Феодосия скопинская

Это первая книга о почитаемой церковным народом старице из города Скопина, что под Рязанью, — схимонахине Феодосии (Косоротихиной; †15.05.2014). Составлено издание по благословению ее чада митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла. Двадцать лет подвижница находилась в коме, общаясь с миром Небесным, и после — сорок лет делилась дарами своего молитвенного богообщения с притекающими к ней со всей России и из-за рубежа верующими. А кто-то обретал дар веры прямо в ее келье… Эта книга — приношение благодарной памяти матушке Феодосии — порадует и укрепит на пути спасения и тех, кто с ней Божией милостью общался, и тех, кто встретится со старицей на страницах этой книги впервые.

Предисловие
Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл
Богом данная матушка Феодосия. Очерк жизни
Молитвенница. Архимандрит Авель (Ургалкин)
К пустому колодцу за водой не ходят. Архимандрит Пимен (Адарченко)
Жизнь матушки Феодосии — это великая тайна. Игумен Киприан (Ященко), г. Москва
Горний мир для матушки был очень близок. Иеромонах Феодорит (Тихонов)
«Гае мир — там и Благодать Божия». Протоиерей Константин Гусаров
Когда общаешься, она точно вся для тебя в этот момент живет. Протоиерей Владимир Овчинников
Мы призваны подражать матушке, как она — Спасителю. Игумен Серафим (Котельников)
Матушка горела желанием всем помочь. Инок Лазарь (Матренин)
Она так возлюбила Бога, что душу свою положила за людей. Протоиерей Алексий Крылов
Матушка обладала огромным богатством — молитвой ко Господу. Монахиня Мария (Сладкова)
Уроки благодарения: «Так и живи, все у тебя хорошо!». Серафим (Маслов)
«Главное — оставайтесь с Господнем Богом». Иеромонах Антоний (Ромадин)
Жизнь окормлением великой старицы. Келейница матушки Ольга Соловьева
Матушка мне дала вторую жизнь. Клавдия Акимовна Грачева
Для всей нашей семьи матушка Феодосия родной человек. Иван Михайлович Еганов
«О, Богородица пришла!». Александр Иванович Панфилов
«Я здесь молилась за вас и там буду молиться». Татьяна Николаевна Панфилова
«Матушкой, матушкой будешь». Игумения Феодорита (Маркова)
«Будем молиться, Бог поможет». Раиса Яковлевна Татаринцева
После общения с матушкой человек уже не мог не верить в жизнь вечную. Любовь Сергеевна Гришко
«Я все знаю». Игумения Алексия (Бажина)
Живая икона. Монахиня Варвара (Вилисова)
«Живите в мире». Матушкины рецепты. Евгений Карих
Приезжайте с радостью! Наталья Васильченко
Свечение в комнатке матушки. Татьяна Захаровна Козлова
«Потерпи немножечко, чадце мое. Господь терпеливых любит». Мария Владимировна Ломакина
Матушка помолится — и все будет по воле Божией. Галина, р.Б.
По молитвам матушки люди просто оживали! Элина Савельева
Господь дал нам матушку, чтобы у нас была вера. Татьяна Беляева
«Нам надо уезжать из Киева». Лидия Григорьевна Ефременко
Ее слово было для меня законом. Екатерина Фаустова
«Душка должна быть радостной». Олег Любезнов
«Буду вам помогать». Татьяна Карташева
«Нот тебе это нужно?». Александр Минаев
Матушка не оставляет нас. Василий Ж.
Добрая, как Ангел! Лидия Ф.
На земле, как в раю. Врач-онколог Татьяна
«Я вас там буду встречать». Людмила Тазина
«Господь тебе Сам откроет». Олег М.
«Буду за вас молиться». Татьяна Черняева, г. Москва
«Зачем унывать? Надо жить!». Матушка Наталья Хромова
Чудесная помощь матушки Феодосии. Свидетельства очевидцев
Взгляд этих молодых глаз всегда давал ощущение надежды. Ольга Синюк
Все начинало происходить чудесным образом. Александр, р.Б.
Ниточка от земного к небесному. Монахиня Силуана (Чугункина)
Послесловие. Митрополит Рязанский и Михайловский Вениамин

Царица Ирина Фёдоровна

Ирина Фёдоровна Годунова, в иночестве Александра. Родилась в 1557 году — умерла 29 октября 1603 года. Русская царица (18 марта 1584 — 29 октября 1603). Сестра Бориса Годунова. Супруга царя Фёдора І Иоанновича. Номинальная правительница на русском престоле после смерти Фёдора І Иоанновича и до избрания царём Бориса Годунова.

Ирина Годунова родилась в 1557 году. О дате и месте её рождения сведений нет.

Отец — Федор Иванович Годунов (по прозвищу «Кривой»), вяземский помещик средней руки, владел также небольшой вотчиной в Костроме.

Согласно родовой легенды, Годуновы происходили от татарского князя Чета, приехавшего на Русь во времена Ивана Калиты. Легенда занесена в летописи начала XVII века. По государеву родословцу 1555 года Годуновы ведут своё происхождение от Дмитрия Зёрна. Предки Годуновых были боярами при московском дворе.

Брат — Борис Фёдорович Годунов (1552-1605), боярин, шурин царя Фёдора I Иоанновича, в 1587-1598 годах фактический правитель государства, русский царь с 17 (27) февраля 1598 года.

Первые известия об Ирине появляются, когда ей было 7 лет. Тогда она была взята в царские палаты и воспитывалась там до брака. Вероятно, во дворец Ирина попала в 1571 году, когда её дядя Дмитрий Иванович Годунов был пожалован в думу в чине постельничего.

До совершеннолетия Ирина воспитывалась в царских покоях вместе с братом Борисом.

Личная жизнь Ирины Годуновой:

В 1575 году Ирина стала женой царевича Фёдора Иоанновича без традиционного царского смотра невест, а её брат получил боярство. Брак с Фёдором совершился по воле царя Ивана IV Грозного и послужил новой ступенью для возвышения Годунова, дальнейшее влияние которого на Фёдора в значительной мере основывалось на любви последнего к Ирине. Свадьбе способствовал дядя Дмитрий Иванович Годунов, постельничий царя.

Царь Фёдор І Иоаннович — муж Ирины Годуновой

Ирина ухаживала за больным Иваном IV перед его смертью и позаботилась о том, чтобы Годунов, несмотря на жестокие нападки со стороны бояр, не впал в глазах умирающего в немилость.

По завещанию Ивана ІV Грозного, княжна Ирина Мстиславская назначалась женой царя Фёдора в случае бездетства Годуновой. Однако в результате интриг Бориса Годунова она была похищена из дома отца и насильно пострижена в монахини.

Во время своего замужества царица часто бывала беременна, но каждый раз неудачно разрешалась от бремени.

В 1585 году англичанин Джером Горсей по поручению Бориса Годунова прислал из Англии на Русь акушерку для помощи Ирине. Горсей консультировался с лучшими врачами в Оксфорде, Кембридже и Лондоне.

В 1587 году против Ирины возник боярский заговор. Во главе с Дионисием, митрополитом Московским и князем Шуйским заговорщики хотели потребовать от царя Фёдора, чтобы он разошёлся с женой, как с не произведшей до сих пор на свет наследника. Земцы явились во дворец и подали Федору прошение, «чтобы он, государь, чадородия ради второй брак принял, а первую свою царицу отпустил во иноческий чин». Прошение подписали регент князь Иван Шуйский и другие члены Боярской думы, митрополит Дионисий, епископы и вожди посада — гости и торговые люди. Они требовали пострижения Ирины Годуновой.

Но Фёдор решительно воспротивился. 13 (23) октября 1586 года митрополит Дионисий был лишен сана и сослан в Хутынский монастырь в Новгороде. Крутицкого архиепископа Варлаама Пушкина заточили в новгородский Антониев монастырь, Василий Шуйский сослан в Буйгород.

В браке Фёдором І Иоанновичем Ирина все-таки родила ребенка, правда, это был не сын, а дочь — Феодосия Фёдоровна (29 мая (8 июня) 1592 — 25 января (4 февраля) 1594). Девочка родилась за 4 года до смерти отца, на 17-м году брака.

Во время её рождения среди народа ходили слухи, что на самом деле у Фёдора родился сын, но его подменил девочкой незнатных родителей Борис Годунов. Благодаря этому во время Смуты возникло много самозванцев, выдававших себя за сына царя Фёдора — например, Лжепётр — Илейко Муромец.

Девочка получила имя «Феодосия» — то есть «Богом данная». Небесной покровительницей её была дева преподобномученица Феодосия Константинопольская, день памяти которой приходится как раз на 29 мая. После её рождения на иконах Фёдора Стратилата и великомученицы Ирины — покровителей её родителей, распространённых в это время, включали дополнительно к упоминаемым святым, образ преподобномученицы Феодосии Константинопольской. Другим покровителем её стал святой Николай, так как она родилась через 20 дней после празднования перенесения мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бар (9/22 мая). Святитель Николай считался одним из небесных покровителей царевны, что подтверждает и хранящаяся в Сергиево-Посадском музее-заповеднике икона Николы с Ветхозаветной Троицей и избранными святыми на полях, написанная в 1592 году в честь рождения царской дочери.

Известно, что 14 июня 1592 года состоялся крестный обед царевны Феодосии, где всем званым к столу указано было сидеть «без мест» (и дворянин Фёдор Иванович Шереметев «сидел в скамье» вместе с четырьмя Годуновыми, родственниками правителя, и со своим будущим тестем, Борисом Черкасским).

Феодосия Фёдоровна стала единственной внучкой Ивана Грозного, последним отпрыском царского рода московской линии Рюриковичей (представителей династии Ивана Калиты на российском престоле).

Умерла, не дожив до 2-летнего возраста.

Была погребена в Вознесенском монастыре в Московском Кремле, после его разрушения большевиками останки, вместе с прочими были перенесены подземную палату южной пристройки Архангельского собора, где находятся и сейчас. Надпись на надгробии гласит: «Лета 7102 месяца генваря 25 день преставися раба божия благоверная царевна Феодосия».

Её смерть не только расстроила родителей, но и осложнила положение Бориса Годунова, брата царицы, при Федоре.

Ирина Годунова — реконструкция внешности по черепу

Несмотря на смерть дочери и отсутствие наследника мужского пола, Ирина в общественно-политической жизни оставалась весьма значимой фигурой. Она не только принимала иностранных послов, но и участвовала в заседаниях боярской Думы.

Сохранился ряд документов, где рядом с подписью царя Фёдора неожиданно появляется имя царицы Ирины. Она вела переписку с английской королевой Елизаветой І Тюдор (именовавшей её «любезнейшею кровною сестрою») и патриархом Александрийским, предпринимала усилия для признания Русской православной церкви, которая тогда ещё не являлась патриархатом. Она посылала патриарху дорогие подарки — и в ответ в июле 1591 года он прислал ей часть мощей св. Марии Магдалины («от руки перст») и «венец царской золот, с каменьем и с жемчюги».

В январе 1589 года Ирина в Золотой царицыной палате приняла Константинопольского патриарха Иеремию ІІ, прибывшего в Москву, чтобы учредить в России патриаршую кафедру и поставить на неё Иова — первого русского патриарха.

Царь Фёдор І Иванович умер 7 января 1598, не оставив после себя завещания. В ходе избирательной борьбы на Земском соборе возникли различные версии насчёт его последней воли. После смерти Фёдора І бояре, опасаясь бедствий междуцарствия, решили присягнуть Ирине. Этим путём они собирались воспрепятствовать вступлению на трон Бориса Годунова.

Однако самостоятельное правление царицы не заладилось с первых дней. Уже через неделю после кончины мужа она объявила о решении постричься. В день её отречения в Кремле собрался народ. Официальные источники позже писали, будто толпа, переполненная верноподданническими чувствами, слезно просила вдову остаться на царстве.

На 9-й день после смерти мужа, 15 января, Ирина Годунова удалилась в Новодевичий монастырь и постриглась там, приняв имя инокини Александры — и таким образом освободив дорогу брату.

Перед выборами нового царя шествие просителей от населения отправилось к Новодевичьему монастырю, где находился Борис, сопровождавший Ирину. Перед выборами Ирина вела агитацию за брата среди духовенства, бояр, купечества, простого люда. Есть свидетельства о том, что Годуновы нередко прибегали к подкупу.

Ирина благословила брата на царство 21 февраля 1598 г. Земский собор 17 (27) февраля 1598 года избрал Бориса.

Умерла в 1603 году в монастыре, за 2 года до смерти брата.

Как и все царицы, была погребена в Вознесенском монастыре московского Кремля.

В 1929-1931 годах захоронения были разорены при его уничтожении, силами сотрудников перенесены в Архангельский собор, а затем в подземную палату рядом с ним. На старых планах Вознесенского собора и его некрополя, опубликованных в конце XIX столетия А. Пшеничниковым, погребение царицы Ирины отмечено номером 16 в юго-западном углу храма. Над её могилой размещался памятник, аналогичный тем, что и сегодня можно увидеть в мужском храме-усыпальнице, в Архангельском соборе Кремля — некрополе русских великих князей и царей. Ирину Федоровну похоронили в белокаменном, изготовленном из монолита саркофаге, имеющем антропоморфную форму — полукруглое оголовье и плечики. Надписи-эпитафии на крышке гроба не было.

Остатки погребального инвентаря из саркофага, относятся к монашескому облачению, как и фрагменты чёрной шерстяной схимы. На головной убор царицы был нашит широкий равноконечный крест из тесьмы, который хорошо сохранился. В саркофаге обнаружили осколки стеклянного сосуда, основную часть которого вынули из гроба ещё в 1929 году.

Повторное вскрытие захоронения Ирины Годуновой проведено в 2001 году. В нём участвовала большая группа исследователей. Состояние скелета царицы — одного из важнейших объектов исследования — оказалось удовлетворительным. Его изучение антропологом Д. Пежемским (НИИ и Музей антропологии МГУ) и гистологом В. Сычевым (Бюро судебно-медицинской экспертизы Москвы) показало, что какое-то заболевание, которым страдала Ирина, возможно наследственное, привело к значительной патологии костных тканей, что сказалось на опорно-двигательном аппарате этой ещё не старой женщины. В последние годы жизни ей, вероятно, было трудно ходить. Обострению болезни, возможно, способствовали и тяжёлые условия жизни в монастыре — холодные каменные палаты, аскетизм монашеского бытия. Патология в области таза повлияла на способность вынашивать детей. Восстановление по черепу её внешнего облика выполнено московским экспертом-криминалистом С. А. Никитиным.

Также удалось провести рентгено-флюоресцентный анализ (РФА) кусочка её мозга, обнаруженного в черепе при подготовке к реконструкции портрета (исследователь — кандидат химических наук E. И. Александровская). Анализ установил повышенное содержание в мозге царицы (по сравнению со средним, фоновым, наблюдаемым в наше время) некоторых металлов — железа, меди, свинца и минералов — ртути, мышьяка. Из наиболее вредных веществ особенно повышено содержание свинца (в 80 раз), ртути (в 10 раз) и мышьяка (в 4 раза). Объяснить это можно, скорее всего, тем, что Ирине Годуновой приходилось длительно лечиться мазями — ртутными, свинцовыми и другими. Такой вывод подтверждает и рентгено-флюоресцентный анализ костной ткани из погребения царицы Ирины.

Образ Ирины Годуновой в кино:

2018 — «Годунов» — в роли Ирины Годуновой актриса Анна Михалкова.

Чудиновская благодать. Могила блаженной Дуняши. Село Чудиново. Челябинская область. Далеко за пределами Челябинской области известно село Чудиново Октябрьского района. Название села очень символично. Легенды о чудесном исцелении на могиле местной святой Дуняши передают из уст в уста. В Свято-Вознесенскую церковь села съезжаются прихожане со всех населенных пунктов Октябрьского района. Стены и купол храма украшены росписями. А синие маковки придают белокаменному храму торжественный и праздничный вид. В дни православных торжеств в храм приезжают верующие со всех концов России. Здесь можно встретить и москвичей, и свердловчан, и пермяков, и, конечно, челябинцев. После посещения храма паломники идут к могиле Дуняши, молятся и каждый уезжает с покоем в душе. Местные жители нам подсказали как добраться до могилы Дуняши: «Зайдете на кладбище и идите по дорожке, она к святой могиле и приведет. Много народу приезжает, поэтому не зарастает тропка.» А на вопрос почему село называется Чудиново, ведь раньше это была Ячменка, нам пояснили, что после того как у храма свершилось чудо — во время литургии вслед за людьми лошади встали на колени, было принято решение селу дать имя Чудиново. У кладбища мы встретили группу молодых людей, которые приехали на могилу Дуняши из Челябинска. А когда дошли до могилы, то там увидели еще паломников, которые приехали за исцелением ребенка. Евдокия Махонькова (Дуняша) родилась в деревне Могильная Оренбургской губернии. В раннем возрасте, оставшись без матери, работала нянькой у бедной тетки в соседней деревне Ячменка. Однажды в лесу на нее напал разбойник, который привел ее в свою избу. На висевшей в лесной избушке иконе святителя Николая Дуняша дала обет служить Богу. Чудом убежав от разбойника она вернулась домой и стала исполнять свои обеты. В храме Дмитрия Солунского города Троицка хранится икона Божьей Матери, которая чудесным образом оказалась у Евдокии. Идя по полю она встретила корову с иконой Богоматери на рогах. Летом 1919 года в селе установилась Советская власть. Представители власти стали повсеместно разорять и закрывать храмы. Дуняша выступила против властей и в 1922 году была арестована и содержалась в пермской тюрьме, после чего ее признали душевнобольной и перевели в психбольницу. После «лечения» Дуняшу выпустили из больницы со справкой о психическ7ом расстройстве. В начале 1930-х годов Дунюшка замолчала и не произносила ни слова. Во время Великой Отечественной войны она вновь заговорила и стала предсказывать будущее. Говорят, что еще в 1913 году в Сарове Евдокия предсказала смерть царю Николаю II. Блаженная Евдокия много путешествовала по святым местам. Она посетила Иерусалим, Италию, Саров. Жила Дуняша в Чудиново, на несколько лет уезжала в Троицк, но потом вернулась в родное село, работала у разных людей, молилась в храме Воскресения Господня. Умерла блаженная Евдокия 5 марта (21 февраля) 1948 года. В начале 1990-х годов на могиле Евдокии Чудиновской установили металлический крест. За свою истинно христианскую, подвижническую жизнь блаженная Евдокия еще при жизни стяжала всеобщую любовь и веру в действенную силу ее молитв к Богу и Пресвятой Богородице. 5 марта, в день смерти праведницы, многие паломники идут пешком в Чудиново из всех деревень района. Рассказывают, что после прикосновения к могиле прекращаются головные боли, нервные расстройства, исчезают камни из печени, почек и мочевого пузыря, приходит покой и умиротворение. Говорят, что со временем оградка на могиле Дунюши раздвинулась и стала шире, и сейчас больше людей может к ней подойти. Паломники берут пригоршнями землю с могилы Дунюши, которая потом вновь пребывает чудесным образом. Русская Православная церковь уже несколько лет рассматривает вопрос о канонизации Евдокии Чудиновской, но решение пока не принято. Верующие считают, что не это главное. Просто нужно прийти к Дунюшке с чистым сердцем и она обязательно исцелит и пошлет благодать. Дорогие мои! Почитайте подробнее о блж.Дуняше Чудиновой А.Бережнова «Сказание о блаженной девице Евдокии». Надеемся, что и вас потрясет эта блаженная, как и нас!

Данное двухтомное издание является плодом многолетней работы, сбора документов и воспоминаний современников и духовных чад матушки Феодосии (Косоротихиной), к которой обращались за помощью и просьбами о молитве тысячи паломников. Книга включает в себя воспоминания самовидцев, которые как знали матушку до её чудесного сна, так и окормлялись у неё после пробуждения.

Подвижнический подвиг матушки, после 14-летнего летаргического сна, продолжался сорок три года. Оставаясь недвижимой, она принимала ежедневно большое количество людей, приезжающих к ней в келью со всей страны. По её молитвам рождались дети, исцелялись больные, разрешались неразрешимые ситуации, люди обретали веру. За окормлением к ней приезжали не только миряне, но и множество священников, монашествующих и архиереев. Неоднократно к ней приходила Пресвятая Богородица, матушка сподобилась и посещения Господом Иисусом Христом. В наши дни к могиле старицы тянется бесконечный, как и при жизни, поток паломников. Никто из них не уходит, не ощутив матушкиной любви и помощи.

Архимандрит Сергий (Карамышев), настоятель Успенского кафедрального собора Астаны, беседовал с Зинаидой Ждановой, составительницей книги о блаженной Матроне Московской, лично знавшей нашу великую покровительницу. Бывала З. Жданова и у матушки Феодосии. О ней она сказала так: «Это вторая Матрона». Воспоминания, собранные в двух книгах, подтверждают эти слова. Около девяносто человек свидетельствуют о великом смирении и любви подвижницы. Приводятся удивительные случаи ее прозорливости, исцелений, исправления человеческих жизней.

Также издание содержит наставления Скопинской старицы и её жизнеописание, биографию священноигумена Феодора (Липягова), одного из православных подвижников ХХ века, к которому в молодости обращалась за духовными советами матушка Феодосия Скопинская и который предсказал ей будущее: «Сейчас ты ничего не знаешь, а потом будешь знать все».

Тома в твердом переплете, на качественной офсетной бумаге, присутствуют две цветные вклейки на мелованной бумаге.

Составитель — М. Е. Шкатов.


Содержание книги: Старица Феодосия Скопинская. Воспоминания самовидцев в двух книгах

Книга 1:

Вступительное слово епископа Скопинского и Шацкого Феодорита

От составителя

ВОСПОМИНАНИЯ О СТАРИЦЕ ФЕОДОСИИ

ЧАСТЬ 1, в которой рассказывается о жизни деревни в советское время и о том, как жила Наталия Никифоровна

Косоротихина до своего чудесного сна.
«Господи, дай мне силы!»
Рассказывает Матрена Егоровна Лобчикова
С матушкой мы были соседями
Рассказывает Анна Фоминична Попова
Наташа золотая девушка была
Рассказывает Анна Петровна Антонова
В Велемье мы жили на порядке Горка
Рассказывают Анастасия Андреевна Пономарева
и Екатерина Андреевна Гришина
«Немцы зашли в деревню…»
Рассказывает Т.М. Ж
Матушка учила нас Богу веровать
Рассказывает Наталья Романовна Тихонова
Матушка нам всегда помогала
Рассказывает Анна Арсентъевна Корякина
Тетя Наташа очень родственников любила
Рассказывает Мария Тихоновна Жарикова
Тогда матушка была просто Наташа
Рассказывают Таисия Анатольевна Евсенина
«Бог дал болезнь, Бог дал терпенье»
Рассказывает Зинаида Арсентъевна Бокова
Наташа на лицо красивая была
Рассказывает Зоя Алексеевна Артюшкина
Старики приняли к себе Наташу и сестер
Рассказывает Марфа Алексеевна Аксенова
«Вот такие были законы…»
Рассказывает Екатерина Ивановна Зосимова
Мы землекопы были
Рассказывает Василиса Михеевна Егорова
«В тот раз сел в попутную машину…»
Рассказывает Василий Алексеевич Девятое
Отец похоронен недалеко от матушки Феодосии
Рассказывает Анна Владимировна Хромозина
«Какой я сон видела…»
Рассказывает Анастасия Ивановна Штатова
Наташа несла трубу впереди, мы за ней
Рассказывает Аграфена Денисовна Фролова
«Никто ее не знал…»
Рассказывает Иван Андреевич Сологубов
В Кельцах матушка жила за два дома от нас
Рассказывает Татьяна Алексеевна Меркушина
«Перед выборами я ходила по домам…»
Рассказывает Полина Ивановна Мурзина
«Вот она спит…»
Рассказывает Валентина Ивановна Меркушина

ЧАСТЬ 2, в которой рассказывается о жизни матушки Феодосии после пробуждения и о ее помощи людям.

«Какой, Валь, у тебя мальчик хороший!»
Рассказывает Валентина Ивановна Попрыгина.
«Галинушка, миленькая, терпи!»
Рассказывает Галина Васильевна Попова
«Потихонечку, но всех примем»
Рассказывает Клавдия Акимовна Грачева
«А, это ты мне глазки открывала!»
Рассказывает Валентина Ивановна Тихонова
«Там совсем другой мир…»
Рассказывает Таисия Максимовна Чеснокова
Всех матушка любила
Рассказывает Мария Андреевна Калачова
«Матушка меня к себе призвала»
Рассказывает Антонина Ивановна Штатова
Матушка лежала вся как ангелочек
Рассказывает Анна Васильевна Сёмина
«Душу спасай, а тело береги…»
Рассказывает Любовь Михайловна Левина
Матушка строила души
Рассказывает Любовь Николаевна Незеленникова
«Нина, делай больше добрых дел»
Рассказывает Нина Ивановна Котухова
«Матушка меня постоянно удивляла»
Рассказывает Наталья Терентьевна Тихонова
В каждом месте должен какой-то праведник быть
Рассказывает Александра Кузьминична Королева
К матушке меня тянуло
Рассказывает Татьяна Сергеевна Гаврилина
Матушка весь грех наш брала на себя
Рассказывает Н.Н. П
«Нам людей надо встретить с Богом…»
Рассказывает Анна Николаевна Маркова
«Как есть ангел во плоти»
Рассказывает Любовь Петровна Кулагина
«Олечка, я молилась…»
Рассказывает Ольга Евгеньевна Тауш
Матушка спела мне мою судьбу
Рассказывает раба Божия Валентина
«Вся моя жизнь прошла рядом с ней»
Рассказывает протодиакон Анатолий Ковшиков
Матушка молилась за нас до кровавых слез
Рассказывает Татьяна Ивановна Тихонова
Я видела, как быстро ее молитва доходила до Бога
Рассказывает Нина Федоровна Лепокурова
Матушка — человек Божий
Рассказывает протоиерей Владимир Овчинников
Встречи с праведниками
Рассказывает протоиерей Иоанн Звонов
«Она нас всех перерабатывала»
Рассказывает Валентина Дмитриевна Крестинина
Каждое утро я вставала и ложилась с мыслью о матушке
Рассказывает Нина Ивановна Грачева
«Матушка, Вам надо монашество принять»
Рассказывает протоиерей Иоанн Аверин
«Все по ее слову вышло»
Рассказывает Тамара Ивановна Клевцова
«Я изо всех своих сил держала его»
Рассказывает Татьяна Васильевна Устюшина
«У вас в Рязани столбочков-то много»
Рассказывает монахиня Неонилла (Братищева)
Я была у матушки на послушании
Рассказывает Зинаида Михайловна Капитанова
«Петь, передай поклончик-то нашим!»
Рассказывает Любовь Петровна Панкратова

Приложение 1

Жизнеописание старицы Феодосии Скопинской с 1922 по начало 1970-х годов, составленное по документам и воспоминаниям самовидцев

Приложение 2

Священноигумен Феодор (Липягов)

Книга 2:

Горний мир для матушки был очень близок
Рассказывает епископ Скопинский
и Шацкий Феодорит (Тихонов)
Своими словами выправила судьбу
Рассказывают протоиерей Игорь Горячев
и его супруга Елена Николаевна
«Они действительно светились»
Рассказывает протоиерей Константин Гусаров
«А тебе, Жень, священником надо быть»
Рассказывает священник Евгений Герасимов
«До дома доедешь, а там починишь!»
Рассказывает протоиерей Владимир Братищев
С матушкой рядом я всю жизнь прожил
Рассказывает Виктор Николаевич Халяпип
«Не забывай, у чьей кроватки ты выросла»
Рассказывает Ирина Олеговна Прибылова
«Плоть — ничто, дух — все»
Рассказывает игумения Евстолия (Афонина)
«Рядом посидишь, поговоришь, и все пройдет…»
Рассказывают инокиня Вера, инокиня Любовь, послушница Мария
Матушка мне помнится, словно родничок
Рассказывает Вадим Анатольевич Краснятов
Господь избрал ее из среды православного народа
Рассказывает митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл (Наконечный)
Принимала всех одинаково, в простоте
Рассказывает архимандрит Серафим (Масляев)
«Валя, ты меня не называй святой»
Рассказывает Валентина Васильевна Мотяш
В словах матушки ощущалась огромная мощь
Рассказывает Людмила Владимировна Поликарпова
«Будем молиться — Бог поможет!»
Рассказывает Раиса Яковлевна Татаринцева
Всего два раза была я у матушки.
Рассказывает раба Божия Галина
Чудо бескорыстной любви
Рассказывает архимандрит Сергий (Карамышев)
«Знаешь, как с Господом легко?»
Рассказывает игумения Антонина (Злотникова)
Случай со священником
Рассказывает епископ Единецкий и Бричанский Никодим (Вулпе)
«Еще посылает Господь на землю ангелов!»
Рассказывает Борис Сергеевич Реморов
Матушка брала чужие болезни на себя
Рассказывает Алексей Владимирович Пантюхов
«Претерпеть, Раюшка, можно все»
Рассказывает Раиса Ивановна Михалёва
«Не я Тобой, а Ты мной»
Рассказывает архимандрит Авелъ (Ургалкин)
Приемная Господа Бога
Рассказывает раба Божия Ксения
Она уже знала, с чем я пришла
Рассказывает Анна Владимировна Петрова
«Я пришла к матушке с большой горей…»
Рассказывают Валентина Васильевна Атанова и Александра Сергеевна Звонарева
Две поездки к матушке Феодосии
Рассказывает иерей Сергий Карамышев
«Молимся об Украине, и вы молитесь»
Рассказывает Татьяна Антоновна Сафонова
Приложение
Наставления старицы Феодосии Скопинской

Параметры книги: Старица Феодосия Скопинская.

Предлагаем купить книгу «Старица Феодосия Скопинская.» в православном интернет магазине Псалом.ру

© Алисия Мурс, 2019

ISBN 978-5-4496-8678-7

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

В эти майские дни мы вспоминаем матушку Феодосию – старица скончалась 5 лет назад, 15 мая 2014 года. Молитвенница, прозорливица, скорая в помощи и утешительница в скорбях, матушка Феодосия снискала многие духовные дары, будучи физически не просто немощной, но бездвижной. 60 лет пролежала она, разбитая параличом, 20 из которых – находясь в коме. Но дух матушки оставался бодрым, она всегда была с Богом. И всегда оставалась труженицей – только теперь на ниве духовной: утешая, ободряя, помогая советом и молитвой многим и многим людям.

«Вырастет ребенок!»

Схимонахиня Феодосия (Косоротихина)

1923 год. Страна на Голгофе. В маленькой деревне Велемья на Рязанщине родилась девочка. Назвали Натальюшкой. В семье Никифора и Евфросинии Косоротихиных уже было трое деток: старшие сестры Фекла и Аня (все ее звали Оня) да брат Тихон. А после еще и младшая сестренка появилась на свет – Оленька. Рождались и другие дети, но умерли в младенчестве. Матушка Феодосия (так при постриге в схиму нарекут Наташу) про таких потом говорила: «Ангелы!» Вымаливают род. Только убивать не надо. Очень матушка плакала, когда узнавала, что кто-то сделал аборт.

«Зачем ты такую беду-то учинила?» – вспоминает одна из односельчанок о том, как матушка встретила ее.

Аборт дал сильные осложнения, было заражение крови, кварцевали так, что кожа потом с ног слезала, как чулки. Матушка молилась, а та дала Богу обет: если выживет, никогда впредь не делать аборты. «Рожать больше не будешь», – приговаривал гинеколог.

– А я через два месяца, – вспоминает женщина, – снова забеременела. Муж пил (матушка про «пьянчушек», как она сама выражалась, говорила: «Богородица от них отвернулась, не хочет на них смотреть»). Старшему мальчику уж в школу идти, а я его купаю и нарочно – знаю, что сам может из ванны вылезти, – на руки беру… Приехали мы с мамой к матушке, а она на меня так грустно смотрит… Она обычно какими-то очень ласковыми именами привечала, а тут полное имя произносит и говорит: «То, что ты задумала, ничего у тебя не получится». А рядом мама сидит, которая молитв обо мне у матушки, когда я давеча умирала, просила; а то, что я опять беременна, не знает. Выходим от матушки, я – молчу. А мама как заплачет: «Господи! Ну что же ты матери родной не говоришь ничего?! Что ты задумала?» Я маме и рассказала. А она: «Боже мой! В войну по восемь детишек растили. Вырастет ребенок!».

Мы были в домике у уже почившей матушки Феодосии, и женщина подозвала сына:

– Коленька, иди сюда!

Подошел рослый раскрасавец парень и улыбнулся.

Привез, оказывается, сюда старушек на машине и то одной, то другой и здесь помогал, вскоре вернувшись к ним.

– Я, как матушка меня благословила, – рассказывает его мама, – уже ни в больницу не ходила, ни анализы не сдавала, только здесь и бывала, а она мне: «Не плачь! – (я на вредном производстве работала). – Все будет хорошо». А как мне уже рожать идти, вдруг сказала: «Мальчик всем на диво будет».

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *