Формирование и реализация государственной политики

Механизм государственной власти (механизм государства) представляет собой материализованное, непосредственное существование самого государства, это реальная организационно-материальная сила, располагая которой государство властвует.

Государство выполняет свои функции при помощи специального аппарата, представляющего собой материальную силу, посредством которого решаются поставленные задачи и достигаются определенные цели. Государственный аппарат – это совокупность органов государственной власти, представленная особым слоем людей, которых можно назвать государственными чиновниками или служащими и которые осуществляют профессиональную деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. Государственный аппарат в механизме государственной власти занимает центральное место.

Понятие государственного органа следует раскрывать через его признаки. Так, Д.Н. Бахрах выделяет общие признаки, характерные в целом для государственных органов:

«1) являются организованными коллективами;

2) являются автономными частями государственного аппарата;

3) осуществляют государственные функции, реализуют публичный интерес;

4) действуют от имени государства и в то же время от своего имени;

5) обладают собственной компетенцией;

6) несут ответственность перед государством за свою деятельность;

7) учреждаются государством;

8) их положение, структура и деятельность регламентированы правом».

Органы государства учреждаются в установленном законом порядке. Они наделяются государственно-властными полномочиями. Свою деятельность осуществляют от имени и по поручению государства. Государственный аппарат это система государственных органов и учреждений, связанных иерархической соподчиненностью и правомочных совершать действия, составляющие монополию государства. Особенностью государственных органов является то, что они обладают такими средствами и возможностями, которых не имеет ни одна другая организация, а именно государственно-властными полномочиями.

Полномочия – это есть соединение юридической обязанности органа с его правом. Государство, действуя через свои органы, возлагает на них определенные полномочия, т.е. определенные обязанности и соответствующие права. У государственного органа не существует прав в чистом виде, это не какие-то его привилегии, они возникают лишь в связи с необходимостью для данного органа выполнять возложенные на него обязанности. Более того, каждое конкретное право государственного органа выступает одновременно и в качестве его обязанности. Каждый орган государства характеризуется наличием определенной компетенции, т.е. кругом вопросов его ведения и совокупностью полномочий, взятых вместе.

Наряду с государственным аппаратом в механизм государственной власти включаются и некоторые формы непосредственной демократии (референдумы, выборы и т.д.), т.е. формы реализации государственной власти непосредственно населением.

Для обеспечения выполнения возложенных на государственный аппарат функций, он располагает необходимыми организационными и материальными средствами, в том числе и «вещественными придатками» для принуждения в случае необходимости к исполнению велений государства.

реализации целей и задач государственного управления.

Государственная политика — «политический цикл» — модели разработки государственной политики — виды государственной политики — теоретические подходы к изучению государственной политики — характеристики государственной политики — общественные проблемы — механизм определения политических целей и приоритетов — критерии выбора альтернатив государственной политики — политический анализ — анализ политических рисков -механизм выявления и управления рисками

Государственные структуры создаются для выполнения определенных задач, которые в той или иной степени связаны с разработкой и реализацией государственной политики. Можно сказать, что смысл существования государственного аппарата заключается в осуществлении намерений и воли политиков, воплощенных в ясную государственную политику в различных областях общественной жизни.

Государственная политика — это целенаправленная деятельность органов государственной власти по решению общественных проблем, достижению и реализации общезначимых целей развития общества или его отдельных сфер. Она является средством, позволяющим государству достичь определенных целей в конкретной области, используя правовые, экономические, административные методы воздействия, опираясь на ресурсы, которые имеются в его распоряжении. Политика должна быть открытой, конкурентной и ориентированной на результаты.

Общий план действий государственных органов для решения общественных проблем включает такие элементы, как разработка политической стратегии и целей, оценка затрат по альтернативным программам, их обсуждение, консультирование, выбор и принятие решения, мониторинг выполнения и т.д.

Основные цели государственной политики связаны с регулированием действий социальных групп, граждан и их организаций, что включает:

• защиту граждан, их деятельности и принадлежащей им собственности;

• обеспечение социальной активности;

• создание условий для производства товаров и услуг, необходимых для населения

Формирование и реализация государственной политики обычно имеют четыре этапа или, как иногда называют этот процесс, «политический цикл», состоящий из нескольких последовательных действий.

1-й этап — определение общественных проблем и целей политики (инициирование политики).

2-й этап — разработка и легитимация государственной политики (формирование политики).

3-й этап — осуществление и мониторинг государственной политики (осуществление политики).

4-й этап — оценка и регулирование государственной политики (оценка политики).

Если рассматривать данный процесс с точки зрения взаимосвязи общественных проблем и государства, то на первом этапе государство должно определить эти проблемы (проблемы для государства), на втором этапе — разработать стратегию и план их решения, а также законодательно закрепить (легитимировать) политику, на третьем этапе — осуществить мероприятия по решению этих проблем (государство для проблем), а на заключительном этапе — оценить результаты и наметить свои будущие действия (программа для государства)

Авторский коллектив: Васильева, Журавский, Кырлежев

Введение

Концепция государственной религиозной политики Российской Федерации представляет собой систему взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления эффективной политики в сфере государственно-конфессиональных отношений, свободы совести и вероисповедания с учетом многообразия форм присутствия религии в обществе.

Концепция основывается на признанных Российской Федерацией принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации, Конституции Российской Федерации, федеральном Законе «О свободе совести и о религиозных объединениях» (1997), Концепции национальной безопасности Российской Федерации (2000), других нормативных правовых актах России.

Концепция учитывает федеративный характер Российского государства, культурное и религиозное многообразие России.

Ряд российских конфессий сформулировали в своих социальных доктринах религиозное понимание государственно-конфессиональных отношений; однако светский характер государства определяет необходимость выработки концептуальных оснований религиозной политики Российского государства.

Причины отсутствия эффективной религиозной политики в России:

— рассогласование, в силу объективных исторических обстоятельств, федеральной и региональной политики по отношению к религиозным объединениям;

— неразработанность категориального аппарата, а также методики для анализа и оценки современных религиозных процессов в России;

— отсутствие системности в действиях органов государственной власти, ответственных за сферу государственно-конфессиональных отношений;

— доминирование в заключениях экспертного сообщества правозащитного подхода, либо подходов, характерных для религиозных социальных концепций;

— отсутствие механизмов ответа на вызовы со стороны негативных, экстремистских проявлений религиозной и псевдорелигиозной активности;

— ограничение государственной религиозной политики сферой исключительно государственно-конфессиональных отношений, понимаемых как взаимодействие между государственными органами и религиозными организациями.

Определение религиозной политики, ее цель и задачи

Религиозная политика есть система действий светского государства в сфере государственно-конфессиональных отношений, свободы совести и вероисповедания с учетом многообразия форм присутствия религии в обществе.

Целью государственной религиозной политики является создание благоприятных условий для позитивного, неконфликтного развития религиозной жизни в стране и укрепления стабильности российского общества.

Религиозная политика направлена на обеспечение фундаментальных, международно признанных прав граждан на свободу совести и вероисповедания, а также на сохранение и развитие исторически сформировавшихся религиозных традиций народов России.

Религиозная политика государства осуществляется в национальных интересах Российской Федерации, ради блага ее граждан и общества в целом и с целью противодействия угрозам национальной безопасности России. Национальные интересы России, в данном случае, заключаются в согласовании прав человека, исторических религиозных традиций народов России и необходимости укрепления Российского государства.

Религиозная политика Российской Федерации строится с учетом того, что развитие новой российской государственности происходит в контексте мировых, глобальных процессов и вызовов современности.

Задачи религиозной политики

В правовой сфере:

— обеспечение конституционного права личности на свободу совести и свободу вероисповедания;

— совершенствование законодательства в области реализации свободы вероисповедания;

— приведение в соответствие федерального и регионального законодательств с учетом особенностей религиозной ситуации в субъектах Российской Федерации;

— регистрация и контроль за уставной деятельностью религиозных объединений в той части, которая выходит за рамки канонического устройства и культовой практики.

В культурной сфере:

— учет федеральными и региональными органами государственной власти, осуществляющими религиозную политику, этнокультурного и религиозного многообразия России;

— защита духовно-нравственного наследия и исторических религиозных традиций народов России (в соответствии с Концепцией национальной безопасности РФ);

— осуществление мер, направленных на наиболее полную реализацию духовного, нравственного и миротворческого потенциала религиозных традиций народов России.

В социальной сфере:

-осуществление мер по утверждению в обществе уважительного отношения к чувствам верующих и неверующих, толерантности и веротерпимости;

— создание условий для социализации религиозности и религиозных сообществ;

— осуществление социального партнерства государства и религиозных объединений в целях содействия общественно значимой деятельности конфессиональных сообществ;

— реализация эффективных мер по «противодействию проявлениям религиозного экстремизма и культурно-религиозной экспансии» (в соответствии с Концепцией национальной безопасности РФ), осуществляемой с территорий иностранных государства;

-предотвращение распространения в информационной сфере материалов, направленных на разжигание межрелигиозной розни, пропаганду идей религиозного экстремизма, нетерпимости и антисоциальной деятельности.

Основные категории религиозной политики

«Российская Федерация — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом» (Конституция РФ, ст. 14).

Светскость государства означает, что государство: не использует в качестве официальной никакую религиозную идеологию; обеспечивает равные права граждан на реализацию свободы совести и вероисповедания, так как не ассоциирует себя ни с какой религией.

Государственно-конфессиональные отношения — это часть религиозной политики государства, представляющая собой совокупность взаимодействий государственных органов, с одной стороны, и религиозных объединений (включающих зарегистрированные в законном порядке религиозные организации и незарегистрированные религиозные группы), с другой.

Государственно-конфессиональные отношения регулируются Конституцией РФ, Законом РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (1997) и другими международными и российскими законодательными актами в части, касающейся правового, имущественного и иных статусов религиозных объединений.

Помимо государственно-конфессиональных отношений религиозная политика включает в себя акции и реакции государства на различные проявления религиозности, как индивидуальной, так и общественной.

Религиозность есть качество индивида и группы, выражающееся в совокупности религиозных свойств сознания, поведения, отношений.

Общественное проявление религиозности — это присутствие в общественном пространстве, непосредственное и опосредованное влияние на общественное и массовое сознание религиозных представлений, символов, нравственных норм, социокультурных традиций, обрядовых предписаний, а также религиозных доктрин, касающихся социально-политического, культурного, национального развития общества и государства.

Проявления религиозности в общественном сознании не противоречат принципу, согласно которому религия отделена от государства, но не отделена от гражданского общества. Государство со своей стороны способствует формированию условий для самоорганизации гражданского общества, в развитии которого принимают участие как светские, так и религиозные сообщества, религиозные и нерелигиозные члены российского общества.

Осуществление эффективной религиозной политики светского государства предполагает различение светского и религиозного.

Светское (секулярное) — это понятие, с помощью которого явления общественной, политической и культурной жизни характеризуются как нерелигиозные, то есть такие, в которых религиозный фактор не является определяющим.

Религиозное в широком смысле — это понятие, которое охватывает как собственно религиозные явления (исповедание религиозной веры, совершение религиозных ритуалов, распространение религиозных учений и представлений, религиозное воспитание и т.д.), так и явления, для которых религиозный фактор является определяющим (религиозная культура, религиозная философия, религиозное искусство, религиозное право, религиозная мораль, религиозный быт, религиозные символы) или вспомогательным (связь религиозного и этнического, религии и культуры).

Секуляризм есть система представлений (или идеология), согласно которым проявления религиозности должны быть ограничены рамками частной жизни граждан и деятельности религиозных объединений.

Клерикализм есть идеология вмешательства религиозных деятелей и конфессиональных институтов в осуществление государственной политики, борьба за присвоение властных полномочий, принадлежащих представителям государственной власти.

Одной из задач государственной религиозной политики является согласование, а не противопоставление светского и религиозного, недопущение использования в качестве официальной идеологии секуляризма или клерикализма.

Методологические основания религиозной политики

Государственная религиозная политика вырабатывается с помощью трех методологических подходов к сфере религиозности: правового, культурологического, социологического.

Использование трех взаимодополняющих методологических подходов позволяет учитывать многообразие форм присутствия религии в обществе. Формируя свою религиозную политику, государство различает религиозные объединения, действующие в правовом поле, разнообразные проявления религиозности в социальной, политической сфере и религиозную составляющую культурных традиций народов России.

Через правовой подход государство обеспечивает реализацию конституционных прав граждан на свободу совести и вероисповедания и регулирует отношения с религиозными объединениями в соответствии с нормами светского права. В данном случае религия определяется посредством закрепления в законе:

— права граждан иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними;

— свойств религиозной организации и религиозной группы: наличие вероисповедания, совершение богослужения и других религиозных обрядов и церемоний, обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

Культурологический подход позволяет государству определить религиозную составляющую в культурных традициях народов России, опознать религию как культурную традицию (доминирующую в общероссийском или региональном масштабе) или культурную инновацию.

Культурологический подход выявляет религиозное в его сопряженности с этнокультурным, позволяет увидеть сложную взаимозависимость различных факторов: религиозного, этнического, культурного. В рамках этого подхода государство учитывает сложную иерархию идентичностей человеческой личности. При таком подходе становится понятным феномен культурной сопричастности к религии.

В своей религиозной политике государство учитывает, что помимо культурных традиций, имеющих длительную историю, на территории Российской Федерации существуют и развиваются новые формы религиозности, являющимися новыми для народов России религиозными субкультурами (таковы, например, новые религиозные движения иностранного и российского происхождения, неопротестантские деноминации и неоориенталистские религиозные течения).

Субкультура — это система норм и ценностей, которая отличает культуру определенной группы от доминирующих культур. Под религиозной субкультурой понимается общность (община, система общин), членов которой объединяют мировоззренческие установки, нравственные представления, поведенческие ориентиры, способы внутри- и внеобщинных отношений, языковые особенности, формируемые под определяющим воздействием религиозного учения и практики.

В своей религиозной политике государство учитывает, что религиозные субкультуры могут быть как традиционными для России (например, старообрядчество), сопряженными с этнокультурным фактором (например, языческие традиции народов России), так и новыми. В свою очередь, новые религиозные субкультуры могут быть российского или иностранного происхождения.

Уважая доминирующие религиозные культуры, государство с особой заботой относится и к религиозным субкультурам как традициям меньшинства, чьи права должны быть защищены в соответствии с ценностями демократического и правового государства.

Через социологический подход государство учитывает проявления религиозности в общественной жизни, в том числе в политической сфере. В рамках этого подхода государство реагирует на проявления религиозности в сфере общественно-религиозных отношений, то есть в сфере отношений между общественными организациями и религиозными объединениями. В сфере общественно-религиозных отношений, в частности, осуществляется обсуждение религиозных представлений по социально-политическим вопросам, выработанных в социальных доктринах религиозных организаций.

Проявления религиозности, опознаваемые через социологический подход, имеют место:

— в информационной сфере (как в светских СМИ, публикующих материалы о религии, так и в конфессиональных СМИ);

— в светских (государственных, муниципальных и негосударственных) образовательных учреждениях (лицеях, гимназиях, школах);

— в идеологии и деятельности политических и общественных организаций;

— в общественных мероприятиях религиозного, общественно-религиозного и религиозно-политического характера, инициированных гражданами или общественными объединениями (фестивали, демонстрации, конференции, митинги, публичные дискуссии и пр.).

Данный подход позволяет государству содействовать:

— реализации социального партнерства государства и религиозных объединений в целях содействия общественно значимой деятельности конфессиональных сообществ;

— позитивной деятельности религиозных сообществ и отдельных верующих по совместному с обществом противодействию деструктивным, асоциальным (в том числе экстремистского характера) проявлениям религиозности;

— предотвращению распространения материалов, направленных на разжигание межрелигиозной розни, пропаганду идей религиозного экстремизма, нетерпимости и антисоциальной деятельности;

— социализации религиозности.

Социализация как комплексная задача религиозной политики государства

Государство признает в качестве угроз национальной безопасности, общественной стабильности и правам человека следующие тенденции и процессы деструктивного характера:

— межрелигиозные конфликты и разжигание межрелигиозной розни;

— нарушение прав граждан РФ со стороны ряда религиозных организаций и групп;

— использование религиозного фактора в политических целях движениями изоляционистского, сепаратистского и экстремистского характера;

— негативное влияние иностранных религиозных организаций и миссионеров, культурно-религиозную экспансию, осуществляемую с территорий иностранных государств и проявления религиозного экстремизма внутри страны (согласно Концепция национальной безопасности РФ).

Государство сознает, что эффективная борьба с этими негативными и деструктивными явлениями возможна только в условиях консолидации общества, при широком и конструктивном участии в этом процессе религиозных объединений и верующих граждан.

Для обеспечения общественной стабильности и позитивного неконфликтного развития религиозной жизни в стране государство в рамках своей религиозной политики создает условия для социализации религиозности и религиозных сообществ.

В рамках осуществления государственной религиозной политики социализация религии понимается как система действий государства, направленных на создание условий для вовлечение религиозных сообществ и верующих граждан в построение гражданского общества, преодоление религиозного изоляционизма, экстремизма, клерикализма и других негативных тенденций, утверждение толерантности и веротерпимости в светской и религиозной среде.

Одним из способов социализации является установление социального партнерства государства и конфессий, а также религиозных, межрелигиозных и общественных организаций. Целью такого социального партнерства является укрепление общественнойстабильности посредством реализации духовно-нравственного и миротворческого потенциала религиозных традиций народов России, религиозных объединений и граждан.

Факторы и условия эффективной религиозной политики государства

Эффективность государственной религиозной политики обеспечивается ориентированностью на соблюдение демократических принципов, прав и свобод граждан, а также на защиту национальных интересов и укрепление общественной стабильности.

Необходимыми условиями эффективной религиозной политики являются:

— системный подход к выработке инструментов и механизмов религиозной политики;

— согласованность и координация принимаемых решений на федеральном и региональном уровнях;

— наличие единого центра выработки религиозной политики и ее конкретных инструментов;

— наличие информационно-аналитического и экспертного обеспечения религиозной политики;

— осмысленная кадровая политика, в том числе в области повышения квалификации государственных служащих, занятых в реализации религиозной политики;

— обеспечение государством прямого диалога религиозных конфессий с государственной властью;

— эффективное межрелигиозное взаимодействие в масштабе РФ, направленное на социально значимую деятельность и укрепление согласия и стабильности в обществе.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *