Ферапонтов монастырь Вологодская область

ФЕРАПОНТОВ МОНАСТЫРЬ В БЕЛОЗЕРЬЕ

Ферапонтов-Белозерский монастырь был основан преподобным Ферапонтом в 1398 г. Расположен в 18 км от г. Кириллова, между озерами Паским и Бородаевским. Представляет собой уникальный памятник истории, архитектуры и стенописи XIV–XX вв., дошедший до наших дней в архитектурном комплексе XV–XVII вв. В течение 400 лет был мужским монастырем, в 1798 г. его упразднили, после чего в XIX в. он стал приходом Ферапонтовской волости. В 1904 г. монашеская жизнь в стенах обители возобновилась. Женский монастырь просуществовал до 1925 г. После изгнания насельниц богослужения еще совершались до 1935 г., затем монастырь вошел в состав Кирилловского краеведческого музея. В 1974 г. был открыт Музей фресок Дионисия. С 1989 г. возобновились богослужения Ферапонтовского прихода.

Монастырь имел двух основателей и назывался Ферапонтов-Белозерский Богородице-Рождественский Мартинианов монастырь. Основан в вотчине князя Андрея Дмитриевича Можайского. Первоначально был небольшим и малочисленным, удаленным от селений и дорог. Число братии к началу XV в. составляло 10–15 иноков. Позже вдоль его стен пролег большой тракт на Архангельск через Каргополь, по которому проходил торговый путь на Север, а также шли паломники в Соловецкий монастырь.

Преподобные Ферапонт и Мартиниан Белоезерские

Расцвет духовной культуры начался при игуменах Мартиниане, принесшем сюда “книжное рукоделие”, и его ученике Иоасафе архиепископе Ростовском. Здесь создавалась житийная и философская литература. В числе духовных писателей были митрополит Спиридон-Савва, прп. Кассиан Грек, иноки Паисий и Матфей. Из насельников обители в лике святых были прославлены: преподобные Ферапонт, Мартиниан, Кассиан Грек (в миру Константин князь Мангупский, основатель Угличской Учемской пустыни), местно чтимый блаженный Галактион – юродивый Христа ради. В монастыре также чтилась память архиепископа Ростовского Иоасафа (Оболенского), строителя собора Рождества Богородицы. Среди известных постриженников монастыря был епископ Пермский и Вологодский Филофей.

Расцвет хозяйственной деятельности Ферапонтова монастыря пришелся на время царствования Василия II Темного, Василия III и его сына Иоанна Грозного, которые, побывав в монастыре на богомолье, щедро давали вклады утварью, землями, деньгами, льготами. В XVII и XVIII вв. для монастыря наступила эпоха бедствий: случались пожары и разграбления. Начало этому положили польско-литовские “воровские люди” в 1612–1616 гг. После неудачной осады Кирилло-Белозерского монастыря шайка разбойников занялась грабежом окрестных деревень. В завершение, по указу 1764 г. были отобраны монастырские владения. После этого обитель стала приходить в упадок и в 1798 г. была упразднена.

Вид на Ферапонтов монастырь со стороны Бородаевского озера

В XVII в. Ферапонтову монастырю суждено было сделаться местом заточения низложенного Патриарха Никона, который отбывал здесь 10-летнюю ссылку, начиная с 1666 г. Суровость заточения то ослабевала, то, по наветам недругов, усиливалась. В 1676 г. после смерти царя Алексея Михайловича врагам Никона удалось настоять на переводе его в Кириллов монастырь, где престарелый и больной Патриарх провел последние 5 лет своей жизни в тяжком заключении. Он был освобожден по настоянию своего крестника – царя Федора Алексеевича, но по дороге в Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь скончался под г. Ярославлем. Кроме Патриарха Никона ссыльными монастыря в разные периоды были митрополит Литовский и Киевский Спиридон-Савва, а также святитель Арсений Мацеевич митрополит Ростовский, расправа над которым совершилась по воле Императрицы Екатерины II.

С восстановлением в начале XX в. монашеской жизни к Ферапонтову монастырю было привлечено внимание Императорской Археологической комиссии, после чего начались реставрационные работы под руководством академика архитектуры П.П.Покрышкина. Церковная старина в монастыре была полностью сохранена. Впервые в стране проводились широкомасштабные работы по всему комплексу зданий. Под все церкви и палаты были подведены новые фундаменты, восстановлены своды, позакомарные покрытия собора Рождества Богородицы и церкви Благовещения.

Архитектура монастыря уникальна по своей древности. Пожалуй, это единственный в стране комплекс древних построек дониконовского времени. При этом, среди построек – самый древний каменный храм Русского Севера – собор Рождества Богородицы 1490 г., вся внутренняя поверхность которого имеет столь же древние фрески Дионисия 1502 г. Полная композиционная сохранность росписей составляет непревзойденную ценность этого памятника.

Архитектурный ансамбль Ферапонтова монастыря

Архитектурный ансамбль состоит из 4 церквей (6 престолов), колокольни, Казенной и Трапезной палат. Келейные постройки не сохранились ни от мужской обители, ни от возобновленной женской. Последние были деревянными 2-этажными. Небольшая территория обнесена невысокой оградой с двумя угловыми башенками и тремя воротами. Собор Рождества Богородицы 1490 г. составляет главную достопримечательность Ферапонтова монастыря, поскольку в нем сохранились уникальные фрески 1502 г., созданные прославленным древнерусским иконописцем Дионисием. Его же кисти принадлежат древние иконы из собора. Однако в 1930-е гг. иконостас был изъят “за низкой художественной ценностью”. Иконы находятся в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике, в Третьяковской галерее и Русском музее. Кроме главного престола собор имел южный придел, над которым возвышалась малая главка. Придел был освящен во имя святителя Николая архиепископа Мирликийского. С северной стороны была пристроена небольшая звонница, остатки которой стали частью паперти. Фрески Дионисия сделали Ферапонтов монастырь в XX в. всемирно известным. В 2000 г. памятник вошел в список особо охраняемых ЮНЕСКО.

Храмовый комплекс Ферапонтова монастыря

Церковь Благовещения с Трапезной палатой 1530–1531 гг. была построена на вклад царя Василия III в связи с рождением наследника Иоанна IV, после царского богомолья в Белозерье. Подклет Трапезной служил поварней и хлебней. Архитектура трапезной церкви необычна. Особый интерес представляет ныне замурованный ярус звонов над церковью, которая строилась “под колоколы”. Ярус имеет сложно расположенные камеры-резонаторы. После возведения колокольни здесь находилось книгохранилище, куда вела скрытая лестница из алтаря. Церковь Благовещения и собор Рождества Богородицы соединены каменными переходами через 2-й ярус колокольни. Казенная палата 1-й трети XVI в. относится к редким постройкам гражданского назначения. Верхний ярус служил книгописной мастерской, хранилищем казны и книг, а нижний назывался сушилом, и это название перешло на все здание.

Церковь прп. Мартиниана 1641 г. является усыпальницей одного из основателей монастыря, где под спудом покоятся его мощи. Место погребения было украшено деревянной резной золоченой рáкой, с текстами, содержащими фрагменты его Жития. У ног святого ближе к алтарю находится погребение его ученика Иоасафа архиепископа Ростовского. Надвратная церковь Богоявления 1649 г. с приделом во имя прп. Ферапонта на Святых вратах служила домовым храмом опального Патриарха Никона. К храму примыкает каменная келья, в которой, по преданию, жил ссыльный Патриарх, пока строилась его келья в 30 саженях от Святых врат.

Трехъярусная Колокольня XVII в. имеет высокий открытый внутри квадратный шатер, вверху которого сохранился древний часовой механизм 1635 г. Он был отреставрирован в 1990 г. мастером-часовщиком Ю.П.Платоновым, им же восстановлены звоны.

Сохранившиеся святыни: 9 древних антиминсов XV–XVII вв. из собора Рождества Богородицы, рака прп. Мартиниана 1646 г., полотняная риза преподобного, игуменское место, житийная икона прпп. Ферапонта и Мартиниана 1732 г., написанная монахом обители Феодосием. От времени пребывания в ссылке Патриарха Никона сохранилось кресло, изготовленное им в 1668 г. в Ферапонтовом монастыре, его стол и кресло из надвратной кельи. Восстановлен на Бородаевском озере рукотворный остров, сложенный из камней Святейшим изгнанником. В год 600-летия монастыря на острове был установлен Поклонный крест.

Литература: Бриллиантов И. Ферапонтов-Белозерский, ныне упраздненный монастырь, место заточения патриарха Никона: К 500-летию со времени его основания, 1398–1898. СПб., 1899; Покрышкин П.П., Романов К.К. Древние здания Ферапонтова монастыря Новгородской губернии. СПб., 1908. Муравьев А.Н. Преподобные Ферапонт и Мартиниан Белозерские чудотворцы и основанный ими Ферапонтов монастырь. Кириллов, 1913.

Общая информация

Ферапонтов Белозерский Рождества Богородицы мужской монастырь (Ферапонтов монастырь) был основан на рубеже XIV –XV веков, в период расширения политического влияния Московского великого княжества, и является бывшим православным монастырем в Кирилловском районе Вологодской области. Традиционно за дату основания Ферапонтова монастыря принимается 1398 г. В это время на холме между двух озер, Бородаевским и Паским, отдельно поселяется сподвижник преподобного Кирилла Белозерского Ферапонт, что становится началом основания на этом месте монастыря. Спустя 20 лет Ферапонт по настоянию князя Андрея Дмитриевича сына Дмитрия Донского под Москвой в городе Можайске основал на берегу Москвы-реки свой второй монастырь — Лужецкий.

В течение 400 лет Ферапонтов монастырь являлся обителью важнейших культурных и религиозных просветительных центров Белозерского края, сохраняя уникальную ценность ансамбля: архитектуру и стенописи «допетровского» времени. Согласно летописям с 6 августа по 8 сентября 1502 г собор Рождества Богородицы с северной стороны был расписан выдающимся представителем московской иконописной школы Дионисием и его сыновьями. Это единственная сохранившаяся роспись главного художника рубежа XV—XVI веков, что и явилось основанием для включения в 2000 г. монастыря в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Благодаря деятельности ученика Кирилла Белозерского преподобного Мартиниана, бывшего игумена Троице-Сергиева монастыря (с 1447 по 1455 гг.) Ферапонтов монастырь приобретает широкую известность и во второй половине XV – начале XVI века становится значимым духовным и культурным центром Белозерья, становится традиционным местом поклонения и вкладов многих князей таких, как Старицких, Кубенских, Лыковых, Бельских, Шуйских, Воротынских … Годуновых, Шереметевых» и других.

На рубеже XV – XVI вв. из стен Ферапонтова монастыря вышли видные иерархи русской церкви, активно участвовавшие во внутренней жизни страны — архиепископ Ростовский и Ярославский Иоасаф (Оболенский), епископ Пермский и Вологодский Филофей, епископ Суздальский Ферапонт.

Ферапонтов монастырь был местом ссылки крупных церковных деятелей таких, как митрополит Спиридон-Савва, патриарх Никон, которые боролись за главенство церковной власти в государстве. Здесь работали книгописцы Мартиниан, Спиридон, Филофей, Паисий, Матфей, Ефросин, иконописец Дионисий.

После обретения мощей преподобного Мартиниана и последующей его канонизацией возрастает внимание к монастырю, что способствует росту вкладов и доходов.

В 1490 году с постройки ростовскими мастерами первого каменного храма Белозерья, собора Рождества Богородицы, началось формирование каменного ансамбля Ферапонтова монастыря XV – XVII вв.

Интересные факты о Ферапонтовом монастыре
►Созданные Дионисием росписи Богородице-Рождественского собора находятся в сохранности, хотя никогда не поновлялись со времени создания
►Фрески в Ферапонтовом монастыре являются единственным произведением Дионисия с несомненным авторством. О нем свидетельствует надпись на стене собора Рождества Богородицы
►В музее хранится славянский идол Ярилы, символ плодородия, созданный не позднее IX века.
►Сохранилось кресло, изготовленное им в 1668 г. в Ферапонтовом монастыре, Патриархом Никоном, находящимся в ссылке в стенах монастыря. В настоящее время это кресло находится в экспозиции Кирилло-Белозерского монастыря
►На Бородаевском озере был восстановлен рукотворный остров, который был сложен из камней Святейшим изгнанником Патриархом Никоном. На этом острове в честь 600-летия был установлен Поклонный крест

В XVI в. в монастыре строятся монументальные церковь Благовещения с трапезной, казенная палата, служебные постройки — каменное сушило, гоственная палата, поваренная палата. После литовского разорения в середине XVII в. начался период восстановления и монастырь возводит надвратные церкви на Святых вратах, церковь Мартиниана, колокольню.

В 1798 году Ферапонтов монастырь был упразднен указом Синода.

В XIX в., в приходской период, сузившуюся монастырскую территорию обнесли каменной оградой.

Монастырь был возобновлен в 1904 году, но уже как женская обитель и снова был закрыт в 1924 году.

В настоящее время богослужения в Ферапонтово совершаются в надвратной церкви на Святых вратах, служившей некогда домовым храмом Никону, и за пределами монастыря в новой деревянной церкви, освященной в честь преподобного Нила Сорского, а остальные постройки остаются музеем.

Структура архитектурного ансамбля

Ферапонтов монастырь представляет собой архитектурный ансамбль. Архитектура монастыря уникальна по своей древности. Пожалуй, это единственный в стране комплекс древних построек дониконовского времени.

Схема Ферапонтова монастыря

(1) Собор Рождества Богородицы (1490г.)
(2) Церковь Благовещения с Трапезной палатой (1534г.)
(3) Казенная палата (XVII в.)
(4) Колокольня (XVI-XVII вв.)
(5) Церковь — усыпальница преподобного Мартиниана (1640г.)
(6) Святые врата с церквями Богоявления и Ферапонта (1649г.)

Монастырь который состоит из 4 церквей (6 престолов), колокольни (XVI-XVII вв.), Казенной палатой (XVII в.) и Трапезной палат. Ранее на территории Ферапонтова монастыря находились монастырские деревянные двухэтажные кельи (от мужской и женской обители) и иные постройки, но, к сожалению, до наших времен они не сохранились. Небольшая часть территории монастыря обнесена невысокой каменной оградой с двумя угловыми башенками и тремя воротами, одними из которых являются Святые врата с церквями Богоявления и Ферапонта (1649г.).

Главной достопримечательностью Ферапонтова монастыря считается Собор Рождества Богородицы (1490г.), так как в нем сохранились уникальные фрески 1502 г., созданные прославленным древнерусским иконописцем Дионисием. В 1930-е гг. из собора были изъяты “за низкой художественной ценностью” иконы, написанные также кистью Дионисия. В настоящее время эти иконы находятся в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике, в Третьяковской галерее и Русском музее.

Кроме главного престола собор имел южный придел, над которым возвышалась малая главка. Придел был освящен во имя святителя Николая архиепископа Мирликийского. С северной стороны была пристроена небольшая звонница, остатки которой стали частью паперти.

На территории монастыря у южной стены Собора располагается Церковь преподобного Мартиниана Ферапонтова монастыря (1640г.), которая является усыпальницей второго основателя Ферапонтова монастыря.

Как добраться?

До Вологодской области

Из Москвы в Вологду 584 км ~1:20 ч.

В направлении Москва-Вологда-Москва осуществляются авиа-рейсы старейшей компанией АО «Вологодское авиационное предприятие» (с 1928 г.), хотя и не частые — 2 раза в неделю.

*С актуальным расписанием рейсов можно ознакомиться на официальном сайте авиакомпании http://www.avia35.ru

Расписание рейсов с 09 Января 2017 г. по 26 Марта 2017 г.
Номер Рейс Время вылета Время прилета
ВГ-2389 Москва (Внуково, терминал А) — Вологда ВТ 19:00
ЧТ 11:15
ВТ 20:30
ЧТ 12:35
ВГ-2390 Вологда — Москва (Внуково, терминал А) ВТ 08:00
ЧТ 08:45
ВТ 09:30
ЧТ 10:00

Справочная авиакомпании: (8172) 50-77-22.
Касса: (8172) 70-35-03 или (921) 716-35-03. Время работы строго с 08:00 по 19:00 по рабочим дням.
Аэропорт находится в пос. Дорожный Вологодского района, Вологодской области. От аэропорта можно добраться как на такси, так и на общественном транспорте:

  • на такси ~300-400 руб. до центра города
  • на автобусе №36 с/о Авиатор — Архангельская (протяженность маршрута 16,1 км), интервал каждые 20 минут (с 06:47 до 21:44), проходит через весь город, подробнее о схеме движения на вологодском портале http://vologda-portal.ru
  • на автобусе №133, до железнодорожного и автовокзала

Из Москвы в Вологду 584 км ~8:00 — 9:00 ч.

Ежедневно с Ярославского вокзала из Москвы отправляются поезда в Вологду:

  • №016М Москва — Архангельск, стоимость сидячий ~716 руб., плацкарт ~1300 руб., купе ~1950 руб, время в пути 8:17 ч.
  • №376Я Москва — Воркута, стоимость сидячий ~660 руб., плацкарт ~1215 руб., купе ~1680 руб, время в пути 9:06 ч.
  • №126Я Москва — Череповец, стоимость плацкарт ~1899 руб., купе ~3024 руб, время в пути 7:43 ч.
  • №042В Москва — Воркута, стоимость плацкарт ~1900 руб., купе ~2930 руб, время в пути 7:37 ч.

С остальными поездами и расписанием движения поездов можно ознакомиться на сайте https://rasp.yandex.ru

Из Санкт-Петербурга в Вологду 640 км ~11:00 — 12:00 ч.
Ежедневно с Ладожского вокзала из Санкт-Петербурга отправляются в Вологду только один поезд:

  • №072Е Санкт-Петербург — Екатеринбург, стоимость плацкарт ~2113 руб., купе ~3478 руб, время в пути 9:06 ч.

Все остальные поезда отправляются по определенному графику, с расписанием движения всех поездов можно ознакомиться на сайте https://rasp.yandex.ru

Из Москвы 584 км ~7:30 ч.

по пр-т Мира в сторону ш. Ярославское, по ш. Ярославское, а/д Холмогоры/М-8 и А-119 через Переславль-Залесский, через Ярославль в Вологодскую область через Вологду

Из Санкт-Петербурга 640 км ~8:20 ч.
по пр. Невский, ул. Гончарная, пр. Невский и мост Александра Невского в сторону пр. Малоохтинский, по Р-21 и А-114 через Тихвин в сторону 19К-053 Вологодской области через Кириллов

Из Вологды 116 км ~1:40 ч.
по ул. Лермонтова в сторону а/д Холмогоры/ул. Сергея Орлова/М-8, по пр. Победы и ул. Клубова в сторону А-119, по А-119 в сторону ул. Слободская

Из Череповца 120 км ~1:50
по 19К-053 и P5 в сторону ул. Слободская через Кириллов

Из Вологды

Из г.Вологда в с.Ферапонтово — время в пути ~2:30ч.

Стоимость проезда ~250 руб.
Прямого автобуса до Ферапонтова монастыря из Вологды нет, рекомендуемые остановки:
1. Остановка «Ферапонтово» — на трассе Вологда-Медвежьегорск (А-119, до 2013 года Р5), далее пешком до Ферапонтова монастыря 1,5-2 км;
Координаты: 59.9505,38.592063

2. Остановка «Отворотка Кириллов» — перекресток трассы Вологда-Медвежьегорск и Кирилловского шоссе. Далее пешком до Ферапонтова монастыря 5,5 км или на попутном транспорте;
Координаты: 38.589853,59.938340

3. Конечная остановка — автостанция города Кириллова. Далее в Ферапонтово на ином автобусе или такси (машины на автостанции, ~400-450 руб.).
Координаты: 38.554255,59.946652

*Билеты из Вологды в Вытегру сперва продают в Вытегре, после чего они поступают в свободную продажу в Вологде.

Расписание автобусов зима 2016-2017 г.
Направление
автобуса
Время
отправления
Место выхода из автобуса
(остановка)
Дни
следования
Кириллов 07:00 Отворотка Кириллов ежедневно
Петрозаводск 08:10 Ферапонтово кроме ВТ
Чарозеро 09:20 Ферапонтово ВС
Вытегра 10:00 Ферапонтово кроме СР
Кириллов 10:50 Отворотка Кириллов ежедневно
Кириллов 13:00 Отворотка Кириллов ежедневно
Вытегра* 13:10 Ферапонтово ежедневно
Липин Бор 14:05 Ферапонтово ПТ
Вытегра* 15:00 Ферапонтово СБ
Кириллов 10:50 Отворотка Кириллов ежедневно
Кириллов 15:10 Отворотка Кириллов ежедневно
Вытегра* 16:00 Ферапонтово кроме СБ, ВС
Кириллов 16:45 Отворотка Кириллов Пт
Вытегра* 17:10 Ферапонтово ежедневно
Кириллов 17:20 Отворотка Кириллов ВС
Кириллов 18:30 Отворотка Кириллов ежедневно
Вытегра* 19:10 Ферапонтово ежедневно

Бронирование и покупка билетов в Вологде

  • В кассах автовокзала (пл. Бабушкина, 10). Справочная автовокзала г.Вологды +7 (817-2) 75-04-52
  • Бронирование (заказ) билетов по телефону +7 (817-2) 75-30-00. Требуется назвать ФИО и номер Вашего телефона. Билеты нужно выкупить в кассах автовокзала не позднее, чем 20 за минут до отправления рейса
  • Билеты можно заказать и оплатить в течении получаса онлайн банковской картой на странице http://avtovokzal35.ru/routes-to-station. На e-mail и телефон придет подтверждение оплаты. При посадке нужно предъявить кондуктору паспорт и распечатанный билет (или показать сообщение подтверждения покупки билета, пришедшее на Ваш телефон).

С актуальным расписанием движения автобусов можно ознакомиться

Из Череповца

Из г.Череповец в с.Ферапонтово — время в пути ~2:40 ч.
Стоимость проезда ~277 руб.
От автовокзала г.Череповца в сторону села Ферапонтово. С актуальным расписанием движения автобусов можно ознакомиться

Бронирование и покупка билетов в Череповце
Билет можно купить в кассе автовокзала г. Череповец. Справочная автовокзала г.Череповец: (8202) 55-51-33

Прямого автобуса до Ферапонтова монастыря из Череповца нет, рекомендуемые остановки:
1. Остановка «Ферапонтово» — на трассе Вологда-Медвежьегорск (А-119, до 2013 года Р5), далее пешком до Ферапонтова монастыря 1,9 км;
Координаты: 59.9505,38.592063

2. Остановка «Отворотка Кириллов» — перекресток трассы Вологда-Медвежьегорск и Кирилловского шоссе. Далее пешком до Ферапонтова монастыря 5,5 км или на попутном транспорте;
Координаты: 38.589853,59.938340

3. Автостанция города Кириллова. Далее в Ферапонтово на ином автобусе или такси (машины на автостанции, ~ 400-450 руб.).
Координаты: 38.554255,59.946652

Из Кириллова

Из г.Кириллов в с.Ферапонтово — время в пути ~0:25 ч.

Бронирование и покупка билетов в Кириллове
Билет можно купить в кассе автостанции г.Кириллов, ул. Гагарина, д. 94. Время работы:05:30 — 19:00, обед 11:30 — 13:30. Справочная автовокзала г.Кириллов +7 (81757) 3-13-22, +7 (817-57) 3-13-33, +7 (951) 743-02-68

С актуальным расписанием движения автобусов можно ознакомиться

Прямой автобус из г.Кириллов до Ферапонтова монастыря ходит редко — два раза в неделю, во вторник и в четверг, время отправление в 8:30 и 14:00. Но можно доехать до с.Ферапонтово по проходящей мимо трассе, рекомендуемые остановки:
1. Остановка «Ферапонтово» — на трассе Вологда-Медвежьегорск (А-119, до 2013 года Р5), далее пешком до Ферапонтова монастыря 1,9 км;
Координаты: 59.9505,38.592063

2. Остановка «Отворотка Кириллов» — перекресток трассы Вологда-Медвежьегорск и Кирилловского шоссе. Далее пешком до Ферапонтова монастыря 5,5 км или на попутном транспорте.
Координаты: 38.589853,59.938340

Стоимость билетов и экскурсионное обслуживание

Стоимость входных билетов от 50 до 250 руб. в зависимости от объекта посещения, пенсионерам и детям скидки. С актуальными ценами можно ознакомится на официальном сайте www.dionisy.com/rus/info/398/
Музей также предлагает экскурсионное сопровождение стоимостью от 640 руб. за группу до 20 чел.

Касса располагается в здании церкви преподобного Мартиниана, также там находится сувенирная лавка.

Собор Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря

Затерявшийся в лесах близ Белого озера Ферапонтов монастырь был основан в 1398 году монахом московского Симонова монастыря Ферапонтом. В миру известный под именем Федор, он родился в Волоколамске в семье дворян Поскочиных. С юного возраста мечтая о монашеской жизни, он тайно ушел из дома и принял постриг в Симоновом монастыре.

Собор Рождества Богородицы

Настоятель часто давал ему разные поручения. Однажды он послал Ферапонта в дальнюю белозерскую сторону. Суровый и задумчивый Север пленил молодого монаха. Жажда пустынного уединения в тишине северных лесов охватила его. Вернувшись в Симонов монастырь, он поделился своими мыслями с монахом Кириллом – будущим Кириллом Белозерским. «Есть ли на Белом озере место, где бы можно безмолствовать иноку?» – спросил Кирилл. «Там их много», – отвечал Ферапонт. Жребий был брошен: Кирилл и Ферапонт решились уйти в пустынную сторону.

Избрав место на берегу озера Сиверского, они водрузили здесь крест и выкопали себе землянки. Прожив некоторое время с Кириллом, Ферапонт отправился на поиски уединения и поселился на берегу Бородавского озера, в месте «пространном и гладком». Вскоре сюда стали приходить другие монахи, желавшие разделить его пустынножительство. В 1409 году Ферапонт построил деревянный храм во имя Рождества Богоматери. Так возник Ферапонтов монастырь.

Известный церковный писатель Пахомий Логофет, посетивший Ферапонтово в 1461 году, писал, что монастырь «зело красен, много имуще братии работающих». На протяжении всего XV века монастырь являлся крупным духовным центром. Из его стен вышла целая плеяда известных просветителей и книжников.

Уединенность и отдаленность монастыря сделали его местопребыванием ссыльных из лиц высокого духовного звания. Первым из них был архиепископ Ростовский Иоасаф (Оболенский). В 1488 году после ссоры с Иваном III он был сослан в Ферапонтово. Иоасаф прожил в монастыре около двадцати пяти лет, проведя последние годы в совершенном безмолвии.

Спустя некоторое время после появления в Ферапонтове архиепископа Иоасафа в монастыре случился сильный пожар, во время которого юродивый по имени Галактион спас казну архиепископа. На эти чудом уцелевшие средства в 1490 году был построен собор Рождества Богородицы. Он стал второй каменной постройкой Белоозерья (после собора Кирилло-Белозерского монастыря).

Соборный храм Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря – традиционная для русских северных монастырей строгая одноглавая постройка, в которой чувствуются традиции новгородско-псковской школы каменного зодчества XV столетия. Собор очень скупо декорирован. Над храмом на широком барабане поднимается массивный колоколовидный купол с небольшой главкой в завершении. Собор окружает крытая каменная галерея, к которой с западной стороны примыкает квадратная одноярусная колокольня, крытая невысоким шатром.

Спустя двенадцать лет после строительства собора, в 1502 году, в Ферапонтово приехал известный живописец Дионисий с сыновьями – расписывать собор. «В лето 7010-е (1502) месяца августа в 6 на Преображение Господа нашего Иисуса Христа начата бысть подписывати церковь, а кончена на 2-е лето месяца 9 сентября… А писцы – Дионисий-иконник со своими чадами. О, Владыко Христе, всех царь, избави их, Господи, мук вечных», – гласит древняя надпись на северной стене собора Рождества Богородицы.

Собор Ферапонтова монастыря с фресками Дионисия давно вошел в сокровищницу отечественного и мирового искусства. Фрескам Дионисия посвящены изданные во всем мире многочисленные научные исследования, фотоальбомы, сведения о них можно найти в любом издании, посвященном древнерусской живописи.

Собор Рождества Богородицы. Фрески западного фасада

«В искусстве Дионисия, – писал М.В. Алпатов, – много одухотворенности, нравственного благородства, тонкости чувств, и это связывает его с лучшими традициями Рублева». Дионисий, как и Андрей Рублев, стремился создавать иконы, как бы излучающие свет. Но при этом «в нем есть тот элемент торжественности и пышности, который был неведом и чужд Рублеву и его современникам».

Последнее неудивительно – Дионисий много работал в Московском Кремле и воспринял тот дух представительности и великолепия, который утвердился в Москве, когда великий князь стал именоваться «государем всея Руси».

Датой рождения Дионисия считают 1440 год. Продолжатель дела Андрея Рублева, гениальный живописец, которого современники называли «началохудожником», «преславным паче всех», много работал в Москве и подмосковных монастырях. В 1467–1476 годах он писал фрески и иконы в Пафнутьевом Боровском монастыре, в 1481 году расписывал Успенский собор Московского Кремля, затем работал в московском Спасо-Чигасовом монастыре и в кремлевском Воскресенском монастыре, после 1485 года писал иконы для церкви Успения Богоматери Иосифо-Волоколамского монастыря, в 1500 году – в Павло-Обнорском монастыре. В 1502 году Дионисий вместе с сыновьями Феодосием, Владимиром и Андреем создал один из самых совершенных ансамблей русского средневекового искусства – фрески собора Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре. По счастливому совпадению, эти фрески – главное сохранившееся до наших дней произведение Дионисия.

В отличие от Андрея Рублева, Дионисий не был монахом. В его искусстве практически нет аскетического начала. По работам мастера можно судить, что Дионисий был человеком образованным, сведущим в русской истории, знавшим летописи и житийную литературу. В его искусстве чувствуется и влияние Византии. Живопись Дионисия отличает легкий, одухотворенный рисунок, богатство красок, умелая композиция росписи. «В искусстве Дионисия нет ничего резкого, стремительного, говорливого, неуемного, – отмечают искусствоведы Г. Бочаров и В. Выголов. – Живопись его глубоко созерцательна, наводит на раздумья, размышления, будто бы отвечая одному из положений «Послания иконописцу», сочинения второй половины XV века, приписываемого перу известного деятеля русской церкви Иосифа Волоцкого. Поклоняться иконам нужно, – говорится в нем, – ибо «созерцаем духовное ради иконного воображения… взлетает ум наш и мысль к Божественному желанию и любви». В ферапонтовских росписях как раз звучит эта внутренняя просветленность и любовь к человеку».

Роспись покрывает все внутреннее пространство храма от пола до потолка. Праздничность, нарядность – вот основное настроение, определяющее то впечатление, которое росписи собора производят на зрителя. Так, в сцене брачного пира одежды пирующих, по словам П.П. Муратова, «светлы, праздничны, разубраны золотой и серебряной парчой и каменьями, пылают розовым огнем, зеленью и лазурью. Это поистине «брачные» одежды, и в такие брачные, «пиршественные» одежды представляется нам облеченным все искусство Дионисия на стенах Ферапонтова монастыря». Во фресках Дионисия царят грация и мера, согласие и благородство, гармония и свет.

Собор Ферапонтова монастыря был расписан, как доказали последние исследования, всего за 34 дня, а не за два года, как это считалось ранее. Основная тема фресок ферапонтовского храма – единство мира видимого и невидимого, мира людей и мира «небесных сил бесплотных». Они выдержаны строго в духе античного правила: гармония, единство и ничего лишнего.

Фрески Ферапонтова поражают цветовым богатством и благородством тонов – нежно-розовым, золотисто-желтым, сиреневым, зеленоватым, лилово-коричневым и красновато-коричневым. Несмотря на некоторую приглушенность цвета, они создают впечатление нежности и прозрачности красок. Долгие годы считалось, что в качестве красителей для фресок были использованы цветные камешки и глины разных цветов и оттенков, которые можно найти на берегах Бородавского и Паского озер и в руслах впадающих в них ручьев. Эти камешки дробились, растирались и замешивались на яичном белке.

Это предание вызвало даже волну паломничества в Ферапонтово художников из Москвы, Ленинграда и других городов. Они искали аналогичные камешки и глины и готовили из них краски по старинным рецептам. Но совсем недавние исследования, проведенные специалистами НИИ реставрации, доказали, что красивая история о том, как Дионисий искал по берегам озер разноцветные камешки и растирал их, приготовляя краски, не более чем сказка. Большинство красок Рождественского собора – не местного происхождения, они приготовлены по сложной технологии европейских мастеров, и такую краску можно было купить либо у заморских купцов, либо у русских мастеров, знавших секрет ее приготовления.

«Многолетнее упорное желание считать росписи Дионисия созданными из местных материалов вполне объяснимо, – пишет искусствовед О. Лелекова. – Возникающий при этом образ средневекового художника становится созвучен «былинно-песенному» представлению о русском искусстве, где иконопись, а тем более стенная роспись, возводятся в совершенно особый вид искусства, ни на что в мире не похожий. Однако образ этот недостоверный, и сожалеть об этом не обязательно. Художественный гений Дионисия неоспорим и без поэтических обобщений, в котором не нуждались его современники-европейцы: Леонардо да Винчи, Джакомо Беллини, Гольбейн Старший, Лукас Кранах…»

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Ферапонтов Белозерский монастырь

У этого термина существуют и другие значения, см. Ферапонтов монастырь (значения).

Монастырь
Ферапонтов монастырь

Ансамбль Ферапонтова монастыря
59°57′ с. ш. 38°34′ в. д.HGЯOL
Страна Россия Россия
Село Ферапонтово
Конфессия Православие
Епархия Московская епархия
Строитель преподобный Мартиниан Белозерский
Основатель преподобный Ферапонт Белозерский
Дата основания 1398 год
Основные даты
1398 — 1798
1904 — 1924
Дата упразднения 1924 год
Известные обитатели Патриарх Никон
Реликвии и святыни почивающие под спудом мощи преподобных Мартиниана и Галактиона Белозерских
Статус Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 531420022730006 (ЕГРОКН). Объект № 3510155000 (БД Викигида)
Ферапонтов Белозерский монастырь на Викискладе

Ферапо́нтов Белозе́рский Богоро́дице-Рожде́ственский монасты́рь — музей и действующий мужской монастырь Вологодской епархии Русской православной церкви, расположенный в селе Ферапонтово Кирилловского района Вологодской области. В течение 400 лет обитель являлась одним из важнейших культурных и религиозных просветительных центров Белозерского края. Здесь сохранился уникальный по чистоте и сохранности ансамбль архитектуры и стенописи допетровского времени. Сессия ЮНЕСКО внесла в 2000 году монастырь в список Всемирного наследия.

Архитектура, живопись

Ансамбль Ферапонтова монастыряСобор Рождества Богородицы 1490. Стенопись Дионисия 1502. Святитель Николай Чудотворец

Ансамбль Ферапонтова монастыря уникален по красоте, подлинности, согласованности архитектурных деталей разных столетий, объединяющих его в единое целое. Идея ансамбля — раскрытие в архитектурных и живописных образах темы Боговоплощения.

Особую значимость для русской и мировой культуры имеет собор Рождества Богородицы. Согласно тексту летописи на откосе северной двери он расписан Дионисием и его сыновьями с 6 августа по 8 сентября 1502 г. Это единственная сохранившаяся роспись выдающегося представителя московской иконописной школы, главного художника рубежа XV—XVI веков.

Площадь стенописи собора 600 м². Она является единственной документально подтвержденной росписью мастера. Индивидуальность настенной живописи Дионисия — в неповторимом тональном богатстве мягких цветов, ритмической гармонии многочисленных сюжетов в сочетании с архитектурными членениями собора. Особенности взаимосвязи между сюжетными циклами (Акафист Богородице, Вселенские соборы, Страшный суд и другие) и отдельными композициями как внутри собора, так и снаружи, колористическое многообразие и философская глубина определяют значение стенописи собора Рождества Богородицы. Среди памятников православного круга стенопись собора выделяет полная сохранность никогда не поновлявшейся авторской живописи.

Ферапонтов монастырь с росписью Дионисия является редким образцом сохранности и стилевого единства русского северного монастырского ансамбля XV—XVII веков, раскрывающего типичные особенности архитектуры времени формирования Русского централизованного государства. Ансамбль Ферапонтова монастыря — яркий пример гармоничного единения с практически не изменившимся с XVII века естественным окружающим ландшафтом, подчеркивающим особый духовный строй северного монашества, в то же время раскрывающим особенности хозяйственного уклада северного крестьянства.

Здания монастыря, единственные на Русском Севере, сохранили все характерные особенности декора и интерьеров. Ансамбль монастыря — единственный полностью сохранившийся в России от начала XVI века пример взаимодействия архитектуры и стенописи, созданной самым выдающимся мастером эпохи.

Церкви и другие постройки

Изображение Элемент комплекса Дата постройки
Собор Рождества Пресвятой Богородицы 1490 год
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы с трапезной палатой 1530—1531 годы

1530—1534 годы

Колокольня XVII век
Церковь преподобного Мартиниана 1640—1641 годы

1640 год

Церкви Богоявления Господня и преподобного Ферапонта над Святыми воротами 1649 год
Казённая палата Середина XVI века
Стены и башни ограды 1870 год

История монастыря

Историческая значимость Ферапонтова монастыря, основанного в период расширения политического влияния Московского великого княжества, определяются его участием в узловых моментах эпохи становления Русского централизованного государства и тесно связана с основными историческими событиями, происходившими в Москве в XV—XVII веках.

Собор Рождества Богородицы и шатровая церковь. Вид с востока.

Монастырь был основан в 1398 году святым Ферапонтом.Будучи выходцем из боярского рода Поскочиных, Ферапонт постригся в монахи в московском Симонове монастыре, пришёл на Север вместе со своим другом и сподвижником святым Кириллом Белозерским, но не остался с ним на Сиверском озере, основав в 15 км от Кирилло-Белозерского монастыря свою обитель. Так же как и Кирилл, Ферапонт недолго оставался в одиночестве. Число иноков росло, они строили себе кельи, в 1409 году возвели деревянную церковь Рождества Богоматери, а немного позже — трапезную:156. Благодаря деятельности ученика Кирилла Белозерского преп. Мартиниана Белозерского, по просьбе братии ставшего игуменом монастыря, Ферапонтов монастырь приобретает широкую известность. Наряду с Кирилло-Белозерским монастырём он становится традиционным местом поклонения и вкладов многих представителей русской феодальной знати (Андрей и Михаил Можайские, Василий III, Иван IV и другие), из его стен на рубеже XV—XVI вв. вышли видные иерархи русской церкви, активно участвовавшие во внутренней жизни страны — архиепископ Ростовский и Ярославский Иоасаф (Оболенский), епископ Пермский и Вологодский Филофей, епископ Суздальский Ферапонт.

В то же время сюда ссылали крупных церковных деятелей, боровшихся за приоритет церковной власти в государстве (митрополит Спиридон-Савва, патриарх Никон). Здесь работали книгописцы Мартиниан, Спиридон, Филофей, Паисий, Матфей, Ефросин, иконописец Дионисий. Пострижеником монастыря был преподобный Кассиан Грек, прибывший в Россию в составе свиты Софии Палеолог.

Всё XVI столетие является периодом расцвета монастыря. Об этом свидетельствуют сохранившиеся вкладные и жалованные грамоты светских и духовных властей, прежде всего Ивана IV. В монастырь на богомолье приезжают Василий III и Елена Глинская, Иван IV. Вкладная книга монастыря, начатая в 1534 г., называет среди вкладчиков «князей Старицких, Кубенских, Лыковых, Бельских, Шуйских, Воротынских … Годуновых, Шереметевых» и других. Здесь же упоминаются епископы Сибирские, Ростовские, Вологодские, Белозерские, Новгородские.

С обретением мощей преп. Мартиниана и последующей его канонизацией возрастает внимание к монастырю, способствующее росту вкладов и доходов.

Ферапонтов монастырь был богатейшим вотчинником Белозерья. Ему в начале XVII в. принадлежали несколько сёл, около 60 деревень, 100 пустошей, более 300 крестьян.

В 1490 году с постройки ростовскими мастерами первого каменного храма Белозерья, собора Рождества Богородицы, началось формирование каменного ансамбля Ферапонтова монастыря XV—XVII вв.

В XVI в. в монастыре строятся монументальные церковь Благовещения с трапезной, казённая палата, служебные постройки — каменное сушило, гоственная палата, поваренная палата. Однако такой мощной крепостью, как Кирилловский, Ферапонтов монастырь так и не стал. Даже ограда его до XIX века оставалась деревянной. Именно из-за полного отсутствия каких бы то ни было укреплений монастырь в 1614 году был разорён польско-литовскими грабительскими отрядами. Заранее зная о нашествии, монахи успели спрятать наиболее ценные вещи. В результате польско-литовского разорения были сожжены кельи и ворота, разорены окрестные деревни и убиты местные жители. Крайне тяжёлое экономическое положение Белозерья в первой половине XVII в. отразилось и на Ферапонтовом монастыре. Только 25 лет спустя после нашествия было возобновлено каменное строительство:156. Оправившись после литовского разорения, в середине XVII в. монастырь возводит надвратные церкви на Святых вратах, церковь Мартиниана, колокольню.

Но и этот новый подъём в жизни обители не был долгим, во второй половине XVII века положение опять ухудшилось. Отчасти это было связано с пребыванием здесь в ссылке бывшего патриарха Никона с 1666 по 1676 год. Десятилетнее пребывание Никона в Ферапонтове было последним ярким событием в истории монастыря. Постепенно он беднел и приходил в запустение:156. В 1798 году Ферапонтов монастырь был упразднен указом Синода, а церкви стали приходскими. В XIX в., в приходской период, сузившуюся монастырскую территорию обнесли каменной оградой.

В 1904 году монастырь стараниями игумении Таисии (Солоповой) был возобновлен как женский, закрыт вновь в 1924.

С 1975 года началось формирование современного музея, превратившегося в научно-исследовательский и просветительский центр, распространяющий знания об уникальных памятниках ансамбля Ферапонтова монастыря через разнообразные формы музейной работы.

Ферапонтов монастырь и Русская православная церковь

Проекты возобновления «монашеского жительства» на исторической территории монастыря существуют уже много лет. Однако искусствоведы не поддерживают такие начинания, считая, что это отрицательно скажется на сохранности фресок.

Ныне службы совершаются в надвратных церквях Ферапонтова монастыря, в летнее время — в церкви преподобного Мартиниана. Первое полноценное богослужение в соборе Рождества Богородицы за последние десятилетия было совершено 21 сентября 2016 года в престольный праздник Рождества Богородицы настоятелем архиерейского подворья. Русская православная церковь не рассматривает вопрос о службе в центральном соборе монастыря, расписанном Дионисием, как основной.

Епископ Вологодский и Великоустюжский Игнатий издал определение с 8 июля 2014 года образовать православную религиозную организацию архиерейское подворье «Ферапонтов монастырь» села Ферапонтово Кирилловского района Вологодской области Вологодской епархии Русской православной церкви (Московский патриархат).

16 июня 2018 года с предстоятельским визитом Ферапонтов монастырь посетил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, высказавший пожелание возродить полноценную монашескую жизнь в стенах обители. Митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий (Депутатов), общаясь со СМИ, сообщил, что ничего точно о возрождении обители сказать нельзя, но если даже здесь будет открыт действующий монастырь, то это никак не будет препятствовать нахождению там же Музея фресок Дионисия. 15 октября того же года Священный Синод постановил открыть монастырь.

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 6 Кочетков, Лелекова, Подъяпольский, 1994, с. 55.
  2. 1 2 3 4 5 Сарабьянов, 2014.
  3. Кочетков, Лелекова, Подъяпольский, 1994, с. 63.
  4. Семенищева Е. В. Можайский Лужецкий Рождества Пресвятой Богородицы Ферапонтов монастырь. — М: Историко-просветительское общество памяти преподобного Ферапонта, 2008. -С.11. -ISBN 978-5-903848-01-0
  5. 1 2 3 Выголов В.П., Удралова Н.В. В край белых ночей: Вологда. Кириллов. Ферапонтово. Белозерск. Вытегра. Петрозаводск. Кижи. Марциальные воды. Кондопога. Кивач: Путеводител. — Москва: Профиздат, 1986. — 320 с. — (Сто путей — сто дорог). — 100 000 экз.
  6. Преп. Мартиниан был игуменом Ферапонтова до 1447 года, когда стал игуменом Троице-Сергиева монастыря.
  7. Проект восстановления восстановления Ферапонтова монастыря как общецерковного центра художественного образования и духовной жизни. Москва, 2005 год. Сайт «Наследие Ферапонтова монастыря».
  8. 1 2 Павельева Л. Просунуть голову и протащить хвост. Шаг за шагом музеи сдают свои позиции Русской православной церкви. Радио Свобода, 30.07.2014.
  9. Указ № 187 «Об образовании Архиерейского подворья „Ферапонтов монастырь“ с. Ферапонтово»
  10. ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода от 15 октября 2018 года / Официальные документы / Патриархия.ru
  11. Протоиерей Алексий Мокиевский. «Святые камни Русского Севера» // Вест. нац парка «Русский Север». — № 5. — 2007.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *