Где больше всего атеистов?

Авторитетное британское издание The Telegraph составило рейтинг стран мира по уровню религиозности. Рейтинг составлен на основе трех опросов WIN/Gallup International, проведенных в 2008, 2009 и 2015 годах (а потому такое исследование является более точным). Каждый из опрошенных респондентов отвечал «да» или «нет» на вопрос, считает ли он себя религиозным. Потом результаты обработали, занесли в список и составили соответствующую карту. Страны на ней окрашены в разные цвета в зависимости от того, какой процент населения является верующим. Желтым отмечены места с самым низким уровнем религиозности. А далее по возрастающей — до темно-синего.

Как показывает исследование, наиболее религиозными регионами являются Африка и Ближний Восток. От них не сильно отстают Юго-Восточная Азия и Латинская Америка. Лидером по религиозности является Эфиопия — там верующих 99%, причем в стране много как христиан, так и мусульман. Такой же показатель у Малави, Нигерии, Шри-Ланки, Йемена. В Сомали верующих — 98%, в Афганистане — 97%. Западная, Северная и Центральная Европа ― по большей части атеистическая. В Европе наиболее религиозная страна — Польша (86%), высока религиозность в Италии (74%) и Греции (71%). Вера важна для многих южноевропейских стран, религиозными людьми себя считают 74% итальянцев и 71% греков. Согласно статистике, больше всего атеистов и агностиков проживает в развитых странах. При этом не верят в Бога больше всего в Европе.

Смотрите также: самые популярные религии мира (по кол-ву сторонников)

  • Список стран
  • Карта
Страна % религиозных людей
1 Китай 7%
2 Япония 13%
3 Эстония 16%
4 Швеция 19%
5 Норвегия 21%
6 Чехия 23%
7 Гонконг 26%
8 Нидерланды 26%
9 Израиль 30%
10 Великобритания 30%
11 Новая Зеландия 33%
12 Куба 34%
13 Австралия 34%
14 Вьетнам 34%
15 Азербайджан 34%
16 Беларусь 34%
17 Германия 34%
18 Испания 37%
19 Швейцария 38%
20 Албания 39%
21 Венгрия 39%
22 Австрия 39%
23 Люксембург 39%
24 Канада 40%
25 Латвия 40%
26 Франция 40%
27 Уругвай 41%
28 Литва 42%
29 Дания 42%
30 Южная Корея 44%
31 Бельгия 44%
32 Тайвань 45%
33 Ирландия 45%
34 Словения 47%
35 Словакия 47%
36 Узбекистан 51%
37 Исландия 51%
38 Болгария 52%
39 США 56%
40 Финляндия 56%
41 Португалия 60%
42 Белиз 62%
43 Казахстан 64%
44 Босния и Герцеговина 65%
45 Мексика 68%
46 Эквадор 68%
47 Ямайка 70%
48 Чили 70%
49 Сингапур 70%
50 Россия 70%
51 Хорватия 70%
52 Греция 71%
53 Черногория 71%
54 Аргентина 72%
55 Малайзия 72%
56 Киргизия 72%
57 Молдова 72%
58 Сербия 72%
59 Украина 73%
60 Италия 74%
61 Гаити 75%
62 Палестина 75%
63 Кипр 75%
64 Индия 76%
65 Ботсвана 77%
66 Румыния 77%
67 Коста-Рика 79%
68 Венесуэла 79%
69 Бразилия 79%
70 Турция 79%
71 Туркменистан 80%
72 Ливан 80%
73 Того 80%
74 Панама 81%
75 Колумбия 82%
76 Перу 82%
77 Индонезия 82%
78 Сальвадор 83%
79 Папуа-Новая Гвинея 83%
80 Иран 83%
81 Нигерия 83%
82 Косово 83%
83 Гондурас 84%
84 Никарагуа 84%
85 Ирак 84%
86 Пуэрто-Рико 85%
87 Таджикистан 85%
88 Филиппины 86%
89 Мозамбик 86%
90 Польша 86%
91 Мальта 86%
92 Доминиканская республика 87%
93 Гватемала 88%
94 Пакистан 88%
95 Кот-д’Ивуар 88%
96 Буркина-Фасо 88%
97 Ангола 88%
98 Зимбабве 88%
99 Македония 88%
100 Боливия 89%
101 Сирия 89%
102 Танзания 89%
103 Алжир 90%
104 Кувейт 91%
105 ОАЭ 91%
106 ЮАР 91%
107 Тринидад и Тобаго 92%
108 Парагвай 92%
109 Фиджи 92%
110 Намибия 92%
111 Бангладеш 93%
112 Непал 93%
113 Мадагаскар 93%
114 Армения 93%
115 Грузия 93%
116 Саудовская Аравия 93%
117 Судан 93%
118 Тунис 93%
119 Марокко 93%
120 Бенин 93%
121 Уганда 93%
122 Тайланд 94%
123 Бахрейн 94%
124 ЦАР 94%
125 Либерия 94%
126 ДР Конго 94%
127 Кения 94%
128 Катар 95%
129 Чад 95%
130 Мали 95%
131 Гана 95%
132 Конго 95%
133 Руанда 95%
134 Замбия 95%
135 Камбоджа 96%
136 Иордания 96%
137 Камерун 96%
138 Сенегал 96%
139 Мьянма 97%
140 Лаос 97%
141 Афганистан 97%
142 Египет 97%
143 Гвинея 97%
144 Мавритания 98%
145 Бурунди 98%
146 Сомали 98%
147 Джибути 98%
148 Шри-Ланка 99%
149 Йемен 99%
150 Нигер 99%
151 Эфиопия 99%
152 Малави 99%

ТАЛЛИНН, 30 апр — Sputnik. Создана интерактивная карта мира, сопоставляющая наиболее религиозные и самые неверующие страны земного шара, сообщает The Telegraph.

Исследование основывается на результатах опросов, проведенных в 2008, 2009 и 2015 годах. Всем респондентам предлагалось ответить на один и тот же вопрос: «Считают ли они себя религиозными или нет?»

В Эстонии – атеисты, в Финляндии веруют

В результате исследования были получены весьма интересные данные, согласно которым Эстония является самой атеистической страной Европы, поскольку только 16% ее жителей считают себя верующими.

По сравнению с другими странами Балтии, упомянутые 16% от Эстонии выглядят весьма и весьма скудно. В Латвии, например, отмечено 40% верующих, а в Литве – 42%.

© Estonian Defence Forces

Невелик отрыв «в вере» между Швецией (19%) и Норвегией (21%). Зато Финляндия, с ее 56% верующих по праву названа самой религиозной среди Северных стран.

В рамках Европы лидерами рейтинга религиозности стали Македония (88%) и Польша (86%), которые смогли по количеству верующих обогнать даже Иран (83%).

В России много верующих

Стоит отметить, что самыми главными странами мира среди государств-атеистов стали Китай и Япония, где зафиксировано соответственно только 7% и 13% верующих людей.

При этом наиболее религиозными считаются Эфиопия, Малави, Нигер, Шри-Ланка и Йемен, где 99% жителей поклоняются высшим силам.

Интересны показатели и приверженности к религии в России. Выяснилось, что процент верующих здесь достаточно велик и составляет около 70%.

В то же время такие страны, как Австралия, Азербайджан, Беларусь, Куба, Германия и Вьетнам, смогли объединиться единым показателем количества верующих жителей, продемонстрировав невысокую цифру в 34%.

© Sputnik / Андрей Стенин

Эстонские президенты и богослужение

Как сообщал ранее Sputnik Эстония, Керсти Кальюлайд стала первым президентом страны, которая в день принесения присяги отказалась от благодарственного богослужения.

Традиция участвовать в богослужении была основана первым президентом Эстонии Леннартом Мери. После чего и Арнольд Рюйтель, и Тоомас Хендрик Ильвес, принимая на себя обязанности главы государства, участвовали в благодарственных церковных церемониях, считая это частью протокола вступления в должность.

Просто попалось на глаза-:)

В данном сообществе обсуждаются всевозможные критерии стран, но вот данный аспект (насколько в стране комфортно проживать не религиозному человеку) вроде особо не освещался. Обсудим?
(ниже перевод статьи из ссылки)

Аманда Маркотт
На Земле существует довольно много мест, где неверующие чувствуют себя свободно и где они социально адаптированы. Много неверующих писателей и активистов справедливо обращают внимание на продолжающееся неприятие во многих странах и социальных слоях тех, кто не исповедует никакой религии. Наблюдение за тем, что не работает — это первый шаг к улучшению ситуации. Тем не менее, во множестве мест на планете для неверующих наступила беспрецедентная эра свободы и общественного признания. Чтобы отметить прогресс продвижения атеизма по всему миру мы составили список восьми стран, в которых лучше всего жить атеистам.
Чехия
Во многих бывших коммунистических странах наблюдалось массовое возвращение людей в запрещенную ранее религию, как только они получали право это сделать,демонстририрую тем самым, что распространение атеизма по приказу является наименее эффективным способом. В Чехии, однако, такого возвращения к религии не было. Только 21% граждан считают религию важной частью своей повседневной жизни. Они, кажется, продолжают оставаться приверженцами атеизма по инерции — то есть примерно по той же причине, по которой занимают приличные места в международных спортивных соревнованиях. В отличие от большинства Восточно-европейских стран, Чешская Республика занимает высокие места в рейтинге в докладе Организации Объединенных Наций о социальном развитии. Чехия не была пропитана коррупцией и авторитарными привычками, которые доминируют в других бывших коммунистических странах, таких как Россия. Есть много доказательств того, что существует сильная корреляция между стабильной, эгалитарной экономикой и более высоким уровнем атеизма в этих странах. Похоже, что демонстрация правительством Чехии веры в своих граждан и приверженность поддержанию их высокого благосостояния позволила удержать их от возрождения религиозной веры, в то время как, например в России, где граждане находятся в более отчаянном положении, обращение к Богу за ответами, возможно, становится более привлекательным.
Швеция и Дания
Возможно это не очевидно с первого взгляда, почему большое число неверующих в стране может улучшить жизнь атеистов, но примеры Швеции и Дании показывают, почему это так. Когда неверие или даже откровенный атеизм распространены повсеместно, атеисты могут спокойно жить своей жизнью без страха, что отсутствие них веры может вызывать у людей недоверие, ненависть, или даже дискриминацию по отношению к ним. Швеция и Дания, в которых соответственно только 17% и 18%населения считают религию важной, стали иконами светских ценностей для всего остального мира. Фил Цукерман, социолог из колледжа Питцер в Клермонте, штат Калифорния, в течение года проводил опросы граждан этих двух стран. Он обнаружил, что средний датчанин или швед просто не задумываются о религии; в культурах этих двух стран религия уже отошла на второй план и в значительной степени играет церемониальную роль. В Дании и Швеции отношение к религии настолько комфортно для типичного атеиста, что позволяет ему любить рождественские елки без необходимости верить в непорочное зачатие.
Австрия
Чтобы высмеять допустимое в Австрии ношение религиозных головных уборов на фото в водительских правах, Нико Альм подал заявку на право сфотографироваться с дуршлагом для промывки макарон на голове, который по его утверждению является официальным головным убором пастафарианской веры (Комментарий переводчика — смешение пасты и Расты). В его заявке речь шла о Церкви летающего макаронного монстра, которая была провозглашена шутниками в 2005 году в целях демонстрации некоторых религиозных догм. Алм утверждает, что правительство чинило препятствия с выдачей лицензии, но полицейские настаивают, чтобы сделала все быстро, а он просто не смог забрать. Несмотря на эту правдивую историю, правительство Австрии теперь, кажется, хочет показать, что не признает никакого особенного отношения к верующим на основании того, что одни верующие более аутентичны или искренни, чем другие. Хотя этот инцидент может показаться довольно мелким, но он демонстрирует своего рода абсолютную светскость государства, которое не принимает во внимание какую бы то ни было веру , и это является золотым стандартом, к которому должны стремиться и атеисты.
Франция
Хотя во Франции по-прежнему существует значительный слой католической культурной традиции, благодаря которому именами святых названы улицы и установлены некоторые из наиболее важных памятников, атеизм приобрел во Франции значительный вес в национальном масштабе. Как и в Соединенных Штатах, отделение церкви от государства было главным завоеванием революции, создавшей современное демократическое государство во Франции. В 1905 году во Франции был принят закон, предписывающие строгое отделение церкви и государства, и с тех пор секуляризм стал одной из центральных французских культурных ценностей. Благодаря этому французские политики смогли успешно использовать эти светские ценности для принятия законов, запрещающих использование паранджей на публике. Если оставить в стороне эксплуатацию секуляризма как орудия исламофобии, по большому счету приверженность французов светским ценностям кажется искренней. Только 25% французов считают религию важной частью своей повседневной жизни, и правительство приняло законы, чтобы предотвратить распространение религии в школах.
Норвегия
Существует тесная связь между самыми счастливыми странами в мире и наименее религиозными, и наряду со Швецией и Данией, Норвегия занимает верхние строчки в обоих списках. Эти два параметра имеют сложную взаимосвязь друг с другом. С одной стороны люди, вероятно, меньше надеются на религию, когда они меньше нуждаются. С другой стороны, возможно, что атеизм процветает в тех странах, где люди больше полагаются на выбор социально ориентированного правительства и общую экономическую выгоду. Если у вас есть вера в свой народ и ваших сограждан, то религиозная вера может оказаться просто ненужной. Норвегия закрепила свою приверженность светским ценностям только в этом году, отменив положение Лютеранской церкви в качестве официальной государственной церкви, уравняв законодательство с устоявшейся культурой. Никто в парламенте не сопротивлялся этому изменению, а сама церковь его поддержала, продемонстрировав единство атеистов и христиан, вместе работающих на процветание светского общества и всеобщего блага.
Австралия
Для политиков, вера в то, что электорат не поддержит атеиста, сильнее, чем вера в самого Бога. Однако в Австралии эта мудрость перестала работать с 2010 года, когда на должность премьер-министра была выбрана атеист Джулия Гиллард. Гиллард не только дала понять, что она не верит в Бога, но она также выступала против политиков, играющих на религиозных чувствах избирателей. Она говорила «для людей веры, я думаю, самая лучшая любезность, которой я могла бы им оплатить — это уважать их подлинные убеждения и не допускать какого-либо притворства о моих собственных убеждениях.” Она также не скрывает тот факт, что ее атеизм — это результат размышления над этим вопросом, так как она выросла в христианском окружении и даже выигрывала призы за катехизис. Избиратели в Австралии проголосовали за женщину, которая не только не верит в Бога, но и пришла к такому убеждению, активно отвергая религию для себя. Поэтому Австралия кажется довольно безопасной страной для атеистов. Здесь у атеистов даже есть своя политическая партия, Секулярная партия, которая занимается сохранением и укреплением отделения церкви и государства в Австралии.
Япония
Как и во многих других странах Восточной Азии, в Японии религия является на данный момент больше вопросом традиции, чем истинной верой, поэтому только 25% японцев считают религию важной частью своей жизни. В недавно вышедшем Глобальном Индексе религиозности и атеизма Япония оказалась лишь чуть ниже Китае по проценту убежденных атеистов — 31% японцев убеждены, что бога нет. Тем не менее, отличие от Китая в Японии атеизм не является государственной политикой, что делает еёгораздо удобней для тех, кто предпочитает свободу и отсутствие религиозности. Японская культура отличается гибким подходом к религиозной терпимости и разнообразием религиозных верований. Что еще более важно, представление о том, что человек должен «принадлежать” к какой-то конкретной религии не имеет такого влияния в Японии. Верующие японцы часто используют смесь синтоистских и буддийских верований, которые являются менее формализованными, чем монотеистические религии, известные на Западе. Созданная таким образом атмосфера не оказывает давления на атеистов и позволяет им чувствовать себя свободно в японском обществе.
Почетное упоминание:
Соединенные Штаты
На первый взгляд, утверждая, что США являются хорошим местом для атеистов, кажется нелепым. Уровень религиозности в этой стране соперничает со многими мусульманскими теократиями. Религиозное право составляет основу одной из двух основных американских политических партий; и со стороны консерваторов продолжаются непрерывные попытки урезать религиозную свободу в школе и семье. Из-за этого было бы не совсем правильно включить Соединенные Штаты в официальный список стран, уютных для атеистов, по крайней мере пока.
Но страна действительно получает премиальные баллы за некоторые недавние улучшения, хотя религиозное право до сих пор представляет определенные риски для атеистов. Однако в последние годы они добились огромных политических успехов, в немалой степени из-за растущего атеистического движения, что успело набрать 20 000 сторонников, вышедших на Парад Разума в начале этого года. Согласно недавнему опросу количество религиозных американцев сократилась с 73% в 2005 году до 60% в этом году. Хотя президент США Барак Обама относит себя к христианам, во время своей инаугурационной речи он привлек особое внимание к теме атеизма. Действительно, он и многие другие демократы боролись за то, чтобы сохранять американское правительство как можно более светским, несмотря на все нападки со стороны религиозных фундаменталистов. Последний закон о контрацепции дает понять, что Обама готов затеять драку с представителями религиозных общин, которые хотят навязать свою веру другим. Несмотря на постоянные жалобы со стороны правого крыла, администрации ясно дала понять, что не допустит, чтобы работодатели навязывали свои убеждения о контрацепции сотрудникам путем удержания заработанных страховых выплат на религиозных основаниях.
И не забывайте: американцы могут сказать в опросе, что они являются очень религиозными, но они часто преувеличивают. Когда вы подсчитаете, как часто люди ходят в церковь и как часто говорят, что они ходят в церковь, то получится, что американцы ненамного отличаются от других промышленно развитых стран.
Аманда Маркотт — писатель и журналист-фрилансер из Бруклина. Она опубликовала две книги и регулярно пишет в блогах Pandagon, RH Reality Check и Slate’s Double X.

Tags: вопросы — куда валить?, права человека, сравнение

Ученые из Института социологии РАН на веру не берут ничего и любую гармонию проверяют своей алгеброй: долями, процентами, статистикой, допустимыми пределами погрешности. Так получилось и в этом случае. Социологи ИС РАН попытались замерить «уровень религиозности» граждан России и сделали весьма любопытные выводы.

На первый взгляд кажется, что наше общество в последние годы становится все более и более религиозным. Хотя церковь, согласно Конституции, формально от государства отделена, на практике священнослужители разных конфессий оказывают на общество колоссальное влияние. Религиозные праздники (православные и мусульманские) отмечаются с размахом, на богослужениях присутствуют первые лица страны, а репортажи о таких событиях передают центральные телеканалы. Активно строятся новые храмы, хотя в некоторых случаях не обходится без локальных «выяснений отношений» между верующими и теми, кто их чувства не разделяет.

Не то чтобы повсеместно воцаряются принципы «не убий», «не укради», не сотвори себе кумира» и так далее — но хоть чаще стали говорить, что эти заповеди поважнее всех подведомственных актов вместе взятых…

Словом, наше общество уже готово «встать помолясь и пойти перекрестясь» в светлое будущее? Нет, говорят социологи, все не так просто и прямолинейно.

Молитва с переводом

Как показывают данные опросов, 79% жителей России причисляют себя к последователям православия, 4% — мусульмане, 9%, по их признанию, верят в некую «высшую силу», но ни к какой конфессии не принадлежат. 7% придерживаются атеистических взглядов. Если сравнивать с такими же данными трехлетней давности, то можно отметить, что число верующих «во что-то, но не знаю, во что» снизилось на 2%, атеистов стало меньше на 5%. А вот число тех, кто стал называть и считать себя православным, увеличилось на 7%.

Тем не менее, если сравнивать данные с результатами опросов в других странах, по уровню религиозности мы вовсе не впереди планеты всей и не «равняемся четырем Франциям». Мы в твердой (золотой, как купол?) середине. Согласно данным Европейского социального исследования ценностей, религиозность россиян находится на среднем уровне. Меньше всех остальных наших соседей по Старому Свету религиозность демонстрируют такие страны как Чехия, Франция, Израиль. Наибольшую — Польша, Кипр, Турция. В Чехии «совсем не религиозных граждан» насчитывается 39% от общего числа населения, во Франции и в Израиле — по 24%, в Швеции 22%, в Норвегии 17%, в России — каждый десятый. А вот в Турции и на Кипре не религиозен лишь один человек из сотни, в Польше — двое, в Португалии — четверо.

И наоборот, «очень религиозных» в Чехии всего один процент, во Франции 3%, в Израиле — 11%. В России глубоко верующих и соблюдающих все религиозные каноны насчитывается 4% (остальные «просто веруют», но не слишком себя этим обременяют). В Турции очень религиозна почти четверть граждан — 23%, в Польше столь серьезно подходит к вопросам веры каждый десятый.

Наибольшее число россиян (21%) на просьбу социологов определить степень своей религиозности по шкале от 0 до 10 уверенно поставили себя точно в центр, посередке. Так же, кстати, поступили и наши ближайшие соседи-украинцы.

Как интересно получается: религиозным людям никакая Конституция не указ. И наоборот в отношении стихийных атеистов. Турция, например, — светское государство и постоянно это подчеркивает. Вплоть до того, что не разрешает религиозным дамам заходить укутанными в паранджу в университет, в театр, в любое официальное и публичное место. А уровень религиозности общества там очень и очень высокий. И наоборот. В Скандинавских странах есть институт государственной церкви. Однако там атеист на атеисте и им же погоняет.

Социологи поясняют: дело не в законах. Церковь, как правило, сильна там, где люди чувствуют потребность в некоей силе и идее, способной сплотить граждан, особенно — перед лицом каких-то угроз и опасностей. Или в обществе, где остро не хватает положительных примеров для подражания, которое по разным причинам чувствует себя «на переломе», расколотым, униженным… Очень красноречивым выглядит в этом свете список религиозных и нерелигиозных стран.

За что свечку ставить

А кого вообще считать «истинно верующим» человеком? Вопрос непростой. Социологи не стали углубляться в дебри разных конфессий или устраивать людям мини-ЕГЭ на религиозные темы. Они всего лишь спросили, часто ли опрошенные ходят в Храм Божий (неважно, как он называется, — церковь, мечеть, синагога и т.д.). Выяснилось, что «дорогу к храму» россияне выбирают для себя как «главную» не так часто. Даже искренне считая себя верующими.

За последние 10 лет число тех, кто в свободное время считает обязательным для себя сходить в церковь, почти не изменилось: это примерно каждый десятый.Причем число тех православных, кто считает посещение церкви обязательным для верующего человека, с 2009 г. даже несколько сократилось: с 14% до 11%.

Если ходить в храм, то зачем? И для чего человеку вообще нужна вера? Хотя бы для того, чтобы осуществить свою заветную мечту. Мечтам и надеждам россиян ИС РАН посвятил отдельное исследование, в ходе которого выяснилось, что без мечты наши сограждане вне зависимости от их воззрений жить не хотят и не могут.

Но все-таки духовное начало сильно сказывается на том, о чем мы мечтаем и какими средствами свои желания готовы исполнять.

67% женщин обращаются за помощью к магам, гадалкам и экстрасенсам

Чаще других говорили, что «человеку без мечты нельзя», те верующие люди, которые не относят себя к какой-либо определенной конфессии. Среди них эту точку зрения поддерживал 81%. У православных такая позиция вызывала одобрение в 76% случаев. Жестче всего держались атеисты: только 68% из них думают, что людям обязательно надо «загадывать желание» в надежде, что оно исполнится. При этом треть атеистов уверена, что жить нужно только в реальном мире, никаких грез! В этой категории граждан самым большим оказалось и число тех, кому вообще никогда не было свойственно мечтать, — 14%. Среди православных суровых прагматиков набралось четверть, среди внеконфессиональных верующих — пятая часть.

Когда же речь заходила не о «людях вообще», а о них лично, 91% православных и 93% внеконфессиональных верующих признавались социологам, что у них-то есть личная заветная мечта. Атеисты говорили такие слова намного реже — в 85% процентах случаев. Почему — понятно. Религия сама по себе подразумевает стремление к духовному, нравственному идеалу. А уверенность, что после смерти «все только начинается», помогает человеку отрешиться от сиюминутного и определить свои главные цели в жизни. Правда, не стоит искать прямую связь между «духовностью» и посещением храмов. Чаще или реже респонденты туда ходили — это на наличие или отсутствие у них Великой мечты не влияло.

О чем мечтают верующие люди? Сильно ли их мечты отличаются от надежд атеистов? Да, показали опросы, разница все-таки есть.

Конечно, главная мечта россиян вне зависимости от их мировоззрения, — это «жить в достатке». Однако люди, которые посещают церковь, мечтают об этом в полтора раза реже. На втором месте в общем рейтинге — мечта о «справедливости» в обществе. Вот тут православные и атеисты проявляют редкостное единство мнений и солидарность: такой ответ дали 32% и 33% соответственно. Внеконфессиональные верующие о справедливом обществе грезят еще чаще — 39%. Словом, разумное и справедливое общество нужно всем.

Православные респонденты чаще мечтают о хороших детях и хорошем здоровье (25% и 34%), тогда как у атеистов в иерархии заветных желаний вслед за здоровьем (26%) идут самореализация (22% против 17% у православных) и желание открыть собственное дело (20% и 14% соответственно). А почти каждый седьмой атеист вообще не имеет мечты, тогда как среди православных таких «отказников» лишь каждый десятый, среди внеконфессионально верующих — каждый 15-й. Ученые связывают это с тем, что люди с разным мировоззрением по-разному понимают и «смысл жизни». Атеисты больше нацелены на решение повседневных практических вопросов. Православные чаще обращаются к традиционным семейным ценностям, говорят о сыновнем и родительском долге, о верности супругам и т.д. А у внеконфессиональных верующих буйным цветом расцветает индивидуализм: хотят иметь отдельную квартиру — 26%, хорошее здоровье — 32%, «интересно жить» — 29%, при этом чисто семейные ценности у них скорее на втором плане.

Отметили социологи и еще одну тенденцию. Религиозные люди все реже стали говорить об «общем благе» или о «нуждах Родины, государства». Они замыкаются либо на своем семейном круге, либо на себе одном. Такие результаты отмечены в ходе опросов во всех религиозно-мировоззренческих группах. Социологи видят в этом «эрозию гражданских и политических форм солидарности», и даже традиционные для религии общественные связи («скрепы») преодолеть ее не помогают.

Хотя память о подвижниках и «собирателях» России в памяти у людей живет прочно. Когда социологи спрашивали людей, кто из деятелей прошлого и настоящего лучше прочих может служить олицетворением массовых народных чаяний, сам подбор имен в этом списке был очень красноречивым. Треть россиян уже традиционно поставила во главу народного рейтинга Петра I. А вот второе место (14%) респонденты поделили между святыми подвижниками (Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Матрона Московская и др.) и нашими современниками, прежде всего Владимиром Путиным.

При этом православные придают больше значения деятельности святых подвижников (19%), чем атеисты (4%) — но последние, надо сказать, вообще полны скепсиса насчет роли личностей в истории. Россияне, регулярно посещающие церковь, ставят святых подвижников даже вровень с царем Петром I (32% и 31% соответственно): историю они явно оценивают через призму «веруешь — не веруешь». С этим связано и особое восприятие российской истории. 53% православных считают, что у России есть некая особая великая миссия. В других мировоззренческих группах с таким утверждением согласны всего 40%.

На бога надейся и сам не плошай

О чем люди молятся? Обращаются ли они к Богу, чтобы их мечты поскорее исполнились, или предпочитают действовать как-то иначе? Как показали опросы, самая популярная в России стратегия — это наметить в жизни некий план и методично, самостоятельно его осуществлять. Так поступают 55% опрошенных, а среди молодого поколения — 62%. Каждый пятый (22%) просит о помощи своих близких — западный принцип «self-mаde» у нас приживается плохо.

«Свечку поставить» во исполнение желаний люди не отказываются. Но большой надежды на силы небесные в данном случае не возлагают. Хотя атеистов в России лишь 7%, а остальные 93% относят себя к последователям какой-либо религии (84%) или к верующим в некую высшую силу (9%), молят Бога об исполнении мечты только 20%. Совсем редко (в 6% случаев) люди применяют какие-то магические, эзотерические практики, рекомендации фэн-шуй и т.п. для осуществления желаний. А каждый десятый и вовсе сидит сложа руки и ничего не делает: само получится. Или нет.

От старшего поколения несколько отличается молодежь. Когда дело касается «земных» способов поймать за хвост птицу счастья и удачи, молодые люди ведут себя гораздо энергичнее прочих россиян. Активнее прилагают собственные усилия, теребят родственников и друзей. Оптимизм и надежды на чудо тоже больше свойственны юным. А вот молить Бога о помощи в исполнении мечты более типично для старшего поколения: в таких ситуациях к высшей силе обращаются 18% респондентов 16-25 лет и 24% опрошенных 46-55 лет.

Россияне вообще сторонники «комплексного подхода»: на бога надейся, а сам не плошай. Среди тех, кто возносит ему молитвы об исполнении желаний, 58% предпринимают к этому и самостоятельные шаги, 27% подключают к решению этой задачи родных и друзей. Церковь это вряд ли обрадует, но 10% россиян имеют привычку «подкреплять» молитву магией и обращением к различным эзотерическим действиям (вопрос о том, что за каша у них в головах, оставим за кадром). В целом же все логично. Кто верит в чудеса и магию, тот чаще и богу молится, а кто рассчитывает в первую очередь на себя, тот и молитвами пренебрегает. Причем разница между этими группами составляет около 10%.

Очень показательна в данном случае разница между ответами мужчин и женщин. Слабый пол не только чаще предается мечтам, но и гораздо более изобретателен, когда надо не мытьем, так катаньем добиться их осуществления. Планомерно и самостоятельно воплощают мечту в жизнь равные доли мужчин и женщин (по 55%). Но при этом женщины более деятельны и оптимистичны: активнее привлекают к решению проблем окружающих (19% мужчин и 24% женщин), чаще взывают к Богу (10% и 29%) и верят в удачу (25% и 32%). А еще женщины — главный «контингент» для гадалок и разных экстрасенсов, магистров магии и прочих эзотерических деятелей. К ним обращаются лишь 4% мужчин и целых 67% женщин!!! Понятно, почему женские мечты имеют куда больше шансов исполниться — даже к бабке не ходи…

Всегда считалось, что религиознее всех прочих жители малых провинциальных городов. Но жизнь вносит поправки даже в самые незыблемые стереотипы. Жители сегодняшних крупных городов — люди более одинокие и разобщенные, нежели обитатели мест, где «все со всеми здороваются». Поэтому респонденты из мегаполисов, как показали опросы, обычно реже рассчитывают на поддержку родных и друзей, чем сельские жители (18% и 24%), и меньше надеются на чудо или удачу (21% и 33%). При этом именно они чаще обращаются к услугам гадалок и экстрасенсов (8% и 6%), а также молят Бога о помощи (22% и 21%) соответственно. Жители других типов поселений обращаются к Богу реже.

Чем больше у людей реальный доход, тем меньше они надеются на Бога и тем реже сами плошают. В трудных случаях взывает к Богу каждый четвертый из тех, чьи доходы составляют меньше половины средней для его местности. И наоборот — если у людей материальный уровень вдвое превышает «средний», молиться они станут лишь в 17% случаев. Правда, обеспеченные россияне более суеверны, боятся свое богатство и счастье «сглазить» и в целом больше доверяют древним знаниям и ритуалам, чем люди бедные и откровенно нищие. Пользуются услугами экстрасенсов, астрологов, гадалок, рекомендациями фэн-шуй и другими аналогичными методами 2% россиян с низкими доходами и 7% — с высокими.

И еще одна неожиданность. Почему-то считается, что атеисты — люди активные и вообще «оголтелые» на пути к своим целям. Ничего подобного. Это наименее предприимчивые из россиян. Среди них 15% ни о чем не мечтают и еще 19% ничего не делают ради осуществления своей мечты. Православные и «просто верующие» сидят сложа руки гораздо реже: 9 и 7% соответственно.

А самые целеустремленные в нашей стране те, кто верит в некую высшую силу, но конфессии для себя выбирать не стал. Они и сами чаще что-то делают для реализации задуманного (62%), и близких просят о поддержке (28%). К Богу среди них обращаются 12%.

Самые чудеса — с православными россиянами. Данные опроса показали, что на чудо и удачу они надеются чаще, чем на Бога! Первый вариант выбрали 28%, второй — 22% последователей православия. Плюс к тому именно верующие чаще обращаются к гадалкам или магам, чем атеисты (6% против 2%). Язычники мы все-таки в некоторых вещах, даром что почти поголовно крещеные.

Есть ли рай на земле

Сильно ли отличаются представления верующих и неверующих россиян о том, каким должно быть идеальное государство и общество? Вопрос в эпоху модернизации далеко не праздный.

Как выяснили социологи, свобода вероисповедания у нас не считается «базовой» для гражданина. В общей иерархии прав и свобод россияне ставят ее лишь на 12-е место. Необходимым условием идеальной демократии свободу совести называет только каждый десятый — 11%. При этом среди православных активно выступают за свободу вероисповедания 12%, среди верующих вне конфессий — 9%, среди атеистов — 4%. Видимо, духовной свободы в России достичь легче, чем материальной, социальной или политической. А вопрос свободы совести оказался более злободневным не для атеистов, а для верующих — последние в два раза чаще говорили о необходимости такого права при развитой демократии.

Кстати, еще один интересный штрих. Среди тех, кто активно ратует за свободу совести, 30% обращаются к Богу с просьбой об исполнении мечты и 20% считают, что именно святые подвижники более всего способствуют народным чаяниям. В целом же и верующие, и атеисты сходятся во мнении о том, что мечта о демократии в России скорее или полностью не оправдалась. Так думают 73% православных, 77% внеконфессиональных верующих и 82% атеистов. Даже воцерковленность не спасает от разочарований — 80% посещающих церковь считают, что до демократии нам пока как до града небесного.

Что же касается выбора между личной свободой и обществом социального равенства, то люди верующие (особенно православные) чаще склоняются ко второму варианту общественного устройства — его выбирают примерно две трети или больше. В других группах респондентов показатели на 7-10% ниже. При этом последователи православия и атеисты чаще говорили социологам, что России нужно «жесткое» государство, построенное на коллективизме, а либеральные ценности нам подходят плохо (55% и 53%). А вот среди верующих вне конфессий либералов больше — с утверждением насчет жесткого правления согласны только 46%.

На вопрос же о том, что важнее — общественные интересы или личные дела, россияне вне зависимости от их веры или неверия выбирают второе. Три четверти граждан ставят во главу угла благополучие своих семей и себя лично. Идею «общей объединяющей цели» поддерживает четверть верующих людей. Атеисты несколько больше склонны заботиться об интересах коллектива — таких в их среде 30%. Возможно, за счет поколения, выросшего в суровую советскую эпоху.

В данном случае даже церковь с ее «возлюби ближнего своего» не в силах преодолеть распад социальных связей. Разве что слегка облагородить общество. Среди людей, которые регулярно ходят в храмы, 32% считают главным «общую цель». А «полезными обществу» хотели бы стать 54% православных, 43% верующих вне конфессий и 47% атеистов. Среди тех верующих, кто регулярно ходит в храм и молится Богу, таких людей еще больше — 64% и 61%.

Эгоистов здесь не любят. Впрочем, взаимно.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *