Содержание
«Темное царство» Дикой и Кабаниха в драме «Гроза»
«И не от воров они запираются, а чтоб люди не видали,
как они своих домашних поедом едят, да семью тиранят».
Как верно отметил Добролюбов, Островский в одной из своих пьес изображает поистине «тёмное царство» — мир самодурства, предательства и глупости. Действие драмы разворачивается в городе Калинове, который стоит на берегу Волги. В расположении города есть некий символический параллелизм: бурное течение реки противопоставлено атмосфере застоя, бесправия и угнетения. Создаётся впечатление, будто город изолирован от внешнего мира. Жители узнают новости благодаря рассказам странников. Причём новости эти весьма сомнительного, а иногда и вовсе абсурдного содержания. Калиновцы слепо верят рассказам полоумных стариков о неправедных странах, свалившихся с небес земель и правителях с пёсьими головами. Люди привыкли жить в страхе не только перед миром, но и перед властителями «тёмного царства». Это их зона комфорта, которую никто не намерен покидать. Если с обывателями в принципе всё понятно, то как быть с указанными выше властителями?
В «Грозе» Дикой и Кабаниха репрезентируют «тёмное царство». Они и хозяева, и создатели этого мира. Самодурство Дикого и Кабанихи не знает границ.
В городе власть принадлежит вовсе не городничему, а купцам, которые благодаря своим связям и прибыли смогли получить поддержку вышестоящих органов власти. Они издеваются над мещанами и обманывают простых обывателей. В тексте произведения этот образ воплощён в Савле Прокофьевиче Диком, немолодом купце, который держит всех в страхе, даёт взаймы под огромные проценты и обманывает других купцов. В Калинове о его жестокости ходят легенды. Никто, кроме Кудряща, не может ответить Дикому подобающим образом, и купец активно этим пользуется. Он самоутверждается путём унижения и издёвок, а ощущение безнаказанности только повышает степень жестокости. «Уже такого ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать ещё! Ни за что человека оборвёт» — так о Диком говорят сами жители. Интересно, что свою злость Дикой вымещает только на тех, кого знает, либо же на жителях города — безвольных и забитых. Об этом свидетельствует эпизод ссоры Дикого с гусаром: гусар так обругал Савла Прокофьевича, что тот и слова не сказал, зато потом все домашние две недели «по чердакам и подвалам прятались».
Просвещение и новые технологии просто не могут проникнуть в Калинов. Жители с недоверием относятся ко всем новшествам. Так, в одном из последних явлений, Кулигин рассказывает Дикому о пользе громоотвода, но тот и слушать не хочет. Дикой лишь грубит Кулигину и говорит о том, что честным путём деньги заработать невозможно, чем ещё раз доказывает, что своё богатство он получил не благодаря ежедневным усилиям. Негативное отношение к переменам – общая черта Дикого и Кабанихи. Марфа Игнатьевна ратует за соблюдение старых традиций. Ей важно как заходят в дом, как выражают чувства, как ходят гулять. При этом ни внутреннее наполнение таких действий, ни другие проблемы (например, алкоголизм сына) её не беспокоят. Слова Тихона о том, что ему достаточно объятий жены, кажутся Марфе Игнатьевне неубедительными: Катерина обязательно должна «выть», когда прощается с мужем, и бросаться к его ногам. Кстати, внешняя обрядовость и атрибутивность характерна для жизненной позиции Марфы Игнатьевны в целом. Точно так же женщина относится и к религии, забывая о том, что кроме еженедельных походов в церковь нужно, чтобы вера шла от сердца. К тому же христианство в сознании этих людей смешалось с языческими суевериями, что прослеживается в сцене с грозой.
Кабаниха считает, что весь мир держится на тех, кто соблюдает старые законы: «что-то будет, когда старики перемрут, как будет свет стоять, уже я и не знаю». В этом она убеждает и купца. Из диалога Дикого и Кабанихи можно увидеть некую иерархию в их отношениях. Савл Прокофьевич признаёт негласное лидерство Кабанихи, её силу характера и ум. Дикой понимает, что неспособен на такие манипуляторные истерики, какие каждый день устраивает Марфа Игнатьевна своей семье.
Сравнительная характеристика Дикого и Кабанихи из пьесы «Гроза» тоже достаточно интересна. Деспотизм Дикого направлен больше во внешний мир — на жителей города, от тирании Марфы Игнатьевны страдают только родственники, а в обществе женщина поддерживает имидж добропорядочной матери и хозяйки. Марфу Игнатьевну, как и Дикого, совершенно не смущают сплетни и разговоры, потому что оба уверены в своей правоте. Ни того ни другого не волнует счастье близких людей. Семейные отношения для каждого из этих персонажей должны строиться на страхе и угнетении. Особенно чётко это прослеживается в поведении Кабановой.
Как видно из приведённых выше примеров, сходства и различия у Кабанихи и Дикого есть. Но больше всего их роднит ощущение вседозволенности и непоколебимая уверенность в том, что именно так всё и должно быть.
Тест по произведению
Дикой — ‘самодур русской жизни’
В «Грозе» есть типичный образ самодура в лице Дикого. Богатый купец Дикой также, как и Кабанова, не терпит никаких противоречий. К посторонним людям и членам своей семьи Дикой относится весьма грубо.
Механик-самоучка Кулигин предлагает Дикому устроить солнечные часы на бульваре и просит десять рублей. Дикой сердится и подозревает Кулигина в обмане и называет его разбойником. «Хочу так думать о тебе, так и думаю. Для других — ты честный человек, а я думаю, что ты — разбойник, вот и все!» Жадность к деньгам у Дикого так велика, что он или совсем не платит рабочим, или обсчитывает их. «У нас о жалованьи никто и пикнуть не смей, — говорит живущий у него Кудряш, — наругает на чем свет стоит. Ты, говорит, почем знаешь, что я на уме держу? Нешто ты мою душу можешь знать? А может, я приду в такое расположение, что тебе пять тысяч дам». Дикой сам признается Кабановой, что никому доб¬ром денег отдать не может, хотя и понимает, что должен платить. «Только заикнись мне о деньгах, — говорит он, — у меня всю нутренную разжигать станет; ну, в те поры ни за что обругаю человека».
Дикой — это законченный тип купца-самодура.
В одной из своих комедий Островский так определяет значение слова «самодур»: «Самодур — это называется, коли вот человек никого не слушает; ты ему хоть кол на голове теши, а он все свое. Топнет ногой, скажет: кто я? Тут уж все домашние ему в ноги должны, так и лежат, а то беда… Это — дикий, властный человек, крутой сердцем».
Таким, самодуром, основой поведения которого служат необузданный произвол и тупое упрямство, является Савел Прокофьич Дикой. Он привык к беспрекословному повиновению окружающих, которые идут на что угодно, лишь бы как-нибудь не прогневить его. Особенно тяжко приходится домашним: дома Дикой распоясывается без всякого удержу, и члены семьи, спасаясь от его ярости, целыми днями прячутся на чердаках да в чуланах. Вконец затравил Дикой племянника, Бориса Григорьевича, зная, что тот находится от него в полной материальной зависимости.
Нисколько не стесняется Дикой и с посторонними, над которыми можно безнаказанно «покуражиться». Благодаря деньгам он держит в своих руках всю бесправную массу обывателей и издевается над ними. Особенно ярко черты самодурства проявляются у него в разговоре с Кулигиным. Кулигин обратился однажды к Дикому с просьбой дать десять рублей на устройство солнечных часов для города.
«Дикой. А может, ты украсть хочешь; кто тебя знает!..
Кулигин. За что, сударь, Савел Прокофьич, честного человека обижать изволите?
Дикой. Отчет, что ли, я стану тебе давать? Я и поважней тебя никому отчета не даю. Хочу так думать о тебе, так и думаю. Для других ты честный человек, а я думаю, что ты разбойник, вот и все. Хотелось тебе это слышать от меня? Так вот слушай! Говорю, что разбойник, и конец! Что же ты, судиться, что ли, со мной будешь! Так ты знай, что ты червяк. Захочу — помилую, захочу — раздавлю».
Дикой чувствует свою силу и власть, власть капитала. «Толстосумы» почитались тогда «именитыми людьми», перед которыми бедняки вынуждены были заискивать и пресмыкаться. Выйти в люди — значило «сколотить» себе капитал. Хороши были любые средства, лишь бы только разбогатеть. Тот же Кулигин говорит об этом так: «А у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег нажить».
Ради денег Дикой готов пойти на какое угодно мошенничество и обман. Вот один из его приемов: «Много у меня в год-то народу перебывает… не доплачу я им по какой-нибудь копейке на человека, а у меня из этого тысячи составляются, так оно мне и хорошо!» Жалобы обиженных не достигают цели. Да и что бедняки могут сделать с самодуром, когда он даже городничего фамильярно хлопает по плечу?
Деньги — это его страсть. Расстаться с ними, если уж они попали в его карман, для Дикого мучительно. «У него в доме никто и пикнуть не смей о жалованье: изругает на чем свет стоит». Лучше всего говорит об этом сам же Дикой: «…да что ж ты мне прикажешь с собой делать, когда у меня сердце такое! Ведь, уж знаю, что надо отдать, а все добром не могу! Друг ты мне, и я тебе должен отдать, а приди ты у меня просить — обругаю. Я отдам, отдам, а обругаю. Потому только заикнись мне о деньгах, у меня всю нутренную разжигать станет; всю нутренную вот разжигает, да и только; ну, и в те поры ни за что обругаю человека». «Пронзительный мужик», — так характеризует Дикого за его грубость и ругательства Кудряш.
Пасует Дикой лишь перед теми, кто способен дать ему отпор. Раз на перевозе, на Волге, он не посмел связаться с проезжим гусаром, а после опять-таки выместил свою обиду дома, разогнав всех по чердакам да чуланам. Сдерживает он свой нрав и перед Кабанихой, видя в ней ровню себе.
Власть денег была, однако, не единственной причиной, создававшей почву для необузданного произвола. Другой причиной, помогавшей процветанию самодурства, было невежество.
Речь Дикого пестрит грубыми, оскорбительными выражениями и эпитетами (разбойник, червяк, дурак, дармоед проклятый и т. п.).
Деспотизм, необузданный произвол, невежество, грубость — вот те черты «жестоких нравов», которые характеризуют образ самодура Дикого, типичного представителя «темного царства».
ОСНОВЫВАТЬСЯ
Смотреть что такое «ОСНОВЫВАТЬСЯ» в других словарях:
-
основываться — Опираться, ссылаться, приводить в доказательство. См … Словарь синонимов
-
ОСНОВЫВАТЬСЯ — ОСНОВЫВАТЬСЯ, аюсь, аешься; несовер. 1. см. основаться. 2. на чём. Опираться в своём мнении на что н., исходить из чего н. О. на фактах. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
-
основываться — глаг., нсв., употр. сравн. часто Морфология: я основываюсь, ты основываешься, он/она/оно основывается, мы основываемся, вы основываетесь, они основываются, основывайся, основывайтесь, основывался, основывалась, основывалось, основывались,… … Толковый словарь Дмитриева
-
основываться на — ▲ быть связанным (с) основа основываться на чем иметь своей основой. строить, ся. базировать, ся. опираться. на основе чего, какой (сотрудничать # равенства. # этого минерального источника будет открыт курорт). зиждется. базироваться. покоиться … Идеографический словарь русского языка
-
Основываться — I несов. неперех. Иметь что либо своей основой , своим основанием , источником, причиной. отт. Опираться на что либо в своих действиях; принимать в качестве основы чего либо. II несов. неперех. 1.… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
-
основываться — основываться, основываюсь, основываемся, основываешься, основываетесь, основывается, основываются, основываясь, основывался, основывалась, основывалось, основывались, основывайся, основывайтесь, основывающийся, основывающаяся, основывающееся,… … Формы слов
-
основываться — на чем. Нам кажется, что весь спор против эстетики основывается на недоразумении, на ошибочности понятий о том, что такое эстетика (Чернышевский). Ср. обосновать чем … Словарь управления
-
основываться — осн овываться, аюсь, ается … Русский орфографический словарь
-
основываться — (I), осно/вываю(сь), ваешь(ся), вают(ся) … Орфографический словарь русского языка
-
основываться — 1. ‘руководствоваться при совершении каких либо действий’ Syn: базироваться, опираться, зиждиться 2. ‘иметь в качестве исходной основы’ Syn: базироваться, зиждиться, строиться, покоиться 3. Syn: организовываться, создаваться, образовываться,… … Тезаурус русской деловой лексики
Смею Вас заверить, что не христианская религия основывается на объективном идеализме, а объективный идеализм основывается на христианской религии. Объективный идеализм — это одна из попыток интерпретировать религиозный опыт. Религиозный опыт первичен, а уже все попытки подстроить его под удовлетворяющее философское объяснение являются следствием его переживания. Я даже позволю себе утверждать, что и материализм в какой-то мере является следствием религиозного опыта. Это тоже интерпретация.
Христианская религия не может основываться на объективном идеализме потому, что смыслом христианства является вера в личного Бога, Творца всего мира, видимого и невидимого. Не в абстрактный «разум» или «идею», которые находятся в некоторой взаимосвязи с «миром вещей», а в самодостаточного Бога, Который не только все сотворил, всем управляет, но еще и позволяет некоторому своему творению — Человеку — общаться с Собой. В идеализме эта существенная сторона христианской религии не вписывается. Объективный идеализм — это обобщенная унификация христианства, ислама, иудаизма и буддизма. Поэтому говорить о том, что он лежит в основе христианской религии, неправомерно.
Тестовые задания по психологии (стр. 10 )
В) все люди рождаются одинаковыми и у каждого можно развить талант.
С) способности формируются и развиваются в специальной деятельности, удовлетворяющей интересы, склонности, потребности человека.
D) духовное развитие человека имеет особые внутренние источники, которые являются первоначально стихийными.
Е) способности наследуется.
$$$ 428 B
М. Теплое и его сотрудники выдвинули концепцию о том, что врожденными могут быть задатки как:
А) определенные предпосылки для развития способностей.
В) задатки многозначны, они предопределяют разные способности.
С) сами по себе задатки ни на что не направлены.
D) условие деятельности.
Е) задатки влияют на способности.
$$$ 429 B
Кем были впервые предприняты попытки измерить интеллектуальные способности:
А) Бине.
B) Кеттелом.
С) Климовым.
D) Айзенком.
Е) Спирменом.
$$$ 430 B
На измерение каких способностей направлены тесты Векслера:
А) специальных.
В) шкалы интеллекта.
С) коммуникативных.
D) педагогических.
Е) личностных.
$$$ 431 A
Кто впервые пытался обосновать наследственность таланта:
А) Гальтон.
В) Кеттел.
С) Лазурский.
D) Вальтер.
Е) Роуз.
$$$ 432 E
Указать условия, нужные, для возникновения и поддержания произвольного внимания:
А) постановка вопросов и решение небольших задач на протяжении определенного отрезка времени.
В) особенности воздействующих раздражителей: их новизна, абсолютная относительная сила, контраст между ними изменения в раздражителях.
С) осознание текущих результатов деятельности в форме внутреннего словесного отчета.
D) наилучший распорядок — деятельности, создание привычных условий деятельности.
Е) постановка существенных значимых целей и задач деятельности.
$$$ 433 C
Внимание – это:
А) самостоятельный познавательный процесс
В) свойства личности
С) направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах
D) акцентирование
Е) наблюдательноеь
$$$ 434 B
Каковы физиологические механизмы непроизвольного внимания
А) по А. А.Ухтомскому: «Доминанта — временно господствующий в коре головного мозга очаг возбуждения»
В) по И. П.Павлову рефлекс «Что такое?»
С) вторая сигнальная система
D) первая сигнальная система
Е) окружающая среда
$$$ 435 A
Какова зависимость внимания детей от деятельности педагога:
А) от характера подачи изучаемого материала.
В) от вопросов педагога.
С) от связи теоретического материала с практикой.
D) от меры использования технических средств обучения.
Е) от активности детей.
$$$ 436 A
Чем определяются источники произвольного внимания:
А) субъективными факторами.
В) объективными факторами.
С) новизной раздражителя.
D) внешними стимулами.
Е) движением объектам.
$$$ 437 B
Кто обосновал учение о доминанте:
А) Рибо.
В) Ухтомский.
С) Павлов.
D) Ланге.
Е) Аристотель.
$$$ 438 C
В каком виде внимания при сохранении цели не требуется волевые усилия:
А) непроизвольном.
В) произвольном.
С) послепроизвольном.
D) внутреннем.
E) внешнем.
$$$ 439 A
Какой критерий внимания характерен для деятельностного подхода в изучении внимания:
А) сосредоточенность на выполнении определенной деятельности.
В) избирательность информации.
С) ясность и отчетливость содержания сознания.
D) внешние реакции.
Е) предметность.
$$$ 440 B
Кто отмечал, что «в начале произвольного внимания стоит указательный палец»:
А) Гальперин.
В) Выготский.
С) Платон.
D) Леонтьев.
Е) Бернштейн.
$$$ 441 A
Функции рецепторов:
А) характерны для каждого вида живых существ.
В) зависят от уровня развития мозга.
С) одинаковы для всех видов.
D) наиболее развиты у человека.
Е) наиболее развиты у животных.
$$$ 442 A
Органы чувств у ребенка начинают функционировать:
А) у большинства до рождения.
В) с момента рождения.
С) в первые недели после рождения.
D) на втором месяце после рождения.
Е) в конце первого года жизни.
$$$ 443 A
Наше восприятие мира связано:
А) с культурой, к которой мы принадлежим.
В) с практикой.
С) с опытом.
D) с природой.
E) с органами чувств.
$$$ 444 D
Чтобы представление о мире оставалось стабильном мозг должен:
А) постоянно осуществлять коррекции.
В) учитывать расстояние, на которым находятся предметы.
С) изменять восприятие в зависимости от угла зрения.
D) функционировать.
Е) не утомляться.
$$$ 445 E
Наш мозг:
А) способен декодировать одновременно несколько сигналов.
В) постоянно фильтрует сигналы.
С) легче интегрирует зрительно сигналы.
D) может быть внимательным одновременно к зрительным и слуховым сигналам.
Е) материальная основа психики.
$$$ 446 A
Физиологический порог:
А) представляет собой предел чувствительного порога
В) определен генетически.
С) может меняться с возрастом.
D) не меняется.
Е) развивает восприятие.
$$$ 447 E
Экстрасенсорное восприятие:
А) в настоящее время является предметом изучения в психологии.
В) многими рассматривается как» обычная способность.
С) интересует в равной мере физиков и психологов.
D) ярко представлено в житейской психологии.
Е) индивидуальные различия человека.
$$$ 448 D
Опыты сенсорной изоляции, провидимые в Университете Мак-Гиппа, привели к заключению, что без сенсорных стимулов:
А) умственные (способности) функции быстро деградируют.
В) сенсорный опыт растет.
С) мир внутренних образов все более обедняется.
D) нарушение умственных функций становится необратимым.
Е) возможно полноценное развитие человека.
$$$ 449 B
Зависимость восприятия от опыта, знаний, чувств, интересов называется:
А) константностью.
В) апперцепцией.
С) избирательностью.
D) иллюзиями.
Е) наблюдательностью.
$$$ 450 B
Систематическое целенаправленное восприятие объектов –это:
А) внимание.
В) наблюдение.
С) ощущение.
D) Опознание.
Е) беседа.
$$$ 451 C
Как называет ошибки восприятия объектов:
А) галлюцинации.
В) миражи.
С) иллюзии.
D) фантазии.
Е) грезы.
$$$ 452 B
Благодаря какому свойству восприятия мы не замечаем опечатки при чтении текста:
А) предметность.
В) целостность.
С) константность.
D) апперцепция.
Е) избирательность.
$$$ 453 B
Кто предложил написать на фасаде здания слова «Наблюдательность, наблюдательность и наблюдательность»:
А) И. М.Сеченов.
В) И. П.Павлов.
С) А. Флазурский.
D) З. Фрейд.
Е) Д. Карнеги.
$$$ 454 C
Какая ступень познания является первой в системе познания 1) мышление, 2) память, 3) ощущение, 4) воображение, 5) восприятие:
А) 2,5.
В) 4,1.
С) 3.5 .
D) 1,2.
Е) 2,4.
$$$ 455 A
Каким приборам изменяют порог абсолютной чувствительности:
А) экстезиометром.
В) компьютером.
С) часами.
D) весами.
Е) детектором лжи.
$$$ 456 B
Сенсорное организация личности – это:
A) возможности личности.
В) характерный уровень отдельных систем чувствительности и способ их объединения в комплексы.
С) ощущение и восприятие.
D) ограниченная сенсорная основа.
Е) опора на взаимодействие сенсорики.
$$$ 457 D
Сенсорная память:
А) действует на уровне рецепторов.
В) действует меньше одной секунды.
С) лежит в основе последовательных образов.
D) содержание в течение короткого времени информации, поступающей в органы чувств.
Е) сенсорная переработка информации.
$$$ 458 D
Кратковременная память:
А) длится до двух минут.
В) обладает емкостью, не превышающей двух элементов.
С) позволяет долго помнить телефонный номер.
D) подсистема, обеспечивающая оперативное удержание и преобразование данных.
Е) обращение внимание на объекты.
$$$ 459 B
Долговременная память:
А) обладает ограниченной емкостью.
В) обладает практически неограниченной емкостью сохраняемой информации ощущения.
С) более развита у пожилых людей.
D) высокая степень организации.
Е) осмысление информации.
$$$ 460 C
Когда мы забываем прийти на важное свидание, то это обусловлено:
А) торможением.
В) активным забыванием.
С) мотивированным забыванием.
D) агнозией.
Е) реминисценцией.
$$$ 461 B
Как показала Б. Зейгарник, мы лучше помним какую либо работу, если она:
А) было доведена до конца.
В) осталась незаконченной.
С) была сознательно прекращена.
D) привела к вознаграждению.
E) интересна.
$$$ 462 D
Память:
А) всегда играет положительную роль в процессе мышления.
В) может вызвать некоторую функциональную ригидность.
С) всегда облегчает решение задачи.
D) это процесс запоминания, сохранения и воспроизведения ранее
пережитых мыслей, чувств, событий.
Е) важна в жизнедеятельности личности.
$$$ 463 A
Кто стоял у истоков ассоциативной теории памяти:
А) Гегель.
В) Спиноза.
С) Аристотель.
D) Локк.
Е) Платон.
$$$ 464 B
Как называется процесс исчезновения из памяти ранее полученной информации:
А) сохранение.
В) забывание.
С) воспоминание.
D) реминисценция.
Е) амнезия.
$$$ 465 C
Как называется система приемов эффективного запоминания:
А) повторение.
В) припоминание.
С) мнемотехника.
D) узнавание.
Е) игра.
$$$ 466 A
Кому принадлежат слова о том, что » без памяти человек был бы вечно в положении новорожденного»:
А) Сеченов.
В) Павлов.
С) Аристотель.
D) Леонтьев.
Е) Штерн.
$$$ 467 B
Точность памяти:
А) хорошо передать информации.
В) способность без искажения в тех же словах воспроизвести информацию.
С) цитирование мыслей.
D) последовательное воспроизведение информации.
Е) передача сути информации.
$$$ 468 A
Мобилизационная готовность памяти:
А) умение быстро припомнить необходимую информацию в нужный
Момент.
В) умение привлечь резервы памяти.
С) быть активным.
D) надежность хранения информации.
Е) осмысление информации.
Еще в 1908 г. в Бостоне Ф. Парсонс организовал -бюро, в котором давал индивидуальные консультации подросткам, выбирающим профессию. По существу, это было начало работы по профориентации, но велась она без достаточных научных основ, специальных методов и опиралась главным образом на наблюдение за индивидуальными особенностями подростков и собственную интуицию. В разработке методов для исследования личных: качеств и отбора рабочих и служащих в соответствии с особенностями различных видов деятельности, профессий выдающуюся роль сыграли исследования Г. Мюнстерберга. Он работал в непосредственной связи и по заказам крупных американских компаний. Эксперименг Мюнстерберга существенно отличался от лабораторного эксперимента Вундта: здесь произошел переход от искусственных лабораторных условий к моделированию естественных условий деятельности. Работы Г. Мюнстерберга давали большой практический эффект. Разрабатываемые на основе этих исследований тесты стали: главным средством при отборе рабочих и служащих.
В психотехнике по-новому выступил принцип практики: практика выступила не только «потребителем» полученных психологией в условиях лабораторного эксперимента данных, но сама ставила перед психологией запросы, задавая перспективу ее методологических основ; и методических приемов. В этом, кроме чисто практического эффекта, большой методологический смысл психотехнического движения, на который неоднократно указывал Л. С. Выготский.
Экспериментальная психология возникла в связи с задачей исследования наиболее общих законов сознания и психики. Индивидуальные различия рассматривались как помеха, от которой надо избавляться. Однако в ходе ее реализации появляются сначала робкие опыты определением индивидуальных различий. Ф. Гальтон в Англии, А. Бинэ во Франции, Дж. Кеттел и Г. Ст. Холл В США, Э. Крепелин и В. Штерн в Германии, А. Ф. Лазурский в России были первыми, кто создавал психологию индивидуальных различий.
В Англии эти работы были начаты Ф. Гальтоном (1822—1911), биологом, антропологом, выдающимся последователем Дарвина. В своей главной книге «Наследственность таланта» (1869) Гальтон выдвинул и впервые в науке статистическим методом пытался обосновать идею наследственности таланта. «Теория наследственности таланта, — писал он, —находила себе защитников и между прежними писателями, и между новейшими. Но я объявляю притязания на то, что я первый пытался разработать этот предмет статистически, пришел к таким результатам, которые могут быть выраженье цифрами, и применил к изучению наследственности законы уклонения от средних величин»(СНОСКА: Гальтон Ф. Наследственность таланта. Спб., 1875. С. 2. 224). Отрицая природное равенство людей в отношении умственных способностей, Гальтон утверждал, что способности наследуются так же, как физические признаки. Показателем талантливости является высокая репутация в общественной и профессиональной жизни. Аргументом, который доказывал наследственный характер таланта, служили случаи, когда более или менее знаменитые личности имели выдающихся родственников.
8.3.2. Становление учения о наследственности (генетики)
- •В.М.Найдыш Концепции современного естествознания
- •Предисловие
- •Введение Естествознание как отрасль научного познания
- •B.I.Понятие культуры
- •В.2. Материальная и духовная культура
- •В.З. Наука как компонент духовной культуры
- •В.4. Проблема культур в науке: от конфронтации к сотрудничеству
- •В.5. Структура естественно-научного познания
- •Часть первая Основные исторические периоды развития естествознания
- •1. Накопление рациональных знаний в системе первобытного сознания
- •1.1. Повседневное, стихийно-эмпирическое знание
- •1.2. Зарождение счета
- •1.3. Мифология
- •2. Наука в цивилизациях древности
- •2.1. Становление цивилизации
- •2.1.1. Неолитическая революция
- •2.1.2. Рационализация форм деятельности и общения
- •2.1.3. Разделение труда и развитие духовной культуры
- •2.1.4. Возникновение письменности
- •2.1.5.»Культурное пространство» древневосточных цивилизаций
- •2.2. Развитие рациональных знаний в эпоху классообразования цивилизаций Древнего Востока
- •2.2.1. От Мифа к Логосу (Науке)
- •2.2.2. Географические знания.
- •2.2.3. Биологические, медицинские и химические знания
- •2.2.4. Астрономические знания
- •2.2.5. Математические знания
- •3. Создание первой естественно-научной картины мира в древнегреческой культуре
- •3.1.Культурно-исторические особенности древнегреческой цивилизации
- •3.2. От Хаоса к Космосу
- •3.3. Категория субстанции
- •3.4. Мир как число
- •3.4.1. Пифагорейский союз
- •3.4.2. Математические и естественно-научные достижения пифагореизма
- •3.5. Формирование первых естественно-научных программ
- •3.5.1. Великое открытие элеатов
- •3.5.2. Атомистическая программа
- •3.5.3. Математическая программа
- •3.6. Физика и космология Аристотеля
- •3.6.1. Учение Аристотеля о материи и форме
- •3.6.2. Космология Аристотеля
- •3.6.3. Основные представления аристотелевской механики
- •3.7. Естествознание эллинистически-римского периода
- •3.7.1. Культура эллинизма
- •3.7.2. Александрийская математическая школа
- •3.7.3. Развитие теоретической и прикладной механики
- •3.8. Развитие древнегреческой астрономии
- •3. 8.1. Становление математической астрономии
- •3.8.2. Геоцентрическая система Птолемея
- •3.9. Античные воззрения на органический мир
- •3. 9.1. Античные толкования проблемы происхождения и развития живого
- •3.9. 2. Биологические воззрения Аристотеля
- •3. 9.3. Накопление рациональных биологических знаний в античности
- •3.9.4. Античные представления о происхождении человека
- •3.10. Упадок античной науки
- •4. Естествознание в эпоху средневековья
- •4.1. Особенности средневековой духовной культуры
- •4.1.1. Доминирование ценностного над познавательным
- •4. 1.2. Отношение к познанию природы
- •4.1.3. Особенности познавательной деятельности
- •4.2. Естественно-научные достижения средневековой арабской культуры
- •4.2.1. Математические достижения
- •4.2.2. Физика и астрономия
- •4.3. Становление науки в средневековой Европе
- •4.4. Физические идеи средневековья
- •4.5. Алхимия как феномен средневековой культуры
- •4.6. Религиозная трактовка происхождения человека
- •4.7. Историческое значение средневекового познания
- •5. Познание природы в эпоху возрождения
- •5.1. Ренессанская мировоззренческая революция
- •5.2. Зарождение научной биологии
- •5.3. Коперниканская революция
- •5.3.1. Гелиоцентрическая система мира
- •5.3.2. Дж. Бруно: мировоззренческие выводы из коперниканизма
- •6. Научная революция XVII в.: возникновение классической механики
- •6.1. И. Кеплер: от поисков гармонии мира к открытию тайны планетных орбит
- •6.2. Формирование непосредственных предпосылок классической механики как первой фундаментальной естественно-научной теории
- •6.2.1. Г. Галилей: разработка понятий и принципов «земной динамики»
- •6.2.2. Картезианская физика
- •6.2.3. Новые идеи в динамике Солнечной системы
- •6.3. Ньютонианская революция
- •6.3.1. Создание теории тяготения
- •6.3.2. Корпускулярная теория света
- •6.3.3. Космология Ньютона
- •6.4. Изучение магнитных и электрических явлений в XVII в.
- •7. Естествознание XVIII -первой половины XIX в.
- •7.1. Общая характеристика развития физики
- •7.1.1. Становление основных отраслей классической физики
- •7.1.2. Принцип дальнодействия
- •7.1.3. Теория теплорода
- •7.1.4. Развитие учения об электричестве и магнетизме в XVIII в.
- •7.1.5. Физика первой половины XIX в.: общая характеристика
- •7.1.6. Волновая теория света
- •7.1.7. Проблема эфира
- •7.1.8. Возникновение полевой концепции
- •7.1.9. Закон сохранения и превращения энергии
- •7.1.10. Концепции пространства и времени
- •7.1.11. Методологические установки классической физики (конец XVII — начало XX вв.)
- •7.2. Развитие астрономической картины мира
- •7.2.1. Создание внегалактической астрономии
- •7.2.2. Формирование идеи развития природы
- •7.2.3. Идея развития в астрономии
- •7.2.4. Космогония и. Канта
- •7.2.5. Методологические установки классической астрономии
- •7.3. Возникновение и развитие научной химии
- •7.3.1. От алхимии к научной химии
- •7. 3.2. Лавуазье: революция в химии
- •7.3.3. Победа атомно-молекулярного учения
- •7.4. Биология
- •7.4.1. Образы, идеи, принципы и понятия биологии XVIII в.
- •7.4.2. От концепций трансформации видов к идее эволюции
- •7.4.3. Ламаркизм
- •7.4.4. Катастрофизм
- •7.4.5. Униформизм. Актуалистический метод
- •7.4.6. Дарвиновская революция
- •7.4.7. Методологические установки классической биологии
- •8. Естествознание второй половины XIX в.: на пути к новой научной революции
- •8.1.Физика
- •8.1.1. Основные черты
- •8.1.2. От возникновения термодинамики к статистической физике: изучение необратимых систем
- •8.1.3. Развитие представлений о пространстве и времени
- •8.1.4. Теория электромагнитного поля
- •8.1.5. Великие открытия
- •8.1.6. Кризис в физике на рубеже веков
- •8.2.Астрономия
- •8.2.1. Триумф ньютоновской астрономии и… Первая брешь в ней
- •8.2.2. Формирование астрофизики: проблема внутреннего строения звезд
- •8.3. Биология
- •8.3.1. Утверждение теории эволюции ч. Дарвина
- •8.3.2. Становление учения о наследственности (генетики)
- •Часть вторая
- •9.1.2. Создание а. Эйнштейном специальной теории относительности
- •9.2. Создание и развитие общей теории относительности
- •9.2.1. Принципы и понятия эйнштейновской теории гравитации
- •9.2.2. Экспериментальная проверка общей теории относительности
- •9.2 3. Современное состояние теории гравитациии ее роль в физике
- •9.3. Возникновение и развитие квантовой физики
- •9.3.1. Гипотеза квантов
- •9.3.2. Теория атома и. Бора. Принцип соответствия
- •9.3.3. Создание нерелятивистской квантовой механики
- •9.3.4. Проблема интерпретации квантовой механики. Принцип дополнительности
- •9.4. Методологические установки неклассической физики
- •10. Мир элементарных частиц
- •10.1. Фундаментальные физические взаимодействия
- •10.1.1. Гравитация
- •10.1.2. Электромагнетизм
- •10.1.3. Слабое взаимодействие
- •10.1.4. Сильное взаимодействие
- •10.1.5. Проблема единства физики
- •10.2. Классификация элементарных частиц
- •10.2.1. Характеристики субатомных частиц
- •10.2.2. Лептоны
- •L0.2.3.Адроны
- •10.2.4. Частицы — переносчики взаимодействий
- •10.3. Теории элементарных частиц
- •10.3.1. Квантовая электродинамика
- •10.3.2. Теория кварков
- •10.3.3. Теория электрослабого взаимодействия
- •10.3.4. Квантовая хромодинамика
- •10.3.5. На пути к Великому объединению
- •Современная астрономическая картина мира
- •11. Особенности астрономии XX в.
- •11.1. Изменения способа познания в астрономии хх в.
- •11.2. Новая астрономическая революция
- •11.3. Солнечная система
- •11.3.1. Планеты и их спутники
- •11.3.2. Строение планет
- •11.3.3. Происхождение планет
- •11.3.4. Химический состав вещества во Вселенной
- •11.4. Звезды
- •11.4.1. Звезда — газовый шар
- •11.4.2. Эволюция звезд: звезды от их «рождения» до «смерти»
- •11.5. Острова Вселенной: галактики
- •11.5.1. Общее представление о галактиках и их изучении
- •11.5.2. Наша Галактика — звездный дом человечества
- •11.5.3. Межзвездная среда
- •11.5.4. Понятие Метагалактики
- •11.6. Вселенная в целом
- •11.6.1. Особенности современной космологии
- •11.7. Эволюция Вселенной
- •11.7.1. Модель горячей Вселенной
- •11.7.2. Большой Взрыв: инфляционная модель
- •11.7.3. Первые секунды Вселенной
- •11.7.4. От первых минут Вселенной до образования звезд и галактик
- •11.7.5. Образование тяжелых химических элементов
- •11.7.6. Сценарии будущего Вселенной
- •11.8. Жизнь и разум во Вселенной: проблема внеземных цивилизаций
- •11.8.1. Понятие внеземных цивилизаций. Вопрос об их возможной распространенности
- •11.8.2. Типы контактов с внеземными цивилизациями
- •11.8.3. Поиски внеземных цивилизаций
- •11.9. Методологические остановки «неклассической» астрономии XX в.
- •Современная биологическая картина мира
- •12. Особенности биологии XX в.
- •12.1. Век генетики
- •12.1.1. Хромосомная теория наследственности
- •12.1.2. Создание синтетической теории эволюции
- •12.1.3. Революция в молекулярной, биологии
- •12.1.4. Методологические установки современной биологии
- •13. Мир живого
- •13.1. Особенности живых систем
- •13.1.1. Существенные черты живых систем
- •13.1.2. Основные уровни организации живого
- •13.2. Возникновение жизни на Земле
- •13.2.1. Развитие представлений о происхождении жизни
- •13.2.2. Возникновение жизни
- •13.3. Развитие органического мира
- •13.3.1. Основные этапы геологической истории Земли
- •Геологические эры Земли:
- •13.3.2. Начальные этапы эволюции жизни
- •13.3.3. Образование царства растений и царства животных
- •13.3.4. Завоевание суши
- •13.3.5. Основные пути эволюции наземных растений
- •13.3.6. Пути эволюции животных
- •14. Возникновение человека и общества (антропосоциогенез)
- •14.1. Естествознание XVII— первой половины xiXв. О происхождении человека
- •14.2. Предпосылки антропосоциогенеза
- •14.2.1. Абиотические предпосылки
- •14.2.2. Биологические предпосылки
- •14.3. Возникновение труда
- •14.3.1. «Человек умелый»
- •14.3.2. Развитие древнейшей техники человека
- •14.4. Становление социальных отношений
- •14.4.1. Биологические предпосылки социальных отношений
- •14.4.2. Возникновение разделения труда
- •14.5. Генезис сознания и языка.
- •14.5.1. Раскрытие тайны происхождения сознания
- •14.5.2. Генезис языка
- •Часть третья естествознание на порогеXxIв.
- •15. Теория самоорганизации (синергетика)
- •15.1. От моделирования простых систем к моделированию сложных
- •15.2. Характеристики самоорганизующихся систем
- •15.2.1. Открытость
- •15.2.2. Нелинейность
- •15.2.3. Диссипативность
- •15.3. Закономерности самоорганизации
- •16. Глобальный эволюционизм
- •17. На пути к постнеклассической науке XXI в.
- •Заключение Наука и будущее человечества Естествознание как революционизирующая сила цивилизации
- •Наука и квазинаучные формы духовной культуры
- •Контрольные вопросы
- •Литература
- •Терминологический словарь
- •Именной указатель
- •Основные сокращения и обозначения
- •Соотношения между некоторыми физическими величинами
- •