Где мощи сергия радонежского?

На самом деле 18 июля празднуется очередная годовщина чудесного обретения мощей Сергия Радонежского. Через 30 лет после смерти своей он явился во сне некоему благочестивому мирянину и велел передать игумену и братии Троицкой обители: «Зачем оставляете меня столько времени во гробе, землей покровенного, в воде, утесняющей тело мое?» Такое известие побудило монахов раскопать гроб. По свидетельствам участников этих событий, оказалось, что тело и одежды погребенного остались нетленными, хотя домовину действительно залили грунтовые воды. Преподобный Сергий был канонизирован, а день 5 (18-го — по новому стилю) июля, когда мощи его подняли из земли, с тех пор отмечается как церковный праздник.

Мощи радонежского святителя поместили в старейшем монастырском храме — Троицком соборе. Первоначально они находилась в деревянной раке, но летом 1585 года это вместилище заменили новым: по воле царя Ивана Грозного для мощей была изготовлена серебряная позолоченная снаружи рака-ларец. В 1737 году, правительница Анна Иоанновна «устроила над ракой великолепную серебряную сень на четырех столбах, на которую пошло серебра более 25 пудов».

Место это весьма почиталось, толпы богомольцев ежедневно приходили к преподобному, причем многие из них — в надежде на избавление от болезни, на помощь Сергия. В церковной литературе можно найти упоминания о происходивших время от времени подобных чудесных случаях с верующими у раки святого. Известный путешественник барон Герберштейн, несколько раз посетивший Русь в XVI веке, писал в своих заметках: «Говорят, что погребенный (в Троице-Сергиевом монастыре) святый Сергий творит чудеса; удивительное стечение племен и народов прославляет его; туда ездит часто сам князь…» По степени значимости собор Троицкого монастыря с его главной святыней соперничал в старину даже с главными кремлевскими соборами: в XV–XVI вв. именно здесь крестили наследников московского престола, а важнейшие договоры скрепляли целованием креста у гроба преподобного Сергия.

В старых хрониках упомянут по крайней мере один случай, когда мощи радонежского святителя покидали стены основанного им монастыря. 17 мая 1746 года в лавре и в примыкавших к ней с юга посадах вспыхнул большой пожар, который в итоге опустошил южную половину монастырской территории. Разбушевавшееся пламя могло накрыть раку святого, а потому монахи вынесли мощи преподобного через задние Каличьи ворота на пустырь, находившийся в ту пору к северо-востоку от обители. Когда пожар был потушен, Сергия вернули на территорию монастыря, а на том месте, где находились в эвакуации его мощи, была позднее построена в городе церковь Всех Святых.

Есть сведения, что без малого сто лет назад огонь еще раз угрожал главной святыне лавры. Но тогда дело обошлось далеко не так благополучно. Вот фрагмент из опубликованного письма-воспоминания одного из послушников Троице-Сергиевой лавры, а впоследствии архиепископа Ярославского и Ростовского Михея: «…В 1916 году в газетах было опубликовано сообщение о пожаре в Троице-Сергиевой лавре, во время которого сгорели мощи преподобного Сергия. Дело было так: до 1916 года мощи были нетленными. Их обкладывали ватой, которую раздавали верующим в благословение. Случилось так, что гробовой иеромонах не заметил, как в раку попала искра от свечи, и, уходя на обед, он закрыл раку крышкой. Искра эта попала на вату, при малом доступе воздуха вата тлела потихоньку. Когда же пришел с обеда гробовой иеромонах и открыл крышку, при большом притоке воздуха вата вспыхнула и загорелась, сгорели одежды и обгорела сама плоть, остались лишь кости…»

Однако самыми трагическими, самыми детективными стали события, произошедшие в Троицком соборе вскоре после революции.

Череп князя Трубецкого

16 февраля 1919 года коллегия наркомата юстиции приняла постановление об организованном («по требованиям трудящихся, красноармейцев…») вскрытии мощей, хранящихся в храмах и монастырях. Весной 1919-го очередь дошла и до преподобного Сергия. В протоколе общего собрания Совета рабочих и крестьянских депутатов Сергиева Посада, состоявшегося 1 апреля, отмечено, что фракция депутатов-коммунистов потребовала произвести вскрытие, «считая, что мощи Сергия являются средством пошлой эксплуатации малосознательных масс и почвой для злостной агитации черного духовенства».

«Акцию» наметили провести 11 апреля. По распоряжению властей, опасавшихся возможных волнений и антикоммунистических выступлений верующих и монастырской братии (в ту пору в лавре насчитывалось 180 монахов), для охраны порядка была мобилизована рота курсантов, к монастырю подтянули конную милицию. Патрули красноармейцев перекрыли все входы в лавру, а на стенах ее и даже на колокольне (чтобы кто-нибудь не вздумал ударить в набат) поставили часовых.

Сама процедура вскрытия мощей длилась 2 часа — с 20.50 до 22.50. В это время в Троицком соборе присутствовали официальные лица — члены городского исполкома, представитель губернских властей, а также 2 специалиста-медика, группа операторов кинохроники, монахи во главе с наместником лавры.

Из донесения троицких монахов, отправленного 12 апреля патриарху Тихону: «…отцу-наместнику предложено было вскрыть святые мощи, а отец-наместник поручил вскрыть святые мощи игумену Анании и игумену Ионе. Когда начали снимать покровы, то каждое действие вскрывающих было снято кинематографическими и фотографическими аппаратами. Были сняты со святых мощей покровы, схима и мантия, по снятии последней оказались святые мощи, сохранившиеся в следующим виде: череп с нижнею челюстью и зубами и все кости преподобного за исключением ступней, волосы и немного волос, завернутых в бумагу. По окончании освидетельствования комиссией был составлен акт… Сегодня в 2 часа дня получено от комиссара лавры постановление исполкома Сергиевского совета о принятии мер к тому, чтобы останки преподобного Сергия находились в должной сохранности, почему предложено, не изменяя настоящего расположения и вида останков, сделать непосредственно над ними покрышку из зеркального стекла…»

На протяжении еще некоторого времени рака с лишенными покровов останками преподобного, которые загородили стеклянной крышкой, была доступна для верующих. Потом, после окончательного закрытия в 1920 году лавры, этот объект почти на 25 лет стал одним из экспонатов устроенного в бывшей Троице-Сергиевой обители атеистического музея. Судя по всему, за эти четверть века поруганную святыню неоднократно вывозили из монастыря — «на гастроли». Как писал уже упомянутый архиепископ Михей, «мощи преподобного Сергия не раз вывозились в Москву, выставлены были в трапезной церкви…»

На рубеже 1920–1930-х гг. существовала реальная угроза уничтожения некоторых мощей, отданных в качестве экспонатов в атеистические музеи Москвы и Сергиева Посада, — в том числе и преподобного Сергия. Активисты созданного в столице в 1927 году Общества развития и распространения идей кремации (ОРРИК), неоднократно выступили с идеей показательного сожжения нетленных мощей, предлагая для пущей наглядности кремировать останки нескольких православных святых, чтобы доказать, что они сгорят точно так же, как тела простых покойников. К счастью, этот варварский план не был реализован.

Детективная история разыгралась с «похищением» головы Сергия: несколько священнослужителей и верующих решили унести и спрятать череп преподобного, чтобы уберечь его от поругания и возможного уничтожения после вскрытия мощей и превращения их в музейный экспонат.

Существует две версии начала этой истории. Согласно первой из них, заговорщики решили действовать еще до проведения вскрытия мощей — едва узнав, что большевистские власти задумали такое глумление. Выбрав удобный момент, они ночью тайно вошли в Троицкий собор, открыли раку и забрали из нее голову Сергия, подменив ее заранее припасенным дубликатом — черепом, взятым из фамильного склепа князей Трубецких, находящегося на территории лавры.

Согласно другому изложению событий, такую подмену спасители головы совершили позднее, в 1920 году, — уже после того, как мощи были обнажены и публично выставлены в соборе. В пользу именно этой версии говорит текст из протокола вскрытия, где упоминается, что, по заявлению присутствовавшего при этой процедуре медика, доктора Попова, «череп соответствует по своей древности костям». Да и простая логика подсказывает: заговорщикам куда проще было выкрасть череп из раки, когда мощи в ней хранились уже в обнаженном виде.

Впрочем, основная фабула событий в обоих случаях совпадает. Главными инициаторами и исполнителями похищения стали служащий в Троицком храме монастыря отец Павел Флоренский, наместник лавры архимандрит Кронид, член Комиссии по охране памятников истории и старины Троице-Сергиевой лавры Ю.А. Олсуфьев, а также граф В.А. Комаровский и двое будущих священников — С.П. Мансуров и М.В. Шик. Изъятую из раки (есть сведения, что благословение на это было получено от патриарха Тихона) голову Сергия Радонежского спрятали в монастырской ризнице, а потом Олсуфьев, живший в Сергиевом Посаде, положил реликвию в дубовую коробку-ларец и перенес к себе домой. Там святыня хранилась вплоть до 1928 года, когда Олсуфьев, предполагая свой возможный арест, закопал ларец в саду.

Опасения оказались не напрасными. В 1933-м был отправлен в тюрьму Павел Флоренский, а сам Олсуфьев вынужден был бежать в Нижний Новгород, где он поделился тайной головы преподобного с будущим епископом Новгородским Сергием — в ту пору мирянином Павлом Голубцовым. Некоторое время спустя этот новый участник спасательной операции сумел приехать в Сергиев Посад, пробраться в сад, выкопать заветный ларец и тайно переправить его в маленький поселочек Мешаловка неподалеку от подмосковных Люберец, где к тому времени поселился Олсуфьев. (Из воспоминаний П.А. Голубцова: «Главу я переносил в хозяйственной закрытой сумке, чтобы не было подозрений, а сверху прикрыл газетой, как будто в сумке кочан капусты…»)

В 1938 году арестовали «главного хранителя головы» Олсуфьева, и бремя заботы о спасении святыни легло на Голубцова. Вскоре после начала войны, когда его должны были вот-вот призвать в армию, он сумел эту часть мощей переправить в село Виноградово, расположенное к северу от столицы. Святыня хранилась в алтаре местного храма, о чем знал только служивший в этой церкви духовник Голубцова отец Иларион.

За несколько месяцев до Победы наступили счастливые перемены в судьбе мощей Сергия Радонежского. В начале 1945 года было намечено провести Поместный собор Русской православной церкви, на него должны были приехать зарубежные церковные иерархи, для которых предполагалось организовать посещение закрытой Троице-Сергиевой лавры. Чтобы «экскурсия» выглядела пристойно, сверху поступило распоряжение: вновь облачить мощи преподобного Сергия в схиму и покровы, которые хранились в музейной экспозиции. Раку с благоустроенными мощами переставили на ее старое место в Троицком соборе.

И все-таки это еще не было полным преодолением мерзости запустения. Лавра была вновь возвращена Русской православной церкви лишь почти год спустя. А накануне праздника Пасхи в 1946 году появилось официальное распоряжение о передаче возрождающейся обители ее главной святыни — мощей Сергия Радонежского. Поскольку Троицкий собор тогда еще оставался в распоряжении музея, тяжелую (почти 60 пудов) раку пришлось на некоторое время переносить в Успенский собор монастыря.

Однако в этом роскошном вместилище вместе с останками преподобного находилось и инороднее тело — голова одного из князей Трубецких, о чем не догадывались даже монахи, а уж тем более — толпы верующих, которые выстраивались в длинные очереди для поклонения великому святому. Впрочем, такое положение вещей сохранялось совсем недолго.

Когда Павел Голубцов, служивший в армии санитаром, вернулся в 1945-м после демобилизации, он забрал ларец из виноградовского храма и передал реликвию наследнице Олсуфьева, его приемной дочери Екатерине Васильчиковой. Та хранила святыню в комнате, поставив на ларец, для пущей конспирации, горшок с цветком. Когда стало известно, что Троице-Сергиева лавра вновь открывается и ей возвращают мощи радонежского святителя, Васильчикова сумела передать хранившуюся у нее голову преподобного патриарху Московскому Алексию, который и благословил возвратить ее на место во время переоблачения мощей в новую схиму. Такую честь доверили тому самому схиархимандриту Илариону, что был хранителем святыни в годы войны. «Обратная замена» также была совершена в глубокой тайне. А подробности этой эпопеи со спасением головы стали известны много позднее — благодаря внуку Павла Флоренского, Екатерине Васильчиковой, Павлу Голубцову, епископу Михею…

Портной для преподобного

Как ухаживают за мощами Сергия Радонежского? Некоторые сокровенные эпизоды нынешнего существования этой святыни удалось узнать от старшего смотрителя Троицкого собора отца Корнилия.

— За те более 10 лет, что я являюсь смотрителем собора, внутренние покровы ни разу не заменяли. В зависимости от богослужебного годичного круга мы периодически меняем лишь наружные покровы — схимку и наглавник. Обычно они зеленого цвета, а к Пасхе переоблачаем мощи в красные убранства, к празднику Преображения — в белые…

По словам отца Корнилия, время от времени гардероб преподобного обновляют. Но старые обветшавшие покровы не выбрасывают. Их разрезают на маленькие кусочки, и эти святыни вставляют в иконы, которые могут получить верующие. Новые покровы изготавливают золотошвейки лавры.

— Уже несколько лет, как при иконописной школе, которая работает в лавре, открылось отделение лицевого шитья. Эскизы новых покровов разрабатывают либо выпускницы отделения, либо те, кто уже трудится в мастерской при обители. До недавнего времени не было для убранства мощей преподобного Сергия ни одного покрова с лицевым шитьем: ведь все старые, считающиеся произведением прикладного искусства, хранятся в музее. Но сейчас уже созданы мастерицами в технике лицевого шитья два полотнища с изображением радонежского святителя. Причем одно из них скопировано с древнейшего покрова, изготовленного еще в 1425 году (рисунок на нем, возможно, воспроизводит портретные черты самого Сергия, и даже есть предположения, что прорисовки для шитья сделал великий иконописец Андрей Рублев).

Рака с мощами закрыта массивной стеклянной крышкой: это необходимая мера безопасности. Однако почти каждый день в 5.30 утра в Троицком соборе проводится братский молебен перед мощами преподобного Сергия. Помимо монастырской братии на таком богослужении могут присутствовать и богомольцы. Согласно существующему правилу, при этом открывают небольшое окошко над головой преподобного и те, кто находится в храме, прикладываются непосредственно к наглавнику. Мы стараемся предоставить такую возможность не только монахам, но и паломникам, пришедшим в столь ранний час в Троицкий храм.

Когда окошко в стеклянной крышке раки открыто, можно ощутить сильное благоухание, исходящее от мощей. Некоторые считают, что подобное происходит потому, что мощи специально обрабатывают какими-то ароматическими веществами. Однако хочу заверить: ни покровы святого, ни саму раку внутри мы ничем пахучим не протираем, никаких пузырьков с благовониями туда не кладем.

Части 1, 2, 3

Троице-Сергиева Лавра в день памяти преподобного Сергия. Фото: Патриархия.Ru

Портал Православие.Ru продолжает публикацию новейших чудес, явленных по молитвам к преподобному Сергию. В этот раз мы печатаем несколько пространных историй из жизни мирян.

Конечно, данное от Бога чудо само по себе не делает человека святым и не избавляет от дальнейших ошибок, жизненных трудностей и преткновений. Но всякое такое чудо подтверждает уникальную истину: Господь Бог и Его святые любят нас, таких подчас немощных и грешных, святые не гнушаются быть рядом с нами и помогать в земных ситуациях.

***

История Лидии Сергеевны

В 1997 году в Лавру приехала немолодая женщина по имени Лидия. Она была совершенно невоцерковленным человеком и ехала не для того, чтобы молиться или искать разрешения каких-то духовных проблем. Была проблема совсем другого рода. Лидия Сергеевна хотела забрать свою дочь Татьяну, которая, закончив университет, вдруг сказала, что не будет жить в миру, стала ездить по святым местам, древним обителям и наконец поселилась у Троице-Сергиевой Лавры. Здесь Татьяна встретила прекрасного духовника отца Онуфрия, который однажды, прозревая будущее, сказал: «Скоро приедет твоя мама. Приведи ее ко мне». И вот действительно, мама приехала, чтобы вернуть свое чадо к мирской жизни. Дочь, как и было условлено, повела ее к батюшке. Во время беседы с отцом Онуфрием с Лидией что-то произошло, из глаз ее потекли слезы, а в сердце неожиданно родилось желание покинуть бессмысленную суету жизни мирской и посвятить себя чистой, духовной жизни возле святой обители. Вместо того, чтобы забрать дочь, Лидия Сергеевна осталась сама, стала снимать жилье в Сергиевом Посаде и трудилась при храме. Через некоторое время, – это был 1998 год, – у нее обнаружили опухоль в горле, врачи сказали, что делать что-то бессмысленно – это стало серьезным искушением для только что обратившегося к Богу человека.

Святые отцы говорят, что скорби никогда не посылаются людям случайно – они помогают как можно раньше увидеть непрочность земных благ. Только в скорбях, лишениях и болезнях мы понимаем, что чего бы ни стремились достичь на земле: богатство, славу, удовольствия, все равно придет момент, когда все это будет отнято. Более важно то, с чем душа встретит вечность. Именно скорби помогают обратить сердце к благам подлинным, вечным, духовным.

У Лидии было чувство и твердая вера, что если она приложится к открытым мощам преподобного Сергия, то Бог подаст ей исцеление

Для Лидии болезнь стала испытанием, насколько серьезно она обратилась своей душой к Богу. Теперь каждый день, с самого утра и до вечера, на протяжении всех акафистов в Троицком соборе Лавры она молилась преподобному Сергию. Ее уже хорошо знали лаврские монахи, совершавшие служение в Троицком храме, а она изо дня в день от всего сердца молилась. При этом в глубинах души у нее было чувство и твердая вера, что если она приложится к открытым мощам преподобного Сергия, то Бог подаст ей исцеление. Обыкновенно все прикладываются только к раке – серебряному ковчегу, в котором почивают мощи Сергия, а на уровне главы Преподобного помещается стеклянная створка, которая лишь изредка открывается, и тогда можно приложиться к покрытой покровом главе святого Сергия.

У раки с мощами преподобного Сергия. Фото: А.Горяинов / Православие.Ru

Наступило 7 октября, то есть день накануне осеннего праздника преподобного Сергия. К этому празднику в Лавру съезжаются все архиереи Русской Православной Церкви, которые во главе со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси совершают торжественное богослужение. Лидия стояла недалеко от святых мощей, молилась. В это время в Троицкий собор вошел кто-то из приехавших архипастырей. Иеромонах, совершавший служение (то был отец Ираклий), открыл мощи Преподобного, пропустил владыку, а затем подозвал приложиться Лидию: «Матушка, давай, подходи» (имени ее он не знал, но часто видел в Троицком соборе). С какой верой, с какой надеждой и горячей молитвой она приложилась! Как сама вспоминает, слезами оросила покров Преподобного. Вечером на Всенощной на помазание она подошла самой последней, незнакомый ей архиерей помазал ей лоб, после чего она открыла ворот одежды, освободив пораженное опухолью горло, и владыка, поняв ее, произнес: По вере вашей да будет вам (Мф. 9:29) – Лидия Сергеевна еще и слов-то таких не знала, что они из Евангелия взяты – и святым елеем изобразил на ее горле большой крест. Ночью наступило исцеление, опухоль исчезла, как будто ее и не было. Сама Лидия Сергеевна рассказывала, что, проснувшись, почувствовала, как слизь выходит через рот. Праздник преподобного Сергия Радонежского Лидия встретила совершенно здоровой!

Незнакомый архиерей помазал пораженное опухолью горло и произнес: По вере вашей да будет вам (Мф. 9:29)

Вот так преподобный Сергий призывает людей к себе, под свой благодатный покров, и удивительным образом помогает в самых, казалось бы, безвыходных ситуациях.

Сама Лидия Сергеевна после чудесного исцеления пережила еще много скорбей. Едва она наскребла средств на покупку комнаты в коммунальном доме, как через каких-то год-полтора дом сгорел, как говорится, дотла. Пожар случился ночью, в мае 2011 года, пожарные оказались бессильны помочь. А милиционеры, развернув полотно, кричали сгрудившимся у окон второго этажа перепуганным жильцам: «Прыгайте, прыгайте». Но полотно милиционеры держали так, что все, кто прыгнул, получили повреждения. Лидия Сергеевна, семидесятилетняя женщина, сломала при падении позвоночник. Что говорить о других ее травмах – переломаны были все ребра – если о позвоночнике врачи ей сказали, что она уже не сможет ходить. Перелом позвоночника получила и дочь, но если Татьяна в результате лечения смогла ходить и обслуживать себя, то Лидия Сергеевна первое время оказалась прикована к кровати. Будучи без жилья, здоровья и денег, она в полной немощи взывала ко всем, кто только мог бы помочь. Найти тихий угол ей удалось с огромным трудом.

При посещении ее удивительно было видеть, что в самых скорбях она всегда оставалась бодрой духовно. С трудом научившись передвигаться по помещению, она не роптала, более того, укрепляла тех, кто ее навещал.

Представим жизнь в простой деревянной келии, срубленной собственными руками

Труды преподобного Сергия. Художник: М.В. Нестеров Путь к возвышенному всегда сопряжен с трудом и усилиями. Вспомним, что сам преподобный Сергий испытывал в своей жизни большие трудности. Когда он пришел на место будущего монастыря – холм, называемый горой Маковец, был покрыт непроходимым лесом, в котором водились хищные звери. А ведь наша, русская зима отличается жестокими морозами! Представим жизнь в простой деревянной келии, срубленной собственными руками. Ни централизованного отопления, ни водопровода, ни живущих рядом людей. Но преподобного Сергия согревала молитва, а его верность Богу и чистота его души преобразили и окружавший его мир. Как описывает ученик Сергия Епифаний Премудрый в житии своего святого наставника, возле преподобного Сергия дикие звери теряли хищные нравы, так что даже медведя Преподобный кормил из собственных рук. И в наши дни угодник Божий помогает в скорбях, помогает преодолевать страсти людские, но нам не подается полностью беспечальная жизнь, чтобы в жизненных испытаниях мы могли укрепляться духовно.

Живя в Сергиевом Посаде, еще до травмы позвоночника Лидия Сергеевна участвовала в благотворительной деятельности, собирала помощь для детских домов, сама раздавала ее и беседовала с детьми о Боге. Некоторое время она посещала детский дом для слепоглухонемых. Долго посещать не смогла, так как при виде слепых детишек у нее слезы текли ручьем. Батюшка сказал, что со временем сердце ее привыкнет и станет пожестче, но этого она так и не дождалась, ушла. В детском доме она познакомилась со слепым мальчиком Владиком, так звали и ее собственного внука. Лидия Сергеевна все время общалась с мальчиком. Когда она приходила, то он говорил: «Пришла бабушка Владика и моя». Узнав о возможности пересадки органов, Лидия Сергеевна предложила забрать у нее один глаз для Владика: «Я уже пожилая, мне он не нужен, а ему пригодится», но врачи сказали, что в случае Владика это невозможно – у него с рождения не только отсутствовали глазные яблоки, но и не было ведущих к ним нервных стволов.

Господь всегда спасает от тоски и уныния тех, кто имеет любовь к ближним и оказывает им деятельное добро

Лидия Сергеевна помогала и автору этих строк. В лице этой женщины многие видели бескорыстного, доброго человека. В итоге она лишилась всего, но, даже будучи прикована к кровати, умела душевно укреплять других. Господь всегда спасает от тоски и уныния тех, кто имеет любовь к ближним и оказывает им деятельное добро. Скажу более: Лидия Сергеевна после ряда испытаний стала еще добрей, хотя и до испытаний доброты у нее было немало.

Вот допустим, отец Онуфрий благословил Лидии Сергеевне помогать одной сильно пострадавшей женщине. Звали ее Светлана и трудилась она в подмосковном лепрозории. Лепрозорий – место нахождения и лечения прокаженных — долгое время был засекречен. К несчастью Светланы, муж ее сильно страдал алкоголизмом. Однажды, в пьяном бреду он схватил ружье и выстрелил в супругу – она не успела от него убежать, дробь поразила позвоночник в четырех жизненно важных местах. Так она стала калекой, передвигалась с трудом на колясочке.

Лидия Сергеевна регулярно навещала ее, пока Светлана жила в Сергиевом Посаде рядом с храмом святых Петра и Павла. Но потом по какой-то причине Светлане пришлось переехать в дом, находившийся на территории лепрозория. Поселилась она в котельной на втором этаже. Лидия Сергеевна время от времени приезжала туда. Как-то в морозный зимний день она с двумя сумками продуктов поехала на автобусе к Светлане. Автобус сделал крюк и приехал к конечной остановке, миновав нужный поселок.

Выйдя на улицу, на морозном ветру Лидия Сергеевна стала сильно скорбеть, совершенно не зная, что делать, и от всей души молилась преподобному Сергию помочь в этой ситуации. Тут совершенно неожиданно подъезжает такси. Водитель, словно прочитав скорбь Лидии на ее лице, вежливо спрашивает: «Вам куда надо?», довозит до нужного места и не берет за это денег. Пока Лидия Сергеевна поднимала свои сумки, обернулась, чтобы еще что-то сказать водителю, а машины как будто и не было.

Подошла к дому, и уже на первом этаже подъезда услышала, как рыдала навзрыд Светлана. Мобильных телефонов тогда ни у кого почти не было. О том, что Лидия Сергеевна должна приехать, Светлана не знала, но именно в это время с ней случилась сильнейшая болезнь, при которой требовалась чья-нибудь помощь. Светлана просила преподобного Сергия послать ей кого-нибудь. Появление Лидии Сергеевны она приняла как величайшую милость Божию по молитвам преподобного Сергия Радонежского. Светлана прожила еще шестнадцать лет и покинула земной мир в конце 2013 года.

История с теплообменником без особого чуда

Есть случаи, в которых имеет место явное чудо, а есть случаи, в которых за обыкновенным скрывается необыкновенное.

Павел, молодой человек, учившийся в военном училище, с ранних лет увлекался эзотерикой, нехристианской мистикой, много читал сатанинскую литературу, в итоге дошел до полного разрушения своей души, и в храм, можно сказать, не пришел, а приполз.

Здесь первые исповеди и регулярное причащение Святых Таин стали ему помогать. Кто-то посоветовал читать аскетическую литературу, он очень увлекся монашескими идеалами, хотя был уже человеком женатым. Ему очень хотелось соприкоснуться с монашеским духом. Кроме того, духовник посоветовал пройти отчитку.

В Лавру продали теплообменник, но из монастыря вскоре поступила жалоба, что техника неисправна

В 2011 году Павел работал в торговой сфере, отвечая за реализацию холодильных систем. Однажды в Лавру продали теплообменник, но из монастыря вскоре поступила жалоба, что техника неисправна. Приехавшие для экспертизы инженеры посчитали, что теплообменник вполне исправен, но, возможно, кто-то из нанятых работников Лавры предпринимал попытки украсть фреон для дальнейшей наживы. Из Лавры снова поступила жалоба ответственного лица. И тогда Павел самым сердцем почувствовал, что это точно его призывает Господь поехать в святую обитель. Он договорился с организацией о командировке и на три дня приехал в Лавру.

Ответственный, отец Флавий, рассказал, что сам учился на инженера, хорошо разбирается в холодильниках, и что утечка фреона из купленного аппарата наверняка есть. Павел выполнял положенную работу. Но главное оказалось совсем другим: все эти дни отец Флавий организовывал ему посещение святынь, Павел присутствовал на монастырских богослужениях, участвовал в трапезах братии и был невероятно счастлив от того, что самым делом соприкоснулся с духом монашеской жизни. Потом ему с женой от отца Флавия достался пригласительный билет на пасхальную службу, и много после этого Павел посещал братские молебны в Троицком соборе у мощей преподобного Сергия.

Прошло какое-то время. Отца Флавия перевели на другое послушание, теплообменник как работал, так и продолжил работать, жалоб больше не поступало, и из всего этого ясно было одно, что неисправность или мнимая неисправность установки (до конца так никто и не понял) была нужна только лишь для того, чтобы на тот момент еще не достаточно воцерковленный Павел стал ближе к Богу посредством неожиданной поездки в обитель святого Сергия.

Преподобный Сергий постоянно участвует в устроении жизненных судеб людей. Чудным образом в обыкновенном совершается необыкновенное, а за решением жизненных ситуаций стоит теплая забота Преподобного.

«Мама скоро придет»

Вот вроде бы совершенно житейская ситуация – детские страхи. Но и здесь преподобный Сергий явил свою любовь, представ маленьким детям и укрепив их до прихода мамы. История эта реальна, ибо люди, с которыми она произошла, близко знакомы автору.

Маленькая девочка, о которой пойдет речь, ныне мама главного редактора одной известной радиостанции в Москве. Она до сих пор трудится в Лавре, хотя и достигла уже пенсионного возраста. А ее собственная мама работала в Сергиевом Посаде в больнице, в самом конце улицы Кирова. Уходя на работу, она вынуждена была оставлять дома детей одних: дочку Софию лет четырех и сына Михаила лет шести.

Гроза над Троице-Сергиевой Лаврой

Дети больше всего на свете боялись грозы

Эти дети больше всего на свете боялись грозы. И вот однажды их мама во время работы заметила, что на город надвигается страшная грозовая туча. Реакция детей была заранее известна, и мама, тут же отпросившись, поспешила домой. Но разве быстро пройти такое расстояние? Гроза уже во всю бушевала. А бедная женщина всю дорогу горячо молилась преподобному Сергию.

Подойдя к дверям, она с удивлением обнаружила, что в квартире тихо и спокойно. Когда открыла дверь, то дети, проявляя странное спокойствие и радость, словно никакой грозы и не было, сразу стали говорить про старца, который их только что посетил. А именно, когда тучи стали сгущаться и пошел дождь, они увидели, как в комнату зашел благообразный старец, причем они нисколько его не испугались. Старец стал ласково с ними разговаривать, успокаивать: «Не пугайтесь, мама скоро придет». Он говорил что-то еще, что к настоящему времени уже забылось, а в то время записать никто не догадался. Когда же их мама подошла к двери, она была заперта, и никто из посторонних не мог ее открыть. Куда делся старец, дети понять не могли, так же как и откуда он появился. Брат впоследствии вспоминал, что старец был в монашеском одеянии, такой, как изображается преподобный Сергий, очень ласковый, даже прикоснулся и погладил детей, а потом он просто исчез. Так детям явился сам преподобный Сергий, утешающий даже в таких малых волнениях.

В комнату зашел благообразный старец и сказал детям: «Не пугайтесь, мама скоро придет»

Впрочем, автор не может не добавить, что жизненный путь этих детей оказался на странность различным. Если маленькая Соня выросла глубоко церковной женщиной, всецело преданной преподобному Сергию, то старший брат Миша со временем стал проявлять к вере полное безразличие. Уехав заграницу, проживая в комфорте и внешнем благополучии, он как-то остыл к вопросам духовной жизни. При личной беседе автора с ним Михаил Ильич высказывал редкостную индифферентность к вопросам духовного мира, и даже о посмертном бытии души высказывался скептически: «Никто не видел того, что там. Да и есть ли там что-то вообще, мы не знаем». Но даже при такой закостенелой личной апатии к вере он все-таки с удивлением вспоминает и признает, что в далеком детстве им действительно явился старец, очень похожий на преподобного Сергия, и сам Михаил Ильич, противореча себе, убежденно заключает: «Вероятно да, пришел он оттуда».

Бабушка с Украины

Успенский храм Троице-Сергиевой лавры Матушка Елена Гусар рассказала свою историю, в которой также за обыкновенным скрывается необыкновенное:

«Уже более шестисот лет мощи преподобного Сергия являются источником благодатной помощи для многих людей. Исцеление больных, изгнание бесов, помощь в скорбных семейных и других жизненных обстоятельствах, избавление от опасностей и помощь в учебе – множество чудес, подобных этим, не перестает совершаться по молитвам Преподобного.

На паперти сидела слепая старушка. Она сказала, что ей некуда идти

Господь судил так, что мне довелось жить некоторое время в Сергиевом Посаде и потрудиться в Лавре преподобного Сергия в качестве экскурсовода. Однажды вечером 9 октября я вела экскурсию, рассказывала о Лавре и ее святынях группе немцев. Вечерняя служба в храмах уже закончилась, и, по обыкновению, экскурсоводы закрывают храмы на ключ. Но в тот вечер на паперти Успенского храма сидела сгорбленная старушка, совершенно слепая. Бабушка сказала, что ей некуда идти, и она останется ночевать на улице.

Она рассказала, что одна в свои восемьдесят с лишним лет приехала с Украины, из Киева на праздник преподобного Сергия, будучи совершенно незрячей. Говорила, что очень горячо молилась преподобному Сергию и просила его помощи, чтобы ей добраться до Лавры. Ведь там живет и ее духовник – известный лаврский старец архимандрит Наум (Байбородин), и ей нужно было попасть к нему на исповедь и получить жизненно важный совет.

«Всю дорогу я ехала на электричках, – рассказывала мне бабушка Анна (позже мы с ней познакомились), – добиралась из Киева до Москвы несколько дней, ночевала на вокзалах. Добрые люди помогали, я ведь ослепла совсем, ничего не вижу, не знаю, в какую электричку садиться. Только молюсь, прошу помощи у преподобного Сергия; зацеплюсь рукой за прохожего, а он проводит до нужной электрички, поможет зайти, спрашиваю его имя, чтобы помолиться о здравии, а он отвечает: «Сергеем меня зовут, бабуля». И так несколько раз в пути мне разные Сергеи помогали. Это мне преподобный Сергий всех их послал», – рассказывала с улыбкой баба Аня. Разве это не чудо?!

Я попросила бабушку Аню подождать, пока я закончу экскурсию, обещала помочь ей устроиться на ночлег. Но мои немцы так растрогались этой историей, что сразу дали денег и попросили позаботиться о паломнице. На проходной у лаврских ворот мы нашли несколько адресов, где можно было переночевать недалеко от Лавры. Бабушка Аня взяла меня под руку, и мы пошагали с ней, прося помощи преподобного Сергия. На беду все места оказались уже занятыми, нам везде отказали. Уже отчаявшись, мы постучались в один из домов, и каково же было наше изумление, когда нам открыла женщина, оказавшаяся землячкой бабы Ани, тоже из Киева. Они и жили раньше недалеко друг от друга. У них даже нашлись общие знакомые. И какая же была у всех радость, как промыслительно все устроил Господь по молитвам преподобного Сергия. Теперь я была спокойна за бабу Аню. Хозяйка дома радушно приняла паломницу, пообещав на следующий день проводить ее в Лавру к отцу Науму и отвезти потом на вокзал.

Вот так преподобный Сергий заботится обо всех, с верой приходящих к нему».

«Ты довольна?»

Иногда случающиеся беды воспринимаются нами как безысходные. Но обращение всем сердцем к преподобному Сергию и в таких ситуациях находит благодатный ответ. Вот какой историей поделилась Людмила С., слушательница Высших богословских курсов при Московской духовной академии, где автор преподает.

У офицера украли восьмимесячную девочку

В ноябре 1994 года в городе Краснознаменске Одинцовского района, где расположена военная часть, произошло ЧП. У офицера, друга мужа Людмилы, украли восьмимесячную девочку вместе с коляской возле универмага. Хотя по тревоге подняли всю часть, солдаты и офицеры обыскали все подвалы, чердаки, обошли все квартиры, ребенка нигде не нашли. А коляска валялась за чертой города.

Все были в ужасном состоянии, переживали, как это так — в закрытом военном городке — пропал ребенок. От такого горя Людмила с мужем поехали в Лавру, потому что слышали и читали, что от мощей преподобного Сергия Радонежского происходят чудеса. Когда они приехали (это было 8 ноября) и помолились у мощей преподобного Сергия, чтобы девочка нашлась, то Людмила еще попросила святого угодника о себе, чтобы ей забеременеть. Ей было уже тридцать пять лет, а детей никак не было.

Людмила молилась у мощей преподобного Сергия, чтобы девочка нашлась, а ей забеременеть

Хочется отметить, что они молились и просили преподобного Сергия, будучи совершенно невоцерковленными на тот момент людьми, не состоя в церковном браке и даже не будучи зарегистрированы. Не обладая пониманием храмовой культуры, Людмила приехала в Лавру в брюках, с накрашенными губами. Тем не менее, как говорит сама Людмила, преподобный Сергий сжалился и исполнил их просьбу и желание. На следующее утро девочка лежала целая и невредимая, завернутая в одеяльце, на коврике возле квартиры ее родителей. Сама же Людмила после этого забеременела.

Когда прошло два месяца, во сне она увидела, как к ней идет сам преподобный Сергий – в необыкновенном свете, улыбается, столько доброты и любви было в его глазах, что Людмила вспоминает: «Никто меня так в жизни не любил. До сих пор я вспоминаю, и у меня текут слезы, и сердце согревается теплом». Преподобный Сергий ласково спросил: «Ты довольна?» А после этого, в сентябре 1995 года у нее родился сын, которого назвали Сергием в честь Преподобного.

Преподобный Сергий ласково спросил: «Ты довольна?»
А после этого родился сын

После чудесной поездки в Лавру Людмила воцерковилась. Когда ребенку было шесть месяцев, мама купила ему икону преподобного Сергия Радонежского. Малыш все время тянулся к иконе, говорил: «Папа! Папа!» Мама давала ему эту икону в руки, он прижимал ее к себе и без нее не спал. Отца папой он почему-то не называл, за что тот все время ругался: «Я твой папа».

К великому сожалению, гражданский супруг на тот момент к Богу не обратился. Не сложилась в дальнейшем и их семейная жизнь. Мама с ребенком старались ходить в храм, шли тайно от отца, а он все равно безошибочно определял их хождение. Людмила спрашивала: «Ты следишь за нами что ли или кто-то докладывает?». Он отвечал: «Да вы на рожи-то свои поглядите, вы ведь все светитесь».

Людмила не смогла, рассталась с ним. Будучи еще слишком духовно неопытной, она дала обет, что воспитает ребенка в любви Божией. Отсюда делала вывод, что с таким супругом разве сможет воспитать сына правильно. Затем священник ей говорил: «Как можно давать такие обеты? Надо ведь сначала себя укрепить». О бывшем супруге известно, что, обзаведясь новой семьей, он все же пришел к вере и тоже приезжал в Лавру молиться преподобному Сергию.

Преподобный Сергий кормит медведя Вкратце представим дальнейшую судьбу Людмилы с сыном до настоящего времени. Они переехали в Ленинградскую область. Людмила пошла работать в воскресную школу преподавателем. Сын постоянно ходил с ней, а затем поступил в кадетский корпус. По воскресеньям посещал храм. В шестнадцатилетнем возрасте испытал период охлаждения в вере. Так, когда они приехали в Саввино-Сторожевский монастырь и подошли к святым мощам, сын сказал: «Чего ты меня сюда привезла? Чему тут поклоняться? Косточки какие-то». Мама заплакала, припала к святым мощам и стала просить преподобных Сергия Радонежского и Савву Сторожевского, чтобы они вернули ребенка к вере. Она сказала: «Я отсюда не уйду, пока кто-нибудь из монахов с тобой не поговорит». Тут подошел один монах и спрашивает: «Что случилось?» Он стал разговаривать и объяснять смысл почитания святых мощей. После этого сын не только укрепился в вере, но и стал ходить на службу в алтарь, помогать за богослужением, вставал раньше матери и ехал в церковь. А потом он поступил в военно-космическую академию.

Увидел преподобного Сергия

Обыкновенно, когда говорят о чудесах, то думают услышать об исцелении безнадежно больных, о том, что кто-то просил помощи в тяжелой земной ситуации и получил небесный ответ. Такие случаи есть – у Бога милости много. Однако далеко не всегда чудо бывает ответом на просьбу о чем-то земном.

Неисповедимым Промыслом Божиим одним подается чудо в самом начале духовного пути, при обращении к Богу, как особое благодатное вдохновение, призывающее к жизни духовной и на протяжении всех последующих лет согревающее душу. Другим подается в середине пути, когда они, ослабев, приходят к духовному спаду – чудо возвращает им стимул к духовному деланию. Третьим подается чудо в самом конце жизни, после долготерпеливого земного странствия как утешение за понесенные тягости.

Достаточно близкий автору человек, преподаватель духовной семинарии, Михаил, рассказал о ключевом событии в его жизни, связанном с преподобным Сергием. Ему было дано чудо именно в начале духовной жизни. Еще совсем юным человеком он стал трудиться на подворье Троице-Сергиевой Лавры в Москве – это было в самом начале возрождения подворья, когда приходилось много работать, заниматься ремонтами и реставрацией.

Сначала на подворье был открыт храм, потом появились монахи. По делам они ездили в Лавру. Однажды Михаил с несколькими иноками поехал в обитель Сергия в надежде приложиться к святым мощам. Не так давно обратившись к вере, он весь горел искренним желанием помолиться преподобному Сергию.

В то время Троицкий собор был открыт лишь до 17:00. В Лавре братия с подворья занялась необходимыми делами: что-то приобретали, выписывали, погружали. Время тянулось, и с самого начала Михаил скорбел душой, что они не успеют зайти в Троицкий собор, а так хотелось придти к Преподобному, приложиться к его мощам и от души помолиться. Как уже было сказано, недавно всем сердцем обратившись к Богу, Михаил с чистым, детским благоговением стремился ко всему духовному, и теперь, оказавшись в Лавре и не успевая к преподобному Сергию, он очень в душе огорчался. В 16:45 приехавшая с подворья братия неожиданно вспомнила, что пора бы зайти к Преподобному – все поспешили в собор, подошли к раке.

Михаил вдруг совершенно отчетливо и реально увидел преподобного Сергия

Михаил с благоговением и душевным трепетом шел вслед за монахами. И вот он у святых мощей. Приложился к ногам Преподобного, стал проходить дальше, чтобы приложиться к рукам, но вдруг совершенно отчетливо и реально увидел преподобного Сергия. Никогда больше, ни до, ни после этого с Михаилом не было ничего подобного, да он и сам никак не ожидал и не искал такого видения. Но всё воспринималось как в обыкновенной действительности, только с удивительно новым чувством в душе: собственно, вроде бы ничего особого, Михаил только увидел, как Преподобный восстает из раки, ласково смотрит на Михаила, прикасается руками к его голове и тепло целует в лоб. Михаил ощутил и душой и телом благодатную, неземную, теплую любовь Преподобного, в уме и сердце воцарились мир и покой. Он был словно на Небе. На лбу, в том месте, где поцеловал преподобный Сергий, было тепло-тепло. А в душе оставалось необыкновенное, благодатно-радостное воодушевление, которое сохранилось по выходе из собора.

Это было в 1995 году. Через год Михаил поступил в семинарию, затем закончил и ее и Духовную академию, стал преподавателем духовных школ и церковным ученым. На протяжении всех последующих лет, когда случались разные жизненные проблемы, для Михаила бывшее видение являлось утешением и духовной опорой. Оказывается, мы не оставлены, нас видят святые, они любят нас и готовы помочь, только бы мы обращались к ним самым сердцем.

Части 1, 2

В этой части собраны истории как тех священников, которые стали свидетелями чудес Преподобного Сергия, так и тех, кто обратился к Богу и принял священный сан в результате чудесного вмешательства Преподобного.

Огоньки на раке

Патриарший молебен у раки с мощами преподобного Сергия

Вся рака покрыта блестящими огоньками, как в Иерусалиме на гробе Господнем

Священник, посетивший Лавру и побывавший рано утром на братском молебне, потом с удивлением говорил: «Надо же, а я и не знал, что у вас тут в Лавре такое чудо бывает. Подхожу после братского молебна к святым мощам Сергия, а вся рака покрыта блестящими огоньками, прямо как в Иерусалиме на гробе Господнем».

Как правило, подаваемые чудеса и знамения имеют глубоко личный характер, поэтому не всегда мы можем понять до конца, почему чудо было явлено человеку именно таким образом, а не иным. От святых мощей аввы Сергия обильно изливается благодать Божия, и это может быть выражено каким-либо знамением или чудом. Подобные чудеса говорят о том, что преподобный Сергий действительно рядом с нами, он слышит всех, кто обращается к нему, помощь получают все, но не всегда так, как этого хотим лично мы. Для православного христианина нет смысла специально искать знамений и чудес: «Блаженны не видевшие и уверовавшие» (Ин. 20: 29). Благодать Божия подается каждому, кто с верой, покаянием и искренним сердцем молится преподобному Сергию.

Что такое мощи?

Иеромонах Стефан (в миру Андрей), преподаватель духовной семинарии, рассказал, как, воцерковляясь в конце 1980-х годов, не имея еще должного представления о духовной жизни, услышал о преподобном Сергии Радонежском и решил поехать в Лавру.

Вот иду я к мощам Сергия. Но это ведь кости. Как же так?

Найдя Троицкий собор, он прошел внутрь и вслед за другими паломниками направился к раке Преподобного. Подходя, Андрей задумался: «Вот я иду к мощам Сергия. Но что такое мощи? Это ведь кости. Как же так?» В душе было недоумение, но Андрей все равно желал подойти.

Рака с мощами преподобного Сергия Радонежского

Прикладываясь к раке, он вдруг почувствовал, как его словно пробрало током, а на душе стало хорошо. Это произошло весьма неожиданно и убедило Андрея, что мощи святых — не просто косточки, но та благодать, которую святые стяжали при жизни.

Вот эта благодать Святого Духа привлекала Андрея больше, чем всё остальное, особенно ему казалось, что самое главное, подлинное, настоящее — в монастыре, он отказался от поступления в университет, устроился трудиться в Черниговском скиту Лавры, затем поступил в семинарию, Академию, где и принял монашеский постриг, став одним из чад преподобного Сергия, совершающим служение в Николо-Угрешском монастыре.

«Как будто кто-то повел за руку»

Отец Юлий вдруг направился к иконе преподобного Сергия

Протоиерей Юлий Кустанов, некогда учившийся в Лавре в Московских духовных школах, нес служение настоятеля в Благовещенском храме города Миасса. 8 октября 2012 года, в день памяти преподобного Сергия, он отслужил Литургию и решил, как и всегда по праздникам, обратиться с проповедью к прихожанам. Всегда неукоснительно он проповедовал, как полагается с амвона. Но впервые за всё свое священническое служение он вдруг сошел с амвона и направился произнести проповедь возле иконы преподобного Сергия внутри храма. Он пошел, как будто кто-то повел его за руку.

Врезавшийся в Благовещенский храм автомобиль. Миасс

Вскоре, во время его проповеди произошло почти невероятное дело. На прилегавшей улице двое пьяных молодых людей разогнали автомобиль ВАЗ 2114 до огромной скорости и, взлетев с пригорка у храма, врезались в деревянную стену церкви на высоте 1,5 — 2 метра. Удар пришелся ближе к алтарю, массивные деревянные балки (брус) полетели через амвон, как раз через то место, где должен был по обыкновению проповедовать батюшка. Иконостас был сломан, а опорный столб у солеи выбит с места. Если бы там находился священник, то он не избежал бы тяжелых травм, а, может быть, даже и смерти. Но милостью Божией никто не пострадал, включая пьяных людей в автомобиле. Прихожане сказали отцу Юлию: «Батюшка, Вас спас Сам Господь».

Молитва перед экзаменами

Студент медицинского института, Павел, всегда перед экзаменами горячо молился преподобному Сергию, и даже самые сложные — по биохимии, гистологии — он сдавал на пятерки. В институте были преподаватели, которым вообще невозможно было сдать на отлично, но иногда получалось так, что на момент ответа Павла, такому преподавателю надо было выйти по какой-то причине, так что принимал ассистент, либо же попадался билет, который Павел знал лучше всего. Господь являл ему очевидную помощь, призывая к Себе, и впоследствии этот студент стал монахом, совершающим свое служение в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре.

Семинарист нашёл матушку

Какую девушку первой встречу в Троицком соборе, та и будет моей невестой

В Московской Духовной Академии как-то отмечалось редкое событие — пятидесятилетие выпуска, съехались однокурсники отца Кирилла (Павлова), и один протоиерей-выпускник рассказал, как он встретился со своей матушкой. Будучи студентом семинарии в советское время, он не знал, где же найти подходящую невесту. Тогда он помолился и решил: какую девушку первой встречу в Троицком соборе, та пусть будет моей невестой. Зашел в собор, действительно встретил девушку, познакомился с ней и вскоре они повенчались, прожив после этого благополучно пятьдесят с лишним лет.

Сотрудник министерства: «Вот бы стать одним их монахов»

Сотрудник министерства образования, когда стала сильно болеть супруга, а сам он всё больше воцерковлялся, приехал в обитель и, стоя на молебне у мощей Преподобного, подумал: вот бы стать одним из монахов, живущих рядом со святым Сергием. Он и представить себе не мог, что пройдет небольшое время и по благословению отца Кирилла (Павлова), он примет монашество и тесно соединит свою жизнь с обителью Сергия.

Как пастор стал православным священником

Тот крестится
— и я крещусь,
тот кланяется
— и я кланяюсь,
тот прикладывается
— и я приложился.
И вдруг почувствовал необъяснимую радость

В настоящее время в Голландии совершает служение православный священник Сергий. Когда-то он был пастором, но обратился в Православие с помощью преподобного Сергия Радонежского. Случилось это так. Пастор приехал в Россию и посетил по каким-то вопросам Московскую духовную академию. Здесь у него появился друг священник Иаков из Польской Православной Церкви (сейчас он уже епископ). Они много спорили о Православии и протестантизме. Но отец Иаков решил прекратить эти споры и пригласил пастора сходить вместе с ним к мощам Преподобного. Впоследствии обратившийся протестант, то есть отец Сергий, рассказывал, что пошел вместе с отцом Иаковом только за компанию, но ради приличия всё, что он делал, повторял: «Тот крестится и я крещусь, тот кланяется и я кланяюсь, тот прикладывается и я приложился. И вдруг почувствовал необъяснимую радость, что меня даже смутило и расстроило. Будучи протестантом, я по-своему полагал, что такого не должно быть, и поэтому я серьезно задумался, где же подлинная благодать Божия».

Приехал бывший пастор через две недели, уже один, перекрестился, поклонился, приложился, и опять почувствовал радость, но уже поменьше. После этого стал изучать православную веру и через пять лет сознательно принял Православие. Сейчас отец Сергий как священник ведет православную миссию в Голландии. Когда приезжают русские матросы, то они ищут пиво и женщин. А отец Сергий их принимает, разговаривает и рассказывает о Боге, что очень многим принесло огромную душевную пользу.

Хочется еще добавить, что если бы семинарский курс апологетики было решено дополнить, то туда непременно надо было поместить обращение людей к Православию через соприкосновение с преподобным Сергием и назвать это «Аргументом от Преподобного».

«Смерть — вопрос короткого времени»

Жена услышала от врача приговор мужу: «Смерть — вопрос короткого времени”

Настоятель храма в честь Ахтырской иконы Божией Матери возле города Хотькова священник Борис Можаев был призван к вере и священству через чудесное исцеление по молитве преподобному Сергию. Случилось это так.

До принятия священного сана Борис был врачом. Однажды он тяжело заболел и лежал в больничной палате без сознания. Жена, тоже врач по специальности, услышала от заведующего отделением приговор: «Смерть — вопрос короткого времени». Поскольку она была верующей, то единственным утешением для нее являлась молитва, и она сразу же решила ехать в Лавру к преподобному Сергию, чтобы излить перед ним свое горе. Тяготило ее не столько то, что она, молодая, но уже с сильно подорванным здоровьем женщина, останется с двумя детьми, никому не нужная, обреченная на одиночество и лишения, сколько тоска от того, что самый близкий человек, с которым она делила радости и невзгоды уже пятнадцать лет, пойдет из-за своего неверия на вечные муки, без надежды на прощение и спасение. В Лавре она горячо молилась Преподобному о спасении супруга. Встав после молитвы у раки святого, она почувствовала, как будто камень упал у нее с души. И в этот же день муж вдруг пришел в сознание, а с наступлением ночи состояние его заметно улучшилось. После этого он стал поправляться и выздоровел. Узнав от жены, что получил исцеление благодаря чудесной помощи преподобного Сергия, он стал верующим, начал усердно посещать храм, участвовать в Таинствах, а со временем принял священство.

Как найти мощи Сергия Радонежского в Москве, чтобы поклониться останкам великого игумена земли Русской? Об этом Вы узнаете, если прочитаете нашу статью!

18 июля Церковью празднуется память преподобного Сергия Радонежского — одного из самых любимых и известных русских святых.

Преподобный Сергий Радонежский

Мощи Сергия Радонежского в Москве

Нет смысла пересказывать житие игумена земли Русской — оно и так прекрасно известно. Также все знают, что мощи его почиют в созданной им обители — Свято-Троицкой Сергиевой Лавре в подмосковном Сергиевом Посаде. Если вы хотите поклониться любимому святому, но в середине недели выехать из Москвы не можете — не огорчайтесь. В нескольких московских храмах есть частицы мощей преподобного Сергия.

Рака с мощами преподобного Сергия Радонежского в Троицком соборе Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

На подворье Троице-Сергиевой Лавры, в храме Троицы Живоначальной (2-й Троицкий пер. 6а — от станции метро «Цветной бульвар» пешком) находится икона преподобного с частицей его мощей. Подворье представляет собой фактически небольшой монастырь, и службы здесь совершаются по монастырскому уставу.

Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в Москве

В храме святителя Николая в Кленниках (метро «Китай-Город»), где служил святой праведный Алексий (Мечев) — также есть икона преподобного Сергия Радонежского с частицей мощей.

Храм святителя Николая в Кленниках на Маросейке

Кажется символичным, что частица мощей Радонежского чудотворца находится в храме, бывшем в смутные революционные годы настоящим светом миру — именно здесь святой Алексий (Мечев) создал свою знаменитую общину. Напомним, что в начале века в Москве был создан и другой подобный «светильник» — Марфо-Мариинская обитель, и ее основательница — Великая Княгиня Елисавета Феодоровна — вспоминается Церковью в один день с преподобным Сергием, небесным покровителем ее супруга, Великого Князя Сергея Александровича, убитого террористом.

Храм Илии Обыденного

В другой московской церкви — храме Илии Обыденного, никогда не закрывавшемся — среди многочисленных святынь тоже есть икона преподобного Сергия с частицей мощей.

В храме Владимирской иконы Богородицы в Виноградове на севере Москвы (Дмитровское шоссе, 170, проезд от метро «Петровско-Разумовская» или «Алтуфьево»), кроме того, что находятся частицы мощей преподобного Сергия Радонежского, в честь него освящен один из трех приделов.

В том же Северо-Восточном округе Москвы (Троицкое благочиние) на улице Костромская (дом 7 — район Бибирево) стоит храм преподобного Сергия Радонежского. История его создания интересна сама по себе.

Летом 1873 года в селе Бибирево бушевала эпидемия холеры. По селу монахи носили с молитвой чудотворную икону преподобного Сергия Радонежского. 13 июля образ вырвался из рук и пронесся по воздуху. После этого эпидемия отступила. 13 июля жители Бибирева стали почитать за праздник, в этот день совершались молебны преподобному — а вскоре было решено поставить храм в память о чудесном событии. В 1893 году новая церковь была освящена. Там и находится чтимая икона преподобного Сергия.

Храм преподобного Сергия в Бибирево

Другое чудо, связанное с именем преподобного Сергия Радонежского, произошло несколько лет назад в храме Успения Пресвятой Богородицы в Архангельском-Тюрикове (Дмитровское ш., 120, кор.1, проезд: от ст. метро «Алтуфьево»). В 1995 году в церковь принесли темную доску, найденную в лесу. По словам дарителей, от иконы по ночам исходит странное свечение, пугающее их.

Явление Божией Матери преподобному Сергию Радонежскому. Чудотворный образ в храме Успения Пресвятой Богородицы в Архангельском-Тюрикове

В храме свечение от иконы также иногда наблюдали, но было оно не пугающим, а, напротив, светлым и тихим, и в нем можно было различить образ Божией Матери. Постепенно стало возможным различить и другие фигуры. Через год стало окончательно ясно: это икона с редким сюжетом: «Явление Пресвятой Богородицы преподобному Сергию Радонежскому».

Вы прочитали статью Мощи Сергия Радонежского в Москве: где находятся? Читайте также:

О мощах Преподобного Сергия

Тихие чудеса Сергия Радонежского

Близ Преподобного Сергия

Что мешает нашему счастью?

Уже в глубокой старости, за полгода до смерти Сергий Радонежский позвал к себе братию и благословил на игуменство своего ученика, преподобного Никона.

25 сентября 1392 г. Сергий Радонежский скончался.

В 1408 г., когда Москва и ее окрестности подверглись нашествию татарских орд Едигея, Троицкая обитель была опустошена и сожжена, иноки во главе с игуменом Никоном укрылись в лесах, сохранив иконы, священные сосуды, книги и другие святыни, связанные с памятью преподобного Сергия. В ночном видении накануне татарского набега Преподобный Сергий известил своего ученика и преемника о грядущих испытаниях и предрек в утешение, что искушение будет непродолжительно и святая обитель, восстав из пепла, процветет и еще более возрастет.

Спустя 30 лет после смерти Сергия Радонежского, незадолго перед началом строительства нового храма во имя Живоначальной Троицы в Троице-Сергиевом монастыре, на месте деревянного, освященного 25 сентября 1412 г., преподобный Сергий явился одному благочестивому мужчине, жившему близ обители, и велел известить игумену Никону и братии: «Зачем оставляете меня столько времени во гробе, землей покровенного, в воде, утесняющей тело мое?»

И вот при строительстве собора, 18 июля (5 июля по старому стилю) 1422 г., когда рыли рвы для фундамента, были открыты нетленные мощи преподобного, и все увидели, что не только тело, но и одежды на нем были невредимы, хотя вокруг гроба, действительно, стояла вода. В присутствии богомольцев и духовенства святые мощи достали из земли и временно «поставили» в деревянной Троицкой церкви (на том месте находится теперь церковь Сошествия Святого Духа).

При освящении в 1426 г. каменного Троицкого собора мощи Сергия Радонежского были перенесены в него.

18 июля, день обретения мощей святого Сергия, игумена Русской земли — самое многолюдное и торжественное церковное празднество в обители. Церковь отмечает память Сергия Радонежского также в день его кончины 8 октября (25 сентября по старому стилю).

В 1452 г. Сергий Радонежский был причислен к лику святых.

После Октябрьской революции по всей стране была предпринята кампания по вскрытию святых мощей. Мощи не только вскрывались и «инвентаризировались», но часто изымались музеями, где хранились в запасниках или выставлялись на обозрение.

Мощи преподобного Сергия, привлекавшие к себе нескончаемый поток паломников, были вскрыты 11 апреля 1919 г. в присутствии специальной комиссии с участием представителей церкви. В 1920-1946 гг. мощи находились в музее, помещавшемся в здании лавры. 20 апреля 1946 г. мощи Сергия были возвращены церкви.

Существует предание о сохранении Честной Главы Преподобного Сергия, по которому святитель Тихон, патриарх Московский, боясь потерять навсегда драгоценную святыню, благословил священника Павла Флоренского и графа Юрия Олсуфьева спрятать честную главу Преподобного. Отец Павел и граф Олсуфьев ночью вошли в Троицкий собор и, вскрыв раку, изъяли главу Преподобного, а на ее место возложили главу погребенного в подклети Троицкого собора князя Трубецкого. Все происходящее держалось в строжайшей тайне, но по отдельным воспоминаниям можно восстановить, что святая глава хранилась некоторое время в специальном ковчеге в доме Олсуфьевых в Сергиевом посаде, с 1928 г. она была зарыта в саду при его доме.

В 1933 г. после ареста отца Павла Флоренского граф Олсуфьев бежал в Нижний Новгород, где посвятил в эту историю Павла Голубцова (будущего владыку Сергия — епископа Новгородского и Старорусского). Голубцову удалось переместить ковчег с главой преподобного Сергия из сада графа Олсуфьева в окрестности Николо-Угрешского монастыря под Москвой, где ковчег находился до окончания Великой Отечественной войны.

Вернувшись с фронта, Голубцов передал ковчег Екатерине Васильчиковой (приемной дочери графа Олсуфьева), которая и стала последней хранительницей святыни.

В 1946 г., когда была вновь открыта Троице-Сергиева лавра, а мощи преподобного Сергия были возвращены монастырю, Екатерина Васильчикова тайно возвратила главу Сергия патриарху Алексию I, который благословил возвратить ее на место, в раку.

По семейному преданию Флоренских отец Павел сделал записи на греческом языке о своем участии во всей этой истории. Однако никаких письменных свидетельств в его архивах найдено не было.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *