Фильм о монахе

Россия, 30-е годы XIX века, царствование Николая I. В маленький мужской монастырь, расположенный в сельской глуши, из сгоревшего скита Нило-Сорской пустоши приходит монах по имени Иван Семенов сын (Тимофей Трибунцев). Монах этот очень странный: одежда Ивана периодически самопроизвольно вспыхивает, но ведет он себя нагловато, на вопросы отвечает обидными скороговорками и, кажется, никого не боится.

Достопочтенный игумен (Борис Каморзин), настоятель монастыря, чувствует в Иване что-то не то, какую-то бесовщинку, но принимает его в монастыре и выделяет ему келью.

Чтобы усмирить буйного монаха, настоятель придумывает ему всякие послушания: очистить давно заросший колодец, наловить рыбки к обеду. Но и тут Иван умеет удивить: колодец он очистил за пару часов вместо пары недель, а вместо обычной рыбы выловил какого-то огромного рыбного монстра, которого весь монастырь и за неделю не сожрет.

Тогда настоятель сплавил Ивана в дальнюю избенку и заставил его стирать и гладить монастырские портки.

Тем временем у монастыря случилась новая напасть: сам царь-государь батюшка Николай I вместе с Бенкендорфом и охраной попросил у игумена приюта — во время поездки у царской агрицкой кареты поломалась рессора и он не мог продолжать дальше путь.

Царю рассказали о странном монахе, который совершает чудеса, и он захотел встретиться с Иваном.

***

Мне несколько человек порекомендовали этот фильм со словами «Наконец-то в России сняли что-то достойное». Впрочем, даже если бы и не рекомендовали, я бы все равно собрался посмотреть, потому что поставил этот фильм замечательный режиссер Николай Досталь, в касте значился очень яркий актер Тимофей Трибунцев — для меня подобные фильмы из серии «обязательно надо смотреть».

Посмотрел. К счастью, надежды оправдались — фильм оказался очень достойный: он хорошо сделан и в нем отличные актерские работы, причем не только Трибунцева.

В основе сюжета лежит история (житие) Ивана Новгородского: этот монах поймал в рукомойнике беса и пообещал отпустить, если тот свозит его в Иерусалим.

Сценарий для фильма по этому сюжету Николай Досталь попросил написать известного писателя и сценариста Юрия Арабова.

Постановочно картина делится на две очень разные части. В первой части — Иван Семенов в монастыре, где демонстрирует некоторые чудеса, каковые игумен за чудеса не признает. Все это снято в несколько комедийном стиле, хотя никакого антиклерикализма, каковой ухитрились обнаружить некоторые личности, нет и в помине: что Иван, что игумен — личности вполне положительные, хотя забавные.

А вот вторая часть, в которой выясняется, что в Ивана вселился бес по имени Легион (Георгий Фетисов) и этот бес старательно соблазняет Ивана, требуя отдать ему свою бессмертную душу, а потом Иван с Легионом совершают перелет в Иерусалим, — это сначала трагикомедия, а потом уже, ближе к концу, — конкретная драма. Иван движется к просветлению и святости, стремясь переманить беса в сторону Добра.

Многим зрителям эта разножанровость не понравилась. По первой половине картины они настроились на стиль легкой и забавной комедии, поэтому вторую часть, судя по отзывам, восприняли в штыки. Некоторые даже писали, что фильм нужно смотреть до появления беса и после этого можно уходить из зала.

Я с этим не соглашусь. Да, резкая смена жанра в середине картины — штука достаточно рискованная и нередко вредит восприятию, но в данном случае не сказал бы, что меня это сильно покоробило. Просто мне рассказали как бы две разноплановые истории вместо одной, и меня это не разочаровало.

Первая, эксцентричная, половина фильма смотрится просто отлично. Трибунцев замечательно сыграл загадочного и непостижимого Ивана Семенова (позже выясняется, что сам Иван плохо говорит и заикается, а его болтливость и всякие потешные поговорки — от беса), некоторые сцены с ним были просто уморительны.

Но и кроме Трибунцева, от которого всегда ожидаешь очень ярких ролей, весьма порадовали Борис Каморзин и Никита Тарасов. Каморзин просто блестяще сыграл настоятеля монастыря, и мне тут трудно сказать, чья роль лучше — Каморзина или Трибунцева. Настоятель у него получился очень живой, естественный, симпатичный и забавный.

С одной стороны, он твердой рукой рулит этим захиревшим монастырем и сумеет осадить даже такого балагура, как Семенов, с другой стороны, сильно подвержен влиянию своего помощника — эдакого серого кардинала в очочках — и почти ничего без его совета не делает.

Никита Тарасов сыграл Николая I, который волею случая на денек остановился в монастыре. Царь получился отличный, его беседы с настоятелем и Бенкендорфом — просто класс!

Во второй половине картины появится бес Легион, очень неплохо сыгранный Георгием Фетисовым. Он такой веселый бес: за душой-то Ивана охотится, но скорее в силу производственной необходимости. Легион делает все, чтобы Иван в монастыре стал настоятелем — исключительно для того, чтобы через Ивана влиять на монахов, но одновременно видно, что бес к Ивану очень привязался. И потом то, что происходит с Иваном, в свою очередь, меняет беса.

Некоторые зрители и критики сетуют на то, что процесс воздушной доставки Ивана бесом в Иерусалим и сцены в Иерусалиме очень слабо сделаны в плане декораций и компьютерной графики, но это, насколько я понимаю, из-за очень скромного бюджета и сжатого графика съемки. Ни в какой Иерусалим съемочная группа, конечно, не ездила, и все это поставлено скорее в театральном стиле (декорации достаточно условны), да и компьютерной графики здесь, насколько я понимаю, вообще никакой нет — просто пара немудреных кинематографических трюков.

Я это все также отметил, но не скажу, что меня сильно покоробило. Потому что дело тут не в декорациях и уж точно не в спецэффектах.

На мой взгляд, всегда лучше, когда снимают хорошее кино, где вынужденно экономят на декорациях, чем плохое кино, где бюджет в шесть раз побольше и на декорациях не так экономят, но смотреть этот дурдом не имеет никакого смысла.

В данном случае, на мой взгляд, очень даже имеет смысл. Это хороший фильм с замечательными актерскими работами. Да, фильм неровный, к некоторым вещам можно предъявлять претензии, но я эту картину посмотрел с большим удовольствием и она оставила хорошее послевкусие. А некоторые сцены из первой половины фильма прямо-таки тянет пересмотреть, особенно приезд Николая I.

Так что рекомендую: не так часто в России снимают действительно достойные просмотра фильмы.

Саратовский митрополит Лонгин извинился за то, что нарушил масочный режим, отправившись за покупками на местный рынок. Об этом сообщает Teleram-канал «Подъем» со ссылкой на источники в Министерстве внутренних дел России (МВД).

Согласно данным, полиция остановила митрополита на Сенном рынке в Саратове несколько дней назад, когда он покупал фрукты, не соблюдая масочный режим. В МВД сообщили, что священнослужителя не стали задерживать и ограничились разъяснительной беседой.

В своем посте в Facebook священник выразил благодарность всем сочувствующим людям, которые поддержали его из-за случившегося, но отметил, что он сам виноват. «По этому поводу я получаю выражение сочувствия от многих близких и знакомых, за что им глубоко благодарен», — написал митрополит Лонгин. «Хочу, однако, сказать, что в сложившейся ситуации я полностью виноват в том, что нарушил масочный режим, и приношу извинения всем, кого это смутило», — добавил он.

Митрополит не назвал причину того, почему он находился в общественном месте без обязательных средств защиты.

Ранее сообщалось о россиянке, которая отказывалась впускать в подъезд дома женщину с детьми, так как все они были без средств индивидуальной защиты. Она прогоняла соседку, крича на нее и детей матом.

В ряде субъектов России введен масочный режим. Он предусматривает обязательное ношение медицинских масок и перчаток в общественном транспорте, магазинах и такси.

Что происходит в России и в мире? Объясняем на нашем YouTube-канале. Подпишись!

Однажды святой архиепископ Иоанн творил ночную молитву в своей келье. А бес забрался к нему в умывальницу. Святой перекрестил этот сосуд с водой, и бес не мог выйти. Тогда он взмолился к Иоанну, чтобы тот выпустил его. Святой согласился, но с тем условием, что бес отвезёт его этой же ночью в Иерусалим и привезёт обратно. Нечистый пообещал выполнить волю Иоанна.

Превратился бес в осёдланного коня, и святой сел на него. Очутившись в Иерусалиме, Иоанн пошёл в церковь Святого Воскресения, где находится гроб Господень. Двери открылись перед ним сами собою. Иоанн помолился, поклонился всем святыням, потом вышел из церкви, сел на беса и той же ночью оказался снова в Великом Новгороде, в своей келье.

Продолжение после рекламы:

Бес, уходя из кельи святого Иоанна, просил его никому не говорить о случившемся, угрожая в противном случае оклеветать святого.

Однажды Иоанн, ведя душеспасительную беседу со многими людьми, рассказал о своём путешествии в Иерусалим, но говорил как будто не о себе, а о ком-то другом.

С этого дня бес начал возводить клевету на святого. Он превращался в женщину, и люди видели, что из кельи Иоанна выходит блудница. По бесовскому наваждению глазам посетителей в его келье представлялась женская одежда и обувь.

Горожане решили изгнать архиепископа Иоанна из Новгорода. Когда народ подошёл к его келье, бес выбежал из неё в образе девицы. Горожане попытались поймать девицу, но безуспешно. Иоанна схватили и, не слушая его оправданий, осудили как блудника. Его вывели на Великий мост, что на реке Волхве, и посадили на плот, чтобы он выплыл из города вниз по реке.

Брифли существует благодаря рекламе:

Но плот поплыл против течения, вверх по реке к монастырю святого Георгия. А святой тем временем молился о новгородцах. Увидев это чудо, люди поняли, что осудили архиепископа неправильно, по бесовскому наваждению. Тогда священники с крестом и иконой пошли по берегу реки вслед за святым, умоляя его вернуться на своё архиерейское место. Иоанн тихо, не обгоняя крестного хода, плыл против течения. А люди, которые раньше клеветали на архиепископа, тоже шли по берегу, прося святого простить их. Обогнав святого и крестный ход, они пали на колени. Священники тоже подошли к ним и все вместе стали умолять Иоанна. Тогда святой внял им, приплыл к берегу, вышел на сушу, всех простил и благословил. Все вместе пошли в монастырь святого Георгия.

Иноки же монастыря не знали, что к ним идёт архиепископ Иоанн. Но в то время в монастыре жил юродивый, имевший дар прозорливости. Он и сообщил обо всём архимандриту. Иноки торжественно встретили святого Иоанна. И, совершив в монастыре молебен, тот вернулся на архиерейский престол в Великий Новгород.

Иоанн сам рассказал священному собору и другим людям о своём путешествии на бесе и обо всём, что с ним случилось. И тогда князь и начальники города, посоветовавшись с народом, поставили каменный крест на том месте, куда приплыл святой. Крест этот стоит и поныне всем в назидание.

0 0 0 0 0 Оценить фото Елены Гоголевой Кино сегодня приходится снимать с оглядкой на государство и чувства верующих

Творческая встреча с кинорежиссёром Николаем Досталем прошла в Доме кино в рамках 14-го Международного кинофестиваля документальной мелодрамы «Саратовские страдания». Досталь же был председателем большого жюри фестиваля в этом году. Режиссёр известен по фильмам «Облако-рай», «Мелкий бес», «Маленький гигант большого секса» и др. А в Саратове он представлял свой самый свежий фильм «Монах и бес». На творческую встречу к Досталю пришёл глава областной общественной палаты Александр Соломонович Ландо.

Александр Соломонович в этом году удивил всех любителей фестиваля: он был и на открытии, и на закрытии, и на этой творческой встрече. И вообще, как нам удалось выяснить, Ландо – завзятый киноман и завсегдатай Дома кино. Как мы уже писали в прошлом номере, только благодаря его вмешательству тротуар на улице Октябрьской впервые за 14 лет существования фестиваля обрёл асфальт. Так и хочется сказать: будьте как Александр Соломонович, смотрите кино! Страданиями душа совершенствуется.

Почему глава общественной палаты выбрал именно этот фестиваль? Видимо, ему нравятся работы Николая Досталя. Что ж, прекрасный выбор.

«Монах и бес», фильм, который Досталь представлял в Саратове («Вроде картина должна рассказывать про меня, а не я про картину», – шутил Николай Николаевич в начале встречи), – одновременно смешной и глубокий. Про монаха, творящего чудеса и искушаемого бесом, про беса, научающегося добру от монаха. Про жизнь в монастыре. Про отношение власти и церкви.

– Я задумал эту историю ещё в 2011 году, она сложилась из двух историй. В Нило-Сорской пустыни, где я снимал фильм «Раскол», в 14–15 веках жил знаменитый святой, который пропагандировал нестяжательство – то, чего так не хватает нашему обществу, нашей церкви и миру в целом, – рассказывал Досталь. – А в 19-м веке там же жил странный увечный Иван Семёнович Шапошников, жил при кухне, пёк просфорки, там и спал. Помогал людям, лечил. Когда пришёл он в монастырь в Великом Новгороде, то в рукомойнике изловил беса. Бес взмолился: отпусти! Тот молвил: отпущу, коли ты меня свозишь в Иерусалим и обратно. Вот он его свозил туда и обратно. А потом мстил. Но об этом есть в фильме.

Четыре года Досталь пытался собрать денег на фильм. Государство денег даёт, но меньше 60 процентов от необходимого. Остальное нужно искать. Если не найдёшь и деньги государству вовремя не вернёшь, то могут быть штрафы. В общем, только в 2016 году картина вышла на экраны, но в прокате, к сожалению, успеха не имела. Хотя фильм замечательный.

Отвечая на вопрос, не боялся ли своей картиной режиссёр оскорбить чувства верующих, Николай Николаевич был искренен и весел:

– Боялся. Очень боялся. Сейчас не боюсь. Картину мою видели различные иерархи. И, что странно, люди очень разных направлений в РПЦ картину восприняли позитивно. И дьякон Андрей Кураев, знаете такого? И человек из другого лагеря владыка Тихон Шевкунов. И Всеволод Чаплин одобрил! С юмором человек оказался. Потом мне рассказывали, что и Патриарх посмотрел картину. И я в числе приглашённых оказался в Храме Христа Спасителя на юбилее у Патриарха. А из кино там – Наташа Варлей, Володя Меньшов с Алентовой и я. Значит, никого не оскорбила моя картина. Всё нормально. Я этому рад очень, что никаких историй, как с «Матильдой», не было.

Сейчас Досталь вместе с Геннадием Хазановым ищут деньги на новый свой проект, о котором режиссер тоже с удовольствием рассказал.

– Звонит мне Гена Хазанов. Говорит, есть такой пародист – Дима Грачёв. Он пародирует Путина (в этот момент Александр Соломонович немного напрягся). Он мне предложил снять фильм про судьбу пародиста. И даже слоган придумал: «Ты родился оригиналом, не умри копией». Сценарий такой: Диме Грачёву снится сон о том, что президент уходит в отставку досрочно (Александр Соломонович сурово сдвинул брови и поджал губы). И пародист оказывается в полной этой самой (Досталь выразительно похлопывает себя по пятой точке). С женой разрыв, ипотеку платить нечем, квартиру отбирают. И едет он к себе домой в Кандалакшу. Единственное, о чем я Хазанова попросил, чтобы мы ни в какую политику не лезли. Поэтому пришлось нашему Диме немного биографию подправить. Сам пародист родом из Керчи (Ландо стал совсем мрачен), но мы же не хотим брать… Крым. У нас нет политики. Поэтому он у нас из Кандалакши. Хотя сниматься будет под своим настоящим именем и фамилией. И знаете, что у нас спросили на защите заявки в Фонде кино? Спросили: «Не боитесь накаркать?»

Николай Николаевич врать не стал. Он бы, может, и испугался. Но поскольку Хазанов дружен с Путиным, а Путин, узнав про эту задумку, сказал: «Валяйте!» (тут Александра Соломоновича отпустило, и он расслабился и заулыбался), Досталь снимать это кино не боится.

Увы, несмотря на полученное одобрение от Самого, никакие абрамовичи с переполненными кошельками к Досталю с Хазановым не бегут и денег на фильм не дают.

– Но у меня есть тост! «За успех безнадёжных предприятий!» За «Монах и бес» я так четыре года тостовал! И всё получилось!

Так что «за успех безнадёжных предприятий!» И будут у нас асфальт, кино и демократия.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *