Феофилакт пятигорский и черкесский

Феофилакт, епископ Дмитровский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси (Моисеев Николай Алексеевич)

Дата рождения: 30 апреля 1949 г.

Дата хиротонии: 20 апреля 2002 г. Дата пострига: 28 апреля 1983 г. День ангела: 21 марта

Страна: Россия Биография:

Родился 30 апреля 1949 г. в Смоленской области. По окончании средней школы служил в Вооруженных силах.

В 1975 г. окончил Московский государственный историко-архивный институт и до 1978 г. работал старшим научным сотрудником Государственного архива Московской области.

В 1975-1990 гг. — сотрудник Издательского отдела Московской Патриархии, редактор отделов «Проповедь», «Богословского отдела», заведующий отделом «Церковная жизнь». В составе научно-исследовательской группы по изданию богослужебных книг в 1975-1990 гг. участвовал в издании Настольной книги священнослужителя (тт. 2, 3), Миней «Сентябрь-Август» (тт. 1-12), других серийных и непериодических изданий. Авторские церковно-исторические статьи, исследования и проповеди опубликованы в «Журнале Московской Патриархии», «Богословских трудах» и других отечественных и зарубежных православных изданиях.

В 1978-1980 гг. обучался в Московской духовной семинарии, в 1980-1984 гг. — в Московской духовной академии, которую окончил со степенью кандидата богословия (работа «Святитель Иов, первый Патриарх Русской Церкви»).

6 января 1982 г. рукоположен в сан диакона.

28 апреля 1983 г. пострижен в монашество в Свято-Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры.

28 августа 1983 г. рукоположен в сан иеромонаха в Покровском храме Московской духовной академии.

В 1984-1989 гг. — преподаватель Московских духовных школ на кафедрах Истории Русской Церкви и Священного Писания Нового Завета. Одновременно нес послушания заведующего библиотекой МДА и помощника инспектора.

4 декабря 1985 г. возведен в сан игумена.

В 1989-1990 гг. в связи с открытием Киевской духовной семинарии был направлен в КДС для организации учебного процесса в должности ученого секретаря, заведующего канцелярией и преподавателя.

В сентябре 1990 г. завершил послушание в Киеве и был зачислен в число братии Троице-Сергиевой лавры. 14 декабря 1991 г. назначен настоятелем возвращенного Церкви и требующего восстановления Гефсиманского Черниговского скита.

За десять лет скит был возрожден из руин. Осуществлены реставрационно-строительные работы: восстановлены полуразрушенные соборный храм (освящены в 1998 г. центральный алтарь и два придела) и колокольня с двумя алтарями, монастырские стены и башни, братский двухэтажный корпус, дом старца Варнавы, построена и расписана братская трапезная, возрождены пещеры (произведен отвод воды из нижнего пещерного храма), облагорожен монастырский некрополь, построена часовня над источником. В 1995 г. состоялась канонизация преподобного старца Варнавы Гефсиманского (†1906). Были составлены житие, служба и акафист этому святому, написана икона.

28 апреля 1995 г. возведен в сан архимандрита.

Решением Священного Синода от 13 марта 2002 г. избран епископом Брянским и Севским.

Хиротонисан 20 апреля 2002 г., в праздник Похвалы Пресвятой Богородицы, за Божественной литургией в Храме Христа Спасителя в Москве. Богослужение возглавил Святейший Патриарх Алексий II.

За время служения епископа Феофилакта на Брянской земле: открыты 6 монастырей, возвращены Русской Православной Церкви, отреставрированы и построены десятки храмов и часовен; в 2003 г. Трубчевские пастырские курсы преобразованы в Брянское духовное училище, в котором было принято обучение по программе семинарии; в 2006 г. образовано Брянское епархиальное женское училище; действовало 86 воскресных школ, в которых обучалось около 900 человек; в переданном епархии в 2003 г. и восстановленном двухэтажном здании, расположенном в Брянском кремле, размещено Брянское епархиальное управление, расписан и освящен епархиальный храм Похвалы Пресвятой Богородицы; в переданном епархии в 2011 г. трехэтажном здании бывшего профтехучилища, также расположенном на территории кремля, был начат капитальный ремонт и разместилось Брянское духовное училище.

В 2006 г. Брянской епархией заключено соглашение с администрацией и департаментом образования области о преподавании в 702 школах области и епархии предмета «Основы православной культуры», в Брянском государственном университете по предложению епископа Феофилакта образован теологический факультет. Подписаны соглашения о сотрудничестве с областными управлениями культуры, внутренних дел, МЧС и здравоохранения. Епископ Феофилакт был членом Общественного совета Брянской области, Общественного совета при УВД, сопредседателем рабочей комиссии по возрождению Брянского кремля.

По инициативе владыки в 2003 г. было установлено празднование Собора Брянских святых, составлены служба и акафист, написана икона; проведены исторические исследования о святых и святынях Брянской земли, один из приделов кафедрального собора подготовлен для освящения в честь этого праздника, второй придел — для освящения в честь Собора Всех русских святых. Построен и освящен деревянный храм Новомучеников и исповедников Брянских. При епархиальном управлении учреждены отделы: агиологии, отечественной культуры, информационно-издательский, миссионерского служения, социального служения и благотворительности, взаимодействия с органами исполнения наказаний, Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, казачеством, медицинскими учреждениями и другие. В 2007 г. в епархии установлены поклонные кресты на местах, где некогда стояли православные храмы и монастыри, а также в память о упокоении всех пострадавших православных христиан. У въезда в Брянск поставлен памятный крест. Созданы новые благочиннические округа, образован епархиальный суд. Зарегистрированы десятки новых церковных общин, юридически оформлены полуразрушенные храмы в составе Брянской епархии. Под эгидой епархии проводились Брянские Рождественские чтения, выставки, концерты к праздникам Рождества Христова, Пасхи и Собора Брянских святых, творческие вечера.

Одним из главных направлений жизни епархии было возрождение Брянского Свято-Троицкого кафедрального собора, разрушенного в начале 1960-х гг. Епископ Феофилакт руководил строительством собора, в 2007-2011 гг. был председателем правления Брянского регионального общественного фонда «Брянский кафедральный собор». Основные работы были завершены в декабре 2011 г. Собор освящен Святейшим Патриархом Кириллом 1 июля 2012 г.

В 2008-2009 гг. принимал участие в заседаниях зимней сессии Священного Синода, а также в Архиерейском и Поместном Соборах.

Решением Священного Синода от 28 декабря 2011 г. (журнал № 171) назначен епископом Дмитровским, викарием Московской епархии, с освобождением от управления Брянской епархией.

Распоряжением Святейшего Патриарха Кирилла от 16 марта 2013 г. назначен управляющим Юго-Западным викариатством г. Москвы.

Решением Священного Синода от 16 июля 2013 г. (журнал № 90) назначен наместником Андреевского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы.

С февраля 2014 г. по декабрь 2018 г. — исполнительный директор Синодальной библиотеки Московского Патриархата.

Указом Святейшего Патриарха Кирилла от 30 июня 2020 г. в дополнение к несомым послушаниям назначен и.о. первого заместителя управляющего делами Московской Патриархии с возложением ответственности по руководству документооборотом. Также согласно резолюции Его Святейшества назначен помощником первого викария Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве с возложением на него аналогичных обязанностей по руководству документооборотом.

Член Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством.

Образование:

1975 г. — Московский государственный историко-архивный институт.

1980 г. — Московская духовная семинария.

1984 г. — Московская духовная академия (кандидат богословия).

Место работы: Андреевский ставропигиальный мужской монастырь (Наместник) Епархия: Московская епархия (городская) (Викарий Патриарха Московского и всея Руси) Место работы: Управление делами Московской Патриархии (И.о. первого заместителя управляющего делами) Место работы: Московская Патриархия (И.о. первого заместителя управляющего делами, помощник первого викария Патриарха Московского и всея Руси) Научные труды, публикации: Награды:

Церковные:

Феофилакт, архиепископ Пятигорский и Черкесский (Курьянов Денис Анатольевич)

Дата рождения: 27 августа 1974 г.

Дата хиротонии: 24 сентября 2006 г. Дата пострига: 5 апреля 1994 г. День ангела: 21 марта

Страна: Россия Биография:

Родился 27 августа 1974 г. в г. Грозном (Чечено-Ингушская АССР) в семье служащих.

В 1991 г. окончил среднюю школу.

В 1992 г. по рекомендации настоятеля храма Михаила Архангела г. Грозного протоиерея Петра Нецветаева, где на протяжении пяти лет нес алтарно-клиросное послушание, поступил учиться в Ставропольскую духовную семинарию.

5 апреля 1994 г. митрополитом Ставропольским и Владикавказским Гедеоном пострижен в монашество с наречением имени в честь преподобного Феофилакта исповедника, епископа Никомидийского.

23 апреля 1994 г. епископом Верейским Евгением рукоположен во иеродиакона, а 5 июня того же года — во иеромонаха.

В 1996 г. окончил Ставропольскую духовную семинарию и был назначен настоятелем строящегося храма в поселок Рыздвяный Ставропольского края.

18 мая 1998 г. назначен на должность благочинного православных церквей Благодарненского округа и настоятелем Александро-Невского храма города Благодарного.

В 2000 г. поступил в Институт дружбы народов Кавказа (г. Ставрополь), который окончил в 2004 г. по специальности «Психология».

В апреле 2001 г. возведен в сан игумена и назначен благочинным Изобильненского округа и настоятелем Свято-Никольского храма г. Изобильного. В апреле 2004 г. назначен настоятелем строящегося Спасо-Преображенского храма в том же городе.

1 сентября 2002 г. назначен преподавателем Литургики в Ставропольской духовной семинарии.

В 2003 г. поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 2007 г.

С декабря 2004 г. нес послушание секретаря епископа Ставропольского и Владикавказского.

24 сентября 2006 г. за Божественной литургией в Храме Христа Спасителя в Москве хиротонисан во епископа Магнитогорского, викария Челябинской епархии. Богослужение возглавил Святейший Патриарх Алексий II.

11 августа 2008 г., после кончины епископа Курганского и Шадринского Михаила, указом Святейшего Патриарха Алексия был назначен временно управляющим Курганской епархией.

6 октября 2008 г. решением Священного Синода назначен епископом Бронницким, викарием Московской епархии, с поручением управления приходами Патриаршего благочиния в Туркменистане.

Решением Священного Синода от 31 марта 2009 г. (журнал № 22) назначен правящим архиереем Смоленской и Вяземской епархии с сохранением обязанностей по окормлению приходов в Туркмении.

Решением Священного Синода от 22 марта 2011 г. (журнал № 13) назначен на Пятигорскую кафедру.

Священный Синод на заседании 27 июля 2011 г. (журнал № 67) сохранил за епископом Феофилактом временное управление приходами в Туркмении.

Определением Священного Синода от 15 марта 2012 г. (журнал № 15) утвержден в должности настоятеля (священноархимандрита) Успенского Второ-Афонского Бештаугорского мужского монастыря г. Лермонтова.

1 февраля 2014 г. за Божественной литургией в Храме Христа Спасителя в Москве Святейшим Патриархом Кириллом возведен в сан архиепископа.

Образование:

1996 г. — Ставропольская духовная семинария.

2004 г. — Институт дружбы народов Кавказа.

2007 г. — Московская духовная академия.

Епархия: Пятигорская епархия (Правящий архиерей) Епархия: Патриаршее благочиние приходов Русской Православной Церкви в Туркменистане (Временный управляющий)

Не скажу, что были какие-то особые явления или чьи-то слова, которые подтолкнули бы меня к этому шагу. Но у меня был очень хороший учитель – был, потому что сейчас молюсь о его упокоении – отец Петр Нецветаев, в то время настоятель храма Архистратига Божия Михаила города Грозного. Он никогда не понуждал меня к принятию священства или к желанию поступить в семинарию, а просто был хорошим священником. Глядя на него, общаясь с ним, делая что-то по его благословению в храме, я понял, что хочу идти в семинарию. Для меня это стало настолько естественным, словно ничего кроме этого и не было. И когда я поступил в семинарию, многие спрашивали: «Ты из рода священников? У тебя отец священник или кто–то в семье?» Нет, папа к тому времени погиб, меня воспитывала мама. Она была человеком совершенно светским, военным, и ничто дома не было сообразно укладу жизни будущего священнослужителя. Но был образ отца Петра.

Когда я принял решение поступать в духовную семинарию, понял, что для этого надо готовиться. Я закончил школу, узнал условия поступления (нужно было знать молитвы, историю, Священное Писание) и год работал у мамы на предприятии и готовился. А потом поехал в Ставрополь, подал документа, сдал экзамены и, слава Богу, поступил.

Конечно, я знал о Московской и Санкт-Петербургской духовных семинариях, но как-то так сложилось, что поступал в Ставропольскую. Она ближе всего к Грозному, и наши батюшки много рассказывали о семинарии, о своих духовных наставниках.

Экзамены у меня принимал нынешний ректор Московских духовных школ архиепископ Верейский Евгений, тогда – ректор Ставропольской духовной семинарии. Помню его очень острый взгляд и готовность всегда задать какой-то живой, неожиданный вопрос. На экзамене я стал читать «Трисвятое» и от волнения сделал неправильное ударение. Он спросил: «Вы всегда так делаете ударение или просто волнуетесь?». Это был совершенно неожиданный вопрос, в котором я услышал, что нужен, что в семинарии ищут не столько знания в тебе, сколько ищут тебя самого и могут понять в том числе твои ошибки, твое волнение, переживание. Переживание. В тот момент я как-то особо это почувствовал и совершенно спокойно ответил: «Батюшка, простите, это я сегодня от волнения так ошибся, а вообще-то я вот так произношу». Все заулыбались, и этой улыбки мне хватило по сей день.

Конечно, я переживал, глядя на окружающих ребят. Конкурс был 3,5 или 4 человека на место. Я понимал, что шансов у меня немного, хотя и знал положенные тропари, молитвы, ответы на вопросы. Среди абитуриентов было очень много детей из семей священников, и было понято, что скорее всего поступят именно они, что естественно, ведь эти абитуриенты более подготовлены. Они знают, как надо вести себя, как отвечать, в конце концов, о них кто-то мог попросить. А обо мне никто не мог побеспокоиться, и кроме благословения Божия у меня не было ничего. Но это ведь самое живое и настоящее – беспокойство Неба.

Во время вступительных экзаменов мы очень много трудились. Для меня этот труд не был особенным, потому что хотя я родился в городе, мы жили своим хозяйством, так что работать на земле, чистить картошку и заниматься прочей хозяйственной работой для меня было естественно. Было чувство, что здесь, в семинарии – как дома.

Помимо послушаний мы все вместе молились, и совместные молитвы для меня тоже были большим впечатлением. Дома я молился один. Мама уже рано уходила на работу, вечером, когда я читал вечерние молитвы, она или занималась домашними делами или даже еще не всегда приходила. А здесь было особым вдохновением, когда правило совершалось совместно и рядом стояли мои сверстники и по очереди читали молитвы. А по вечерам — эти разговоры с абитуриентами…

Мне семинария дала две важные вещи — само образование и друзей. Именно здесь я впервые оценил, как это замечательно – общаться со сверстниками, для которых вера является естественной частью жизни, среди которых ты не белая ворона. В школе ведь все было по-другому, и даже не знаю, ходил ли в храм кто-то еще из нашего класса. А в семинарии можно было поделиться поразившим тебя отрывком из Священного Писания или Святых Отцов и найти беседу и отклик. Мы говорили со своими о своем,

Так что в период поступления друзья стали первым моим ярким приобретением. Мы подружились удивительно быстро, и было ощущение, словно мы вместе росли с купели. Иногда возникает вопрос: «Почему верующие люди так быстро дружатся?». А потому что они одним миром мазаны. Если не ошибаюсь, академик Лихачев сказал, что годы учебы- время приобретения друзей. Потом эти друзья остаются на всю жизнь, а с годами приобретать друзей все сложнее. И это действительно так. С теми ребятами и девушками, которые учились в семинарии, мы общаемся до сих пор. Хотя они стали уже священниками, матушками, я — епископ. Конечно, наше общение проходит понятно в какой-то субординации иерархического положения, но в каком-то совсем другом внутреннем напряжении – напряжении дружбы, которая началась в нашей духовной школе.

Помню вечер после экзаменов, в который мы собрались, чтобы увидеть списки поступивших. Это были как «списки жизни». Когда я увидел свою фамилию, отошел, и снова занял очередь, чтобы подойти к спискам и посмотреть. И уже когда второй раз прочел в списках свою фамилию, пошел в собор благодарить Матерь Божию за то что она под своим Покровом привела меня поступать в семинарию.

В Московскую духовную академию я поступал по благословению владыки Московских духовных школ архиепископа Верейского Евгения. Он благословил меня очень ярко, и я очень часто повторяю его слова священникам своей епархии.

Итак, я закончил Ставропольскую семинарию, стал настоятелем храма, благочинным. Казалось, что в церковном плане есть доверие архиерея, многое делается — и этого достаточно. Естественно, я много читал, самообразование было и остается очень важным в моей жизни. И вообще вес складывалось таким образом, что для какой-то иной деятельности, кроме церковных послушаний, времени не было.

И вот владыка Евгений приехал в Ставрополь на один из выпускных дней в нашей духовной семинарии. И говорит мне: «Ну что, отец Феофилакт? Закончил семинарию – и этим доволен? Стал благочинным – и больше ничего нужно?». Это было неожиданно. И я говорю: «Да нет, владыка, я как-то даже об этом не думал». — Ну раз ты об этом не думал, то должен учиться в Академии.- «Да я и так что-то читаю…» – Нет-нет — читать это хорошо, но ты должен учиться. И не нужно довольствоваться тем, что ты имеешь сейчас, тогда все будет нормально. Нужно трудиться, тогда ты будешь еще более полезен Церкви. – «Благословите!».

И я поступил в МДА на заочное отделение. Поступал по старой программе, сдавал письменную работу и устные экзамены по билетам, которые были очень близки к выпускным билетам семинарии. А выпускался уже по новой программе и по новым требованиям, с публичной защитой дипломной работы.

Время учебы в Академии — очень интересные годы, потому что каждая поездка на сессию была прежде всего поездкой к преподобному Сергию. Именно тогда у меня появилась какая-то особая близость и особая связь с преподобным. Как-то я сказал: «Да вот, надо ехать на сессию». И мой собеседник очень точно сказал то, что сам я побоялся произнести: «Нет-нет, ты едешь не на сессию, а к преподобному».

Потом все встало на свои места, и во многом учеба в Академии была нужна, чтобы иметь возможность бывать у преподобного, ходить на молебен с братией, молиться в Лавре, быть и причащаться там на Божественной литургии.

Сейчас вопрос дальнейшего образования стоит у меня на повестке дня, но главное в моей деятельности – епархия. Сейчас она для меня – мой университет.

О поступлении в духовные школы читайте также воспоминания

епископа Саратовского Лонгина: «В зависимости от усердия местных властей создавались самые разные препятствия. Поэтому наиболее распространенным действием абитуриентов-семинаристов было, скажем так, «петляние» с целью скрыть свои следы…»

проректора Киевской духовной академии по научно-богословской работе доцента Владимира Викторовича Буреги: «Все, что происходило во время вступительных экзаменов в МДС, не имело почти ничего общего со светской системой образования. Никто даже не пытался создать у нас ощущение прозрачного честного конкурса. Нам ясно давали понять, что нас изучают, чтобы выбрать тех, кто более всего подходит для обучения в семинарии…»

выпускника Московской Духовной Академии священника Вадима Суворова, настоятеля Троицкого храма поселка Удельная Московской области: «Среди лаврских ребят на вступительных экзаменах особо выделялись монахи: было видно, что это, скорее всего, будущие архиереи. И при этом было видно, что им это тоже видно. Рядом с ними батюшки из региональных семинарий, вроде меня, чувствовали себя Фросей Бурлаковой.»

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *