Гагаузка

Гагаузы – народ тюркского происхождения и православной веры, который исторически проживал на территории области Буджак, поделённой ныне между Молдовой и Украиной.

Этноним гагаузы

Сами себя гагаузы называют Gagauzlar. По одной из версий, это искажённое тюркское слово «гёк-огуз», что означает «синие» или «небесные» огузы.

Впрочем, у самих гагаузов популярна версия, согласно которой их этноним образовался от слияния слов «гага» («клюв» или «нос») и «уз» («прямой»). Дескать, сколько этот нос или клюв ни гни, он всё равно остаётся прямой. Так и гагаузы: всегда идут своим путём.

В Рос­сии и Средней Азии гагаузы также часто на­зы­ва­ют се­бя бол­га­ра­ми.

Внешность гагаузов

На вид гагаузы мало отличаются от болгар, молдаван, южных украинцев, хотя иногда похожи на татар или турков. Они выраженные европеоиды, генетически имеют много общего с македонцами и сербами.

Гагаузы — где живут и численность

Всероссийская перепись населения 2010 года насчитала в России 13690 гагаузов, которые в основном компактно проживают в Прохладненском районе Кабардино-Балкарии.

2,5 тысячи гагаузов живут в Тюменской области (в том числе1,6 тысячи – в Ханты-Мансийском автономном округе и 0,8 тысячи – в Ямало-Ненецком).

В Московской области насчитывается 1,5 тысячи гагаузов, в Москве – 1,2 тысячи.

Всего в мире живёт 250 000 гагаузов.

Исторически гагаузы живут в области Буд­жак на юге Мол­довы, где им предоставлена автономия в виде территориального образования Га­гау­зия – Га­га­уз-Ери со столицей в городе Комрат. По переписи населения 2004 года, в Молдове насчитывалось 147,7 гагаузов, в том числе 128,6 тысячи – в Гагаузии.

На Украине насчитывается более 30 тысяч гагаузов, из них более 27 тысяч проживают в Одесской области. Гагаузы живут также в Турции, Греции, Румынии, Болгарии, Казахстане, Узбекистане, Туркмении, Белоруссии, Латвии, Эстонии, Грузии, США, Канаде и Бразилии.

Язык гагаузов

Гагаузский язык относится к огузской подгруппе юго-западной ветви тюркских языков. Он близок турецкому языку и южному диалекту крымско-татарского, но в отличие от турков гагаузы вместо звука «ğ» используют «g», что сближает гагаузский язык с тувинским.

Самобытная форма гагаузского инфинитива с окончанием на -maa/mää вообще является феноменом в языках тюркской группы.

Существуют центральный (чадырлунгско-комратский) и южный (вулканештский) диалекты гагаузского языка. Южный – более архаичный и сохранил больше черт тюркских языков.

До середины XX века гагаузский язык оставался бесписьменным. 30 июля 1957 года указом Президиума Верховного Совета Молдавской ССР была введена гагаузская письменность на основе русской графики. В настоящее время гагаузы пользуются на письме латиницей.

Религия гагаузов

Большая часть гагаузов исповедует православие.

Предки гагаузов, как и все кочевые тюркские народы, по всей видимости, были тенгрианами – то есть, обожествляли Тенгри – небо. Некоторые языческие обряды они сохранили до XX века.

Некоторая часть гагаузов, «гаджа́лы», представляют из себя особую этнорелигиозную группу, которая исповедует ислам суннитского толка.

Гагаузы — происхождение

Болгарский историк Г. Димитров в начале XX века насчитал 19 различных гипотез о происхождении гагаузов. У известного исследователя гагаузской этнографии М. Губогло версий оказалось ещё больше – 21.

В русской и болгарской литературе XIX века гагаузов считали болгарами, которые говорят на турецком языке. В российской тюркологии преобладает гипотеза о происхождении гагаузов от обращённых в христианство тюр­ко­языч­ных ко­чев­ни­ков южно-русских сте­пей – булгар, печенегов, половцев, огузов и торков.

В Турции считается, что гагаузы произошли от тюрок-сельджуков, которые переселились на Балканы из Малой Азии в XIII веке. Болгары утверждают, что гагаузы произошли от отуреченных болгар, греки – что от греков.

В любом случае вопрос происхождения гагаузов недостаточно изучен.

По мнению специалистов, история этого уникального народа начиналась с кочевых племён, которые заселяли степи между Аральским и Каспийским морем во второй половине первого тысячелетия н.э. и подчинялись Хазарскому каганату.

Когда же князь Святослав в 965 году разгромил хазар, печенеги, огузы и куманы переместились западнее.

В XI веке в письменных византийских источниках упоминаются племена узов, которые переправились через Дунай и поселились в Македонии, Паристрионе, Греции и Болгарии. Вероятно, с этого времени огузы начали вести оседлый образ жизни и приняли православное христианство.

Гагаузы обосновались между Волгой и Дунаем и основали там вокруг Коварны государственное образование. В XIII веке оно называлось «Добружанское княжество» или «Узи эйялет». Оно просуществовало более двух веков и было уничтожено османскими завоевателями в XV веке, но и после этого гагаузы сохранили некоторую независимость и православную веру.

В середине XVIII века они начали эмигрировать в Россию через Дунай и получили от царских властей всевозможные экономические и правовые преференции для освоения диких степей Бессарабии, которые со временем превратили в богатые сельскохозяйственные угодья. Переселение гагаузов в центральный Буджак продолжалось почти 100 лет (с 1769 по 1854 годы) и было обусловлено в основном русско-турецкими войнами, в которых гагаузы приняли российскую сторону.

Столыпинские реформы способствовали переселению гагаузов в Казахстан и Узбекистан.

В 1906 году гагаузы учредили самопровозглашённую Комратскую республику, которая была независимой пять дней.

В 1918-1940 годах Бессарабия находилась в составе Румынии. После Второй Мировой войны гагаузские земли вошли в состав Молдавской советской социалистической республики СССР.

В 1988 году гагаузские активисты основали движение «Гагауз Халкы» («Гагаузский народ»), и решили создать в Молдове гагаузскую автономию со столицей в городе Комрат. В августе 1990 года в Комрате было объявлено о создании Гагаузской республики, но правительство Молдовы аннулировало эту декларацию. Это побудило гагаузский народ активно противодействовать кишинёвским властям. В итоге в 1994 году парламент Республики Молдова принял закон об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери). В её состав вошли 3 города и 27 сел.

Традиции гагаузов

Ка­лен­дар­ная об­ряд­ность гагаузов сохранила следы тюркской кочевнической традиции, а также переняла общебалканские мотивы. Например, у них есть Вол­чьи празд­ни­ки (Джа­на­вар Йор­ту­ла­ры), от­кры­ваю­щие зим­ний цикл обрядов (с се­ре­ди­ны но­яб­ря).

Древний культ волка силён у гагаузов до сих пор. На флаге Гагаузии 1990 года изображена волчья голова. В старину гагаузы носили амулеты из волчьих зубов и украшения с изображением этого священного для них животного.

Волчий праздник длился целую неделю. В это время гагаузы загоняли на зиму скот в стойла, что заставляло волков подходить ближе к их селениям. Поэтому для отпугивания хищников гагаузы пекли в это время лепёшки с дырками, как от волчьих зубов, не вязали и не шили одежду из шерсти, не пользовались ножами и другими острыми предметами, а женщины вдобавок замазывали заслонку печи глиной, как будто это уши, глаза и пасть волка, чтобы сбить зверя со следа.

Кроме того, гагаузы по-особенному празднуют День Святого Николая. Он у них считался мужским праздником с шумными застольями и обязательными рыбными блюдами. Накануне мужчины наряжались в женское платье, обмазывались сажей и ходили в таком виде по домам, веря, что это приносит удачу.

В канун Дня Святого Андрея у гагаузов было принято обмазывать косяки в домах чесноком и натирать пахучими приправами руки и лицо, чтобы отпугнуть нечистую силу.

В День Святого Трифона гагаузы освящают виноградники, в Лазареву субботу проводят обряды с девушками-лазарками, на 1 мая – обряд вызывания дождя с Пипирудой.

В обряде «Пипируда» («бабочка») участвуют девочки, не достигшие десятилетнего возраста. Одну из них, как правило, сироту, назначают «невестой». Её голову украшают зеленью, ей шьют юбку из листьев. После этого процессия детей во главе с «невестой» обходит дома и возле каждого поёт обрядовые песни, во время которых «невеста» исполняет специальный танец. А хозяйка дома обязана облить всех участниц этого действа водой и наградить подарками.

В старину гагузы женились тремя способами: сговором, сбеганием и похищением (фиктивное похищение позволяло сэкономить на свадьбе). В выборе жён последнее слово было за бабушкой жениха.

На второй день свадьбы в комнату к молодым сперва заходила родственница жениха с ружьём и плёткой. Если доказательства невинности невесты были очевидны, раздавался выстрел в воздух, невеста надевала красное платье и шла к гостям, чтобы продолжить гуляние, а те пили в её честь подкрашенную красным водку. Если же выяснилось, что невеста имела добрачные связи, жених брал в руки плётку и выпытывал у новобрачной признание, кто её опозорил. В случае, если жених с невестой согрешили до брака, их обоих впрягали в повозку и заставляли совершить по деревне круг позора.

На людях гагаузские женщины обязаны были идти в нескольких шагах позади мужа и уступать дорогу всем мальчикам старше семи лет. А мужчинам запрещалось непристойно себя вести в присутствии женщин – например, сквернословить. Но они имели право бить жён, причём не только за провинности, но и просто так, чтобы показать, кто в доме главный.

У женщин не было права наследовать собственность родителей. После смерти мужа вдова получала одну четвёртую его имущества. У повторно вышедшей замуж вдовы было больше прав на наследство. К тому же, если с первым мужем женщина не имела возможности развестись, то от второго могла уйти по собственному желанию.

Беременность и роды считались у гагаузов нечистым делом. В течение сорока дней после рождения ребёнка женщина не имела права ступать на землю босыми ногами, чтобы не осквернить её.

Жилище и одежда гагаузов

Тра­диционное жи­ли­ще гагаузов – это состоящий из трёх помещений дом («бю­юк», «евь») с за­ва­лин­кой («при­спа») и ве­ран­дой на де­ревянных или кир­пич­ных стол­бах вдоль сте­ны, которая обращена на улицу. К до­му обычно пристраивалась кух­ня и другие хо­зяйственные по­ме­ще­ния.

Ком­на­ты гагаузы укра­ша­ли ков­ра­ми с вытканными красными розами в обрамлении зелёных листьев на чёр­ном фо­не, тка­ны­ми по­ло­ви­ка­ми и вы­ши­ты­ми по­ло­тен­ца­ми.

Гагаузские женщины носили ту­ни­ко­об­раз­ную ру­ба­ху и без­ру­кав­ное пла­тье с ши­ро­ким шер­стя­ным крас­ным поя­сом, а поверх повязывали передник. На голову они повязывали плотный чёрный платок («чемьберь») поверх тонкого белого платка («мода»).

Зимой женщины надевали пла­тье с ру­ка­ва­ми, су­кон­ную коф­ту и ов­чин­ную без­ру­кав­ку («жу­грант­лы мин­тан­ка») с кожаной аппликацией.

Женщины также носили большое количество украшений, в том числе ожерелье из золотых монет («лифт»), чтобы продемонстрировать богатство родителей или мужа.

Гагаузские мужчины носили подпоясанную широким красным поясом рубаху и ши­ро­кие су­кон­ные шта­ны. Летом – суконную шляпу, зимой – меховой колпак. Чабаны также носили меховые штаны («ме­шин»), без­ру­кав­ку-мин­тан­ку и ко­рот­кую курт­ку, украшенную цветной строч­кой («кюрк»).

Занятия и ремёсла, кухня гагаузов

К началу XX века гагаузы в основном занимались скотоводством и земледелием, в том числе виноградарством. У них было развито ткачество из шерсти и шёлка, изготовление ковров.

Пи­ща гагаузов хранит память об их прошлой кочевой жизни, если судить по тому, какими способами они обрабатывают молоко, хранят мясо творог и брынзу (в шкуре или в сосудах из тыквы – сусаках).

Гагаузы пекут традиционные пресные лепёшки-питы, слоё­ные пи­ро­ги с тво­ро­гом и брын­зой («кыыр­ма»), а из квашеного теста — пирожки (karmyarik), в которые запекают брынзу, капусту и творог.

Они также готовят фар­ши­рованные ба­ра­ни­ной со спе­ция­ми же­луд­ки («ка­ур­ма»).

По празд­ни­кам на столе у гагаузов обязательно присутствует хо­ло­дец («пача»), а для жерт­во­при­но­ше­ний они варят «кур­бан» – пше­нич­ную ка­шу.

Есть у гагаузов и свой традиционный йогурт – «йуурт». Это кисломолочный продукт, для приготовления которого они кипятили молоко, а потом добавляли сметану и давали этой смеси скиснуть, а чтобы она не испортилась, клали в кувшин серебряную монетку.

Главный напиток гагаузов – крас­ное ви­но.

Фольклор гагаузов

Свадебные песни гагаузов, как и у славян, печальные: в них воспевается горечь расставания невесты с родным домом.

В гагаузском фольклоре много легенд о луш­ни­цах, которые предсказывают судь­бу ре­бён­ка, и вол­шеб­ных сказок, в которых живёт древний культ волка.

В народной музыке преобладает одноголосие, свойственное для музыкальной культуры тюрков.

Во­каль­ная культура гагаузов представляет два стиля: «тур­ку» (ли­рические, эпические, сва­деб­ные, си­рот­ские песни, бал­ла­ды, пла­чи) и «маа­ни» (час­туш­ки).

Гагаузские танцы: «Аар ой­ун», «Фыр­ли кун­дак», «Ка­дын­жа». Об­ря­до­вые ме­ло­дии: «Пер­не­ля» (пас­ту­ше­ская), «Ге­лин ха­ва­сы» (ме­ло­дия не­вес­ты), «Ала­мак ава­сы» (плач).

Народные инструменты: сви­рель, ка­уш (3-струн­ный смыч­ко­вый наподобие болгарской га­дул­ки), коб­за, ка­вал, гай­да, скрип­ка, различные идиофоны.

Гагаузская автономия отмечает свое 25-летие. Четверть века назад депутаты молдавского парламента проголосовали за закон «Об особом правовом статусе Автономно-территориального округа (АТО) Гагауз Ери». У гагаузов есть своя конституция — Устав, свой президент — башкан, свой законодательный орган — Народное собрание (НСГ), своя столица — Комрат.

На территории автономии проживают около 135 тысяч человек, в нее входят 32 населенных пункта. В отличие от остальной Молдавии, где есть один государственный язык, здесь их три: гагаузский, русский и молдавский. При этом, говорят опрошенные DW эксперты, автономия не совсем автономна. И здесь кроется одна из причин, по которой не удается решить приднестровскую проблему по гагаузскому варианту.

Чем недовольны гагаузы

В канун торжественных мероприятий, посвященных юбилею автономии, депутаты НСГ большинством голосов приняли решение приостановить работу в межпарламентской группе, куда входят народные избранники из Кишинева и Комрата. Основной задачей группы, созданной в 2015 году, стало решение проблем, связанных с разграничением полномочий центра и автономии.

Гагаузы в национальной одежде

В 2016 году был подготовлен пакет законопроектов. В частности, в документах предлагается определить особое место для Гагаузии в системе местного публичного управления (сейчас она приравнивается к районам) и обеспечить взаимоконтроль сторон при внесении изменений и дополнений в закон «Об особом правовом статусе АТО Гагауз-Ери».

Эти законы для Гагаузии жизненно важны, разъясняет в беседе с корреспондентом DW депутат НСГ Георгий Лейчу. Например, тот факт, что в системе местного публичного управления автономия рассматривается как обычный район, влияет на финансирование региона, создает проблемы для решения и реализации экономических задач, что сказывается на уровне жизни людей.

С точки зрения Лейчу, Кишинев просто не хочет вникать в гагаузские проблемы, «плюс есть желание некоторых недобросовестных политиков держать под напряжением молдавское общество, представляя нас сепаратистами, раскачивающими лодку стабильности, хотя это не так».

Когда есть недопонимание

Все 25 лет взаимное недопонимание и недоверие между Кишиневом и Комратом то затихает, то вспыхивает с новой силой. Особенно, если речь идет о геополитическом векторе страны или ее взаимоотношениях с РФ.

Так, в ноябре 2013 года Молдавия подписала Соглашение об ассоциации с ЕС, а в феврале 2014 Гагаузия провела консультативный референдум относительно будущего автономии. Более 96 процентов избирателей проголосовали за право Гагауз-Ери «на внешнее самоопределение» и вступление Молдавии в Таможенный союз России, Беларуси и Казахстана. Кишинев признал плебисцит незаконным. А в 2017 году, когда молдавский парламент принял закон по борьбе с иностранной пропагандой, запрещающий трансляцию новостных, военных и политических программ из России, Комрат отказался его выполнять.

На улицах Комрата

Между тем нынешний башкан Ирина Влах уверена, что Гагаузия — «это действительно позитивный пример для других регионов, которые тоже должны развиваться». В этом контексте в интервью местным СМИ Влах заявила, что Гагаузия может быть хорошим примером для Приднестровья. «Мы можем быть историей успеха», уверена глава автономии.

В 1990 году Гагаузия объявила о своей независимости и оказалась на пороге гражданской войны с Кишиневом. Однако, в отличие от Приднестровского региона, здесь удалось избежать кровопролития. С 1990 по 1994 год существовала непризнанная «Гагаузская республика», которая затем стала автономией в составе Молдавии. Под давлением Турции, поддерживающей тюркоязычных гагаузов, Кишинев принял соответствующий законопроект.

Гагаузский вариант для Приднестровья

По мнению экс-депутата молдавского парламента, доктора истории, политолога Ивана Грека, «по гагаузской модели приднестровский вопрос решить невозможно». По крайней мере, сегодня Гагаузия с ее урезанными полномочиями никак не может быть «историей успеха» для Тирасполя, делится эксперт своим мнением с DW.

У политического консультанта Сергея Манастырлы другая точка зрения. Он уверен, что пример Гагаузии Приднестровью, в принципе, подходит. Но есть несколько камней преткновения. Во-первых, Кишинев слабо демонстрирует свою заинтересованность в решении вопроса, не принимая и не реализуя документы по разграничению полномочий между центром и АТО Гагауз Ери, и не гармонизируя с ней законодательство.

Во-вторых, в существовании самопровозглашенной «Приднестровской республики» «заинтересованы олигархические круги и криминальные группировки и в Кишиневе, и в Тирасполе, и в России, и на Западе. Это удобный канал для контрабанды», говорит эксперт в интервью DW. Наконец, «в ментальном плане жители двух берегов сильно отдалились друг от друга», — убежден Сергей Манастырлы.

С 1990 года, то есть с момента образования непризнанной «Приднестровской молдавской республики», в Кишиневе и Тирасполе выросли поколения, не имеющие представления о том, как живут люди на противоположном берегу Днестра. В 2005 году молдавский парламент принял закон «Об основных положениях особого правового статуса населенных пунктов левобережья Днестра /Приднестровья/», по примеру соответствующего документа, связанного с Гагаузией. Однако Тирасполь его не признал.

В сентябре нынешнего года в интервью немецкому еженедельнику Der Spiegel президент Молдавии Игорь Додон заявил, что Приднестровье могло бы получить «особый статус в форме очень сильной автономии в составе молдавского государства». «Рискну предположить, что мы можем продвигаться очень быстро, потому что современный международный консенсус благоприятен для Молдавии. Мы можем войти в историю, впервые найдя успешное решение замороженного конфликта в постсоветском пространстве», цитируют слова главы государства местные СМИ.

Смотреть видео 11:49

Вчера, просматривая найденные ссылки по 26-му кадру, я наткнулся на упоминание о некой странной народности, называемой гагаузами. Странная она своей национальной музыкой, цитирую «она вся 9/16 (девять шестнадцатых), 7/16, 11/16». Я не совсем понимаю, что это значит, но, опять цитата, «ездили с концертами в Беларусь. Там музыканты удивлялись: «Видели как музыканты ошибаются, но что-бы так ВМЕСТЕ!!!»». Это все меня заинтересовало, и я решил узнать об этой национальности побольше. Просто так, для расширения кругозора.

Я просмотрел 380 ссылок, выданных мне Yandex’ом, но узнал совсем немного. Гагаузы — небольшой народ, проживающий, в основном, на территории Молдавии (3,5% процента за 1990 г), Украине и Российской Федерации. Общая численность на 1992 год 220 тысяч человек. Какое-то время назад активно боролись за собственную независимость, в более поздних источниках упоминается Гагаузия, значит чего-то они все-таки добились. Язык гагаузский, письменность на основе русского алфавита. Слово «гагауз» в переводе с турецкого означает «предатель» (это не по моему мнению, это компиляция из того, что мне выдал «Яндекс» в 2001 году — более позднее примечание). Что бы это значило я не знаю.

Что еще? 99% источников говорят о том, что гагаузы — православные и только сайт Ethnomuseum утверждает, что…

  • конфессиональная принадлежность: Ислам: суннизм;
  • языковая принадлежность: Алтайская семья: тюркская группа: гагаузский язык.

Правда, у меня к нему доверия мало. Татар (а я живу в Татарстане) сайт относит:

  • конфессиональная принадлежность: Христианство: католицизм, протестантизм;
  • языковая принадлежность: Индоевропейская семья; славянская группа; польский язык.

Это, конечно, весьма любопытно, учитывая, что национальная религия татар — мусульманство. И, лично мне, непонятно, как язык, построенный на суффиксах (или как там это называется), попал в славянскую группу. Еще более непонятно, причем здесь польский язык. Татары разговаривают на татарском, который больше всего похож на турецкий.

Больше мне ничего найти не удалось, кроме разве что того, что флаг гагаузов — изображение белой полной луны и головы волка на голубом фоне.

P.S. Просматривая информацию о гагаузах, я случайно наткнулся на список национальностей, проживающих на территории бывшего СССР. Он наверняка не полный (например, нет русских :), но все же, очень любопытный. Никому не в обиду, как вам названьица «самоеды» и «зыряне»?

Гагаузы вспомнили об урезанных правах. Фото со страницы исполкома Гагаузии в Facebook

Спикер парламента Республики Молдова (РМ) Зинаида Гречаная заявила, что «гагаузские законопроекты» могут принять до 25-летия образования Гагаузской автономии, отмечаемой в декабре. Прежняя молдавская власть «перекроила» законодательство так, что полномочия автономии были урезаны до уровня района, сказал «НГ» депутат парламента РМ Федор Гагауз. Он отметил, что гагаузы – не сепаратисты, но они хотят, чтобы им вернули реальную автономию и зафиксировали это в Конституции Молдавии.

Зинаида Гречаная подчеркнула, что «единодушная позиция законодательной и исполнительной ветвей власти автономии заключается в том, чтобы эти законопроекты были приняты в первоначальной редакции, согласованной с депутатским корпусом Гагаузии и поддержанной президентом Игорем Додоном».

Права Гагаузской автономии, предоставленные ей законом об особом правовом статусе одноименного территориального образования, сокращались на протяжении многих лет. Причем без согласования с Народным собранием (парламентом) Гагаузии. Но прежняя власть, представленная Демократической партией РМ и ее лидером олигархом Владимиром Плахотнюком, вообще свела автономию до уровня района, откорректировав законопроекты, которые гагаузы представили в парламент, чтобы изменить ситуацию. Новый парламент обещает вернуться к проблемам Гагаузии и решить их. Гагаузов поддерживают президент Игорь Додон и спикер Законодательного собрания Зинаида Гречаная. Обещала разобраться в ситуации и премьер-министр Майя Санду.

Председатель Народного собрания Гагаузии (НСГ) Владимир Кысса назвал «вопрос рассмотрения парламентом Молдовы «гагаузских законопроектов» главной проблемой текущего момента». Он напомнил, что речь идет о местном публичном управлении, об административно-территориальном устройстве страны, о децентрализации и внесении изменений и дополнений в закон об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери), разработанных совместной рабочей группой парламента и НСГ при участии международных экспертов.

Президент Игорь Додон заявил, что «на ближайшем заседании парламента фракция пропрезидентской Партии социалистов выступит с инициативой о принятии пакета законопроектов, касающихся Гагаузской автономии». Он написал об этом на своей странице в Facebook.

Напомним, парламент РМ совместно с депутатами Народного собрания Гагаузии разработал три законопроекта о внесении поправок в законодательные акты республики, которые не учитывают положения законов об особом статусе автономии. На принятии этих законов с целью приведения законодательства республики в соответствие с положениями законов о статусе автономии настаивают Совет Европы и ОБСЕ. Согласно отчету Венецианской комиссии, права Гагаузской автономии должны быть четко прописаны в Конституции Молдовы.

Однако при рассмотрении законопроектов в комиссиях старого парламента в них было внесено множество поправок, которые не согласованы с представителями Гагаузии. Например, парламент отказал Гагаузии в получении «отдельного уровня государственной власти» помимо административно-территориальных единиц первого и второго уровня. Парламентское большинство заменило «отдельный уровень» на «особый статус», что и так прописано в законе 1993 года. В июле 2017 года парламент принял два закона в отредактированной форме, а третий был отложен на осенне-зимнюю сессию. Президент Игорь Додон отказался промульгировать принятые законы и вернул их на доработку в парламент. Депутаты предыдущего созыва больше не возвращались к рассмотрению этого пакета законопроектов. А новый парламент создал двустороннюю рабочую группу: по 5 депутатов от РМ и Гагаузии, которая занимается подготовкой законопроектов для обсуждения.

«Мы не сепаратисты. Гагаузия не раз доказывала, что она – часть молдавского государства и не намерена менять эту позицию. Но мы бы хотели, чтобы автономия была реальной. Чтобы ей вернули статус и зафиксировали это в Конституции. Также необходимо, чтобы все вопросы, обсуждаемые парламентом, согласовывались с Народным собранием Гагаузии. Есть еще один момент: по закону автономия может быть ликвидирована, если за это проголосуют три пятых депутатов, а 61 парламентария из 101 всегда можно найти. Это беспокоит гагаузов и также требует обсуждения. Сейчас гагаузов поддерживают социалисты, у которых самая большая фракция в парламенте. И президент Игорь Додон. Но прорумынские силы против статуса Гагаузии, который предполагает самоопределение автономии в случае изменения статуса самой Молдовой», – рассказал «НГ» Федор Гагауз.

Дело в том, что вопрос о возможном уходе Молдавии в Румынию, поднятый Народным фронтом еще в конце 80-х годов прошлого века, остается актуальным и сегодня. За объединение двух стран высказалась в свое время и нынешний премьер Майя Санду. Правда, она уточнила, что это ее личный взгляд, а не позиция главы правительства. Тем не менее все в республике знают, что правые партии, входящие в блок ACUM, являющийся частью правящей коалиции, ориентированы на Румынию (в составе ЕС). Санду возглавляет одну из правых партий. Это объясняет опасения гагаузов, которые не хотят однажды оказаться в Румынии и пытаются законодательно гарантировать себе будущее вне этой страны.

Ранее в Национальное собрание Гагаузии был внесен законопроект, предусматривающий выход автономии из состава Молдавии в случае утраты последней государственности. Законопроект предлагал внести соответствующие поправки в молдавскую Конституцию. В связи с этим президент Додон дал пояснения. Он сказал, что о гагаузском сепаратизме речь не идет. «Гагаузия – часть Молдовы. Так было, есть и, конечно, будет. Я знаю, что гагаузы – настоящие государственники Республики Молдова. Они не хотят ни отделения, ни независимости. В их законе есть пункт о том, что если Республика Молдова потеряет государственность, то Гагаузия в соответствии с особым статусом имеет право на самоопределение», – подчеркнул Додон.

Гагаузия в составе Молдовы пользуется автономными правами. Автономия спасает гагаузов от румынизации, позволяет сохранять свой язык и культуру. Идею Великой Румынии гагаузы воспринимают крайне негативно. Гагаузия понимает, что в Великой Румынии ее ждет ассимиляция.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *