Фильм про дивеево

Дивеевский монастырь все-таки подтвердил смерть монахинь от коронавируса. Однако точное число скончавшихся от COVID насельниц по-прежнему не хотят раскрывать ни светские, ни церковные власти.

Напомним, что на прошлой неделе «Открытый Нижний» обращался в пресс-службу Нижегородской епархии за комментарием о состоянии монахинь, которые заразились COVID из-за массового наплыва паломников во время вербного воскресенья. Представители митрополии отказались подтверждать или хотя бы опровергать информацию.

Однако позднее Дивеевский монастырь со своего официального аккуанта в соцсетях подтвердил: смерти все-таки были. Публикуем скрин из соцсетей.

Тем временем, пока епархия всячески открещивалась от информации о летальных случаях в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре, неофициальные источники открыто говорили о смертях. Так в проекте «Соборность» в Facebook, где фиксируются все почившие от короновирусной инфекции клирики, церковнослужители и монахи, сообщались даже имена и возраст монахинь. Создатель неофициального списка журналист и общественный деятель Сергей Чапнин сообщил «Открытому Нижнему», что в проект «Соборность» вписаны уже пять монахинь Дивеева. Однако есть большая вероятность, что это далеко не все жертвы коронавируса:

— У проекта «Соборность» есть неформальная корреспондентская сеть и она довольно большая, поэтому мы можем получить информацию, которую по каким-либо причинам Церковь предпочитает скрывать. О смерти пяти дивеевских монахинь нам известно точно. К сожалению, не удается уточнить, были ли еще какие-то смертные случаи после начала мая, — прокомментировал Сергей Чапнин.

Одновременно с этим минздрав наконец решил дать информацию об остальных монахинях, продолжавших лечение в Борской ЦРБ. Напомним, что 22 мая минздрав сообщал о выписке 40 монахинь. Еще 26, со слов ведомства, продолжали лечение и 6 были переведены в другие учреждения. 29 мая минздрав отказался сообщать состояние монахинь, отправив журналистов «Открытого Нижнего» с этим вопросом напрямую к Епархии. Там порталу сообщили, что все идут на поправку, но отказались при этом опровергать летальные случаи и сообщать точное число выздоровевших.

При этом экс-министр здравоохранения и главврач Борской ЦРБ Александр Смирнов на своей страничке в инстаграм 1 июня сообщил о выписке насельниц дивеевской обители:

— В субботу выписаны по выздоровлению последние трое монахинь из Дивеева, — без каких-либо уточнений резюмировал Смирнов.

При этом Смирнов не уточняет точное количество всех выздоровевших монахинь и сообщает только о последних трех. Значит ли это, что все 72 монахини выздоровели, опять неизвестно.

«Открытый Нижний» отправил очередной запрос в минздрав с просьбой уточнить информацию о всех 72 монахинях, поступивших в Борскую ЦРБ.

Также отметим, что всего с начала пандемии, как сообщили порталу в региональном минздраве, в Борской ЦРБ от коронавируса скончалось 6 пациентов. При этом в регионе подтверждено уже 104 летальных случая.

«Открытый Нижний» отправил запрос в следственный комитет Нижегородской области с просьбой сообщить, была ли организована проверка по факту массового заражения COVID в селе Дивеево.

Ранее мы писали, что с 1 июня нижегородские храмы возобновляют богослужения. Однако карантин в Дивееве продлен.

Серафимо-Дивеевский Троицкий женский монастырь связан с жизнью и трудами преподобного Серафима Саровского самым непосредственным образом. Можно сказать, что он стал духовным детищем святого.
Свою историю знаменитая обитель начала в 1767 году, когда вдова полковника Мельгунова Агафия Семеновна (в монашестве – Александра, насельница Киево-Флоровского монастыря) организовала при Казанской церкви села Дивеева женскую общину. С этого момента монахиня Александра управляла ею под руководством старца Саровской обители Пахомия. Вначале Казанская община была достаточно скромной – помимо самой монахини Александры всего пять насельниц. В основу жизни общины был положен устав Саровской обители, которая располагалась неподалеку, в 12 верстах.

Агафья Семеновна Мельгунова, Портрет конца XVIII века

Незадолго до своей смерти старец Пахомий завещал духовное окормление обители преподобному Серафиму. Приняв общину в 1789 году, тот полностью посвятил себя ее благоустройству, благоукрашению и духовному окормлению насельниц. Благодаря трудам святого старца из бедной и маленькой общины вырос известный на весь мир монастырь – одна из жемчужин русской земли.

Стоит заметить, что святой Серафим дал обет не посещать монастырь лично, так что со своими вопросами и проблемами сестры ходили к нему сами. Вероятно, это было связано с тем, что и само повеление основать новую общину в Дивеево (Мельничную) и все правила жизни, управления и обустройства монастыря преподобный Серафим получил от Самой Пресвятой Богородицы. Он все делал по Ее непосредственному наставлению. Все возможные средства, которые получал Серафим Саровский от тех, кому он помогал, он направлял на развитие и строительство монастыря. Это было связано, в частности, с тем, что изначально Дивеевская обитель была достаточно бедна, средств на ее расширение или благоукрашение попросту не было.

В середине XIX века одним из попечителей монастыря был Николай Александрович Мотовилов, известный биограф и собеседник преподобного Серафима. Таким образом, по благословению старца все те, кто мог оказать какую-либо помощь обители, имели возможность внести посильную лепту в дело ее укрепления. В то же время, оказывая такую помощь, люди делали определенный вклад и в дело спасения своей собственной души.

В 1828–1829 годах при общине была построена церковь Рождества Христова. Это стало первым крупным строительством в годы окормления общины преподобным Серафимом.

В 1842 году Казанская община была объединена с соседней – Мельничной – в одну единую Серафимо-Дивеевскую. Мельничная община была создана чуть раньше по благословению преподобного Серафима Саровского. Преподобный считал неуместным совместное проживание вдов и девиц и поэтому и организовал девичью общину при ветряной мельнице. Таким образом, до этого объединения в Дивеево было две общины: Казанская – для вдовствующих монахинь и Мельничная – для девиц.

Через 19 лет, в 1861 году, произошло значимое событие – объединенная община была преобразована в Серафимо-Дивеевский Троицкий женский монастырь. Так повелось, что Верховной Игуменьей (то есть Настоятельницей) монастыря почиталась Сама Пречистая Богородица, поэтому все настоятельницы считали себя только ее наместницами. Первой наместницей монастыря стала игуменья Мария (в миру Елисавета Алексеевна Ушакова).

Дальнейшая история монастыря связана в первую очередь со строительством в нем все новых и новых храмов. Всего в обители было возведено пять храмов: церковь во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали», Тихвинская церковь, церковь во имя Преображения Господня при кладбище, а также домовый храм в честь иконы Богородицы «Всех скорбящих радость», которая находилась при богадельне. Особенно стоит отметить Троицкий собор, построенный по проекту архитектора А. И. Резанова (архитектор храма Христа Спасителя), в котором были приделы во имя иконы Божией Матери «Умиление» и в честь преподобного Серафима Саровского. Собор был заложен в 1848 году и строился 27 лет. Освящен он был в 1875 году. Строился при монастыре и еще один собор, расписанный самими насельницами монастыря под руководством художника Парилова. К сожалению, его участь была печальной. В феврале 1917 года планировалось его освящение, но наступившая революционная смута все прервала.

В Троицком соборе хранилась одна из святынь монастыря – икона Божией Матери «Умиление», которую обители передал сам преподобный Серафим. Эта икона известна тем, что преподобный постоянно молился перед ней и даже отошел ко Господу, творя перед ней ночную молитву. В годы советской власти икона сохранялась монахинями и была передана обители вновь после восстановления монастыря.

Серафимо-Дивеевский монастырь. Троицкий собор, Фото www.flickr.com, Alexxx Malev

Помимо образа Богородицы до революции в обители находился камень-валун, на котором совершал свой подвиг столпничества преподобный Серафим. К 1917 году обитель достигла своего наивысшего расцвета. Достаточно сказать, что число монахинь составляло около 300 человек, а также в ней проживало примерно 1500 послушниц. В 1919 году обитель была переименована в трудовую артель, но все-таки продолжила свою деятельность. Однако избежать закрытия монастырю не удалось.

В 1927 году Серафимо-Дивеевский женский монастырь был закрыт. Множество святынь было уничтожено, разграблено или вывезено. В частности, уже упоминавшийся камень-валун был разбит.
Возрождение монастыря началось только в 90-е годы ХХ века. В 1990 году были сделаны первые шаги в деле восстановления обители, а спустя год, в июле 1991 года, сюда перенесли мощи ее духовного покровителя – преподобного Серафима Саровского.

Стоит отметить, что и в годы, когда монастырь окормлял преподобный Серафим, и в годы после его кончины, и уже после восстановления обители в наши дни сюда в больших количествах постоянно приезжали и приезжают паломники, как из России, так и из других стран. В первую очередь, конечно же, для поклонения мощам преподобного Серафима Саровского, с молитвой к нему и за его духовной помощь.

На анонсе Дивеево. Серафимо-Дивеевский монастырь. Колокольня и Казанская церковь. Фото www.flickr.com, Alexxx Malev

Дивеево является небольшим селом, административным центром Дивеевского района и сельсовета Нижегородской области и занимает место на одном из берегов речки Вичкинза. Расстояние до Нижнего Новгорода около 180 км и не около 15 км до Сарова. Население села примерно 6 500 человек. Что касается климатических условий, то зимы тут не суровые, а летом нет сильной изнывающей жары.

Наиболее развитыми отраслями экономики в Дивеево являются:

  • строительная: развито строительство домов, магазинов гостиниц и гостиничных комплексов, храмов и монастырей, а также их реставрация;
  • туристическая: много людей в разное время года приезжают сюда чтобы полюбоваться природой и местными достопримечательностями;
  • сельское хозяйство и птицеводство: тут разводят домашнюю птицу, крупный рогатый скот, кроликов. На местном рынке продают молочные продукты, яйца, мясо.

На территории Дивеевских земель существуют Святые источники, которые наделены невероятными свойствами исцеления, их названы в честь: преподобного Серафима Саровского, матушки Александры, Казанской иконы Божией Матери, великомученика и целителя Пантелеймона.

Основной достопримечательностью административного цента является известная Серафимова (Святая) канавка, которую по преданию не может одолеть сам антихрист. Кроме этого на территории села есть множество церквей и соборов.

Все гости села Дивеево могут остановиться в комфортабельных гостиницах, которые помогут своим гостям окунутся в атмосферу уюта за вполне приемлемые цены. В селе их существует небольшое количество, но выбрать точно есть из чего. Поражает их разнообразие, которое позволит насладиться запахом деревины в одной из гостиниц или прекрасным видом из окна на близь стоящий монастырь в другой, и еще много подобных положительных нюансов.

В каждой посетителей ждет приветливый персонал, чистое постельное белье и полотенца, вкусный и сытный завтрак и пожелание возвращаться к ним снова.

Как и многие другие города, поселки и села, Дивеево, помимо источников, монастырей и храмов имеет на своей территории:

  • гостевые дома для туристов, где можно остановится на ночь или на несколько дней;
  • продуктовые и авто магазины, торговый центр, в которых можно без проблем найти все необходимое;
  • банкоматы, в основном Сбербанк Россия;
  • аптечные пункты;
  • агентство по продаже и съеме недвижимости и нотариальная контора;
  • пожарная станция, кассы железной дороги, автостанция;
  • больница, школа, кафе.

Для того, чтобы попасть в село Девеево достаточно всего лишь приобрести билет на поезд до города Арзамас, Мухтолово или Нижний Новгород. Затем пересесть на часто курсирующие автобусы из этих городов до Дивеево. Пассажирам можно быть полностью уверенным в том, что до пункта назначения они доберутся быстро, безопасно и с комфортом.

Кроме этого, до административного центра можно доехать на междугородних автобусах или собственном транспортном средстве.

Из Дивеево можно привезти в качестве сувениров и подарков освященные сухарики из ржаного хлеба или масло, и все это из монастыря Святого Серофима. Из источника-ключа можно набрать исцеляющую воду, только лучше всего перед этим обзавестись бутылками или канистрами. Из Святой Канавки можно набрать немного земли, ну и наконец – замечательные Дивеевские иконы станут, наверное, самым лучшим и ценным подарком.

Дивеево – очень интересный и красивый город, который может показать своим гостям очень много интересных мест и достопримечательностей, поведать длинную и захватывающую историю, доходящую до нас еще из очень давних времен.

Дивное Дивеево — удивительное место! Мне кажется, что кто был в четвертом Уделе Пресвятой Богородицы хоть один раз, обязательно будет желать вернуться в обитель. Необыкновенное красивое благодатное место, где отдыхает душа, и появляются силы жить дальше.

В Дивеево Павлово-Посадская районная организация ВОИ путешествует более 15 лет и, надеемся, что эти поездки будут продолжаться еще очень долго. В этом небольшом селе в 60 км от Арзамаса находится Свято-Троицкий Серафимо — Дивеевский женский монастырь.

В прежние времена паломничества по Святым местам совершались пешком. Путешественники брали с собой в дорогу только котомку с провизией и пару лаптей. Пешие походы были очень тяжелым и мучительным испытанием, но в награду за свои страдания и смиренность человек получал удивительное чувство духовного подъема, испытать которое «в миру» практически невозможно. В наши дни паломнические поездки совершаются на автобусах, но суть таких путешествий и сейчас имеет огромный духовный смысл. Например, паломничество в Дивеево помогает сохранить святую обитель, приумножить и передать православные ценности последующим поколениям.

Для меня поездки в Дивеево — это как глоток воздуха, санаторий для души и возможность увидеть «иной смысл» всех текущих жизненных событий, как радостных, так и печальных.

Со всех областей едут верующие православные в эту обитель за благодатью Божией Матери. Много святынь находится здесь: Святая Канавка, мощи и источник прп. Серафима Саровского, Чудотворная икона «Умиление», святые источники: Казанской Божий Матери, Пантелеймона Целителя, «Умиление», Иверской иконы Божий Матери, Матушки Александры, основательнице монастыря и многие другие. «Все тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев» — говорил прп. Серафим Саровский.

Люди со своими бедами едут в эту обитель, молятся, просят о помощи и получают ее. Много написано историй о чудесах, произошедших и происходящих в этом дивном месте.

Главная святыня монастыря Дивеевская канавка. Богородица двенадцать раз являлась старцу Серафиму Саровскому во сне с просьбой соорудить Дивеевскую канавку. Первый метр прокопал сам старец за ночь, а дальше канаву вырыли сестры своими руками и посадили вдоль кусты крыжовника. Сам старец говорил, что канавке благодетельствует Богородица и ее защита простирается до небес.

Святая Канавка – одно из любимых мест паломников. Принято идя по ней читать молитву «Богородице Дево, радуйся». Идя по Канавке, испытываешь особое чувство радости и умиротворения, там тихо и спокойно, как в детстве. Я общалась с разными людьми, посещавшими Дивеевский монастырь, верующими и не очень, но прогулку по Канавке с теплотой вспоминали все.

Несомненным достоянием обители являются источники. Купание на источниках – это отдельный разговор. Источник прп. Серафима Саровского самый многолюдный. В народе его считают одним из самых «сильных» – именно здесь получают исцеления от многих болезней. И случаи таких чудес записываются в свидетельства – ведется своеобразная хроника. В народе говорят, что в источнике батюшки Серафима самая холодная вода, можно сказать, ледяная. Но это некого не смущает. Православные верят в ее целебную силу: пьют, умываются ею и погружаются, дабы получить исцеление или поддержку в делах спасения. Изумительная вода, очень вкусная, если выходишь из купели, сердце на минуту замирает и дух захватывает, а потом по всему телу разливается приятное тепло.

Дивное, чудное, изумительное место! Необыкновенной красоты храмы.

Храмов в Дивеее много: от маленьких домовых церквей в служебных зданиях монастыря, куда закрыт вход мирским людям, до величественных соборов, вмещающих под свои своды до 5000 людей. И у каждой церкви своя история, своя архитектура, своя особая атмосфера, настраивающая на молитву. Приходя в эти храмы невозможно оставаться равнодушным.

26 апреля 2012 года в конце Святой Канавки был заложен Благовещенский собор, построенный по заповеди преподобного Серафима в одну линию с колокольней и с Троицким собором. Автор проекта — московский архитектор Андрей Альбертович Анисимов. Пропорции храма определены поясом Богородицы: двадцать поясов в ширину, тридцать в длину, пятьдесят в высоту. Строительство храма велось достаточно быстро, на данный момент оно закончено, и хотя внутренняя отделка еще не завершена, освящен предел в честь Праздника Успения Божией Матери. Всего в Благовещенском соборе планируется сделать восемь пределов.

Пространство Храма настолько насыщено декором, что дух захватывает от этой грандиозной красоты, искрящихся красок и восхитительного света. И невольно думаешь, не знаем, где мы были, на земле или на небе.

Дивеево — это страна чудес! Очень чувствуется святость этого места, такое ощущение что Господь всю дорогу ведет тебя, а Батюшка Серафим гостеприимно встречает и дает нам такую Благодать, под впечатлением которой мы пребываем до сих пор! Обязательно побывайте в этом чудесном, святом месте, езжайте с хорошим настроением, с чистым, открытым сердцем и душой и Батюшка Серафим поможет вам и все устроит.

А вообще, самое главное и дорогое в этих поездках — это возможность успокоиться, отдохнуть душой. После поездок в Дивеево жизнь меняется в лучшую сторону. Конечно, это прп. Серафим помогает!

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *