Феофан

Для чего в семье дети? Сколько их должно быть? Эти вопросы можно назвать странными, так как на них невозможно дать четкий ответ. Подобных вопросов достаточно много: Что такое человек? Почему мужчина и женщина хотят быть вместе? Что такое дружба? Все они имеют нечто общее. Практически каждый человек уверен, что знает на них ответ, но сформулировать его в четких определениях не может.

Ответ на эти вопросы существует в душе человека, но многие люди не утруждают себя его поисками. Конечно, думающие люди размышляют об этом.

Такие размышления часто превращаются в преобладающее общественное мнение, но нельзя забывать, что общественное мнение не возникает само по себе. Оно возникает под влиянием различных общественных процессов. Экономика, политика, религия, культура участвуют в его формировании. Практически все явления в жизни человека попадают в поле зрения общественного мнения, получая осмысление и оценку.

Вопрос о смысле семейной жизни, о наличии и количестве детей не является исключением. К сожалению, люди часто готовы принимать готовые ответы вместо того, чтобы самим размышлять, принимать решения и нести за них ответственность. Но готовые ответы часто продиктованы не стремлением к истине, а какой-либо практической пользой. Иногда это просто обман одних людей другими.

В течение XX века взгляды на отношения мужчины и женщины, на назначение семьи претерпели колоссальные изменения.

Достижения техники, медицины, изменения в общественной жизни, катастрофические войны и стремительное развитие экономики привели к тому, что тысячелетние традиции семейных отношений так серьезно изменились, что интеллектуальные силы общества не успевают их осмыслить и дать им правильную оценку. Но у нас, христиан, есть свои критерии оценки происходящего. Богословие не оставляет человека наедине с общественными проблемами. Церковная жизнь и духовное делание воспитывают человека, учат его самостоятельно мыслить.

Цивилизационный сдвиг

В конце XIX – начале XX века в европейской цивилизации произошло очень значимое событие – женщины начали уравниваться в правах с мужчинами. Многие исследователи говорят, что именно это стало началом новых отношений между мужчиной и женщиной. Параллельно в стремительно развивающихся экономических структурах европейских стран возрастала доля занятых в сфере услуг. Богатеющим странам требовалось все большее количество прачек, продавцов в магазинах, уборщиц, горничных, развивающейся медицине – врачей и младшего персонала. Вполне логично, что большинство этих должностей занимали женщины, как имеющие особые способности к постоянному поддержанию порядка, уходу за детьми и больными и т. п.

К этому добавилось безумное истребление людей мужчинами – диктаторами и полководцами. Многие женщины интуитивно пришли к уверенности, что именно они могут помочь сохранить мир и стабильность в обществе. В настоящее время мы видим, что многие государственные и общественные посты заняты женщинами, и они хорошо справляются со своими обязанностями. Не следует забывать об учителях, врачах, продавцах и многих других поприщах, где именно женщины обеспечивают полноценную жизнь общества.

Но в таком обществе нуждаются в коррекции и семейные отношения. Изначальный уклад семьи, где муж большую часть времени посвящает труду вне дома, а жена обеспечивает быт семьи и занимается детьми, уже не подходит для женщин, желающих вести активную трудовую и общественную жизнь. Появляются ясли, детские сады, школы с продленным днем пребывания. Профессия няни становится все более востребованной.

Женщина постепенно освобождается от домашних дел, но если в семье появляются дети, то женщина вынуждена периодически прекращать свою трудовую деятельность и заниматься исключительно ребенком. При стремительном развитии экономики и общественной жизни такие периоды отрицательно сказываются на востребованности женщины как работника или общественного деятеля.

Большое количество детей может стать катастрофическим для женщины в случае разрушении семьи, потому что она не всегда способна обеспечить их всем необходимым при отсутствии поддержки со стороны мужа.

Не будем забывать об огромном количестве разводов и других изменениях нравственных устоев общества в XX веке. Основным принципом жизни становится получение удовольствия. Этот принцип активно и умело навязывается нравственно устойчивой части общества, в результате чего эта часть общества уменьшается и теряет влияние на мировоззренческие принципы социума.

В итоге и женщины и мужчины приходят к зловещему и жестокому выводу: дети мешают полноценно жить. Мужчинам дети мешают создавать непродолжительные и непрочные отношения с женщинами. Женщинам они мешают вести свободный образ жизни, активно заниматься карьерой и общественной деятельностью, а в случае развода с мужем многочисленные дети приведут женщину к нищете и отчаянию. Поэтому к 50-60 годам прошлого века сознание мужчин и женщин было готово к появлению медицинских средств, предназначенных для ограничения рождаемости. Медицина ответила на запросы общества потребления. Риск для женщин при убийстве ребенка во чреве был значительно снижен, появилось большое количество средств, препятствующих зачатию и рождению детей. Цель была достигнута.

Нежданные гости

К концу XX века экономически развитые страны сталкиваются с проблемами иммиграции. Огромное количество приезжающих «кормиться крошками со стола золотого миллиарда» вынуждает общественных деятелей пересмотреть свои взгляды на демографические процессы.

Иммигранты берутся за самую тяжелую и низкооплачиваемую работу. Они вынужденно становятся более активными членами общества и участниками экономических процессов, чем коренное население принимающей страны. В лучшем случае иммигранты ассимилируются и обогащают культуру страны новыми обычаями и традициями. Классическим примером здесь является Российская империя, где новые народы органично входили в русскую культуру и обогащали ее.

В худшем случае иммигранты создают изолированные диаспоры и отказываются воспринимать культуру принимающей страны, так как коренное население очень часто не хочет принимать новый народ с новой культурой. Здесь оно вступает в конфликт с бизнесом, который заинтересован в привлечении иммигрантов. Жители экономически развитых государств привыкли к высокому уровню жизни, поэтому они требуют высокую зарплату и хорошие условия труда. Новые граждане не требуют ничего.

При этом необходимо учитывать, что большинство иммигрантов прибывает из стран с традиционной многодетностью, которая сохраняется и в новом отечестве. Общество принимающей страны начинает опасаться, что новые жители станут основной частью населения, так как рождаемость среди коренного населения достаточно низкая. Возникает ксенофобия и социальные волнения. Общественные институты начинают предлагать варианты решения данной проблемы.

Одним из таких вариантов являются меры по увеличению рождаемости среди коренного населения. Эта мера применяется для сохранения численного баланса между иммигрантами и коренным населением. При этом увеличение численности населения вообще выгодно бизнесу экономически развитых государств. Когда трудоспособное население превышает количество рабочих мест, возникает конкуренция между работниками, борьба за хорошее место, страх потерять работу вообще или хорошую работу в частности.

Это неустойчивое состояние работников позволяет владельцам предприятий не повышать зарплату, не заботиться об условиях труда, но увеличивать свои прибыли. Интересы общества, бизнеса и интеллектуальной элиты в вопросе повышения рождаемости к концу XX века сошлись.

Общество обывателей боится иммигрантов и готово рожать больше детей. Интеллектуальная элита разрабатывает меры для поддержки этой готовности, а бизнес финансирует все эти меры и проекты через систему налогообложения. Именно такой процесс происходит в настоящее время в нашем государстве. Производятся меры по стимулированию рождаемости. Общество откликается на них повышением этой самой рождаемости.

Цели и средства

Возникает логический вопрос: какое отношение к семье как малой Церкви имеют все эти рассуждения о демографических, социальных и экономических процессах?

Имеют, причем самые непосредственные. Все это приводит к формированию особого пагубного взгляда на наличие и количество детей. Например, в 50-80-е годы прошлого столетия люди хотели иметь меньше детей, чтобы много и успешно работать и не связывать себя какими-либо ограничениями в получении радостей жизни. В нашей стране в 90-е годы иметь много детей означало поставить свою семью на грань бедности.

В настоящее время экономическая ситуация в нашей стране не такая плохая, но как же смотрит общество на наличие и количество детей? Для обычного человека, природа которого повреждена грехопадением, дети часто являются неким социальным заказом от общества (бездетная семья традиционно считается неполноценной и воспринимается обществом с подозрением вне зависимости от причины этой бездетности – примеры Авраама и Сарры, Иоакима и Анны для неверующих обывателей неубедительны).

С другой стороны, дети – это надежда на благополучную старость. Чем больше детей, тем выше вероятность этого благополучия. Большое количество детей поможет удержать преимущественное положение коренного населения. Именно такие взгляды насаждает правящая элита в головах граждан.

Но у этой политической и экономической элиты есть и свои интересы, которые они раскрывают крайне неохотно. Государству нужно очень много людей. Ему нужны солдаты, чтобы умирать и побеждать. Ему нужны налогоплательщики для содержания госаппарата. Бизнесу нужны работники для увеличения производства и роста экономики. При этом желательно, чтобы работников было больше, чем нужно. Это позволит лучше ими управлять и получать большие прибыли.

Малый образ Божий

Но все эти примеры очень далеки от истинного смысла семейной жизни. К сожалению, даже православные люди часто пленяются ложными идеями о назначении семьи и смысле деторождения.

Очень редко говорится о том, что дети нужны для того, чтобы их любить, что в детях является образ Божий и мы участвуем в появлении человека, высшего творения, имеющего бессмертную душу.

Родители участвуют в удивительном чуде появления нового человека, способного быть причастником Божественной жизни и наследовать Царство Небесное. Семья есть средство для рождения детей, но рождение детей не является смыслом существования семьи. Соединение мужчины и женщины в установленном Богом семейном союзе помогает им достичь главного в человеческой жизни. Муж и жена помогают друг другу на пути к Богу.

Основой семейных отношений является любовь супругов. Эта любовь не возникает сама по себе. Ее следует понимать как малое подобие любви Бога к человеку. Подобно тому как Божественная любовь есть тайна Троичного единства, так и любовь мужа и жены становится тайной их семейной жизни. Плодом этой любви, дарованной человеку Господом, являются дети. Благословение на семейные отношения Адам и Ева получают в Едемском саду, но дети, согласно Священному Писанию, появляются уже после грехопадения.

Господь дает надежду на спасение через «семя жены», поэтому каждый родившийся ребенок воспринимался как возможный Мессия. Именно поэтому бездетность воспринималась как отсутствие благословения от Господа. После пришествия в мир Спасителя смысл семейной жизни получает новое наполнение. Семья становится малой Церковью. Церковь есть сообщество людей, объединенных верой в Господа Иисуса Христа, а семья как «малая Церковь» есть сообщество мужчины и женщины, которые свою веру и любовь ко Господу являют через любовь друг к другу. Смысл христианской семьи может раскрыться только при условии активной духовной и церковной жизни.

Дети в настоящей христианской семье воспринимаются, с одной стороны, как дар Божий, а с другой – как поручение от Господа воспитать новых христиан. Родители-христиане никогда не будут воспринимать ребенка как «лишний рот», что часто бывало в семьях неверующих людей, потому что, возможно, именно этот ребенок достигнет высот добродетельной жизни и станет молитвенником пред Господом за всю семью.

Дети не станут обузой, если видеть в них образ Божий. Воспитание не будет в тягость, если родители будут помнить о том, что им нужно будет отвечать перед Господом на Страшном Суде за свои труды по воспитанию детей. Родители смогут удержаться от излишней грубости и жестокости по отношению к детям, если будут вместе участвовать в Евхаристической жизни Церкви, так как христианин не может приступать к Таинству Причастия, если в сердце своем не примирится со всеми ближними.

Все эти высокие идеалы отношений родителей и детей возможны только тогда, когда родители понимают свою ответственность перед Господом. Господь дарует детей, но Господь спросит родителей, как они воспитывали вверенных им чад Божиих. А для того чтобы родители были ответственны, воспитание детей должно стать для них добродетелью, совершаемой во славу Божию.

Атака извне

Современные родители христиане ощущают на своей семье противоречивое влияние общества. Совершенно чужие люди активно навязывают свое видение семейной жизни.

Государственные деятели призывают рожать как можно больше детей. Эти призывы напоминают лозунги об увеличении поголовья телят на ферме из недавнего прошлого нашей страны. Лживость этих призывов особенно видна, если вспомнить, что люди государству нужны в качестве налогоплательщиков и солдат. Какие-то одиозные личности призывают увеличивать количество детей для спасения России от неизвестных захватчиков.

Даже некоторые православные люди связывают добродетель именно с количеством детей, а не с качеством их воспитания и ответственным поведением родителей. В действительности многие православные родители хотели бы иметь много детей, но то же самое общественное мнение, которое только что призывало увеличить рождаемость любой ценой, отворачивается от семьи и не хочет понять ее проблемы.

Люди на улице смотрят на родителей с тремя и более детьми, как на душевно болящих. В практических ситуациях общения с государственными службами многодетных родителей выставляют дармоедами и попрошайками. Не следует забывать также о внутреннем мире православной семьи.

Не все родители могут спокойно смотреть на возрастание своих многочисленных чад как на рост травы во дворе. Многие родители желают отдать своим детям часть своей душевной и духовной жизни. При этом не все могут одарить любовью «футбольную команду». Для некоторых родителей и двое детей – это много. Что уж говорить о тех семьях, где родители не могут иметь детей по здоровью или количество детей ограничено из-за болезней. Но семья без детей не перестает быть христианской. Муж и жена совершают свое супружеское служение независимо от наличия и количества детей.

Современные православные родители просят помощи у Церкви. Просят научить их быть ответственными родителями и достойно отвечать на вызовы современности.

Свобода и ответственность

Господь не оставляет своих чад, а богословы не прекращают трудиться на ниве осмысления современности.

Актуальные вопросы семейной жизни, в том числе и вопрос о детях в семье, совершенно ясно и четко изложены в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви», где говорится о высоте христианского брака, о его Божественном установлении, а также о том, что рождение и воспитание детей, по православному учению, является одной из важнейших целей брака. Приводятся удивительные по красоте и мудрости изречения святых отцов об ответственности родителей за воспитание детей.

«Дети – не случайное приобретение, мы отвечаем за их спасение… Нерадение о детях – больший из всех грехов, он приводит к крайнему нечестию… Нам нет извинения, если дети у нас развращены», – наставляет святитель Иоанн Златоуст.

Всем ответственным родителям необходимо знать соответствующие разделы этого общецерковного документа, посвященные вопросам личной, семейной и общественной нравственности, а также проблемам биоэтики. Такое знание поможет православным супругам достойно ответить всем тем, кто пытается вмешаться во внутренние дела семьи и навязывает свое, часто ошибочное, мнение.

Господь создал человека свободным, поэтому никто не может нарушить внутреннюю свободу христианина. Православный христианин пребывает в Церкви Божией, христианская семья имеет благословение от Господа, которое она получает в Таинстве Венчания. Церковь наставляет супругов в их нелегкой семейной жизни.

Именно поэтому никто не имеет права указывать, как жить мужу и жене, какими должны быть их отношения, сколько им иметь детей и как их воспитывать в вере христианской. Так, Священный Синод Русской Православной Церкви в определении от 28 декабря 1998 года напомнил пастырям о необходимости «соблюдения особого целомудрия и особой пастырской осторожности при обсуждении с пасомыми вопросов, связанных с теми или иными аспектами их семейной жизни».

XX век явил человечеству великие подвиги христиан и страшные пороки безбожников. Достижения науки проникли в тайны человеческой жизни. Институт семьи практически потерял свое значение в обществе. Отношение к детям простирается от брезгливого неприятия до неразумной избалованности. Сознание людей затуманено средствами массовой информации. Мы, христиане, живем в этом непростом мире. Мы защищаем себя, свою семью, нашу «малую Церковь» от житейских волнений. Мы должны быть мудрыми и ответственными, чтобы наша жизнь была жизнью во Христе, а наша свобода проявлялась в нашей ответственности.

Дни памяти: 10(23) января , 16(29) июня (Перенесение мощей)

Детские, юношеские и молодые годы

Святитель Феофан Затворник Вышенский, в миру Говоров Георгий Васильевич, родился в семье православного священника, в селе Чернавка Орловской губернии, 10 января 1815 года.

Его отец, Василий Тимофеевич Говоров, служил во Владимирской церкви, располагавшейся в том же селе. Мать, Татьяна Ивановна, глубоко верующая женщина, происходила из священнической семьи. Первоначальное образование Георгий получил от родителей. Они же привили ему любовь к Богу. Отец часто брал сына в храм, и тот с радостью участвовал в богослужении, прислуживал в алтаре.

В 1823 году Георгия определили в Ливенское духовное училище. Через шесть лет он с успехом окончил его, а затем поступил в Орловскую духовною семинарию. Шел 1829 год. В семинарии Георгий был на хорошем счету. Рассказывают, что знания настолько привлекали его, что несмотря на успехи в учёбе, он сам выразил желание повторно пройти обучение в философском классе. По окончании семинарии Георгий, с благословения епископа Орловского Никодима, продолжил повышать свой образовательный уровень в Киевской духовной академии. Как лучший воспитанник семинарии, он был отправлен туда за казённый счёт.

В академии, как и в прежних образовательных учреждениях, он учился с большим прилежанием. Здесь в нём раскрылась способность к писательскому творчеству.

Он любил уединяться в тиши святынь Киево-Печерской обители и предаваться благоговейной молитве. Радостные впечатления от тех посещений сохранились в его памяти до конца земных дней. В этот период в нём созрело желание соединить свою жизнь с монашеским подвигом.

Приобщение к монашеству

В октябре 1840 года Георгий подал прошение руководству о пострижении в монашество. В феврале 1841 ректор академии, преосвященный Иеремия, совершил постриг. Тогда же Георгий получил новое имя, Феофан, в честь святого Феофана Исповедника.

В апреле 1841 года инок Феофан был посвящен в иеродиакона, а в июле — в иеромонаха. В 1841 году он закончил духовную академию, защитив диссертацию и получив степень магистра.

В том же году, в августе, отец Феофан получил назначение на должность ректора Киево-Софийского духовного училища и приступил к исполнению обязанностей. Помимо работы ректором он преподавал латинский язык. Кроме того в этот период он занимался углубленным изучением творчества святых отцов Церкви.

В 1842 году он получил новое назначение — в Новгородскую духовную семинарию. Там он исполнял обязанность инспектора, преподавал психологию и логику. Главной мыслью его как преподавателя семинарии, и об этом он постоянно напоминал своим воспитанникам, являлась та, что на первое место в их жизни должно поставляться богоугождение, а не сухая научность.

В 1844 году отец Феофан, по благословению церковного начальства, занял должность преподавателя по кафедре Нравственного и пастырского богословия в Санкт-Петербургской духовной академии. А в 1845 году он стал помощником инспектора академии.

Служение в Иерусалиме. Дальнейшая деятельность

В 1846 года иеромонах Феофан вошел в состав членов формируемой тогда Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. В октябре 1847 года Миссия выдвинулась на территорию Палестины, а в феврале прибыла в Иерусалим.

За время пребывания в Палестине отец Феофан отточил знание греческого и французского языка, основательно изучил вероисповедания ряда инославных конфессий: католичества, лютерантсва, армяно-григорианства и прочих. Здесь он имел широкие возможности знакомиться со святоотеческими произведениями, в том числе с ценными рукописями, читая их на языке оригинала.

Деятельность Русской Миссии в Иерусалиме была весьма плодотворной. Однако с началом Крымской войны, в 1853 году, её отозвали и её участники были вынуждены возвратиться на Родину.

По возвращении в Россию, в апреле 1855 года отца Феофана возвели в сан архимандрита. После этого он приступил к деятельности в Санкт-Петербургской духовной академии, на кафедре канонического права.

А через несколько месяцев, в соответствии с новым назначением, архимандрит Феофан занял пост ректора Олонецкой духовной семинарии. Исполняя обязанности ректора, он, помимо участия в образовательном процессе, занимался обустройством семинарии, в том числе организацией строительных работ.

В 1856 году архимандрит Феофан был отправлен церковным руководством в Константинополь на место настоятеля Русской посольской церкви.

В июне 1857 года он, приобретший к тому времени известность и уважение своей образованностью и аскетическим устроением духа, был вызван в Санкт-Петербург и получил предложение занять место ректора Санкт-Петербургской духовной академии. Предложение было принято, но Промыслом Божьим он занимал эту должность недолго. В тот период отец Феофан участвовал в деятельности академического журнала «Христианское чтение».

Епископское служение святого Феофана Затворника

В июне 1859 года архимандрит Феофан был рукоположен во епископа Тамбовского и Шацкого. За время его управления Тамбовской епархией было открыто множество школ и училищ, в том числе женское епархиальное. Кроме того при нём стали издаваться «Тамбовские епархиальные ведомости». Он исполнял обязанности епархиального архиерея ревностно и ответственно, однако всё больше и больше думал об уединенной молитве и богосозерцании.

В 1863 году церковное руководство переместило епископа Феофана на другую кафедру, во Владимир-на-Клязьме. Здесь, как и на месте предыдущего служения, он способствовал приумножению церковно-приходских школ и духовных училищ. С 1865 года, опять же, при его личной инициативе, стали выходить «Владимирские епархиальные ведомости». Он часто участвовал в храмовом богослужении, посещал разные области вверенной ему территории, много проповедовал, но сердцем, всё же, стремился к отшельничеству.

В 1866 году епископ Феофан подал прошение Святейшему Синоду. Просьба святителя показалась членам Синода необычной, ведь и по уровню знаний и духовного опыта, и по состоянию здоровья, и по организаторским способностям он удовлетворял требованиям архиерейского служения. Святителя выслушали, после чего, согласившись с его доводами, освободили от руководства епархией.

Тогда его назначили настоятелем в приглянувшуюся ему Вышенскую пустынь. Однако и должность настоятеля не вполне соответствовала стремлению его просветленного сердца. Как следствие, некоторое время спустя он подал прошение об освобождении от обязанностей настоятеля. И эта просьба была удовлетворена.

Затворничество

В 1872 году святитель фактически начал вести жизнь затворника. Он затворился в отдельном помещении. Круг его посетителей ограничился чрезвычайно малым количеством людей. В своих кельях он устроил маленькую домовую церковь, сам служил в ней Божественную Литургию: первое время — по воскресным и праздничным дням, а в последние годы своей земной жизни — ежедневно.

Помимо молитвы, существенную часть своего распорядка он посвящал чтению, разбору переписки и составлению ответных посланий, богословским трудам. Вместе с тем, руководствуясь аскетическими наставлениями, много внимания он уделял физическому труду: занимался иконописью, резьбой по дереву, шитьем одежды для себя.

6 января 1894 года святитель тихо отошёл ко Господу. Отпевание архипастыря состоялось 11 января при огромном стечении народа. Тело епископа погребли в Вышенской пустыни, в Казанском соборе.

Творческое наследие

Святитель Феофан Затворник оставил после себя множество выдающихся работ. В качестве пособия по нравственному богословию хорошо известен его труд: Начертание христианского нравоучения. Вместе с тем, этот ряд включает немало других сочинений, таких, например, как Внутренняя жизнь. Избранные поучения, Как начинается в нас христианская жизнь?, Как надобно молиться.

В качестве толкований к Священному Писанию Нового Завета им были составлены такие произведения как Толкование на первое послание к Коринфянам, Толкование на второе послание к Коринфянам, Толкование на первое послание к Тимофею, Толкование на второе послание к Тимофею, Толкование на первое послание к Фессалоникийцам, Толкование на второе послание к Фессалоникийцам, Толкование на послание к Галатам, Толкование на послание к Евреям и др.

Из сочинений догматической направленности можно выделить: Два слова о святом Таинстве Крещения, Душа и ангел, Воплощенное домостроительство. Опыт христианской психологии.

Среди писем обращают на себя внимание: Письма о духовной жизни, Письма о разных предметах веры и жизни, Письма о христианской жизни. Поучения. Собрание писем.

Кроме того, святитель Феофан собрал, перевел на русский язык и соединил в общий свод множество памятников святоотеческой литературы, получивших название «Добротолюбие».

Тропарь святителю Феофану, затворнику Вышенскому, глас 8

Православия наставниче, / благочестия учителю и чистоты, / Вышинский подвижниче, святителю Феофане богомудре, / писаньми твоими Слово Божие изъяснил еси / и всем верным путь ко спасению указал еси, // моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак святителю Феофану, затворнику Вышенскому, глас 4

Богоявлению тезоименитый, / святителю Феофане, / ученьми Твоими многи люди просветил еси, / со Ангелы ныне предстоя Престолу Святыя Троицы, // моли непрестанно о всех нас.

. Святитель Феофан Затворник – 3
Наставления в духовной жизни – 12
Отличительный признак духовной жизни – 12
Состояние грешника – 15
Пробуждение грешника от греховного сна – 17_______О вечности мучений – 24
Как начинается в нас христианская жизнь? – 53_______Руководство к духовной жизни (по письмам епископа Феофана) – 66
Бедствия – 66
Благодатное состояние души – 67
Благодать Божия – 67
Благодать Божия и греховные нападки – 68
Благодать свыше – 69
Благотворительность – 69
Бог – 70
Богопреданность – 70
Божие долготерпение – 71
Божие представление и ожесточение – 72
Божии истины и их действие – 75
Божия епитимия – 76
Болезни телесные – 78
Борьба с земными влечениями – 86
Вера – 87
Внешние скорби – 88
Внимание к себе в условиях семейной жизни – 88
Внимание к внутреннему движению сердца – 89
Внутреннее раздвоение – 90
Внутренняя неурядица – 91
Воля Божия – 91
Воскресение Христово – 93
Вражии приражения – 93
Говение – 94
Голоса – 94
Гордость, гнев, осуждение – 95
Горение духа и охлаждение – 96
Горести и радости – 97
Горечь мира сего – 98
Грехи – 98
Грехи, Покаяние и Божие милосердие – 101
Грешник – 105
Дела – 106
Досада – 108
Духовная немощь – 109
Духовник – 109
Духовный руководитель – 110
Духовное отношение к духовным чадам – 110
Духовное воздвижение Креста – 111
Духовное охлаждение или сухость – 113
Духовные приемы против искушений – 114
Дух хулы и сомнения – 115
Душа, обращенная к Богу – 119
Душа человеческая – 119
Душевная тяжесть – 126
Единое на потребу – 126
Ежедневное исповедание грехов и принятие святой воды – 127
Елеосвящение – 127
Жизнь духовная, душевная и плотская – 128
Жизненная обстановка и Промысл Божий – 131
Житейские дела – 131
Житейские хлопоты – 132
Забота житейская – 134
Зло – 136
Иго Христово, как его нести – 138
Идиоты – 139
Извращенный ум – 139
Изменчивость внутреннего состояния – 140
Изъяснение трудных мест из Евангелия – 140
Иночество – 150
Искусство – 151
Исповедь – 152
Испытание от Господа – 153
Кладбище или место погребения – 154
Клевета – 154
Крест жизненный – 155
Курение – 156
Леность – 157
Лечение – 159
Любовь и правосудие – 162
Материя – 163
Молитва – 170
Молитва домашняя – 201
Молитва Иисусова – 201
Молитва духовная – 213
Молитва о болящих – 214
Молитва о нас Святых – 215
Молитва о погибающих – 216
Молитва о смерти – 216
Молитва со вниманием – 217
Молитва церковная и домашняя – 217
Молитвенное правило – 217
Молитвенное трезвение – 223
Молитвенное устроение в начале дня – 224
Милосердие и милостивость сердечная – 225
Милостыня и благочестие в деле нашего спасения – 226
Минуты уединения – 227
Мир вещественный – 227
Мытарства – 228
Неверы и верующие – 228
Недобрые движения внутри – 232
Некрещеные дети – 233
Немощи, духовные слабости, страсти – 234
Неприязнь к людям – 235
Неприятности – 236
Неурядица в помыслах и чувствах – 238
Нечувствие – 239
Ночное осквернение – 240
Образ Божий во время молитвы – 241
Общение с людьми (соседями),мало думающими о Боге – 242
Окамененное нечувствие или духовная сухость – 242
Ослабление благонастроенности после говения и Причащения – 245
Отлучение от Причастия – 246
Отрешение от всего – 246
Отрешение от зла – 247
Охлаждение в духовной жизни – 248
Падение – 249
Падение и милость Божия – 251
Перемена настроения – 253
Пища – 253
Плач о грехах – 254
Позор – 254
Покаяние – 255
Поклоны и Иисусова молитва – 256
Поминовение усопших – 257
Поминовение иноверцев – 258
Помыслы – 259
Пост – 260
Посты церковные – 261
Правда – 262
Предзрение Господа всегда – 262
Прельщение внутреннее и внешнее – 263
Приготовление себя к Суду Божию – 263
Приспособление к обстоятельствам жизни – 264
Притча о неправедном приставнике – 265
Причащение – 269
Причащение и Исповедь – 271
Пришествие Господне и ложные предсказания о нем – 272
Путь жизни, или тесный путь – 272
Путь спасения – 273
Разности в церковных порядках – 288
Расположение души к жизни и смерти – 288
Ревность духовная – 289
Руководство к духовной жизни – 291
Саможаление – 294
Саможаление и самоугодие – 295
Самоугодие – 299
Самооценка и самомерение – 300
Самоцен и благодать – 301
Самочувствие или самовозвышение – 301
Свобода – 303
Священник – 306
Семейная и гражданская жизнь – 307
Сердечная теплота – 307
Сердечное сокрушение и самообличение – 309
Сердечное томление – 310
Сердце человеческое и Господь – 310
Серчание – 312
Скорби – 313
Скорбное и утешительное в нашей жизни – 315
Скука – 315
Сласти духовные – 316
Слезы – 316
Смерть малолетних и родных – 317
Смирение – 318
Смоковница – 318
Сны – 320
Совесть – 320
Советчик – 321
Соль евангельская – 321
Сомнение – 322
Спасение души – 334
Спасение души среди семейной жизни – 339
Старчество – 341
Страх Божий – 342
Страх смерти – 343
Суетность – 344
Схима – 345
Сын света – 347
Танцы – 348
Телесные силы – 348
Тело – 349
Теплота духовная и теплота плотская – 350
Терпение – 352
Тесный путь – 354
Тоска и скука – 356
Уединение для живущих в миру – 357
Уединение в мирской обстановке – 357
Умершие в сектанстве или неверии – 358
Умершие грешники – 359
Уныние – 360
Усопшие – 361
Усопшие и молитва за них – 362
Успех в духовной жизни – 363
Утешитель – 364
Хлопоты и правило – 365
Ходатай и ходатаи – 366
Хотения – 369
Храм духовный – 370
Хульные помыслы – 371
Чистилище – 372
Чтение – 373
Чувство праведности и чувство греховности – 373
Чудотворные иконы – 374
Церковная молитва или молитва в церкви – 374
Церковная служба – 375
Язык – 376

Текст утвержден Священным Синодом
Русской Православной Церкви
27 декабря 2000 года (журнал б/н)

Конда́к 1

Избра́нный Го́сподем Це́ркве Ру́сския свети́льниче, изря́дный подви́жниче и и́стинный служи́телю Христо́в, богому́дре святи́телю Феофа́не! Восхваля́ем тя любо́вию и чтим по́двиги и труды́ твоя́, и́миже ве́рным лю́дем до́бре послужи́л еси́, и в затво́ре пребыва́я, благода́тными уче́ньми путь спасе́ния начерта́л еси́. Ны́не же, престо́лу Бо́жию предстоя́, о нас моли́ся, зову́щих ти:

Ра́дуйся, святи́телю Феофа́не, прему́дрый учи́телю и христиа́нскаго жития́ наста́вниче.

И́кос 1

А́нгельския чистоты́ взыску́я и ве́лию любо́вь ко Го́споду име́я, по́двиг и́ноческаго жития́ подъя́л еси́, святи́телю преди́вный. Му́дрости же дар, от Го́спода ти да́нный, стори́цею умно́жив, лю́дем во спасе́ние послужи́л еси́. Сего́ ра́ди и мы с любо́вию вопие́м ти:

Ра́дуйся, па́че всего́ земна́го Го́спода возлюби́вый;

ра́дуйся, на Него́ еди́наго все упова́ние возложи́вый.

Ра́дуйся, от младе́нчества се́рдце свое́ Го́сподеви преда́вый;

ра́дуйся, от ю́ности ра́зум свой Бо́жиею прему́дростию напита́вый.

Ра́дуйся, а́нгельскаго жития́ ревни́телю;

ра́дуйся, Ду́ха Свята́го стяжа́телю.

Ра́дуйся, на лови́тву челове́ков Бо́гом предъизбра́нный;

ра́дуйся, я́ко лучеза́рный свети́льник, Го́сподем возже́нный.

Ра́дуйся, святи́телю Феофа́не, прему́дрый учи́телю и христиа́нскаго жития́ наста́вниче.

Конда́к 2

Ви́дев, я́ко вся́кая жите́йская сла́дость быва́ет печа́ли прича́стна, свя́тче Феофа́не, суету́ суе́т возненави́дел еси́ и кра́сная ми́ра сего́ отве́ргл еси́, вседу́шно Бо́гу себе́ преда́в, поя́ Ему́: Аллилу́иа.

И́кос 2

Разуме́нием кни́жныя прему́дрости оби́льно от Бо́га измла́да одаре́нный, ум свой чте́нием святы́х писа́ний пита́л еси́, обрета́я в них си́лу вели́ку и свет духо́вный. Мы же, ве́дуще сие́, со умиле́нием к тебе́ взыва́ем:

Ра́дуйся, благочести́вых роди́телей отроча́ богоизбра́нное;

ра́дуйся, сокро́вище целому́дрия, благода́тию свы́ше испо́лненное.

Ра́дуйся, изде́тска к Бо́гу любо́вию пламене́вый;

ра́дуйся, от ю́ности к послуша́нию прилежа́вый.

Ра́дуйся, кро́тостию и незло́бием Го́споду подража́вый;

ра́дуйся, путь де́вства и чистоты́ избра́вый.

Ра́дуйся, и́ноческаго жития́ всем се́рдцем возжела́вый;

ра́дуйся, всего́ себе́ на служе́ние Го́сподеви преда́вый.

Ра́дуйся, святи́телю Феофа́не, прему́дрый учи́телю и христиа́нскаго жития́ наста́вниче.

Конда́к 3

Си́ла Бо́жия тя, святи́телю Феофа́не, немощны́й сосу́д челове́ческий, исто́чник прему́дрости соде́ла и па́стыря до́браго лю́дем дарова́, о спасе́нии их ду́шу полага́ющаго и Го́споду непреста́нно вопию́щаго: Аллилу́иа.

И́кос 3

Име́яй в се́рдце твое́м еди́наго Го́спода, ты, уго́дниче Бо́жий, с ра́достию ве́лиею вся сокро́вища души́ твоея́ и ра́зума на служе́ние Це́ркви святе́й отда́л еси́, уча́ и наставля́я вся прибега́ющия к тебе́. Мы же, ублажа́юще труды́ твоя́, вопие́м ти си́це:

Ра́дуйся, ве́лиею му́дростию Го́сподем напое́нный;

ра́дуйся, в труде́х подви́жничества испыта́нный.

Ра́дуйся, архиере́ю. Бо́гом избра́нный;

ра́дуйся, моли́твенниче о нас ко Го́споду неуста́нный.

Ра́дуйся, святи́тельскаго са́на смире́нный носи́телю;

ра́дуйся, богому́дрия ве́рный учи́телю.

Ра́дуйся, душевре́дных раско́лов искорени́телю;

ра́дуйся, ве́ры правосла́вныя ревни́телю.

Ра́дуйся, святи́телю Феофа́не, прему́дрый учи́телю и христиа́нскаго жития́ наста́вниче.

Конда́к 4

Бу́рею смяте́ния испо́лнишася ча́да па́ствы твоея́, хотя́щу ти, святи́телю Феофа́не, по́двигу затво́ра себе́ посвяти́ти, последи́ же возра́довахуся, ви́дяще тя наипа́че о спасе́нии их пеку́щася, и воспе́ша Бо́гу: Аллилу́иа.

И́кос 4

Слы́шавше лю́дие о вселе́нии твое́м в пу́стынь Вы́шенскую стека́хуся к тебе́ и, почита́юще тя па́стыря до́браго, проси́ша моли́тися о них и ко спасе́нию наста́вити. Мы же, ве́дяще сие́, прино́сим ти похвалы́ сицевы́я:

Ра́дуйся, я́ко оте́ц чадолюби́вый па́стве твое́й бы́вый;

ра́дуйся, непреста́нно о ней попече́ние име́вый.

Ра́дуйся, па́стырю, ду́шу твою́ за о́вцы полага́вый;

ра́дуйся, неуста́нно спасе́нию их соде́йствовавый.

Ра́дуйся, тишину́ и богомы́слие наипа́че возлюби́вый;

ра́дуйся, благо́ю во́лею себе́ от ми́ра затвори́вый.

Ра́дуйся, и́ноков любвеоби́льный наста́вниче;

ра́дуйся, оби́тели Вы́шенския неугаси́мый свети́льниче.

Ра́дуйся, святи́телю Феофа́не, прему́дрый учи́телю и христиа́нскаго жития́ наста́вниче.

Конда́к 5

Боготе́чная звезда́ яви́лся еси́, святи́телю досточу́дне, во оби́тели бо Вы́шенстей в по́двизех теле́сных и духо́вных пребыва́я, о́браз до́брый был еси́ христолюби́вой бра́тии, на тя взира́ющей, науча́я всех немо́лчно пе́ти Го́споду:Аллилу́иа.

И́кос 5

Ви́девше бра́тия тя, во смире́нии и кро́тости по́двиг и́ноческий соверша́юща, прихожда́ху к тебе́ и назида́хуся. Та́кожде и мы, почита́юще тя и́стиннаго избра́нника Бо́жия, вопие́м сицева́я:

Ра́дуйся, исто́чниче любве́ ко Го́споду неизсяка́емый;

ра́дуйся, кла́дезю смире́ния и кро́тости, жа́ждущих напая́ющий.

Ра́дуйся, жи́тнице, пи́щею духо́вною всех насыща́ющая;

ра́дуйся, свеще́, све́том ве́ры озаря́ющая.

Ра́дуйся, воздержа́ния до́брый рачи́телю;

ра́дуйся, спасе́ния душ усе́рдный попечи́телю.

Ра́дуйся, Правосла́вия пропове́дниче неуста́нный;

ра́дуйся, кри́не ра́йский, в пусты́не процве́тший.

Ра́дуйся, святи́телю Феофа́не, прему́дрый учи́телю и христиа́нскаго жития́ наста́вниче.

Конда́к 6

Пропове́дник немо́лчный и веща́тель и́стин Бо́жиих был еси́ во святи́тельстем служе́нии, просвеща́я и наставля́я па́ству твою́, досточу́дне Феофа́не, и, в затво́ре сый, не оста́вил еси́ благода́тными словесы́ твои́ми всех, притека́ющих к тебе́, подвиза́я пе́ти Бо́гу: Аллилу́иа.

И́кос 6

Возсия́, я́ко звезда́ пресве́тлая, му́дрость твоя́, ди́вный служи́телю Христо́в: Бо́жиим бо изволе́нием из затво́ра, тя сокры́вшаго, яви́шася пото́цы живы́х слове́с твои́х и откры́ся цельбоно́сный исто́чник благода́тных уче́ний, утоля́яй вся́каго жа́ждущаго и с ве́рою к нему́ припа́дающаго. Мы же взыва́ем ти си́це:

Ра́дуйся, устна́ми твои́ми му́дрость Бо́жию веща́вый;

ра́дуйся, е́юже жа́ждущия напои́вый.

Ра́дуйся, в по́двизех и́ноческаго жития́ неутоми́мый;

ра́дуйся, сто́лпе правосла́вия непоколеби́мый.

Ра́дуйся, обы́чаев грехо́вных му́дрый искорени́телю;

ра́дуйся, к доброде́тели неуста́нный води́телю.

Ра́дуйся, душ на́ших цели́телю; ра́дуйся, благоче́стия на́шего окорми́телю.

Ра́дуйся, святи́телю Феофа́не, прему́дрый учи́телю и христиа́нскаго жития́ наста́вниче.

Конда́к 7

Хотя́ Ца́рствия Бо́жия дости́гнути, ты, святы́й о́тче, отре́клся еси́ ми́ра, и обре́л еси́ благода́ть Ду́ха Свята́го, и с любо́вию служи́л еси́ лю́дем, подража́я Пастыренача́льнику Христу́ и поя́ Тому́: Аллилу́иа.

И́кос 7

Но́ваго подви́жника и уго́дника Христо́ва, смире́ния и кро́тости испо́лненнаго, ви́дяще тя лю́дие, с наде́ждою устреми́шася в пу́стынь Вы́шенскую, ча́юще твоея́ благода́тныя по́мощи. Та́кожде и мы, по́мощи от тебе́ прося́ще, вопие́м такова́я:

Ра́дуйся, кро́тостию ду́ха твоего́ мно́гия к Бо́гу обрати́вый;

ра́дуйся, умы́ помраче́нныя просвети́вый.

Ра́дуйся, чистоту́ а́нгельскую на земли́ стяжа́вый;

ра́дуйся, стра́ждующия твое́ю любо́вию уврачева́вый.

Ра́дуйся, незло́бия ди́вный наста́вниче;

ра́дуйся, благоче́стия всесве́тлый свети́льниче.

Ра́дуйся, к покая́нию всех призыва́яй;

ра́дуйся, по́мощи твоея́ прося́щих не оставля́яй.

Ра́дуйся, святи́телю Феофа́не, прему́дрый учи́телю и христиа́нскаго жития́ наста́вниче.

Конда́к 8

Стра́нный и ди́вный по́двиг яви́л еси́, святи́телю, в житии́ твое́м: в труде́х и непреста́нном богомы́слии пребыва́яй, ра́зума духо́внаго сокро́вище стяжа́л еси́ и писа́ньми твои́ми це́ркви усе́рдно послужи́л еси́. Мы же, ви́дяще сие́, во умиле́нии серде́ц на́ших благода́рно пое́м Бо́гу: Аллилу́иа.

И́кос 8

Всем вся явля́ешися, святи́телю Бо́жий: па́стырь и оте́ц, учи́тель и наста́вник и и́стинный пропове́дник, писа́ния бо твоя́ во всех граде́х и ве́сех до ны́не вопию́т немо́лчным благове́стием. Сего́ ра́ди мы, ча́да твоя́ духо́вныя, с любо́вию глаго́лем ти:

Ра́дуйся, росо́ю Ду́ха Свята́го напое́нный;

ра́дуйся, све́том благода́ти Бо́жия осене́нный.

Ра́дуйся, сокро́вище нетле́нное стяжа́вый;

ра́дуйся, дея́нием апо́стольским поревнова́вый.

Ра́дуйся, к богопозна́нию путь указу́ющий;

ра́дуйся, му́дрость благода́тную взыску́ющий.

Ра́дуйся, Це́ркве Ру́сския процвете́ние;

ра́дуйся, святы́х оте́ц украше́ние.

Ра́дуйся, святи́телю Феофа́не, прему́дрый учи́телю и христиа́нского жития́ наста́вниче.

Конда́к 9

Всяк час привре́меннаго жития́ твоего́, святи́телю, еди́ному на потре́бу рабо́тал еси́, и ду́шу твою́ хра́мину чи́сту Ду́ха Свята́го соде́лал еси́, возгрева́я се́рдце твое́ непреста́нною моли́твою Иису́совою и воспева́я Го́споду: Аллилу́ия.

И́кос 9

Вити́я златовеща́нный, кро́ткий и му́дрый яви́лся еси́ всем, внима́вшим тебе́ с ве́рою, и си́лою слове́с твои́х науча́л еси́ пра́вде Бо́жией. Сего́ ра́ди приими́ от нас, блаже́нне о́тче, восхвале́ния сицева́я:

Ра́дуйся, святи́телю Бо́жий, смире́нный и кро́ткий;

ра́дуйся, па́стырю благи́й и чадолюби́вый.

Ра́дуйся, земли́ Росси́йския златоу́сте;

ра́дуйся, богоявле́нию тезоимени́те.

Ра́дуйся, душ заблу́дших и́стинный путеводи́телю;

ра́дуйся, печа́льных ско́рый уте́шителю.

Ра́дуйся, немощны́м в ве́ре непоколеби́мое утвержде́ние;

ра́дуйся, уныва́ющим в труде́х мно́зех ободре́ние.

Ра́дуйся, святи́телю Феофа́не, прему́дрый учи́телю и христиа́нского жития́ наста́вниче.

Конда́к 10

Спасе́ния путь от грехо́вных тене́т ча́дом Бо́жиим начерта́л еси́, уго́дниче Христо́в, сказу́я о та́йнах бра́ни неви́димыя, и вене́ц вожделе́нный жа́ждущим спасе́ния показа́л еси́, призыва́я благода́рно пе́ти Бо́гу: Аллилу́иа.

И́кос 10

Стена́ и защище́ние ста́да Христо́ва от волко́в, губя́щих е́, яви́шася богому́драя писа́ния твоя́, святи́телю Бо́жий, и́миже огражда́еши ве́рных на пути́ ко спасе́нию. Мы же, просвеща́емии уче́ньми твои́ми, благогове́йно взыва́ем ти си́це:

Ра́дуйся, пра́вило ве́ры;

ра́дуйся, наста́вниче прему́дрый.

Ра́дуйся, учи́телю благоче́стия;

ра́дуйся, искорени́телю нече́стия.

Ра́дуйся, свети́льниче пресве́тлый;

ра́дуйся, пропове́дниче дерзнове́нный.

Ра́дуйся, я́ко се́ятель до́брый ни́ву Христо́ву возде́лавый;

ра́дуйся, я́ко ко́кош, ча́да твоя́ охраня́ющий.

Ра́дуйся, святи́телю Феофа́не, прему́дрый учи́телю и христиа́нского жития́ наста́вниче.

Конда́к 11

Пе́ние всехва́льное прино́сим ти, святи́телю, и ублажа́ем тя, просла́вившаго житие́м и по́двиги твои́ми свято́е и́мя Творца́ и Бо́га на́шего. Сподо́би и нас моли́твами твои́ми благонра́вное житие́ препроводи́ти, да вку́пе с тобо́ю воспои́м Тому́: Аллилу́иа.

И́кос 11

Светоза́рное житие́ твое́, преди́вный Затво́рниче, не скры́ся от и́щущих пра́вды Бо́жией. Благи́й же коне́ц твой безмяте́жный и ми́рный показа́ тя и́стинный сосу́д Бо́жией благода́ти. Мы же еди́ными усты́ со умиле́нием глаго́лем ти:

Ра́дуйся, чистоты́ душе́вныя и теле́сныя сосу́де благослове́нный;

ра́дуйся, до конца́ Го́споду послужи́вый.

Ра́дуйся, по кончи́не твое́й блаже́нства ве́чнаго удосто́ивыйся;

ра́дуйся. Ца́рствие Бо́жие насле́довавый.

Ра́дуйся, оби́тели Вы́шенския ди́вное украше́ние;

ра́дуйся, земли́ Тамбо́вския и Ша́цкия просвеще́ние.

Ра́дуйся, па́ствы ряза́нския похвале́ и ра́дование;

ра́дуйся, душ на́ших попече́ние.

Ра́дуйся, святи́телю Феофа́не, прему́дрый учи́телю и христиа́нского жития́ наста́вниче.

Конда́к 12

Благода́тию Бо́жиею преизря́дно озаре́нный и па́стве твое́й му́дре и предо́бро послужи́вый, ди́вный и кро́ткий святи́телю, не преста́ни о нас хода́тайствовати пред Го́сподем на Небеси́, иде́же предстои́ши в немо́лчном славосло́вии, со а́нгелы взыва́я Тому́: Аллилу́иа.

И́кос 12

Пою́ще по́двиги твоя́, со упова́нием припа́даем к честны́м моще́м твои́м (или́:ико́не твое́й), святи́телю Бо́жий, и мо́лим тя, небе́снаго покрови́теля на́шего и вели́каго о нас предста́теля пред Престо́лом Го́спода Сла́вы, умиле́нно взыва́юще:

Ра́дуйся, уго́дниче Бо́жий преизря́дный;

ра́дуйся, подви́жниче Христо́в преди́вный.

Ра́дуйся, предста́телю кре́пкий на тя упова́ющих;

ра́дуйся, засту́пниче ско́рый тя призыва́ющих.

Ра́дуйся, дру́же Христо́в и люби́миче Бо́жий;

ра́дуйся, хода́таю те́плый спасе́ния душ на́ших.

Ра́дуйся, целому́дренных усе́рдный охрани́телю;

ра́дуйся, в ско́рбех на́ших уте́шителю.

Ра́дуйся, святи́телю Феофа́не, прему́дрый учи́телю и христиа́нского жития́ наста́вниче.

Конда́к 13

О, богому́дрый учи́телю, земли́ Ру́сския похвале́ и украше́ние, святи́телю о́тче Феофа́не, кро́ткий и те́плый наш засту́пниче! Приими́ от нас ма́лое сие́ моле́ние, тебе́ приноси́мое, и душ на́ших благода́рное восхвале́ние. Не забу́ди нас, гре́шных, в моли́твах твои́х, да, упова́юще на тя, непреста́нно взыва́ем Го́споду Сил: Аллилу́иа.

Сей конда́к глаго́лется три́жды.

И па́ки чте́тся 1-й и́кос и 1-й конда́к.

Моли́тва

О, святи́телю о́тче Феофа́не, архиере́ю пресла́вный и преди́вный затво́рниче, Бо́жий избра́нниче и Тайн Христо́вых служи́телю, богому́дрый учи́телю и апо́стольских слове́с изря́дный изъясни́телю, оте́ческих добротолю́бных сказа́ний описа́телю, христиа́нского благоче́стия изя́щный пропове́дниче и жи́зни духо́вныя иску́сный наста́вниче, по́двигов мона́шеских усе́рдный ревни́телю и всем лю́дем благода́ти хода́таю! Ны́не к тебе́, на Небесе́х Бо́гу предстоя́щему и о нас моля́щемуся припа́даем и си́це взыва́ем: испроси́ у Всеще́драго Бо́га Це́ркви Росси́йстей и стране́ на́шей мир и благостоя́ние, святи́телем Христо́вым — и́стины Боже́ственныя досто́йное охране́ние, па́ствы до́брое окормле́ние, лжеучи́телей и еретико́в изря́дное посрамле́ние, подвиза́ющимся — смире́ние, страх Бо́жий и чистоту́ душе́вную и теле́сную, учи́телем — богове́дение и му́дрость, уча́щимся — ре́вность и по́мощь Бо́жию. И всем правосла́вным — утвержде́ние на пути́ ко спасе́нию, да вку́пе с тобо́ю просла́вим Бо́жию Си́лу и Прему́дрость Го́спода на́шего Иису́са Христа́, со Безнача́льным Его́ Отце́м, со Пресвяты́м, Благи́м и Животворя́щим Его́ Ду́хом, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

1. Он долгие часы лежал неподвижно, как раненый зверь.

2. Мы сваливать не вправе вину свою на жизнь.

3. Солнце грело не жарко, а ласково.

4. Знакомство его далеко не приятное.

5. Пришлось неожиданно познакомиться с ней.

6. Необыкновенно суровы зимы в Якутии.

7. Он понял задание не сразу.

8. Ученик выглядел не хуже всех.

9. Вглядываясь в окружающий нас мир, мы делаем необыкновенно интересные открытия.

10. Надо только помнить, что если мы будем небережно относиться к этому миру, то погибнем сами.

11. Жадно и неторопливо, желая охватить и сжать в своих объятиях все видимое, девушка посмотрела на ясное небо.

12. Справа от нас, недалеко, а где-то близко, журчал ручеек.

13. День выдался не по-зимнему теплый.

14. На свете чудеса рассеяны повсюду, да не везде их всякий примечал.

15. Калитку отворив чуть-чуть, выходит девушка несмело.

16. Новые знакомства в лесу происходят нередко.

17. Идти по незнакомой дороге было отнюдь не страшно.

18. Старые письма по почте идут не тише, чем новые.

19. Природа не слышно живет вокруг нас.

20. Высокие стебельки травы стояли неподвижно, как очарованные.

Раскройте скобки

Нелепый поступок, невысоко взлететь; не высоко взлететь, а низко; поступить не по-товарищески, почуять недоброе, неряшливый вид, вести себя непринужденно, вовсе не трудовые доходы, не веселый, а грустный вид, нескладность фигуры, перейти неглубокую, но широкую реку, устать с непривычки, бормотать что-то невнятное, далеко нелегкое дело, река была неширока, непротивление злу, сказать явную неправду, юноша крайне невежлив, ненавистный человек, недвижимость, не коммерческое, а государственное предприятие; несчастный случай, нетрудоспособность, полный невежда в музыке, незамужняя дама, неизбежно, неприязненный, несовершеннолетние дети.

Раскройте скобки, объясняя устно слитное и раздельное написание частицы не.

1) Нельзя не обратить внимания на повышение качества работы дорожно-патрульной службы. 2) В партии товара не доставало несколько упаковок. 3) В Швейцарии необходимо знать три языка — итальянский, немецкий, французский. 4) Ответ студента был не вполне удовлетворительным. 5) Он незаметно, ни с кем не простясь, ушел. 6) Уровень жизни в развивающихся странах не соответствует стандартам европейских стран. 7) Не занимательный случай, не анекдот, не эпизод, но целая жизненная судьба становятся у Чехова основой небольшого по размерам рассказа. 8) Не обязательно, чтобы ответ был дан немедленно. 9) Немало месяцев провел профессор над составлением учебника.

Спишите предложения. Раскрыв скобки, выберите нужную частицу.

1. Кто не занимался математикой, тот имеет слабое представление о развитии мира. 2. Куй железо, пока не остыло. 3. ни одна дорожка не была очищена от снега. 4. ничто не пропало зря. 5 Ни веселья, ни радости не принесла мне жизнь на новом месте. 6. В лесу ни звука. 7. Куда б ни шел, ни ехал ты, а здесь остановись (Твард.). 8. Сколько ни говори, не слушается. 9. Каким бы делом он не занимался, все у него получается. 10. Компаса ни у кого не нашлось. 11. Остался ни при чем. 12. ни к кому не не обращался. 13. ни за чем не ходил. 14ни за что не прощу. 15. ни от чего не отказывайся. 16. У нее не было на свете ни одного родного человека. 17. Во время войны он ни разу не был ранен. 18. ни одна звезда не освещала нам путь. 19. не давши слово, крепись, а давши, держись. 20. Ни шороха, ни звука вокруг. 21. Что бы не читал Багрицкий, его нельзя было слушать без сжимающего горло волнения (Пауст.). 22 не принесла ли ты мне чего-нибудь по есть? (Гонч.) 23. Герасим ничего не слыхал: ни быстрого визга лающей Муму, ни тяжелого всплеска воды (Тург.).

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *