сана с предупреждением, что обратно принят никогда не будет, даже в том случае, если власть переменится» .

Вскоре после вступления в управление епархией он разослал духовенству Могилевщины циркуляр, в котором предписывал в случае угрозы закрытия храмов забирать антиминсы и сдавать их ему. В те годы это также требовало известного мужества.

Прекрасный проповедник, епископ Феодосий часто прямо с амвона говорил о тех притеснениях, которым подвергалось духовенство со стороны властей, высказывался о непосильном налогообложении церквей, которое ставило священство на грань нищеты.

13 августа 1930 года был назначен епископом Сталинградским, но назначение отменено и с 5 сентября 1930 года он оставлен епископом Могилевским.

В 1932/1933 году участвовал на зимней сессии Св. Синода.

Стремясь присоединить к юрисдикции митрополита Сергия (Страгородского) местных автокефалистов, осенью 1932 г. епископ Феодосий дважды приезжал в Минск, где встречался с епископом Феофаном (Семеняко), придерживавшимся той же ориентации, что и он. Оба хотели привлечь на свою сторону епископа Филарета (Раменского), но безрезультатно…

Однажды посеяв вражду в местной Церкви, ГПУ старалось ее искусственно разжигать. С этой целью компетентные органы иногда разрешали владыке Филарету совершать богослужения в пределах Могилевской епархии, что, естественно, раздражало епископа Феодосия. Владыка Феодосий обращался к митрополиту Сергию (Страгородскому) с просьбой лишить епископа Филарета сана, но понимая всю сложность сложившейся ситуации, митрополит Сергий это предложение отклонил.

В декабре 1932 г. владыка Феодосий имел встречу с обновленческим архиепископом Мстиславским и Оршанским Досифеем (Степановым). Это был мятущийся и весьма нетвердый в своей жизненной позиции человек. Тем не менее, в результате длительной беседы епископ Феодосий сумел убедить Досифея в необходимости присоединиться к Православной Церкви. Вместе они поехали в Москву, где их принял митрополит Сергий (Страгородский). В разговоре с митрополитом Досифей (Степанов) сказал, что перешел в обновленчество под давлением ГПУ. Было решено принять его в общение с Церковью в сане архимандрита и направить на служение в г. Владимир. Тогда же обсуждался вопрос о массовом переходе обновленческого духовенства Мстиславско-Оршанской и Гомельской епархий под омофор митрополита Сергия (Страгородского). Епископ Феодосий справедливо полагал, что если духовенство обновленческого толка узнает о присоединении к Церкви своего бывшего архиепископа Досифея, то за ним могут последовать и другие .

Арест

К сожалению, выполнить намеченное удалось лишь отчасти. О действиях епископа Феодосия, направленных на преодоление церковных разногласий, знали в ГПУ. 28 февраля 1933 года епископ Феодосий был арестован .

Незадолго до ареста в день празднований Крещения Господня, совершая богослужение в Св. Покровской церкви Могилева, при стечении примерно тысячи молящихся, владыка Феодосий произнес проповедь:

«Дорогие братья и сестры! Наша Истинно-Православная Церковь в настоящее время находится в тяжелых условиях. Лучшие сыны нашей многострадальной Церкви из духовенства томятся в тюрьмах и ссылках. Оставшееся духовенство обременяется непосильными налогами. Нужно молиться и поститься, и Бог избавит нас от гонений и нападок со стороны безбожников. История Православной Церкви знает гонителей веры Христовой, но все они погибли в течение непродолжительного времени. Так будет и теперь» .

По делу епископа Феодосия было допрошено тринадцать человек из числа близкого к нему духовенства. Среди них не нашлось почти никого, кто бы не возвел напраслины на опального архиерея. Его оговорил Досифей (Степанов), оговаривали и другие .

Протоиерей Василий Забелло, так, например, отзывался о своем архипастыре:

«Являясь благочинным и попом Кричевской церкви, и находясь под непосредственным руководством епископа Феодосия (Ващинского), я знаю, что последний являлся руководителем контрреволюционной организации церковников, ставившей своей целью вызвать восстание верующих против Советской власти весной 1933 года…»

В виду наветов подобного рода тем более замечательным представляется то, как свидетельствовал о себе на допросах сам владыка Феодосий:

«Я как епископ Истинно-Православной Церкви, находясь в Могилевской епархии с 24 апреля 1929 года, всегда был энергичным и деятельным, всегда стоял на страже Православной Церкви. В результате моей деятельности Могилевская епархия на сегодняшний день имеет 23 благочиния и около 150-ти приходов, а кроме того 100 церквей не действующих из-за отсутствия кандидатов во священники… Я постоянно вел упорную борьбу с обновленцами, автокефалистами и иосифлянами… В своих проповедях с церковной кафедры я всегда выступал против безбожников. Под словом безбожники я понимал и понимаю «Союз воинствующих безбожников, который ведет борьбу с религией и духовенством. Я, как правящий архиерей, не мог не выступать против нападок, которым подвергалась и подвергается наша Православная Церковь… С целью возвращения отпавших от Церкви я посылал воззвания-разъяснения к обновленцам, и автокефалистам, чтобы они переходили к нам…»

По независящим от него обстоятельствам епископ Феодосий не успел полностью ликвидировать обновленческий раскол в Могилевской епархии.

Разбиравшие его дело чекисты так и не смогли сломить владыку, добиться от него каких-либо показаний, уличивших бы последнего в мнимой антисоветской деятельности. Ему предъявили обвинение в создании «контрреволюционной церковно-повстанческой организации». Владыка Феодосий попал в сферу особо мощной волны репрессий, захлестнувшей духовенство Советской Белоруссии весной 1933 г. Именно в это время органами НКВД БССР были арестованы: архиепископ-обновленец Михаил (Постников) из Витебска, епископ автокефальной ориентации Николай (Шеметилло) из Слуцка и обновленческий епископ Савватий (Засимович), проживавший в Слуцке. Следственное дело, возбужденное против названных лиц, получило нелепое название «Иезуит». Всего 78 человек, из них 48 священнослужителей, проходило по этому делу .

Во время последнего допроса епископ Феодосий был столь же непреклонен, как и сразу же после ареста:

«Суммируя свои прежние показания, — уточняю, что я, как епископ Могилевской епархии, последние четыре года вел беспощадную борьбу с безбожниками, еретиками, раскольниками и со всякими заблуждениями в области веры и нравственности, откуда бы они не исходили. И, пока я жив то, как православный епископ, буду разъяснять и вести борьбу с безбожниками, и всякими заблуждениями, и совесть свою не намерен продать, ибо я не обновленец, не раскольник» .

Лагерь и мученическая кончина

Постановлением Особой Тройки НКВД БССР от 9 июня 1933 года епископ Феодосий был приговорен к пяти годам заключения в концлагере.

Незадолго до ареста указом митрополита Сергия (Страгородского) его назначили на новую кафедру: Кубанскую и Краснодарскую. Но выехать туда владыка Феодосий уже не смог…

Последние упоминания о епископе Феодосии относятся к 1937 г. Он находился в заключении на Дальнем Востоке, в Комсомольске на Амуре. Вместе с ним крест лагерных уз нес иеромонах Никон (Воробьев), до ареста, последовавшего в апреле 1933 г., служивший в Николаевской церкви Козыревского предместья в Минске. Господь судил ему пережить гонения 30-х годах и в дальнейшем стать известным духовником.

Находясь в заключении, владыка Феодосий не пал духом, не растерялся, не изменил своим жизненным убеждениям. Как отмечали чекисты, он «поддерживал связь с солагерниками, бывшими служителями культа, которые, будучи в заключении, подчинялись ему при вы­полнении тех или иных религиозных обрядов. Считали его старшим духовным лицом». Более того, «Ващинский высказывал сожаление о том, что все меньше и меньше остается верующих, закрываются церкви, священникам стало трудно жить» .

Решением Особой Тройки УНВД Дальневосточного края от 11 сентября 1937 г. епископа Феодосия приговорили к расстрелу. После этого в нечеловеческих условиях его продержали в лагере еще сорок дней.

Расстрелян 22 октября 1937 года.

  • Иерей Феодор Кривонос. Мученический и исповеднический подвиг могилевских святителей XX века: Феодосия (Ващинского), Сщмч. Павлина (Крошечкина) и Александра (Раевского)
  • Биография на сайте «Русское Православие»

Игумен Никон (Воробьев). Нам оставлено покаяние. Письма. М.1997.С.28.

Предисловие к кн.: прот. Михаила Буглакова. Преосвященный Георгий, архиепископ Могилевский. Мн.2000.С.6.

Их страданиями очистится Русь. М. 1996. С.77.

Прот. Николай Доненко. Наследники Царства. Симферополь. 2000. С.345.

Центральный Архив КГБ РБ. Дело 27605-с. Т.1. Л.415-415-об.

Центральный Архив КГБ РБ. Дело 27605-с. Т.1. Л.416

Россия. Полное географическое описание нашего Отечества. СПБ. 1905. Т.9. С.478.

Архив о. Феодора Кривоноса. Краткие исторические записки об обновленческом движении в Белорусской Церкви. Л.5.

ЦА КГБ РБ. Д.27605. Т.1.Л. 131-об.

ЦА КГБ РБ. Д.27605. Т.1. Л.160-160-об.

ЦА КГБ РБ. Д.27605. Т.1. Л.12.

ЦА КГБ РБ. Д.27605. Т.1. Л.167

Впрочем, в те времена показания нередко подделывались.

ЦА КГБ РБ. Д.27605. Т.1. Л. 379

ЦА КГБ РБ. Д.27605. Т.1.Л.163-об.

ЦА КГБ РБ. Д.27605-с. Тт.1-5.

ЦА КГБ РБ. Д.27605-с. Т.1. Л.419.

По другим данным — в апреле 1933 г., т.е. уже после ареста.

ЦА КГБ РБ. Д.27605-с. Т.5. Л.24-25.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *