Философия культуры и религии

13 КУЛЬТУРА И РЕЛИГИЯ

На протяжении тысячелетий религия была и остается важным фактором культурной жизни людей. Без веры, выливающейся в форму определенной религии, ни один народ не существовал.

Долгое время религия была единственной мировоззренческой системой, в рамках которой осознавала себя и культура. Смыслы и ценности человеческого бытия, его этические, нравственные и эстетические компоненты воспринимались прежде всего в религиозном контексте. Религия отвечала на предельные вопросы, восходящие к абсолютным формам существования и миропредставления.

Выход религиозного познания на Абсолют выступает через этические представления о мире, о долженствующем, о нормах социальных взаимодействий, отношений между человеком и природой, представления об идеалах, а также об отрицательных абсолютных характеристиках этих начал.

Религия отвечает на важнейшие вопросы человеческой жизни, ответы на которые пока не найдены в других мировоззренческих традициях (науке прежде всего).

Внутренняя человеческая потребность осознать смысл жизни и привлекает многих к религии. Религия позволяет компенсировать человеку сферу нереализованных возможностей в действительности.

В религии как бы происходит снятие извечных социальных противоречий: реальное угнетение преодолевается «свободой в духе», социальное

неравенство превращается в равенство греховности перед Богом, разобщенность заменяется «братством во Христе», бессилие человека компенсируется всесилием Бога, смертный оказывается бессмертным, мир зла и несправедливости заменяется царством Божиим («царством небесным»).

В молитве и покаянии человек преодолевает состояние неудовлетворенности, обретает облегчение, успокоенность, прилив сил.

Ныне признаются наиболее значимыми консолидирующие возможности религии, ее гуманистический потенциал.

Наиболее тесно религия соприкасается в культурном мире со сферой искусства и особенно морали.

Именно эти сферы соучаствовали в формировании пока мало исследованного качества, духовности человека.

Немало теологов прямо отождествляют религию с моралью. Общечеловеческие основы нравственности, без которых невозможно существование ни одной культуры, так или иначе, в тех или иных вариантах обнаруживаются практически во всех мировых религиях (христианстве, исламе, буддизме). Знаменитые заповеди «не убий», «не укради» и иные обнаруживаются во всех развитых религиозных системах.

Религия, аккумулировавшая в себе нравственный опыт огромного множества предыдущих поколений людей, и ныне выступает важным фактором регуляции поведения.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

6.1. Возникновение христианства

Христианство возникло в Палестине в I веке до н. э. Найденные в районе Мертвого моря свитки свидетельствуют о близости первоначального христианства иудейской общине эссенов. Им были общи идеи ожидания скорого пришествия Мессии, греховности человека, отношение к собственности, организации общин. Как форма социального протеста против существующих общественных порядков, христианство получило быстрое распространение среди народов Римской империи. Христианство, в отличие от римской и прочих национальных религий, провозгласило равенство всех людей – это равенство в их первородном грехе. Оно породило надежду на переустройство мира, на освобождение от гнета и порабощения. Христианство дало отчаявшимся людям утешение.

Теологическая традиция христианства утверждает, что это учение даровано человечеству Богом в законченном виде. Однако сравнительная история религиозных учений свидетельствует, что христианство испытало сильное влияние со стороны иудаизма, древних восточных религий, философских идей античности. Это вовсе не значит, что христианство механически переносило эти идеи в свое вероучение. Усвоив достижения мировой культуры, оно творчески переосмыслило их, создав самобытное учение.

Кратко охарактеризуем идейные предпосылки христианства. Прежде всего, это неоплатонизм в варианте учения Филона Александрийского и этическое учение римского стоика Сенеки. Так, Филон соединил понятие логоса, трактуемое в библейской традиции как творящее слово, с эллинистической, понимающей логос как закон, направляющий движение космоса. Помимо этой, и другие идеи Филона – о прирожденной греховности всех людей, о непрерывном творении (эманации), о Сущем как первоначале мира и другие – оказали заметное влияние на формирование вероучения христианства. Этическое учение Сенеки, его формулировка золотого правила морали также были восприняты христианством.

Усвоение христианством различных элементов восточных культов, эллинистической философии обогащало новую религию. Нельзя не отметить и взаимосвязь христианства с иудаизмом. Оформление иудаизма как монотеистической религии, где признавался лишь один культ бога Яхве, явилось шагом на пути к более развитой форме религии. Ветхий Завет был включен в Библию. Христианство формировалось в среде иудеев, но вскоре вступило в острый конфликт с иудаизмом. Идея богоизбранности только одного еврейского народа претила духу христианства, в котором богоизбранным считался каждый отдельный человек.

Вопрос об историчности Христа до сих пор является объектом многочисленных дискуссий. В конечном итоге споры об Иисусе Христе привели к образованию двух основных школ – мифологической и исторической. Представители мифологической школы полагают, что Иисус Христос – это не историческая личность, а мифологический персонаж. Историческая школа называет Иисуса Христа реальной личностью, который явился в мир, чтобы взять на себя грехи людей и спасти их для вечной жизни. Сторонники этого подхода считают, что Христос сформулировал ряд базисных идей нового вероучения. При этом реальность Христа, по их мнению, подтверждается реальностью целого ряда евангельских персонажей: Иоанн Креститель, апостол Павел и т. д. В последние годы большинство религиоведов разделяют точку зрения представителей исторической школы.

Раннехристианские общины не знали догматики и культа, которые сформировались значительно позднее. Главное, что объединяло представителей этих общин – вера в добровольную искупительную жертву, принесенную за грехи всех людей посредником между Богом и человеком – Христом. К концу I – началу II веков окончательно произошел разрыв между вероучением этих общинами и иудаизмом. Ко II веку относится и изменение социального состава таких общин. Если ранее они объединяли рабов и свободную бедноту, то позднее в их состав вошли ремесленники, торговцы, землевладельцы и даже римская знать. Произошло и деление общины на клир (должностные лица, управляющие имуществом и руководящие богослужением) и мирян. Священники, диаконы, епископы, митрополиты постепенно вытеснили пророков и сосредоточили в своих руках всю полноту власти. Религиозные общины тяготели к союзу с императорской властью. И со стороны последней также ощущалась важность новой религии, понятной всем народам империи. В IV веке гонения христиан сменились их активной поддержкой. При императоре Константине христианство стало приобретать статус государственной религии Римской империи.

Формирование самой христианской догматики происходило в идейной борьбе между сторонниками разных толкований основных идей этой религии. На первых семи Вселенских соборах (первый, Никейский, состоялся в 325 году, а седьмой, тоже Никейский, прошел в 787 году) были сформулированы основы христианского вероучения. Идейная борьба, ведшаяся на этих соборах, была сосредоточена вокруг толкования трех главных догматов: триединства Бога, воплощения и искупления. В результате в христианство вошли следующие догматы:

• Бог определяется как единство трех лиц (ипостасей): Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. Сын единосущен Отцу, есть истинный Бог и самостоятельная личность;

• боговоплощение. Воплощение в личности Иисуса Христа божественной ипостаси. Христос рассматривался и как истинный Бог, и как истинный человек. Божество и человечество соединились в нем;

• искупление. Христос пришел в мир, дабы принести искупительную жертву за грехи человечества, а тем самым спасти его;

• изображение образа Христа в человеческом облике. При этом Христос должен являться взорам верующих в ореоле своего смирения, покорности, страдания и спасительной жертвы;

• необходимость изображать священные лица и поклоняться этим изображениям. Общехристианский (апостольский) символ веры состоит из 12 частей («членов»). В первых восьми говорится о троичности Бога, «вочеловечении» Иисуса Христа и искуплении грехов; четыре последних посвящены церкви, крещению и «вечной жизни». Этот символ веры был принят на Никейском (325 год) и Константинопольском (381 год) соборах. Кроме апостольского, известны символы веры святого Афанасия (где более подробно излагается учение о Троице и воплощении Христа); символ веры Тридентского собора (символ веры католицизма).

Еще более длительным был процесс формирования христианских таинств, обрядов. В конце V века сложилось таинство крещения, еще позже – причащения. Затем в течение нескольких веков христианство постепенно вводило миропомазание, елеосвящение, брак, покаяние, исповедь и священство.

По мере распространения христианства происходило разделение христианских церквей, и 1054 год стал годом окончательного разрыва западного и восточного христианства. Восточное христианство составили первоначально четыре автокефальные (самостоятельные) церкви: Константинопольская, Александрийская, Антиохийская и Иерусалимская. Вскоре от Антиохийской церкви отделилась Кипрская, а затем Грузинская православная церковь. В середине V века армянское духовенство, поддержав монофизитов (учивших о единой божественной природе Христа), и тем самым приняв догмат, противоречащий догматике ортодоксального христианства, поставило себя и свою церковь в особое положение (неортодоксальное христианство).

В результате Реформации (XIV–XVII века) наряду с католицизмом и православием возникает третье крупное направление в христианстве – протестантизм, который представлен в виде многочисленных конфессий.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

№ 7 (37)АВГУСТ 2013

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций «

Н. В. Свиридова, преподаватель, кафедра философии,

Академия государственной противопожарной службы МЧС России, г. Москва, Россия, tolavender@gmail.com

РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКИЕ ТЕЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ТЕОЛОГИИ ИЕЗУИТОВ

В настоящее время католицизм переживает сложный процесс модернизации и трансформации, пытаясь приспособиться к изменившимся условиям. Активным участником этого процесса является католический монашеский орден Общество Иисуса, члены которого сыграли значительную роль в мировой истории с момента своего возникновения в XVI веке. В 2013 году папой римским был избран архиепископ Буэнос-Айреса Хорхе Марио Бергольо (Франциск), ставший первым в истории Католической церкви папой-иезуитом. Анализ основных направлений теологии этого монашеского Ордена позволит получить ценные сведения о специфике мировоззрения нового папы римского и роли членов Общества Иисуса в трансформации современного католицизма.

В теологии Общества Иисуса получили развитие основные положения католицизма, обогащенные уникальным мистическим опытом Игнатия Лойолы (1491-1556), основавшего Орден. Религиозно-философские воззрения иезуитов претерпели значительную эволюцию в контексте перемен самой Католической церкви. Теологи Общества Иисуса начиная с XVI века являются одними из самых значимых в истории христианства.

Исследователь католицизма профессор Ф. Г. Овсиенко выделяет в католической теологии и философии две линии развития, которые могут быть применены и для анализа теологии иезуитов1:

1. Направление, связанное с развитием идей Аристотеля (384-322 до н.э.) и Фомы Аквинского (1225-1274).

Теологи Общества Иисуса (XVI-XIX) преимущественно обращались к трудам Аристотеля и Фомы Аквинского. Проникновение в теологию иезуитов элементов спиритуализма можно проследить лишь в трудах теологов XX века (например, у Анри де Любака). Официальной теологической доктриной Католической церкви является неотомизм, системность и гармоничность которого по-прежнему остается актуальной.

За последнее столетие католическая теология (и теология иезуитов как важная ее часть) прошла сложный путь эволюции от осуждения модернизма до проникновения некоторых его элементов в официальное учение Католической церкви после Второго Ватиканского собора (1962-1965). Конец XIX века — время широкого распространения в католической теологии идей модернизма, основой которого стала идея приспособления католицизма к сильно изменившемуся миру. Радикальному пересмотру была подвергнута даже догматика, с точки зрения рациональности были раскритикованы такие положения католицизма, как боговдохновенность Библии, божественная природа Христа и другие положе-

t дискуссия

i журнал науч ных пубп ика ци й

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

ния христианства, опирающиеся на идею «сверхъестественного». Подобная программа обновления подверглась осуждению со стороны папской власти, официальный католицизм провел четкую границу между модернизмом и официальной позицией Церкви введением в 1910 году антимодернистской присяги.

Для описания последующего развития (после Второго Ватиканского собора) идей модернизма исследователь Б. Ю. Кузмицкас применяет термин «неомодернизм». Это понятие позволяет отличать современных теологов, находящихся в оппозиции к официальной Церкви от модернистов рубежа Х1Х-ХХ веков. Б. Ю. Кузмицкас считает основными отличительными чертами неомодернизма его оппозиционность неотомизму и официальному курсу Церкви2. Второй Ватиканский собор дал новую жизнь идеям модернистов. «После того, как решениями Второго Ватиканского собора был официально взят курс на умеренное обновление католицизма, разрыв между официальной позици-

ей церкви и модернизмом стал уменьшаться»3. Это явление в теологии не имеет четких границ и включает в себя теологов самых различных на- = правлений: от трансцендентального томиста К. Ранера до представителя «социальной теологии» И. Б. Метца.

Внутри самого современного Общества Иисуса не было выработано единой теологической системы. Проанализировав наиболее значимые труды теологов-иезуитов, можно выделить следующие направления религиозно-философской мысли:

1. Тейярдизм (П. Тейяр де Шарден);

2. Трансцендентальный томизм (К. Ра-нер, Б. Лонерган);

3. Новая теология (А. де Любак);

4. «Теология освобождения» (Й. Собри-

но);

5. Психоанализ (Э. де Мелло, М. де Серто).

Подобный плюрализм — это поиск пути преодоления кризиса религии в современном мире, порой выходящий за рам-

За последнее столетие католическая теология прошла сложный путь эволюции от осуждения модернизма до проникновения некоторых его элементов в официальное учение Католической церкви после Второго Ватиканского собора (1962-1965).

ки официальной доктрины Католической церкви. Члены Общества Иисуса берут на себя роль вектора, направляющего Католическую церковь в сторону адаптации к современности. Исследователи Второго Ватиканского собора отмечают глубину изменений, которые претерпел католицизм в XX веке: «Но по мере того, как возврат к средневековью становился все более невероятным, католической непримиримости приходилось приспосабливаться к определенным переменам окружающего мира, считавшимся необратимыми»4.

Одним из влиятельных направлений теологии XX века является «новая теология». Это направление сформировалось перед Второй мировой войной. Среди иезуитов сторонниками этого направления были: Г. У. фон Бальтазар, Ж. Даниэлу и А. де Любак.

Основными идеями «новой теологии» являются:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

= 1. Возврат к истокам раннего христианства;

2. Обращение к идеям современной философии;

3. Тесная связь с реальной жизнью.

Эти проблемы затрагивались ранее ка-толиками-модерниста-ми рубежа XIX-XX веков = и были переосмыслены представителями «новой теологии». Неотомизм не устраивал представителей «новой теологии» отсутствием исторического измерения и малой разработанностью антропологии человека, источником для которой стали труды Отцов Церкви. Несмотря на тесную связь с раннехристианской теологией, труды этих мыслителей несли в себе много нового. В 1950 году опубликована папская энциклика «Humani Generis», в которой Ж. Даниэлу и А. де Любак были обвинены в подрыве католического учения. Их попытки обновить теологию подверглись жесткой критике. В то же время труды представителей «новой теологии» еще до Второго Ватиканского собора выдвигали идеи, которые станут программой развития послесоборного католицизма.

В современной иезуитской теологии пересмотру подвергся одни из основных вопросов теологии, связанный со спосо-

№ 7 (37)АВГУСТ 2013

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций *

мире теология встречается со светским знанием, и миссия теолога состоит в том, что он должен вести постоянный диалог с культурой и наукой. Ранер расширил понятийный аппарат католической теологии, включив туда философские понятия. Он считал, что теолог должен разработать синтез знания по фундаментальным проблемам современного мира, преодолеть непонятные человеку формулы. Человеческую историю Ранер рассматривал как путь к спасению даже для неверующих. Он считал, что дух человека открыт Богу и нет ни одной религии, в которой бы не было благодати Божьей. На этой позиции основывается его идея «анонимного христианства», согласно которой христианство имеет ценности и для нехристиан. Миссия Церкви состоит в том, чтобы соединить анонимное христианство с историческим.

Ранер внес большой вклад в католическую теологию, им заложена теологическая (антропологическая) основа для диалога религий и экуменизма.

К трансцендентальному томизму относят также Бернара Лонергана (1904-1984), который произвел обновление томизма с помощью достижений современной гносеологии. Он наделяет теологию особым статусом, называя ее посредницей между культурной матрицей и ролью рели-

бом богопознания. Путь познания Бога через изучение природы, попытки примирить науку и религию стали основой теологической системы иезуитского священника Пьера Тейяра де Шардена (1881-1955). Его идеи представляют собой синтез креационизма и дарвиновской теории эволюции.

Работы П. Тейяра де Шардена сложно отнести к какому-либо направлению. Он был близок к представителям «новой теологии», но его учение является настолько оригинальным, что не существует устоявшейся точки зрения по поводу того, к какому направлению католической мысли можно отнести его работы. Исследователь католицизма Ф. Г. Овсиенко называет П. Тейяра де Шардена основателем «теологии развития»5. Этот мыслитель внес значительный вклад в сближение двух различных типов мировоззрения: науки и религии.

Карл Ранер (1904-1984) — один из наиболее известных католических теологов XX века, эксперт Второго Ватиканского собора (1962-1965). Исследователь Д. В. Кирьянов относит К. Ранера (вместе с Б. Лонер-ганом) к трансцендентальному томизму6. В своих теологических построениях К. Ра-нер использует трансцендентальный метод И. Канта (1724-1804), закладывая основы так называемого «антропологического поворота» в теологии XX века. В современном

4 ДИСКУССИЯ

^ журнал науч ных пубп ика ци й

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

гии в этой матрице. Таким образом, Бернар Лонерган создал богословскую систему нового типа, адекватную достижениям современной науки и культуры. Он выстраивает

теолог и историк — сделал темами своих сочинений повседневность, политику, психоанализ.

Таким образом, в теологии ордена Общества Иисуса, выходцем из которого является избранный в 2013 году папа римский Франциск, существует множество направлений, порожденных попытками ассимилировать идеи философии, психологии и естественных наук, что обогащает и расширяет поле католической теологии, уводя ее от традиционной универсализма. Открытость теологии иезуитов в отношении актуальных проблем современности позволяет связать понтификат папы римского Франциска с ожиданием дальнейшего развития католицизма по пути диалога с представителями различных культур, экуменизма и дальнейшей реализации духовных ценностей христианства. (¡Г

1. Овсиенко Ф.Г. Католическая философия // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2009. Специальный выпуск к № 3. С.6.

2. Кузмицкас Б.Ю. Философские концепции католического модернизма. Дисс. докт. филос. наук. Вильнюс, 1984. С. 281.

3. Кузмицкас Б.Ю. Философские концепции католического модернизма. Дисс. докт. филос. наук. Вильнюс, 1984. С. 348.

4. История II Ватиканского собора. Том 1. Навстречу новой эре в истории католичества. Провозглашение и подготовка собора. Январь 1959 — Сентябрь 1962 / Под общей редакцией Д. Альбериго, А. Бодрова и др. — М: Библейско-богословского институт св. апостола Андрея, 2008. С. 91.

5. Овсиенко Ф.Г Личность и социальное развитие в католической «антропологизированной» теологии // Вопросы религии и религиоведения Антология отечественного религиоведения. Вып 1. Часть 2: Институт научного атеизма — Институт религиоведения АОН при ЦК КПСС. — М., 2009. С. 145.

6. Кирьянов Д.В. Томистская философия XX века. — СПб: Алетейя, 2009. С. 64-71.

теологию, опираясь на —

опыт религиозного об- Проблемным полем современной ращения, что позволяет католической теологии является ввести антропологиче- «теология освобождения»,

представляющая собой радикальное направление, основанное на осмыслении социально-политических проблем бедности и угнетения. Возникшая как ответ Проблемным по- на социальную несправедливость, лем современной като- она тесно соприкасается

лической теологии яв- с идеями социализма.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ское измерение в его исследования, измерение, служащее основой для последующего развития идеи христианского диалога и сотрудничества.

ляется «теология освобождения», представляющая собой ради- централизации и кальное направление, основанное на осмыслении социально-политических проблем бедности и угнетения. Возникшая как ответ на социальную несправедливость, она тесно соприкасается с идеями социализма. Среди членов Общества Иисуса есть сторонники различных форм «теологии освобождения». Иезуит Игнасио Ельякурия (1930-1989) в своих работах и проповедях осуждает богатство и несправедливость современного мира. Близок к «теологии освобождения» и сальвадорский иезуит Йон Собрино (1938), который предлагает «стоять за бедных», быть с ними солидарными, потому что в них Христос. Он проявил интерес также и к феминистской теологии и предлагал вопреки сложившейся традиции создать женское священство, для проведения реформ он выступает за созыв Третьего Ватиканского собора. В 2007 году Конгрегация вероучения объявила о наличии расхождений между официальным учением Католической церкви и работами Йона Собрино «Христос Освободитель» и «Иисус Освободитель», опубликованными в 90-е годы. Официальный Ватикан еще не готов принять подобные радикальные идеи, предпочитая дистанцироваться от «теологии освобождения».

Развитие современного гуманитарного знания привело к появлению вариантов теологии, включающих в себя весьма далекие от чистого богословия вопросы. Иезуит Мишель де Серто (1925-1986) — французский

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *