Флорищева пустынь в Нижегородской

<script>
  (function(i,s,o,g,r,a,m){i[‘GoogleAnalyticsObject’]=r;i[r]=i[r]||function(){
  (i[r].q=i[r].q||[]).push(arguments)},i[r].l=1*new Date();a=s.createElement(o),
  m=s.getElementsByTagName(o)[0];a.async=1;a.src=g;m.parentNode.insertBefore(a,m)
  })(window,document,’script’,’https://www.google-analytics.com/analytics.js’,’ga’);

  ga(‘create’, ‘UA-78075051-1’, ‘auto’);
  ga(‘send’, ‘pageview’);

</script>

Весь комплекс монастырских строений отличает единый планировочный замысел. Архитектура самих зданий выдержана в суровом, монументальном стиле XVI века. В плане он представляет почти правильный квадрат, в котором четко прослеживается центральная пространственная ось, на которой располагаются надвратная Петропавловская церковь и колокольня. Колокольня доминирует и её высота 49,5 м.

Преподобный собрал многочисленную братию (до 200 человек), создал уникальный общежительный устав, ставший впоследствии основой для уставов многих русских монастырей. Неся суровые подвиги, трудясь вместе с братией, освящая ум и очищая сердце непрестанной молитвой, иеромонах Иларион получил от Бога благодатные дары и, приобретя широкую известность, стал духовником царя Федора Алексеевича Романова (1661-1682).

В 1677 года царь совершил своё первое паломничество в пустынь. Результатом богомолья стал царский указ дарующий монастырю пашенные земли, сенокосные, и рыбные угодья и повелевавший построить каменную церковь в Флорищевой пустыни.

Каменный Успенский собор был закончен в 1681 году. В том же году Фёдор Алексеевич прибыл в обитель на освещение нового храма. В соборе был установлен иконостас, изготовленный в мастерских Оружейной палаты под руководством знаменитого изографа Симона Ушакова.

Уезжая из Флорищевой пустыни, царь забрал с собой настоятеля Илариона для возведения его в архиерейский сан. Хотя с 1682 года Иларион был митрополитом Суздальским, он не забывал свою пустынь, и всё строительство шло под его руководством.

До 1917 года монастырь активно развивался и был одним из самых красивых в России. В обитель приезжало много паломников, считавших Флорищеву пустынь «второй лаврой» после лавры преподобного Сергия Радонежского. Приход советской власти нанес монастырю новый сокрушительный удар. Все имущество монастыря, иконы, книги были реквизированы и переданы Владимирскому краеведческому музею, а в монастыре была устроена коммуна.

1 апреля 1923 года обитель была закрыта, а затем постепенно разграблена. Впоследствии помещения монастыря использовались для проживания рабочих, для размещения различных лесозаготовительных контор. В Успенском соборе было устроено зернохранилище, в Троицкой церкви – клуб для трудящихся. В 1930 году в монастыре разместилась воинская часть, находившаяся там до начала 90-х годов XX века.

В 1992 году во Флорищевой пустыни возобновилась духовная жизни и совершение богослужений в надвратной церкви апп. Петра и Павла, который многие годы являлся приходской церковью поселка Фролище. Документально ансамбль Флорищева пустынь был передан Православной Церкви лишь 2005 году. В том же году Священный синод Русской православной церкви благословил преобразование прихода в Свято-Успенский мужской монастырь Флорищева пустынь. Иеромонах Варнава (ныне епископ Выксунский и Павловский) с братией и добрыми помощниками начали возрождать обитель, которая постепенно стала обретать былую красоту и величие.

Монастырь Флорищева пустынь

Свято-Успенская Флорищева пустынь — мужской монастырь на берегу реки Лух в посёлке Фролищи Володарского района.

Монастырь во Фролищах

История монастыря Флорищева Пустынь

Среди леса в тихом месте возле маленькой речки Лух на северо-западе Новгородской области уютно разместилась Свято-Успенская Флорищева пустынь. История ее начинается в далеком 17 веке, когда святой старец схимонах Мефодий с несколькими отшельниками поселились здесь, на Флорищенской горе. Многие жители того времени свидетельствовали, что слышали неоднократно колокольный звон с горы, будто Бог обозначил место будущей пустыни.

Многих боголюбивых монахов и мирян радушно встречала пустынь среди густых Гороховецких лесов. Славна она духовными подвигами и своих основателей — святого старца схимонаха Мефодия и двух монахов, поселившихся с ним — и первого настоятеля монастыря строителя Иллариона. О нем подробно упоминается святитель Игнатий в своих трудах как о божьем человеке, молитва которого вдохновляла всех своей искренностью, силой, смиренностью. Именно Илларион стал крайним митрополитом, который достиг своего высокого сана исключительно за свои духовные дела и подвиги. У него было несколько даров от Бога — прозорливость, силой в борьбе с бесами, молитвой с искренней слезой, законодательным талантом. Последний отразился в написании строгого иноческого устава для монастыря. Его постулаты были основаны на христианских законах жизни еще 14 века. В будущем этот устав привлек внимание саровских старцев, который они положили в основу своих монашеских принципов жизни в Саровском монастыре. Поистине слава и заслуги митрополита Иллариона были заслужены и признаны.

Простые миряне и даже царские особы почитали Флорищенский монастырь не только вниманием, но и разными дарами.

Царствовавший в то время Федор Алексеевич Романов особенно любил принимать у себя и беседовать с настоятелем Илларионом. Взамен он пожаловал для монастыря земельные угодья, мельницы, рыбные ловли. Это были дары достойные царя. Благодаря этому дела пустыни наладились и братия никогда не ощущала нужды в пище, да и паломников монастырь всегда с радостью мог накормить.

Царь Федор Алексеевич неоднократно лично посещал пустынь и настоятеля Иллариона, любил он проводить время в беседах с ним на духовные темы. В то время кельи и церкви пустыни были деревянные. Поэтому царь, чтобы исправить это, постановил начать тут каменное строительство, которое достаточно живо продвигалось. За год были возведены каменные двухэтажные кельи и главный пятиглавый собор Успения Пресвятой Богородицы. Когда устанавливали крест на него, то многие могли шапки обронить, чтобы увидеть это. Что неудивительно, поскольку высота колокольни составила 49 метров и была четвертой по высоте в России. Росписью главного собора было поручено заниматься знаменитому царскому изографу Семену Ушакову.

В 1681 году в конце сентябре царь участвовал в торжественном освящении построенного собора во Флорищенской пустыни.

Благие дела царя по примеру поддержали и его подданные. Один из бояр пожаловал новопостроенному собору список иконы Успения Пресвятой Богородицы. За ней в будущем были отмечены многие чудесные деяния, за что икона пользовалась особенным вниманием и любовью братии и прихожан.

Другой боярин Борис Алексеевич Голицын, служивший верно Петру I, отдал в дар собору много уникальных книг, икон, церковные одежд. Также переспросил строительство корпуса из камня во Флорищенском монастыре. Этот корпус стал называться Голицинским. В старости Борис Голицын принял тут постриг под именем Боголеп, где и впоследствии оставил мир.

Настоятель Илларион по настоятельной просьбе царя принял сан митрополита. А строительство монастыря продолжалось. В 1684-1692 гг были завершены теплая и надвратные церкви, последняя получила название в честь апостолов Петра и Павла.

Так пустынь превращалась в добротный каменный монастырь со своим удивительным убранством, иконами, монахами. И жизнь текла тихо свои чередом. В монастыре каждый день служили по две литургии, а в праздники — по три.

Монастырь после революции

Пришедшие к власти большевики упразднили и закрыли многие соборы, монастыри и церкви, монахов разогнали, священников сослали в ссылки.

1 апреля 1923 года монастырь был закрыта и позже частично разрушен. Монахов разогнали, а на месте обители была организована воинская часть.

В 1992 году монастырь вернули верующим. Однако, к тому времени в пустыни всё пришло в упадок — имущество разграблено, здания обветшали.

Восстановление монастыря

С 2005 года во Флорищенском монастыре начаты реставрационные работы.

Летом 2008 года было проведено укрепление фундамента Успенского собора, отремонтированы стены, своды и внутренние перегородки, сооружена кровля, утеплён пол и вставлены окна.

В настоящее время продолжается восстановление монастырских построек, роспись храмов и другие реставрационные работы.

Храмы и часовни и остальные постройки Флорищева монастыря:

  • Собор Успения Пресвятой Богородицы
  • Церковь Троицы Живоначальной
  • Церковь апп. Петра и Павла и Ефрема Сирина (надвратная)
  • Церковь прпп. Зосимы и Савватия Соловецких (фундамент XVIIIв.)
  • Колокольня монастыря
  • Настоятельский корпус
  • Трапезный корпус
  • Монастырские погреба
  • Казначейский корпус
  • Голицынский корпус
  • Просфорная келья
  • Кузница
  • Хозяйственный (скотный и конный) двор(XVIIIв.)
  • Жилой дом для трудников (XIX в.)
  • Хозяйственный корпус (XVIIIв.)
  • Больничный корпус (начало XVIII в.)
  • Рухлядный корпус
  • Келейный корпус
  • Бывшее братское кладбище
  • Сторожевая башня
  • Восстанавливаемые стены и башни ограды
  • Южный въезд

Как доехать до монастыря?

От Нижнего Новгорода до Фролищ примерно 100 километров.

Въезд во Фролищи

На автомобиле

Из Нижнего Новгорода выехать по трассе М7 в сторону Москвы и примерно спустя 70 километров повернуть направо, на Фролищи. Далее около 25 километров сильно разбитой асфальтовой дороги до Фролищ.

На общественном транспорте

  1. На прямом поезде Нижний Новгород — Фролищи
  2. На электричке до ст. Ильино, а далее на местном автобусе Ильино — Фролищи

Сайт монастыря: fp14.ru

Свято-Успенский мужской монастырь Флорищева пустынь
Епархиальный мужской монастырь

К середине XVII века, на Флорищевой горе, возникла небольшая монашеская община во главе со схимонахом Мефодием. Немало трудов, телесных и духовных, положила немногочисленная братия (схимонах Мефодий, монахи Варлаам и Макарий) ради спасения душ своих и за народ русский. Иноки срубили себе кельи, а в 1651 году начали службу в первом деревянном храме в честь Успения Божией Матери. Этот год можно считать годом основания обители. На новом месте монахи прожили недолго (3 года) и умерли во время эпидемии чумы.

Их труды сохранил и умножил сподвижник старца Мефодия прел. Иларион, великий аскет и молитвенник, впоследствии митрополит Суздальский и Юрьевский. 27 лет он управлял монашеской обителью. Благодаря ему пустынь стала известной, сюда стекались толпы богомольцев со всей Руси. При преп. Иларионе было проведено строительство всего архитектурного ансамбля Флорищевой пустыни, который сохраняется по сегодняшний день. Преподобный собрал многочисленную братию (до 200 человек), создал уникальный общежительный устав, ставший впоследствии основой для уставов многих русских монастырей. Неся суровые подвиги, трудясь вместе с братией, освящая ум и очищая сердце непрестанной молитвой, иеромонах Иларион получил от Бога благодатные дары и, приобретя широкую известность, стал духовником царя Феодора Алексеевича Романова (1661-1682). В 1677 года царь совершил своё первое паломничество в пустынь. После богомолья царь издал указ, даровавший монастырю пашенные земли, сенокосные, и рыбные угодья и повелевавший построить каменную церковь во Флорищевой пустыни. Уезжая из Флорищевой пустыни, царь забрал с собой настоятеля Илариона для возведения его в архиерейский сан. Хотя с 1682 года Иларион был митрополитом Суздальским, он не забывал свою пустынь, и всё строительство шло под его руководством. Троицкая церковь была построена целиком на его личные средства.

Весь комплекс монастырских строений отличает единый планировочный замысел и единый архитектурный стиль. Архитектура самих зданий выдержана в суровом, монументальном стиле XVI века. В плане он представляет почти правильный квадрат, в котором четко прослеживается центральная пространственная ось, на которой расположены надвратная Петропавловская церковь и колокольня. Колокольня доминирует и её высота 49,5 м.

Каменный Успенский собор был закончен в 1681 году. В том же году Феодор Алексеевич прибыл в обитель на освещение нового храма, который 30 сентября был освящен митрополитом Смоленским Симоном. В Успенском соборе был установлен иконостас, изготовленный в мастерских Оружейной палаты под руководством знаменитого изографа Симона Ушакова.

В 1684 году был отстроен теплый трапезный храм Святой Троицы, в 1692 году — надвратная церковь во имя преп. Ефрема Сирина (впоследствии, после пожара 1770 г. освящена во имя апп. Петра и Павла). Последняя каменная церковь святых Зосимы и Савватия — Соловецких чудотворцев — была освящена в 1703 году (в 1770 г. устроен и освящен предел во имя преп. Ефрема Сирина).

Преемники свт. Илариона приумножили славу обители, которая пережила и нападения разбойников, и пожары, и трудности синодального периода. В монастырь приезжало много паломников, считавших Флорищеву пустынь «второй лаврой» после лавры преподобного Сергия Радонежского.

К святыням обители принадлежали особо чтимые иконы Божией Матери: Владимирская, Успения, Цареградская (времён свт. Илариона), Одигитрия, Троеручицы (дар патриарха Никона), копия Киккской. Находившиеся в соборе иконы: Успения, Господа Вседержителя, Кипрская и другие, были написаны царским иконописцем Симоном Ушаковым. Ризница была богата вкладами царя Феодора Алексеевича и его бояр. В библиотеке хранились ценные рукописи, старопечатные книги, грамоты и акты XVII и XVIII веков. Пустынь имела больницу для братии, странноприимный дом.

В XVIII веке в монастыре нашёл приют сподвижник Петра I Борис Алексеевич Голицын, казанский воевода, который принял постриг с именем Боголеп. Он пожертвовал монастырю часть своего состояния, ценные иконы и утварь. Так называемый Голицынский корпус (каменное двухэтажное жилое здание), который был построен в 1712 году для князя Голицына, и до сих пор сохранился на территории монастыря.

В начале XIX века было налажено колокольное производство. Расширялась монастырская библиотека, которая к началу XX века насчитывала более полутора тысяч книг, в том числе и рукописных.

До 1917 года монастырь активно развивался и был одним из самых красивых в России. Приход советской власти нанес монастырю сокрушительный удар. Все имущество монастыря, иконы, книги были реквизированы и переданы Владимирскому краеведческому музею, а в монастыре была устроена коммуна. 1 апреля 1923 года обитель была закрыта, а затем постепенно разграблена. Впоследствии помещения монастыря использовались для проживания рабочих, для размещения различных лесозаготовительных контор. В Успенском соборе было устроено зернохранилище, в Троицкой церкви — клуб для трудящихся. В 1930 году в монастыре разместилась воинская часть, находившаяся там до нач. 90- х годов ХХ века.

В 1992 году во Флорищевой пустыни возобновилась духовная жизнь и совершение богослужений в надвратной церкви апп. Петра и Павла, который многие годы являлся приходской церковью поселка Фролищи. Документально ансамбль Флорищева пустынь был передан Православной Церкви лишь 2005 году. В этом же году Священный синод Русской Православной Церкви благословил вновь открыть Свято-Успенский мужской монастырь Флорищева пустынь.

Иеромонах Варнава (сейчас епископ Выксунский и Павловский) с братией и добрыми помощниками начал возрождать обитель, которая постепенно стала обретать былую красоту и величие. Большим утешением для братии было обретение в 2009 году нетленных останков архимандрита Антония Боркова (1822-1899), который в течение многолетнего настоятельства прославил Флорищеву пустынь далеко за ее пределами. Братия увидела в этом знак духовного преемства, «мостика» от старой братии к новой.

Сейчас в обители регулярно совершается круг богослужений, принимаются трудники, людям оказывается молитвенная помощь (братские синодики, поминовение за Божественной Литургией). Художники, архитекторы и строители делают все возможное, чтобы воссоздать облик Флорищевой пустыни. Монастырь осуществляет свою миссию среди тех, кому нужна духовная помощь. Братия духовно поддерживает воинов, выезжая в воинские части; в монастыре действует детская воскресная школа. Работает монастырская библиотека, регулярно проводятся экскурсии для желающих узнать о богатой событиями истории монастыря.

Флорищева пустынь. История.

Предыдущие главы: «Выксунская епархия», «Отец Михаил», «Остров», «Абабковский монастырь».

Флорищева пустынь – Свято-Успенский мужской монастырь Выксунской епархии в Нижегородской области – издали выглядит сказочным островом, возвышающимся на высокой песчаной горе посреди бескрайнего зеленого океана – соснового бора, простирающегося на десятки километров вокруг. Нам, жителям Москвы, здесь было непривычно всё – бескрайние сосновые леса на песчаных холмах, топкие болота в низинах, лесная река Лух (называемая из-за цвета воды Янтарной рекой), танки на местной железной дороге, и, конечно, сам Свято-Успенский монастырь. А еще Флорищева пустынь, расположенная на плоской, почти квадратной вершине песчаной горы, с белоснежными храмами за красной кирпичной стеной, ассоциативно похожа на сверкающие куски крупного колотого сахара, который окаймлен полоской брусничного варенья на большом квадратном блюде. Вкусный монастырь! Интересное место!

А вот та самая стена, издали похожая на валик брусничного варенья на большом квадратном блюде (монастырь Флорищева пустынь в плане почти квадратный, это хорошо видно на снимках со спутника).

Сохранились значительные фрагменты древней кладки. Монастырь реставрируют очень бережно, поврежденные фрагменты восстанавливают, а не сносят и не строят заново. Всё это прибавляет хлопот строителям, но зато мы видим аутентичный исконный русский монастырь, а не новодел из железобетона.

Сохранился даже древний краеугольный камень. Размер и вес камня особенно впечатляют, когда понимаешь, что древние монахи строили вручную, и камень нужно было затащить на вершину высокой песчаной горы, подняв его из леса, окруженного болотами. Невольно вспоминается «Горячий камень» Аркадия Гайдара, вытащив который из болота и затащив на высокую гору, можно было попробовать начать жить сначала. Еще три с половиной века назад для монахов Флорищевой пустыни здесь тоже начиналась новая жизнь.

Издревле окрестности реки Лух в этих краях славились непроходимыми лесами. Темный сосновый и еловый бор местами перемежались густыми лиственными лесами. Земля эта была трудна для жизни. Судите сами: песчаные холмы малопригодны для земледелия, болота между холмами неудобны и для жизни и для земледелия, дикие животные в лесах и змеи на болотах прибавляют опасностей, а плохие дороги и отсутствие жилья на десятки километров препятствуют торговле и уменьшают шансы на выживание в случае беды. В общем, если кто поселялся в этих краях, то был он, как правило, человеком незаурядным, из тех, кто трудностей не боялся.

Около 30 км лесной дороги от Нижегородской трассы до монастыря Флорищева пустынь и в наше время производят сильное впечатление: разбитая в хлам автомобильная дорога, воинские части, танки на железной дороге посреди леса, памятники погибшим, густой лес по обочинам (то стоящий в болоте, то карабкающийся на песчаные горы), глубокая река Лух (цветом похожая больше на паленый коньяк, чем на янтарь), — малолюдные глухие места, производящие сильное, но сказочно-зловещее впечатление. Интересно, что это впечатление у разных людей разное, но у многих оно неординарное. Вот еще одно описание дороги к монастырю Флорищева пустынь, найденное нами на просторах Интернета:

«Следует отметить, сам подъезд к Фролищам сквозь горелые леса, с жидкими смешанными некрасивыми деревьями наводит на самые угрюмые предчувствия. То ли виной тому слухи о некоем химическом полигоне, на котором Дзержинские предприятия якобы что-то испытывали или хоронили отходы, то ли многочисленные рельсы, то ли еще что. Природа выглядит на редкость уныло. Схимники и первые отшельники выбрали правильную местность по своему нраву. Подъезжаем к селенью. Кругом черная пыль, бедные хибары, пара панельных общаг для офицеров, полуруины какого-то завода, ветхий асфальт идет только к воинской части встык с самой Флорищевой пустынью. На самом поселке местам проброшены бетонные плиты, которые все предпочитают объезжать по песку с черной пылью, из них торчат арматурины. Вот глухомань, так глухомань». Источник.

Издревле селились здесь, в лучшем случае, лесорубы и бортники (собирающие мед диких лесных пчел), а в худшем случае, лихие люди, для которых русло реки Лух и тайная тропа через болото служили единственной дорогой к уединенному жилищу. Именно здесь на левом высоком берегу реки Лух жил в стародавние времена бортник и лесоруб Флор. Видимо, Флор был не только простой бортник, но и яркий запоминающийся человек, т.к. песчаные холмы в окрестностях с тех пор стали называть Флорищевыми горами. Впрочем, с названиями всё не так просто. Главную Флорищеву гору (на которой находится нынешний Свято-Успенский монастырь) называют еще и Красной горой (то ли по причине удивительной красоты, то ли по причине едва уловимого красноватого оттенка песка), реку Лух называют Янтарной рекой (хотя правильнее было бы называть Коньячной), а сам монастырь Флорищева пустынь находится в неуловимо странноватом населенном пункте, который называется не Флорищи (как можно было бы ожидать), а Фролищи.

Возможно, непростая и временами драматичная здешняя жизнь порождает запутанные сюжеты и непростые названия. А то, что жизнь была и продолжает оставаться непростой в этих местах, сомневаться не приходится.

«Вчера, во вторник 11 сентября в 19.30 в поселке Фролищи Володарского района Нижегородской области группа мальчиков из 5 человек, решив построить себе шалаш у наружной стены Галицинского корпуса мужского монастыря Флорищева пустынь, начали разбирать нижнюю часть старой кладки колонны. Это привело к обрушению части стены, в результате чего погиб девятилетний отрок Макаров Александр». Из текста соболезнования епископа Выксунского и Павловского Варнавы 12.09.2012.

В летописи Флорищевой пустыни упоминается, что бортник Флор многократно слышал странный звон, доносящийся с вершины горы. Поднимаясь на гору, он не обнаруживал источника звука, но на горе пахло как-то по-особому приятно, а сердце переполнялось радостью. Флор рассказывал другим лесорубам и бортникам, что он обнаружил необычное место, и вроде бы они тоже слышали и ощущали что-то особенное на вершине главной Флорищевой горы. Слух пошел по округе, на слух притянулись люди. В результате в XVII веке старец схимник Мефодий поселился в этом благодатном месте для поста и молитвы. Мефодию удалось собрать вокруг себя небольшую монашескую братию. Так были заложены основы будущего монастыря Флорищева пустынь – одного из красивейших монастырей Выксунской епархии Нижегородской области.

В марте 1651 года, когда на первом весеннем солнце стал подтаивать снег на солнечной стороне Флорищевой горы, по благословению патриарха Иосифа и по дозволению государя Алексея Михайловича было освящено строительство первой деревянной церкви будущего монастыря Флорищева пустынь. Сам старец Мефодий недолго прожил после этого, он умер через три года во время эпидемии «морового поветрия», как пишут в летописи. Предположительно, это была чума. Тогда умерли многие монахи.

Продолжил строительство будущего красивейшего монастыря Флорищева пустынь сподвижник Мефодия иеромонах Иларион.

Витиеваты сюжеты российской истории. Отец будущего строителя монастыря Флорищева пустынь Илариона, монах Антоний чуть не стал Патриархом всея Руси при втором Романове — царе Алексее Михайловиче. Стань тогда Антоний (отец Илариона) Патриархом всея Руси, еще неизвестно, как бы повернулась история и Флорищевой пустыни и всей России.

Однако Антоний, по причине старости и недомогания, уступил свой престол Никону… и история пошла тем путем, который нам известен из учебников истории: церковные реформы патриарха Никона, раскол Русской Православной Церкви, пролитая кровь людей, государственная и церковная смута. Вспомним яркую жизнь и трагическую смерть протопопа Аввакума, гигантскую картину Сурикова «Боярыня Морозова» и то, что грозные волны церковного раскола накрывали Россию не годы и даже не десятилетия, а столетия спустя. Лишь в 1971 году (через 300 с лишним лет после раскола РПС и всего около 40 лет назад!) Поместный собор Русской Православной Церкви принял официальное решение «о признании старых русских обрядов спасительными, как и новые обряды, и равночестными им».

Но вернемся к строителю монастыря Флорищева пустынь Илариону. К тому времени царь Алексей Михайлович (по прозвищу Тишайший) уже умер (по версии некоторых историков от хронического обжорства – именно это слово употребляют историки), а на престоле был новый молодой царь, третий в династии Романовых, царь Федор Алексеевич. Вступив на престол в 14 лет и скончавшись в возрасте 20 лет, царь Федор Алексеевич не отличался крепким здоровьем.

Именно при Федоре Алексеевиче был сожжен в срубе в Пустозёрске мятежный лидер старообрядчества протопоп Аввакум, по преданию предсказавший близкую смерть юному царю (в чем Аввакум нисколько не ошибся). Именно при Федоре Алексеевиче (задолго до знаменитых реформ, а вовсе не при Петре I, как ошибочно считают многие) молодые бояре при царском дворе начали принудительно брить бороды (видимо, чтобы бояре не выглядели сильно старше и опытнее юного царя Федора). Именно при Федоре Алексеевиче начался расцвет монастыря Флорищева пустынь.

Царь даже сам ездил в монастырь Флорищева пустынь в поисках людей истинной веры и святых чудотворцев, способных, в том числе, помочь ему решить проблемы со слабым здоровьем. Специально для этого случая из Москвы через Вязники и далее напрямую через непроходимый лес была проложена дорога к монастырю Флорищева пустынь, которую стали называть Царской дорогой.

Как мы знаем из истории, царь Федор Алексеевич, всё равно, остался нездоровым человеком и умер в возрасте 20 лет (согласно предсказанию уже сожженного к тому времени протопопа Аввакума). Царь пережил Аввакума всего на две недели. А вот монастырь Флорищева пустынь вступил в эпоху своего расцвета.

Вот как это было:
«И пошла по белу свету слава об иноческом подвиге Илариона, его лесной обители. Часто посещал его гороховецкий воевода Петр Абрамович Лопухин и из Вязников — воевода Иван Павлович Языков. Именно Иван Павлович сблизил Илариона со своим знатным родственником Иваном Максимовичем Языковым, фаворитом царя Федора Алексеевича. Юный царь не мог не заметить как далеко уклонилась жизнь современных ему иноков в богатых монастырях от той, которая была в древности. Он видел недостатки в жизни настоятелей, их корыстолюбие, тщеславие, расчетливость при свидании с царем, отсутствие искренности. И вот со слов своего родственника, вязниковского воеводы Языкова, любимец царя Иван Максимович Языков докладывает государю, что в глухих лесных дебрях Флорищенских есть такая пустынь, где иноки осуществляют идеалы подвижнические и где настоятель — строгий подвижник Иларион.

Царский любимец, вероятно, не пожалел красок в своем рассказе о том, как строго ведут схимнический образ жизни пустынники в постоянных трудах, воздержании, кротости и послушании.

Федор Алексеевич заинтересовался ярким рассказом и пожелал увидеть Илариона. Желание это, вероятно, усиливалось и тем, что царствующий юноша в душе надеялся получить чудесное исцеление от своей изнурительной болезни (он с детства был физически немощным), благодаря молитвам благочестивого Илариона. Умный придворный Языков легко устроил свидание царю с подвижником из глухой обители. Он был в это время в Москве и находился у иконописца С. Ушакова, у которого всегда останавливался по приезду в столицу. Первое свидание царя с Иларионом произошло в январе 1677 года, вскоре появилась первая жалованная грамота Флорищевой пустыни. Долго продолжалась беседа пустынника с царем, которая послужила началом продолжительной дружбы между этими двумя людьми.

Вскоре Самодержец Всероссийский и сам пожелал посетить монастырь на Флорищевых горах. Государю чрезвычайно понравилась убогая обитель, она не была похожа на посещенные им ранее богатые монастыри и показалась ему, по словам летописца жития Илариона “яко рай едемский на вастоце насажденный”. И государь дает денег на постройку каменного храма. Прощаясь с Самодержцем, Иларион подарил ему искусно сплетенные монахами личные башмачки. Федор Алексеевич с благоговением принял реликвию и в свою очередь, по-царски, целым рядом жалованных грамот в 1678, 1679 и 1680 годах наградил обитель. Во время Турецкой войны (1672-1681 гг.) Федор Алексеевич прислал инокам во Флорищеву пустынь богомольную грамоту, в которой просил молиться их во славу русского оружия. Это еще более подняло престиж монастыря».Источник.

Сохранились старые изображения монастыря Флорищева пустынь. Конечно, они датированы намного-намного позже, чем описываемые нами события. Но эти изображения, всё-таки, хотя бы чуть-чуть погружают нас в атмосферу старины.

Вернемся к истории монастыря Флорищева пустынь:
«Бежали дни, на трон взошел Петр Алексеевич, а позже император Петр I. Его реформы сильно пошатнули благочестивые устои, традиции обители. Наполнилась она отставными, увеченными солдатами, число которых в России после войны с Польшей и Швецией было небывалым. На их содержание тратились монастырские доходы. Легко представить, что за дух принесли в монашеские кельи инвалиды, отставные солдаты и нищие.

Судьба распорядилась так, что в числе братии Флорищевой пустыни оказался сподвижник Петра — видный государственный деятель, князь Борис Алексеевич Голицын. Документы пока молчат, как все произошло. Что это — добровольное пострижение или принудительное заключение? Почему выбрана Флорищева обитель? Догадок можно строить много. Факт говорит только о том, что в начале 1713 г. воспитатель и любимец Петра I князь Голицын был пострижен в монахи Флорищевой пустыни под именем Боголепа, а затем монах Боголеп делает в пустынь богатые вклады. Он построил для себя на свои средства целый двухэтажный каменный корпус, который потом назвали Голицынский.

В этом же году Голицын скончался и был похоронен около соборного храма. На его могиле воздвигнута плита с надписью о дне смерти инока Боголепы и каменная палатка над этой плитой. В здании, где он жил, разместили монастырскую иконописную школу».Источник.

Авторы Игорь и Лариса Ширяевы. Ноября 2013г.

Продолжение: Флорищева пустынь. Современность.

Электронное СМИ «Интересный мир».

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *