Гавриил возвестивший Марию

Содержание

Когда Богородица, дева Мария находилась в доме Иосифа в Назарете, от Господа к ней прибыл посланник. Он сообщил ей Благую весть о том, что от Неё родится Спаситель. Этот посланник в последствие сопровождал деву всю жизнь и сообщил весть о её кончине за несколько дней до неё.

Кроме того, он не менее семи раз являлся другим библейским персонажам, сообщая им Господню волю. Зовут этого небесного посланника Архангел Гавриил. Он — один из двух Архистратигов Небесного воинства.

Ангелы — это воинство Небесное

В Святом Писании говорится: «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1:1). Богословы под небом понимают, в том числе, невидимый духовный мир или же Ангелов. В Библии Ангелы, начиная с книги Бытия и до Апокалипсиса, представлены как силы, действующие по повелению Бога и ограждающие по Его приказанию благочестивых людей своим покровом.

Ангелы — это воинство Небесное и поэтому о нём в Евангелии говориться: «И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу и на земле мир, в человеках благоволение» (Лк. 2, 13 13—14).

«Ангел Рублёва» (миниатюра Евангелия Хитрово). Ангелы ― это посланники Божии, они возвещают людям повеления Господа

Основная задача Ангелов — возвещать людям Божии веления. Именно поэтому они и назваться Ангелами, то есть вестниками. Ангелов бесчисленное множество и пересчитать их человеческий ум не в состоянии.

Святой Дионисий Ареопагит, ученик святого апостола Павла разделяет Ангелов на девять чинов, а девять чинов Ангельских разделяет на три иерархии – в каждой по три чина – высшую, среднюю и низшую.

Ангелы это самый нижний чин в Небесной иерархии, поэтому самый близкий к людям

Первая, высшая иерархия, наиболее близкая к Пресвятой Троице, составляет: Серафимов, Херувимов и Престолы. Вторая, средняя — Власти, Господства и Силы. Третья же представляет собой Начала, Архангелы и Ангелы.

Ангелы в Небесной иерархии ниже всех чинов и ближе всего к людям. Именно поэтому рассказы о них можно часто встретить в Священном Писании.

Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных (новгородская икона, конец XV века). Архангелы ― это те посланники Божии, которые несут великие вести

Архангелы — это великие благовестники, несущие великие вести. Они открывают пророчества, дают возможность людям познать волю Божию, укрепляют в людях веру, открывают её таинства и т.д. Так, например, каждый человек имеет своего собственного ангела хранителя.

Над всеми девятью Небесными чинами Ангелов чиноначальником и вождем поставлен Богом Архистратиг Михаил, как верный служитель Бога. В священном Писании указанны все имена Архангелов и каждый из них имеет особое служение перед Богом.

Архангел Гавриил — благовестник таин Божиих

Святой Гавриил считается благовестником таин Божиих. Он один из семи Архангелов, посылаемых Богом для возвещения людям великих дел Божиих. В переводе с еврейского, его имя означает: муж Божий, крепость Божия, сила Божия. Согласно Евангелию от Луки, Гавриил возвестил о предстоящем рождении Иоанна Крестителя его отцу, священнику Захарии (Лк 1. 11-20), и о рождении Спасителя — Пресвятой Богородице (Лк 1. 26-38).

Архангел Гавриил Из деисусного чина. Икона входит в состав Высоцкого полуфигурного деисусного чина. Архангел Гавриил — Божий посланник, поэтому его называют апостолом

Так как Гавриил является посланником Божиим, его также принято ещё назвать апостол Гавриил, в отличие от других Архангелов. В Книге пророка Даниила Архангел Гавриил упоминается как Ангел эсталогического откровения.

Он послан к пророку, чтобы объяснить явление, относящееся к «концу определенного времени» (Дан 8. 16 слл.), и пророчествует о пришествии Мессии через «семьдесят седмин» (Дан 9. 20-27). Кроме того, его часто также о нём говорят как о втором стражнике входа в Рай, наряду с Архангелом Михаилом.

Большинство сведений об Архангеле Гаврииле можно найти в апокрифах

Священное Писание содержит относительно мало сведений об Архангеле Гаврииле. При этом в апокрифической литературе таких сведений можно найти значительно больше. Так в ангеологии эфиопской версии книги Еноха Гавриил является одним из высших Ангелов и его функции очень разные: «Гавpиил, один из святых ангелов, котоpый поставлен над змеями, и над pаем, и над хеpyвимами» (1 Енох 20).

Особая функция Архангела — быть защитником рода человеческого. Именно поэтому его избирает Господь в тех случаях, когда Ему необходимо подать весть избранным Им людям.

Деталь средневековой иконы с изображением Архангела Гавриила, XII в. Музей Местиа, Грузия. Архангел Гавриил постоянно молиться за людей, поэтому он считается заступником рода человеческого

Архангел Гавриил постоянно молиться за людей: он «пpосит и молится за живyщих на земле и yмоляет во имя Господа дyхов» (Там же. 40; ср.: Тов 12. 15). Кроме того, он третий из всех Архангелов возглавляет Небесное воинство.

Особая роль принадлежит Гавриилу в наказании падших ангелов. Так Господь сначала отправляет его уничтожить потомство непокорных ангелов, которые соединились с женами и породили исполинов. После этого Архангел вместе с Архангелами Михаилом, Рафаилом и Фануилом карает тех падших ангелов, которые прельстили людей.

Свиток Мёртвого моря в музее. Много информации об архангеле Гаврииле предоставили так называемые свитки Мёртвого моря, например, свиток «Война сынов света против сынов тьмы»

Свиток «Война сынов света против сынов тьмы» из рукописей Мёртвого моря Гавриила говорит о том, что имя Гавриила, наряду с Михаилом, Сариилом и Рафаилом, написано на щитах «сынов света».

В Таргуме на книгу псалмов Гавриил именуется «великим Сиона», согласно Таргуму на книги Паралипоменон, Гавриил — тот ангел, которого Господь послал по молитве царя Езекии и пророка Исаии уничтожить военачальников ассирийского войска, осаждавшего Иерусалим (2 Пар 32. 21).

Архангел Гавриил принёс Деве Марии благую весть о том, что она родит по плоти Иисуса Христа

Согласно Священному писанию Архангел Гавриил — это посланник Господа, возвестивший Марию о том, что она родит по Плоти Иисуса Христа. О события Благовещения говорит всего лишь один евангелист — апостол Лука.

В своём Евангелии он говорит о том, что после зачатия праведной Елизаветой святого Иоанна Предтечи, Бог послал архангела Гавриила в Назарет к Деве Марии с вестью о грядущем от неё Спасителя мира.

«Евангелист Лука». Эль Греко. 1602-1605 год. Об Архангеле Гаврииле упоминает только один евангелист — Лука

Сама весть описана в Евангелии следующим образом: «Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между жёнами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие.

И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнёшь во чреве, и родишь Сына, и наречёшь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречётся Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца». (Лк. 1:28-33).

Богословы считают, что Благая весть Гавриила к Деве Марии — это первая благая весть с момента грехопадения Адама.

Ряд богословов, например, святой Иоанн Златоуст, считает, что принесённая Гавриилом Богородице весть стала первой благой вестью для человечества с момента грехопадения Адама.

При этом Дева Мария сомневается в возможности непорочного зачатия, но Архангел её успокаивает и говорит ей: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя», а затем в подтверждение, «что у Бога не останется бессильным никакое слово», привёл пример её родственницы Елизаветы».

Церковное предание говорит, что Дева Мария в момент явления ей Гавриила читала отрывок из книги пророка Исайи с его пророческими словами: «Се, Дева во чреве примет, и родит Сына»

Почитание Архангела Гавриила возникло в Византии

В Византии Архангел Гавриил почитался совместно с Архангелом Михаилом, при этом Михаила особенно почитали. В Назарете, на месте явления Архангела Деве Марии во время Благовещания построили храм в его честь.

В Констатинополе известны церкви, освященные во имя архангела: в Адде, в Халлах (или Халдах) и в монастыре Хрисоваланту, а также придел в базилике Неа-Экклесия Большого дворца, построенной Василием I Македонянином.

Архангелы Михаил и Гавриил. Икона. В византийский период Архангел Гавриил, как один из двух стражников ворот в Рай, почитался вместе с Архангелом Михаилом

В средневизантийский период храмы освящали в честь обоих архангелов. В Древней Руси Гавриил первоначально считался, по всей видимости, покровителем Киева. Так в Ипатьевской летописи 1037 года сделана вставка о построении Ярославом Мудрым на Золотых воротах церкви в честь Благовещения с целью «дать всегда радость граду тому святым Благовещением Господним и молитвою святыя Богородицы и архангела Гавриила».

1037 в этом году, в Ипатьевской летописи есть Сведения о почитании Архангела Гавриила в Древней Руси

Позже его почитание распространилось на Новгород и достигло Москвы. Именно поэтому многие русские князья носили в крещении имя Гавриил, например, Всеволод Мстиславич.

День памяти Архангела Гавриила празднуется несколько раз

Празднуется день Святого Архангела Гавриила 26 марта (8 апреля), празднование в честь Архангела Гавриила — это день Собора. Дело в том, что христиане на другой день Благовещения собираются вместе для того, чтобы его славить в качестве Небесного вестника.

Особенно он почитается, потому что принёс Деве Марии великую тайну воплощения Сына Божия. Архангел Гавриил есть один из семи духов, «иже приносят молитвы святых и входят пред славу Святаго» (Тов. 12:15).

Память Архангела Гавриила празднуется в 3 разные даты.

Кроме того, память Архангела также празднуется 13 (26) июля в Собор святого Гавриила. Этот праздник известен с IХ века и служит воспоминанием всех вообще чудесных явлений Архангела Гавриила. Ещё один день когда православные отмечают его память — 8 (21) ноября – Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных.

Архангелов: Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила, Варахиила и Иеремиила. Здесь Архангел Гавриил прославляется со всем Собором Небесных Сил.

Гавриил Архангел. Роспись Покровского храма, с.Нижняя Колыбелька, Липецкая область. Обычно на иконах Архангела Гавриила изображают с райской ветвью в руке, как символ благой вести

Икона Архангела обычно содержит его изображения с райской ветвью в руке. Эту ветвь Гавриил принёс Богоматери, кроме того, иногда в правой руке он держит фонарь, внутри которого горит свеча.

В левой же при этом помещается зерцало из ясписа. Архангела с зерцалом изображают потому, что он есть вестник судеб Божиих о спасении рода человеческого. Кроме того, икона Гавриила также дополняется свечой в фонаре, потому, что судьбы Божии обычно сокрыты и поэтому, постигнуть их могут только те, кто неуклонно смотрит в зерцало слова Божия и своей совести.

Молитва к Архангелу Гавриилу способна помочь в самой сложной ситуации

Молитва, обращена к Архангелу Гавриилу может помочь даже в самой сложной ситуации. При этом помощь может прийти от него очень быстро, потому что ангелы присутствуют всегда рядом с нами, но они невидимы. Что же касается Гавриила, то к нему обращаются люди тех профессий, которые связаны с распространением информации (журналисты, писатели, учителя и т.д).

Молитва. Светлана Корбушева. 2012 год. Архангел Гавриил помогает в сложных ситуациях, особенно лицам профессий, связанных с поиском и передачи информации

Кроме того, к нему стоит обратиться в следующих случаях:

  • для избавления от страхов и пугающих мыслей;
  • для помощи в зачатии ребёнка;
  • в случае тяжкой болезни, наличия тяжёлых патологий и недугов;
  • для возвращения в жизнь верующих любви и веры во Творца;
  • для наказания обманщиков и предателей;
  • в случае депрессии или психического расстройства;
  • для дарования девушкам хорошего, любящего и честного мужа.

Просить Архангела Гавриила нужно с чистыми помыслами

Если вы решили обратиться с молитвой к Архангелу Гавриилу, вам необходимо заранее обдумать вашу молитву и совершить её с чистой совестью, а также внятным языком. Молитву желательно повторить несколько раз, при этом не стоит обращаться к Архангелу если ваша проблема малозначительна.

Необходимо всегда помнить, что ангелы имеют частицу Божьей Благодати, поэтому могут видеть все дела человеческие. Из-за этого, можно получить не тот ответ на молитвенную просьбу, если вы забыли или намеренно не покаялись в каких-либо своих грехах. Об этом стоит помнить в тех случаях когда, молитва не помогла.

Видеоролик: Молитва Архангелу Гавриилу. В видеоролике на 30 секунде приводиться текст одной из самых распространённых молитв Архангелу Гавриилу.

Примерный же текст молитвы, обращённый к Архангелу Гавриилу следующий:

«Святый великий Архангеле Гаврииле! Божию Престолу предстояй и озарением от Божественнаго света осиянный, ведением же непостижимых Таин о превечней премудрости Его просвещенный! Всеусердно молю Тя, настави мя к покаянию от злых дел и ко утверждению в вере моей, укрепи и огради душу мою от искушений прельстительных, и умоли Создателя нашего о отпущении грехов моих.

О, Святый великий Гаврииле Архангеле! Не презри мене грешнаго, молящагося тебе о помощи и заступлении твоем в веце сем и в будущем, но присно помощник мне явися, да непрестанно славлю Отца и Сына и Святаго Духа державу и твое предстательство во веки веков. Аминь.».

» Гавриил, ясно? Меня зовут Гавриил. Это моя программа защиты свидетелей. Я сбежал с Небес, сделал пересадку лица, создал свой собственный мирок. А вы взяли и всё испортили. Ты ничего не знаешь о моей семье. Я любил отца, любил братьев. Любил всех. Но наблюдать за тем, как они накинулись друг на друга, как вцепились друг другу в глотки! Я не мог этого вынести, ясно? Так что я ушел.
— Гавриил, «Переключая каналы»

Гавриил — один из четырёх архангелов, брат Михаила, Люцифера и Рафаила.

ИсторияПравить

Сбежал на Землю из-за ссор братьев-архангелов и долгое время притворялся фокусником. Гавриил очень любил свою семью, но не мог видеть их ссоры. Кроме этого он был влюблён в индийскую богиню Кали, когда она и другие языческие боги думали, что он — скандинавский бог Локи. Гавриил жил в раю рядом с братьями и отцом, так как архангелы были единственными, кто видел Бога. Когда были созданы люди, Гавриил стал свидетелем неповиновения Люцифера и его изгнания. В ходе войны Гавриил не выдержал ссор братьев-архангелов и сбежал на Землю. Столетиями он жил среди людей, остальным существам выдавая себя за фокусника благодаря своему бессмертию и способности искривлять реальность.

Характер Править

«Фокусник» любит сладости.

» Люцифер, ты мой брат, я люблю тебя, но ты — просто кусок дерьма! Посмотри на себя: «О, папа меня обидел, я сломаю все его игрушки». Играй жертву сколько хочешь, но и ты, и я — мы знаем правду. Отец любил тебя больше всех: больше Михаила, больше меня. А потом в доме появился новый ребенок, и ты не стерпел этого. Так что это просто большая истерика. Пора взрослеть…
— Гавриил обращается к Люциферу, «Молот Богов»

Выдавая себя за фокусника, Гавриил убивал людей (не всех подряд, но «напыщенных придурков») «с юмором». Сбежав на Землю, он выдавал себя за обыкновенного фокусника и, чтобы поддерживать «имидж», поедал много сладкого, оставляя после себя фантики от конфет. За тысячи лет, проведённых на Земле, Гавриил проникся эмоциями, которые так не присущи ангелам и привязался к людям, понимая их как никто из ангелов. В противостоянии между своими братьями он не смог принять ни одну сторону, но по-прежнему любит каждого своего брата, даже мятежного Люцифера. Когда мир оказался на грани исчезновения, принял сторону людей и неудачно попытался убить Люцифера.

ПоявленияПравить

Гавриил притворяется уборщиком.

2.15 «Небылицы»Править

Гавриил появляется в образе фокусника (в других переводах «проказник») и, притворяясь уборщиком, показывает Сэму и Дину кабинет, где профессор был убит призраком. Кроме этого он рассказывает, что профессор любил совращать молодых девушек, и в эту ночь он был не один, но тело девчонки не нашли.

В этом же эпизоде один парень рассказывает, что его забрали инопланетяне и сначала ставили над ним опыты, а потом танцевали с ним медленный танец. Кроме этого другого мужчину убил аллигатор из канализации, когда он потянулся за золотыми часами в коллектор.

Винчестеры звонят Бобби Сингеру, и он выдвигает предположение, что это фокусник, и чтобы они были аккуратней, ведь фокусники могут создавать предметы из воздуха. Также фокусники очень любят сладости — именно по сладостям удалось установить, что фокусник — это уборщик. Также Бобби рассказал, как его убить.

Фокусника убивают.

Сэм и Дин переодеваются в костюмы электриков и разделяются, потому что Сэм хотел точно удостовериться, что фокусник — уборщик. Гавриил заманивает Дина в большой театральный зал, где на сцене стоит кровать, на которой лежат полураздетые девчонки.

Гавриил говорит, что убивал лишь тех людей, которые причиняли вред другим, а Сэм и Дин ему нравятся, поэтому он не хочет их убивать. Но когда Дин начинает «ломаться», в зал заходят Бобби и Сэм с кольями в руках, и Гавриил понимает, что его могут убить, поэтому он создаёт убийцу с бензопилой и заставляет девчонок на кровати бить Дина. Когда фокусник отвлекается, Дин вонзает ему в живот кол, и все иллюзии исчезают. Винчестеры с Бобби выходят из зала и уезжают, а тело фокусника испаряется, рядом с тем местом, где лежал труп, появляется другой фокусник, и выясняется, что это тоже была проекция.

Сэм вычисляет «фокусника».

3.11 «Заколдованный круг»Править

Сэм вновь и вновь переживает один и тот же день, где Дин умирает по разным и нелепым причинам (в него стреляли, на него падал рояль, сбивала машина, било током…). И каждый из этих дней все происходило абсолютно одинаково — даже официантка всё время роняла бутылку с сиропом. Но один раз Сэм заметил, что мужчина в закусочной взял не то, что брал обычно, и понял, что этот мужчина и является фокусником. Братья его хватают, но он щелкает пальцами, и Сэм снова просыпается, но на этот раз не во вторник, а в среду. На этот раз грабитель стреляет в Дина на парковке, но цикл не повторяется.

Спустя несколько месяцев после смерти Дина, Бобби позвонил Сэму, чтобы рассказать, что нашёл заклинание для розыска фокусника. Сэм приезжает к Бобби и узнает, что для этого нужно три с половиной литра крови, а человек не может лишиться такого количества крови без летального исхода. Сэм говорит, что пойдёт на улицу и убьёт невиновного, но Бобби противится этому и говорит, что лучше пожертвует собой, чем позволит убить человека. Сэм соглашается и вонзает кол в спину Бобби, догадавшись, что это очередная иллюзия. В этот момент появляется фокусник и объясняет, что на самом деле он лишь пытался вбить Сэму в голову, что они не должны жертвовать собой, ведь на это будут рассчитывать все монстры. Гавриил возвращает все на свои места и исчезает.

В роли Доктора Секси.

5.08 «Переключая каналы»Править

Фокусник появляется в маленьком городке и натравливает Халка из комиксов на мужчину-хулигана. Сэм и Дин понимают, что это фокусник и точат колья, в то время как по полицейской волне рации говорится о чем-то невероятном, где полицейский просит вызвать подкрепление. Винчестеры понимают, что там что-то вытворил фокусник, и едут на старый бумажный завод, о котором говорилось на полицейской волне.

Однако, зайдя внутрь, они оказываются в чистой и прибранной больнице в халатах докторов, а оружие и колья куда-то пропали. Дин понимает, что это сериал «Доктор Секси», а они в нем играют роль врачей. Но нигде не было видно камер и врачи не были актёрами. Они встречают главного героя сериала, Доктора Секси, и Дин понимает, что это фокусник, ведь Доктор Секси носит ковбойские сапоги, а не теннисные туфли. Фокусник превращается обратно в себя и говорит, что это все придумал он: это его актёры, декорации и прочее, а они в мире телевидения. Сэм пытается уговорить его на переговоры, но фокусник говорит, что если они проживут один день в телевизоре, то он их выслушает.

В роли полицейского из плохого сериала

Дин заявляет, что это проще простого, в то время как к нему подходит полноватый мужчина и говорит о том, что его жене нужна экспериментальная пересадка лица. Дин говорит ему, что он не настоящий, грубит и идёт дальше. Мужчина достаёт пистолет и стреляет Дину в спину. Сэм вынужден оперировать его, чтобы вынуть пулю. Когда Сэму удалось это сделать, Дин лежал на хирургическом столе и смотрел в пол, и тут они оказываются на японской телепередаче, где они должны были отвечать на вопросы, заданные на японском языке.

Сэму задают вопрос: «Как зовут демона, которого ты предпочёл собственному брату?», но Сэм не понимает и не может ответить, тогда из пола высовывается палка с металлическим шариком на конце и ударяет его между ног, а ведущий радуется и кричит: «ЩЕЛКУНЧИИИИК!». Когда приходит очередь Дина, то ему задают вопрос, опять же на японском: «Если бы твой брат не родился, то Мэри была бы жива?» Дин долго не понимает, но потом нажимает на кнопку и наугад говорит «Да». Дина объявляют победителем. На этой же телепередаче появляется Кастиэль и тут же исчезает, что ведущий объясняет так:

» Господин фокусник не любит красивых ангелов!

Позже Сэм и Дин появляются в каком-то сериале с глуповатыми шутками, и тут вновь появляется Кастиэль и говорит, что этот фокусник сильнее обычного. Но Кастиэля резко бросают в стену, и тут появляется фокусник и телепортирует Кастиэля прочь. В этом моменте фокусник объясняет, что он не будет принимать чью-либо сторону в апокалипсисе, а Сэм и Дин исполнят свои роли, как делали это весь день: Сэм в роли Люцифера, Дин в роли Михаила. Сэм говорит, что этот апокалипсис принесёт смерть людям, а фокусник говорит, что если бы не они, то апокалипсиса вообще бы не было.

Дин говорит, что в любом случае фокусник склоняется к кому-то из архангелов, но фокусник приходит в гнев, хватает Дина и говорит, чтобы он не вел себя так, будто бы что-то о нём знает.

Гавриил убеждает Винчестеров стать сосудами Михаила и Люцифера.

» Гавриил: «Вот, что будет: вы соберетесь с духом, примете свою ответственность и сыграете роли, которые предназначила вам судьба.» Сэм: «А если нет?» Гавриил: «Вы останетесь в стране телевидения. Навсегда. 300 каналов, а смотреть нечего!» — Требование Гавриила, «Переключая каналы»

Сэм и Дин оказываются в фильме про полицию, где они расследуют убийство, и видят человека, который ест леденец. Дин прокалывает его колом, но позади начинает смеяться другой полицейский и перевоплощается в фокусника. Он говорит, что они убили не того, но сзади подходит Сэм и убивает его.

На следующий день Дин садится в машину и слышит голос Сэма, но не видит его. Оказывается, что Сэм внутри Импалы, но не физически, он скорее и есть машина. Дин выходит из машины и зовет фокусника, тот приходит, и Дин говорит, что он не даст «добро» Михаилу, пока Сэму не вернут прежний облик. Фокусник щелкает пальцами, и Сэм становится человеком. Дин предполагает, что фокусник — не тот, за кого себя выдаёт, и кидает зажигалку на заранее прочерченную линию святого масла. Фокусник смеётся над ним, но не может переступить линию. Выясняется, что это вовсе не фокусник, а архангел Гавриил. Иллюзия рушится, и Винчестеры вместе с Гавриилом оказываются на той же бумажной фабрике с горящим кругом масла и архангелом в нём.

Гавриил в ловушке из святого масла.

» Гавриил: «Где я прокололся?» Сэм: «Нигде. Но никто не обращался с Касом так, как ты.» Дин: «И то, как ты говорил об Армагеддоне.» Гавриил: «То есть?» Дин: «У нас свой, личный опыт — так злятся, только когда речь идет о твоих близких.» — Винчестеры раскусили Гавриила, «Переключая каналы»

Гавриил говорит, что он хочет остановить апокалипсис, а из-за них вынужден смотреть как его братья убивают друг друга.

» Гавриил: «Небо, Ад — мне плевать, кто победит. Я хочу, чтобы это закончилось!» Сэм: «Необязательно так! Должен быть способ прекратить это..» Гавриил: «Вы не знаете мою семью! То, что для вас — Апокалипсис, для меня был воскресный обед. Это нельзя остановить, потому что дело не в войне! Дело в братьях, которые любили и предали друг друга.» — Винчестеры раскусили Гавриила, «Переключая каналы»

Кроме этого Гавриил объясняет, что Дин и Сэм — это олицетворение Михаила и Люцифера.

Гавриил освобождается из ловушки.

» А почему вы двое — их сосуды? Подумайте! Михаил — старший, верен отсутствующему Отцу. И Люцифер, младший брат, восстал против Его плана. Вы рождены для этого. Это ваша судьба. Это всегда были вы! Как на Небесах, так будет и на Земле! Один брат должен убить другого.
— Гавриил, «Переключая каналы»

Сэм и Дин с вернувшимся Кастиэлем уходят с фабрики, включив пожарную тревогу. Противопожарная система тушит святое масло, освобождая Гавриила.

Люцифер убивает Гавриила.

5.19 «Молот Богов» Править

Языческие боги собрались, чтобы решить, что делать с нависшим апокалипсисом. Они взяли себе двух козырей: сосуды Михаила и Люцифера. В этом же эпизоде появляется Гавриил, чтобы спасти Винчестеров. Он отправляет их в комнату, а сам пытается договориться с богами, которые знают его как Локи, но не знают, что он архангел. Гавриил объясняет богам, что драться с Люцифером бесполезно, и он сотрёт их в порошок одним пальцем, но один из богов — Меркурий, позвал Люцифера, и он убил всех божеств, кроме Кали, за которую заступился Гавриил.

Смерть Гавриила.

» Люцифер: «Итак, ты готов умереть ради кучки тараканов. Почему?» Гавриил: «Потому что отец был прав. Они лучше нас.» Люцифер: «Они изломанные, испорченные недоноски.» Гавриил: «Черт возьми, у них есть изъяны. Но они стараются стать лучше, прощать. И ты должен увидеть «Мятного Носорога»! Я долго сидел на скамейке. Но теперь я в игре. И я не за тебя, и не за Михаила. Я за них.» — Гавриил встаёт на сторону людей, «Молот Богов»

Видеопослание Гавриила

Но Люцифер убивает Гавриила, так как знает, что тот, что стоит перед ним, не настоящий. Он повернулся и вонзил в Гавриила его же меч.

Позже Сэм и Дин видят Гавриила на видеозаписи, где тот рассказывает им о кольцах Четырёх Всадников — ключе от клетки Люцифера. Эту видеозапись Гавриил отдал им ещё при жизни вместе с диском «Дома эротики» говоря что это самое дорогое.

9.18 «Метапроза»Править

Появляется во «сне» Кастиэля, который создал для него Метатрон. Гавриил говорит Касу, что хочет возглавить ангелов и вернуть их на небеса. Спустя какое-то время Кастиэль понимает, что всё это сон и вонзает в Гавриила ангельский клинок, но тот лишь проходит сквозь него. На вопрос Гавриила, как Кас догадался о том, что он пребывает в иллюзии, тот отвечает, что в реальном мире карман его плаща порван, а тут нет. Перед тем, как развеять сон, Кас спрашивает мёртв ли он на самом деле, но Гавриил, лишь безответно ухмыльнувшись, исчезает.

Гавриил в плену.

13.13 «Дьявольская сделка» Править

Асмодей показывает Артуру Кетчу клинок архангела, а на замечание, что его может использовать только архангел, демонстрирует Гавриила в одной из своих камер.

13.17 «Нечто»Править

Асмодей использует благодать Гавриила, понемногу выкачивая её, чтобы стать сильней. Через некоторое время избитый Асмодеем Кетч освобождает Гавриила из плена и приводит его в бункер к братьям.

Гавриил восстановился

13.18 «Верни их живыми» Править

Гавриил находится в бункере, боясь всего и всех. Сэм с Кастиэлем возвращают ему маленькую часть его благодати. Позже Гавриил, вернув свою силу, уничтожает Асмодея. Но когда он узнаёт, что Винчестеры собираются убить Михаила из альтернативного мира, он не соглашается участвовать и просто телепортируется.

13.20 «Незаконченное дело» Править

Гавриил, серьёзно раненный при схватке с Фенриром, заручается помощью Винчестеров в ликвидации Локи и его детей, которые предали его Асмодею.

13.21 «Победить дьявола» Править

Гавриил отдаёт часть своей благодати, чтобы открыть портал в Мир Апокалипсиса, но её оказывается недостаточно, и разлом быстро закрывается. Тогда Гавриил и Ровена находят и пленяют Люцифера, чтобы использовать его благодать для создания прохода. После этого Гавриил вместе с братьями и Кастиэлем отправляются в Мир Апокалипсиса.

13.22 «Исход» Править

Гавриил вступает в схватку с Михаилом из мира Апокалипсиса, и тот его убивает.

14.07 «Нечеловеческая природа» Править

Шаман отдаёт благодать Гавриила Кастиэлю на лечение Джека, но после поглощения благодати Джеку стало хуже.

СпособностиПравить

Являясь Архангелом он один из самых сильных существ во Вселенной, уступая по силам только Богу, Тьме, Космической сущности и Смерти .

  • Могущество — один из самых могущественных существ в мироздании. Гавриил, как и все архангелы, гораздо могущественнее своих братьев и сестер ангелов, демонов, языческих божеств и прочих монстров. Силой мысли он способен испепелить князя ада.
  • Использование сосуда — ему также нужен сосуд, чтобы находиться на Земле. Возможно, что его мощь не так сильно давит на сосуд, как у других его братьев, ведь своим сосудом Гавриил пользовался уже достаточно долго и тот оставался невредимым, а может, архангел нашел свой истинный сосуд.
  • Бессмертие — Гавриил, как и другие небожители, не подвержен старению или болезням
  • Неуязвимость — как архангел, неуязвим для большинства видов оружия и большинства существ.
  • Перевоплощение — Гавриил может принять абсолютно любой человеческий облик, какой ему вздумается, существующий в реальной жизни или придуманный им. Возможно, что также он может принимать и животный или вообще не существующий вид.
  • Предвидение — Гавриил может узнать будущее, но не способен увидеть полную картину. В серии «Молот богов» Гавриил предвидел, как в отель прибудет его старший брат Люцифер и убьет всех языческих богов, кроме чудом выжившей Кали, которую он спас, вероятно, он предвидел там и свою гибель.
  • Путешествие во времени — Гавриил без труда может перемещаться во времени, и перемещать других людей.
  • Телепортация — Гавриил, как и другие ангелы и архангелы, могут мгновенно перемещаться в любую точку вселенной,а также щелчком пальцев может переместить любого ангела, демона или монстра.
  • Подавление сил — как одно из самых могущественных существ, архангел может подавлять силы более слабых существ.
  • Убийство сверхъестественного — Гавриил одно из самых могущественных существ во Вселенной, он способен убить любого демона, монстра, языческое божество и ангелов.
  • Электрокинез — архангелы, в том числе и Гавриил, способны контролировать электрические заряды, способны создавать молнии и громы.
  • Искривление реальности — Гавриил может создавать целые миры, в которых всё идёт по его замыслу. Также он мог создавать предметы из воздуха; этому он научился у Люцифера.
  • Сверхсила — Гавриил очень силён физически и гораздо сильнее обычных ангелов, демонов и людей.
  • Создание образов — Гавриил часто использовал свою копию для отвлечения внимания. Таким образом он пытался убить Люцифера — его двойник отвлекает Люцифера, а сам Гавриил пытался убить его. Но Люцифер распознал копию — ведь он чувствовал его присутствие сзади, и сам же научил своего младшего брата этому «фокусу».
  • Восприимчивость к сверхъестественному — Гавриил может видеть истинные лица всех сверхъестественных существ как бы они не были скрыты.
  • Фотокинез — серафимы и архангелы могут использовать мощный свет, убивающий всё, а значит, что и ему это под силу.
  • Воскрешение — он может воскрешать существ.
  • Хронокинез — архангелы способны управлять временем.
  • Телекинез — способен передвигать предметы и людей,ангелов и прочих существ силой мысли. Он даже смог применить телекинез на своего старшего брата Люцифера, оттолкнув на несколько метров.

Слабости Править

  • Бог, Смерть, Тьма — могут убить
  • Другие архангелы — братья-архангелы могут нанести некоторый вред, и имеют шанс убить его с помощью меча архангела.
  • Клетка Люцифера — клетка достаточно прочна, чтобы сдерживать архангела.
  • Мутировавший ангел — когда Кастиэль впитал души чистилища, он щелчком пальцев убил Рафаила, вероятно, мог убить и Гавриила.
  • Серп Смерти, Меч архангела, Уравнитель — сверхъестественное оружие, способное убить архангела.
  • Антиангельские символы — с помощью специальных символов можно заблокировать доступ архангела к какому либо судну или помещению. Помимо этого, можно также использовать и Кровавый символ, чтобы изгнать ангела.
  • Святое масло — может причинить боль и временно лишить возможности действовать.
  • Камень Лота — способен разрушить оболочку архангела.
  • — позволяют скрыть, что-либо или кого-либо от поля зрения Гавриила.
  • Копьё Кайи — способно ранить архангела.
  • Джек — нефилим, порождённый архангелом с лёгкостью убьёт Гавриила.

Интересные фактыПравить

  • Гавриил — первый архангел, который появляется на экране, хотя об этом и не было известно.
  • Гавриил является единственным архангелом, который использовал только один сосуд.
  • Гавриилу принадлежит очень сильный артефакт — рог правды, заставляющий кого угодно говорить правду носителю. Правда у него ли он был все те годы, которые он провел на Земле, неизвестно. Возможно, тот, кто трубит в рог, может призвать Гавриила.
  • Это единственный архангел в сериале, не являющийся антагонистом.
  • Сценаристы и сам актер, исполнявший роль Гавриила, давали понять, что персонаж, возможно, жив. Позже Чак заявил, что Гавриил мёртв. Но в тринадцатом сезоне выяснилось, что он всё-таки жив и удерживался в плену Асмодеем.
  • По словам Гавриила, благодаря тому, что все поверили в его смерть, никто не мог найти его, даже Бог.
  • Гавриил покинул Небеса примерно по той же причине, что и Бог. Им были неприятно поведение их семьи, и они ушли, создав себе новые личности.
  • С иврита имя «Габриэль» переводится как «Сила Бога» или «Всевышний — сила моя».
  • Гавриил — единственный архангел, который отдал жизнь, защищая людей.
  • Гавриил — единственный архангел, который любит людей.
  • Ричард Спейт-младший заявил, что крылья Гавриила синего цвета.
  • Ричард Спейт-младший как-то рассказал, что в сценах с Джаредом и Дженсеном ему приходилось стоять на ящиках, так как те были гораздо выше его.

Галерея Править

Добавить фото

Ангел Златые власы (архангел Гавриил). Икона XII в., Новгород. Собр. Русского музея

Гавриил, архангел, архистратиг и чиноначальник

Празднование в Соборе Архангела Гавриила и в Соборе Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных

Архангел Гавриил — чьё имя описывает его как «мужа Божия» или «силу Божию» — говорил о себе: «Я Гавриил, предстоящий пред Богом» (Лк. 1, 19). Предание видит в нём одного «из семи святых Ангелов, которые возносят молитвы святых и восходят пред славу Святаго» (Тов. 12, 15). Среди семерых он называется вторым после Михаила. Древний обычай твёрдо закрепил за ним наименование архангела, но высота его служения заставляет многих святых отцов усомниться в его принадлежности к восьмой, предпоследней, степени небесной иерархии, каковой считаются архангелы. По соображению святителя Андрея Критского:

Одному из первейших ангелов Бог повелевает возвестить таинство. Если же он был из первейших, то, конечно, из семи духов, всегда предстоящих Богу; и если из семи духов, то из серафимов. Ибо кто из ангелов выше серафимов? Кто ближе их к престолу Божию? Итак Гавриил есть серафим, высший в сем чине .

Гавриил является Небесным вестником, которого Бог посылает, чтобы возвестить людям Свои предначертания о спасении рода человеческого. Важнейшее из этих предначертаний — чудесное воплощение Иисуса Христа, сделавшегося Богочеловеком — также отражено в имени архангела, которое можно понимать как «Муж-Бог» . Как вестника дивных дел Божиих, в богослужебных книгах Церковь именует архангела Гавриила «служителем чудесе». Некоторые из многочисленных свидетельств о Гаврииле включены в Священное Писание как Ветхого так и Нового Заветов.

Благовещение Пресвятой Богородицы. Икона нач. XIV в. Охридский Климентовский храм

Явления

Согласно церковному преданию, архангел Гавриил наставлял в пустыне пророка Моисея, когда он писал книгу Бытия. По словам святителя Димитрия Ростовского:

Он Моисея научил в пустыне книжному писанию, сообщил ему о начале мира, создании первого человека Адама, о жизни его и по нем бывших патриархов, о последующих временах, — о потопе и разделении языков; объяснил ему расположение небесных планет и стихий, научил его арифметике, геометрии и всякой премудрости .

Затем архангел Гавриил несколько раз являлся пророку Даниилу и раскрывал ему тайны пришествия Христа, гонений антихриста и конца мира (Дан. 8, 16; 9, 21).

Заря Новозаветной эпохи ознаменовалась чередой явлений архангела Гавриила. Предание свидетельствует, что он явился праведным Иоакиму и Анне и предвозвестил им зачатие и рождение Пречистой Девы Марии. Став ангелом хранителем Пренепорочной от самого Её зачатия, он неотступно пребывал со святой Отроковицей Марией в Иерусалимском храме, приносил Ей пищу в Святая Святых, и впоследствии охранял Её во всё время земной жизни. Как повествует Евангелист Лука, Гавриил предстал старцу Захарии и сообщил ему о чудесном зачатии Иоанна Предтечи (Лк. 1, 11-20). Наконец, шесть месяцев спустя, архангел принёс свою важнейшую весть, благовествовав Деве Марии об избрании Её быть Матерью Христа Спасителя (Лк. 1, 26-38).

Белый ангел (архангел Гавриил) благовествует женам-мироносицам. Фреска ок. 1235 г. Вознесенский храм Милешевского монастыря

После рассказа о Благовещении Пресвятой Богородицы Священное Писание уже не называет его по имени, но предание указывает на Гавриила как на ангела, который ещё не раз возвещал важнейшие новозаветные откровения. Так, полагают что он являлся во сне Иосифу Обручнику чтобы объяснить ему тайну непорочного зачатия (Мф. 1, 20-23), а затем — чтобы предупредить о замыслах Ирода и направить в Египет (Мф. 2, 13). По Рождении Господа Гавриил явился пастухам и объявил им о пришествии Спасителя (Лк. 2, 9-14). По мнению некоторых отцов Церкви, архангел Гавриил был послан для подкрепления Спасителя во время молитвы в Гефсиманском саду (Лк. 22, 43). Он же, считают, стал и благовестником Воскресения Христова, поведав мироносицам о восстании Господа из мёртвых (Мф. 28, 2-7; Мк. 16, 5-7; Лк. 24, 4-7; Ин. 20, 12-13). За три дня до конца земной жизни Богородицы он снова явился Ей чтобы возвестить день Её Успения и вручить светящуюся райскую ветвь — символ нетления и победы над смертью.

В последующие века явления архангела Гавриила не прекратились. Наиболее известным является его пришествие 11 июня 982 года к послушнику Афонского монастыря. Архангел научил послушника начальным словам известного песнопения Богородице — «Достойно есть» (см. подробнее) — и начертал их на каменной плите. Являлся он и на Руси: например, во второй половине XVI века он предстал преподобному Мартирию Зеленецкому.

Почитание

В иерусалимской богослужебной традиции до X века память архангелов Михаила и Гавриила совершалась 14 ноября. Одним из главных центров почитания архангела Гавриила являлся Назарет. Там над источником где, по преданию, совершилось первое явление Гавриила Богородице во время Благовещения, был построен храм в честь архангела .

Архангел Гавриил. Мозаика 860-х гг., Софийский собор, Константинополь.

В византийской традиции утвердился общий культ архангелов Михаила и Гавриила — «Архистратигов» и «Чиноначальников» (Таксиархов) — хотя Михаил пользовался особым почитанием. В Константинополе известны церкви, освящённые во имя архангела: в Адде, в Халлах (или Халдах) и в монастыре Хрисоваланту, а также придел в Новой церкви Большого дворца, построенной Василием I Македонянином . Однако в средневизантийский период преобладала традиция освящения храмов во имя обоих архангелов: известны церкви Чиноначальников в Кастории (IX в.), Фессалонике (2-я пол. XIV в.) и другие, монастыри Архангелов на Охридском озере (X в.), в Прилепе (XI-XII вв.), в Леснове (1341) и другие, а также в честь Бесплотных сил в Фессалонике (Ротонда, нач. IV в.) и в Афинах (XI-XII вв.).

Архангел Гавриил. Икона 3-й четверти XIV в. Деисусный чин соборного храма Хилендарского монастыря, Святая Гора Афон

Помимо совместного празднования архангелов и Собора Бесплотных сил 8 ноября в константинопольских рукописях с IX века под 26 марта, т. е. на следующий день после Благовещения, появляется особый праздник Собора архангела Гавриила. C распространением Иерусалимского устава было установлено еще одно празднование Собора архангела Гавриила — 13 июля. Помимо этих празднований, получивших общецерковное значение, известен также местный праздник — Собор архиепископа Гавриила в Адине, отмечаемый 11 июня, в память чудесного откровения песнопения «Достойно есть» (см. подробнее).

В византийской литературе известны два текста, посвященные отдельно архангелу Гавриилу: энкомий и рассказ о чуде архангела составленный монахом Лукой Адиалиптом в XII веке . Ему также посвящено небольшое приложение к тексту IX века Пантолеона Диакона о чудесах архангела Михаила . Обычно Гавриил фигурирует в агиографических источниках совместно с архангелом Михаилом ; также он упоминается в текстах, посвященных ангелам .

Латинская литературная традиция не имеет текстов, непосредственно посвященных архангелу Гавриилу. Он упомянут в «Списках Медиоланских святых» . Вместе с архангелом Михаилом он изображается в качестве стража на входе в храм.

На Руси архангел Гавриил, возможно, первоначально считался покровителем Киева. В Ипатьевской летописи под 1037 годом сделана вставка о построении благоверным Ярославом Мудрым на Золотых воротах церкви в честь Благовещения с целью «дать всегда радость граду тому святым Благовещением Господним и молитвою святыя Богородицы и архангела Гавриила» . Об этой же церкви святитель Иларион пишет: «Да еже целование архангелъ дасть Девици, будеть и граду сему. Къ онои бо: «Радуися, обрадованаа! Господь с тобою!», къ граду же: «Радуися, благоверныи граде! Господь с тобою!»» . В домонгольский период имя Гавриил в крещении или монашестве носили многие русские князья, включая святых благоверных Ярополка Изяславича, Всеволода Мстиславича, Игоря Ольговича и Святослава Всеволодовича.

При этом на Руси почитание архангела Гавриила достаточно долго оставалось неразрывно связано с памятью Благовещения Пресвятой Богородицы. Ещё в конце XII века Новгородский архиепископ Григорий (в миру Гавриил) строил церковь не во имя своего небесного покровителя, а в честь Благовещения . Древнейший отражённый в письменных источниках храм, освященный во имя архангела Гавриила, был построен в 1413 году в Новгороде, на Хревкове улице . Придел во имя архангела имеется в Благовещенском соборе Московского Кремля. В 1530-х годах церковь во имя архангела Гавриила как небесного покровителя великого князя Василия III была возведена в Кирилловом Белозерском монастыре . K 1551 году относится первое упоминание о церкви во имя архангела Гавриила на Чистых прудах.

Ныне в Александрийской Православной Церкви сохраняется древняя иерусалимская традиция, по которой память архангелов Михаила и Гавриила может совершаться 12, 13 или 14 ноября. В прочих поместных Православных Церквах преобладает константинопольская традиция, согласно которой днями почитания архангела Гавриила являются 8 ноября, 26 марта и 13 июля. Акцент в богослужении 8 ноября делается на прославлении архангела Михаила, но в гимнографическом последовании этого дня некоторые песнопения — такие как стихиры и отдельные тропари канона — посвящены и Гавриилу. 26 марта происходит отдание праздника Благовещения и поётся последование праздника Собора архангела Гавриила. 13 июля, согласно иерусалимским Типиконам, соединяются последования архангела Гавриила и преподобного Стефана Савваита или преподобного Иосифа Солунского. В русских Типиконах с XVI века 26 марта и 13 июля отмечаются знаком «3 точки в полукруге» как малые праздники месяцеслова.

Благовещение. Фреска сер. III в. Катакомбы св. Прискиллы, Рим.

Иконография

Благодаря своим многочисленным явлениям, в первую очередь — Благовещению Пресвятой Богородицы, архангел Гавриил вероятно является самым часто изображаемым из ангелов. В первые века христианской истории его иконография претерпела те же изменения, что и иконография всего ангельского чина: в древнейших памятниках катакомбной живописи он неотличим от обычного человека, облачённого в тунику и паллиум, а затем изображения Гавриила приобретают характерные отличительные черты ангела: юношеский лик, крылья, нимб, диадему, зачастую — пышные придворные ризы.

В зависимости от сюжета в руках у Гавриила чаще всего помещаются держава, жезл, райская ветвь или свиток. В период усиления римо-католического влияния, в православную иконопись Гавриила вводится такой атрибут как белая лилия — символ чистоты и непорочности Девы Марии. На Западе в сюжетах Благовещения лилия появляется не позднее XV века, в частности в живописи Леонардо да Винчи; в православной среде этот атрибут был закреплён в таких памятниках как «Ерминия» Дионисия Фурноаграфиота, который наставляет писать Благовещение с архангелом который «в левой держит расцветшую лилию» . Следуя другой западной традиции, святитель Димитрий Ростовский сообщает, что архангел Гавриил изображается «держащим в правой руке фонарь с зажженною внутри свечою, а в левой — каменное зерцало из зеленого ясписа, по местам с красными крапинами.» По его толкованию:

Зерцало обозначает, что св. архангел Гавриил есть вестник судеб Божиих о спасении рода человеческого, фонарь же со свечою знаменует, что судьбы Божие бывают сокрыты до времени исполнения их и по самом исполнении постигаются только теми, кто неуклонно смотрит в зерцало слова Божия и своей совести .

Благовестие правв. Иоакиму и Анне. Мозаика ок. 1100 г. в нартексе Успенского храма монастыря Дафни.

Архангел-благовестник

Значительная часть изображений Гавриила связана с его служением благовестника. Среди сюжетов этой группы наиболее примечательны такие новозаветные события как:

  • Благовещение Пресвятой Богородицы — архангел Гавриил обыкновенно изображён в хитоне и гиматии; его правая рука обращена к Божией Матери, а левая держит жезл.
  • Рождество Христово — архангел Гавриил извещает пастырей о рождении Христа ; архангел может изображаться в сонме небесных сил
  • Благовестие архангела Гавриила Захарии о рождении Иоанна Предтечи — архангел Гавриил часто представлен как и в сюжете Благовещения Пресвятой Богородицы
  • Смертное Благовещение Богоматери — архангел Гавриил протягивает Богородице райскую ветвь

Архангел Гавриил учит инока песнопению «Достойно есть». Икона XX-XXI в. Греция (?)

Менее распространены сюжеты ветхозаветных явлений Гавриила, среди которых:

  • Наставление архангелом Гавриилом пророка Моисея в пустыне — архангел Гавриил изображён перед Моисеем с жезлом и свитком
  • Архангел Гавриил разъясняет видения пророка Даниила — архангел Гавриил со свободными руками наставляет Даниила

Наконец, существуют и образа показывающие деяния Гавриила в дальнейшей истории Новозаветной Церкви. Важнейшим среди них является сюжет откровения архангелом Гавриилом песнопения «Достойно есть» — архистратиг показан в монашеском облачении, пишущим слова на каменной плите.

Иногда с деяниями Гавриила связываются некоторые сюжеты явлений не поименованных ангелов. Так, в ряде памятников явление ангела преподобному Пахомию Великому надписывается как явление архангела Гавриила .

Богоматерь на престоле с архангелами Михаилом и Гавриилом. Фреска Дионисия 1502 г. в Богородице-Рождественском соборе Ферапонтова монастыря.

Вместе с другими ангелами

Особое почитание двух главнейших архангелов — Михаила и Гавриила, именуемых чиноначальниками — нашло отражение в богатой иконописной традиции их совместного изображения. Многочисленные изображения показывают их в свите Христа или Богородицы, вокруг Креста или Этимасии, по бокам от центрального лица или предмета на образе. Их изображения могут быть ростовыми, поясными, заключёнными в медальоны, парящими. За исключением редких древних примеров, Гавриил располагается по левую руку от центрального лица. Существуют и другие сюжеты представляющие двух архангелов. Подробнее см. раздел об иконографии в статье «чиноначальник».

В монументальной живописи полуфигуры архангелов Михаила и Гавриила иногда располагаются в боковых апсидах. Гавриил изображается около входа в храм. Чаще всего в руках его — стило и свиток . В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота указано, что на свитке в таких случаях должна быть надпись: «Держа в руке трость скорописца, отмечаю приношения входящих; усердных храню, а неусердных наказую скоро» .

Изображения архангелов, являющихся одним из чинов ангельских сил, входят в иконографию многих сложных сюжетов: Собор Пресвятой Богородицы, «О Тебе радуется», Страшный Суд, «Предста Царица одесную Тебе» и других. Известны примеры включения небесных сил в состав теофанических видений, например пророка Иезекииля . Изображение архангела Гавриила также присутствует в композициях «Собор архангела Михаила» и «Собор архангела Гавриила» .

Архангел Гавриил. Икона XVIII в., Москва. Из местного ряда иконостаса Московского Гавриило-Архангельского храма (Меншиковой башни).

В иных композициях

После Самого Господа и Его Пречистой Матери архангел Гавриил является наиболее часто изображаемым лицом на иконостасах. Его изображение является обязательным в составе деисусного чина из пяти или более фигур, где он располагается по левую руку от Христа, после Иоанна Предтечи. Гавриил как правило также пишется на царских вратах в сюжете Благовещения Пресвятой Богородицы. Наконец, он часто изображается также на одной из боковых алтарных дверей.

В византийском искусстве ряд изображений архангела Гавриила связан с венчанием императоров на царство. Так, известны сюжеты коронации императора Василия I Македонянина в котором Гавриил венчает царя в присутствии пророка Илии , а также императора Льва VI Мудрого, которого венчает Богоматерь в присутствии Гавриила .

В русской традиции встречается полуфигурное изображение архангела Гавриила в медальоне рядом с Богоматерью на иконах, связанных с почитанием преподобных. Например, известна икона Богоматери с Богомладенцем на престоле и предстоящим преподобным Сергием Радонежским из Махрищского монастыря , где в левом верхнем углу изображён архангел Гавриил, молитвенно обращенный к Богоматери и Богомладенцу. Такое изображение, полагают, связано с посвящением Благовещению монастыря, основанного учеником преподобного Сергия — преподобным Стефаном Махрищским.

Среди уникальных примеров изображения Гавриила на иконах следует отметить его отдельный образ 1350 года из Дечанского монастыря, где архангел изображён в лоратном облачении, со сферой и жезлом в руках. Также выделяется икона местного ряда XVIII века из Московского Гавриило-Архангельского храма («Меншиковой башни»), на которой архангел изображён на облаках со сферой в правой, высоко поднятой руке и цветущей ветвью в левой.

Архангел Гавриил и пророк Моисей. Миниатюра 1480-1490 гг. Сборник библейских книг. РГБ, ф. 310, унд. №1

Апокрифические свидетельства

О Гаврииле немало написано в I книге Еноха, где он представлен как «Гавpиил, один из святых ангелов, котоpый поставлен над змеями, и над pаем, и над хеpyвимами» (1 Енох 20). Он предстоит перед престолом Божиим и возносит хвалу Господу славы. Его особое служение — молитва за живущих на земле: он «пpосит и молится за живyщих на земле и yмоляет во имя Господа дyхов» (Там же, 40). В числе высших ангелов он возглавляет небесное воинство: «…и третий поставленный над всеми силами есть Гавриил» (Там же). Особая роль принадлежит ему в наказании падших ангелов. Сначала Бог посылает его уничтожить потомство непокорных ангелов, которые соединились с женами и породили исполинов (Там же, 10). Затем вместе с архангелами Михаилом, Рафаилом и Фануилом он карает самих падших ангелов, которые прельстили людей (Там же, 54).

В свитке «Война сынов света против сынов тьмы» из рукописей Мёртвого моря Гавриил — одно из четырёх имен (вместе с Михаилом, Сариилом и Рафаилом), написанных на щитах «сынов света» (1QM IX 15, 16).

В Таргуме на книгу псалмов Гавриил именуется «великим Сиона». Согласно Таргуму на книги Паралипоменон, Гавриил — тот ангел, которого Господь послал по молитве царя Езекии и пророка Исаии уничтожить военачальников осаждавшего Иерусалим ассирийского войска (2 Пар 32, 21).

В неправославных учениях

Память архангела Гавриила чтится христианами разных исповеданий. В коптском календаре его память значится под 30 декабря и 30 марта. В Римо-католической церкви память ранее отмечалась как и среди православных, 26 марта (в этот день она ещё сохраняется у маронитов). Во многих храмах, преимущественно в Испании, празднование ему совершалось ещё 18 марта. Однако в 1921 году папа римский Бенедикт XV перенес праздник на 24 марта. Затем память Гавриила стала отмечаться в один день с архангелами Михаилом и Рафаилом — 29 сентября. В католической традиции архангел Гавриил считается покровителем средств телекоммуникации: радио, телевидения и т. п.

В позднейшем иудаизме архангелу Гавриилу отводится видное место в талмудической литературе .

По исламским сказаниям Гавриил («Джибрил» или «Джабраил») — ангел, наиболее приближенный к Аллаху, главный среди четырёх ангелов (Микал, Исраил, Исрафил), покровитель пророка Мухаммеда (2. 97 (91) — 98 (92); 66. 4). Послекораническое предание называет его духом-посредником, передавшим Коран Мухаммеду. По другой версии, первые откровения пророку передавал другой ангел, а Гавриил стал являться ему уже после фатры (перерыва в откровениях).

Архангел Гавриил. Икона прп. Андрея Рублева и последователя, 1425-1427 гг. Из деисусного чина Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры

Молитвословия

Тропарь, глас 4 (тот же, что и архангелу Михаилу)

Небе́сных во́инств Архистрати́же,/ мо́лим тя́ при́сно мы́, недосто́йнии,/ да твои́ми моли́твами огради́ши на́с/ кро́вом кри́л невеще́ственныя твоея́ сла́вы,/ сохраня́я на́с, припа́дающих приле́жно и вопию́щих:/ от бе́д изба́ви на́с,// я́ко чинонача́льник вы́шних Си́л.

Кондак, глас 8

Пресве́тлыя и Честны́я, и Вседе́тельныя,/ пренеисче́тныя и стра́шныя Тро́ицы,/ ты́ еси́, Архистрати́же, сла́вный служи́телю и моли́твенниче,/ ны́не непреста́нно моли́ / изба́витися на́м от вся́ких бе́д и му́к, да зове́м ти́:// ра́дуйся, покро́ве рабо́м твои́м.

Ин кондак, глас 2

На Небесе́х зря́ Бо́жию сла́ву/ и на земли́ с высоты́ подая́ благода́ть,/ нача́льниче А́нгелов, му́дре Гаврии́ле, Бо́жия сла́вы служи́телю/ и ми́ра Боже́ственный побо́рниче,/ спаса́й, соблюда́й вопию́щия ти́:// са́м бу́ди помо́щник, и никто́же на ны́.

Ин кондак, глас 2 (тот же, что и архангелу Михаилу)

Архистрати́же Бо́жий,/ служи́телю Боже́ственныя сла́вы,/ А́нгелов нача́льниче и челове́ков наста́вниче,/ поле́зное на́м проси́ и ве́лию ми́лость,// я́ко безпло́тных Архистрати́г.

Архангел Гавриил. Мозаика ок. 1125-1130 гг. (значительно отреставрирована в XVI в.). Восточная апсида Богородице-Рождественского собора Гелатского монастыря.

Документы, литература

  • ActaSS. Mart. T. 3. P. 607-611.

Архангел Гавриил. Икона на холсте Ирины Ямасита, 1894 г. Саппорский Преображенский храм.

Использованные материалы

  • «Гавриил», Православная энциклопедия, т. 10, с. 187-191:
  • Свт. Димитрий Ростовский, Жития святых:
    • — «Собор святого архангела Гавриила. Память 26 марта»
    • — «Собор святого архангела Гавриила. Память 13 июля»
  • «Архангелу Гавриилу (тропарь, кондаки и молитвы)», сайт Псаломщик. Богослужебные тексты и указания:
  • Справка официального календаря Русской Православной Церкви на 2019 год:
  • Справка календаря портала Православие.Ru:

Цит. по житию свт. Димитрия Ростовского, «Собор святого архангела Гавриила. Память 26 марта», Жития святых,

Традиционное толкование представленное в писаниях святителя Прокла Константинопольского. См. Свт. Димитрий Ростовский, «Собор святого архангела Гавриила. Память 26 марта», Жития святых,

Свт. Димитрий Ростовский, «Собор святого Архангела Гавриила. Память 13 июля», Жития святых,

Pringle D., The Churches of the Crusader Kingdome of Jerusalem: A Corpus, Camb.; N. Y., 1996, vol. 2, p. 140-144.

Janin, Églises et monastères, p. 66.

BHG, N 2158-2159.

BHG, N 1287.

BHG, N 1290y — 1294c.

BHG, 123z — 129q.

Goffredo da Bussero. Liber Notitiae sanctorum Mediolani. Mil., 1917. P. 138-139; BHL, N 9035 p.

ПСРЛ. Т. 2. Стб. 139.

БЛДР. Т. 1. С. 50.

ГИМ. Син. № 330. Л. 281 об.

ПСРЛ. М., 2000p. Т. 3. С. 404.

Баталов А. Л., Московское каменное зодчество кон. XVI в., М., 1996, с. 38, 153, 189, 378.

Дионисий Фурноаграфиот, Ерминия,

Свт. Димитрий Ростовский, «Собор святого архангела Гавриила. Память 26 марта», Жития святых,

Композиция на бронзовых вратах 1076 года Константинопольской работы в церкви архангела Михаила в Монте-Сант-Анджело на полуострове Гаргано.

На иконе Рождества Христова XII века в Синайском Екатерининском монастыре.

См. фрески Киевского Софийского собора 1030-40-х годов; пластину врат в церкви архангела Михаила в Монте-Сант-Анджело. Встречается в русских житийных иконах Иоанна Предтечи XVI-XVII веков: например «Св. Иоанн Предтеча Ангел пустыни с житием», ок. 1687, КГОИАМЗ.

Композиция присутствует на иконах в составе сцен земной жизни Богородицы, как правило, окружающих чтимый образ Божией Матери. См. например, икону Божией Матери «Одигитрия» типа Тихвинской со сценами жития, XV в., НГОМЗ; икона «Успение Богоматери со сценами жития Иоакима, Анны и Богоматери», 3-я четверть XVI в., ГТГ.

См. например фреску Дионисия в Богородице-Рождественском соборе Ферапонтова монастыря, 1502.

Например, фреска 1630 года в монастыре Иоанна Предтечи в Серрах.

Так в Охридском храме Богородицы Перивлепты, 1295, где Гавриил расположен справа от северного входа и в Спасо-Преображенском соборе Московского Новоспасского монастыря, 1689, где он — в южной галерее с правой стороны портала. В церкви апостола Андрея на Треске, 1388-1389, архангел Гавриил представлен справа от входа, в правой руке его — жезл, в левой — сфера с образом Христа Еммануила.

Например, сер. XIV в., Византийский музей, Веррия — архангелы в руках держат мечи и щиты.

В искусстве Египта на фресках в монастыре Бауит, VI в., и в Каппадокии в церкви Токалы-килисе в Гёреме, кон. X в.

Икона сер. XVI в. из придела во имя архангела Гавриила Благовещенского собора Московского кремля.

Миниатюра из Слов Григория Богослова — Paris. gr. 510, 880-883 гг.

Пластина из слоновой кости, X в., Музей Боде, Берлин.

Нач. XV в., ГИМ.

«Гавриил», энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона,

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *