Фрейд

Жизнь многообразна и одной из ее важнейших составляющих является внутренний мир человека. Но, несмотря на то, что он был и остается загадкой, попытки его понять продолжаются. Кто-то хочет видеть мотивы других людей, кто-то – помочь близкому преодолеть душевные травмы, кто-то – научиться разбираться в людях, а кто-то – лучше понимать тех, кто рядом. И более всего приблизиться к реализации этих целей помогает психология, ведь именно она изучает человеческую природу. Однако вставший на путь изучения психологии должен быть готов к серьезному труду и кропотливой работе. Одной же из самых серьезных проблем здесь является начало. И мы хотим рассказать вам о том, с чего начать изучение психологии самостоятельно.

Психология: начало изучения и принципы психолога

Первым и, пожалуй, наиболее важным шагом на пути самостоятельного изучения психологии станет понимание того, для чего и зачем вам вообще нужно изучать психологию. В первую очередь необходимо осознать и осмыслить личные мотивы. Что вас мотивирует:

  • Изучение детской психологии?
  • Правильное воспитание детей?
  • Улучшение отношений с окружающими?
  • Построение гармоничной семьи?
  • Достижение успехов в деловой сфере?
  • Помощь людям в решении проблем?
  • Желание личностно расти и развиваться?
  • Получение новой профессии?

Причин, по которым возникает желание освоить основы психологии, может быть множество, и каждый должен определить их сам, погрузившись внутрь себя. Психология – это умение работать с внутренним миром человека, и начинать нужно с себя.

Другой стороной этого вопроса является этическая: вы хотите изучать психологию для себя и улучшения своей жизни или чтобы научиться воздействовать на окружающих? Второе может показаться менее этичным, все-таки здесь затрагиваются отношения с другими людьми. Но психология обладает уникальным свойством менять сознание того, кто ее изучает. И даже если это начинает делать «плохой» человек, велика вероятность того, что эта наука сделает его лучше, и он переоценит и себя, и свои мотивы, и свои поступки. Если вам удастся пробраться через дебри психологии и вы проникнетесь ею, вы обязательно придете к пониманию, что это наука не просто гуманитарная, но и гуманистическая – она обращена к личности, ее интересам, свободам и правам, и она любит человека. Изучая психологию, человек сам становится человечнее.

Но все же мы должны указать на несколько принципов, которых обязан придерживаться любой психолог как при работе с собой, так и при работе с другими:

  • Компетентность. Как психолог, вы не должны заниматься тем, в чем не разбираетесь, браться за то, чего не умеете. Вам дозволено только то, что входит в круг ваших обязанностей, как специалиста, и только то, что не идет вразрез с этическими нормами. Кроме того, нельзя предлагать людям свою помощь, лишь начав изучать психологию.
  • Безоценочность. Принимать любого человека нужно таким, какой он есть. Ни в коем случае нельзя «чесать всех под одну гребенку» и навешивать ярлыки. Люди, к которым относятся так, навсегда закрывают доступ в свой внутренний мир.
  • Добровольность. Вы не имеете права принуждать кого-либо взаимодействовать с вами или навязывать свою точку зрения. Каждый по своему собственному желанию принимает решение, работать ему с психологом или нет.
  • Конфиденциальность. Абсолютно все, что вы узнаете о других людях, должно оставаться только между вами и ими. Разглашать информацию и выносить ее на всеобщее обозрение не допускается.
  • Бескорыстность. Все, что вы узнаете о тех, с кем будете работать, нельзя применять с целью заработка или получения другой выгоды, со злым умыслом и т.п. В противном случае можно нанести непоправимый урон другому человеку, а также заработать себе нелицеприятную репутацию.

Разбираясь, с чего начать изучение психологии личности, мы не можем не сказать, что начинающий психолог должен неустанно работать над собой и развивать в себе необходимые качества. Не познав себя, вы никогда не сможете приблизиться к познанию кого-то еще.

Науку о человеке невозможно постичь, если нет любви к человеку. А эта любовь проявляется в искренности, способности поставить себя на место другого и представить его эмоции и чувства. Не менее важно обладать способностью к саморефлексии и самоанализу – умениям, позволяющим разбираться в своих собственных состояниях и действиях.

Еще одним ключевым моментом для новичка в психологии является развитие осознанности. Это незаменимое качество помогает лучше воспринимать происходящее вокруг и свое окружение, налаживать контакт, понимать себя, решать проблемы и эффективно работать с собственными тревогами, страхами, комплексами.

Не будет лишним сказать также и о соблюдении определенной дистанции при общении психолога с другим человеком. Только находясь на некотором расстоянии от клиента (физическом, психологическом, эмоциональном), психолог может объективно взглянуть на состояние своего собеседника и распознать его внутренний настрой.

Конечно же, есть немало других принципов и правил теоретической и практической психологии, но все они, так или иначе, приводят нас к одному выводу. Изучение и применение психологических знаний должно быть полезным не только для исследователя, но и для всех других людей, с кем этот исследователь взаимодействует.

Думаем, что вам будет полезно и это видео, где вкратце рассказывается, с чего начинать изучение психологии самостоятельно. После его просмотра мы переведем разговор в более практическую плоскость.

Изучение психологии: основы и база знаний

Не важно, чему вы хотите в дальнейшем посвящать время – уделять его изучению детской психологии, психологии личности или социальной психологии – в первую очередь необходимо усвоить основы. Другими словами, начинать нужно с освоения азов, и все они содержатся в базовом курсе этой науки – общей психологии.

Общая психология теоретически и экспериментально исследует закономерности, по которым возникает, развивается и функционирует человеческая психика. В этом разделе представлены общие понятия, термины, критерии, принципы, методы и законы психологии. Лишь разобравшись в них и получив базовые знания, человек будет способен оперировать ими, выносить собственные суждения, осмысленно решать проблемы и изучать другие разделы, которые включает в себя психология.

Начало обучения происходит с книг. Литературы на эту тему существует просто невероятное количество. Примером замечательной книги служит учебник известного советского и российского психолога Роберта Семеновича Немова. Он так и называется – «Психология. Книга 1. Общие основы психологии».

Вы можете смело к нему обращаться, ведь его используют для обучения в вузах студентов. Перечислять все мы, конечно, не будем, но скажем, что из этой работы вы узнаете о предмете психологии, ее задачах, методах и историческом развитии (в краткой форме). Познакомитесь с понятиями внимания, деятельности, мышления, ощущения и восприятия, памяти, воображения и речи, характера и темперамента, способностей, эмоций, мотивации, общения, воли. Также есть раздел, посвященный интимным межличностным отношениям.

Прочитав эту книгу, вы уже сможете сказать, что знаете, что такое психология. Но на этом, естественно, останавливаться нельзя. Помимо вышеназванного учебника, есть масса других прекрасных учебных пособий по психологии, и они вполне подойдут для начала обучения. Это работы столпов мировой психологии: Альфреда Адлера, Карла Густава Юнга, Карен Хорни, Эриха Фромма и, безусловно, Зигмунда Фрейда.

А вот несколько относительно более легких книг, которые пригодятся в самом начале:

  • Сергей Рубинштейн «Основы общей психологии»
  • Юлия Гиппенрейтер «Введение в общую психологию»
  • Геннадий Старшенбаум «Энциклопедия начинающего психолога»
  • Александр Морозов «История психологии»
  • Анатолий Маклаков «Общая психология»
  • Пол Клейнман «Психология. Люди, концепции, эксперименты»
  • Алла Болотова «Перспективные направления психологической науки»

Наряду с базовой информацией, в учебниках вы встретите много интересных, необычных и даже поражающих воображение вещей, о которых не знали раньше. И почти все это пригодится вам на практике и принесет пользу.

Как только общая психология будет более-менее освоена и ваш уровень возрастет, беритесь за другие разделы науки. Так, есть смысл посвятить время изучению истории психологии и узнать, какие существуют психологические направления, например гештальт-психология, бихевиоризм, психоанализ и т.д. Вы обязательно будете сталкиваться со ссылками на первоисточники, поэтому обращайтесь и к ним, ведь большинство таких работ принадлежит выдающимся деятелям психологии, признанным мировым научным сообществом.

Хорошим продолжением станет знакомство с ответвлениями психологической науки, такими как конфликтология, психология личности, психология мотивации, организационная психология, возрастная психология, социальная психология, семейная психология. Сюда же относится и изучение детской психологии.

Тут уже можно говорить о личных интересах и намечать пути дальнейшего движения. Выбирайте направления, которые более всего интересны вам с практической стороны или актуальны на сегодняшний день. Находите литературу (в том числе и авторские работы), где подробно описываются конкретные проблемы, полезные практические рекомендации, советы, техники и упражнения. Это источник, откуда вы будете черпать то, что впоследствии будете применять на практике.

Большинство учебников и учебных пособий можно без проблем найти в свободном доступе в Интернете и традиционных библиотеках. Но мы все-таки рекомендуем приобретать литературу для себя в книжных магазинах – к ней всегда легко обратиться, можно делать закладки и записи, не нужно рыскать глазами по экрану в поиске нужной заметки.

Важное дополнение к поиску литературы: сегодня, как мы и сказали, есть тысячи книг по психологии, и очень важно отличать стоящие труды от дилетантских. Поэтому, заинтересовавшись какой-то книгой, обязательно узнайте все о ее авторе. Желательно обращаться к работам профессиональных психологов с опытом работы не менее десяти лет, а также имеющих авторитет и вес в научных кругах. Касаемо психологии, преимущественно такие авторы достойны, чтобы опираться на их идеи и книги.

И еще несколько слов о книгах: психология тесно взаимосвязана с социологией и философией, поэтому, если позволяет время, читайте книги и по этим направлениям. Они будут способствовать формированию гуманитарного мышления, необходимого для освоения психологических основ. В то же время не забывайте, что много полезной психологической информации содержится в художественной литературе. Есть немало писателей, которые отлично анализируют природу поступков, мотивов и вообще внутреннего мира людей. К тому же чтение таких книг разбавит атмосферу и отвлечет от сугубо научных трудов.

Небольшой список художественно-психологической литературы:

  • Донна Тартт «Щегол»
  • Людмила Улицкая «Искренне ваш, Шурик»
  • Стивен Кинг «Темная башня»
  • Бернар Вербер «Тайны богов»
  • Фабио Воло «Мое большое маленькое Я»
  • Рэй Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»
  • Ганс Фаллада «Каждый умирает в одиночку»
  • Айн Рэнд «Атлант расправил плечи»
  • Франсуа Саган «Сигнал к капитуляции»
  • Герман Гессе «Сидхартха»

Было бы неправильным обойти вниманием русских классиков. Психологические темы замечательно раскрываются в творениях А. И. Куприна, Ф. М. Достоевского, А. С Пушкина, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, И. С. Тургенева и других известных авторов.

Помимо всего прочего, не приминайте пользоваться Интернетом – на бескрайнем информационном пространстве есть куча публикаций и ресурсов, посвященных психологии, среди которых имеются и сайты разных образовательных учреждений. Обратите внимания на такие электронные издания:

  • Журнал «Psychologies»
  • Журнал «Экзистенциальная и гуманистическая психология»
  • Журнал «Экспериментальная психология»
  • Издание «Российский психологический журнал»
  • Издание «Психологическая газета»

Авторами материалов на этих ресурсах часто являются квалифицированные сотрудники институтов и университетов, а сами статьи носят научный характер. Но есть и публикации, рассчитанные на широкого читателя.

Теперь же давайте рассмотрим еще один вопрос на тему того, с чего начать изучение психологии личности. Хотя, по сути, здесь речь пойдет больше о том, как вы хотите это делать.

Изучение психологии: формы обучения

Выбор формы обучения играет не менее важную роль в изучении психологии, чем все остальное. Но зависит это от того, какую цель вы изначально перед собой поставили. Если ваша задача – полноценное изучение детской психологии, реальная практика, работа психологом в государственном или коммерческом учреждении, лучшим выбором, безусловно, станет вуз, где можно освоить соответствующую специальность. Обучением там занимаются профессиональные преподаватели, студентов обеспечивают самой разной практикой, знания даются в четкой систематизированной форме, проверенной десятками лет.

Если же задача состоит в том, чтобы просто научиться лучше разбираться в людях, понимать особенности человеческой личности, овладевать навыком самопомощи и помощи близким в сложных жизненных ситуациях, или просто саморазвитие и повышение уровня своего образования и интеллекта, вполне подойдут и самостоятельные занятия.

Сегодня постоянно проводятся тренинги и семинары по обучению психологии для неспециалистов, организуются курсы и другие образовательные мероприятия. В книжных магазинах и Интернете можно найти немало достойных самоучителей, учебных пособий, программ и других материалов, из которых любой желающий может узнать основы психологии и взять для себя то, что ему нужно.

Особое внимание мы хотим обратить и на наш собственный бесплатный курс «Психология человека». Он посвящен основным разделам психологической науки, таким как общая психология, методы психологии, психология личности, мотивация, психология развития и социальная психология. Также из него можно узнать о лучших книгах и учебниках, множестве психологических эффектов, интересных экспериментах и играх. А после прохождения курса предстоит сдать два экзамена: один – по теории, второй – по практике.

Таким образом, изучить психологию самостоятельно может каждый. Единственное, что нужно понимать, – это то, что освоить эту поистине потрясающую науку за пару дней, недель или месяцев не получится. Во-первых, сделать это не позволит колоссальный объем информации, которую нужно прочитать, изучить и понять. Во-вторых, полученные знания обязательно придется применять на практике, что тоже требует немалого времени. И, в-третьих, само направление психологической науки непрестанно развивается, становится шире и многогранней, а это значит, что нужно постоянно обновлять свою базу знаний, изучать новые тенденции и шагать в ногу со временем.

Если вы твердо решили начать изучать психологию, не исключено, что вы посвятите ей всю свою жизнь. Но это достойный путь, проходя который вы будете становиться лучше, умнее, опытнее и мудрее. Так что анализируйте жизнь и людей, наблюдайте, выстраивайте причинно-следственные связи, задавайте вопросы и ищите на них ответы. Изучение психологии – начало новой жизни, и эта жизнь достойна того, чтобы ее прожить.

В завершение предлагаем вам узнать о пользе изучения психологии для человека еще больше. Отдохните от чтения, расслабьтесь и уделите час своего времени просмотру видео с участием психолога, доктора психологических наук, психотерапевта Европейского и Всемирного реестров, автора свыше тридцати книг и учебных пособий Сергея Викторовича Ковалева.

Ключевые слова:1Самопознание

2. Основатели психоанализа

2.1. Фрейд и Абрахам

Фрейд – основатель психоанализа

Конечно, в психоанализе Фрейд занимает первое место. Он хотел разгадать загадку истерии. С естественно-научной точки зрения, неврологические причины в форме органических повреждений нервной системы можно было исключить. Может быть, причины были в «психической» сфере? Это позволило выйти на новый уровень исследований – психологический, который, правда, вскрыл огромные гносеологические проблемы, так как психические процессы недоступны для прямого наблюдения. Представление о них можно составить только на основе косвенных признаков, аналогично тому, как сделать выводы об электричестве можно лишь опосредованно, через его воздействие.

Но создание психоанализа стало делом не одного только Зигмунда Фрейда. Тем или иным образом в нем участвовали Шарко, Брейер и, прежде всего, Вильгельм Флис. В период с 1887 по 1904 г. Фрейд вел оживленную переписку с Вильгельмом Флисом (Freud, 1985c). В эти годы Фрейд, так сказать, в диалоге со своим другом открыл важнейшие принципы психоанализа: происхождение неврозов, возникновение страха, защитных неврозов, архитектуру истерии, невроза навязчивых состояний и паранойи.

Протоколы «Психологического общества по средам», заседания которого проходили в квартире профессора Фрейда, были изданы в четырех томах Германом Нунбергом и Эрнстом Федерном (Nunberg & Federn, 1976–1981). Они охватывают период с 1906 по 1918 г., в них входят протоколы всех заседаний Венского психоаналитического объединения.

Там были прочитаны доклады, которые до сих пор представляют интерес, например доклад Отто Ранка о драме инцеста, Альфреда Адлера об органической основе неврозов, Вильгельма Штекеля о причинах нервозности, доклады о вышедших новых книгах, о литературе и клинических случаях. «Ecce homo. Как становятся самим собой» Ницше обсуждали так же бурно, как и клинические феномены, психологию марксизма, творчество Генриха фон Клейста и (не в последнюю очередь) предполагаемый вред от мастурбации.

Фрейд представлял свои недавно написанные работы, на которые получал ответную реакцию группы; он детально останавливался на инициативах членов группы. При таком подходе открытия психоанализа не казались исключительно результатом размышлений одного лишь его основателя. Зигмунд Фрейд выступал, скорее, от имени группы коллег с обобщением результатов дискуссий. В группе были и люди с тяжелым характером, но смекалистые и «светлые головы», которые, как Карл Абрахам, Отто Ранк, Альфред Адлер, Эдуард Хичман, Исидор Задгер, Вильгельм Штекель, Фриц Виттельс, примкнули к Зигмунду Фрейду из чистого любопытства. Позднее к ним присоединились Шандор Ференци, а также Людвиг Йекельс, Виктор Тауск, Теодор Райк, Ханс Закс, Герберт Зильберер и Альфред Фрайхер фон Винтерштайн. А еще позднее в обществе появлись Лу Андреас-Саломе, Зигфрид Бернфельд, Людвиг Бинсвангер, Хелене Дойч, Отто Фенихель, Гермина фон Хуг-Хелльмут, Ганс Лямпль, Карл Ландауэр, Герман Нунберг, Отто Петцль и Эдуардо Вайс, а также некоторые менее известные лица; все они приносили на обсуждение в Психологическое общество по средам свои оригинальные работы.

Чтение протоколов общества дает живое представление о том, насколько активно его участники боролись за правду, насколько научно и строго они вели дискуссии. С Психологического общества по средам начинается психоаналитическое движение, призванное сохранять и развивать психоаналитическое учение. Решительность, с которой Фрейд защищал сексуальное происхождение наших желаний, например, в «Толковании сновидений» (Freud, 1900а), стоила ему не одной дружбы. В 1903 г. произошел его разрыв с Вильгельмом Флисом из-за споров о концепции бисексуальности. После «Толкования сновидений» одна за другой вышли «Психопатология обыденной жизни» (Freud, 1901b), основополагающая статья «Психоаналитический метод Фрейда» (Freud, 1904а), «Остроумие и его отношение к бессознательному» (Freud, 1905с), «О психотерапии» (Freud, 1905a), «Три очерка по теории сексуальности» (Freud, 1905d) – захватывающие и удивительно откровенные работы.

Фрейд был известен широким слоям общественности, хотя отношение к нему было очень разным. Многие медицинские авторитеты не принимали его теории, а другие, например Эйген Блейлер (Цюрих), принимали психоанализ, хотя и с оговорками. Так что у Фрейда были все основания искать новых друзей, и он находил их. Карл Густав Юнг входил в их число, как и Альфред Адлер и Вильгельм Штекель.

Вплоть до сегодняшнего дня не прекращаются нападки на психоанализ, причем по многим причинам: из-за его якобы ненаучности, из-за отсутствия доказательств достигаемых результатов, из-за трудностей в овладении им, из-за его метода, который нелегко подтвердить результатами объективных исследований, из-за «сектантского» характера его организации, но прежде всего, конечно, из-за его неутешительных выводов об истинной природе человека.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Комплексы — специфические баги сознания, получаемые в процессе развития личности. Верные друзья любого битарда, благодаря которым он и является постоянным посетителем имиджборд и не может быть альфа-самцом.

Комплексы обычно понимаются как нечто гадкое, что делает из человека-няшки склизкое, зелёное, тупое бесчеловечное создание.

На самом деле, комплекс (лат. complex — связь, сочетание) — это совокупность часто связанных между собой психических явлений. Так, например, Эдипов комплекс — это совокупность таких явлений, как:

  • любовь к матери,
  • ненависть к отцу,
  • вытеснение двух предыдущих фактов в бессознательное.
  • ?????
  • COMPLEX!

Так что может существовать даже комплекс доброго, хорошего человека, который не имеет ничего общего с Эдиповым комплексом (который является прообразом всех комплексов в сознании быдла от психологии), но такие комплексы никого не волнуют.

Дискасс?

«

Детские комплексы. Да, они рулят нашей жизнью. Какой родители дали нам багаж, с теми папкиными и мамкиными чемоданами мы подходим к порогу взрослой жизни. Тут конечно дело каждого, кто как распрядится этим барахлом. Ну и надо сказать, что чемоданы бывают набиты весьма неравномерно. У кого-то истлевшие тряпки, у кого-то ненужный хлам, у кого-то комплект для выживания или нужные для работы инструменты

«
gutta-honey/219704

Комплекс — это обоюдоострое лезвие эмоций — в равной мере как убивающее психику, так и приносящее своему обладателю пользу (ибо, всем известно, что не все йогурты одинаково вредны). Обыватели, в силу своей природы, обычно грешат неоправданным сужением понятия, которое сводится к конкретному комплексу неполноценности, так же легко, как аффект — к состоянию, в котором можно нечаянно (а главное невозбранно!) ёбнуть швею Зинаиду. Ну, а сам психоанализ у интеллектуального большинства людей ассоциируется только с решением психических проблем средствами и методами альтернативной медицины.

Общепринято называть автором идеи комплексов Фрейда. Но как намекает нам предыдущий абзац — это опять-таки индукция. Папеле Зигмунд имеет к современному пониманию комплексов примерно такое же отношение как средневековые алхимики к промышленной химии.

Концепцию породило следующее за Зигмундом поколение мозговедов. Среди них оказался очень почитаемый ныне (да и тогдашними властями) Карл Густав Юнг. Который в свою очередь позаимствовал это слово из лексикона психиатра и своего учителя Блейлера (который ещё и первым начал называть шизофрению шизофренией).

Юнговские (и других психологов, последователей гуру) работы говорят, что комплексы — это окуклившаяся в межушном ганглии установка на шаблон. Ещё проще — это то, чем обрастает любая сильная эмоция. В случае продолжительной негативной эмоции, не имеющей выхода (застойный аффект), комплекс подобен спусковому крючку или любимой мозоли. Целенаправленное и равноускоренное воздействие на него делает возможным извлечение геометрически растущих тонн лулзов, и даже может сподвигнуть субъект на героические поступки. Впрочем, в бытовых условиях этот механизм приводит лишь к небольшим и незначительным последствиям. При положительной же эмоции (стенический аффект) — человек получает «тефлоновое покрытие», становится оптимистом, похуистом или стрессоустойчивым интровертом.

Как аргумент в Специальной Олимпиаде

Аргумент «у тебя комплексы» — один из наиболее частых и грязных. Является вариантом некорректного перехода на личности, так как отсутствие или присутствие комплексов зачастую не имеет прямой связи с истинностью утверждений собеседников. Например, можно сказать, что бедного Чурляева ущемляют не из-за объективной нелогичности его теорий, а из-за комплексов членов РАН — ведь там наверняка нерды и ботаны, слабые телом.

Кстати, учение имени Фрейда само по себе не считается научным и даже приводится Поппером в его инструкции к детектору шарлатанов. Суть в том, что помимо научных-но-ложных теорий (которые легко опровергнуть, вроде «все собаки черные» — доставить собаку другого окраса) есть и антинаучные, который вообще нельзя опровергнуть или подтвердить («у каждой собаки в подсознании пятьдесят сепулек, из-за чего диаметр их астральных импульсов может достигать шесть километров» — нынешняя техника не позволяет смотреть чужое сознание, равно и как находить «астральные импульсы»). Так вот — психоанализ относится ко вторым. И это можно использовать.

Оппонент закурил сигару? Да он же мечтает быть хуесосом. В детстве был послушным ребенком? Мечтает выебать своего отца. Оделся в черным костюм? Черный цвет говорит о подавленном сексуальном влечении к старой черной собаке, с которой в детстве играл в деревне. При должных скиллах можно кому угодно приписать что угодно. И представить в качестве аргумента, почему все должны насрать на мнение этого человека. Интересно, что многие на это ведутся.

Что характерно, схожим образом можно троллить и большинство иных направлений психолухов, например социоников, приписывая им «непопулярные» психотипы.

Комплекс неполноценности

Тревожное расстройство личности

Неми раскрывает суть

Комплекс неполноценности, в свою очередь, в силу народной этимологии, упрощается до расстройства личности, которое в психологии называется тревожным, уклоняющимся или избегающим. Правда ныне дохуя завсегдатаев этих ваших интернетов таки боятся, уклоняются и избегают. Тру-кащениты (а, кстати, где они кто это?) должны знать, что не надуманные недостатки развивают расстройство. Расстройство, само по себе, возникает от постоянной критики окружающих. Так как личинка человека зависит от окружающих, а в силу растущей социальной дезадаптации — всё глубже и глубже опускается в пучину анальной оккупации, из которой уже не хочется вот так взять и послать всех нахуй и жить спокойно, то довление растёт, а шаблон трещит и рвётся. И ведь хочется нормального человеческого общения, но страшно, ведь можно снова неиллюзорно отхватить порцию критики и лучей нелюбви. Посему чел-овек окукливается с разными побочными эффектами.

Это непереносимость социального довления и негативной критики, чувство неполноценности, избегание социального взаимодействия. Поциенты считают, что они не умеют общаться, они непривлекательны, боятся быть осмеянными, униженными, отверженными или, что к ним будут испытывать лишь неприязнь. Параллельно скукоживанию происходит нездоровое заострение на межличностной коммуникации.

Даже кухонный психолог сразу выявит яркие симптомы:

  • неустойчивая самокритичность, постоянное общее чувство напряженности и тяжелые предчувствия, малейшее неправильное действие вызывает сильное чувство вины;
  • гиперчувствительность к критике, негативу, отказам;
  • самоизоляция от общества;
  • зависимость от мнения окружающих;
  • уклонение от всех и всего, что может вызвать проблемы: межличностное общение, деятельность связанная с ним или с возможными рисками и последующими карами, физические контакты, интимные отношения;
  • крайняя степень застенчивости/скромности/робости, недоверия в социальных ситуациях, хотя есть сильное желание близких взаимоотношений;
  • чувство одиночества;
  • проблемы с самооценкой (заниженная и завышенная — это, собсно, одно и то же, эдакие американские горки);
  • чувство неполноценности;
  • восприятие себя как человека социально неумелого, неприятного как личность или «второсортного» по отношению к окружающим;
  • отвращение к себе
  • проблемы в общении, профессиональной деятельности.

Также возможны осложнения и рецидивы.

Каноничные примеры

Это когда что-то не получается. Внезапно огорчают собственные внешность, рост, вес. Обычно это происходит когда поциент сталкивается с особью, которая обладает более кошерными параметрами:

  • Если парень ростом 150 см имеет комплекс коротышки, то в этом нет ничего удивительного, но иногда доходит до абсурда — парень ростом 180 см (выше среднего, между прочим), посмотрев на сборную какого-нибудь негростана по баскетболу, считает себя низкорослым и проклинает судьбу за такую несправедливость. Безусловный диагноз.
  • Из-за веса комплексуют 95 % самок, даже обладая нормальным соотношением рост-вес. Как правило, считают себя толстухами, но бывает и худышками. Посмотрев по зомбоящику на гламурных пёзд, решает сесть на диету, что может привести к печальным последствиям. Самцов не так беспокоит собственный вес, обычно комплексуют только дрыщи, у которых кожа да кости, и совсем запущенные особи толстяков.
  • Насмотревшись профессионального прона (где специально набирают внушительные агрегаты для зрелищности) мнительный самец будет переживать и считать свой болт слишком маленьким, даже имея вполне нормальные размеры. Он считает, что самок огорчает его размер. Если она не тупая пизда, то ей похуй на размер, да и вообще это не главное.
  • Целомудренные юноши после нескольких неудачных попыток получения первого секса приходят к выводу, что причина неудач не в их внешнем виде и поведении, а исключительно в факте девственности как таковом. В случае с тупыми пёздами это действительно так, но юноша экстраполирует убеждение абсолютно на всех женщин, получая, таким образом, комплекс.

И чем дольше нос рассматриваешь, тем сильнее убеждаешься

  • Большие сиськи могут смущать ТП. Потому что она хочет выглядеть очень умной™ и духовной™, а ей в глаза, сволочи, не смотрят или сравнивают с мясистой буфетчицей.
  • Маленькие тоже. Пластические хирурги и производители силикона в восторге.
  • Имея на лице прыщи, бородавки, шрамы, родинки, поциент считает себя уродливым. Хотя на самом деле, окружающие могут вообще не замечать всех этих радостей (кроме разве что тяжелой формы акне и уж слишком больших бородавок).
  • Большой нос, оттопыренные уши, некрасивый подбородок и так далее, и тому подобное, etc. В запущенных случаях товарищ легко становится хронической жертвой пластической хирургии.
  • Косоречие. Логопеды и ортодонты обожают таких поциэнтов.

А разгадка одна — ёбаный стыд.

Причины

В 99% случаев причина комплекса неполноценности — стереотипы, функция которых — мерять всё человечество одной линейкой. Доярка Глаша, все свои неполные 20 лет прожившая в колхозе «Передовик», где из СМИ есть в наличии только радиоточка, вряд ли будет переживать из-за двух лишних килограммов, поскольку западные каноны красоты до упомянутого колхоза не добрались. Однако полтысячи лет тому назад русский мужик имел все поводы для комплекса неполноценности, если в 20 лет ещё не был бородат, так как борода считалась таким же символом мужественности, как и уд срамной, но в отличие от последнего была видна всем и всегда. По другим данным, однако, борода в помощь, если уд таки именно срамной. Если «там» что надо — сарафанное радио работает отменно, а гигиена всё же лучше у бритого.

Мужчины в целом склонны к наличию комплекса неполноценности больше женщин, так как в патриархальном обществе к ним банально больше требований. Мужчина обязан быть охотником, защитником, главой семьи (кто не забыл, «глава» — это первоначально всё-таки голова), иметь при этом внушительные габариты, чтобы мамонт, динозавр и конкурирующий самец произвели максимальное количество кирпичей… Даже если всё перечисленное и не является взаимоисключающими параграфами (а в отдельных случаях таки является), преуспеть во всём и сразу крайне сложно, что с древнейших времён стимулировало яростную фаллометрию среди сильного пола, которая нередко становилась причиной серьёзных конфликтов вплоть до войн. Пример Наполеона с его гиперкомпенсацией стал каноничным. (спойлер: По тем временам Наполеон считался достаточно рослым, но имел непропорционально большую голову (умный жеж), самую большую во Франции шляпу (статусный символ) и набирал в личную охрану самых высоких солдат (опять же, так было положено по статусу), по сравнению с которыми выглядел шибзиком. От комплекса неполноценности страдали сначала нагнутые им враги, которые и распространяли разного рода очерняющую пропоганду. А дальше и быдло, неспособное выбраться из собственных говн и подняться до таких высот, подхватило. Так родилась «Легенда о коротышке Наполеоне и его комплексах». Тащемта, это судьба многих, кто поднялся в жизни чуть выше параши.)

В конце 20-го века помимо вечной конкуренции друг с другом к мужчинам подкрался ещё один полярный лис: эмансипация женщин. Нет, в этом изначально нет ничего плохого, более того, умные, самостоятельные и не по-женски ведущие себя дамы привлекали к себе мужчин и в древности. Ловушка заключается в том, что вышеупомянутые требования к мужчинам настолько укоренились, что стали восприниматься как половые признаки — то есть, как то, что отличает мужчину от женщины. И если мужчина, зарабатывающий меньше соседа, ещё может как-то пережить этот печальный факт, но если он зарабатывает меньше собственной жены (ситуация, практически невозможная ещё 100 лет назад), то первобытный человек в его подсознании придёт к выводу, что его виртуальный символ мужественности не просто мал, а отсутствует вовсе! Схожим образом выходец из колхоза «Передовик» может комплексовать перед женщиной с двумя высшими образованиями, а хилый нерд — перед девушкой-мастером спорта по самбо, так как здесь уже не просто ситуация «у соседа больше», а принудительная смена ролей в семье. Даже комплекс из-за маленького роста мужчины значительно подогревается повальной модой на высокие каблуки у женщин.

В результате всех описанных причин современный мужчина — в глубине души крайне жалкое и закомплексованное существо. Причём, его видимая успешность роли практически не играет, так как быть одинаково успешным во всём невозможно, и у каждого есть своё слабое место, отзывающееся ментальной болью при нажатии на.

Специфические комплексы

  • Комплекс Мадонны-Шлюхи (Мадонны-Блудницы) — невозможность мужчины испытывать сексуальное возбуждение с женщиной, с которой он находится в длительных постоянных отношениях и к которой испытывает любовь. Впервые описан З. Фрейдом. Комплекс относится к мужчинам, которые относятся к женщине либо только как к святой Мадонне, либо только как к проститутке или шлюхе. Мужчины с этим комплексом хотят секса с женщиной, которую они считают развратной, и одновременно не могут или не хотят секса с женщиной, которую считают любимой. Фрейд писал: «Когда такие мужчины любят, то не испытывают желания, а когда испытывают желание, то не любят.» В легких формах комплекс приводит к тому, что мужчина не может полностью реализовать все свои сексуальные желания со своей постоянной партнершей (постоянной девушкой или женой). К примеру он нормально может заниматься сексом только в классических позах, или только вагинальным сексом, а другие виды секса он считает грязными (например оральный или анальный секс) и желание заняться такими видами «грязного», по его мнению, секса у него возникает только с женщинами, которых он считает шлюхами (например стриптизерши, порно актрисы, проститутки и т. п.). Типичный пример такого отношения мужчины с комплексом к любимой женщине — «Она же потом этими губами будет детей целовать!». Также легкой формой комплекса являются попытки заставить партнершу одеваться менее сексуально, в то время как мужчину возбуждает открытая и сексуальная одежда на других женщинах. В более глубоких формах комплекса мужчина не может заниматься сексом с любимой женщиной вообще ни в какой форме. Комплекс часто активируется в браке после рождения у пары детей из за того, что женщина входит в образ матери. Не стоит путать комплекс Мадонны-Блудницы с ситуацией, когда у мужчины вообще пропадает сексуальное желание ко всем женщинам.
  • Эдипов комплекс — влечение сына к матери и враждебное отношение к отцу, что продиктовано стремлением занять место отца.
  • Комплекс Иокасты — Эдипов комплекс наоборот. Сексуальное влечение матери к сыну. «Продукт» комплекса — маменькины сынки.
  • Комплекс Электры — влечение дочки к отцу (аналогично Эдиповому).
  • Комплекс Гризельды — неосознанное стремление отца сохранить дочь для себя, выражающееся в анальном огораживании лоли от враждебных ёбарей.
  • Комплекс Наполеона. Британскими учёными считается, что это стремление к особым достижениям — и в социальной, и в любовной жизни, свойственное низкорослым мужчинам.
  • Комплекс кастрации — возникает у маленьких мальчиков из опасения потерять такую уникальную штуку. Причем способ потери довольно конкретный — старшие авторитетные товарищи, с которыми поциэнт пытается конкурировать за власть и влияние на противоположный пол. К зрелому возрасту некоторые индивидуумы избавляются от него, открыв для себя анальную эротику и многочисленные комплексы, связанные уже с этим.
    Именно этот «комплекс» заставляет мужчин с маленьким пинусом покупать большие красные спортивные автомобили, заводить двухметровых любовниц, строить помпезные крылечки с колоннами на входе в свой минимаркет и гнобить конкурентов с большими размерами. Возможно путаница возникает именно из-за последнего симптома.
  • Предыдущий пункт часто путают с так называемой «завистью к пенису» — девчоночья эмоция, вызванная отсутствием МПХ и желанием завести его у себя. Мечтательность, зависть, злость, кровавый ангст. Поскольку «охуеть» физически невозможно (хотя возможно вырастить гормонами здоровенный клитор размером с маленький хуй), женщина начинает стремиться к другим мужским атрибутам (ролевые игры) и прочему анальному доминированию.
  • Комплекс Ионы. Выражается в том, что человек испытывает страх успеха и снижает свои притязания.
  • Комплекс Поликрата. Комплекс выражается в чувстве тревоги по мере приближения к тем или иным достижениям.
  • Комплекс Каина — зависть старшей личинки человека к младшей, которой достается больше лучей любви.
  • Комплекс Мерилин Монро — комплекс неполноценности + заниженная самооценка.
    Самооценка у самки человека формируется в процессе половой ебли и в результате отзывов её сексуальных партнеров. Поэтому она всячески угождает им, чтобы увеличить в своих глазах собственную ценность.
  • Комплекс непризнанного гения. Неумение строить отношения с окружающими + завышенная самооценка.
    Ты думаешь, что ты самый умный? А кто постоянно недоволен своей жизнью и окружающими? Часто конфликтует с руководством? Долго не задерживается ни на одном рабочем месте? Нет, ты не гений, ты — хуй.

Применение

Один из самых простых и очевидных способов ненавязчивого троллинга собеседника — «психоанализ» его предыдущих фраз с выявлением как можно большего числа комплексов. Рецепт приготовления несложен. Если поциэнт не сирота, то у него/неё непременно найдется комплекс Эдипа или комплекс Электры. Если есть ребенок, то обеспечен либо комплекс Иокасты, либо комплекс Гризельды. И очень важно не забывать о комплексе Медеи, состоящем в стремлении причинить вред собственным детям, чтобы отомстить мужу. Никакие реальные обоснования не нужны, значение имеет только безапелляционность выводов. На худой конец сойдет даже краткая, но энергичная фраза «Да у вас, батенька, комплекс!».

ЧСХ, опровергать такую аналитику всегда сложнее, чем сочинять (эффект верблюда, хуле). Если, конечно, жертва троллинга настолько глупа, что пытается этим заняться.

Особенно выигрышно звучат обвинения в так называемых «детских» комплексах. Жуткий butthurt обеспечен не только целевой аудитории, но и в не меньшей степени взрослым долбоебам.

С другой стороны, если апеллировать к комплексам собеседника пытаются школьники, духовно богатые девы и прочее быдло, хорошо действует контрприём «Покажи диплом психолога».

Главное — способности trollis animalis.

Мемы

  • «некто без комплексов» — приличное обозначение отсутствия каких-либо моральных установок, выражающееся например, в готовности сниматься в порно или участвовать в воровстве и убийствах.

Юмор

ТП с задатками психолога окучивает нового потенциального ёбаря в асечке: — Ты работаешь? — Ну… у меня несколько торговых комплексов. — Пока ты от них не избавишься, ты не найдёшь работу!

Алсо

Комплексы могут быть такими и даже такими.

Комплексы — верный признак участника Специальной Олимпиады
Для более подробной информации посетите портал «Special Olympics»
Вводный курс DDoS • Адекватная точка зрения • Аргументация в полемике • Битва слона с китом • Бокс по переписке • Ботинкометание • Бурление говн • Вайп • Диванные войска • Критерий Поппера • На самом деле • Первый нах • Священная корова (Эффект Стрейзанд) • Срач • Травля • Троллинг (Вброс говна в вентилятор • Еда • Тролль) • Флейм • Холивар (список тем)
Политота Арматосрач • Балтосрач • Бульбосрач • Великая Отечественная война • Георгиевская ленточка • Гражданская война в России • Гогисрач • Евромайдан • Европейцы ли русские? • Иранский вопрос • Как нам обустроить Россию • Ленд-лиз • Мавзолеесрач • Москвосрач • Национальная идея • Политбот • Политкорректность • Поцреоты vs Либерасты • Пшекосрач • Русофобия • Совкосрач • Татаро-монгольское иго • Фальсификация истории • Хохлосрач (История древней Украины) • Ымперцы vs Сепаратисты
Прочие срачи Аборт • Автосрачи • Богосрач (Атеизм • æ Атеизм • Ортодоксальный атеизм) • Бодибилдинг — спорт? • Бесполезная наука • В/На-срач • ГМО • Дружба между мужчиной и женщиной • Жанросрач • Система Поливанова • Квантосрач • Книга лучше • Кописрач • Кофесрач • Кровная месть • Курица или яйцо? • Музыкальный плагиат • Насилие в играх • Легалайз • Луносрач • Они продались • Пирамидосрач • Платформосрач • Плутоносрач • Псиносрач • Психоанализ • Прививки • Рулесрач • Русичесрач • Смертная казнь • Срач в демотиваторах • Типографика • Фаллометрия • Энтропия • Этологическая теория Протопопова • Ювенальная юстиция • Южный океан • X не умер
Прочие холивары Windows vs. Линукс • Mac vs. PC • TeX vs. WYSIWYG • Аниме или нет? • Веганы vs «мясоеды» • Взлетит или не взлетит? • Винилофилы vs винилифобы • Детерминизм vs. Свобода воли • Овуляшки vs. Чайлдфри • Педивикия vs. Торадицийо • Мариобой vs. Сонибой vs. Биллибой • Мужики vs бабы • Наука vs религия • ТруЪ vs. Позёр • Физики vs лирики • Шиппинг • Шмель летать не должен
Местные спецсоревнования Вандализм • Война правок • Война пятницы тринадцатого • Диалог с собой • Дыхота • Плашкоёбство • Срач в примечаниях
Лауреаты AlexSword • Avanturist • Алкснис • Леонид Василевский • Гоблин • Женя Духовникова • Катя Гордон • Зукагой • Мицгол • Свистунов • Охримка • Пейсатель • Плюха • Рекордсмены Гиннесса • Стиллавин • Чурляев • Яроврат • Руслан Карманов • Петя-супермен • Шмуклер
Лауреаты командных забегов Grammar nazi • Говнари • Гринписовцы • Кулинарные снобы • Оппозиционеры • Соционики
Показания к участию Butthurt • IQ • Активная гражданская позиция • Бокланопоцтит • Градус неадеквата • Женская логика • Моралфажество • Надмозг • Синдром вахтёра • Синдром скорбящего • Синдром утёнка • Субкультура • ЧСВ • ФГМ • Юношеский максимализм •
Стадионы Check you • Fandom • Вопросы и ответы (Google • mail.ru • Yandex) • Ганза • Лавхейт • ЖЖ • /s/
Комплексы — чума, с которой сражаются люди в белых халатах
Мета Больница • Вестник ЗОЖ • Дурдом • Скорая помощь
Терминология Клятва Гиппократа • Клиническая смерть • Когнитивный диссонанс • Комплексы • Латынь • Разрыв шаблона • Священная корова • Синдром • Сонный паралич • Средняя температура по больнице • Стволовые клетки • Эффект Манделы • Юношеский максимализм
Представители профессии Врачи-убийцы • Доктор • Медик • Патологоанатом • Психолог • Стоматолог • Чумной доктор
Silvy • Булгаков • Горин • Лектер • Лем • Лукьяненко • Менгеле • Онищенко • Райх • Соковня • Фрейд • Хагенс • Хаус • Че Гевара • Шаов • Юнг
Великие шаманы Бронников • Грабовой • Жданов • Кашпировский • Малахов • Молодильное яблоко • Мулдашев • Попов • Слюсарчук • Хилеры • Чумак • Шахиджанян
Пациенты Биша Муда • Ван Гог • Грета Тунберг • Василевский • Вербицкий • Гамаз • Евсюков • Киркоров • Коэльо • Летов • Лобанов • Лукашенко • Новодворская • Ревякин • Рыжий Тарзан • Стомахин • Тимати • Хармс • Хасигути • Чумазик • Фомин • Ющенко
Болезни Акне • Анорексия • Белая горячка • Венерические болезни • Депрессия (Кризис среднего возраста) • Дисбактериоз • Импотенция • Инфекции • Наркомания • Ожирение • Пандемия • Паразиты человека • Паранойя • Рак / Рак мозга • СДВ • Свиной грипп • СПИД • Синдром Туретта • Фимоз • Шизофазия • Шизофрения
Вымышленные болезни Бокланопоцтит • Кровь из носа • Лурчанка • Недоёб • Одержимость • Опухание гондураса • ПГМ • Педоистерия • Преждевременная эякуляция • Пиздецома • Рукожопие • Синдром вахтёра • Синдром навязчивой мелодии • Синдром французского борделя • Словесный понос • СПГС • Спермотоксикоз • Троллефобия • Фаллический редукционизм • Фаллометрия в интернете • ФГМ • ЧСВ
Панацеи Аборт • Антипсихиатрия • БАДы • Баклофен • Бессмертие • В морг • Вазелин • Вдоль • Волшебная таблетка (Таблэтка) • Галоперидол • Гипноз • Гомеопатия • Диета • Звёздочка • Иммуномодулятор • Йога • Карательная проктология • Карательная психиатрия • КЛБ • Когнитивная психология • Лоботомия • НЛП • Обрезание • Осознанные сновидения • Психокульт • Пиздюль • Презерватив • Прививки • Секс (Оргазм) • Синтон • Сок Нони • Укол в голову • Финский армейский тест • Фуфломицины • Холотропное дыхание • Эвтаназия

Родители часто обращаются к психологам по вопросам воспитания детей. Но мало кто задумывается, какими родителями были те, чьим советам мы так доверям. Автор более 35 научных книг, британский психолог Дэвид Коэн проанализировал биографий 11 выдающихся учёных и написал об их семейной жизни книгу «Руки мыл? Родительский опыт великих психологов». В нашем конспекте — четыре противоречивые фигуры.

Рассылка «Мела» Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Чарльз Дарвин — первый детский психолог и отец 10 детей

Историки утверждают, что психология как наука родилась в 1879 году. Однако Дэвид Коэн приписывает зарождение психологии английскому натуралисту и автору теории эволюции Чарльзу Дарвину. В 1838 году, когда Дарвину было 29 лет, он записал в дневнике слова своего отца: «Если у человека есть дети, он обладает более гибким характером и большей живостью чувств». Вскоре Чарльз женился на своей двоюродной сестре Эмме Веджвуд.

Портрет Эммы Дарвин, 1840 год

У супругов родились десять детей, за любимым первенцом Дарвин постоянно наблюдал с научной точки зрения — это стало для него своеобразным проектом.

Он подробно описывал развитие ребёнка, его рефлекторные действия, способность фокусировать взгляд, первые признаки общения, проявление эмоций. Впоследствии Фрейд взахлёб читал Дарвина, и некоторые наблюдения натуралиста могли повлиять на скандальную идею, что младенцы проходят оральную стадию.

За свою практику Фрейд наблюдал только одного ребёнка, поэтому записи Дарвина были для него очень важны

Наблюдения Дарвина позволили выявить несколько важных стадий в развитии детей — например, установить, когда ребёнок видит себя в зеркале и определяет: это я.

Чарльз Дарвин со старшим сыном, 1842 год

Дарвин был учёным, что предполагает отсутствие эмоций при проведении экспериментов, однако он явно был хорошим отцом. Периодически сухие научные записи прерываются, и Дарвин начинает умиляться и восхищаться детьми. Например, он пишет про Уильяма: «Чудо красоты и ума. Он так очарователен, что я не могу скромничать».

Супруги Дарвин придерживались передовых взглядов. Они считали, что в вопросах воспитания не следует полагаться на прислугу и много времени проводили с детьми. Были заботливыми и внимательными родителями, но не избежали печальной участи многих семей того времени: трое из их десятерых детей умерли в раннем возрасте.

Энни Дарвин, 1849 год

Смерть первой дочери Энни в возрасти десяти лет подорвала веру Дарвина в Бога, больше он не переступал порог церкви. После её кончины он написал полный нежности текст: «Иногда Энни кокетничала со мной. Прелестные воспоминания: в речи она часто использовала преувеличения, и как сейчас вижу: я поддразниваю дочь, смеясь над этой её привычкой, а она в ответ трясёт головой и восклицает: «О папа, как вам не совестно!»».

Эмма Дарвин с сыном Леонардом, 1853 год

Повзрослевшие дети Дарвина (конечно, только мальчики) так или иначе связали себя с наукой. Джордж получил должность профессора астрономии и экспериментальной философии Кембриджского университета. Фрэнсис издал автобиографию отца и стал ботаником. Гораций работал инженером и основал Кембриджскую компанию по производству научных приборов.

Зигмунд Фрейд — отец, который тайно подвергал дочь психоанализу

У отца психоанализа Зигмунда Фрейда было шестеро детей, но вспоминают чаще всего лишь одну его дочь — Анну Фрейд. Она пошла по стопам отца и наряду с Мелани Кляйн считается основателем детского психоанализа. Проблема изучения жизни Фрейда и его семьи заключается в том, что многие документы в Библиотеке Конгресса запрещены к выдаче до 2056 года.

Семья Зигмунда Фрейда, 1898 год

Документы, относящиеся к Анне, засекречены навсегда. Фрейд называл дочь Антигона, объясняя это тем, что она излишне предана своему отцу. Коэн видит в этом странность: Антигона принесла жизнь в жертву не отцу, а брату. В греческой мифологии Антигона была дочерью Эдипа и его матери Иокасты — пары, которая совершила инцест, не подозревая об этом. Поэтому, заключает Коэн, прозвище может обозначать, что в мыслях Фрейд мечтал о кровосмесительной сексуальной связи с дочерью. А что ещё можно предположить о том, кто создал теорию эдипова комплекса и комплекса Электры?

Фрейд женился в 1886 году на добропорядочной еврейке Марте Бернейс. Через год у них родилась дочь Матильда, в следующие восемь лет — ещё пятеро детей. Фрейд активно занимался своей карьерой и употреблял кокаин, а заботы о воспитании детей он возложил на жену, её сестру Минну и няню Жозефину.

Он не подвергал своих маленьких детей психоанализу, а если и да, то об этом ничего неизвестно

Единственным ребёнком, которого Фрейд наблюдал как пациента, был сын его родственника и друга Макса Графа.

Сын Фрейда Мартин писал, что отец без конца работал, иногда по 16 часов в день. Поэтому самое большее, что Фрейд делал для своих детей, — брал их на прогулку во время летних каникул. На прогулках он рассказывал детям забавные истории, учил взбираться по горным тропам, устраивал соревнования и играл с ними в лучшего грибника. Однако младшей дочери Анне Фрейд, безусловно, уделял больше внимания.

Зигмунд Фрейд с женой Мартой и младшей дочерью Анной в Вене

Он верил, что Анна приносит ему удачу, подмечал её сообразительность и развитый не по годам ум. В свою очередь для Анны отец был всем. Она не дружила с братьями, ей было безразлично замужество красотки-сестры Софи, она не подавала надежд в школе, но начала читать работы отца в 15 лет.

Во время Первой мировой войны Анна сдала экзамены, чтобы иметь право работать учителем — семье необходим был дополнительный доход, поскольку все сыновья ушли на войну. Но в итоге Анна тоже решила заняться психоанализом. Для этого ей нужно было пройти дидактический анализ, но Фрейд не позволил обращаться к коллегам, чтобы те не слишком много узнали об их семье. Он сам проводил сеансы с Анной, но сохранял это в тайне даже от её матери.

Если психоаналитик — родитель пациента, процесс психоанализа неизбежно оказывается несостоятельным, замечает Коэн. Поскольку пациенту необходимо полностью рассказать о детстве, а психоаналитику беспристрастно проанализировать этот рассказ.

Так как все документы засекречены, невозможно установить точную последовательность событий в отношениях между Анной Фрейд и её отцом с 1918 года до 1924 года. Именно тогда она предоставила Венскому психоаналитическому обществу доклад «Фантазия об избиении». С этого момента близкая связь отца и дочери стала ещё более тесной и запутанной. Из доклада Анны, а также из статьи Фрейда «О психогенезе одного случая женской гомосексуальности» можно сделать вывод, что Анна фантазировала о том, чтобы переспать с отцом, но чувствовала из-за этого вину.

Зигмунд и Анна Фрейд, 1913 год

Накануне своего 70-летия Фрейд стал физически зависеть от Анны. Из-за употребления кокаина и постоянного курения у него развился рак челюсти. После операции ему пришлось носить протезы. Анна каждый день вынимала эти протезы, чистила их и вставляла вновь. Это был весьма интимный процесс, Анна защищала своё право выполнять эту процедуру.

Когда в сентябре 1939 года Фрейд умирал, Анна находилась у его постели. К концу 1960-х, через 30 лет после смерти Фрейда, Анна считалась одним из ведущих детских психотерапевтов в мире. Больше никто из детей Фрейда не прославился, однако двое его внуков добились признания: Люсьен Фрейд был прекрасным художником, а его брат Клемент стал членом парламента. Анна Фрейд так и не вышла замуж. Один из многих интригующих вопросов о семье психоаналитика — знал ли отец, что Анна была лесбиянкой — так и остаётся неотвеченным.

Беррес Скиннер — тот, кто посадил дочерей в «клетку»

Скиннер был самым авторитетным американским психологом в 1940-1970-х годах. Идеи учёного резко осуждали. Особенно рьяно это делала Лорин Слейтер, утверждавшая в одной из книг, что Скиннер сажал младшую дочь Дебору в лабораторный ящик для доказательства своих теорий. В той же книге утверждалось, что Дебора сошла с ума, подала на отца в суд и покончила с собой. Это неправда как минимум потому, что Дебора Скиннер жива. В интервью Дэвиду Коэну она возмущалась книгой Лорин Слейтер и защищала отца.

Тем не менее раннее детство Деборы и Джулии было незаурядным. Взамен обычной детской кроватки с бортиками отец сконструировал для девочек воздушную колыбель, в которой им не нужны были одежда, простыни и одеяла, сковывающие движения. Скиннер сделал колыбель с прозрачными стенками и увлажнённой атмосферой не для научных целей, а для удобства ребёнка. Обе дочери Скиннера помнят, что он уделял им много внимания, всегда обнимал при встрече, укладывал спать и подробно отвечал на их детские вопросы вроде: «А что там, где кончается космос?»

Беррес Скиннер

Он поощрял дочерей во многих отношениях: покупал гитару по первому зову, учил складывать голубей из бумаги, приучал играть в пинг-понг и сразу же бросался развивать творческие способности дочерей. Как-то Дебора сломала ногу, катаясь на лыжах. После того, как она принимала душ и приводила себя в порядок, она клала ногу на край ванной, и Скиннер мыл ей пальцы.

Когда Дебора отправилась в летнюю школу в Гарвард, отец переубеждал её получать высшее образование

Он добавлял, что любит её такой, какая она есть, и просил выбрать свою жизнь, а не его. Однако все его беседы были на равных, он никогда не критиковал девочек, давал советы и всегда относился к ним, как к равным.

Скиннер верил не в кнут, а в пряник. Прежде чем стать психологом, он мечтал быть поэтом. Он радовался успехам Деборы в изобразительном искусстве. Джулия же стала педагогом-методистом и развивала некоторые идеи отца. Она предлагала учителям от назидательного контроля перейти к позитивным практикам, всегда подбадривать своих учеников и стремиться к тому, чтобы ученики любой подготовки преуспевали и замечали свои достижения.

Рональд Лэйнг — домашний тиран и исседователь шизофрении

Ронни Лэйнг в 1960-х предположил, что шизофрения — это не заболевание как рак или корь, а отчаянное стремление справиться с конфликтами, отчасти семейными. Сумасшествие как средство справиться с неразрешимой ситуацией. Первая книга Лэйнга «Расколотое «Я»» была блестящей попыткой понять образ мышления пациентов-шизофреников.

Затем он написал в соавторстве книгу «Безумие: Семейные корни». Исследование 12 семей показало, что запутанные и сложные взаимоотношения в семье ведут к тому, что один из её членов начинает вести себя как сумасшедший.

По иронии судьбы дети Лэйнга были уверены, что у него раздвоение личности. Он с сочувствием и тактом относился к своим пациентам, но был жестоким со своей семьей

В интервью The Sunday Times дочь Лэйнга Карен рассказала, что однажды отец избил её так жестоко, что братьям пришлось вмешаться, иначе она бы могла умереть.

Рональд Лэйнг с женой

Автор трёх важных книг по психотерапии был противоречивым человеком. Он не слезал с наркотиков, но узнав, что Карен пристрастилась к алкоголю, сразу же понёсся в Глазго, чтобы разобраться с дочерью. Дело в очередной раз окончилось побоями. При этом Лэйнгу нравилась роль отца.

У Ронни Лэйнга было десять детей от четырёх женщин. Он всё время жил в семье. Исключением был последнего период его жизни, когда он погрузился в мистицизм и не вылезал из индийских ашрамов.

Сложность личности Лэйнга идут из детства. Его родители были благочестивыми пресвитерианами, но воспитывали ребёнка в строгих правилах и отчаянной несвободе. Всё, что Лэйнг делал — идеально играл на фортепиано, идеально учился, сдавал экзамены на отлично — было для них недостаточно. Мать Лэйнга была нервной натурой, страдала депрессиями, лгала мужу, что их сын вор, и входила в ванную, где мылся сын, даже в то время, когда ему было пятнадцать. Лэйнг вырос эмоционально неуравновешенным и остался в воспоминаниях детей диаметрально противоположной личностью: гением, безумцем и шарлатаном.

В заключении Дэвид Коэн отмечает, что его книга не претендует на методологическую точность. Он выбрал 11 фигур, чьи воззрения и судьбы были ему как-либо близки, никаких контрольных групп. Для сбора материала психолог использовал чрезвычайно разнородные источники: письма, дневники, автобиографии, биографии, материалы из интервью, проведённые кем-то либо им самим.

Коэн отмечает, что никто из героев не бросал своих детей, однако это далеко не показатель хорошего родителя.

Для родительского успеха есть лакмусовая бумажка — дети должны пережить отца с матерью

Здесь, увы, статистика печальная. Дарвин потерял троих детей. Дочь Фрейда умерла от брюшного тифа, скончался его внук, многие его родные совершили самоубийство. Сын Джона Уотсона покончил с собой, а его дочь совершила несколько попыток суицида. Дочь Мелани Кляйн считала смерть брата самоубийством. Невестка Роджерса покончила с собой, одна из дочерей Лэйнга умерла в 20 лет. Только Карлу Юнгу, Джону Боулби, Жаку Пиаже и Берресу Скиннеру не пришлось хоронить ни детей, ни супругов, ни внуков.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *