Фильм про чучело

«Чучело» — драматическая художественная картина Ролана Быкова, снятая в 1983 году на основе одноименной повести Владимира Железникова. Главные роли исполнили певица и актриса, дочь примадонны отечественной эстрады, Кристина Орбакайте, знаменитый советский артист Юрий Никулин и юный актер Дмитрий Егоров.

Сюжет

В маленьком провинциальном городке где-то между Калугой и Серпуховым живет Николай Николаевич (Юрий Никулин) – бывший военный, коллекционер старинных картин. В городке все недоверчиво относятся к нему, так как старик ведет замкнутый образ жизни и с местными жителями не общается. К нему приезжает его внучка, Лена Бессольцева (Кристина Орбакайте). Когда девочка приходит в новую школу, шестиклассники с опаской относятся к ней, и на всякий случай объявляют новенькой бойкот. Особенно выделяются следующие персонажи в классе: неофициальный лидер Миронова «Железная Кнопка» (Ксения Филиппова), первая красавица Шмакова (Анна Толмачёва), тихий Васильев (Павел Санаев) и сын обеспеченных родителей Дима Сомов (Дмитрий Егоров).

Как известно, дети очень жестоки, и их попытки обидеть Лену переходят всякие границы. По-началу девочка старается не обижаться и пропускать колкие замечания одноклассников мимо ушей, но тут за нее вступается любимчик девушек, Дима Сомов. Нежная дружба, казалось бы, вот-вот перерастет во что-то большее, если бы не воля случая. Однажды ребята все вместе прогуливают урок, убегая в кинотеатр. Об этом проступке Сомов сообщил в разговоре один на один классной руководительнице, и поездку в Москву на осенних каникулах руководство школы отменяет. Ребята в гневе пытаются понять, кто из них так подло поступил и рассказал все учительнице. Лена видит нерешительность Димы и ей приходится взять всю вину на себя. Это стало последней каплей в отношении класса к девочке – ей объявляют бойкот, называют не иначе как «чучелом», и даже несколько раз жестоко избивают. Лена Бессольцева искренне верит в то, что ее надежда и любовь, Дима Сомов, соберется с духом и признается в своем проступке перед всеми ребятами. Только верит ли в этом сам Дима остается загадкой даже для него самого.

Картину «Чучело» Ролан Быков снимал в Твери (в то время Калинин), а отдельные сцены в Тверской области, г.Торжке. Подготовка к съемкам заняла очень долгое время – только для того, чтобы выбрать актрису на роль Лены Бессольцевой, Быков отсмотрел семнадцать тысяч девочек со всего Советского Союза. По его представлению, главная героиня должна была обладать открытым, миловидным лицом, но жена режиссера, Елена Санаева, посоветовала ему выбрать противоположный образ. Так, на роль утвердили Кристину Орбакайте. По сюжету, ей предстояло подстричься наголо, но в разгар съемок мать девочки, знаменитая певица, примадонна отечественной эстрады Алла Пугачева, не позволила стричь свою дочь. Режиссеру пришлось в срочном порядке с помощью команды лучших гримеров Мосфильма накладывать ей специальный грим, имитирующий лысую голову.

Найти актера на роль Димы Сомова тоже оказалось не так просто. Но, увидев Диму Егорова, Ролан Быков заявил, что это то, что нужно. Мать Димы, актриса Наталья Кустинская, была против кинематографической карьеры сына, но ее разрешения знаменитый режиссер даже не собирался спрашивать.

В этой картине Ролан Быков снял практически всю свою семью – жену Елену в роли учительницы Маргариты Ивановной, обоих пасынков во второстепенных ролях. Он даже намеревался своего свекра, Всеволода Санаева, снять в качестве Николая Николаевича, но сразу после кастинга Санаев заболел, и этот замысел не удался.

На роль «Железной Кнопки» пробовалась Марина Мартанова, но не прошла кастинг. Быков, видя ее огромное желание сниматься, специально переписал сценарий, и вместо героя повести Владимира Железникова, Толика «Рыжего», появилась его копия в юбке – девочка Марина.

Фильм «Чучело» рассказывает о девочке, которую в новой школе травили одноклассники. Лена Бессольцева приехала в небольшой город к деду. Одноклассники издевались над дедом девочки и над новой одноклассницей.

Это — драматическая история о настоящей дружбе, предательстве и подростковой жестокости.

Новенькая

Началась история с началом учебного года. В классе появилась новенькая, странная и нелепая, но добрая. Дед её собирал картины. Он одевался бедно, а каждый рубль тратил на их покупку. За это над ним издевались все.

В первый же день в классе Лена увидела Диму Сомова. Она захотела сидеть с ним за одной партой. Учительница сообщила им, что они поедут в Москву. А деньги на развлечения, по предложению Димки Сомова, одноклассники решили заработать сами.

Во время работы в саду Димка заметил, что Лена обута не по погоде. Он отдал ей свою обувь. И с тех пор началась дружба между Леной Бессольцевой и Димкой Сомовым. Вместе они ходили гулять, вместе отбивали собак у Вальки, который сдавал животных на живодёрню.

В кино

Денег на поездку ребятам уже удалось заработать. Довольные, с копилкой в руках, они пришли на урок и узнали, что урок физики заменили на литературу. И весь класс решил сбежать в кино.

Сомов был против, но весь класс был согласен. Весь, кроме Мироновой по прозвищу «Железная Кнопка». Класс пошёл в кино. А под партой сидели Шмакова и Попов.

Они обнаружили, что копилку с деньгами Димка забыл в классе. Сомов вернулся и попался на глаза Маргарите Ивановне, классному руководителю. Лена, которая тоже вернулась в школу, слышала разговор Сомова и Маргариты Ивановны. Димка рассказал, что весь класс сбежал с уроков в кино.

Весь класс получил выговор, и в Москву их не взяли.

Бойкот

Ребята расстроились и решили выяснить, кто предал всех. Миронова придумала проверить пульс у всех, чтобы узнать, кто же предатель. Лена испугалась за Димку и сказала, что предала она. Она ждала, что Сомов сознается, но он промолчал. И одноклассники объявили Лене Бессольцевой бойкот. Все уехали в Москву. Кроме 6-го класса.

Одноклассники начали травить девочку. Сомов попытался заступиться за Лену, и ему тоже объявили бойкот. Теперь ему и Лене Бессольцевой осталось только убегать от мстительных одноклассников. Сомов спросил Лену, когда же она рассказала всю правду Маргарите Ивановне. И тогда Лена сказала Димке, что она соврала одноклассникам, чтобы спасти его.

Димка решил всё рассказать, но долго не признавался. А Шмакова и Попов всё знали, но молчали. Всё это время Лена терпела издевательства и молчала. Девочка рассказала всё только деду, тот выслушал её и понял.

История продолжалась, Димка ничего не сказал одноклассникам. Он струсил, но боялся признаться в этом. Лена пошла в парикмахерскую, чтобы сменить причёску. Димка пообещал её подождать, но ушёл. В это время Шмакова разговаривала с Мироновой. Но правды ей не сказала.

Одноклассники обижали и Васильева, за то, что он заступался за Лену Бессольцеву.

Вообще 6-й класс вёл себя нагло и цинично. Во время очередной ссоры они увидели Лену, выходящую из парикмахерской с новой прической. И снова одноклассники гоняли Лену по городу с криками «чучело — предатель».

Васильев попросил Димку помочь Лене. Димка не сознался, но попросил Васильева уговорить Лену уехать. Дедушка Лены как мог, успокаивал внучку, которая никак не могла понять, за что с ней так жестоко поступают.

А одноклассники продолжали издеваться над девочкой. Однажды вечером кто-то напугал Лену, а ещё в окно дома её дедушки кидали камни. В этот же вечер дедушка Лены принёс домой картину. На ней была изображена девочка, необычайно похожая на Лену.

Это была родственница Бессольцевых. Дедушка рассказал внучке историю их семьи. Раньше они были крепостными, но вышли на волю. Девочка с картины стала учительницей.

Во время рассказа кто-то снова пугал Лену головой кабана. Девочка была уверена, что Димку заставляют силой пугать её. Но дедушка был уверен, что Сомов снова струсил.

Димка опять обещал Лене, что расскажет правду одноклассникам. Он побежал отнимать у них платье девочки, а Лена побежала за ним. Валька рассказал, что Димка целовался с Леной. В ответ Сомов рассказал, что Валька сдаёт собак на живодёрню.

Димка хотел признаться, но Лена сказала, что она предала класс. Одноклассники дразнили её, не отдавая платье. А Сомов наблюдал молча. Когда платье попало в его руки, он перекинул его через голову девочки.

В платье Лены нарядили чучело, повесили табличку с надписью «чучело — предатель» и подожгли. Лену подвели близко к чучелу. Сомов смотрел, он же и поджог чучело. Лена наблюдала, как горит чучело в её платье, и это зрелище было хуже бойкота. Она схватила палку с горящим платьем и побежала за одноклассниками. Они струсили и разбежались.

Внучка предложила деду уехать из города вместе с картинами. Дед отказался.

К ним в гости пришёл Васильев. Он попросил Лену остаться, если она не трусит. Девочка убежала. Она пришла в парикмахерскую и попросила постричь её налысо. Она рассказала тёте Клаве, что взяла чужую вину на себя. Лена сама обрезала свои косы.

Одноклассники были на дне рождения Димки Сомова. К ним пришла Лена и показала свою стрижку. Жест отчаяния девочки произвёл впечатление. Каждому из одноклассников она сказала что-то важное, чего они вовсе не ожидали от Ленки. А ещё она сказала, что уезжает.

Одноклассники разошлись, остались только Шмакова и Попов. И тут Шмакова рассказала, что они с Поповым всё слышали, но будут молчать.

Прощение

Лена и её дедушка решили уехать из городка. На прощание они подарили школе картину, где была изображена девочка, похожая на Лену. Дом с остальными картинами дедушка Лены подарил городу. Димка сознался, и теперь одноклассники гоняли по городу его. Лена застала его на окне, Сомов готов был выпрыгнуть. Железная Кнопка предложила объявить Димке бойкот. Все согласились, а Лена простила его. Перед отъездом в класс пришёл дедушка Лены, чтобы посмотреть в глаза тем, кто издевался над его внучкой.

Дети осознали свою вину и со стыдом смотрели на портрет девочки, похожей на Лену Бессольцеву.

На доске они написали «Чучело, прости нас».

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Отправить оценку

Ирина Кравченко
Есть книги и фильмы, прочитав или посмотрев которые чувствуешь: время, которое только что было нынешним, кончилось. Что дальше − неизвестно, но понятно: как прежде, уже не будет. Такую роль сыграло в жизни многих детей, взрослевших в 80-е, «Чучело»

Лет тридцать пять назад, в эпоху то ли позднего застоя, то ли самого-самого раннего расцвета ещё непонятно чего, десяти-двенадцатилетние дети (чтобы не говорить, что это были мы с вами) жили жизнью ответственной. Школьные и классные собрания, смотры строя и песни, соревнования дружин, сбор макулатуры, тимуровская работа. Детей учили любить родину, маму, труд и природу. «Пионер – всем ребятам пример». Правда, в свободное от «подачи примера» время пионеры ленились, грубили взрослым, прогуливали уроки, объявляли бойкоты тем, кто «выпендривался», и мечтали о заграничной жвачке. То есть были обычными детьми со своими закидонами и страхами, усиленными состоянием предпубертата. О том, как жить в этой турбулентности, взрослые молчали не хуже партизан. Про помощь по дому родителям говорили, про то, что в человеке всё должно быть прекрасно, тоже, даже преимущества социалистического строя и ужасы капиталистического Запада постоянно упоминали − на уроках политинформации. А как, например, жить пятикласснику, на которого ровесники смотрят как на пустое место или подходящий объект для их малолетних разборок, – об этом заикаться было ни-ни.

Но пионерам выписывали журналы, главным из которых был какой? Конечно, «Пионер». И там в 81-м году, с третьего по седьмой номер, напечатали повесть Владимира Железникова «Всего-то несколько дней». Размытое какое-то было название, почти монохромные иллюстрации… Но тот, кто не поленился и начал читать, оказался вознаграждённым на всю оставшуюся жизнь, без преувеличения. Потому что речь в повести шла о девочке, которая взяла на себя чужую вину и за то оказалась преследуема одноклассниками. Впервые на пространстве советской жизни в произведении для подростков говорилось о том, что дети, как и все люди, могут быть жестоки. Что большинство не всегда право и один способен противостоять толпе. Что высокие, казалось бы, идеи – верности, справедливости, долга − и искренние убеждения ничего не стоят, если их носители не видят живого человека.

Это были мысли по-прежнему крамольные для общества, привыкшего отвергать индивидуализм, а к гуманизму непременно присовокуплять слово «абстрактный». Вот почему изначальное, данное автором своему детищу название «Чучело» было заменено нейтральным: чтобы не слишком «раздразнить гусей». Они и так уже зашипели, когда Железников, вовсе не начинающий автор – в его багаже было немало опубликованных рассказов и сценариев к нескольким фильмам, – в конце 70-х сочинил вроде бы очередной из них, то самое «Чучело». Но сценарий был слишком необычным и, дойдя до Госкино, ужаснул заместителя его председателя настолько, что тот заверил всех и вся: «Эти фашиствующие дети никогда не будут на нашем экране». Казалось бы, Владимир Карпович мог угомониться и подумать лучше о своей дальнейшей карьере, которой он едва не нанёс урон, но бывший курсант артиллерийского училища, которое он окончил ещё до Литинститута, что называется, развернул орудия. И переделал свой сценарий в повесть. Никто её брать не захотел, а в «Пионере», где Железников был членом редколлегии, положили в стол, но «тамиздат», а именно «Континент», с радостью предложил напечатать. Железников, по его собственному признанию, советской власти не любивший, упёрся и «Чучело», «сам не знаю почему», за кордон не отдал. А там грянула школьная реформа, пошли разговоры о том, как и чему учить детей, и «пионеровцы» быстренько явили повесть миру.

В редакцию повалили письма от читателей. Спустя несколько месяцев после первой публикации сочинение Железникова вышло в виде книги и с первоначальным заголовком. А совсем скоро началась новая жизнь «Чучела», потому что Ролан Быков приступил к съёмкам одноимённого фильма. В дом Быковых-Санаевых повесть попала от их соседа – режиссёра Саввы Кулиша, которому писатель приходился родственником. «Первым за неё схватился Паша, − вспоминает Елена Санаева. – Заперся в туалете, слышу, всхлипывает там. Выходит и протягивает мне книжку: «Прочти». Прочитала. Обрыдалась. Ролан в то время как раз думал над тем, где ему взять новый материал, и я сказала: «Рол, по-моему, это то, что ты ищешь». Просыпаюсь на следующий день рано-рано, а в комнате свет горит – Ролан читал всю ночь. Он захлопнул книгу и как запустит её под потолок! Я: «Что, будешь снимать?» − «А куда денешься?»

Обычно никуда не деться от того, что оказывается очень уж близким. Быков, уже подхваченный внутренней волной, позвонил Железникову и решительным тоном сказал, что хочет приехать. Войдя к нему и даже не сняв пальто, объявил, что намерен делать фильм «Чучело». Сценарий читать отказался – чтобы не портить первого впечатления. Ничто не должно было снизить высоту той волны. Он, видимо, был настроен осуществить замысел во что бы то ни стало. Чтобы высказаться сразу за всех тех, кому было что поведать по поводу своего и чужого изгойства. Ведь и Железников положил в основу повести историю, случившуюся с его племянницей. Школьники прогуляли урок, а Лена, привыкшая говорить только правду, честно призналась учительнице, что одноклассники сбежали в кино. Те начали девочку травить, директор даже предложил её маме перевести дочь в другой класс, но Лена удивилась, почему она должна куда-то уходить, если права, и отказалась. Проявила стойкость оловянного солдатика, и это качество перешло в повесть. Елена Санаева вспоминает, что и Быков всегда был вынужден чему-то противостоять: «Обстоятельства жизни пытались сделать из него «чучело», но он сопротивлялся». Впрочем, если честно покопаться в нашем прошлом, очень и очень многие успели побывать в этой роли.

Здесь справедливо заметят, что жестокость – явление повсеместное, общечеловеческое и немало книг в мировой литературе и фильмов в мировом кинематографе посвящено насилию и его преодолению. Всё так: бьют везде, хотя с разной частотой и силой. Но самое тяжёлое − когда бьют и плакать не дают, когда о страдании нельзя поведать во всеуслышание. Хотя страдают и праведник, и плохиш, тем более что в простом смертном много всего намешано и может вылезать то одно, то другое. Вот Железников и Быков взяли и рассказали про невидимые миру слёзы, слёзы сильных и слёзы слабых.

Оставалось найти тех, кто всю эту сложность покажет в кино. Кристину Орбакайте сначала не утвердили, потом вроде бы заинтересовались ею, затем, во время встречи с Быковым, девочка, увидев его усталый взгляд и приняв его за выражение равнодушия к ней, отказалась сниматься. Интересно, что мама, то есть, естественно, Алла Борисовна, книжку сразу оценила и вздохнула: «Почему мне не одиннадцать лет?..» Роль, на которую после ещё одних проб Кристину взяли, была не хуже Гамлета, но и девочка оказалась – ого-го.

«Помню, снимали сцену, − рассказывал Владимир Железников. – Герой фильма, мальчик Дима, пришёл в полуразрушенную церковь, где гужевалась вся «ватага», чтобы признаться одноклассникам в обмане. А главная героиня Ленка – Кристина – стояла снаружи у окошка и слышала, как он признаётся, потом пугается и вновь предаёт её. Ролан говорит Кристине: «Ты обернёшься к камере, улыбнёшься – ты же рада, что Дима оказался храбрецом. Потом поймёшь, что он струсил, улыбка сползёт с твоего лица, и ты заплачешь. Снимаем одним планом». Кристина стояла, отвернувшись от нас. Худенькая спина, лопатки торчат… Камера работала, а Кристина не оборачивалась. Смотрю на Ролана – он молчит, не хочет ей подсказывать. Но вот она медленно поворачивается, на губах мелькает едва заметная, смущённая улыбка, затем улыбка исчезает… Наступает пауза: Кристина должна заплакать. И вдруг в самом уголке глаза у неё появляется слеза и катится по щеке. Ролан подлетает ко мне и кричит: «Одним планом! Ты видел её слезу? Я думал, только я так могу, а оказывается, она тоже может!»

Позже Орбакайте говорила, что за полгода съёмок сильно повзрослела. Когда всё закончилось, Быков, знавший − не закончилось ничего, сказал ей, что пройдёт десять лет и он станет для неё лучшим детским воспоминанием. На что Кристина крикнула: «Нет!» И это было, наверное, самым сильным подтверждением быковских слов, потому что, как известно, силе действия равна только сила противодействия.

Тот же закон противостояния сработал и в отношениях Быкова с чиновниками от кино: странно, если бы они не возмутились, не намекнули бы Железникову, что у режиссёра будут большие неприятности. И они были – в виде двухсот пятидесяти к фильму поправок… ни одной из которых Быков не принял. Более того, ночами, за свой счёт, напечатал копию с собственной, авторской версии и, когда услышал, что, если не учтёт замечания, картину могут закрыть, ответил, что это невозможно − копия-то уже есть… Быков, работавший по шестнадцать часов в сутки – и как работавший! – ещё и отстаивавший свой фильм, за время съёмок два раза попал в больницу с сердечным приступом. Интересно, что учителя, которым, дабы услышать их мнение, устроили просмотр картины, высказались за то, чтобы её увидели все. В 84-м, после всех перипетий, «Чучело» вышло на экраны.

Елена Санаева с сыном Павлом

Детское по своему назначению кино, оно стало неким символом наступавшего нового времени. Но на что в нём откликнулись зрители? Об этом рассказывает Павел Санаев (в фильме он сыграл роль Васильева), позднее написавший книгу, стоящую в том же ряду, что и «Чучело».

Железников сказал в одном интервью, что сюжет его будущей повести давал возможность показать «внутренний мир человека, сопротивляющегося чему-то», а состояние сопротивления ему самому, «скрытно ненавидевшему советскую власть», было знакомо. А ваша мама, Елена Санаева, заметила: «Меня несколько удивило, что при обсуждении фильма всегда в основном затрагивались общественная, социальная, нравственная, наконец, его сторона. …Отчего никто не заметил, а в этом, на мой взгляд, главный нерв картины, что это в первую очередь история большой любви?»

«Чучело» – это прежде всего библейская по духу история. Приходит пророк (Лена Бессольцева) с пророчеством любви, он гоним и предан, идёт на распятие, в данном случае – на инсценированное сожжение. Потом воскресает и появляется на символическом ужине – на дне рождения. Уходя, оставляет последователей своего учения и икону – собственный портрет. Ролан Антонович относился к истории Лены как к библейской, так и снимал её.

Но зритель не мог о подобных аллюзиях догадаться.

Зрителю ничего не надо понимать впрямую. В то время, когда вышла картина, у нас мало кто читал Библию, большинство о ней представления не имели. Но сюжет Нового Завета настолько мощный, что любую историю, которая на него опирается, человек воспринимает глубоко, даже не зная о первоисточнике. Так что в «Чучеле» прежде всего сильная сюжетная основа. История человека, гонимого за правду, всегда впечатляет. Плюс картина талантливо сделана. И, наконец, она точно попала в нерв времени, появилась ведь целая плеяда таких фильмов − «Пацаны», «Курьер», «Меня зовут Арлекино», − в которых вместо идеологически правильной начинки были живые человеческие проблемы и страсти.

И всё-таки тема подавления личности вышла на первый план: и в силу того, что она вне времени, и потому, что наболело у нас, никуда не денешься. И вот что интересно: ваша написанная спустя годы повесть «Похороните меня за плинтусом» − о том же, хотя в ней совсем иной сюжет. Она тоже стала знаковой. Как вы сами сказали, семьдесят процентов прочитавших её утверждали потом, что написанное – про них. Но почему таких книг − причём обе имеют отношение к вашей семье, одна в виде фильма − у нас за последние тридцать лет всего две?

Почему две? Есть ещё «Белое на чёрном» Рубена Давида Гонсалеса Гальего. Больше таких книг и быть не может. В аннотации к первому изданию моей повести было написано, что такие книги рождаются, и это очень точно. Подобные истории нельзя придумать и написать, они именно что сами рождаются в нужное время, у них особенная судьба. Кстати сказать, «Похороните меня за плинтусом» была написана в 1995 году, а фактически стала известной в 2007-м – одиннадцать лет пребывала почти в полной безвестности. Может быть, и сейчас что-то подобное лежит у кого-то в столе, никто не издаёт, а через десять лет книга выстрелит.

Кадр из фильма «Чучело». 1984 год

Пусть издаст за свои деньги, пусть выложит в Интернет – возможностей масса. И писатели публикуются, всё нормально. Зачем обязательно ждать, когда звёзды сойдутся и родится шедевр? Может, вести силами литературы постоянный разговор о том, что помимо человеческого, увы, звериное по-прежнему внутри нас?

Мне кажется, вы вообще слишком многого хотите от искусства. Сегодня оно почти целиком превратилось в индустрию развлечений.

Вам не обидно?

Не вижу, что здесь может быть обидного. Есть книги и фильмы о приключениях тела, как, например, «Айболит-66», снятый Роланом Антоновичем, − хорошо сделанный, с замечательными режиссёрскими находками и при этом развлекательный. Подобное кино может вызывать добрые чувства, делать людей чище, но это индустрия развлечений в чистом виде. А к высокому искусству относятся произведения о приключениях духа – «Чучело», «Остров» и тому подобные. Их мало. Ни зритель, ни читатель физиологически не способны всё время испытывать сильное воздействие на душу. Представьте, что вы будете смотреть только такие фильмы, как «Кто-то пролетел над гнездом кукушки», и читать лишь книги, подобные «Чучелу» или «Плинтусу». Я думаю, вы с ума сойдёте. И с ума сойдёт автор, который попытается создавать исключительно вещи такого плана.

А в советские годы нас старались «наполнить» хорошей литературой, музыкой, живописью, разве не помните?

Это называется рвение не по уму. В Советском Союзе придавали преувеличенное значение искусству. Потому что насаждалась идея формирования «человека будущего», высокодуховного, нестяжателя, которому чужды «буржуазные пережитки». У меня есть несколько книг 80-х годов, критикующих «буржуазную культуру». Сегодня их невозможно читать без смеха. Парадокс в том, что критикуемая «буржуазная культура» показывала человеческую природу как она есть и учила людей быть лучше в реально существующих обстоятельствах. Чтобы не ходить далеко за примером, назову фильмы «Серпико» и «Правосудие для всех». В обоих фильмах герой Аль Пачино противостоит коррупции и окружающему негодяйству, где-то проигрывает, где-то побеждает, и движется к тому, чтобы грязи вокруг стало меньше, а мир стал лучше. Ни один учебник по драматургии «буржуазной культуры» не учит тому, как «растлевать общество». Все учат, что герой должен вырасти над собой в направлении, которое принято называть «высшими ценностями». А в Советском Союзе делали вид, что если есть в человеке что-то низменное, то это «от прежнего мира». В итоге, когда идеологический пресс разрушился, человеческая природа взяла своё и сделала это в отвратительной форме. Причём некрасивые поступки совершают в том числе и те люди, которые в школьные годы читали книжки про «маленького человека», про то, что не надо никого обижать. Я вообще не стал бы преувеличивать степень влияния художника на формирование человеческого сознания. Вообразите, что я пришёл бы в году этак 82-м в какое-нибудь издательство с рукописью «Похороните меня за плинтусом». Её не только не стали бы печатать, но сказали бы, что больше не подпустят меня к литературе никогда и ни за что. А если бы книгу вдруг выпустили, огромное количество людей кричало бы, что это «пасквиль на наш советский строй». И никого бы она тогда не заставила задуматься. А сейчас на встрече с читателями одна женщина подарила мне пластмассовую корону и сказала: «Это для вашей дочки. Я благодарна вам за книжку, потому что после неё стала совсем другой бабушкой». Очень много факторов должно сойтись, чтобы книга и читатель встретились.

Но кто-то же должен эту книгу написать! Написать, потому что иначе нельзя. Да хоть для того, чтобы самому осмыслить свою жизнь. Это же мощная психотерапия. Почему люди ею не пользуются?

Для психотерапии есть личный дневник. Написание книги требует не тараканов в голове, от которых надо избавиться, а знания драматургии и отточенного литературного стиля. Я писал «Плинтус» не ради того, чтобы изжить свои внутренние проблемы. До этого я пробовал себя в литературе уже несколько лет, учился на факультете кинодраматургии и понимал, что у меня есть уникальный материал – история моей жизни у бабушки. Более того, я специально долго держал своё прошлое в себе, чтобы ничего не забыть до того, как начну превращать его в слова на бумаге. Если бы не будущая книга, я бы те свои детские впечатления просто стёр из памяти. И это было бы не сложно, в жизни я почти не оглядываюсь на прошлое. Ошибочно считать, что если бы я воспоминания о детстве не сублимировал в повесть, то они меня мучили бы по сию пору.

Значит, вы не ощущали себя «терпилой» в той ситуации?

В детстве я лазал по стройкам, взрывал бомбы с магнием, а позднее слушал heavy metal.

Но на вас, наверное, благотворно воздействовало ещё и то, что вы стали жить с мамой, а там был и такой замечательный человек, как Ролан Антонович. Как вы вообще думаете, бежать из ломающей тебя обстановки, любой, – тоже выход?

Если вы положите на едва пробившийся росток кусок камня, то росток сломается. А если вы позволите ростку вырасти и укрепиться, он эту тяжесть выдержит. Единственный способ избавиться от тирании – стать сильнее, чего вы вряд ли достигнете, находясь под прессом. Поэтому не оставайтесь с теми, кто вас третирует, уходите в свою жизнь, растите над собой, а потом, если будет желание, попытаетесь выстроить отношения с бывшим тираном на новом уровне.

А любовь? Ведь и тех, кто портит вам жизнь, можно любить…

Там где есть тирания, нет никакой любви. Знаете, у меня сейчас изменилось отношение к моей первой книжке. Она написана в очень русских традициях, более всего в традиции Достоевского. Мол, мы такие ужасные, но это у нас любовь такая, которая наказания хуже. Чушь это всё! Когда тебе выкручивают мозг и душу, это не имеет с любовью ничего общего. Любовью можно назвать только такое отношение, когда человек абсолютно бескорыстно делает тебя сильнее и лучше. А остальное – это не любовь. Зависимость, психопатия, что угодно, но не любовь.

Обычно тот, кто долго находился под прессом, инфантилен. Вы и сами говорили, что из-за этого поздно начали. И как изживать инфантильность, инертность, страх?

Здесь всё просто: надо повышать сложность жизненных задач. Если снимешь кинофильм с бюджетом в семь миллионов долларов, от твоей инфантильности следа не останется.

Вы сегодня чувствуете себя свободным?

Свободу каждый понимает по-своему. Для меня это возможность делать то, что мне нравится. Больше всего мне нравится снимать кино, поэтому в то время, когда я этим занимаюсь, я чувствую себя абсолютно свободным. Но было время, когда снимать я ещё не умел, и тогда приходилось этому учиться, зарабатывая на жизнь другим делом. Девять лет я переводил американские фильмы, которые потом на кассетах продавали в киосках. Среди них присутствовали настоящие шедевры, но девять десятых картин, к которым я сделал перевод (а всего я «наклепал» около тысячи), были полным отстоем, а само занятие – унылой подёнщиной. Но я понимал, что эта работа даёт мне возможность выкраивать свободное время для того, чтобы учиться режиссуре – снимать первые короткометражки. Свобода – большое благо, которое надо заработать. И сейчас это чувство мне приходится зарабатывать опять. Я вам честно признаюсь: писать книгу для меня тяжёлое психологическое испытание. Я себя прекрасно чувствую на съёмочной площадке, даже когда смены длятся по шестнадцать часов, но каждый день сидеть по шесть − восемь часов за столом для меня мучение. Мне это просто не по темпераменту. Но вот ещё год-полтора буду этим заниматься, так что какая тут свобода…

Зачем же вы себя принуждаете?

Потому что таково мне веление свыше – написать книжку. Я это веление исполняю.

После выхода «Похороните меня за плинтусом» и фильма «по ней» его мама, Елена Санаева, начала много рассказывать о своей семье. И вот что удивительно: там, где другой стал бы обвинять мать, она не только оправдывает её, саму страдавшую, но сокрушается по поводу своих реакций, своей бесчувственности. И понимаешь: Санаева проделала огромную душевную работу, просто пуды этой муки (ударение ставьте, где хотите) перемолола внутри себя. И теперь она — не страдательное лицо, не жертва: она свободный человек. Такой же, как Лена Бессольцева. Потому что видит в том, что было в её жизни, прежде всего… любовь, странную, порой изматывающую, но любовь, и сама ею живет.

Человек, способный любить, то есть перекидывать какие-то мостики к другим людям, к их душам, уже выдавил из себя раба. Любовь – живая, теплая, действенная, то ничего не понимающая, то принимающая всех – единственное спасение от рабства.

фото:личный архив П. Санаева; LEGION-MEDIA; киноконцерн «Мосфильм»/FOTODOM

Рецензия на повесть Владимира Карповича Железнякова — «Чучело», написанная в рамках конкурса «Моя любимая книга». Автор рецензии: Анастасия Халявина. Первая работа Анастасии: Дэниел Киз — «Цветы для Элджернона».

Повесть «Чучело» — это жемчужина творчества Владимира Карповича Железнякова и мое любимое произведение отечественной литературы. Все, наверняка, знают историю Лены Бессольцевой – хрупкой, но очень сильной духом девочки, терпевшей из-за своего милосердия, искренности, открытости, доброты и преданности издевательства со стороны своих одноклассников. Я же ее знаю досконально. Перечитав ее несколько раз и сделав примерно такое же количество просмотров фильма по повести, я не перестаю восхищаться и удивляться Лене, которая каждый раз открывает передо мной новые истины. И порой, вновь пройдя с девочкой ее нелегкий путь, удивляюсь, почему я раньше не замечала этих мудростей и проблем? Сейчас я не могу дать ответ на этот вопрос. Но быть может смогу в конце моей рецензии?

Над этой книгой можно размышлять бесконечно, можно вывести бесконечное множество выводов, по ней можно научиться «жить». Я удивилась тому, как автор точно передал огромную мировую проблему – жестокость среди подростков, описал оную во всех ее проявлениях. «Самые жестокие существа на свете — дети. Их готовность убить и надругаться не знает себе равных» © Сальвадор Дали. Кажется, что Владимир Карпович, писал свою книгу, как расшифровку слов этого мыслителя. «Надругаться – подвергнуть кого-что-нибудь оскорбительному издевательству» — гласит толковый словарь Ушакова. А надо заметить, что издевательств Лена вынесла не мало. Под словом «убить» Железняков подразумевает убийство не физическое, а моральное. Ребята из класса пытались убить в Елене веру в саму себя, веру в надежду. Но она не сдалась, и однажды из ее уст мир услышал фразу, которая стала афоризматичной: «Верить надо до конца!».

Вы когда-нибудь задумывались, как радикально может измениться человек под влиянием окружающих? Что стереотипы могут сделать с людьми? Я думаю, что настолько же не глубоко, насколько и я, до прочтения этой замечательной книги. Меня поразили кардинальные перемены, произошедшие в Димке Сомове, и их весьма небольшие временные рамки. Вначале Димка представлен сильным, храбрым, смелым. После — в середине – он начинает быть трусливым, слабым духом, неспособным сказать правду, пойти против общества человеком. В конце произведения Ленин «друг» становится безнравственным жестоким предателем, способным вместе с «приятелями» обидеть свою защитницу. Да. Он стал предателем. Но не потому, что раскрыл тайну побега учительнице, а потому, что предал Лену Бессольцеву!

Книга полезна всем. И взрослым, и детям, а особенно подросткам. Она учит людей быть толерантными, честными, сильными духом, благородными, милосердными, а главное е ценить не физическое благо, а нравственное, моральное! «Зато у тебя глаза вдохновенные! И сердце чистое. Это посильнее, чем платье по фигуре».

«И порой, вновь пройдя с девочкой ее нелегкий путь, удивляюсь, почему я раньше не замечала этих мудростей и проблем?» — писала я вначале моего текста, и не могла ответить на мною же поставленный вопрос. Кажется, теперь у меня готов ответ. Просто это произведение, как слоеный пирог – если его «есть» сверху вниз, то при каждом прочтении открываются доселе неизвестные тебе слои, которые ты «поглощаешь» с тем же интересом, что и верхние слои. Поэтому, этот шедевр можно перечитывать тысячи раз, ведь одного слоя не хватит, чтобы понять все, что хотел передать читателям В. К. Железняков!

Эта книга произвела на меня невероятное впечатление, пронзила меня до самого сердца, осталась в самой глубине моей души.

Надеюсь, что вы, дорогие читатели Букли, прочитав впервые, или в очередной раз это произведение, поймете меня, ведь данная повесть не может не коснуться проблем ни одного человека!

Рецензия написана в рамках конкурса «Моя любимая книга”.

Автор рецензии: Анастасия Халявина.

Меню статьи:

  • Идея повести
  • Главные герои «Чучела»
  • Николай Николаевич Бессольцев
  • Лена Бессольцева
  • Маргарита Ивановна
  • Ученики 6-го «А» класса
  • Решающее событие

Трудно сказать, что почитатели этого сюжета знают больше: повесть Владимира Железникова или фильм Ролана Быкова, снятый по мотивам этого произведения. О главной идее произведения «Чучело», краткое содержание которого будет представлено ниже, читатель также прочтет в этой статье. История создана на основе реальных событий: однажды племянница писателя признала себя виновной в проступке, которого не совершала, и тогда одноклассники объединились против девочки. Повесть и фильм удивили читателей и кинозрителей, ведь советские дети там сыграли роль скорее антигероев.

Идея повести

Действующие лица повести Владимира Железникова – школьники, шестиклассники, демонстрирующие, что дети – часто жестоки, безжалостны и немилосердны. Читатель наблюдает, как разворачиваются события, и ученики показывают, что живут по законам животного мира, сбиваясь в стайки и давя слабого.

Для того, чтобы представить краткое содержание повести «Чучело», необходимо дать характеристику основных персонажей.

Главные герои «Чучела»

Отрицательных персонажей воплощает класс, который подчиняется инстинктам и относится к главной героине с подчеркнутым презрением с начала повествования. Представим небольшой городок, расположенный на берегу реки Ока. Сюда, к дедушке, приезжает шестиклассница Лена Бессольцева.

Николай Николаевич Бессольцев

Дедушка главной героини Лены. Николай уже много лет живет в одиночестве, расположившись в древнем фамильном поместье. Пожилой мужчина любил картины, коллекционированием которых занимался. Дом его напоминал скорее музей. Дедушка Лены настолько увлекся картинами, что забыл о своей одежде: ходил старичок в пальто с заплатками (отсюда и прозвище его – «заплаточник»). Николая Бессольцева, как и его внучку, недолюбливают и унижают: людям не нравится их закрытый, изолированный, необщительный образ жизни.

На коллекционирование картин уходили все средства Бессольцева. Николай продолжил семейную традицию: жил он одиноко, а в эти края переехал, овдовев. В одиночестве дедушка Лены часто предавался ностальгии: художником был прадед Бессольцева – крепостной. Поэтому Николай пытался отыскать все картины своего дальнего родственника и выкупить.

Николай Николаевич любил внучку, но живя в своем маленьком мире, пожилой мужчина не замечает происходящего с Леной кошмара. Бессольцев обладает слишком мягким характером и не в состоянии оказать помощь внучке. После травли, которую устроили внучке одноклассники, старик решает: единственно верное решение – уехать из Тарусы. Перед отъездом Николай Николаевич делает школе подарок: картина с изображением прабабушки Бессольцева, на которую девочка очень похожа.

В фильме сакраментальной оказывается финальная сцена: девочка уезжает с дедушкой, а под картиной – надпись с просьбой о прощении.

Лена Бессольцева

Внучка Николая Бессольцева, которая однажды приезжает к деду в Тарусу. Выглядела девочка нескладно: ноги – слишком длинные, сама – худая, костлявая.

На лице девочки – постоянная улыбка. Характер у школьницы – сильный, однако при этом Лена описана искренней, улыбчивой и прямой девочкой, хотя и принципиальной. Эти черты не подчинялись общей парадигме ее окружения.

Класс не принял Лену. В один день та пришла домой, заплаканная и захотела уехать.

Дедушка, Николай Николаевич, старался уговорить девочку остаться, но Лена оставалась непреклонной. Тогда дедушка покупает билет, но у парохода Лену замечает группа школьников. Лена рассказывает дедушке о произошедшем – после того, как на глазах Николая Николаевича внучку обзывают «Чучелом» и издеваются над бедной девочкой. Но об истории, приключившейся с Леной, мы расскажем позже, когда приступим к описанию краткого содержания «Чучела».

Лене свойственна доброта, искренность, правдивость. Девочка не любит лгать и считает высшей ценностью справедливость.

Маргарита Ивановна

В кратком содержании повести «Чучела» выделяются как однозначно положительные персонажи, так и отрицательные. Однако некоторые герои иногда меняют свою «локацию».

Маргарита Ивановна руководит классом. Если бы травля классом Лены случилась в другой период жизни учительницы, то та, пожалуй, обратила бы внимание на эти проблемы. Но все происходит как раз перед свадьбой Маргариты.

6 «А» не уважает классную руководительницу, ни во что не ставит юную учительницу. Класс планирует поехать в Москву и копит на эту затею деньги. Но однажды школьники решают сбежать с последнего урока, чтобы пойти в кино. Этот проступок приводит к тому, что шестиклассникам запрещают ехать в Москву.

В конце повести, перед тем как Лена уехала из города, Маргарита Ивановна пришла в класс и лишь тогда увидела, что происходит. Учительница раскаялась, но было поздно. Ошибка классной руководительницы заключалась в том, что та вовсе не руководила классом, а занималась личной жизнью и свадьбой.

Ученики 6-го «А» класса

Среди группки одноклассников Лены выделяются разные личности: кто-то руководит своими коллегами, кто-то, напротив, терпит унижения, как и Лена.

Например, Рыжий подвергается насмешкам за цвет волос. Но против класса мальчик идти боится, а потому присоединяется к издевательствам над другими детьми.

  • Миронова (по прозвищу Железная Кнопка) – неформально лидирует в классе. Девочка не признает другого мнения, кроме собственного. Проблемы начинаются в семье: мама Мироновой не пытается разрешить конфликт, а маскирует сложности. Такая позиция матери не идет на пользу девочке. В конце повести Миронова проникается симпатией к Лене, радуясь, что правда выплыла наружу. Железная Кнопка – помешана на справедливости, однако не понимает, что справедливость порой выглядит не так, как ожидается.
  • Мальчик по имени Валя – тоже коллега Лены – считает материальные ценности, деньги главным в жизни. Мальчик груб и плохо воспитан. Неотесанный Валька отлавливает дворовых собак, чтобы сдавать тех на живодерню. У Вали есть старший брат, угроз которого побоялся Дима, а потому не рассказал ничего классу. Брат Вали недавно вернулся из армии и тоже промышлял отловом собак для убиения.
  • Что касается Димы Сомова, с одной стороны, мальчик старается отстоять интересы Лены. С другой стороны, шестиклассник всего боится, и отказывается от решения защищать Лену, потому что осознает: класс сделает и его «козлом отпущения». Семья Димы – хорошо обеспечена и благополучна, но мальчик мягок и не способен твердо стоять на своих позициях. Дима считался самым умным и смелым. Мальчик очень нравился Лене, впрочем, и он испытывал к однокласснице симпатию. Ленка находила нечто общее между Сомовым и скульптурой, которая называлась «Спящий мальчик». Юноша неоднократно заступается за Лену (например, на фабрике игрушек, где одноклассники пугали девочку масками животных). Но в решающий момент, когда девочка взяла на себя вину Сомова, школьник струсил, и не признался в проступке.
  • Лохматый – из семьи лесничего – считает, что главный аргумент – это сила.
  • Васильев – добрый мальчик. Школьник не хочет издеваться над Леной: Васильев – единственный, кто не бил девочку. Но он тоже поддается настроениям группы, боясь противоречить лидерам и идти против компании.
  • Другая одноклассница Лены – Шмакова – представлена как самая красивая шестиклассница. Одетая в хорошие наряды, Шмакова, хоть и красива, но глупа и пуста. Девочка собирает для себя «свиту», очаровывая ребят-одноклассников. Шмакова хочет заполучить для «свиты» и Диму. Но Дима не попадает в ряды поклонников и «слуг» красавицы.

Решающее событие

В классе была копилка, в которой дети копили деньги на желанную поездку в Москву. Приближалось время путешествия – осенние каникулы. Школьники пришли на последнее в четверти занятие. Должны были проводить урок физики. Однако на доске шестиклассники увидели объявление от Маргариты Ивановны: вместо физики будет русская литература.

Дима звал ребят для «шефства» в детском садике после уроков, но одноклассники мальчишки не хотели этим заниматься. Сомов собирался объявить о том, что Валя сдает собак на убиение. Но когда в класс пришел брат Вальки, Дима снова побоялся его и промолчал про промысел братьев. Позже брат Вали стирает запись с доски, и Дима снова умалчивает об этом. Для класса это была возможность сказать, что объявление учительницы никто не видел. Поэтому дети пошли в кино.

На половине пути Дима вспомнил, что копилка с деньгами все еще в классе: мальчик возвращается, чтобы забрать копилку. Ленка тоже вернулась: она упала и повредила колено, поэтому девочка пошла к медсестре.

В классе Диму ждала учительница. Когда Маргарита Ивановна обвинила мальчика в трусости, тот не удержался и рассказал все, как было: выдал класс. Признание мальчика слышала Лена, а также Шмакова с ее «слугой», прятавшиеся под партой. Все дети молчали о происшедшем.

На следующий день классная руководительница объявила, что за срыв урока поездка в Москву отменяется. Деньги из копилки были поделены детьми между собой. Школьники старались выяснить, кто «предал» группку. И Лена взяла «вину» Димы на себя. Началась травля девочки. Одноклассники не только издевались над школьницей, оскорбляли Лену, но также несколько раз избили Лену и сожгли платье девочки. В конце концов, дети даже соорудили чучело, надели на него Ленино платье и собирались его сжечь. Лена не выдержала: однажды Николай Николаевич показал внучке картину, где была изображена младшая сестра художника-крепостного Бессольцева, Маша. Лена заметила свою схожесть с коротко остриженной родственницей. Тогда она надела обгоревшее платье, остриглась – как девушка на картине – и пошла к одноклассникам. Девочка все рассказала, а после они с дедушкой уехали из города навсегда.

4.7 / 5 ( 6 голосов ) Виктория Давыдова

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *