Филарет милостивый

Богатство истинного христианина состоит не в материальных ценностях, а в духовном величии. Доказательством этого является жизнь богатого византийского землевладельца Филарета, жившего в VIII в. Несмотря на осуждение близких людей, он всю жизнь заботился о бедняках и беспризорниках.

Житие праведного Филарета Милостивого

Господь даровал своему угоднику долгую земную жизнь, наполненную испытаниями. Многие годы благочестивый христианин жил, в соответствии с утверждением, что жизнь в богатстве и Вере, но без добрых дел не имеет смысла.

Святой Филарет Милостивый

Он с радостью помогал вдовам, сиротам и беднякам, давая им одежду, принимая под своим кровом и угощая за своим столом, как самых желанных и уважаемых гостей. Многие люди приходили к нему со своими просьбами и горестями, зная, что не услышат отказа.

Происхождение

Родители Филарета — Георгий и Анна — являлись выходцами с территории Восточной Армении. В начале VIII в. они переехали на север Малой Азии в район Пафлагонии. Унаследовав от родителей не только богатства и земли, но и благочестие, Филарет с ранних лет помогал беднякам и нуждающимся в помощи людям.

Его богатство приумножилось после заключения брака с Феозвой, которая происходила из богатой аристократической семьи. У них было трое детей: Иоат, Ипатия и Еванфия.

Испытание бедностью

Желая испытать праведника, Господь послал ему испытание. Во время нападения арабов были разорены и разграблены все его многочисленные владения. В его хозяйстве остались лишь два вола, корова с теленком, конь, несколько ульев и дом с небольшим полем.

Филарет обрадовался этому событию, говоря, что избавился от тяжёлой ноши. Как обычный крестьянин он пахал землю на своих волах, чтобы прокормить свою семью. Но даже потеряв богатство, человеколюбец продолжал помогать людям, просящим его о помощи.

Однажды к работающему в поле праведнику подошёл человек, у которого в упряжке пал один из волов. Бывший богач отдал крестьянину одно из своих животных. Через некоторое время он отдал воину, своего коня, так как тот должен был явиться на службу со своим конем. Нищему человеку отдал телёнка. А, увидев, как переживает корова разлуку с детенышем, он отдал бедняку и её.

Икона праведного Филарета Милостивого

Когда были розданы все животные, старик раздал голодающим соседям все запасы хлеба и мёда. Только дом и одежда остались у него, но и верхнее платье он снял с себя, отдав его стоящему у ворот некогда богатого дома нищему человеку.

Жена и дети говорили старику, что он больше заботится о благе нищих попрошаек, чем о членах своей семьи. В ответ на обвинения праведник указывал, что в тайниках у него несметные богатства, которых хватит и его детям, внукам. Конечно же он говорил о духовном богатстве и сокровищах, ожидающих праведных христиан в Царстве Небесном.

Господь не оставлял своего верного сына. По его воле друг Филарета прислал ему 40 мер зерна. По настоянию супруги 35 мер он отдал для прокорма домочадцам и уплаты долгов, а 5 частей оставил себе. Их он за два дня раздал нуждающимся людям. Родные люди, подстрекаемые врагом рода, стали питаться отдельно от отца, утаивая от него еду. Но однажды праведник застал их во время принятия пищи и попросил принять его не как главу семьи, а как странника, нуждающегося в помощи.

Возвышение

Господь долго испытывал своего угодника. Пройдя все невзгоды и горести с истинным христианским смирением и любовью, Филарет получил от Господа награду.

Мать и соправительница Константина Багрянородного — императрица Ирина начала поиски невесты для сына. Она разослала во все концы империи концы империи послов, которые искали достойную претендентку. Придворные прибыли в деревню, где жил праведник.

Увидев красивый дом, они решили остановиться в нём, так как решили, что в красивом здании живёт богатый вельможа. Но местные жители сказали слугам послов, что здесь живёт беднейший житель поселения. Слуги не поверили словам крестьян и подошли к дому. На пороге их встречал радостный хозяин, он обнял их и пригласил в своё жилище.

Он попросил жену приготовить для почтенных гостей лучшие яства. Феозва с гневом ответила, что из-за его нищелюбия они не могут достойно принять благородных путников. Филарет посоветовал ей разжечь очаг, а в остальном положиться на Бога. В это время задняя дверь открылась, и соседи принесли праведнику множество снеди, вино и фрукты. Уверовавшая в слова мужа женщина приготовила богатый пир.

Святой Филарет Милостивый

Во время застолья посланники правительницы поведали о цели своего путешествия и расспросили о семье Божьего раба. Старик ответил, что в его доме живут три внучки. Познакомившись с девушками, придворные аристократы были поражены красотой и скромным поведением Марии. Она в сопровождении всей семьи отправилась в древнюю византийскую столицу.

Вместе с ними в византийскую столицу прибыли ещё 10 девушек. Среди них выделялась дочь богатого вельможи Геронтия. Красивая и умная, но очень заносчивая дева считала, что только она может претендовать на высокий титул. Поговорив с ней, доверенное лицо императора Ставрикий указал красавице, что несмотря на все её явные достоинства, она не может стать женой правителя.

Увидев же Марию, император и его слуга были поражены её добродетелями. Константин сделал её своей женой. Счастливый правитель возвысил родственников своей супруги, щедро одарив каждого из них деньгами, драгоценностями и богатыми одеждами. Семья Филарета поселилась вблизи императорского дворца.

Интересно: в благодарность старец, повелел готовиться к пиру на 200 человек, сказав, что сам Царь будет присутствовать на трапезе. Когда все приготовления были закончены, он пригласил к столу 200 бедняков. После этого Феозма поняла, что её муж ждал Царя Небесного, принявшего образ нищего человека.

Жизнь в Константинополе

Праведный Филарет поселился во дворце, расположенной рядом с резиденцией императора. Старец, как и в годы молодости был щедр и приветлив со всеми нуждающимися людьми. Он часто приглашал городских бедняков на трапезы, за которыми лично им прислуживал.

По приказу Филарета слуги изготовили три одинаковых ящика, которые заполнили золотыми, серебряными и медными монетами. Праведник ходил с ними по городу и раздавал милостыню. Он не смотрел из какого ящика достает деньги, так как полагается на волю Господа. Только Создатель знал об истинных потребностях и мыслях просящего человека и направлял руку благодетеля в нужный короб.

Возвышение статуса не повлияло на характер престарелого христианина. Даже посещая свою внучку в императорской дворце, он не носил дорогой одежды. Блаженный старец считал, что Бог наградил его, сделав Марию женой императора.

Окончание земного пути

В конце жизни смиренный и кроткий человек был награжден даром провидения. Он заранее знал дату своей смерти и готовился к этому моменту. Незадолго до смерти Филарет отправился в монастырь Родольфия, расположенный на окраине византийской столицы. Он пожертвовал всё, что имел при себе на нужды монашеской общины и попросил настоятельницу приготовить для него гроб. Об этих приготовлениях знал только верный слуга старца Калиссий.

Святой Филарет Милостивый Пафлагонянин

Через несколько дней 90‐ий старец заболел. Слуга пригласил к его одру всех его детей и внуков. Блаженный праведник завещал своим потомкам жить по Слову Христову, любить нищих и заботиться о нуждающихся людях. После краткой молитвы он спокойно отошёл к Господу.

Интересно: у смертного ложа Филарета собрались все его дети и внуки, каждому из которых он поведал о будущем. Впоследствии большинство из них стали монахами. А внук Никита в конце IX в. написал житие святого угодника, из которого черпается большая часть сведений о его жизни.

Погребение

Узнав о кончине блаженного праведника к его телу поспешили император с супругой и многочисленные вельможи. Во время похоронной процессии на улицы города вышли и знать, и простые горожане, и бедняки, о которых при жизни заботился старец.

Все они удивлялись, что 90‐й старик и после смерти остаётся чист и светлее ликом. Его похоронили в монастыре Суда Родольфия в 792 г. В день похорон случилось первое посмертное чудо по молитве блаженному Филарету.

Один человек, одержимый бесом, прикоснулся к гробу святого угодника и был исцелён. Бес повалил его на землю и сам покинул измученное тело. Многие люди стали приходить к могиле старца, прося о помощи и исцелении. Монастырские хроники зафиксировали множество чудес, произошедших по искренней молитве.

Почитание

Почитание Филарета Милостивого началось вскоре после окончания его земного пути. Первое житие было написано в IX в. В настоящее время ему посвящены храмы во многих православных странах. Крупнейший из них находится в Иерусалиме на Масличной горе.

Наибольшим почтением Филарет Милостивый пользуется в Русской Православной Церкви. В честь милостивого византийца освящены храмы в следующих населённых пунктах:

  • в деревне Семёновское (церковь в трапезном корпусе Спасо-Бородинского монастыря);
  • в Сергиевом Посаде (церковь в покоях архиерея в Троице-Сергиевой лавре);
  • в Ульяновске.

В российской столице функционируют 2 храма в честь святого Филарета Милостивого. Они располагаются при Ермаковской богадельне и Филаретовском женском епархиальном училище.

Храм святого Филарета Милостивого в Москве

Также в России существуют храмы, в которых находятся малые пределы в честь святого мужа. К ним относятся следующие культовые постройки:

  • церковь Сошествия Святого Духа в Троице-Сергиевой лавре;
  • храм Сергия и Никона Радонежских в Гефсиманском скиту;
  • церковь Воскресения Словущего в деревне Васильковское Ступинского района.

Днём памяти блаженного Филарета является 1 день декабря.

О чем молятся праведному Филарету

Божьим угодникам можно обращаться с любой молитвенной просьбой. Небесные заступники обязательно услышат искреннюю молитву и помогут нуждающемуся в помощи человеку. Филарету Милостивому молятся в следующих случаях:

  • при тяжёлом финансовом положении;
  • во время трудной жизненной ситуации в своей жизни, или у близких родственников;
  • при одержимости бесами и душевных недугах.

Святой праведный Филарет Милостивый — пример искреннего христианина, живущего по христианским законам, несмотря на высокое положение в обществе и богатства. Его смирение и покорность Воле Господа были отмечены особой милостью Создателя как при жизни, так и после смерти.

Праведный Филарет Милостивый

Прав. Филарет Милостивый

Филарет Милостивый (+ 792), праведный

Память 1 декабря

Сын Георгия и Анны, воспитанный в благочестии и страхе Божием, жил в VIII веке в селении Амния Пафлагонской области (Малая Азия). Жена его Феозва была из богатой и знатной семьи, у них были дети: сын — Иоат и дочери — Ипатия и Еванфия.

Филарет был богатым и знатным вельможей, но богатство его не радовало. Зная, как много людей страдает от бедности, вспоминал он слова Спасителя о страшном суде и о «малых сих» (Мф. 25, 40), слова апостола о том, что человек, умирая, ничего не уносит из мира (1 Тим. 6, 7), строки царя Давида о вознаграждении праведника (Пс. 36, 25). И Филарет прославился нищелюбием.

Однажды измаильтяне (арабы) напали на Пафлагонию, опустошили страну и разграбили имущество Филарета. У него осталось два вола, корова, несколько ульев и дом. Но и это последнее он постепенно раздал бедным. Стойко и кротко переносил праведник упрёки жены и насмешки детей. «Я имею в тайниках, вам неизвестных, такое богатство и такие сокровища, — отвечал он родным, — которых достанет вам, даже если вы и сто лет проживёте без труда и ни о чём не заботясь».

И Господь воздал Филарету за его милосердие: когда была отдана последняя мера пшеницы, его старый друг прислал ему сорок мер, а после того, как была отдана нищему тёплая одежда, к нему вернулось богатство. Произошло это так.

В то время императрица Ирина искала невесту для сына — будущего соправителя Константина VI, и для этого по всей империи разослала послов. Послы не миновали и Амнии. Когда Филарет и Феозва узнали, что высочайшие гости должны посетить и их дом, Филарет очень обрадовался, а Феозва опечалилась: в доме не было вообще никакой еды, и о подобающем угощении нечего было и думать. Но Филарет приказал жене хорошенько убрать в доме. Соседи, узнав, что ожидаются царские послы, принесли в изобилии всё для богатого пира. Послы отобрали для царских смотрин, вместе с десятью красивейшими девушками, внучку Филарета, Марию. Она превзошла своих соперниц добротой и скромностью и стала царицей, а Константин Багрянородный щедро одарил Филарета. Со всею семьёй тот отправился в Константинополь, где в 788 году и был совершён брак Марии с Константином. Праведный Филарет поселился во дворце и проводил жизнь добродетельно и свято, согласившись принять лишь небольшой придворный чин.

Прав. Филарет Милостивый. Роспись в киевском Софийском соборе (XIX в.?)

Так вернулись к Филарету слава и богатство. Но, как и прежде, святой нищелюбец щедро раздавал милостыню и устраивал трапезы для нищих и сам служил им во время этих трапез. Все удивлялись смирению Филарета и говорили: «Поистине человек этот весь Божий, истинный ученик Христов».

Слуге он приказал сделать три ящика и наполнить их порознь золотыми, серебряными и медными монетами: из первого получали милостыню совсем неимущие, из второго — лишившиеся средств, а из третьего — те, кто лицемерно выманивал деньги.

Так, не приемля почестей, в смирении и нищелюбии достиг блаженный старец 90 лет. Предвидя свою кончину, он отправился в Константинопольский монастырь Родофилион, раздал там всё, что имел при себе, на монастырские нужды и нищим. Призвав родных, наставлял их в нищелюбии и нестяжательности, после чего мирно преставился. Скончался он в 792 году и был погребён в обители Суда в Константинополе.

Святость праведного Филарета подтвердило явленное после его смерти чудо. Когда тело святого несли к месту погребения, один человек, одержимый бесом, схватился за гроб и следовал с погребальной процессией. На кладбище произошло исцеление бесноватого: бес повалил человека на землю, а сам вышел из него. Многие другие чудеса и исцеления совершались при гробе святого.

После смерти праведного Филарета его жена Феозва трудилась, восстанавливая в Пафлагонии монастыри и храмы, разрушенные во время иноземных нашествий.

Молитвословия

Тропарь, глас 4

Авраа́му в ве́ре подража́я,/ И́ову же в терпе́нии после́дуя,/ о́тче Филаре́те,/ блага́я земли́ раздел’ял еси́ неиму́щим/ и лише́ние си́х терпе́л еси́ му́жественне./ Сего́ ра́ди све́тлым тя́ венце́м увенча́ Подвигополо́жник, Христо́с Бо́г на́ш,// Его́же моли́ спасти́ся душа́м на́шим.

Ин тропарь, глас 8

В терпе́нии твое́м стяжа́л еси́ мзду́ свою́, пра́ведне,/ и в за́поведех Госпо́дних соверше́нне пожи́л,/ ни́щих возлюби́л и си́х удово́лил еси́,/ но моли́ся Христу́ Бо́гу, блаже́нне,// спасти́ся душа́м на́шим.

Тойже тропарь, глас 8, ин извод (из «Ины службы»):

В терпе́нии твое́м стяжа́л еси́ мзду́ твою́, о́тче преподо́бне,/ в моли́’твах непреста́нно терпе́вый,/ ни́щия возлюби́вый и сия удовли́вый,/ но моли́ся Христу́ Бо́гу, Филаре́те ми́лостиве блаже́нне,// спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак, глас 3 (Подобен: Дева днесь:)

И́стинно всеизря́дная твоя́ ку́пля зри́тся/ и му́дрою бы́ти су́дится все́ми благому́дрствующими:/ отда́л бо еси́ до́льняя и кратковре́менная,/ взыску́я Го́рних и ве́чных./ Те́мже и досто́йно стяжа́л еси́ ве́чную сла́ву,// ми́лостиве Филаре́те.

Ин кондак, глас 4

Доброде́тельми украша́яся/ и стра́хом Бо́жиим,/ преди́вен во все́х яви́ся Ца́рскаго гра́да,/ ни́щим сокро́вище бога́тства разда́в/ и нетле́нно благи́х бога́тство на Небесе́х прие́м./ Те́мже всю́ду и везде́, Филаре́те, чту́щих тя́ поми́най,// сла́во пра́ведным и похвало́.

Кондак, глас 2 (из «Ины службы»):

Бога́тство твое́ расточи́л еси́ убо́гим/ и Небе́сное бога́тство ны́не восприя́л еси́,/ Филаре́те всеблаже́нне,/ сего́ ра́ди тя́ почита́ем,/ соверша́юще па́мять твою́,// доброде́тели о тезоимени́те.

Житийные источники

Несмотря на то, что житие святого Филарета Милостивого существует во многих греческих списках, оно ни разу не было издано в оригинальной и полной редакции, а было известно в печати только по сокращенным пересказам на новогреческом языке или же в кратких выдержках из различных рукописей византийского происхождения. Впервые новогреческое переложение жития было издано Агапием Критянином, монахом святогорским, в его книге «Новый Рай, или Различные слова и жития святых, извлеченные из Симеона Метафраста» (Венеция, 1806), откуда оно перепечатано и в новейшей греческой Чeтьи-Mинеи Константина Дукакиса «Μέγας Συναξαριστής» (Афины, 1896). Это переложение жития Филарета Милостивого считается наиболее полным и содержательным.

Что касается извлечений из рукописных греческих редакций рассматриваемого памятника, то немногие из них были опубликованы Лопарёвым в его «Описании некоторых греческих житий святых» , где даны выдержки из рукописи XV века, принадлежащей Каракалльскому монастырю на Афоне.

В Древней Руси житие Филарета Милостивого пользовалось большим уважением и неоднократно переводилось на русский язык с различных греческих редакций. Древнерусские списки этого жития восходят лишь к XV в.; они несвободны от искажений и пропусков и не могут вполне заменить греческого подлинника.

А. Васильев впервые опубликовал подлинную греческую редакцию жития святого Филарета в брошюре «Житие Филарета Милостивого» (Одесса, 1900). Автор этого жития неизвестен; составление его можно отнести к 820-842 годам, т. е. к эпохе, довольно близкой ко времени жизни святого. В предисловии к своему изданию А. Васильев уясняет значение подлинной редакции жития. Греческий его текст установлен при содействии академика П. В. Никитина.

Литература

  • Церковные ведомости, 1901, №№ 13-14, сс. 504-506.
  • Васильев А. В., «Преисполненная великого назидания повесть о житии и деяниях блаженного и праведного Филарета Милостивого, Известия Русского археологического института в Константинополе_, т. V, 1900, Одесса:

Использованные материалы

«Византийский временник», 1897, стр. 348-352

Жития святых — замечательное чтение. Некоторые жития, как любимые книги, хочется перечитывать снова и снова. Вот, например, житие Филарета Милостивого — праведника, жившего в VIII веке в селении Амния в Малой Азии. Память его празднуется 1 (14) декабря. Праведный Филарет был очень богат и щедро помогал всем, просящим у него помощи. Даже когда набеги воинственных арабов разорили его, он не перестал помогать нуждающимся. Он прожил долгую жизнь и скончался в глубокой старости, окруженный любящей и многочисленной семьей, его оплакивали не только родные, но и бесчисленное множество нищих и калек — по словам жития, «все они с воплями и рыданиями, как муравьи, теснились вокруг гроба его…”. Его житие не назовешь гладким: святой Филарет знал и богатство, и бедность, терпел разорение, нищету и голод, иногда — непонимание и укоры родных (ведь случалось, что святой, помогая нищим, отрывал от семьи последнее). Но в целом это рассказ о счастливой жизни — о семейном счастье, о дружбе, о подвиге любви и о том, как уже в этой, земной жизни праведников виден отблеск будущего Царствия Небесного. Прочитайте, и вы сами убедитесь в этом.
Мы же хотим привести только фрагмент из этой длинной и прекрасной истории.
Один из близких друзей Филарета, человек разумный, благочестивый и богобоязненный, призывая Бога в свидетели, сообщил следующее:
«Спустя некоторое время после кончины святого праведного Филарета Милостивого, ночью с ужасом почувствовал я себя перенесенным в какое-то место, которое нельзя и описать. Там я увидел какого-то человека, светлого видом, который показал мне огненную реку, протекающую так шумно и грозно, что этого зрелища не мог бы вынести никто из людей. По другую сторону реки виден был прекрасный райский сад, полный невыразимой радости и веселья. Огромные красивые деревья с множеством плодов колыхались от тихого ветра, производя чудесный шелест.
Святой Филарет, не задумываясь, отдал нуждающемуся крестьянину своего вола
Посреди тех райских деревьев я увидел множество людей в белых одеждах, они радовались, срывали плоды и ели их. Я внимательно всматривался в их лица, и увидел среди них человека в светлой одежде, сидящего на золотом троне посреди сада (это был Филарет, но я не узнал его). С одной стороны от него стояли дети со свечами в руках, с другой — множество нищих и калек в белых одеждах, каждый из них хотел поближе подойти к сидящему на троне, так что все теснились вокруг”.
Вдруг появился там юноша со светлым лицом, он держал в руке золотой жезл. И хотя вид его был страшен, друг праведного Филарета отважился спросить:
— Господи! Кто тот, что сидит на престоле посреди остальных? Не Авраам ли это?
И светлый юноша ответил:
— Это Филарет из селения Амния, который за свою великую любовь к нищим, за милостыню, за честную и чистую свою жизнь почитается здесь как Авраам.
«И тут, — повествует друг святого, — святой праведный Филарет, посмотрев на меня светлым взглядом, начал звать меня к себе, тихо говоря:
— Чадо, приди и ты сюда, чтобы насладиться той же радостью.
Я же отвечал:
— Не могу, устрашает меня огненная река: проход узкий, мост неудобный, многие сгорают в ней. Если я упаду, кто вытащит меня оттуда?
Святой же сказал:
— Но иного пути сюда нет, и все, кого ты здесь видишь, пришли этим путем. Не бойся и ты, переходи смело, а я помогу тебе.
И он протянул мне руку, призывая к себе. Я же, почувствовав смелость, шагнул на мост. И когда приблизился к руке святого и коснулся ее, чудесное видение исчезло. Я проснулся и горько заплакав, сказал себе: «Как же я теперь перейду ту страшную реку и как достигну того райского сада?..”
Мы думаем, что житие святого Филарета дает ответ на этот вопрос: милосердие — вот мост, по которому можно перейти огненную реку смерти и достигнуть небесной обители.

Версия для печати

Тэги: Святые

Праведный Филарет Милостивый жил в VIII веке в городе Амнии Пафлагонской области (Малая Азия). Родители святого, Георгий и Анна, воспитали сына в правилах строгого христианского благочестия и страхе Божием. У него была жена Феозва и трое детей: сын Иоанн и дочери Ипатия и Еванфия.
Праведный Филарет стал знатным вельможей, но не считал, что земное благополучие — цель его жизни, и часто повторял слова апостола Павла: «Мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него…» (1 Тим. 6, 7). Испытывая чувство глубокого сострадания к обездоленным и бедным, праведный Филарет возлюбил Христа во образе нищих, раздавал «малым сим» (Мф. 25, 40) свое богатство и получил прозвание Милостивого.
Измаильтяне (арабы) разорили Пафлагонию, и Филарет лишился почти всего имущества: у него остались два вола, корова с теленком, несколько ульев и дом. Праведник радовался бедности, как многие радуются богатству, говорил, что бедному легче войти в Небесное Царство, и отдавал последнее крестьянам: одному— волов, другому — корову и теленка, а когда кончился хлеб, раздавал нуждающимся мед. Кончился и мед, отдавать было нечего — праведный Филарет снял с себя верхнюю одежду и отдал постучавшемуся к нему нищему. Жена и дети упрекали святого в расточительности и безрассудстве. Он кротко утешал их и говорил, что Господь никого не оставляет без помощи, исполняющего Его святую заповедь: «Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся» (Мф. 5, 42) вознаградит сторицею. Вскоре друг праведного Филарета прислал голодавшей семье сорок мер пшеницы. По просьбе жены, 35 мер Филарет отделил для пропитания семьи и возвращения долга. Свою часть, пять мер зерна, в течение двух дней раздал бедным. Жена разгневалась и стала питаться с детьми отдельно, тайно от него. Однажды блаженный Филарет случайно застал семью за обедом и сказал: «Дети, примите и меня пообедать вместе с вами, не как вашего отца, но как гостя и странника».

Через много лет внучка праведного Филарета Мария стала женой византийского императора Константина Порфирородного (780 — 797). По¬чести и богатство вновь вернулись к праведному Филарету. Старец попросил устроить особенный обед и сказал родным, что на пир придет сам Царь и вельможи. Когда все было готово, блаженный Филарет пригласил в свой дом около 200 нищих, слепых, хромых, старых и беспомощных. Родственники поняли, кого ожидал праведный Филарет, веруя, что в образе нищих Сам Господь посетит его дом.
Старец продал дарованное ему императором имущество, а вырученные деньги роздал бедным. Теперь родные не укоряли его, а просили прощения за прежнее нетерпение и ропот. «Мы убедились,— говорили они,— что Господь еще в здешней жизни с избытком награждает тех, кто милует нищего. За милости твои к бедным и нас благословил теперь Господь богатством».
Праведный старец скончался в 792 году, в возрасте 90 лет. В момент его кончины комната наполнилась благоуханием. Завещая детям и внукам подражать его жизни, он, подобно патриарху Иакову, предсказал им их судьбы. Погребен праведный Филарет в обители Суда Родольфия в Константинополе. Множество нищих оплакали блаженную кончину праведника. При погребении святого проявилась особая благодать Божия. Господь показал святость праведного Филарета: одержимый нечистым духом человек припал к его гробу и исцелился.
После кончины святого Филарета Милостивого его жена Феозва возвратилась в Пафлагонию. Состояние свое она употребила на возобновление и построение новых храмов, монастырей, странноприимных домов и больниц для бедных. Затем вернулась в Константинополь, стараясь оставшееся время своей жизни на земле угодить Богу, и мирно скончалась. Погребена она около своего праведного мужа.
Тропарь святому праведному Филарету Милостивому, глас 4:
Аврааму в вере подражая, / Иову же в терпении последуя, / отче Филарете, / благая земли разделял еси неимущим / и лишение сих терпел еси мужественне. / Сего ради светлым тя венцем увенча Подвигоположник, Христос Бог наш, / Его же моли спастися душам нашим.
(Минея декабрь. Ч.1. – М., Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2002).


Кондак 1

Возбранный чудотворче и предивный угодниче Христов Филарете! Похвальная приносим ти, Авраамлева страннолюбия усердный подражателю, ты бо о людех милосердствуя, рукама неимущих, Богу взаим даяти возлюбил еси, темже ти, любовию Божиею обогатившемуся и дерзновение к Нему стяжавшему, припадающе, молимся: не остави и нас, к тебе в нуждах прибегающих и со умилением зовущих:

Радуйся, Филарете Милостивый, житием своим Церковь Христову украшающий.

Икос 1

Ангелом радование и человеком веселие бысть житие твое, Филарете Милостивый. Ты бо праотцу Аврааму в вepe, Иову же в терпении последуя, яко отец чадолюбивый: алчущих питая, странных же с радостию приемля, любезно тех упокоевал, и тако дом твой прибежище радования соделал еси. Сице, видяще тя волю Божию в делах Милосердия творяща, приносим ти таковыя похвалы:

Радуйся, страны Пафлагонския светильниче светозарный.

Радуйся, человеколюбия образе преславный.

Радуйся, ты бо в житии твоем всем сердцем Бога возлюбивый.

Радуйся, горением любви к Нему богатство добродетелей мудре расточивый.

Радуйся, ты бо, милосердием распаляемь, благодать Духа Святаго обильно стяжавый.

Радуйся, в любви Божией богатея, никогдаже обнищавый.

Радуйся, Филарете Милостивый, житием своим Церковь Христову украшающий.

Кондак 2

Видяще тя ближнии и дальнии, состраданием распаляема, и служение людем аки Самому Господу усердно творяща, в нуждах и печалех к тебе притекаху, их же ты елеем милосердия во имя Христово утешал еси. Мы же, милосердие твое, разум человеческий превосходящее зряще, вопием о тебе Всещедрому Богу: Аллилуиа.

Икос 2

Разум Премудраго воистинну стяжал еси, всеблаженне Филарете, яко благая и злая, живот и смерть, нищета и богатство от Господа суть, сего ради словеса Господня: «Понеже сотвористе единому из братий моих меньших, Мнe сотвористе» – паче меда и сота сердцу твоему быша. Сице тебе о таковых милосердствующа, приносим похвальная сия:

Радуйся, Божественнаго разума предивное вместилище.

Радуйся, благоутробия Божия всеусерднейший проповедниче.

Радуйся, елей милосердия никогдаже в дому твоем истощися.

Радуйся, яко же в Сарепте Сидонской, мука добродетели твоея николиже умалися.

Радуйся, боголюбивых душ щедрое увеселение.

Радуйся, в скорбех унывающих благодатное укрепление.

Радуйся, Филарете Милостивый, житием своим Церковь Христову украшающий.

Кондак 3

Силою Духа Святаго, Его же стяжа душа твоя, не поколебася дух твой, блаженне Филарете, егда Человеколюбец Бог, якоже иногда на угодника своего Иова, попусти на тя полчища Исмаилтян, огнем и мечем опустошивших села же, и нивы, и вертограды твоя, и побиша домочадцы твоя, дабы испытати незлобие души твоея. Ты же, вся сия со смирением приял еси, устами праведнаго Иова благословляяй Бога: наг изыдох из чрева матере моея, наг и отыду, Господь даде – Господь отъят, – велегласно поя Ему: Аллилуиа.

Икос 3

В Боге, упование имеяй, в нищите и напастех суще, не поскорбел, ниже согрешил еси устами твоими пред лицем Всевышняго, всеблаженне, но якоже о многом богатстве, о нищите своей веселяся, по слову бо Господню: в поте лица ядый хлеб твой, его же, яко избыточествующий, с нищелюбцы разделял еси. Ублажая таковое упование твое со умилением вопием ти:

Радуйся, сердца твоего земным сокровищем не приложивый.

Радуйся, таковым бо ближним твоим со благоговением послуживый.

Радуйся, милостыней аки миро многоценное в церкви Христовой благоухающий.

Радуйся, вдов и сирот, и неимущих хлебом жизни питающий.

Радуйся, благочестия столпе непоколебимый, небес досязующий.

Радуйся, добродетельми твоими ангельски любовь Божию воспевающий.

Радуйся, Филарете Милостивый, житием своим Церковь Христову украшающий.

Кондак 4

Бурею испытаний и укорением от ближних своих не поколебался еси, боголюбиве Филарете, егда же узрел ecu земледельца убога в беде суща, супруг волов единых в дому твоем бывших, сему отдал еси, евангельски убеждая жену и чад своих воззрети на птиц небесных, яко не сеют, не жнут, не собирают в житницы, и Отец Небесный питает их. Тако сих утешающе, Богу воспевал еси: Аллилуиа.

Икос 4

Видяще тя боголюбивый друг твой в нищету впадше, умилосердися, и довольно пшеницы посла ти, да дом свой препитаеши, достоблаженне Филарете. Ты же сия, аки от рук Божиих приял еси, и домочадцы, и соседи своя, и неимущую братию оделил еси. Людие же Божии, зряще тя милосердием избыточествующе, ублажаше тя похвалы таковыми:

Радуйся, церкве домашния благодатное утверждение.

Радуйся, земледельцев в делании щедрое благословение.

Радуйся, алчущим и жаждущим благий хлебодателю.

Радуйся, в бедах и печалех сущим скорый предстателю.

Радуйся, незлобия преизрядный рачителю.

Радуйся, добротолюбия смиренномудрый учителю.

Радуйся, Филарете Милостивый, житием своим Церковь Христову украшающий.

Кондак 5

Медоточней струе уподобился еси, богоблаженне Филарете, егда хлеба насущна не бе в храмине твоей, обаче, нищу пришедшу в дом твой, да сего не презреши, ниже тща отпустиши, от пчел мед отъял еси, и тако душу раба Христова увеселил еси. Мы же, милосердия сего в житии нашем не стяжавше, но яже даде нам Господь, безумно расточающе, како принесем похвальная милующему нас Богу, аще не о тебе возопием Ему: Аллилуиа.

Икос 5

Слышаще и видяще яко милость и истина сретостеся, правда же и мир в делах твоих облобызастася, кто не ублажит подвиги твоя, воистинну Милостивый Филарете, или кто не удивится нищелюбию твоему – ты бо, в крайней нищете суще: на Бога упование имея, псаломски исповедал еси: Аще пойду посреде скорби, Господь живит мя, и спасет мя десница Его. К стяжанию богомудрия сего подвигни и нас, взывающих ти таковая:

Радуйся, пламене веры божественнаго горения.

Радуйся, фимиаме благовоннаго пред Богом курения.

Радуйся, кладязе милосердия неисчерпаемаго.

Радуйся, странноприимче чертога незатворяемаго.

Радуйся, праведному Иову усердный подражателю.

Радуйся, друже Христов, и о нас пред Ним верный предстателю.

Радуйся, Филарете Милостивый, житием своим Церковь Христову украшающий.

Кондак 6

Проповедник милосердия и человеколюбия Христова явился еси благонравным житием твоим, святе Филарете, и тако инаго Авраама показа тя мирови Бог. Сего ради призре Господь на смирение твое и от нищеты крайния к роду царственному вознесе наследие твое, да узриши сыны и дщери рода твоего, яко новосаждения масличная, окрест трапезы твоея вся дни живота твоего, да и мы о тебе познаем како печется Господь о уповающих на Него, и с любовию возопием Ему: Аллилуиа.

Икос 6

Возсиял еси, яко светило лучезарное горением любве твоея ко Господу, и на камене веры утвердися сердце твое, премудрый делателю винограда Христова и, яко крин многоцветный, подвигом веры процвел еси со чады твоими, их же долготерпением твоим уповати на Бога научал еси. Они же, уразумеша грех роптания своего и, сокрушаяся сердцем, благословляху Бога, сотворшаго милость. С ними же и мы к тебе припадаем и умильно взываем:

Радуйся, брак честный и житие нескверное угодная пред Богом сотворивый.

Радуйся, церковь домашнюю на камене веры богомудренно утвердивый.

Радуйся, супружеской верности твердое охранение.

Радуйся, в подвиге сем изнемогающих благодатное укрепление.

Радуйся, юным супругом образ христианского жития добре показующий.

Радуйся, молитвой пред Богом в нуждах их споспешествующий.

Радуйся, Филарете Милостивый, житием своим Церковь Христову украшающий.

Кондак 7

Хотяще воздати благодарение Богу, за яже дарова ти неизреченная благая, рекл еси жене со чады твоими: сотворим убо пир и умолим Царя нашего со вельможами приити к нам. Бывшу сему ими уготовану, потекл еси, всеблаженне, на стогны града и распутия, и елика обрел еси нищих, и слепых и хромых, и разслабленных, в дому твоем царскую трапезу уготовал еси, и имже с домочадцы своими, яко Царю царей, послужил еси. С ними же, яко со други Христовы, научаеши и нас взывати в Троице певаемому Богу: Аллилуиа.

Икос 7

Новаго светильника, в делех милосердая просиявшаго, обрете тя Церковь Христова, милостиве Филарете, понеже не прилепися сердце твое сокровищем земным, ниже царским милостыням и щедротам, их же нивочтоже вменял еси, и вся яже тебе приношаху, убогим и страждущим обильно расточал еси. Внемли же и нам, о всеблаженне, да твоими молитвами душевнаго и телеснаго вреда избавльшеся, щедролюбием твоим уязвимся, приносяще тебе сия похвалы:

Радуйся, отцем и праотцем нашим в вере подражателю.

Радуйся, сокровищ Небесных премудрый стяжателю.

Радуйся, благонравием твоим целомудрию и страху Божию нас научаеши.

Радуйся, болезнующих жестосердием щедролюбием исцеляеши.

Радуйся, паче царских почестей нищету Христову возлюбивый.

Радуйся, Царствия Христова паче земных красных искати нас научивый.

Радуйся, Филарете Милостивый, житием своим Церковь Христову украшающий.

Кондак 8

Странно и преславно бысть житие твое, преблажене Филарете, во еже дивитися мнозем, како убо царскими почестями почтенну ти сущу, нищету духовную паче богатства мира сего возлюбив, в посте и молитве богатство некрадомое душе твоей стяжал еси. Кто убо возможет изрещи болезни и борения твоя, яже Христа ради претерпел еси, аще божественной любовию не возгорится, во еже чистым сердцем непрестанно взывати ко Господу: Ты еси упование мое, часть моя еси на земли живых, Аллилуиа.

Икос 8

Весь бе в вышних, праведне Филарете, егда Духом Святым возвестися ти жития твоего скончание и, якоже древле Патриарх Иаков, призвал еси чады твоя и чады чад твоих, им же, пророчески, вся, яже имать волею Божиею совершитися, предвозвестил еси. И, тако их благословляя, яко солнцe лицем твоим просиял, и псаломски к Богу воззвал еси: Милость и суд воспою Тебе, Господи, когда приидеши ко мне; и, сице молящуся, дух твой в руце Божии предал еси. Они, сокрушающеся, рыданьми вопияху:

Радуйся, отче милостивый и кроткий, любве Христовой нас научающий.

Радуйся, грядущая яко настоящая нам сказующий.

Радуйся, трие внуки твоя на подвиг иноческий пророчески благословивый.

Радуйся, послушанию, целомудрию и нищете Христовой их научивый.

Радуйся, состраданием и нищелюбием премного Богу угодивый.

Радуйся, милостынею Царствие Божие унаследивый.

Радуйся, Филарете Милостивый, житием своим Церковь Христову украшающий.

Кондак 9

Всяко колено земных: царие и вельможи, странницы и убозии, от градов и весей, яко мравия ко гробу твоему стекашася, блаженне Филарете, друг друга тесняще и со слезами взываху: О, Господи Боже наш! Почто лишил еси нас отца и питателя нашего? Кто ныне алчущих напитает, нагих одеет, странных в дом свой введет? Кто же умершую и на стогнах повержену братию нашу гробу предаст? Мы же содрогаемся сердцем и душею, яко ничтоже благо таковым сотворихом, да вопием с ними хвалебную песнь Богу: Аллилуиа.

Икос 9

Ветии многовещаннии недоумевают: киими словесы восхвалити по достоянию в супружеском подвиге непорочное Богу служение твое, боголюбиве Филарете, ниже исповесть вся преславная чудеса твоя, ими и по смерти в скорбех к тебе притекавших утешал еси. Сице бо человек от духа злаго многолетне страждущий, егда ко гробу твоему повержеся, от козней сего мучительных свободися, хвалу велию Богу воздаде. Народ же, чудесе сего свидетель быв, благословляя Бога, со страхом и умилением принесе тебе таковая:

Радуйся, якоже Архистратиг Божий сатану долу низринувый.

Радуйся, милосердием твоим лона Авраамова достигнувый.

Радуйся, Небеснаго Домовладыки рабе благий и верный.

Радуйся, молитвенниче о нас у Престола Божия непостыдный.

Радуйся, за любовь твою святую любве Царя Небеснаго cподобивыйся.

Радуйся, евангельски на земли потрудивыйся, сожительства ангелом удостоивыйся.

Радуйся, Филарете Милостивый, житием своим Церковь Христову украшающий.

Кондак 10

Спасительнаго пристанища и сладости райския преславно достигл еси смиренномудрием твоим, достохвальне Филарете, и реку огненную, нечестие попаляющую, невредимо прешел еси, идеже со избранными Божиими дадеся ти венец славы неувядаемыя, в ней бо тя муж праведный узре, и от Ангела Господня услыша: се Филарет Амнийский есть, иже премногою своею к нищим любовию, милостию и чистым своим житием, вторым Авраам бысть. Тако, видяще тя в Боге ликовствующа, смиренно и мы вопием: Аллилуиа.

Икос 10

Стена и надежное прибежище еси, милостиве Филарете, всем к заступлению твоему притекающих, о них же яко о чадех своих пред Богом в молитве ходатайствуеши. Тем же и нам, к тебе с любовию припадающих, и твоего заступления пред Богом просящих, буди стена и ограждение непреодолимое, и от всех козней вражиих избавление непреоборимое, да твоими молитвами пристанища райского достигнем и, в Бозе веселящеся, вопием ти радостно:

Радуйся, от богомыслия к боговедению славно возвысивыйся.

Радуйся, о Боге мудрствуя, лепотою безсмертия украсивыйся.

Радуйся, о нищих печаляся, у врат дому твоего утреневавый.

Радуйся, тако утренююще, любовь Божию стяжавый.

Радуйся, христианского благочестия дивный глашателю.

Радуйся, милостивый о нас пред Богом ходатаю.

Радуйся, Филарете Милостивый, житием своим Церковь Христову украшающий.

Кондак 11

Пение всехвальное приносим ти, досточудне Филарете, и псаломски вопием: Блажен муж, бояйся Господа, в заповедех Его восхощет зело. Расточи, даде убогим: правда его пребывает во век. Тако, о всеблаженне, житием твоим показал еси, яко монаси и мирстии, священницы и вельможи, богатии и убозии звани суть внити в радость Господа своего, аще уразумеют яко у Господа милость, и многое у Него избавление, и в делех благих восхвалят Трисвятое имя Его: Аллилуиа.

Икос 11

Светоносным служителем милосердия и человеколюбия предстал еси престолу Всевышняго Владыки и Господа Сил, всеблаженне Филарете, отонюдуже Божественными лучами Трисолнечнаго Света осияваеши нас, во тьме греховней блуждающих, на светлую стезю покаяния и доброделания наставляеши: не скрывати себе сокровищ на земли, идеже червь и тля тлит, и идеже татие подкопывают и крадут. Мы же, сладкое сие Христово вещание в послушание приемлюще, с радостию зовем ти:

Радуйся, колесницею добродетелей от земных к небесным восход сотворивый.

Радуйся, вся козни вражия милосердием к людем посрамивый.

Радуйся, святыя Церкве похвало и украшение.

Радуйся, среди соблазнов мира сего, непорочное Богу в супружестве служение.

Радуйся, о спасении твоем Небеснии Лики радуются.

Радуйся, о имени твоем вси земнороднии, веселящеся хвалятся.

Радуйся, Филарете Милостивый, житием своим Церковь Христову украшающий.

Кондак 12

Благодать Божию обильно приял еси, праведне Филарете, еюже укрепися сердце твое в любви ко Христу Богу, сице бо, долготерпением и верою просияв, от земнаго твоего жития в Небесная селения со Ангельскими лики водворился, милосердия Божия проповедник преизряден явился еси. Ему же, со дерзновением предстоя, молимся тепле: благодатию Святаго Духа окропити сердца наша, да твоего жития подражатели будем, ко исполнению заповедей Христовых усердно потщимся, вопиюще Ему: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще неизреченныя добродетели твоя, ихже ради подражатель Христова благосердия был еси, и яко крин неувядаемый посреде земнородных красотою ума твоего процвел, милостиве Филарете, чертога Небеснаго зрети и воспевати славу Божию удостоился еси. Сицеваго блаженства испроси и нам, чтущим верою и любовию пресветлую память твою, да твоим ходатайством услышим Божественный глас Грядущаго судити живым и мертвым: Приидите благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира, да благодарне зовем ти:

Радуйся, высотою ума твоего скорогибнущее мира сего познавый.

Радуйся, чистотою сердца твоего любовь Христову стяжавый.

Радуйся, добродетельми твоими на пир Агнца Божия нас призывающий.

Радуйся, молитвами твоими двери Царствия Христова нам отверзающий.

Радуйся, трубо ангельская, воздаяние Божие гласящая.

Радуйся, любы неизреченная, чрез реку огненную в чертог Небесный верных вводящая.

Радуйся, Филарете Милостивый, житием своим Церковь Христову украшающий.

Кондак 13

О, преблагий угодниче Божий, Филарете Милостивый! Приими от нас убогое веры и долготерпения твоего восхваление и, яко имеяй дерзновение ко Господу и о людех сострадание, испроси у Человеколюбиваго Бога Церкве Христовой благостояние непоколебимое, нам же, веры благочестивыя утверждение, надежды неложное упование и братолюбие нелицемерное, да не умалится правда Божия в делех наших, ниже постыдимся пред отцы и праотцы нашими, егда поем Богу, Трисвятую песнь: Аллилуиа.

Этот кондак читается трижды, затем Икос 1 и Кондак 1

Молитва святому праведному Филарету Милостивому

О, предивне избранниче Божий, Филарете Милостивый! Амнии прещедрый хлебодателю, Православия светильниче, Господа Бога рабе благий и верный! Ты бо всем сердцем евангельски Христу последовавый и данный тебе талант премудре умноживый: сирых и убогих одеявый и напитавый; странных и нищих в дом свой введый, в скорбех и печалех сущих утешивый, умерших и на стогнах поверженных гробу предавый; всем всячески послуживый, и тако веру свою в делах показал еси. Ей, святый угодниче Божий, не npезри нас, печальми житейскими изнываемых и страстми греховными обуреваемых. Во вся дни уныние и малодушие колеблют нашу веру, жестокосердие и озлобление снедают сердца наша и охлаждают любовь нашу; честолюбие же и нетерпение растлевают души наша, и тако, аки нищии, в делах благих обнищахом. Ты же, Отче праведный, милосердствуя о нас, умоли Христа Бога, да обогатит сердца наша Духом Своим Святым, исцелит душевныя и телесныя недуги наша, и, аки ниву жаждущую, напоит нас щедротами человеколюбия Своего; да вере, долготерпению и милосердию твоему подражающе, во благочестии и чистоте поживем вся дни живота нашего. Еще молим тя, преблаженне, егда приспеет жития нашего отшествие, к покаянию нелицемерному нас подвигни, да Христу Спасителю нашему чрез святыя Его Таинства приобщимся и наследники Царствия Небеснаго будем, идеже в радости святых и Ангелов сподобимся и мы покланятися и воспевати Трисвятое Имя: Отца, и Сына, и Святаго Духа, во веки веков. Аминь!

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *