Филон

Принадлежал к знатнейшей еврейской семье в Александрии, связанной с династией Ирода и римскими придворными кругами. У Иосифа Флавия упоминается брат Филона Александрийского, Александр, богатый финансист и высокопоставленный чиновник, сын которого, Тиберий Юлий Александр, был также известной личностью. Однако о жизни Филона Александрийского известно из единственного источника «Посольство к Гаю», где он описал свою поездку в Рим в качестве главы делегации александрийских евреев к императору Калигуле в 40 г. с ходатайством против водружения статуй императора в синагогах Александрии и в Иерусалимском храме. Работы Филона Александрийского написаны по-гречески и обнаруживают совершенное владение языком, глубокое знание греческой литературы и философии и прекрасную образность речи. Очевидно, что Филон Александрийский получил образование в греческих школах. Источник его обширных познаний в иудаизме неясен, поскольку нет доказательств существования еврейских школ в диаспоре в этот период; неизвестно, насколько Филон Александрийский владел ивритом. Вместе с тем не вызывает сомнения, что Филон Александрийский вырос в семье, глубоко преданной еврейской вере и традициям. В своих сочинениях Филон Александрийский широко использует Мидраш. Известно об одном паломничестве Филона Александрийского в Иерусалим. Благодаря христианской церкви до нас дошли в греческом оригинале многочисленные произведения Филона Александрийского, посвященные библейской тематике и философии, а некоторые — только в переводе на армянский язык

В сочинениях на библейские темы Филон Александрийский толкует библейское законодательство и предлагает аллегорические философские интерпретации Пятикнижия. В трактате «О сотворении мира», обнаруживающем влияние философии стоицизма, Филон Александрийский указывает, что хотя Пятикнижие представляет собой свод законов, оно открывается историей сотворения мира, чтобы показать, что эти законы находятся в совершенной гармонии с законами природы, а выполнение их делает людей гражданами космоса. За этим трактатом следуют биографии трех патриархов (Авраама, Исаака, Иакова) и Иосифа. Филон Александрийский интерпретирует их образы в терминах философии платонизма как архетипы, послужившие моделями Моисеева закона. В биографии Моисея, ориентированной на нееврейского читателя, Филон Александрийский излагает историю его жизни и представляет его деятельность как законодателя, пророка и священнослужителя. Два трактата посвящены изложению и интерпретации Десяти заповедей и в связи с ними — всего библейского законодательства. 18 из сохранившихся трактатов посвящены философской экзегезе 17-ти первых глав книги Бытие. Здесь Филон Александрийский полностью абстрагируется от повествовательного характера библейского текста и при помощи аллегорического толкования стремится представить его как совокупность философских и мистических концепций. Среди других сочинений этого рода — трактат (сохранился только армянский перевод) «Вопросы и ответы к книгам Бытие и Исход». Трактат написан в форме эллинистического философского комментария, в котором каждый параграф начинается с постановки экзегетической проблемы, затем следуют краткое буквальное и пространное аллегорические объяснения.

В чисто философских трактатах, часть из которых написана в форме диалога, еврейские мотивы появляются лишь спорадически. В центре философских дискуссий Филона Александрийского стоят вопросы, соответствующие его религиозному мировоззрению, — вечность мира и Божественное провидение. Сохранились также два сочинения Филона, посвященные современным ему событиям: «Против Флакка» (об антиеврейских беспорядках в Александрии в 38 г.) и «Посольство к Гаю» (см. выше). Трактат Филона Александрийского «О созерцательной жизни» — единственный источник сведений о секте терапевтов.

Философская концепция Филона Александрийского сложилась под сильным влиянием стоицизма и платонизма. Следуя Платону, Филон Александрийский противопоставляет чувственный мир и умопостигаемую сферу бытия, только в рамках которой можно постичь истину; материальный мир — это область «мнения» (или «вероятности»), он занимает срединное положение между истиной и ложью. Исходя из этого, Филон Александрийский всегда помещает абстракции выше, чем отдельные явления, суждения о которых по необходимости лишь вероятностны и не вполне определенны. Интерпретируя Библию, Филон Александрийский стремится выявить абстракции, на которые «намекают» или которые «представляют» конкретные библейские персонажи или события. Подлинное предназначение и благо человека — освобождение от телесных потребностей и удовольствий и достижение духовной созерцательной жизни. Однако человек обретает право на такую жизнь только после того, как он добросовестно выполнил свой земной долг в обществе. Поэтому, полагает Филон Александрийский, Моисей освободил левитов (см. Леви) от несения общественных обязанностей только по достижении ими пятидесятилетнего возраста. В выполнении библейских предписаний Филон Александрийский видит лишь внешнее требование закона, в то время как подлинная цель закона — постижение его символического смысла. Тем не менее Филон Александрийский пространно аргументирует высшую моральную, воспитательную и общественную ценность Моисеева закона в чувственном мире. Согласно внутреннему смыслу Священного Писания, открываемому аллегорическим толкованием, Моисей — философ. Однако Филон не всегда рассматривает философию как высшее достижение духа, иногда он говорит о еще более высоком духовном состоянии — мудрости. Платоновскую концепцию восхождения души от чувственного мира к умопостигаемому миру «идей» Филон Александрийский дополняет еще одной ступенью спиритуального подъема — от мира «идей» к самому Богу. Таким образом, Филон Александрийский признает лишь две предельные реальности — Бог и душа, вневременная связь между которыми составляет содержание его мистической философии.

Концепция Бога у Филона Александрийского характеризуется крайней трансцендентностью, превосходящей даже платоновскую: Бог выше добродетели, выше знания, выше абсолютного блага и красоты. Согласно Филону Александрийскому, на низшем уровне абстракции Богу приписываются благость и другие атрибуты, на высшем уровне абстракции Бог не имеет качеств, не обладает именем и непознаваем. Тем не менее, хотя истинная сущность Бога непознаваема, ее исследование — в высшей степени благословенное занятие.

Трансцендентная концепция Бога совмещается у Филона Александрийского с имманентной — стоической по своему происхождению — концепцией отношения Бога к миру и к душе: божественная сила действует как имманентный принцип вещей и, в первую очередь, души. Такой взгляд приводит Филона Александрийского к онтологической дифференциации — к различению между Богом и Его Логосом, который Филон Александрийский иногда отождествляет с Божественной мыслью, а иногда трактует как нечто, что осуществляет связь между Богом и человеком, — принцип, символизируемый первосвященником. Хотя Филон Александрийский принимает библейский тезис о творении мира Богом, он стремится избежать вывода, согласно которому Бог находился в прямом контакте с профанирующими свойствами материи, и потому постулирует посредующую «миротворящую силу» — Логос.

Филоновская концепция человека характеризуется дуализмом: духовное начало, связующее человека с Богом, и плотское, принадлежащее к материальному миру. Поэтому человек неизбежно стоит перед выбором между разумом и плотской жизнью. Это выбор Филон Александрийский формулирует в терминах стоицизма как установление контроля разума над эмоциями; таким образом, этика стоиков становится интегральной частью мировоззрения Филона Александрийского. Достижение гармонии между человеческой душой и Богом Филон представляет и как восхождение души к Богу, и как снисхождение Бога в человеческую душу. Принципиальное тождество человеческого и Божественного духа, постулируемое философией стоицизма, принимает у Филона Александрийского форму мистического учения о единении души с Богом. Чтобы подготовить себя к единению с Богом, человек должен освободиться от земных уз, оставить «свою землю, своих сородичей и отчий дом», то есть забыть тело, чувства и человеческую речь. В отличие от идеала стоиков — мудрость как власть разума над чувствами, доставляющая безмятежность, — Филон Александрийский описывает единение с Богом как экзальтированный мистический опыт: в поисках бо́льшего, нежели рациональное познание Бога, душа преисполняется Божественным духом и пребывает в экстатическом блаженстве. Три патриарха символизируют три пути к достижению единения с Богом. Авраам проходит путь от знания (Агарь) к добродетели (Сарра), Исаак, будучи совершенен от природы, не нуждается в посредничестве промежуточной интеллектуальной цели, а Иаков вознагражден за свой аскетизм тем, что для него «Господь» (Справедливость) становится «Богом» (Милосердием). Здесь снова концепция посредничающих сил выходит на первый план. Душа не может достичь самого Бога, однако она может достичь одной из Его «сил», число которых у Филона Александрийского варьируется в разных трактатах. Настаивая на том, что единственное подобающее отношение мудреца к Богу — любовь, Филон Александрийский прибегает к платоновской концепции философской «эротики» и близок к «эротическим» учениям эллинистического мистицизма. Иногда Филон Александрийский говорит об этой любви как о Божьем даре, посредством которого совершенный мудрец приобщается к Его природе.

Для евреев обращение Филона Александрийского к греческой языческой философии было неприемлемо: в древних еврейских источниках, за исключением Иосифа Флавия, имя Филона Александрийского не упоминается, хотя в некоторых из них (в частности, в нескольких мидрашах) заметно влияние его идей. Лишь в 16 в. прямой интерес к личности Филона Александрийского и его идеям проявляется в труде Азарии бен Моше деи Росси «Меор эйнаим» («Свет очей»).

Философия Филона Александрийского во многом влияла на становление философии неоплатонизма и, в особенности, христианства. Для христианских авторов творчество Филона Александрийского служило основополагающим образцом синтеза еврейской и греко-римской мысли, а его концепция Логоса легла в основу христианского учения об Иисусе как посреднике между Богом и человеком. Об авторитете, которым Филон Александрийский пользовался у христиан, свидетельствует легенда о его встрече с апостолами Петром и Иоанном. Хотя вопрос о влиянии идей Филона Александрийского на Евангелие от Иоанна недостаточно изучен, послания апостола Павла (см. Павел из Тарса), в первую очередь, его «Послание к евреям», обнаруживают стилистическое и идейное сходство с трудами Филона Александрийского. Особенно глубоко влияние Филона Александрийского на отцов церкви, в первую очередь, Климента Александрийского, Оригена и Амвросия Медиоланского, которые заимствовали многие его идеи и его аллегорический метод библейской экзегезы.

Общая оценка философии Филона

В царствование Калигулы приехал в Рим Филон, александрийский иудей, происходивший от знатной фамилии. Иудеи назначили его одним из послов, которых отправили хлопотать по их делам. Филон был самым замечательным из тех александрийских иудеев, которые, получив греческое ученое образование, старались соединить ветхозаветную религию с идеями греческой, в частности платоновской и стоической философии, доказывая, что религиозные, философские и нравственные истины, высказанные наилучшими языческими мыслителями, задолго до их времен были даны иудеям божественным откровением. В своем стремлении доказать это, Филон Александрийский и другие иудеи одинакового с ним направления мыслей видоизменили священные предания платоническими и стоическими понятиями. Их учение не произвело особенного впечатления на их языческих современников, но имело большое влияние на христианских ученых и на греко-римскую религиозную философию II и III веков. Филон был в иудейском вероучении представителем идеализма, подобного идеализму неоплатоников в язычестве. Он хорошо знал греческую философию, заимствовал из неё свои основные понятия, которыми старался объяснить божественные тайны, но вместе с тем оставался верующим приверженцем священных книг своего народа, ставил, данное в них откровение выше всякой иной мудрости. Главной целью многочисленных ученых трудов Филона, написанных несколько риторическим языком, но проникнутых искренним одушевлением, было защитить от порицаний и прославить отечественную религию. Задачей своей жизни Филон поставил доказать одинаковость учений Платона о Боге, о благе, об идеях и учений стоиков о душе вселенной и о добродетели с откровенными истинами иудейской религии, убедить образованных язычников, что эти учения были издавна собственностью народа иудейского.

Филон Александрийский. Иллюстрация XVI века

Учения Филона Александрийского о Боге и Логосе

Вот краткое изложение философии Филона Александрийского, составленной из греческих и еврейских элементов. От вечности существовали два основных принципа: Бог, существо духовное, и хаос – материя, из которой создан мир. Бог – существо, непостижимое человеческим умом. Из божественного существа первоначально произошел духовный мир, мир идей, прототипов, деятельностью которых созданы предметы материального мира. Согласно Филону, разумная сила этих прототипов проникает в материю и из этого дурного материала создаёт, по их образу, материальный, видимый мир. Эта действующая сила духовного мира – логос, «разум», «смысл». В философии Филона она – связь, соединяющая видимый материальный мир с невидимым богом; она принадлежит обоим основным принципам, и богу, и материи. В Боге она – сила покоящаяся, в материи – сила действующая и сокращающая.

Итак, логос – наместник Бога в видимом мире, «второй Бог». Как разум человека проявляется во множестве мыслей, которые при всем своем различии друг от друга составляют единое целое, происходя от одной силы охватываясь ею во всей своей совокупности, так из логоса происходят бесчисленные прототипы и основные силы предметов видимого мира. Эти прототипы и силы соответствуют и ангелам еврейской веры, и идеям Платона, и божествам языческой мифологии. Учение о логосе – главная часть философской системы Филона Александрийского. Во всех тех местах Ветхого Завета, где говорится о явлениях Бога людям или о действиях промысла, говорится, по его мнению, о логосе. Логос – образ Бога, наместник его, «первородный сын божий». Он податель всех духовных даров, посредник между людьми и богом, возносящий к нему их просьбы, ходатайствующий за них перед ним. Логос разделяется у Филона на множество существ, каждое из которых – проявление какого-нибудь отдельного качества или его действия. Как логос произошёл из Бога, так из логоса произошел человек, поэтому человек имеет в себе разум (имеет в себе логос), имеет и свободу. Первая чета людей употребила свободу во зло, этим был создан грех.

Филон считал, что излагаемое его философией учение содержится в Ветхом Завете. Для доказательства этого, он дает натянутые толкования словам священных книг. По мнению Филона, слова священного писания имеют, кроме простого, буквального смысла, другой, высший, аллегорический. Он давал аллегорические объяснения и заповедям закона Моисеева, оставляя, впрочем, за ними силу повелений божиих. Его учение имело большое влияние на христианских гностиков.

Книги Филона Александрийского

Книги Филона Александрийского можно разделить на четыре группы: 1) Историко-биографические сочинения написаны несколько риторическим слогом. Важнейшие из них – книги «О сотворении мира», «Жизнь Авраама», «Жизнь Иосифа», «Три книги о Моисее», составленные по священному писанию и по легендам и предназначенные главным образом для язычников, и защиту иудейской религии; 2) Книги о нравственности. Основным из них надо считать «О десяти заповедях»; к нему примыкают рассуждения о разных добродетелях, две книги «О наградах в наказаниях», проникнутые пламенной любовью к иудейскому народу и родине и восторженными надеждами; «О благородстве» иудейского народа. 3) Политические сочинения, рассказы об общественной деятельности Филона; сюда относится книга «О посольстве» в Рим. 4) Аллегорические объяснения священного писания, предназначенные главным образом для иудеев и написанные Филоном Александрийским в старости, спокойным тоном, комментарии к разным отделам Пятикнижия (о священных законах, о херувимах, о жертвоприношении Каина и Авеля, о потомстве Каина, о Ное, о разделении языков, о сновидениях, о жертвоприношениях и священстве и проч.).

Мы перечислили только важнейшие из книг Филона. У него много мыслей, одинаковых с Новым Заветом и вообще с христианскими понятиями. Большая часть этих мыслей были в его время всеобщими у иудеев, живших в греческих городах.

Филон Александрийский выдающийся представитель Александрийской школы, разработавший аллегорический метод истолкования Библии и оказавший сильное влияние на патристику (Климент Александрийский, Ориген и др.) и средневековую культуру Филон был одним из нескольких интерпретаторов Пятикнижия в еврейской общине в Александрии, и в методе основывался на экзегетической практике синагог. Большинство филоновских «психологических» аллегорий носят платонический характер,хотя возникли на базе стоической аллегории, ориентированы на Бога, на взаимотношения Бога и человека. При этом большая часть психологических интерпретаций других аллегористов по своему характеру светская Библейские сочинения Филона Александрийского, некоторые образцы которых представлены в настоящем издании, — это аллегорический комментарий к избранным местам Септуагинты, то есть греческого перевода Пятикнижия. Предприятие Филона грандиозно по масштабам, так как он систематически комментировал Библию, начиная с Бытия и кончая Второзаконием, а попутно привлекал материалы и из других книг, в частности Пророков и Псалмов. Из обилия написанного им в данном издании публикуется несколько трактатов, расположенных в порядке следования библейского текста.

Сегодня трудно представить жизнь современного человека хотя бы без одной пары спортивных кроссовок, ведь эта обувь уже не столько используется для занятий спортом, для как повседневной носки. Комфорт, надежность и превосходный внешний вид – это именно те преимущества, из-за которых большинство людей отдают свое предпочтение этому виду обуви, которую можно носить где угодно и когда угодно.

Отдельное отношение к кроссовкам имеют люди, занимающиеся каким-либо видом спорта, так как для них они играют ключевую роль и без этого элемента экипировки зачастую невозможно проводить спортивные занятия и тренировки. Так из чего сегодня делают всеми нами любимые спортивные кроссовки?

Верхняя часть

Начнем, пожалуй, с верха. Эта часть кроссовок предназначена для защиты ноги, а также для ее удержания на промежуточной части подошвы. Для этого в производстве верхней части обуви сегодня используются различные комбинации материалов натурального и искусственного происхождения.

Что касается материалов, то чаще всего бывают использованы:

1) Натуральная кожа. Очень прочный, эластичный и дышащий материал, который отлично держит форму и может растягивать или, наоборот, сжиматься, в зависимости от различных условий его содержания.

2) Синтетическая кожа. По сравнению с натуральной кожей, синтетический аналог имеет более прочную и более легкую структуру, а также не имеет свойства растягиваться или каким-либо другим образом деформироваться в зависимости от внешних эксплуатационных обстоятельств.

3) Сеточные материалы. Очень легкие материалы синтетического происхождения, произведенные из нейлоновых или полиэстеровых нитей, гарантируют не только легкий вес обуви, но и отличный воздухообмен внутри нее.

Выше были перечислены лишь три основных материала, однако, каждый производитель старается удивить свою потребительскую аудиторию собственными технологическими разработками, и производит более технологически и технически совершенные ткани или материалы, которые позволяют добиться лучших результатов в пошиве спортивных кроссовок.

Промежуточная подошва

Эта часть обуви является самой важной ее составляющей, так как именно она гарантирует устойчивость ноги, а также амортизацию всех ударов и нагрузок. В производстве этой подошвы сегодня чаще всего применяют следующие материалы:

1) Филон. Легчайшая пена, обладающая превосходными амортизационными свойствами. Создается из гранул EVA, что позволяет придать подошве любую форму.

2) Полиуретан. Пожалуй, самый плотный и твердый материал, который отличается высокой прочностью. Сегодня его все реже стали использовать для производства не только промежуточной подошвы, но даже и основной ее части.

3) Филайт. Смесь филона и резины – это что-то среднее по весу между обоими перечисленными материалами. Чаще используется для изготовления промежуточного слоя подошвы вместе с подметкой, что позволяет увеличить эластичность кроссовок и уменьшить их вес.

4) EVA. Самый дешевый пенный материал, отличающийся предельной легкостью и гибкостью. Чаще всего его используют в кроссовках начального уровня, так как воздух, находящийся внутри пены, с течение времени выдавливается весом человека, и подошва не может более принимать свою изначальную форму после деформации.

5) Nike Epic React. Подробнее об этой технологии .

Основная подошва

Эта часть кроссовок отвечает за сцепление с различной поверхностью и является первым уровнем амортизации. Огромное количество разновидностей рисунка протектора позволяют подошву адаптировать не только к разным видам поверхности, но и к разным нагрузкам, а также к особенностям определенных видов спорта.

Для производства подошвы сегодня используют:

1) BRS 1000. Этот прочный материал представляет собой резину синтетического происхождения, взаимодействующую на пару с углеродом. Используется в основном для производства основания кроссовок для бега.

2) Чистая резина. Это соединение нескольких видов резин натурального и синтетического происхождения. Самый популярный материал, применяемый для производства подошвы под все виды спортивной обуви. Долговечность и отличное сцепление с любой поверхностью – главные ее достоинства, помимо доступной цены.

3) Резиновая смесь DRC. Чистая резина с примесью добавок – самый надежный вид резины, которая не боится практически ничего. Такая смесь используется в кроссовках для ходьбы или тенниса.

4) Дуралон. Еще одна смесь искусственно созданной резины, полученная выдувным способом. Она быстро изнашивается, но зато в своем составе имеет воздушные поры, которые обеспечивают отличную амортизацию. Часто этот материал используют в мысочной части беговой обуви.

Как видите, сегодня существует множество материалов, из которых можно скомпоновать кроссовки под любые потребности как спортсмена, так и обычного человека, нуждающегося в удобной обуви. Однако спортивные технологии с каждым годом удивляют своими новыми возможностями, поэтому, возможно, в следующем году половина перечисленных материалов будут уже не актуальны, поэтому следите за спортивными новинками и оставайтесь в курсе, какие материалы идеально подойдут для ваших целей.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *