Галаты

Послание к Галатам можно назвать одним из самых эмоциональных текстов Нового Завета. Апостол Павел практически не скрывает своего негодования, и даже дважды называет адресатов послания несмысленными (см.: Гал. 3, 1, 3). За что? На это у апостола были основания.

Нужно сказать о том, что Галатия была в древности обширной областью, центром которой являлся греческий город Анкира. Сейчас это Анкара, современная столица Турции. Народы, населявшие эти территории, назывались галатами (отсюда и название местности). Интересно то, что галаты находятся в родстве с европейскими народами — кельтами и галлами (населяли территории современных Франции, Северной Италии, Бельгии, Германии), а в Галатию пришли с Балканского полуострова. Вот этим европейским переселенцам и проповедовал апостол.

Апостол Павел сообщает о том, что он лично проповедовал галатам, хотя и был в немощи плоти (Гал. 4, 13), то есть болен. Но именно в болезни он познал любовь тех, кому проповедовал. Галаты приняли его какАнгела Божия, и даже больше — как Христа Иисуса (Гал. 4, 14). Может показаться странным, что апостол Павел сравнивает себя со Христом. На самом деле, в этих словах нет ничего странного, но о смысле этого сравнения подробнее будет сказано ниже.

Далее апостол пишет, что галаты настолько прониклись любовью и заботой к нему, что если бы возможно было, исторгли бы очи свои и отдали мне (Гал. 4, 15). Но происходит нечто, что заставляет апостола Павла изменить (не навсегда) мнение о галатах.

Что произошло?

Апостол не дает подробных описаний причин конфликта. Но даже из кратких замечаний в первой главе можно сделать вывод о том, что после того, как апостол Павел покинул Галатийскую область, пришли некие проповедники, смущающие и желающие «превратить» (то есть извратить) благовествование Христово (Гал. 1, 7). Галаты же, как бы забыв о Павловой проповеди, принимают иное благовествование(ср.: Гал. 1, 6). Апостол Павел высказывается об этом однозначно: если бы даже… Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема (Гал. 1, 8–9). Это не означает того, что апостол отвергает любое другое благовествование, кроме своего собственного. Вовсе нет. Он выступает против проповеди, уводящей людей от Христа. Иное благовествование заключалось в требовании соблюдения постановлений Моисеева закона, в частности — принятия обрезания и соблюдения пищевых запретов. По сути, пришедшие в Галатию проповедники учили о том, что недостаточно просто поверить во Христа, как в Спасителя. Чтобы стать частью народа Божия, необходимо принять обрезание крайней плоти (в качестве символа отсечения страстей и знака принадлежности к избранному Богом народу), а также соблюдать постановления относительно пищи. Но апостола Павла возмутил не сам факт подобной проповеди, а факт принятия галатами подобных идей.

Не случайно апостол желает галатам мира от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа, Который отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века, по воле Бога и Отца нашего (Гал. 1, 3–4) и говорит о том, что они были призваны благодатью Христовою (Гал. 1, 6). Вдруг оказалось, что страданий и смерти Господа Иисуса Христа как бы недостаточно для спасения человека. Недостаточно и благодати Божией, призывающей и освящающей. Необходимо обрезаться. Апостол Павел дает подробное обоснование своей позиции. Он доказывает, что спасение возможно по вере в Господа Иисуса Христа, и дела закона (то есть постановления закона Моисеева) уже не играют для спасения какой­либо роли.

Спасение верой

Апостол Павел приводит шесть (хотя это деление довольно условно) обоснований своей позиции. Во‑первых, он напоминает галатам, что пред ними предначертан был Иисус Христос, у вас распятый(Гал. 3, 1), и спрашивает: Через дела ли закона вы получили Духа или через наставление в вере? (Гал. 3, 2) Во‑вторых, Павел свидетельствует, что Бог, содействовавший Петру в апостольстве у обрезанных, содействовал и мне (Павлу в проповеди) у язычников (необрезанных) (Гал. 2, 8). Затем, в качестве третьего обоснования, апостол Павел приводит в пример Авраама, которой поверил Богу, и это вменилось ему в праведность (Гал. 3, 6). И Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано: и потомкам, как бы о многих, но как об одном: и семени твоему, которое есть Христос (Гал. 3, 16). Видимо, под семенем Авраама сторонники соблюдения обрезания понимали именно израильский народ. Апостол Павел опровергает подобное понимание, указывая, что речь идет о Христе. Здесь можно вспомнить слова Самого Христа о потомках Авраама, обращенные к фарисеям и саддукеям — гордившимся происхождением от Авраама: Не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам», ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму (Мф. 3, 9).

Четвертый аргумент апостола Павла указывает на всеобщую греховность: Писание всех заключило под грехом, дабы обетование верующим дано было по вере в Иисуса Христа (Гал. 3, 22). Цель же Моисеева закона заключалась в подготовке народа ко встрече с обещанным Богом Спасителем: Закон был для нас детоводителем ко Хрис­ту, дабы нам оправдаться верою; по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя. Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе. Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники (Гал. 3, 24–29). Во Христе все обретают равную благодать и праведность, вне зависимости от происхождения, социального положения, различия полов. Поэтому и нет необходимости в чем-то дополнительном. Господь Иисус Христос каждому дарует спасение.

Пятый аргумент апостола Павла звучит как вопрос: Познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего (вы, галаты) возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им? (Гал. 4, 9) То есть, получив Божественную истину о спасении всех во Христе, галаты, принимая иное благовествование о необходимости обрезания, отказываются от спасительной благодати, возлагая надежду на внешнее действие, думая спастись через него. Апостол даже опасается — не напрасной ли была его проповедь среди них? (см.: Гал. 3, 11)

В последнем аргументе апостол Павел вновь возвращается к Аврааму и его вере. Видимо, сторонники обрезания тоже ссылались на пример Авраама, Сарры и Агари (см.: Быт. 16, 1–16). Для них Агарь — служанка Сары — была символом язычников. И только потомки Авраама от законной жены Сарры (иудеи) могли считаться истинным народом Божиим. Апостол отвергает подобное объяснение. Агарь — не символ язычников, не знавших обрезания и законного рождения, но символ — рабства закону, символ земного Иерусалима: Авраам имел двух сынов, одного от рабы, а другого от свободной. Но который от рабы, тот рожден по плоти; а который от свободной, тот по обетованию. В этом есть иносказание. Это два завета: один от горы Синайской, рождающий в рабство, который есть Агарь, ибо Агарь означает гору Синай в Аравии и соответствует нынешнему Иерусалиму, потому что он с детьми своими в рабстве; а вышний Иерусалим свободен: он — матерь всем нам (Гал. 4, 22–26).

Что нужно делать христианам?

Апостол обращается к галатам с призывом: Стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства. Вот, я, Павел, говорю вам: если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа… Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати, а мы духом ожидаем и надеемся праведности от веры (Гал. 5, 1–2, 4–5). Получив праведность и свободу по искренней вере во Христа, христиане не должны отрекаться от этого, не должны полагать надежду о спасении в чем­то еще. Потому что Христос является Спасителем абсолютно для всех. Поэтому во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью (Гал. 5, 6).

Дела закона, главным из которых было обрезание, не давали человеку спасительной праведности. Теперь же верующие получают праведность во Хрис­те. Поэтому единственные дела, к совершению которых должны стремиться христиане, это плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона (Гал. 5, 22–23). Для верующего важно не внешнее обрезание — символ отсечения страстей, а духовная победа над собственной страстностью. Поэтому апостол Павел пишет: Те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями (Гал. 5, 24). Единственный закон, давлеющий над христианами, — закон любви: Братья! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным. Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов (Гал. 6, 1–2).

Конечно, сейчас среди хрис­тиан уже нет проповедников, убеждающих в необходимости для спасения принятия закона Моисеева. Но от этого послание к Галатам не становится менее актуальным или устаревшим. Послание напоминает нам о Том, в Ком наша надежда и через Кого получаем мы спасение. И если мы действительно уверовали во Христа, как Сына Божия и Спасителя, то уже никто и ничто не должно заслонять Его в нас. Нигде более не должны мы искать надежды на праведность.

Газета «Православная вера» № 5 (529)

См. также Гал, галл, гала, գալ, גל.
В Википедии есть страница «гал».

Русский

В Викиданных есть лексема гал (L99270).

Морфологические и синтаксические свойства

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. гал га́лы
Р. га́ла га́лов
Д. га́лу га́лам
В. гал га́лы
Тв. га́лом га́лами
Пр. га́ле га́лах

гал

Существительное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 1a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -гал-.

Произношение

  • МФА:

Семантические свойства

Значение

  1. единица измерения ускорения в системе СГС, равная 1 см/с² ◆ Однако при сдвинутых пластинах с гравиметром возможно работать в условиях морской качки, когда вертикальные возмущающие ускорения достигают 100 гал и более. , 1979 г. // «Прикладная геофизика»

Синонимы

Антонимы

Гиперонимы

Гипонимы

Родственные слова

Ближайшее родство

Этимология

Происходит от ??

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

    Перевод

    Список переводов

    Анаграммы

    • лаг, Лаг

    Библиография

      Для улучшения этой статьи желательно:

      • Добавить синонимы в секцию «Семантические свойства»
      • Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»
      • Добавить сведения об этимологии в секцию «Этимология»
      • Добавить хотя бы один перевод в секцию «Перевод»

      Бурятский

      гал

      Существительное.

      Корень: —.

  1. огонь ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).

Ближайшее родство

От ??

    Для улучшения этой статьи желательно:

    • Добавить описание морфемного состава с помощью {{морфо}}
    • Добавить транскрипцию в секцию «Произношение» с помощью {{transcriptions}}
    • Добавить пример словоупотребления для значения с помощью {{пример}}
    • Добавить синонимы в секцию «Семантические свойства»
    • Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»
    • Добавить сведения об этимологии в секцию «Этимология»

    Украинский

    гал

    Существительное, неодушевлённое, мужской род.

    Корень: —.

  1. биол. болезнь растения в виде нароста или деформации листа, галл ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  1. яблучко

Ближайшее родство

Происходит от ??

      Для улучшения этой статьи желательно:

      • Добавить описание морфемного состава с помощью {{морфо}}
      • Добавить транскрипцию в секцию «Произношение» с помощью {{transcriptions}}
      • Добавить пример словоупотребления для значения с помощью {{пример}}
      • Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»
      • Добавить сведения об этимологии в секцию «Этимология»

      Настоящее имя: Владимир Галат
      Дата рождения: 01.04.1994
      Место рождения: Санкт-Петербург

      Детство и юность Галата

      Владимир Галат, известный все ценителям русского рэпа как MC Galat родился в городе Санкт-Петербурге. Всю жизнь Вова провел в родном городе. Отец ушел из семьи когда мальчику было два года. Будущий MC остался на воспитании матери-одиночки.

      В юности Galat не особо интересовался рэпом. Парень больше фанател по року, в частности творчеству групп «Nirvana» и даже как ни странно «Коловрат». После окончания 9 классов школы Вова поступает учиться в районный колледж на специальность «юрист». После получения средне-специального образования Галат пытается принести денег в семью и начинает искать работу. За два года Galat сменил несколько мест работы: сотрудник call-центра, офисный менеджер, менеджер строительный компании. Однако стремление к творчеству взяло вверх над Вовой.

      Творческий путь

      В 2010 году Вова начал записать рэп-треки. Свои работы он выкладывал под никнеймом Вова Гном. Начиная с 2011 году гном начинает посещать питерский оффлайн-баттл XYякс. На нем Вова знакомится с многими питерскими малоизвестными рэперами, в том числе и Ресторатором. В 2012 году Галат примыкает к питерском рэп-объединению «Грехи отцов», в которые на тот момент уже входили Крип-а-крип, Jubilee, Дима Гамбит и другие. Спустя год творчества группа распадается, но общаться между собой бывшие участники не перестают.

      В 2013 году выходит у Галата выходит дебютный альбом «За скорбь и радость». В том же году Galat начинает активно принимать участие в баттлах на площадке Versus, куда регулярно его приглашает Ресторатор. Основной хайп Галату принес баттл с Димастой, который в результате закончился дракой между участниками. Победа в баттле судьи отдали Димасте, но после их вердикт был аннулирован.

      В 2015 году Galat вместе с Jubilee выпускают альбом «Enigma». В 2016 году выходит сразу 2 баттла на Versus с участием Галата. Сначала баттл против Артема Лоика, а спустя буквально месяц с Млечным. В обоих баттлах Вова одержал победы. Осенью 2016 года Galat выпускает свой второй сольный альбом «Умер и мир ему». Через несколько месяцев после релиза Галат отправляется в концертный тур по России.

      Вместе с этим артистом просматривают биографии:

      • Тима Белорусских
      • Feduk
      • Thomas Mraz
      • Скриптонит
      • Олег ЛСП
      • ATL

      GAIUS ANTONIUS HYBRIDA, MACEDONIAN PROCONSUL, ON TRIAL IN 59 BC

      V K. Khrustalev

      Key words: Late Roman Republic, quaestiones perpetuae, crimen maiestatis, triumvirate.

      © 2012

      Ю. А. Федина

      ГАЛАТИЯ В ВОСТОЧНОЙ ПОЛИТИКЕ РИМА В I в. до н.э.

      В статье рассматриваются взаимоотношения лидеров Поздней римской республики с зависимым от Рима государством Галатией в I в. до н. э. Малая Азия представляла для римлян значительный интерес, поскольку создавала серьезные сложности в организации управления, и это придавало особое значение патроно-клиентским отношениям в контроле за регионом. Римляне были заинтересованы в установлении влияния в малоазийских государствах, особенно в тех, которые играли роль буферных царств, защищающих римские владения от вторжения извне и, таким государством, несомненно, являлась Галатия.

      Ключевые слова: Древний Рим, Галатия, клиентела.

      Взаимоотношения лидеров Поздней Римской республики с государствами Малой Азии в I в. до н. э., включая Галатию, являются одним из малоизученных аспектов дипломатической истории Древнего Рима Римляне были заинтересованы в установлении своего влияния в тех странах, которые играли роль буферных царств, защищая римские владения от вторжения извне, обеспечивали беспрепятственное перемещение римских легионов, предоставляли союзный контингент, а также исправно вносили подати в римскую казну. Таким буферным государством, несомненно, являлась Галатия.

      Первоначально Рим неохотно вмешивался в дела малоазийских государств, но со временем ситуация изменилась, и Малая Азия стала рассматриваться как стратегически важный район. Согласно сообщениям Полибия, в сферу римских интересов Галатия попала во II в. до н.э. Так, в 189 г. до н. э. римляне во главе с Манлием Вольсом помогли пергамскому царю побороть галатов, вторгшихся на территорию царства, а в 167 г. до н. э. галаты направили посольство к римскому сенату, который предоставил им автономию, при условии, что они останутся

      Федина Юлия Александровна — ассистент кафедры истории древнего мира и средних веков Магнитогорского государственного университета. E-mail: lalunya2009@inbox.ru

      в собственных поселениях и не будут воевать за пределами своих границ (Polib. Hist. 31. 2)1.

      В начале I в. до н. э. Галатия находилась под влиянием Понта. Известно, что Гай Марий посетил это царство в 99-98 гг. до н.э. Формальным поводом было принесение жертв Матери богов, но, как отмечал Плутарх, Марий подстрекал царей Галатии и Каппадокии выступить против Митридата VI (Plut. Marius. 31). По мнению Р. Салливана, Марий пытался обеспечить себя восточными союзниками, которые могли бы быть полезны не только в войне против Митридата2. Напротив, Э. Бэдиан3 и А. Шервин-Вайт4 подвергли этот эпизод, описанный только у Плутарха сомнению, поскольку у остальных античных авторов он не упоминается.

      В I Митридатовой войне (88-86 гг. до н.э.) галаты поддержали понтийского царя, но после победы Суллы при Херонее в 86 г. до н.э. тот заподозрил их в измене. Это дало ему повод тогда устроить резню приглашенной им галатской знати (около 60 человек). После данного инцидента галатские вожди окончательно перешли на сторону римлян (App. Mitr. 46). Однако некоторые из галатов продолжали оставаться на службе у Митридата отчасти из-за денег, отчасти из-за обещаний того предоставить им в случае победы над Римом значительные территории и ти-тулы5. К числу таких личностей относились некий Конакорикс, командующий 4000 войском в Гераклее Понтийской6, и Битоит — галат, который выполнил последнюю просьбу понтийского царя и умертвил его (App. Mitr.111; Liv. Per. 102).

      Римское влияние в Галатии расширяется, и она становится опорным пунктом римлян после того, когда Мурена вторгся на территорию Понтийского царства (App. Mitr. 65) между 84 и 82 гг. до н.э. В III войне против Митридата (74-63 гг. до н.э.) галаты выступили уже союзниками римлян. По сообщениям Плутарха и Аппиана, когда Лукулл вторгся во владения понтийского царя через Вифинию и Галатию в 72 г. до н. э., он терпел недостаток в съестных припасах, так что 30 тысячам галатов было приказано следовать за его войском и нести на плечах по медимну зерна (Plut. Luc. 14; App. Mitr. 78). Кроме вспомогательных частей, га-латские тетрархи предоставили Лукуллу также конницу, которая хорошо проявила себя в битвах под Кабирой (Plut.Luc. 28) и Тигранакертой (Plut.Luc. 32). Неудивительно, что встреча Помпея и Лукулла произошла также именно в Галатии (Plut. Pomp. 31). По мнению М. Трёстера, именно Лукуллу принадлежит заслуга в создании патроно-клиентских отношений со многими азиатскими клиентскими княжествами, в том числе и с Галатией7. Поскольку некоторые его распоряжения во многом предвосхитили те решения, которые впоследствии принимали Помпей и Цезарь, и у нас нет оснований не согласиться с этой точкой зрения.

      Подтверждением расширения патроно-клиентских связей между Римом и Галатией является военно-политическая деятельность Дейотара, тетрарха галатско-

      1 См. Sherwin-White 1977, 67.

      2 Sullivan 1980, 1129.

      3 Badian 1964, 56.

      4 Sherwin-White 1977, 74.

      5 Mitchell 1993/I, 31.

      6 Mitchell 1993/I, 31.

      7 Tröster 2005, 92.

      го племени толистобогов. Тот активно участвовал на стороне римлян в военных походах Лукулла против Митридата; в частности, он успешно отразил нападение понтийского полководца Эвмаха (App. Milhr. 75.326; Liv. per. 94.2; Oros. 6.2.18). Скорее всего, Дейотар как военный союзник римлян оказывал также консультативную помощь Лукуллу при переговорах с Митридатом и Тиграном8.

      В дальнейшем, с назначением Помпея главнокомандующим в войне против Митридата, роль Галатии в проведении римской политики в регионе значительно возрастает. Помпей проводит преобразования, затронувшие и это малоазийское государство (Strab.XII. 5. 2; XII. 3. 13).

      Во главе самого большого галатского племени толистобогов Помпей поставил Дейотара9, тетрархом трокмийского племени же он назначил его зятя Бого-диатра. Последний получил от Помпея в управление город Мифридатий, отделив его от Понтийского царства (Strab.12. 5. 2). В источниках, к сожалению, нет сведений о том, кто был назначен главой третьего племени галатов — тектосагов, но известно, что тетрархи этого племени Таркмондарий и Доминилай участвовали в битве при Фарсале 48 г. до н.э. на стороне Помпея (Caes. B. C. III. 3).

      За участие в войне против Митридата Дейотар после победы над тем получил в правление восточную половину прежнего Понтийского царства с портовыми городами Фарнакией и Трапезунтом, а также Понтийскую Армению вплоть до колхидской и великоармянской границы (Strab. XII. 3. 13). Расширив свои владения, Дейотар стал одним из сильнейших династов Малой Азии. Не без помощи своего патрона Помпея он получил титул царя, который римский сенат ратифицировал в 59 г. до н.э.10. Возможно, за это Дейотар заплатил римскому полководцу крупную сумму. Как известно, Помпею лично должны были и некоторые другие восточные правители (например, каппадокийский царь Ариобарзан III): «<…> шестьсот управителей Помпея начали на него наседать <…> ему теперь выплачивают следующим образом: каждый тридцатый день по тридцать три аттических таланта — и это из налогов; но для покрытия месячного роста этого недостаточно. Однако наш Гней переносит это с мягкостью» (Cic. Att. VI. 1. 3. 14). Вероятнее всего, царь Каппадокии задолжал римскому военачальнику за его помощь в получении либо царского титула, либо римского гражданства.

      Вызывает интерес тот факт, что Дейотар поддерживал дружеские отношения с Цицероном, о чем мы можем судить по переписке последнего во время его наместничества в Киликии (51-50 гг. до н.э.). Цицерон неоднократно сообщает о готовности Дейотара помочь ему по первой же просьбе; именно того Цицерон называет самым преданным союзником Рима (Cic. Att. VI. .5. 3). Галаты принимали участие в качестве вспомогательных войск на стороне римлян во время экспедиции Цицерона против племен Амана, и их боевые качества получили достаточно высокую его оценку (Cic. Att. VI. 5. 3). Во время парфянской угрозы Дейотар предоставил Цицерону две тысячи всадников. Сын и племянник Цице-

      8 Tröster 2005, 94.

      9 Точки зрения о том, что именно Помпей назначил Дейотара тетрархом племени толистобогов, придерживается С. Митчелл (Mitchell 1993/I, 33), опирающийся на сообщение Страбона (Strab. XII. 3. 13). М. Трёстер, напротив, считает, что это назначение произвел Лукулл, чьим клиентом являлся Дейотар; Помпей же не стал менять это решение, поскольку посчитал выбор Лукулла весьма удачным. См. Tröster 2005, 102.

      iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

      10 Magie 1950, 373.

      рона гостили у Дейотара в августе и сентябре 51 г. до н.э. (Cic. Att. V. 17). Также Цицерона с Дейотаром связывали не только дружеские, но и деловые отношения. Возможно, Дейотар мог являться клиентом Цицерона11. Известно, что Цицерон в период проконсульства в Киликии вел коммерческие дела через товарищества откупщиков-публиканов и друзей за пределами своей провинции, но, тем не менее, сенатор снискал славу «честного наместника» (Plut. Cic. 36). Цицерон не нуждался в киликийских деньгах: доказательством финансового благополучия именно в этот период жизни Цицерона может служить и тот факт, что к концу своего проконсульства сенатор имел достаточно средств, чтобы справить триумф по возвращению в Рим12. Возможно, Дейотар содействовал обогащению своего друга. В пользу того, что их связывали финансовые отношения, говорит и тот факт, что Дейотар по личной просьбе Цицерона содействовал возращению долга, который взял Ариобарзан у Брута (Cic. Att. VI. 1). Последний обладал довольно большим состоянием и часть его пустил в рост, давая большие деньги в долг как зависимым царям Галатии и Каппадокии, так и провинциалам, которым он ссужал деньги вопреки законам. Из писем Цицерона известно, что Брут действовал через посредников — своих друзей Марка Скапция, Публия Матиния, Люция Главцию. Брута не раз обвиняли в жестокости при взыскании долгов и протекци-онизме13.

      Успешные финансовые сделки укрепляли политический союз римских деятелей и галатского царя. Так Цицерон и Брут выступили на стороне Дейотара во время судебного процесса в 45 г. до н. э. Кастор, внук Дейотара, обвинил того в заговоре против Цезаря во время пребывания последнего в Галатии в 47 г. до н.э. Дейотар удостоился самых лестных отзывов Цицерона и Брута. Но, поскольку обвинения были слишком тяжелыми, Цезарь сохранил за Дейотаром только часть его царства14 (Plut. Brut. 31).

      Другой галатский тетрарх — Богодиатар, в отличие от Дейотара, не заслужил столь лестных отзывов у современников; напротив, Цицерон называет его ненадежным союзником: «Прочие цари и тираны недостаточно надежны и в смысле средств и в смысле настроения» (Cic. Fam. XV. 1. 6). Но Богодиатар, так же как и Дейотар, получил титул царя в 58 г. до н.э., благодаря Публию Клодию. В 56 г. до н.э. Цицерон попытался разоблачить Клодия, который за взятку ратифицировал через сенат назначение Богодиатра царем и поставил его жрецом богини Ки-белы в священном галатском городе Пессинунте (Cic. Q. fr. 2.7.2). Несомненно, Клодий брал взятки с Богодиатра, которые тот так и не выплатил полностью15.

      В конце 50-х гг. до н.э. Богодиатр умер, и его области аннексировал Дейотар. Страбон сообщает, что Богодиатр умер в 47 г. до н.э., но эту дату следует подвергнуть сомнению, поскольку наиболее поздний нумизматический материал, относящейся к царствованию Богодиатра, датируется 53 г. до н.э.16 В этом же году

      11 Co^kun 2005, 127.

      12 Абрамзон 2005, 132.

      13 Циркин 2006, 120.

      14 Дейотар потерял Малую Армению, которая была отдана каппадокийскому царю Ариобарза-ну и области трокмийской тетрархии, преданные в управление Митридату Пергамскому.

      15 Magie 1950, 372-373.

      16 Adcock 1937, 15.

      галаты поддержали римлян в парфянском походе (Plut. Luc. 14). Галатская конница принимала участие в битве при Каррах под командованием Публия Красса. Плутарх отмечает мужество галатов: «<…> галлы хватались за вражеские копья и, сходясь вплотную с врагами, стесненными в движениях тяжестью доспехов, сбрасывали их с коней. Многие же из них, подлезая под брюхо неприятельским коням, поражали их в живот. Лошади вздымались на дыбы от боли и умирали, давя и седоков своих, и противников, перемешавшихся друг с другом. Но галлов жестоко мучила непривычная для них жажда и зной. Да и лошадей своих они чуть ли не всех потеряли, когда устремлялись на парфянские копья. Итак, им поневоле пришлось отступить к тяжелой пехоте, ведя с собой Публия, уже изнемогавшего от ран» (Plut. Crass. 25).

      Во время противостояния Цезаря и Помпея Дейотар сохранил верность последнему, рассчитывая в случае победы на щедрость патрона и на новые привилегии. Так, в битве при Фарсале галатский царь предоставил Помпею военный контингент — 600 всадников (Caes. B. C. III 3), но после поражения того без колебаний перешел на сторону Цезаря, руководствуясь принципом политической целесообразности.

      Цезарь обошелся с Дейотаром сравнительно мягко, понимая необходимость сохранения Галатии под протекторатом Рима, хотя и дал почувствовать, что измена стоит дорого: денежные контрибуции и значительные поставки войск были ценой прощения (Dio Cass. XLII. 46. 1; Cic. Pro Deiotaro 14. 24). Царь не смог полностью выплатить долг Цезарю из-за вторжения в его земли Фарнака (Dio Cass. XLII. 46.1; Cic. Pro Deiotaro. 14. 24). Он был вынужден просить наместника Азии Домиция Кальвина о помощи в освобождении подвластных ему территорий. Римский военачальник начал поход против Фарнака, в котором участвовали легионы, предоставленные Дейотаром17. При Никополе римляне потерпели поражение, но уже через год, в 47 г. до н.э., Цезарь разбил Фарнака в битве при Зеле. В этом сражении галатский царь предоставил римлянам свой легион (Caes. Bell. Al. 6S)1S, который после присоединения Галатии к Риму в 25 г. до н.э. получил порядковый номер XXII и стал именоваться «легион Дейотара».

      Пример патроно-клиентских отношений в период противостояния помпеян-цев и цезарианцев дает и деятельность Митридата Пергамского — наиболее влиятельного восточного друга Цезаря. О его происхождении из царского галатского рода и родстве с Дейотаром можно судить по сообщению Страбона и неизвестного автора «Александрийской войны»:

      2) «<…> Митридат получил царское воспитание, так как его взял к себе царь всей Азии, по причине его знатности, еще маленьким мальчиком и несколько лет держал его в своем лагере (Bell. Al. II. 26).

      17 Данные источников разнятся относительно численности военного контингента, предоставленного Дейотаром Домицию Кальвину: автор «Александрийской войны» и Дион Кассий сообщают о двух легионах, обученных по римскому образцу (Bell. All. 34), Цицерон — о трех легионах (Cic. Pro Deiotaro. 14. 24).

      18 Голубцова 1951, 61.

      Грек по происхождению, Митридат пользовался уважением и доверием греческих общин. Он имел достаточный капитал и оказал финансовую поддержку Цезарю в гражданской войне (49-47 гг. до н.э.). Помимо этого, Митридат Пергам-ский, выполняя клиентские обязательства, успешно провел военную операцию против египетского войска Птоломея. За верность и преданность Риму, долгую и верную службу amicus Цезаря получил территории трокмийского племени гала-тов в 47 г. до н.э. и трон Боспора, но вскоре после этого погиб. Смертью Митрида-та Пергамского воспользовался Дейотар и оккупировал территории трокмийского племени. Вскоре Дейотар присоединил к своему царству и территории тектоса-гов, убив своего зятя и дочь в Горбиунте. Таким образом, Дейотар, устранив политических соперников, стал царем огромных территорий19.

      После смерти Цезаря Дейотар занял сторону республиканцев, помогая старому другу Бруту. В битве при Филиппах в 42 г. до н. э. он выставил пятитысячную конницу под командованием своего секретаря Аминты, но во время сражения га-латские части перешли на сторону триумвиров (Dio Cass. XLII. 24. 3; App. BC. IV. 88).

      Антоний, одержав победу над республиканцами, не стал посягать на сложившуюся систему управления римским владениями на Востоке. В основном его реорганизация касалась только системы зависимых царств. Он сделал ставку на зависимых царей, возродил и частично создал ряд зависимых от Рима государств, поставив над ними угодных ему династов. Даже ранее свободным полисам Антоний навязал тиранов. Так, в источниках упоминается Адиаториг, сын Домнеклея, тетрарха галатского племени тектосагов, получивший от Антония часть города, занятую гераклеотами. Адиаториг незадолго до битвы при Акции ночью напал на римлян и перебил их, как он потом говорил, с разрешения Антония. После актий-ской победы Октавиан провел его в качестве пленника в триумфальном шествии и казнил вместе с сыном (Strab. XII. 4. 5).

      Антоний, насаждая режимы зависимых правителей, преследовал, прежде всего, свои личные интересы. Во-первых, клиенты-цари были обязаны платить фиксированные платежи со своих территорий. Это избавляло Антония от громоздкой и сложной системы сбора налогов в провинциях. Во-вторых, Антоний утверждал правителей за взятки. Известно, что триумвир получил от Дейотара сумму в 10 млн. сестерциев и обнародовал закон о восстановлении его в правах от имени Цезаря (Cic. Philipp. II. 94-95). В благодарность Дейотар начал чеканить монеты с изображением жены Антония — Фульвии в образе Ники20. Около 40 г. до н.э. Дейотар умер, и его владения были переданы его внуку Кастору (Dio Cass. XLII. 48. 33. 5). После смерти Кастора Антоний сделал царем Галатии Аминту, военачальника и поверенного Дейотара. Триумвир распространил власть Аминты на Ликаонию, Писидию, Исаврию, Памфилию и западную Киликию. Когда Август после Актийской битвы принял власть над Востоком, он сохранил за кельтским царем его прежнее положение (App. B. C. V. 75; Vell. Pat. II. 84. 2). Аминта достиг

      19 Моммзен 2002/3, 429.

      20 Mitchell 1993/I, 40.

      значительных успехов в борьбе с пиратами: он убил одного из самых опасных вождей Антипатра, властителя Дебры и Ларанды в Южной Ликаонии21. В обязанности Аминты как римского вассала входили управление и контроль над горной зоной Киликии. В 25 г. до н э. после смерти Аминты Август не стал назначать на галатский престол нового римского ставленника, а, объявив себя наследником Аминты, преобразовал Галатию в императорскую провинцию22.

      Таким образом, Галатия в I в до н.э. представляла для римлян ценный плацдарм для их внешнеполитических акций. Являясь зависимым от Рима буферным государством, территории Галатии использовались для передвижения римских контингентов в глубь региона. В этом малоазийском царстве римляне не стремились к установлению тотального контроля, поскольку это требовало напряжения сил и не входило в их планы. В первую очередь римлян интересовало, чтобы в русле их политики оставались правящие круги Галатии, для чего наиболее эффективным средством было контролирование процесса перехода власти и общее наблюдение за развитием политической ситуации. Любая несанкционированная передача власти сопровождались ответным ходом с римской стороны, чаще всего заключавшимся в военном вмешательстве с целью устранения неугодных Риму политических фигур. В свою очередь, властители Галатии стремись заручиться поддержкой более сильных римских политических лидеров и извлечь из этой дружбы большую выгоду.

      ЛИТЕРАТУРА

      Абрамзон М. Г. 2005: Римское владычество на Востоке: Рим и Киликия (II до н.э. — 74 г. н.э.). СПб.

      iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

      Голубцова Е. С. 1951: Северное Причерноморье и Рим (на рубеже нашей эры). М.

      Машкин Н. А. 1949: Принципат Августа: происхождение и социальная сущность. М.;

      Л.

      Моммзен Т. 2002: История Рима. Т. 1-5. М.

      Циркин Ю. Б. 2006: Гражданские войны в Риме. Побежденные. СПб.

      Adcock F. E. 1937: Lesser Armenia and Galatia after Pompey’s Settlement of the East // JRS. 27, 12-17.

      Badian E. 1964: Studies in Greek and Roman History. Oxford.

      Magie D. 1950: Roman Rule in Asia Minor. Princeton.

      Mitchell S. 1993: Anatolia. Land, Men, and Gods in Asia Minor. Vol. 1. Oxford.

      D.Masta (Дмитрий Никитин) — хип-хоп-исполнитель, баттл-рэпер, участник Versus Battle, бывший участник объединения Def Joint.

      Участие в «БиTVе за респект»

      D.Masta vs ST. Битва за респект

      Большую известность D.Masta получил в 2008 году, после участия в реалити-шоу «БиTVа за респект» (Муз-ТВ), где запомнился оригинальным на тот момент стилем. В четвертьфинале потерпел поражение от ST, с которым провел реванш спустя 6 лет и также проиграл.

      Конфликты и инциденты

      D.Masta и Грехи отцов

      В первый год существования группы «Грехи отцов» произошла неприятная история, которая не раз вспоминалась на баттлах. Музыканты прямо со сцены оскорбили своих коллег – D.Masta, Johnyboy, Eric Vice и H1GH.

      «Кто б***ь, D.Masta? Я е**л тебя в рот!»

      D.MASTA опускает Грехи Отцов

      На следующее выступление приехал сам D.Masta с товарищами. Весь состав подвергли моральному давлению, и физическому воздействию. Группа была вынуждена извиняться.

      Конфликт нашел своё продолжение, когда один из участников избитой группы — Galat вызвал на баттл Дмитрия. Весь баттл D.Masta провоцировал и перебивал своего оппонента, а конец третьего раунда закончился избиением, после произнесения Galat’ом той самой фразы, с которой начался конфликт.

      D.Masta и Drago

      D.Masta наехал на DRAGO

      Предысторией конфликта можно считать баттл Drago с Млечным, где первый зацепил Дмитрия. Сам же Владимир в трансляции рассказывал, как заступился за Владимира Галата на скандально-известном баттле против Дмитрия, а также о своём отрицательном отношении к Дмитрию. Спустя несколько месяцев D.Masta с друзьями приехал на концерт к Drago. До драки дело не дошло, всё ограничилось лишь оскорблениями и кинутой бутылкой, а также украденным алкоголем. Немного позже D.Masta выпустил дисс «Grime Flow».

      Позже был организован их баттл на площадке Versus Battle, где D.Masta выдал довольно сильное выступление, по сравнению с предыдущими. Сильное негодование публики вызвало поведение друзей Дмитрия на баттле, а судейское решение многие посчитали несправедливым

      D.Masta и Schokk

      Предысторией конфликта можно считать многочисленные диссы Schokk’а практически на каждого русского рэпера. Началом обострения конфликта стал баттл с Drago, где D.Masta в свом раунде задел Бамберга. Далее Schokk опубликовал несколько ответов и примерно описал «телефонный разговор» с Дмитрием.

      D.Masta в ответ на оскорбления вызвал Schokk’а на бой, который был принят практически сразу. После того, как D.Masta согласился приехать в Берлин при условии того, что Schokk оплатит дорогу, последний согласился и перенёс дату боя на март. В результате до боя дело не дошло, а сам конфликт благополучно забыли.

      Участие в баттлах

      D.Masta трижды участвовал в Versus Battle и каждый из этих баттлов отрицательно сказался на его репутации. В баттлах он нарушал правила и крайне неуважительно относился к оппонентам. При этом, хотя бы один раз за баттл заявлял, что ему заплатили.

      Также D.Masta принял участие в баттле московской площадки FreeWay Battle, где его оппонентом стал СД. Во время самого баттла он также заявил, что всего-лишь отрабатывает гонорар, но даже такого уровня подготовки оказалось достаточно для победы над Виктором.

      Список баттлов

      2018

      • D.Masta vs Gokilla (140 BPM, Поражение)
      • Double Dee (D.Masta & Майти Ди) vs UnderWHAT? (СД & Дуня) (BPM, Поражение)

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *