Гармония в семье

Урок «Чувство любви — основа брака и семьи»

Биология 9 класс

Дата:

Урок 12

Тема: Чувство любви — основа брака и семьи.

Цель.

Образовательная. Сформировать понятие об эмоции как функцию головного мозга человека; выявить природу эмоций, их виды и проявления; помочь учащимся определить индивидуальные особенности их эмоциональной жизни; ознакомить с особенностями процессов мотивации, их разделение на биологические и социальные; раскрыть значение гипоталамуса в формировании мотиваций. Продолжить формировать знания учащихся о психологические основы поведения человека; раскрыть понятие «темперамент»; ознакомить со свойствами нервной системы человека и различными типами темперамента.

Развивающая. Развивать умение сравнивать между собой функции головного мозга, умение логически мыслить и делать соответствующие выводы и обобщения.

Воспитательная. Воспитывать бережное отношение к собственному организму и окружающих людей в отношении эмоциональных реакций и состояний.

Тип урока. Усвоение новых знаний.

Межпредметные связи: психология, литература, русский язык.

Материалы и оборудование: схемы, рисунки.

Основные понятия и термины: эмоции, эндорфины, любовь.

ХОД УРОКА

I. Орг. момент.

II. Актуализация опорных знаний и чувственного опыта учащихся.

Игра «Да или Нет»

Поставить » + » возле верного утверждения.

1. Сильный уравновешенный подвижный тип нервной системы имеет сангвиник.

2. В задних отделах нижней лобной извилины находится центр Брока.

3. Впервые типы темперамента выделил И.Павлов.

4. Характер человека невозможно изменить.

5. Сознание не следует отождествлять со всей психикой.

6. Обеспечение процесса мышления является одной из функций коры мозга.

7. Бессознательное — это особый уровень психической деятельности.

8. Сознание помогает человеку осмыслить объективный мир.

9. Слово тоже является раздражителем.

Какая деятельность: осознанная или неосознанная проявляется в приведенных примерах:

— у больного белой горячкой реальная действительность заменяется галлюцинациями;

— ученик быстро и верно умножает большие числа, но таблицы умножения не знает;

— ученик, раздраженный одноклассниками, порвал тетрадь;

— выйдя из дома думаю, выключил газ, утюг, воду, а вернувшись оказалось, что все выключено;

— чем можно объяснить “внезапные” открытие ученых?

III. Мотивация учебно-познавательной деятельности учащихся.

На данном уроке речь пойдет о любви. Слово “люблю” мы произносим довольно часто. Как вы считаете, в связи с чем и по отношению к кому оно употребляется? (выслушивается мнение обучающихся)

Сегодня мы поговорим о любви между мужчиной и женщиной. Какова она? Выделением каких веществ в организме человека она сопровождается и какими процессами обеспечивается?

Во имя Её воздвигли Тадж-Махал и разрушили Трою. Боги ради неё превращались в быков и проливались золотыми дождями, поэты спускались в Аид, а герои похищали огонь у небес. Бунин сказал, что в литературе есть только две достойные темы: смерть и Она. Гениев Она превращала в простаков, а простакам давала вдохновение гениев. Она стала основой одной из мировых религий (“Возлюби ближнего, как самого себя”). Сердце женщины знает о Ней всё, а мужские умы заняты Ею всегда. Ради Неё заступники королев поднимались на эшафот, а короли торопились в лачуги. Все слышали её имя, но никто на свете не смог Её правильно назвать. Наука о любви — аморология.

Как вы считаете “Любви все возрасты покорны?”.

IV. Восприятие и усвоение учащимися нового материала.

Учеными доказано, что любовь между мужчиной и женщиной является эмоциональным отражением сложнейших биохимических процессов, протекающих в их организмах. Оказалось, что влюбленность и зрелая любовь связаны с образованием принципиально разных веществ. Эмоциональный подъем, прилив сил, способность к неадекватным поступкам – характерные проявления влюбленности. Их вызывает образующийся фенилэтиламин ( ФЭН, содержащийся, кстати, и в шоколаде), оказывающий возбуждающее действие. Обращает на себя внимание то, что проявления влюбленности очень напоминают реакцию человека на стресс. Не случайно влюбленные ведут себя подобно человеку в стрессовом состоянии: адреналин и фенилэтиламин – представители одного класса веществ, известного под названием амфетамины. Г.А.Гухман (автор учебного пособия “Естествознание”) пишет: “ Симптомы любви и стресса подозрительно похожи друг на друга, потому что пути перемещения химических веществ в обеих ситуациях одни и те же”.

(Беседа по результатам записи в тетради).

Aмфетамины: фенилэтиламин и адреналин — эти вещества влияют на появление чувства влюбленности.

Отчего же состояние влюбленности столь не продолжительно?

Объясняется это тем, что повышение концентрации фенилэтиламина в крови не беспредельно. Его активная выработка длится до 4 – лет. Затем в организме возрастает привыкание к фенилэтиламину, что невольно ослабляет степень его воздействия. И, наконец, мозг включает защитные механизмы от чрезмерного возбуждения и вырабатываются эндорфины– вещества, которые действуют успокаивающе на нервную систему. Этим обеспечивается благостное, светлое, спокойное состояние человека. Образование эндорфина резко снижается при переживаниях, именно поэтому при потере возлюбленного многие испытывают не только душевную, но даже и физическую боль. Благодаря эндорфину – естественному болеутоляющему веществу – происходит постепенный переход от влюбленности к состоянию уравновешенности, счастья, надежности и спокойствия, являющимся проявлением зрелой любви.

В то же время как в период бурного образования фенилэтиламина, так и в период, сопровождающийся активным выделением эндорфина, организм вырабатывает

Окситоцин – вещество, повышающее чувствительные системы и стимулирующее сокращение мышц. Окситоцин несет на себе ответственность за физическую близость возлюбленных.

(Продолжается ведение записи в тетради)

Результатом беседы является формулирование обучающимися вывода:

Эндорфины выделяются в кровь и соответствуют стадии зрелой любви.

Окситоцин гормон, который воздействует на физиологическом уровне на обеих стадиях.

Стоит ли, говоря о чувствах, переходить на язык науки?

Стадии любви:

1 стадия. Стадия влюбленности. Из дофамина в мозговом слое надпочечников вырабатываются последовательно норадреналин (гормон агрессии), а затем адреналин (гормон тревоги). Этот процесс контролируется стволом головного мозга.

Но, тем не менее, для организма в целом состояние влюбленности изнурительно, и долго пребывать в нем опасно. Чтобы организм выжил, природа включает приспособительные механизмы, тормозящие выработку амфетаминов, меняя их на другие соединения – эндорфины. Начало выработки веществ этого класса говорит об угасании любовной лихорадки и переходе на новую, вторую, стадию отношений. В общепринятом смысле это переход к стабильным, может быть, семейным отношениям, сопровождающимся ощущением внутреннего комфорта, радости, счастья. В отличие от первой стадии вторая лишена надрыва, нервного истощения, полна спокойствия и умиротворенности, что связано с присутствием гормонов радости – эндорфинов.

2 стадия. На данной стадии чувства любви развиваются под действием эндорфинов и окситоцина.

Эндорфин – общее название эндогенных (внутреннего происхождения) пептидов, обладающих опиоидной активностью. Эндорфин – представитель группы химических соединений, которые вырабатываются в головном мозге, обладают способностью уменьшать боль аналогично опиатам и влиять на эмоциональное состояние. Эндорфин приводит человека в состояние эйфории, его иногда называют “ природным наркотиком” или “ гормоном радости”.

3 стадия. Гармония любви. Воспитание чувств.

Эта стадия связана с угасанием выработки эндорфина. Если концентрация эндорфинов в крови постепенно снижается, то наступает переход в стадию угасания отношений. Трагедия многих союзов в том, что скорость этого процесса у разных организмов разная. Если у одного выработка эндорфинов закончена, а у другого еще нет, то начинаются трагедии несчастной любви и разбитых сердец. Но это уже другая история…

Брак — это юридически оформленный, свободный, добровольный союз мужчины и женщины, направленный на создание семьи и порождаю­щий для них взаимные права и обязанности.

Семейно-брачные отношения имеют чрезвычайно важное значение для каждого человека и для всего госу­дарства. Отсюда возникает необходимость их правовой регламентации.

Семейное право — отрасль права, которая содержит нормы, регулирующие отношения, возникающие в свя­зи со вступлением в брак, созданием семьи, воспитани­ем детей, определяющие права и обязанности супругов, родителей, детей.

Основной источник семейного права: Семейный кодекс Рос­сийской Федерации (СК РФ), введённый в действие в 1996 г.

Важную роль в оценивании поведения человека как члена семейного коллектива играют основные принци­пы правового регулирования семейно-брачных отноше­ний. Эти принципы отражают и юридически закрепля­ют правовые и моральные взгляды общества на брак и семью.

Основные принципы правового регулирования семейно-брачных отношений в РФ:

1) добровольность брачного союза;

2) равенство прав супругов в семье;

3) разрешение внутрисе­мейных споров по взаим­ному согласию;

4) приоритет семейного воспитания детей, забота об их благосостоянии и развитии;

5) обеспечение приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних (лиц до 18 лет) и нетрудоспособных членов семьи.

Брак заключается путём регистрации в органах запи­си актов гражданского состояния (ЗАГС). Законным суп­ругам выдаётся свидетельство о браке.

V. Обобщение и систематизация знаний.

Ответ обучающихся на проблемный вопрос, поставленный в начале урока: “Любви все возрасты покорны?”.

Работа с дополнительными источниками информации.

Обратимся к законодательной базе брака. «Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 30.12.2015)

СК РФ, Статья 13. Брачный возраст

1. Брачный возраст устанавливается в восемнадцать лет.

2. При наличии уважительных причин органы местного самоуправления по месту жительства лиц, желающих вступить в брак, вправе по просьбе данных лиц разрешить вступить в брак лицам, достигшим возраста шестнадцати лет.

(в ред. Федерального закона от 15.11.1997 N 140-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Порядок и условия, при наличии которых вступление в брак в виде исключения с учетом особых обстоятельств может быть разрешено до достижения возраста шестнадцати лет, могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации.

Готовимся к ОГЭ. Написать мини сочинения на тему «Любовь- это…»

VI. Подведение итогов урока.

Акрослово

Дайте характеристику слову «Любовь»:

Лучистое.. .

Южный.. .

Блаженство.. .

Озера глаз.. .

Вечность.. .

ЬЬЬЬЬЬЬЬ

Рефлексия.

Закончите предложения…

VII. Предоставление и объяснение домашнего задания.

  1. Прочитать § ;

  2. Выучить конспект:

  3. Приготовить презентацию на тему на основе своего мини сочинения: «Любовь- это..».

Список использованной литературы:

  1. Биология. Живые системы и экосистемы. 9 класс. Поурочные методические рекомендации. Сухорукова Л.Н. и др. 2-е изд. — М.: 2014. — 112 с.

  2. Сухорукова Л.Н. С. Биология, Живые системы и экосистемы: учеб, для 8 кл. общеобразоват. учреждении / Л.Н. Сухорукова, В,С. Кучменко, Т.А. Цехмистренко; Рос. акад. наук. Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». — М.: Просвещение, 2009. — 160 с. : ил. — (Академический школьный учебник) (Сферы).;

Интернет-ресурсы:

> Счастливый брак — основа счастливой семьи
Главная>>Брак и семья>>Счастливый брак. Основы брака

Основы счастливого брака

Любовь — это основа счастливого брака, счастливой семьи, так думали и думают очень многие. И эта мысль очень логична, ведь любовь — главная причина вступления в брак. Но, в большинстве случаев, любовь — основа счастливого брака только в первые годы совместной жизни.

Социолог С.Голод провёл анализ большого числа браков с 5-6-ти летним стажем совместной жизни. Согласно его исследованиям, через 5-6 лет брака:

в 28% браков основой брака стала привычка;
в 24% — основой брака стали общие взгляды, интересы, привычки;
в 22% — основой брака стала совместная любовь к детям;
у 17% людей в основе брака лежат сексуальные отношения.

Другие аналогичные исследования подтверждают, что у большинства браков со стажем сама по себе любовь не является основой брака. Судьба современного брака, по-видимому, зависит не от чувства, которое стало причиной вступления в брак, а от их душевных качеств: добрый или недобрый, заботливый или грубый, внимательный или равнодушный и т.д.

Поэтому основой современного брака может стать широкая совместимость супруга и супруги. Совместимость душевных качеств, совместимость интересов, совместимость увлечений, совместимость религиозных, моральных, духовных качеств, совместимость характеров и темпераментов, сексуальная совместимость. Чем больше совместимость у женщины в семье с мужем, тем легче им друг с другом, тем счастливее их брак и счастливее семья.

Пожалуй, наиболее удачная совместимость супругов в браке сочетает в себе три основы счастливого брака:
Первая основа счастливого брака — это духовное родство, хотя бы в каких-либо главных моментах.
Вторая основа счастливого брака — это схожие интересы в жизни, увлечения, идеалы. Тоже, хотя бы в чём-то главном.
Третья основа счастливого брака — разница в психологии, в темпераменте.
Причём, психологическая совместимость основана на гармонии контрастов, на притяжении полярных темпераментов. К примеру, взрывной и резкий холерик может хорошо ужиться с медлительным и уравновешенным флегматиком. У холерика молниеносная реакция и бурные чувства, а флегматик лишён этого и подсознательно его может притягивать к этим чертам холерика. А холерика привлекает спокойствие и рассудительность флегматика, которых нет у него самого.

При этом, оба могут быть и недовольны этими же качествами друг друга в каких-либо вопросах и ситуациях. И для того, чтобы полностью ужиться друг с другом, их разность темпераментов должна дополнятся совместимостью ещё каких-либо душевных качеств, интересов, увлечений и взглядов.

Но не стоит думать, что счастливый брак и счастливую семью могут создать супруги только при полной их совместимости. Очень часто бывает, что люди оказываются совместимы не во всех отношениях но и этого им хватает. Та часть всего спектра совместимости, которой они обладают, вполне достаточная основа для их счастливого брака и семейного счастья. Просто они с пониманием относятся к неприятным для них качествам другого человека и с уважением относятся к его праву на самостоятельность. И эта терпимость к недостаткам партнёра и уважение его, как самостоятельную личность и входит в число главных нитей совместимости. И без сомнения, это помогает укрепить основу их брака и сделать счастливым брак и счастливую семью.

Вообще, полная, абсолютная совместимость двух людей по всем качествам бывает крайне редко. Это, можно сказать, эксклюзивный случай. Зато, очень часто, встречается частичная совместимость, хоть и не всесторонняя и абсолютная, но достаточно разносторонняя и её может вполне хватить для надёжной основы счастливого брака, создания счастливой семьи и обретения семейного счастья.

И вступая в брак, каждый человек может повысить свою степень совместимости со второй половинкой, путём заимствования у него тех полезных качеств, интересов, увлечений, которые пришлись ему по душе, которые привлекли его. Попробуйте это сделать, напишите на бумаге все свои качества, черты характера, увлечения, взгляды, интересы и т.д. и пусть то же самое сделает ваша вторая половинка. И потом посмотрите, что вы можете перенять, заимствовать для себя у своего партнёра и что может он заимствовать у вас. И от этого, ваша совместимость станет многограннее, разнообразнее, а ваш брак станет счастливее, ведь станет надёжнее основа брака, а счастливый брак — основа счастливой семьи. И это своего рода маленький секрет семейного счастья, который мы с вами открыли.

Рекомендуем также посмотреть статьи:

Гармония в семье: — как создать и сохранить гармонию в семье

Гармония в семье

Каждая женщина, которая выходит замуж мечтает о счастливой семье, построенной на любви и гармонии. У вас возникло желание узнать, что такое гармония в семьи и как её создать? Всё очень просто, но необходимо ознакомиться с важной информацией, а также применить полученные знания в собственной жизни. К сожалению, в наше время всё трудней выходит сохранить в браке хорошие отношения. Начиная жить вместе, супруги сталкиваются со многими трудностями, которые преодолеть получается не всем. Для того чтобы добиться гармоничных отношений каждому из возлюбленных нужно работать над собой. Только в этом случае брак окажется счастливым. В этой статье мы расскажем вам, что такое гармония в семье и как её создать, а также сохранить в будущем.

Что такое гармония в семье?

Что такое гармония в семье

Гармония (от греч. Harmonia — связь, созвучие) — это состояние покоя, которое наступает в результате безупречного сочетания или взаимодействия. Гармония в семье наступает, когда супруги работают над отношениями и дополняют друг друга. Брак никогда не будет счастливым, если кто-то один старается, а другой плывёт по течению. Только ежедневной работой над собой можно добиться гармонии в семье. Что же такое работа над отношениями? Имеется в виду труд над эмоциональной составляющей в семье. Многие женщины начинают интересоваться душевным состоянием своего супруга, когда появляются какие-то проблемы, а так быть не должно. Ежедневно следует интересоваться моральным состоянием своего возлюбленного и никак иначе.

Из чего состоит гармония в семье?

Взаимопонимание в быту

Для того чтобы добиться гармонии в семье, нужно знать из чего же она состоит. Ниже перечислены очень важные моменты на пути к счастливому браку.

Взаимопонимание. Очень важно в отношениях слышать и понимать своего супруга. Большое количество ссор в семье возникает из-за нежелания слышать и понимать своего возлюбленного. Очень важный момент — это научится выяснять, в чём проблема, а не винить в случившемся друг друга.

Быт. Этот пункт является очень важным на пути к гармонии в семье, так как быт разрушает большое количество браков (). С этой проблемой сталкиваются те пары, которые не жили вместе до свадьбы. Каждый пришёл со своими принципами и привычками, которые могут раздражать друг друга. В этой ситуации, главное договорится и найти компромисс.

Интим. Огромную роль в гармоничных отношениях играет интимная составляющая. Если вас не устраивает ваша интимная жизнь, тогда ни о какой счастливой семье не может быть и речи. Так как удовлетворённость в постели — это ключ к хорошему настроению и уравновешенности.

Дети. Следует отнестись к этому вопросу очень ответственно, ведь не каждый из супругов готов к детишкам. Некоторые хотят много малышей, а другие предпочитают не спешить с этим и пожить ради себя. Всё же потомство заложено природой в человеке, и дети приносят недостающий элемент в создании здоровой и счастливой семьи.

Зона комфорта. Даже у самых неразлучных людей должно быть время для того, чтобы отдохнуть друг от друга. Это поможет обезопасить себя от такого феномена, как перегореть в отношениях.

Как создать гармонию в семье?

Семейные традиции

Выше мы упоминали, из чего состоит гармония в семье и это нужно взять за основу, чтобы создать счастливый брак. Вот только проблема состоит в том, что не все понимают, что именно нужно делать для того, чтобы обрести гармонию в семье. В действительности работа заключается не в физическом проявлении, а в моральных аспектах. Работа над духовным миром супруга является намного тяжелей, чем приготовление еды, уборки дома или же заботы о детях. Вот потому ниже мы предоставим простые советы, которые помогут вам обрести желанную гармонию в семье.
Следует понимать, что семейная пара состоит из двух обычных людей и у каждого из них есть собственные чувства. Вот из-за этого нужно быть искренним друг с другом и уважать супруга, несмотря на его достижения, а также уровень зарплаты. Искренняя любовь проявляется в том, чтобы дать партнёру необходимые чувства, которые сделают его счастливым. В ответ за свои действия вы получите намного больше, чем ожидаете. Существует несколько важных рекомендаций для создания гармонии семьи:

  • Научитесь быть сдержанной, и это даст неожиданный результат. Нужно понимать, что мышление мужчин кардинально отличается от женского. Мнение каждого партнёра может отличаться, а особенно это касается видения домашнего быта. Именно это психологи считают главной причиной разводов в молодых семьях. Научитесь не только слушать друг друга, но и слышать;
  • Следующий совет очень прост и он заключается в банальном саморазвитии, которое поможет находить общий язык в кругу семьи. Самообразование необходимо обоим супругам, ведь у них появится много тем, на которые можно дискутировать. Это действительно поможет сблизиться и в конечном результате научиться понимать друг друга с полуслова;
  • Создайте семейную традицию (о традициях можно узнать в нашей статье), которая будет заключаться в совместном и обязательно активном времяпрепровождении. Это хороший способ избежать проблем с рутиной, а также с банальной скукой. Активное времяпрепровождение подарит вам не только позитивные эмоции, но и яркие воспоминания. Не зря психологи утверждают, что радостное будущее может быть лишь у тех пар, которые имеют незабываемое и счастливое прошлое;
  • К следующей рекомендации следует отнестись с особой внимательностью, ведь её соблюдают очень редко. Никогда не пытайтесь изменить вашего партнёра. Психологи утверждают, что характер формируется ещё в три года и переделать его в принципе невозможно. Если существуют качества у мужчины, которые вас раздражают и являются причиной ссоры с мужем (), тогда варианта лишь два. Первый вариант является радикальным и это развод, а вот второй заключается в том, чтобы поменять своё отношение в данной ситуации.

Как сохранить гармонию в семье?

Любовь до старости

Если соблюдать все вышеперечисленные советы можно обрести долгожданную гармонию в семье. Вот только когда у супругов появляется взаимопонимание и взаимоуважение, тогда хочется сохранить всё это. Существует 12 незамысловатых правил, которые помогут сохранить гармонию в семье. Соблюдать их не так уж сложно, но они действительно действенные и способны подарить любящим супругам счастливое будущее. Вкратце перечислим все основные принципы, которые следует соблюдать для создания здоровой семьи;

  1. Всегда делите домашние дела.
  2. Планируйте расходы, встречи с друзьями, а также поездки только вместе.
  3. Всегда друг другу помогайте и не забывайте советоваться в сложных жизненных ситуациях.
  4. Чаще обсуждайте проблемы и способы их устранения. Главное, прекратите обвинять друг друга в проблематичных ситуациях.
  5. Прекратите менять супруга и научитесь принимать его таким какой он есть. (мужа это также касается).
  6. Подготовка к появлению ребёнка и его воспитание должно быть совместным.
  7. Не отказывайтесь от секса, используя вымышленные причины. Это деликатный момент следует также обсуждать и не стесняться.
  8. Никогда не изменяйте, всегда доверяйте, а также искренне верьте партнёру.
  9. Откажитесь от манипуляции и шантажа.
  10. Обсуждать нужно практически всё и даже пустяковые моменты.
  11. Каждый должен заниматься саморазвитием и ежедневно познавать что-то новое.
  12. В первую очередь научитесь любить самого себя, а после этого полученный опыт примените на партнёре. Уважение и любовь творят чудеса.

Счастливая семья

Открытое занятие «Гармония семейных отношений»

Елена Чеснокова
Открытое занятие «Гармония семейных отношений»

Тема: Гармония семейных отношений

Задачи:

Раскрыть роль семьи в жизни каждого человека, определить понятие «семья»;

Определить ценности семейных отношений, традиций;

Сформировать представления о жизненном идеале семьи, гармоничных отношениях, анализировать ситуации, возникающие в семейной жизни;

Развивать у воспитанников навыки совместной деятельности, сотрудничества.

Воспитать стремление создать в будущем духовно и физически здоровую семью; любовь и уважение к семье как общенациональной ценности.

Подготовительная работа: сценка, заучивание стихотворений.

Оборудование: шляпа, кукла, ноутбук, фломастер, плакат с изображением солнца.

Ход ЗАНЯТИЯ:

Воспитатель:

В словаре С. И Ожёгова мы встречаем следующее определение слова «семья» и «гармония»:

Семья – группа, живущих вместе близких родственников.

Гармония — стройность и согласованность с чем-либо.

Если говорить о гармонии в рамках семейной жизни, то она означает взаимное понимание и уважение, согласованность супругов и детей. Многие понимают, что установить гармонию — первостепенная задача, но делают это единицы. Молодые супруги вносят разлад в доброжелательную атмосферу, руководствуясь установками и стереотипами поведения, которые заложены родительской семьей. С момента создания брака родители давят на плечи молодых людей, мешая развитию гармоничных отношений. Они приносят страдания, пока муж и жена не решатся жить по новому сценарию. Еще одна преграда — внутренние комплексы, которые не дают партнёрам идти навстречу друг к другу. Порочный, замкнутый круг обоюдных упреков может длиться годами и десятками лет.

Ответьте на вопрос: «Почему в одной семье гармоничные отношения, а в другой нет?»

Выводы: Как показал опрос, большинство опрашиваемых считают свою семью дружной, гармоничной, потому что собираются вместе за семейным столом, вместе отдыхают, находят понимание, уважение и поддержку в своей семье.

Как установить и поддерживать гармоничную атмосферу в семье?

Обсуждение.

Понятия «гармония» и «совместимость» появилось несколько десятилетий назад. В 16-17 веке брак и любовь были несовместимыми терминами. Считалось, что жениться на любимом человеке — безрассудство. На замену средневековым идеалам пришли буржуазные, когда женщина стала требовать к себе внимания и заботы. У мужчины появились новые обязанности, в том числе и воспитание детей. Женщина получила возможность учиться, работать, высказывать мнение.

В 19 веке брак из патриархальных отношений перешел в партнерские, когда супруги тянут одну лямку на двоих. Здесь уже стало неуместно требовать от женщины полной покорности и смиренности. Женщины стали активно проявлять свой авторитет и позицию. Как сказал Энгельс, семья превратилась в ячейку общества. В 20 веке появляется мнение, что жизнь супругов должна быть гармоничной, основанной на равенстве и взаимопонимании двоих.

Воспитатель: А теперь поиграем…

Шляпа вопросов

Заготовленные полоски бумаги с написанными на них вопросами, находятся в шляпе. Шляпа передается по кругу, и каждый участник, вытягивая вопрос, отвечает на него. Шляпа ходит по кругу до тех пор, пока не закончатся вопросы.

Какое время из проведенных дней в кругу группы- семьи в минувшем году вам больше всего понравилось?

Назовите что-то одно из того, чего вы ждете от жизни.

Назовите три вещи, которые вас ужасно расстраивают.

Назовите что-то, что делает вас счастливым.

Назовите что-то, чего вы боитесь.

Расскажите об одном из своих счастливейших воспоминаний. Почему именно оно?

Какой, по вашему мнению, будет жизнь на Земле через 100 лет?

Какой совет вы бы дали родителям, которые хотят лучше воспитывать своих детей?

Согласны ли вы, что применение наказания – лучший способ добиться от детей послушания? Почему «да» или почему «нет»?

Назовите три вещи, которые вызывают дружный смех

Я чувствую страх, когда думаю о…

Когда у меня выдается свободное время, я люблю…

Моя любимая телевизионная программа – это, потому что…

Вечерами мне нравится…

Мне больше всего хотелось бы…

Через 10 лет я вижу себя и свою семью…

Вывод: Все мы разные, но для каждого из нас важно, чтобы семья была дружной и счастливой.

А сейчас девочки прочитают для вас небольшие стихотворения:

ВИКА:

Какое счастье жить на свете,

Когда я в мире не одна.

Когда душа теплом согрета

И за спиной стоит СЕМЬЯ

Понять способны мы не сразу…

На это нужно много лет:

СЕМЬЯ даётся лишь однажды –

Дороже, ближе, лучше нет…

ОЛЯ:

Если взять Любовь и Верность,

К ним добавить чувство Нежность,

Все умножить на года,

То получится — СЕМЬЯ!

Воспитатель: «Какие же ценности лежат в основе гармоничной семьи?»

Сейчас я буду говорить вам слова, а вы попробуйте объяснить какие понятия вложены в них.

• Сопереживание (Способность чувствовать другого человека, ощущать себя на его месте.)

• Равенство (Предполагает, что вы считаетесь с интересами друг друга.)

• Поддержка (Вдвоем вы способны на многое.)

• Толерантность. (Умение принимать человека таким, какой он есть.)

• Компромисс (Умение уступать друг другу.)

• Признание. (Уважение и благодарность.)

• Приспособляемость (Умение адаптироваться, если того требуют обстоятельства.)

• Любовь (Нежная забота друг о друге.)

• Верность (Преданность друг другу.)

• Умение слушать (Прислушиваться друг к другу.)

• Юмор (Смех поддерживает физическое и психологическое здоровье.)

• Доверие (Чувство безопасности и уверенности.)

• Нежность (Чуткое отношение друг к другу.)

• Совместное времяпрепровождение (Нужно всегда находить время для того, чтобы побыть вместе.)

Построить гармоничные отношения в семье не просто, это постоянная и трудная работа.

ФИЗ. Минутка.

А теперь вместе поразмышляем:

В каждой семье существует различные семейные ценности и традиции. Скажите, как вы понимаете, что такое семейные ценности? Например, к семейным ценностям можно отнести старое кресло? (ответы детей). К семейным ценностям можно отнести многое: старые письма, бабушкин платок, мебель, дерево посаженное прадедом — это и такие духовные ценности как любовь, верность, доверие. В ценности переходит все то, создает память о наших предках.

Воспитатель: Перед вами рисунок с изображением солнца с лучиками, и на каждом лучике мы будем писать важные слова с понятиями, что же нужно для создания и сохранения крепкой и гармоничной семьи.

Послушайте притчу и скажите, о какой семейной традиции идет речь. Притча 1 (о любви)

Однажды в дом, где жили бедные муж и жена, постучали. Это было три старца, их звали Богатство, Удача и Любовь. Хозяева их гостеприимно пригласили войти. Они ответили, что они могут впустить одного из них, что они никогда об этом не пожалеют.

Муж и жена заспорили: «Давай богатство, мы так бедны!» — сказал муж.

«Нет, давай Удачу» — настаивала жена — «И будем жить счастливо».

И тут супруги посмотрели друг другу в глаза и разом воскликнули – «Надо позвать любовь!»

Порог переступили три старца, супруги очень удивились. Потому что там, где есть Любовь, всегда будут Богатство и Удача – ответили старцы.

На первом луче пишем (любовь)

текст 2 (об уважении)

Притча “Об уважении к старшему поколению”

Женился один молодой джигит. Привел жену в свой дом, и стали они жить. И с ними жил его старый отец. Со временем, сын стал тяготиться тем, что “у него на шее сидел” старый отец. Но виду старался не подавать.

Однако отец его понял, отчего невесел сын его. И сказал ему: “Сынок, я стал стар, и не хочу мешать вам молодым жить. Пойди свяжи из коры деревьев большую корзину, отнеси меня в ней на высокую скалу и сбрось. Все равно я стар уже, и скоро время мое умирать”…

Молча, сын пошел и связал большую корзину, положил в нее своего отца и отнес на вершину скалы. Но перед тем как сбросить отца, тот сказал ему:

– Сынок, ты меня выбрось, а корзинку себе оставь.

– Зачем? – удивился сын.

– В ней ТВОЙ сын выбросит тебя, когда ты состаришься.

Почитай отца своего и мать и будет тебе хорошо. Почитать, значит, в детстве их слушаться, в молодости с ними советоваться, а в зрелом возрасте о них заботиться. Если заповедь исполняется, то значит, что семя было посеяно не напрасно. Бывает, что по одному человеку обо всей семье судят.

На 2 луче пишем (уважение)

Текст 3 (мир и лад) Послушайте ещё одну притчу:

В соседних домах жили две разные семьи. В одной из них супруги всё время ссорились, а в другой всегда были тишина и взаимопонимание. Однажды, позавидовав миру в соседской семье, жена попросила мужа:

— Сходи-ка к соседям и посмотри, что они такое делают, что у них всегда всё хорошо.

Мужчина пошёл, притаился и стал наблюдать. Видит — женщина моет полы в доме. Вдруг что-то её отвлекло, и она ушла на кухню. В это время её муж возвращается в дом. Не заметив оставленное ведро с водой, он случайно опрокинул его, и вода разлилась. На шум выбежала жена, стала извиняться перед мужем:

— Прости, дорогой, это я виновата.

Тот в ответ:

— Нет, это ты прости, виноват я.

Задумался мужчина и побрёл домой. Дома жена спросила:

— Посмотрел?

— Да! — ответил муж.

— Ну что?

— Я всё понял! У нас все правы, а у них все виноваты.

Чувство надежности, поддержки, уверенности у членов семьи будет поддерживаться, если в доме живут мир и лад. Как гласит народная мудрость: «Не надо клад, если в семье лад».

На третьем луче мы пишем (мир и лад)

Текст 4 (понимание и терпение)

Легенда: В давние времена жила большая, дружная семья из 100 человек. В ней всегда царили, мир, любовь и согласие. Молва об этой семье дошла до правителя, вызвал главу семьи, чтобы узнать, как им удается так дружно жить. Ответ удивил правителя, на листе было написано 100 раз слова: понимание и терпение.

А сейчас мы предлагаем вниманию Сценку 5 (о заботе)

Воспитатель: Вика под вечер с прогулки пришла.

И куклу спросила:

ВИКА: Как дочка дела?

Опять ты залезла под стол непоседа?

Опять просидела весь день без обеда?

С этими дочками просто беда!

Скоро ты будешь как спичка худа.

Иди-ка обедать вертушка!

Воспитатель: Викина мама с работы пришла

И дочку спросила!

Оксана: Как дочка дела?

Опять заигралась наверно в саду

Опять ухитрилась, забыть про еду

«Обедать» кричала бабуля 100раз

А ты отвечала: «Сейчас да сейчас».

С этими дочками просто беда!

Скоро ты будешь как спичка худа.

Иди-ка обедать вертушка!

Воспитатель: Тут бабушка, мамина мама пришла,

И маму спросила:

ИРА: Как дочка дела?

Наверно, в больнице за целые сутки

Опять для еды не нашлось ни минутки?

А вечером съела сухой бутерброд

Нельзя же сидеть весь день без обеда!

Уж доктором стала, а все непоседа.

Ох, этими дочками просто беда!

Скоро ты будешь как спичка худа.

Иди-ка обедать вертушка!

Воспитатель: 3 мамы на кухне сидят

3 мамы на дочек глядят

Что делать с дочками упрямыми?

Все девочки: Ох, и не просто быть мамами.

Вопрос: Какую семейную традицию показали девочки (заботу)

Текст 6. (труд).

Воспитатель: Предлагаю Вам следующую притчу.

Жил когда-то трудолюбивый и щедрый крестьянин, у которого были ленивые и жадные сыновья. Перед смертью он собрал своих сыновей и сказал им, что если они будут копать на таком-то поле, они найдут зарытые там сокровища.

Только крестьянин умер, его сыновья пошли на поле и стали усердно и внимательно перекапывать его вдоль и поперёк, но никаких сокровищ так и не обнаружили. Не найдя в земле ни единой монеты, они решили, что отец, по-видимому, по своей щедрости раздал всё золото, но забыл об этом, — и прекратили поиски. Но внезапно их осенило: раз уж земля вскопана, на ней ведь можно что-то посадить. Братья засеяли поле пшеницей и спустя несколько месяцев собрали богатый урожай. Продав пшеницу, они целый год жили в достатке. Однако когда урожай был собран, у них снова появилась мысль о большом богатстве, которое они могли проглядеть, и братья заново перекопали поле — но с тем же успехом.

Так за несколько лет эти люди привыкли к труду и научились различать времена года, о чём прежде не имели никакого представления. Тут-то они и поняли, почему их отец применил к ним такой метод воспитания, и стали честными и зажиточными крестьянами. Вскоре они обнаружили, что обладают достаточным богатством, и совсем перестали думать о скрытых сокровищах.

Кому-то может показаться смешным, но проводить уборку в квартире по субботам – тоже во многих семьях — традиция! У каждого свои обязанности, которые им по возрасту. Каждый занят работой – кто-то моет пол, кто-то вытирает пыль, моет посуду, выносит мусор. И все члены семьи делают работу дружно, с заботой и поддержкой.

О чем идёт речь? (о труде)

Вот какое у нас получилось доброе и поучительное солнышко.

Воспитатель: Есть много пословиц и поговорк «О доме и семейном очаге». Какие вы знаете?

Что в поле родится, все в доме пригодится.

Дом невелик, да лежать не велит.

Каков хозяин — таков и дом.

Дома и стены помогают.

Не выноси сора из избы.

Лучше дома своего нет на свете ничего.

Мой дом — моя крепость.

Не купи дом, а купи соседа.

Дом построить — не шапку на голову надеть.

Все дороги ведут к дому.

Воспитатель: Давайте посмотрим, какие советы нам дают психологи, чтобы отношения в семье были гармоничными:

1. Взаимопонимание и любовь, забота, где каждый может услышать друг друга.

2. Тепло в отношениях, ответственность за близких.

3. Благо каждого — это благо всей семьи, каждый как часть единого целого.

4. Преемственность поколений, забота о старшем поколении.

5. Откровенность между всеми членами семьи; должно быть представление о будущем, настоящем и прошлом.

6. Поставить себя на место другого, перенести внимание с себя на другого человека.

7. Понимать, что семья — это большой круг; пытаться полюбить друг друга, приходить на помощь друг другу.

8. Воспринимать членов семьи такими, какие они есть, пытаться находить хорошие свойства друг у друга и чаще разговаривать с близкими; возрождать семейные традиции.

9. Несколько праздников в году проводить в полной семье с дедушками бабушками, детьми, внуками только своей семьей.

10. И в радости, и в горести быть вместе всей семьей.

Воспитатель: Давайте подведем итоги.

Построить гармоничные отношения в семье не просто, это постоянная и трудная работа. Крепкая и гармоничная семья – это в первую очередь семья, в основу которой положены любовь, взаимопонимание, уважение, знания и стремление к раскрытию Себя в каждом близком и родном человеке.

Давайте семейные ценности чтить,

Давайте всегда своих близких любить,

Ведь только в семье мы поддержку найдем,

Пусть будет всегда полной чашей наш дом!

Пусть дети и взрослые помнят всегда –

Семья – это главное! Через года

Сумеем мы счастье своё пронести,

Пускай только лучшее ждет впереди!

Девочки вам понравилась наша беседа?

. Спасибо за внимание, до скорых встреч!

Воспитатель: Основа каждой семьи – межличностные отношения. Именно отношения в семье определяют её будущее, события, гармония в семье, которые будут в ней и прочие вещи. В данной же статье хотелось бы рассмотреть основные принципы для развития гармоничных взаимоотношений между членами одной семьи.

1. Понимание, что наша жизнь – это продолжение линии предков. Должны быть преданность и верность кровно-родовым линиям отца и матери. Каждый член семьи работает над укреплением традиций и достижений всех предшествующих поколений. Родовые отношения – это богатство, которое надо укреплять и приумножать в каждой семье.

2. Готовность сдержать свои обещания друг перед другом. Обязательства формируют уверенность и требовательность к себе, приносят ощущение безопасности, создают прочность в семейных отношениях, ведут к духовному развитию. 3. Открытое и искреннее общение в семье, которое должно быть частым и интенсивным.

4. Открытое выражение всех чувств, как положительных, так и отрицательных. Сопереживание, сочувствие, сострадание формируются под влиянием соответствующих эмоций, что упрочняет связи между членами семьи. Гармония в отношениях позволяет увидеть красоту человеческой души.

5. Недопустимо скрывать обиды. Если что-то огорчает, надо обсудить без крика и напора. В семейном общении необходимо быть искренними в оценке своих собственных чувств. Не давать оценку поступкам и словам близких людей; говорить нужно лишь о том, что вы сами чувствуете под влиянием поступка другого.

6. Доброжелательность, то есть быть на стороне партнёра. Не следует сомневаться в добрых намерениях партнера, обращать внимание на положительные черты, испытывать благодарность, доверие и уважение.

7. Должна присутствовать активность в отношениях. Не ждать когда все в семье наладится само собой. Необходимо постоянно трудиться на ниве внутрисемейных отношений.

8. Свобода выбора каждым членом семьи своего ритма жизни. Не навязывать другому свое мировоззрение и стиль поведения.

9. Самостоятельность каждого члена семьи в обеспечении себя материально, каждый имеет собственные профессиональные и творческие интересы, занимается саморазвитием. В гармоничной семье уважают личностные границы друг друга, свободу и право каждого на собственные дела и финансы, поддерживают личностное и духовное развитие друг друга. Личное время каждого распределяется так, что его хватает и на работу, и на отдых, и на общение.

10. Признание и принятие человеком самого себя, своей уникальности и неповторимости. Имеется возможность и желание совершенствовать самого себя. Проявление своих подлинных индивидуальных черт, которыми человек наделён по божественному замыслу от природы.

11. Любовь к жизни. Каждый миг жизни считается самым важным и самым значительным. Там где царит любовь к жизни, можно увидеть всегда радостные лица, позитивный и оптимистичный настрой. Проявлением любви к жизни в гармоничных семьях являются праздники, радостное ожидание вечерней встречи друг с другом для обмена новостями и впечатлениями.

12. Готовность и умение принять вину за конфликт на себя и извиниться. Избегать разговоров на повышенных тонах, не отвечать взаимностью на упреки и обвинения. Уметь конструктивно разрешать конфликты.

Крепкая и гармоничная семья – это в первую очередь семья, в основу которой положены любовь, взаимопонимание, уважение, знания и стремление к раскрытию Себя в каждом близком и родном человеке.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *